Научная статья на тему 'Массовые открытые онлайн курсы и их роль в непрерывном образовании'

Массовые открытые онлайн курсы и их роль в непрерывном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / TARGET AUDIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулая Татьяна Михайловна, Романова Светлана Анатольевна

В статье рассматривается одна из современных тенденций развития онлайн образования массовые открытые онлайн курсы (Massive open online courses MOOCs), представляющие собой открытую и гибкую форму непрерывного образования с применением информационно-коммуникационных технологий. Анализируется пользовательская аудитория массовых открытых онлайн курсов, приводятся статистические данные относительно количества слушателей, сведения о крупнейших мировых провайдерах новой образовательной платформы, сертификации, преобладающих языках обучения и курсах с большим количеством зарегистрировавшихся пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASSIVE OPEN ONLINE COURSES AND THEIR ROLE IN THE CONTINUING EDUCATION

The article deals with one of the modern trends in the development of online education massive open online courses (MOOCs), which are an open and flexible form of continuing education with the use of information and communication technologies. The authors analyze the user’s audience of massive open online courses, and give the statistical data on the number of students, the information about the world's greatest providers of the new educational platform, the certification, and the prevailing languages of instructions and the courses with a large number of registered users.

Текст научной работы на тему «Массовые открытые онлайн курсы и их роль в непрерывном образовании»

Гулая Татьяна Михайловна, Романова Светлана Анатольевна

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ И ИХ РОЛЬ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается одна из современных тенденций развития онлайн образования - массовые открытые онлайн курсы (Massive open online courses - MOOCs), представляющие собой открытую и гибкую форму непрерывного образования с применением информационно-коммуникационных технологий. Анализируется пользовательская аудитория массовых открытых онлайн курсов, приводятся статистические данные относительно количества слушателей, сведения о крупнейших мировых провайдерах новой образовательной платформы, сертификации, преобладающих языках обучения и курсах с большим количеством зарегистрировавшихся пользователей.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/4-2/57.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 4(58): в 3-х ч. Ч. 2. C. 197-199. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/4-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 378.147

В статье рассматривается одна из современных тенденций развития онлайн образования - массовые открытые онлайн курсы (Massive open online courses - MOOCs), представляющие собой открытую и гибкую форму непрерывного образования с применением информационно-коммуникационных технологий. Анализируется пользовательская аудитория массовых открытых онлайн курсов, приводятся статистические данные относительно количества слушателей, сведения о крупнейших мировых провайдерах новой образовательной платформы, сертификации, преобладающих языках обучения и курсах с большим количеством зарегистрировавшихся пользователей.

Ключевые слова и фразы: информационное общество; массовые открытые онлайн курсы; информационно-коммуникационные технологии; непрерывное образование; информационно-образовательная среда; целевая аудитория.

Гулая Татьяна Михайловна

Романова Светлана Анатольевна, к. соц. н., доцент

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова tg87rs@rambler.ru; sromanova1@mail.ru

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ И ИХ РОЛЬ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Современное общество в глобальном масштабе представляет собой «постиндустриальное общество», т.е. общество, в котором в результате НТР произошёл переход от экономики, преимущественно производящей товары, к экономике, производящей услуги, в том числе информационные. Информация и знания стали мощным ресурсом, а инновации и научно-технические разработки - двигателем общественного прогресса. Согласно мнению американского политолога и социолога Д. Белла, автора концепции постиндустриального общества, в XXI веке, в связи с резким ростом, бурным развитием и широким применением компьютерных технологий, телекоммуникацией, мы имеем дело не просто с постиндустриальным обществом, в котором главная роль отводится научно-техническому прогрессу и информационным технологиям, но «информационным обществом» [5; 6].

«Информационная революция» произошла в результате осуществления инновационных технологических процессов, а именно:

- перехода к электронным системам, позволившим в сотни раз увеличить скорость передачи информации;

- миниатюризации конструктивных элементов, проводящих электрические импульсы;

- передачи информации с помощью специальных цифровых кодов;

- создания технически простого и доступного программного обеспечения, для работы с которым пользователю не требуется знания языков программирования и специальных профессиональных навыков [4].

Благодаря «информационной революции» появились новые отрасли экономики и специальности, например, программирование; изменилась направленность получения знаний: от усвоения накопленных за всю историю человечества фактов, сведений, теорий (знания первого типа), полученных в результате обучения в школе или университете, к овладению практическими умениями и профессиональными навыками (знания второго типа), позволяющими принимать непростые, конкретные решения в различных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью и решать нетривиальные задачи.

Особую ценность, как мы видим, в постиндустриальном обществе приобретают образование и наука, квалификация и профессиональные компетенции работника, его способность и готовность к непрерывному обучению, развитию и совершенствованию профессиональных умений и навыков, самореализации и творчеству.

Россия, как и другие страны мира, активно включается в процесс преобразования экономической, политической, общественной, культурной сфер деятельности общества, включая сферу образования.

Качественные сдвиги в российском образовании вызваны потребностью в специалистах, необходимых для обеспечения нормального функционирования постиндустриального общества, которое, в свою очередь, невозможно представить без применения информационных технологий, повышения культурного и профессионального уровней большей части населения с использованием различных методик, средств и технологий образования [1, с. 31-38]. Открытые и гибкие формы обучения с применением информационно-коммуникационных технологий значительно повышают качество образования. Инновационные технологии индивидуализируют образовательный процесс в соответствии с потребностями обучаемого, способствуют внедрению и поддержке инноваций в педагогике, делают процесс обучения более интересным. Они также облегчают организационную трансформацию и модернизацию образовательной системы и образовательных учреждений, что улучшает качество образования и предоставляет доступ к обучению, выходящему за рамки традиционной образовательной среды. Но применение информационно-коммуникационных технологий в образовании невозможно без оборудования образовательных учреждений мультимедийными компьютерами, знания и применения преподавателями цифровых технологий, развития рынка образовательных услуг и программного обеспечения, ускорения процесса создания образовательных порталов, профессиональных сообществ учителей и преподавателей для обмена лучшими практиками использования информационно-коммуникационных технологий [3, с. 49-55].

Трудно переоценить роль использования информационно-коммуникационных технологий в, так называемом, «непрерывном образовании», которое приобретает все большую популярность и занимает центральную

198

ISSN 1997-2911. № 4 (58) 2016. Ч. 2

позицию в европейской образовательной политике. Экономика, базирующаяся на знаниях, предоставляющая более широкие экономические и социальные возможности благодаря глобализации, приводит к демографическим изменениям, изменению структуры семьи. В этих обстоятельствах использование информационно-коммуникационных технологий в образовательных целях может принести как много потенциальных преимуществ, так и проблем. Для того чтобы максимально использовать открывающиеся возможности, необходимо быть готовым, открытым для приобретения знаний и развития новых умений и компетенций на протяжении всей жизни. Цель «непрерывного образования» подразумевает наличие культуры, когда люди считают приобретение знаний и умений неотъемлемой частью своей жизни. Обучение, таким образом, не может быть ограничено традиционной образовательной средой, такой как школа или университет, завершенное образование в которых считается окончательным приобретенным активом. Приобретенные знания необходимо сохранять, обновлять и расширять. Обучение должно гармонично сочетаться с обычной, повседневной жизнью, быть доступным, независимо от врожденных интеллектуальных способностей, семейной ситуации, здоровья, культуры, пола, языка или географического положения. Образование должно преодолевать любые расстояния и быть доступным в любой точке земного шара. Огромное значение в этом процессе имеет применение информационно-коммуникационных технологий, так как они предоставят учебные материалы, объединят людей в реальные и виртуальные сообщества, помогут найти доступную информацию, сопоставляя запросы учащихся с имеющимися ресурсами. Кроме того, с помощью информационно-коммуникационных технологий можно объективно оценить ход и результаты обучения, устранив межкультурные и межличностные предубеждения, которые могут присутствовать в традиционной оценочной системе.

Инновационные мультимедийные технологии делают процесс обучения более увлекательным, привлекая новую целевую аудиторию, что объясняет возрастающую роль онлайн образования, одним из средств которого являются MOOCs - массовые открытые онлайн курсы. Мы не будем обсуждать преимущества и недостатки MOOCs, но сделаем попытку проанализировать его целевую аудиторию, выбирающую это средство получения «непрерывного образования»:

1) прежде всего, это преподаватели, которые регистрируются на курсы для того, чтобы освежить и обновить знания по преподаваемому предмету и овладеть новыми методами обучения студентов. Существует большое количество MOOCs по конкретным учебным дисциплинам, ориентированных на учителей школ и преподавателей вузов;

2) родители, которые пользуются MOOCs для того, чтобы помочь своим детям в учебе, особенно тем, кто обучается на дому. Иногда на курсы регистрируются и родители, и дети, что превращает процесс получения знаний в «семейное дело», тем самым способствуя взаимопониманию и укреплению семьи;

3) люди, которые в повседневной жизни сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, новыми услугами, лекарствами или продуктами и хотят получить надежную информацию и научное объяснение от высококвалифицированных специалистов в этой области;

4) те, кто постоянно занимаются персональным развитием и стремятся получить новые знания об окружающем мире, но не имели времени или доступа к подобным знаниям раньше. Иногда они регистрируются на MOOCs исключительно ради собственного интереса, удовольствия самосовершенствования и не нуждаются в получении сертификата. Кроме того, если ваш интерес не разделяют те, с кем вы постоянно общаетесь, с помощью MOOCs можно найти людей с аналогичными интересами для обмена мнениями, обсуждения, то есть получить возможности, которых вы были лишены ранее;

5) MOOCs могли бы решить проблемы тех профессионалов, которые ограничены во времени, но хотят обновить имеющиеся знания или получить новые, отличающиеся от базовых знаний, полученных в университете, без которых дальнейшее продвижение по карьерной лестнице становится невозможным;

6) MOOCs могут использоваться не только отдельными лицами, но и компаниями для повышения квалификации сотрудников. Работодатели могут считать сертификаты об окончании MOOCs доказательством непрерывного профессионального образования работника. Университеты также могли бы использовать некоторые MOOCs в учебном процессе при отсутствии своих специалистов в той или иной области [2].

Итак, можно сказать, что то, как и кому использовать MOOCs зависит только от личного интереса, энтузиазма и воображения аудитории. Трудно предсказать, что будет с MOOCs через несколько лет, но на данном этапе MOOCs предоставляют неограниченные возможности людям, чувствующим постоянную потребность получения новых знаний. Имеющиеся статистические данные по MOOCs [7], также свидетельствуют об их популярности. Рассмотрим некоторые из них.

Количество слушателей. В 2015 г. на MOOCs зарегистрировалось больше людей, чем за первые три года их существования (первые MOOCs стартовали в конце 2011 г. в Стэнфорде). Согласно статистическим данным, общее количество студентов, зарегистрировавшихся хотя бы на 1-й курс, превысило 35 млн (в 2014 г. - 16-18 млн).

Coursera, крупнейший в мире провайдер онлайн курсов, добавил 7 млн новых студентов к своей базе пользователей, которая в настоящее время насчитывает 17 млн учащихся. Впервые рынок MOOCs рос быстрее, чем сама Coursera. В 2014 г. количество студентов Coursera превышало суммарное количество студентов остальных провайдеров, но в 2015 г. количество студентов Coursera составило менее 50% всех слушателей MOOCs.

Coursera, edX и Udacity обычно называют большой тройкой провайдеров новой образовательной платформы MOOCs. Но FutureLearn, для которых 2015 г. был очень успешным, имеет сейчас больше студентов, чем Udacity, что делает FutureLearn третьим крупнейшим провайдером онлайн курсов в мире. Количество их студентов возросло на 275% и быстро приближается к отметке в 3 млн. Кроме того, они запустили курс, который должен стать мировым рекордсменом - курс, на который записались 440 000 студентов, Understanding IELTS: Techniques for English Language Tests, предоставленный Британским Советом.

Сертификация. В сентябре 2013 г. edX стал первым провайдером, который запустил программу XSeries, предусматривающую получение сертификата по завершении не одного, а целой серии курсов. Coursera и Udacity запустили аналогичные программы в 2014 г. под названием Specializations и Nanodegrees. «Большая тройка» провайдеров разрабатывает свои брендовые сертификаты. Цель новых сертификатов определить уровень владения навыками, пользующимися повышенным спросом. Конечно, сертификаты платные, и хотя их цена еще определяется рынком, достаточно большое количество студентов зарегистрировалось на эти курсы. Благодаря успеху сертификатов и Udacity, и Coursera получили значительные финансовые средства в 2015 г.

В настоящее время существует более 100 сертификатов Specializations, Nanodegrees, and XSeries, большинство из которых появились в 2015 г. и можно ожидать, что в 2016 г. их число удвоится.

Предметы. В 2015 г. наблюдалось процентное увеличение количества курсов, ориентированных на технику и бизнес. Количество курсов Computer Science и Programming возросло более чем на 10%. Увеличение количества технических и бизнес курсов привело к уменьшению количества гуманитарных и социологических. Тем не менее, в целом, существует разумное соотношение технических и нетехнических курсов.

Провайдеры. Мало что изменилось в распределении курсов по провайдерам. Первая тройка провайдеров по количеству курсов все еще Coursera, edX и Canvas Network. Coursera имеет самое большое количество курсов, их каталог в два раз больше каталога edX. Kadenze, MOOCs платформа, предназначенная для гуманитарного образования, была единственным крупным провайдером MOOCs, появившимся в 2015 г. Провайдер предлагает 30 курсов таких университетов как Stanford, Otis, Princeton и других.

Языки. Доля англоязычных курсов несколько сократилась с 80% в 2014 г. до 75% в 2015 г. по следующим причинам:

- подъем региональных провайдеров, таких как FUN (поддержка правительства Франции) и MiriadaX;

- стремление базирующихся в США провайдеров (Coursera) выйти на международные рынки, что потребовало создания курсов на региональных языках.

Самое большое количество курсов на английском языке, за лидером следуют испанский и французский. В настоящее время предлагаются курсы на 16-ти языках, включая баскский и эстонский.

Таким образом, в данный момент мы живем в «информационном» обществе, для которого, по мнению американского социального философа и социолога Д. Белла, характерно слияние компьютерных и телефонных систем связи; реорганизация хранения и запроса информации на базе компьютеров и Интернета; появление новой информационно-образовательной среды. Применение инновационных мультимедийных образовательных технологий, например, таких как MOOCs позволяет не только сделать процесс обучения или повышения профессиональной квалификации содержательным, увлекательным и интересным, но и делает его непрерывным на протяжении личной и профессиональной жизнедеятельности, что дает обучающимся прекрасную возможность самореализации в плане личностного развития, раскрытия творческого и профессионального потенциала, карьерного роста для того, чтобы наилучшим образом адаптироваться к новым вызовам современного информационного общества.

Список литературы

1. Герасименко Т. Л., Грубин И. В., Гулая Т. М., Жидкова О. Н., Зенина Л. В., Лобанова Е. И., Романова С. А.

Лингводидактический аспект обучения иностранным языкам с применением современных интернет технологий: коллективная монография. М.: Изд-во Московского гос. ун-та экономики, статистики и информатики, 2013.

2. Гулая Т. М. Массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs) - новое направление развития высшего образования: возможности, проблемы, перспективы // Modern Infocommunication and Remote Technologies in the Educational Space of School and Higher Education Institution: Materials of the International Scientific Conference. Prague: Vedecko vydavatelske centrum "Sociosfera-CZ", 2014. No. 19. P. 44-50.

3. Днепровская Н. В., Дмитриевская Н. А., Комлева Н. В. Массовые открытые онлайн курсы в системе электронного обучения в России // Проблемы развития электронного образования в России: сборник научных трудов. М.: МЭСИ, 2015. С. 49-66.

4. Комлева Н. В. MOOCs должны смотреть в сторону расширения своей адаптивности // Открытое образование: научно-практический журнал. 2014. № 4. С. 89-96.

5. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture of Social Forecasting. N. Y.: Basic Books, 1973.

6. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Tokyo, 1981.

7. www.class-central.com (дата обращения: 20.02.2016).

MASSIVE OPEN ONLINE COURSES AND THEIR ROLE IN THE CONTINUING EDUCATION

Gulaya Tat'yana Mikhailovna Romanova Svetlana Anatol'evna, Ph. D. in Sociology, Associate Professor Plekhanov Russian University of Economics tg8 7rs@rambler. ru; sromanoval @mail. ru

The article deals with one of the modern trends in the development of online education - massive open online courses (MOOCs), which are an open and flexible form of continuing education with the use of information and communication technologies. The authors analyze the user's audience of massive open online courses, and give the statistical data on the number of students, the information about the world's greatest providers of the new educational platform, the certification, and the prevailing languages of instructions and the courses with a large number of registered users.

Key words and phrases: information society; massive open online courses; information and communication technologies; continuing education; information-educational environment; target audience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.