Научная статья на тему 'МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ (МООС) В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ ХХI В.'

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ (МООС) В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ ХХI В. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дистанционное образование / дистанционное обучение / электронное обучение / онлайн-курсы / MOOC / интернет-коммуникация / информационные технологии. / Distance education / distance learning / e-learning / online courses / MOOC / internet communication / information technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плаксина Н. В., Манжосова Ю. А.

В статье рассмотрена история возникновения и распространения MOOC (Massive open online courses) как отдельной формы дистанционного образования, а также причины широкой популяризации данного феномена. Проанализированы основные принципы организации, технологии обучения, основные направления и возможные перспективы развития MOOC обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASSIVE OPEN ONLINE COURSE (MOOC) IN THE SYSTEM OF DISTANCE EDUCATION AT THE BEGINNING OF THE ХХI CENTURY

The article reveals the origin and development of MOOC (Massive open online courses), as one of the forms of distance education and the reasons for its popularization . The basic organizational principles and basic educational technologies, the main trends and possible ways of MOOC development during the above-mentioned period are analyzed.

Текст научной работы на тему «МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ (МООС) В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ ХХI В.»

УДК 378

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ (МООС) В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ ХХ! В.

© 2022 Н. В. Плаксина1, Ю. А. Манжосова2

1 кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: Natalyanegrebetskaya@ yandex. ru

2кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: ula20201978@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрена история возникновения и распространения MOOC (Massive open online courses) как отдельной формы дистанционного образования, а также причины широкой популяризации данного феномена. Проанализированы основные принципы организации, технологии обучения, основные направления и возможные перспективы развития MOOC обучения.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, электронное обучение, онлайн-курсы, MOOC, интернет-коммуникация, информационные технологии.

MASSIVE OPEN ONLINE COURSE (MOOC) IN THE SYSTEM OF DISTANCE EDUCATION AT THE BEGINNING OF THE ХХI CENTURY

© 2022 N. V. Plaksina1, J. A. Manzhosova2

1Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor of Foreign Languages and Professional Communication Department e-mail: Natalyanegrebetskaya@yandex.ru 2Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor of Foreign Languages and Professional Communication Department e-mail:ula20041978@ mail. ru

Kursk State University

The article reveals the origin and development of MOOC (Massive open online courses), as one of the forms of distance education and the reasons for its popularization . The basic organizational principles and basic educational technologies, the main trends and possible ways of MOOC development during the above-mentioned period are analyzed.

Keywords: distance education, distance learning, e-learning, online courses, MOOC, internet communication, information technologies

Среди наиболее перспективных и эффективных образовательных моделей в системе дистанционного образовании в начале ХХ! в. следует выделить массовые открытые онлайн курсы (MOOC - Massive Open Online Course).

Массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) представляют собой один из широко признанных способов обучения в сфере дистанционного образования и являются одной

из наиболее актуальных тем для обсуждения в образовательном сегменте Интернета в настоящее время. В развитии данной категории курсов принимали и принимают участие ведущие учебные заведения Европы, что, безусловно, способствует развитию исследований и практики в данной области.

MOOC (massive open online courses) означает открытый доступ, а также глобальный, бесплатный обучающий контент на основе лекционного материала в видеоформате, тестовых заданий, обсуждений и проектов на определенной онлайн-платформе для большого числа участников. Благодаря гибкости в организации MOOC собирает и объединяет ученых и единомышленников по всему миру.

MOOC часто создаются сторонними онлайн-платформами и разрабатываются независимыми учеными и предлагают для изучения академический материал, который адаптирован к особенностям дистанционного обучения. С помощью использования современных цифровых инструментов и программного обеспечения MOOC-платформы расширяют возможности онлайн-обучения. У пользователей появилась возможность просматривать лекции, выполнять тестовые задания, общаться с одногруппниками и преподавателями не выходя из дома. В последние годы число участников MOOC растет и миллионам зарегистрированных пользователей предлагают сотни курсов по всему миру.

Термин «MOOC» впервые был предложен в 2008 г. канадскими учеными Стивеном Даунсом (Stephen Downes) и Джорджем Сименсом (George Siemens), в основу его была взята теория коннективизма, другими словами - теория обучения в цифровую эпоху [1].

Позже, в начале 2012 г., профессорами Стэнфордского университета Эндрю Нгом (Andrew Ng) и Дафной Коллер (Daphne Koller) была разработана независимая коммерческая технология Coursera. Принстон, Стэнфорд, Мичиганский и Пенсильванский университеты были первыми учреждениями, предложившими образовательный контент на данной платформе. С тех пор предложения в сфере образования активно масштабировались, включив коллекции курсов, предлагающие дополнительные специализации с целью развития навыков по конкретному предмету. В настоящий момент платформа насчитывает порядка 2000 онлайн-курсов, разработанных 149 учебными заведениями [3]. За достижения в сфере дистанционного образования в 2014 г. Coursera получила награды Webby Winner (Websites and Mobile Sites Education 2014) и People's Voice Winner (Websites and Mobile Sites Education) [4].

В 2011 г. учеными Стэнфордского университета было разработано несколько обучающих видеокурсов, которые были представлены на открытых онлайн-платформах, поддерживаемых бесплатными веб-ресурсами. Именно в 2011 г. MOOC получили распространение во всем мире.

Следует отметить и другие независимые некоммерческие инициативы, такие как Udacity (частная образовательная организация, основанная Себастьяном Труном (Sebastian Thrun), Дэвидом Ставенсом (David Stavens) и Майклом Сокольски (Mike Sokolsky),) и Udemy (одна из ведущих платформ для онлайн-обучения и преподавания, основанная в мае 2010 г. Эреном Бали (Eren Bali.)) [13; 14].

Вслед за ними Массачусетский технологический институт и Гарвард включили свою платформу MITx в EdX, которая представляет собой самую сложную и академичную платформу бесплатного дистанционного образования и является американским провайдером массовых открытых онлайн-курсов. На базе данных учебных заведений организуются и проводятся онлайн-курсы университетского уровня [10; 5].

Среди не менее известных европейских платформ, предлагающих массовые онлайн-курсы (MOOC), следует выделить Futurelearn и Iversity.

FutureLearn принадлежит Открытому университету Великобритании, одному из самых известных вузов в сфере дистанционного образования с большим педагогическим опытом и традициями. FutureLearn предлагает бесплатные онлайн-курсы практически по всем дисциплинам, с последующей выдачей сертификатов и даже присуждением степеней, предоставляя студентам возможность выбрать подходящий курс и траекторию обучения.

Одним из преимуществ FutureLearn является тесное сотрудничество со школами Европы, а также с лучшими британскими и мировыми колледжами и университетами, такими как Университетский колледж Лондона (UCL), Кейптаунский университет, Университет Осло и Ханьянский университет и др. [6].

Iversity является берлинской платформой онлайн-образования. С октября 2013 г. Iversity специализируется на предоставлении онлайн-курсов и лекций в высших учебных заведениях, в частности в системе MOOC. Курсы бесплатны и открыты для всех желающих. Многие из них проводятся на английском или немецком языках. Iversity сотрудничает как с отдельными профессорами, так и с различными европейскими университетами. Следует отметить, что официально на платформе Iversity MOOC были запущены в октябре 2013 г., и по состоянию на февраль 2015 г. база пользователей насчитывала 600 000 онлайн-учащихся, обучающихся на 63 курсах, предлагаемых 41 университетом-партнером. Iversity - единственная платформа MOOC, предлагающая курсы с ECTS-интеграцией («Европейская система перевода зачетных единиц»), которая является универсальной системой измерения учебной нагрузки студента при освоении образовательной программы или отдельного курса [7].

Предметные области для изучения, предлагаемые МООС, многовариативны и разнообразны. Если первые курсы на платформе были в основном связаны с информатикой, то сейчас предлагаются семинары практически по всем направлениям. Цель курсов - всесторонне и квалифицированно передать свое содержание. Некоторые (например, большая часть тех, что предлагает Udacity) предназначены для подготовки студентов к началу профессиональной деятельности и имеют более практическую направленность.

Следует отметить, что структура массовых открытых онлайн-курсов неоднородна.

Стивен Даунс констатировал, что абсолютное большинство курсов на сегодняшний день можно условно разделить на два вида: xMOOC и cMOOC.

Концепция xMOOC больше подходит под описание классического открытого онлайн-курса. В структуру курса входят лекции, интерактивные тесты к лекциям и раздел, где можно напрямую задать вопрос преподавателю или обсудить что-либо с сокурсниками. Кроме того, студенты, как правило, должны соблюдать сроки выполнения заданий, которые им предлагают администраторы. То есть если студент не прослушал лекцию в течение определенного времени или не прошел вовремя интерактивный тест, его, скорее всего, отчислят с курса.

xMOOC обычно поддерживаются университетами и скорее ориентируются на более традиционный, академический подход к освоению материала. Именно поэтому такие курсы считаются более авторитетными и «правильными» в образовательной среде дистанционного образования.

В отличие от xMOOC, cMOOC основаны на общении участников и обсуждении тех или иных тем. И это самое «с» представляет собой не что иное, как первую букву английского слова «connectivism». Концепция использует теорию связанных знаний (connective knowledge), теорию о том, что обучение происходит в связанной сетью группе людей, которые активно используют блоги, социальные сети для поиска знаний,

обучающих сообществ и людей со сходными интересами для создания и актуализации различных сфер знаний.

Основное внимание здесь уделяется стимулированию активности студента. Лекторы предоставляют материалы (включая снятые ими видеоклипы) и мотивируют студентов добавлять свой собственный материал, свои идеи и размышления. Это могут быть записи в блоге, видео или даже подкасты.

Как лаконично выразился Джордж Сименс, «cMOOCs сосредоточены на создании и генерации знаний, в то время как xMOOCs акцентируют внимание на дублировании знаний». Несмотря на общую цель - предоставление открытого и бесплатного (или относительно дешевого) образования для населения, xMOOCs и cMOOCs имеют совершенно разные структуры и качества. Каждая форма МООК создает свой тип учебной среды и подходит для разных задач обучения [2].

Следует отметить, что нет установленных правил, как структурировать МООС. В зависимости от типа МООС и рассматриваемой темы, материалы, используемые в курсе, вариативны. Контекст курса и цель обучения также играют важную роль в его структуре. Почти всегда в курс включены видеозаписи лекций и сопроводительные текстовые материалы.

Наиболее распространенным элементом, который можно найти во всех формах МООС, является видеоматериал. Поскольку лекции нельзя слушать вживую, преподаватели записывают видеоролики, в которых представлен материал. Как и при автономном обучении, слушателям курсов предоставляются технические тексты и другие учебные материалы. Они могут сопровождать содержание видеороликов или способствовать самостоятельному изучению. Во многих МООС тесты являются обязательной частью учебной программы. Они могут проводиться один или два раза в течение курса обучения или еженедельно. Цель промежуточного тестирования - дать каждому слушателю возможность оценить свой индивидуальный прогресс в обучении. Многие МООС также требуют выполнения домашних заданий.

Для создания образовательного контента организаторами курса обычно используются такие инструменты, как YouTube или Vimeo.

Иногда преподаватели организуют онлайн-занятия в режиме реального времени, используя такие цифровые инструменты, как Hangouts или Ustream. Это уникальная возможность для студентов напрямую связаться с преподавателем, задать ему вопросы. Также MOOC предлагает участникам курса встречи офлайн. Подобные встречи дают возможность студентам поработать над групповыми проектами.

Во многих случаях организатор курса в начале обучения предлагает студентам подходящий форум для общения между собой. Участники общаются через социальные сети и создают независимые учебные группы. Для общения внутри групп часто преподавателями рекомендуется Google hangouts (сервис групповых чатов для общения) или аналогичные инструменты. Часто участники курса создают собственные блоги по теме и обсуждают их содержание с другими студентами.

Следует отметить, что в процессе обучения можно пройти как один, так и несколько курсов одновременно, так как для зарегистрированных пользователей открыт весь контент. Студенты могут осваивать выбранный курс в своем собственном темпе, занимаясь столько времени, сколько им необходимо. Однако большинство MOOC доступны в течение ограниченного периода времени (как правило, не более одного года).

Большинством MOOC предусмотрена возможность получения сертификатов с логотипом университета и подписью преподавателя, которые могут быть предъявлены работодателю. А он, в свою очередь, может обратиться к базе данных соответствующего провайдера MOOC, чтобы получить информацию о кандидате.

Одним из ключевых аспектов при организации учебной работы MOOC является элемент сотрудничества. Во время обучения MOOC делается все возможное, чтобы воссоздать опыт групповой работы с использованием определенных инструментов. Во время обучения создаются учебные сообщества, группы в различных социальных сетях, организуются социальные форумы в формате вопрос-ответ, а также форумы с функциями голосования. Учащиеся массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) могут выбирать не только учебные материалы, но и учебные мероприятия [15].

Открытые курсы адресованы широкой аудитории. В этой связи, по мнению европейских ученых, необходимо пересмотреть принципы, на которых они должны основывать свое педагогическое планирование, чтобы соответствовать критериям качественного образования [8]. Для превращения MOOC в интегрированную и эффективную среду обучения необходимы время, исследования и ресурсы.

Стремительное развитие MOOC привело к появлению инновационных образовательных практик в области электронного обучения и дистанционного образования. MOOC предоставляют преподавателям возможность внедрять, расширять обучение в соответствии с различными потребностями учащихся. С быстрым развитием цифровых технологий и их интеграцией в образовательный процесс многие программные приложения, такие как онлайн-игры, симуляторы, виртуальная учебная среда, а также приложения для совместного написания текстов (текстовые редакторы), позволяют учащимся развивать успешное сотрудничество как членам команды [11].

В этом случае преподаватель координирует и поддерживает учащихся в выполнении конкретных учебных действий, в то время как инициатива по разработке и выполнению работы принадлежит самой команде. Возможности синхронной и асинхронной коммуникации способствуют развитию когнитивных сообществ, где учащиеся обмениваются информацией и идеями, демонстрируя как уровень накопленных ими знаний, так и развитые ими когнитивные процессы [12].

По мнению европейских ученых, учащиеся могут использовать технологию в качестве интеллектуального партнера в своих попытках сформулировать свои предыдущие знания, сравнить свой предыдущий опыт обучения и семантически уточнить концепции, которые они изучили и разработали в процессе непрерывного критического мышления. Среди наиболее эффективных цифровых инструментов для достижения данных целей преподаватели МООС выделяют Kahoot.

Платформа Kahoot! (getkahoot.com) - бесплатный цифровой инструмент для создания интерактивных заданий, созданный в Норвегии в 2013 г. Йоханом Брандом, Джейми Брукером и Мортеном Версвиком в рамках совместного проекта с Норвежским университетом науки и технологий. Данный сервис можно использовать для нестандартного тестирования и опроса обучающихся в офлайн- и онлайн-формате. У платформы есть два режима. Один предназначен для преподавателей - для создания тестовых материалов и управления ими (kahoot.com), другой - для работы студентов (kahoot.it). Версия для учеников также доступна в виде приложения в App Store или Google Play.

При организации процесса обучения на платформах массовых открытых курсов преподавателями часто используются бесплатные цифровые инструменты для обмена текстовыми сообщениями. Например, с помощью Google Docs группа учащихся может одновременно писать текст, который можно сохранить в облаке и получить к нему доступ в любое время и в любом месте.

Еще одним современным инструментом для совместной работы с текстовыми документами является TitanPad (http://titanpad.com/), который был разработан исследовательской группой в Австрии и находится в свободном доступе в Интернете.

Каждый учащийся может использовать свой цвет в процессе редактирования документа.

Огромной популярностью среди организаторов учебного процесса для совместной работы обучающихся пользуется Etherpad (https://etherpad.org/) -редактор, в котором можно создавать собственные документы (pad в терминологии проекта) и приглашать других пользователей к редактированию в режиме реального времени. Документ для работы можно загрузить в формате обычного текста, HTML, Open Document, Microsoft Word или PDF. Редактор был разработан в ноябре 2008 г., а в декабре 2009 г. EtherPad был приобретен компанией Google и выпущен как программное обеспечение с открытым исходным кодом. Дальнейшая разработка этого программного обеспечения координируется Фондом Etherpad.

Следует отметить, что на платформах массовых открытых курсов MOOC активно используется методика, известная как «Перевернутый класс» («Flipped classroom»), в которой традиционная структура обучения приобретения знаний была заменена новой, основанной на обучении вне класса [9].

Итак, главными преимуществами массовых открытых онлайн-курсов по праву считаются бесплатность и открытость для всех, независимо от уровня дохода, культуры или образования. MOOC дает возможность учиться в университетах мирового класса и у известных преподавателей, находясь в любой точке мира.

Благодаря постоянно растущей оцифровке ресурсов, массовым открытым онлайн-курсам не приходится иметь дело с физическими ограничениями учебных заведений. Это означает, что количество участников курса не ограничено. МООС могут принимать от 100 до нескольких тысяч студентов, и их действительно можно назвать «массовыми».

Несомненным плюсом МООС является и разнообразие тематики курсов. Занятия проводятся онлайн - поэтому МООС имеют много общего с университетами дистанционного обучения. Учебные материалы доступны обучающимся независимо от их местонахождения. Это сочетается с многочисленными возможностями электронного обучения. Публикация материалов через Интернет дает преподавателям возможность активно использовать вариативные цифровые ресурсы.

Следует отметить, что в первые десятилетия ХХ1 в. МООС оказались своеобразным авангардом либерализации образования. Многие курсы используют геймификацию и современные цифровые инструменты, что делает их привлекательными для студентов и расширяет представление о традиционных педагогических инструментах.

Массовые открытые курсы создают возможность для обмена идеями и знаниями, а также помогают актуализировать навыки обучения на протяжении всей жизни, предоставляя доступ к глобальным ресурсам. Курсы имеют соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии могут трансформироваться для каждого участника.

МООС - платформа для образовательной межнациональной коммуникации, которая способствует развитию и стабилизации межкультурных отношений, что, несомненно, приводит к сотрудничеству между преподавателями и учащимися на национальном и международном уровнях.

Библиографический список

1. Гуреева Л. В. Коннективистская теория обучения / Л. В. Гуреева // Молодой ученый. - 2004. - № 6 (65). - С. 695-697.

2. Comparing xMOOCs and cMOOCs: philosophy and practice. - URL: https://www.tonybates.ca/2014/10/13/comparing-xmoocs-and-cmoocs-philosophy-and-practice/ (дата обращения: 12.04.22).

3. Coursera: обзор и отзывы. - URL: https://progress4u.ru/obrazovanie/coursera-obzor-i-otzyvy/] (дата обращения: 15.03.22).

4. Coursera. The Webby Awards. - URL: https://winners.webbyawards.com/2014/websites-and-mobile-sites/general-websites-and-mobile-sites/education/144773/coursera (дата обращения: 15.03.22).

5. MITx.Free online courses from Massachusetts Institute of Technology. - URL: https://www.edx.org/school/mitx (дата обращения: 12.04.22).

6. Future Learn Free Courses With Free Digital Certificates. - URL: https://opportunitydesk.info/futurelearn-free-courses-2020-from-europe/ (дата обращения: 14.04.22).

7. Free Online Iversity Courses. - URL: https://www.classcentral.com/provider/iversity (дата обращения: 14.04.22).

8. Garron Hillaire, Francisco Iniesto , Bart Rienties Humanising Text-to-Speech Through Emotional Expression in Online Courses. - URL: https://iime.open.ac.uk/article/10.5334/jime.519/ (дата обращения: 12.04.22).

9. Seamless flipped_learning. A mobile technologyenhanced flipped classroom with effective learning strategies. - URL: https://www.researchgate.net/publication/281608666 (дата обращения: 15.04.22).

10. Open Learning. - URL: https://openlearning.mit.edu/courses-programs/mitx-courses?f%5B0%5D=course availability%3A62 (дата обращения: 12.04.22).

11. The Kirkpatrick Model of Training Evaluation (with Examples). - URL: https://www.devlinpeck.com/posts/kirkpatrick-model-evaluation (дата обращения: 12.04.22).

12. Thinking critically about critical thinking: validating the Russian HEIghten® critical thinking assessment. - URL: https://www.researchgate.net/publication/336232309 Thinking critically about critical thin king validating the Russian HEIghtenR critical thinking assessment (дата обращения: 12.04.22).

13. Udacity. Trust an IDC leader to overcome digital talent gaps. - URL: https://www.udacity.com/ (дата обращения: 06.04.22).

14. Udemy. Focus on your Future. - URL: https://www.udemy.com.cach3.com/(дата обращения: 06.04.22).

15. Why Study on a MOOC? The Motives of Students and Professionals. - URL: https://oro.open.ac.uk/49124/1/Why%20study%20on%20a%2QMOOC-Milligan%20and%20Littleiohn%202017.pdf] (дата обращения: 12.04.22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.