Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / MOOC / МАТЕМАТИКА / MATH / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / MOOCS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Оксана Николаевна, Халилова Милера Юсуфовна

Статья посвящена анализу современных направлений развития открытых интернет-курсов с массовым интерактивным участием и открытым доступом. Изложен обзор ключевых проблем и видение путей к решению нескольких вопросов, выполнен анализ содержания онлайн-курсов по математическим направлениям. На основе проведенного анализа авторами сделан вывод ополезности использования MOOC-курсов в качестве дополнительного образовательного ресурса для изучения математических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of massive open online course for the study of mathematical disciplines

A massive open online course (MOOC) is a platform for delivering learning content online to any person who wants gain knowledge, with no limit on attendance. In addition to traditional course materials such as video lectures, practical work and exams, many MOOCs provide interactive user forums to support community interactions among students and professors. Using interactive exercises contributes to the formation of interest from students and allows everyone to organize the existing knowledge. Article aims to study the possibility of using distance learning technologies in the MOOC platform for the study of mathematical disciplines. A massive open online course offer amazing quality classes by the best professors from the best universities. The most popular distance courses - EDx, Coursera, Khan Academy, INTUIT, Iversity, Open Univercity, Lectorium. With Open edX, educators and technologists can build learning tools and contribute new features to the platform, creating innovative solutions to benefit students everywhere. Based on the research we come to following conclusions. MOOC-courses are suitable for the use as additional educational resources in mathematical disciplines to achieve a high quality of professional education, training, self-education and increase motivation of students. Massive open online course contribute to the development of innovative technologies and the introduction of new teaching concepts.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Гончарова Оксана Николаевна доктор педагогических наук, профессор e-mail: o. n.goncharova@gmail. com Халилова Милера Юсуфовна

cтудент e-mail: milera16@mail.ru Таврическая Академия Крымского федерального ун-та им. В.И. Вернадского,

г. Симферополь, Российская Федерация

Goncharova Oksana Doctor of pedagogic, Professor Hailova Milera Student

Taurida Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Simferopol, Russian Federation

].......!

Статья посвящена анализу современных направлений развития открытых интернет-курсов с массовым интерактивным участием и открытым доступом. Изложен обзор ключевых проблем и видение путей к решению нескольких вопросов, выполнен анализ содержания онлайн-курсов по математическим направлениям. На основе проведенного анализа авторами сделан вывод ополезности использования MOOC-курсов в качестве дополнительного образовательного ресурса для изучения математических дисциплин.

Ключевые слова: массовые Открытые Онлайн Курсы, MOOC, математика, технологии днстанцнонного обучения.

.......

Постановка проблемы. Развитие и повсеместное применениеинформацион-ных технологий во всех сферах человеческой деятельности является глобальной тенденцией мирового развития. Применение передовых технологий открывает невиданные возможности для образовательной деятельности, в частности, привело к формированию новой концепции публикации учебных материаловв виде массовых открытых онлайн курсов - Massive

Open Online Course (MOOC). Данные дистанционные образовательные технологии стали использоваться в качестве мощного образовательного ресурса.

Все чаще современные дистанционные образовательные технологии внедряются в учебный процесс. Особой популярностью пользуются открытые онлайн-курсы по математическим дисциплинам. Перед многими исследователями стоит вопрос: сможет ли дистанционное образо-

Didactics of mathematics: Problems and Investigations. - Issue # 43. - 2016.

© Goncharova O., Halilova M.

вание вытеснить традиционное и возможно ли его использование для изучения сложных дисциплин, например, математики.

Анализ актуальных исследований. Особое значение в рамках поставленной проблемы имеют исследования ученых, рассматривающих вопросы организации обучения на основе использования современных электронных ресурсов, Ю.Л. Кос-тюка, И.С. Левина, А. Лукса, И.Л. Фукса, А.Е. Янковской [3]. Авторы освещают основные проблемы дистанционного обучения в рамках открытых онлайн-ресурсов, предлагают новые пути решения, которые основываются на применении смешанных диагностических тестов.

Проблеме использования массовых открытых онлайн-курсов в математической подготовке специалистов по программной инженерии уделяли внимание такие исследователи, как Н.Н. Дацун и Л.Ю. Уразаева [1]. В результате авторы пришли к выводу об ограниченных возможностях использования открытых курсов для подготовки инженеров-программистов на основе международных рекомендаций.

Исследованием данного вопроса занимались следующие ученые: С.Д. Кара-казов, В.Г. Маняхина [2]. Авторы перечислили достоинства и недостатки МООС-курсов, перспективы их использования в российском педагогическом образовании.

Цель статьи: исследование возможности использования дистанционных образовательных технологий на платформе МООС для изучения математических дисциплин.

Изложение основного материала. Первоначально дистанционное обучение стало развиваться с появлением персональных компьютеров. Задача первых обучающих программ состояла в тестировании в текстовом виде. После появились устройства для оформления учебных материалов в графическом виде. Настоящую революцию в электронном обучении произвел Интернет. Часть исследователей считали, что электронное обучение может вытеснить учителя из учебного процесса, однако стало понятно, что это не совсем

верно. Таким образом, появилась концепция смешанного обучения, которая пользуется спросом. В последние годы детально разрабатываются методики организации учебной деятельности, что привело к появлению MOOC-курсов.

MOOC — это инновационное направление в дистанционном образовании, которое сочетает современные дидактические методики. Старт МООС-направлению дал Стэнфордский университет, запустив в 2012 году первые 3 курса, которые моментально собрали аудиторию из 100 000 слушателей. Через несколько месяцев на курс профессора С. Трана по искусственному интеллекту записались уже 160 000 студентов из 190 стран мира [4].

Central сообщает, что число студентов, которые подписались, по крайней мере, на один курс превысил 35 миллионов в 2015 году [11]. К примеру, в Китае и Южной Африке каждый десятый является слушателем онлайн-курсов. В США 30% населения обучались хотя бы по одному он-лайн-курсу [3]. Таким образом, дистанционное обучение становится очень востребованным.

MOOC представляет собой коллекцию учебных материалов по всем отраслям знаний, содержитзадания для оценивания результативности учащихся, интерактивные форумы для установления виртуальных контактов всех субъектов учебного процесса.

Основные принципы и преимущества педагогического подхода MOOC:

1. Онлайн образование является столь же эффективным, как и очное образование [7]. В последнем отчете Департамента образования США говорится, что в «классах с онлайн-обучением» результаты выше, чем в исключительно очных классах [7].

2. Использование интерактивных упражнений способствует формированию интереса со стороны учащихся и позволяет систематизировать имеющиеся знания.

3. Поэтапное овладение предметом. Данный подход базируется на работах педагога-психолога Бенджамина Блума [7].

4. Возможность многократного выполнения заданий, способствующее закреплению материала.

5. Задание для взаимной оценки. Многие курсы включают в себя задания, которые с трудом поддаются автоматической оценке компьютером. Именно поэтому разработчики предоставляют студентам возможность оценивать и рецензировать работы сокурсников. Многочисленные исследования показали, что такой подход обеспечивает учащимся не только точную оценку их работ, но и ценный опыт проверяющего.

6. Смешанное обучение. Исследования показали, что подобная смешанная модель образования повышает вовлеченность студентов в учебный процесс, а также увеличивает их посещаемость и улучшает успеваемость [7].

7. Возможность обучения для людей с ограниченными возможностями.

Исследования показали, что среди числа всех зарегистрировавшихся только 3% студентов изучили все темы, половина просмотрела лишь 11% материала [13].

Такое уменьшение обучающихся можно объяснить несколькими причинами:

1. MOOC-курсы не учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося.

2. Отсутствие мотивации учащихся, поскольку университеты-соучредители не признают результаты обучения в качестве кредита по соответствующей дисциплине.

3. Часть студентов не могут самостоятельно овладеть теоретическими знаниями либо не умеют применить добытые знания на практике.

4. Многие курсы платные либо предусматривают приобретение соответствующего учебного пособия.

Решить одну из проблем можно, если предусмотреть следующий подход-использовать тестирование слушателей при регистрации в системе, что позволит оценивать способности и ориентировать учащихся. Для решения проблемы связанной с признанием сертификатов необходимо в структуре университетов создать комиссии по аккредитации курсов на соответствие их требованиям образовательных стандартов. Некоторые не поддерживают данную идею, поскольку считают, что MOOC угрожает разрушить сложившуюся систему высшего образования.

Наиболее популярными являются следующие дистанционные курсы: edX, Coursera, Академия Хана, ИНТУИТ, Iversity, OpenUnivercity, Лекториум.

В настоящее время Coursera является самым популярным, посещаемым и авторитетным проектом в сфере открытого образования, сотрудничающим с лидирующими вузами. Аудитория платформы насчитывает 16,7 миллионов человек, среди которых русскоговорящие пользователи по количеству входят в топ-5 [7]. Менее популярным является Edx - 1,6 миллиона пользователей[8]. Coursera объединяет около ста университетов Америки (33), Европы, Австралии, начиная с 2014 года некоторые российские университеты присоединились к проекту (ВШЭ, МФТИ, СПбГУ, Новосибирский и Томский государственные университеты).

В категории «Математика и логика» представлены 79 курсов, среди них исследованы подкатегории «Математический анализ», «Основы алгебры», «Теория вероятности для начинающих», «Теория игр», «Комбинаторика», «Теория графов». 10 курсов на русском языке, 13 курсов имеют субтитры на русском языке.

Программы курсов состоят из видеолекций, конспектов, интерактивных тестов, домашних заданий и итогового экзамена по изученному материалу. Особенность курса состоит в особой подаче лекционного материала: разделении его на части не более 20 минут каждый. Индивидуальное домашнее задание необходимо выполнить в определенном временном промежутке, иначе оно будет допущено к проверке. К окончанию курса учащийся должен выполнить определенное количество домашних заданий и сдать экзамен, по результатам которого участнику высылается документальное подтверждение.

В категории «Math» платформы edX [8] представлены 80 курсов, среди них 61 на английском языке и нет ни одного на русском языке. Изучены курсы, такие как: «Линейная алгебра», «Математическая статистика», «Введение в алгебру», «Анализ данных». Все курсы разбиты на уровни: вводный (introductory), средний (intermediate) и продвинутый Advanced).

Академия Хана является некоммерче-

®

Didactics of mathematics: Problems and Investigations. - Issue # 43. - 2016.

© Goncharova O., Halilova M.

ской организацией, созданной в 2006 году Салманом Ханом [10]. Данная образовательная организация сотрудничает c Калифорнийской Академией Наук и NASA, содержит огромное количество образовательного контента для людей разных возрастов. В категории «Math» представлено 16 подкатегорий, а каждая из подкатегорий в свою очередь подразделяется на темы. Изучены подразделы «Дифференциальные уравнения», «Тригонометрия» и «Геометрия». Академию Хана уверенно лидирует среди курсов по изучению математики.

Udemy - это образовательная платформа, предназначенная для повышения квалификации специалистов по многим направлениям [12]. Портал предоставляет возможность преподавателям создавать собственные курсы, рекламировать и получать прибыль от сборов за обучение. MOOC не содержит развернутых курсов по математическим дисциплинам. К данному выводу пришли, изучив следующие курсы «Теория вероятности и статистика» и «Дискретная математика».

В Российской Федерации есть немало университетов, которые предоставляют дистанционные курсы. К примеру, Современная гуманитарная академия организует учебный процесс в виде MOOC. На высоком уровне зарекомендовал себя интернет-университет информационных технологий - Национальный открытый университет (ИНТУИТ) [6, 5]. В конце 2013 года стартовала сетевая межуниверситетская площадка «Универсариум», на которой открыты курсы МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Балтийского федерального университета [14]. Данный продукт запущен при поддержке Агентства стратегических инициатив и РИА-новости. Курсы позиционируются как отдельные курсы, которые могут быть встроены в большие образовательные программы. В категории «Математика» представлено 4 курса, рассмотреныследующие курсы «Теория вероятностей и статистика в средней школе», «Графы и комбинаторика: от жемчужин теории к современным приложениям». Представленные курсы позволят не только освоить основные понятия и определения, но и заложат основы

практического использования.

Большой популярностью пользуется бесплатное дистанционное обучение в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ» [5]. Онлайн-платформа содержит несколько сотен открытых образовательных курсов, среди них огромное количество по информатике. Также возможно платное получение сертификатов о повышении квалификации. Были проанализированы курсы: «Введение в вычислительную математику», «Введение в теорию вероятности», «Высшая математика на Mathcad». Программы курсов состоят из лекций, практикумов, контрольных работ, тестов и экзамена.

Аналогом Академия Хана является образовательный портал «Interneturok.ru» [9], содержащий более 4000 видеоуроков по школьной программе от учителей Санкт-Петербурга и Москвы.

Среди российских студентов пользуется популярностью проект «Лекториум» [4], занимающийся созданием учебных материалов в формате открытых онлайн-курсов. Были исследованы видео-уроки по «Дискретной математике», «Финансовой математике», «Введение в статистическую теорию поля». Просмотрены курсы по математике: «Математическая логика и теория алгоритмов», «Линейная алгебра и аналитическая геометрия». Курсы в среднем состоят из 30 видео, 6 проверочных занятий и одного итогового теста.

Выводы. Проанализированы передовые дистанционные технологии, такие как edX, Udemy, Академия Хана, Лекториум, ИНТУИТ, Coursera. На основании исследования приходим к следующим выводам:

- MOOC-курсы пригодны к использованию как дополнительные образовательные ресурсы для изучения математических дисциплин для достижения высокого качества профессионального образования, повышения квалификации, для самообразования и повышения мотивации обучающихся.

- MOOC справляется со своей главной задачей - образование предоставляемое лучшими университетами мира становится общедоступным и бесплатным.

- Массовые открытые онлайн курсы способствуют развитию инновационных

©

технологий и внедрению новых дидактических концепций.

1. Дацун Н.Н. Использование массовых открытых онлайн-курсов в математической подготовке специалистов по программной инженерии / Н.Н. Дацун, ЛЮ. Уразаева // Интернет-журнал Науковедение, 2015. - №2 (27). - Режим доступа: http://cyber-leninka.ru/article/n/ispolzovanie-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov-v-matematicheskoy-podgotovke-spetsialistov-po-programmnoy-inzhenerii.

2. Каракозов С.Д. Массовые открытые онлайн-курсы в зарубежном и российском образовании / С.Д. Каракозов, В.Г. Маняхина // Вестник РУДН. - Серия: Информатизация образования, 2014. - №3. - С. 25. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru /article/n/ massovye-otkrytye-onlayn-kursy-v-zarubezhnom-i-rossiyskom-obrazovanii.

3. Костюк Ю.Л. Массовые открытые онлайн курсы-современная концепция в образовании и обучении / Костюк Ю.Л., Левин И.С., Фукс А.Л., Фукс И.Л., Янковская А.Е. //Вестн. Том. гос. ун-та. Управление, вычислительная техника и информатика, 2014. - №1 (26). -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-sovremennaya-kontseptsiya-v-obrazovanii-i-obuchenii.

4. Лекториум - академический образовательный проект. URL. - Режим доступа:

https://www.lektorium.tv/about.

5. Национальный Открытый Университет ИНТУИТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru.

6. Современная Гуманитарная Академия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. muh.ru.

7. Coursera. Online Courses From Top Universities. - Режим доступа: URL: https:/ /www. coursera.org.

8. edX. Free online courses from the world's best universities. URL. - Режим доступа: https://www. edx. org.

9. InternetUrok.ru. URL. - Режим доступа: http://interneturok.ru/

10. Khan Academy. URL. - Режим доступа: https://ru.khanacademy.org.

11. State of the MOOC 2016: A Year of Massive Landscape Change For Massive Open Online Courses. URL. - Режим доступа: https://www. onlinecoursereport. com/state-of-the-mooc-2016-a-year-of-massive-landscape-change-for-massive-open-online-courses.

12. Udemy Online Courses - Learn Anything, On Your Schedule. URL. - Режим доступа: https://www. udemy. com.

13. Who uses MOOCs and how? URL. -Режим доступа: http://monitor.icef.com /2014/07 /who-uses-moocs-and-how.

14. What is massive open online course (MOOC)? URL. - Режим доступа: http://whatis. techtarget. com/defnition/massively-open-online-course-MOOC.

-'-3.......L -

Abstract. Goncharova O., Halilova M. The use of massive open online course for the study of mathematical disciplines. A massive open online course (MOOC) is a platform for delivering learning content online to any person who wants gain knowledge, with no limit on attendance. In addition to traditional course materials such as video lectures, practical work and exams, many MOOCs provide interactive user forums to support community interactions among students and professors. Using interactive exercises contributes to the formation of interest from students and allows everyone to organize the existing knowledge.

Article aims to study the possibility of using distance learning technologies in the MOOC platform for the study of mathematical disciplines. A massive open online course offer amazing quality classes by the best professors from the best universities. The most popular distance courses - EDx, Coursera, Khan Academy, INTUIT, Iversity, Open Univercity, Lectorium. With Open edX, educators and technologists can build learning tools and contribute new features to the platform, creating innovative solutions to benefit students everywhere. Based on the research we come to following conclusions. MOOC-courses are suitable for the use as additional educational resources in mathematical disciplines to achieve a high quality of professional education, training, self-education and increase motivation of students. Massive open online course contribute to the development of innovative technologies and the introduction of new teaching concepts.

Key words: Massive Open Online Courses, MOOCs, math, distance learning technologies.

Статья поступила в редакцию 11.02.2016 г.

®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.