Научная статья на тему 'Массовые мероприятия: организация и проведение'

Массовые мероприятия: организация и проведение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3278
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ / ПРИЁМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА / MASS ACTION / STAGES OF ARRANGEMENT / EDUCATIVE EFFECT / PEDAGOGIC MAINTENANCE / AFTER ACTION / METHODS OF COLLECTIVE CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подобин Алексей Евгеньевич

Алгоритм организации и проведения массового мероприятия в летнем лагере. Этапы организации. Воспитательное воздействие, педагогическое сопровождение, последействие. Приёмы коллективного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовые мероприятия: организация и проведение»

MAC СОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ: организация и проведение

Алексей Евгеньевич Подобии,

проректор по социальной и воспитательной работе Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, доцент, кандидат педагогических наук

Массовые мероприятия в загородном детском центре позволяют организовать взаимодействие, ценностное ориентирование. При этом благодаря яркости, эффекту эмоционального заражения чаще всего именно они для воспитанников обретают характер со-бытия и события.

• массовое мероприятие • этапы организации • воспитательное воздействие

• педагогическое сопровождение • последействие • приёмы коллективного творчества

п

од массовым мероприятием (массовым делом) принято понимать относительно ограниченное по времени и месту организованное с педагогической целью взаимодействие большого количества (от 50 до 500) субъектов воспитательного процесса. Воспитательное воздействие массового мероприятия отнюдь не ограничивается его проведением. Педагогическое сопровождение любого массового дела предполагает предварительную работу, настрой ребят для участия в нём, зачастую подготовку участников. Даже мероприятие-экспромт, не требующее предварительной подготовки, имеет не только сиюминутный результат, но и ожидаемое последействие. В некоторой степени это последействие организуется педагогами посредством обсуждения с воспитанниками итогов дела, дня, причин собственных успехов и неудач, путём анализа и рефлексии. Между тем всякое мероприятие должно ориентироваться на долгосрочное последействие, трансляцию

определённых норм взаимодействия, ценностное ориентирование, просвещение участников временного детского объединения.

В зависимости от сферы организуемой жизнедеятельности массовые мероприятия разделяют на организационно-ритуальные, спортивные, интеллектуальные, творческие, трудовые, комплексные. По длительности — на кратковременные (20—40 минут), средней продолжительности (от часа до двух-трёх часов) и долговременные (сутки и более). Проводиться массовые мероприятия могут как в помещениях (актовые, концертные, спортивные залы, фойе), так и на свежем воздухе (спортивные площадки и стадионы, специально оборудованные открытые эстрады, костровые площадки, лес, берег реки). По составу основных участников можно выделить формы, ориентированные на индивидуальное участие каждого воспитанника, на участие групп ребят (первичных временных объединений или кратковременных микрогрупп),

на участие представителей коллективов при зрительской поддержке остальных, а также ориентированные на участие воспитанников в качестве зрителей. Варьируются субъекты организации и проведения массовых дел: педагоги, советы дела или инициативные группы, первичные временные коллективы. Соответственно, и позиция воспитателя может быть разной: организатор, эксперт, помощник, инициатор, эмоциональный и идейный вдохновитель, методист.

Конкретный набор массовых мероприятий и форм их проведения определяется целями, задачами, логикой лагерной смены, а также прогнозируемыми и реальными результатами анализа состояний воспитанников в ходе её реализации. Свой отпечаток накладывают особенности педагогической системы, возрастной состав участников, их опыт самоорганизации, возможности материальной базы загородного детского центра, профессиональная подготовленность воспитателей, погодные условия. Следует учитывать, что массовые мероприятия должны удовлетворять и развивать разнообразные потребности и интересы воспитанников, не повторяя, а дополняя друг друга, складываться в целостную систему.

Три этапа

Общая методика массовых мероприятий может быть представлена подготовительным, основным и заключительным этапами. На подготовительном этапе определяются цель и задачи мероприятия, прогнозируются ход и результаты его проведения, проектируется способ организации. Цель в данном случае представляет собой один из аспектов общей цели программы лагерной смены и должна соответствовать принципам преемственности, диагностичности и реальности. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее предварительно оценить возможную результативность мероприятия в имеющихся конкретных условиях. Проектирование способа организации предполагает выбор (на основе оценки условий)

основных субъектов организации мероприятия, форм их взаимодействия и методов управления процессом. Наименее затратна организация мероприятия педагогами — представителями педагогического коллектива или группой. В этом случае можно надеяться на высокое качество мероприятия, не требуется дополнительного контроля над его содержанием и подготовкой. Однако значительно больший педагогический эффект даёт организация мероприятия в технологии коллективной творческой деятельности (КТД) совместно воспитателями и воспитанниками — членами одного первичного временного коллектива или сборными инициативными группами («Советами дела»). Этот способ трудоёмкий и требует значительных временных ресурсов, профессиональной компетентности. Между тем опыт, приобретённый в совместной деятельности, совместном творчестве, педагогизация детской жизни могут стать главным результатом смены для подростков.

Основной этап массового мероприятия включает его подготовку, управление подготовкой участников, проведение мероприятия, организацию ближайшего последействия. Содержание этого этапа — сам педагогический процесс.

Подготовка представлена целым комплексом элементов: конкретизация педагогической цели и цели для участников, планирование, разработка конкретной формы и сценария проведения, музыкального и художественного оформления, работа с ведущими, рекламные акции. В данном случае педагогическая цель конкретизируется, с одной стороны, в представления о желаемых изменениях в участниках в результате педагогических усилий (результативные цели), а с другой — в представления о желаемых качествах самого воспитательного процесса (процессуальные цели по С.Д. Полякову). Для участников же цели конкретизируются в формулы типа «получение опыта публичного выступления, соревновательности», «получение опыта эмоционального

реагирования», «получение опыта совместного творчества». Планирование предполагает определение необходимых действий по организации и проведению мероприятия с указанием сроков их выполнений и ответственных.

Разработка сценария мероприятия в целом соответствует законам сценического действа: завязка, развитие, сценический конфликт, кульминация и развязка. Не каждое мероприятие жёстко проходит по этому алгоритму, но на него необходимо ориентироваться. В зависимости от формы мероприятия сценарий может включать разработки критериев и системы оценки конкурсных заданий, тексты рапортов и слов ведущих, театрализованных заставок. При разработке сценария сразу прописывается необходимый инвентарь, мебель, канцелярские принадлежности для работы жюри (если такое предусмотрено) или выполнения заданий.

Работа со зрителями

Её следует выделить особо, ведь зрители должны стать активными участниками массового мероприятия, почувствовать сопричастность происходящему. В зависимости от целей и сюжета это могут быть «Правила приветствия» выступающих на сцене, тематическая игра с залом, общая песня, взаимные приветствия болельщиков. Всё это может быть обозначено как запуск, актуализирующий соответствующие эмоции, заложенные в программе ценности. Также необходимо запланировать по ходу мероприятия голосования за «зрительские симпатии», обращения к отдельным зрителям или группам, предполагающие прямой отклик, включение в песню, ритуальные действия или жесты.

В сценарии обязательно обозначается музыкальное оформление и время его звучания (заставки, «подкладки», музыкальное сопровождение отдельных номеров). Современная техника позволяет усиливать зрелищность мероприятий за счёт видео- и световых эффектов. Использование такого рода аппаратуры также должно быть отражено в сценарии. Опытный организатор, работающий в команде профессионалов, при подготовке некоторых форм (торжественной линейки, спортивной эстафеты) может ограничиться составлением сценарного плана.

Оформление мероприятия

Оно должно соответствовать форме и сюжету. В образном, символическом, эмоционально-притягательном плане оно должно демонстрировать ценности и создавать настроение, которые станут содержанием мероприятия. В художественном оформлении нельзя ограничиваться только нарисованными на листе ватмана подходящими по смыслу символическими изображениями. Сейчас в оформлении широко применяются различные ткани (от марли, окрашенной в различные цвета, до самых разнообразных оттенков подкладочного шёлка), атласные ленты, самоклеящиеся плёнки, фольга. Можно использовать различные подручные материалы и предметы: старые кино- и видеоленты, круглые стеклянные плафоны, зонты, столы и стулья, живые и искусственные цветы, сухие деревья. Для фантазии организатора здесь всего два ограничения: оформление должно быть безопасным (отсутствие колющих и режущих поверхностей, хорошее крепление) и не мешать участникам.

Если мероприятие проводится в закрытом помещении, то важно оформить как сцену, так и зрительный зал и вход в него, что создаст не только атмосферу праздника, но и эффект сопричастности происходящему. Этому способствует так называемое выносное оформление, когда отдельные элементы со сцены переходят в зал, «связывают» их между собой. При выборе цветового решения необходимо учитывать, что разные цвета и их сочетание по-разному воздействуют на человека: фиолетовый с жёлтым создают атмосферу торжественности, синий с сиреневым — таинственности, красный с чёрным — тревоги (более подробно об этом можно узнать из книги А.Н. Лутошкина «Эмоциональные потенциалы коллектива»).

Если позволяют возможности базы, при подготовке к мероприятию нужно продумать световое и музыкальное оформление. Однако здесь важно

не переусердствовать: частое мелькание световых пятен утомляет, равно как громкость и частота смены музыкальных фрагментов выполнят своё назначение лишь при соблюдении чувства меры. В качестве «подкладок» под произносимый текст желательно использовать только инструментальные отрывки. Песни же больше подойдут в тех случаях, когда не требуется особого сосредоточения внимания зрителей, или если их текст несёт необходимую смысловую нагрузку. Подбирая музыкальный материал, не следует забывать о том, какая музыка будет звучать до начала мероприятия для создания определённого настроения у воспитанников, и что они услышат, когда мероприятие закончится.

Современная техника позволяет записать все фонограммы в необходимом порядке на один диск или кассету, что в значительной мере облегчает работу звукооператора. Но в некоторых случаях (например, при проведении концерта или творческого конкурса) может оказаться более полезным на одном носителе иметь фонограммы для заставок, а на другом — для номеров или заданий. Это позволит более качественно микшировать отрывки, скрывать неожиданные паузы или случайные заминки.

Работа с ведущими

Это, пожалуй, самый трудоёмкий этап подготовки. Не желательно, чтобы главный организатор, ответственный за проведение мероприятия, становился ведущим. Ведущих может быть несколько, они могут меняться по ходу сценария, однако все они должны грамотно, чётко и громко говорить, быть артистичными, уметь «держать» публику. При подготовке ведущих необходимо придумать их образы, подобрать соответствующие костюмы, при необходимости — драматургию их взаимоотношений. Обязательно нужна репетиция ведения, иногда требуется привлечь режиссёра.

Рекламная кампания

На первый взгляд, она в летнем лагере не обязательна, однако именно она создаёт атмосферу

ожидания события. Особенно она важна при проведении конкурсов, в которых могут принять участие желающие. Для лагеря уместна как рисованная, так и радиореклама. Можно использовать также различные флаеры1, индивидуальные приглашения, «пригласительные билеты» для первичных временных коллективов. Главное требование — реклама не должна быть скучной! Она не обязательно должна «зазывать» (ведь других вариантов времяпрепровождения, скорее всего, у воспитанников не будет). Её основная задача — привлекать внимание, настраивать участников на нужное восприятие происходящего, побуждать к поиску информации о предстоящем деле. В зависимости от формы мероприятия реклама может появиться за 3—5 дней (конкурсы с индивидуальным участием) или накануне и даже в день его проведения.

Управление подготовкой участников

Оно включает информирование педагогов-организаторов о предстоящем мероприятии, их методическое оснащение, при необходимости репетиции. Первое предполагает дозированное представление информации о том, как будет проходить дело, может быть изложение сценарного плана. Следует сосредоточить внимание на требованиях к непосредственным участникам и зрителям. Методическое оснащение должно обеспечить педагогов-организаторов чёткими алгоритмами подготовки ребят к участию в мероприятии (критерии отбора, приёмы коллективного творчества, распределение поручений). Другой аспект связан с объяснением правил поведения в ходе мероприятия и организацией предварительного настроя воспитанников непосредственно перед мероприятием (здесь хорошо зарекомендовали себя различные легенды, рассказы о реальных событиях, разыгрывание ситуаций, обращение к личному опыту детей). В то же

1 Флаер — красочно оформленная рекламная карточка (листовка), сообщающая о проведении какого-либо мероприятия и, как правило, дающая определённые льготы при его посещении.

время предложенные алгоритмы должны содержать известную долю вариативности, возможности педагогического творчества. В зависимости от избранной формы проведения организуются репетиции и тренировки. В отдельных случаях необходимо провести отбор участников или оказать им помощь в подборе репертуара, постановке номера.

Проведение мероприятия при соответствующей подготовительной работе не должно вызвать затруднений. Однако иногда возникают непредвиденные трудности. Что делать, если отказала акустическая или видеоаппаратура? Если победителей в конкурсе оказалось больше, чем планировалось? Если жюри слишком долго принимает решение? Ответы на эти и подобные вопросы нужно заранее проговорить с ведущими. Главное в таких случаях — не принимать скоропалительных решений, но действовать чётко и быстро.

В первую очередь она связана с оцениванием и рефлексией ребятами своего участия и полученного опыта. Для этого используются различные приёмы. Можно получить оценку отношения ребят к произошедшему по ходу мероприятия, обратившись с просьбой поднять руки (хлопнуть в ладоши, помахать) тех, для кого участие в событии оказалось не/интересным, не/привлекательным. Каждый участник в конце мероприятия может выбрать и положить или приклеить на специальный стенд жетон определённого цвета, который будет соответствовать его отношению. Жетоны можно сделать различной формы в соответствии с сюжетом мероприятия (наклеить разноцветные «листочки» на «дерево», «звёзды» на «небо», «драгоценные камни» на «диадему королевы»). Нужно учесть, что в данном случае цветов и, соответственно, вариантов оценки должно быть не более четырёх. Аналогичный приём приемлем и для оценивания мероприятия в первичном коллективе после его проведения. Однако здесь уже возможна более дифференцированная оценка, например, семибалльная с соответствующей расшифровкой: 7 — очень интересно; 6 — определённо интересно; 5 — интерес и привлекательность выше среднего;

4 — среднее;

3 — ниже среднего; 2 — определённо неинтересно; 1 — совершенно неинтересно.

Оценка в баллах может быть заменена различными символами («смайликами», геометрическими фигурами). Иногда оцениванию подвергается понимание происходящего, полезность для каждого участника или коллектива в целом. Это зависит от педагогической задачи и программы. Соответственно, и дальнейшее обсуждение мероприятия может пойти по-разному. Можно рефлексировать полученный опыт, собственное поведение, анализировать отдельные моменты или всё мероприятие. Принципиально в этих случаях соотнесение собственной позиции воспитанника с позициями других ребят, педагогическая оценка происходящего. Специфическая, но эффективная форма проведения рефлексии — эссе. Наибольшую трудность здесь может вызвать мотивация ребят, стимулирование их к работе.

Заключительный этап

В организации любого мероприятия важен его педагогический анализ. Желательно, чтобы в нём приняли участие не только непосредственные организаторы, но и те, кто наблюдал процесс со стороны. Их мнение может оказаться даже более значимым, так как «нельзя починить сломанный шкаф, находясь внутри него». Анализу подвергается весь процесс подготовки и проведения дела, его эффективность, полученные результаты. В свою очередь анализ — основа для дальнейшего целе-полагания и планирования деятельности.

Представленная методика, скорее, обобщённый алгоритм, который требует уточнения и конкретизации в зависимости от формы мероприятия, специфики структуры педагогического и детского коллективов, традиций того или иного лагеря. Однако следование этому алгоритму позволит начинающему педагогу-организатору избежать многих досадных промахов и ошибок. НО

Организация ближайшего последействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.