Научная статья на тему 'Особенности анимационной деятельности с подростками: поиск новых технологий'

Особенности анимационной деятельности с подростками: поиск новых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3703
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ПОДРОСТКИ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверев П. А.

В статье рассмотрены особенности анимационной деятельности с подростками. Выделяются этапы организации подготовки и проведения мероприятий анимационного характера. Подчеркивается важность анимационной деятельности подростков в системе дополнительного образования. В статье предпринята попытка обоснования роли анимационной деятельности при работе с творческим подростковым коллективом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности анимационной деятельности с подростками: поиск новых технологий»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.013.43-053.6:79

ОСОБЕННОСТИ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ: ПОИСК НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассмотрены особенности анимационной деятельности с подростками. Выделяются этапы организации подготовки и проведения мероприятий анимационного характера. Подчеркивается важность анимационной деятельности подростков в системе дополнительного образования. В статье предпринята попытка обоснования роли анимационной деятельности при работе с творческим подростковым коллективом.

Ключевые слова: анимационная деятельность, творчество, подростки, система дополнительного образования.

Введение

Система дополнительного образования в современных условиях представляет собой структурированное, необходимое педагогическое поле, направленное на развитие творческой деятельности учеников. Однако, как и любая другая система, дополнительное образование не должно стоять на месте, необходимо использовать инновационные подходы для выявления талантов детей, а также для пробуждения в них интереса к посещению кружков, секций, клубов и т. д.

Одним из таких инновационных подходов является внедрение анимационной деятельности в дополнительное образование. Анимационная деятельность рассматривается нами и как отдельная независимая деятельность, направленная на проведение и организацию мероприятий и праздников для детей, и как важное педагогическое средство, направленное на помощь в организации основных видов деятельности дополнительного образования: театрального, музыкального, хореографического и т. д. Анимационная деятельность на сегодняшний момент приковывает внимание многих педагогов, стремящихся улучшить и повысить уровень системы дополнительного образования.

Анимационная деятельность подростков как педагогическая проблема

Анимационная деятельность в образовательном процессе является относительно новой сферой. Её зарождение началось во Франции в начале ХХ века. Постепенно формировались различные концепции не только во Франции, но и в других странах Европы, в том числе и в отечественной педагогике. Наиболее значимыми концепциями, на наш взгляд, являются: социокультурая анимация как часть социально-культурной педагогики Н. Н. Ярошенко [9, с. 78]; концепция социологии досуга Ж. Дюмазедье; анимационная модель социально-культурной деятельности во Франции Е. Б. Мамбекова [3, с. 5] и др.

На сегодняшний момент вопросами развития анимационной деятельности в педагогике занимаются такие учёные как: В. Г. Бочарова, М. С. Петрова [5], В. С. Плотникова [6], М. Г. Тишковская [7], Е. Н. Фёдорова, И. И. Шульга и др.

П. А. Зверев

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

Z-O-V-V@yandex.ru

На наш взгляд, анимационная деятельность является одним из средств совершенствования общего и дополнительного образования, но пока недостаточно изученного в педагогике.

В своих работах В. Г. Бочарова рассматривает анимацию как профессиональную деятельность, имеющую тесную взаимосвязь с организацией творческого поиска в до-суговой деятельности, а также способную оказать помощь в развитии процесса формирования организованной группы и её членов на уровне общественных отношений и культурного формирования. Определение данное В. Г. Бочаровой достаточно полное, однако оно не раскрывает анимационную деятельность в контексте дополнительного образования, тем самым не выявляя полный спектр её возможностей.

Интересное определение анимационной деятельности даёт М. В. Никитский, который трактует её как часть культурной и воспитательной системы общества, как своеобразную социально-педагогическую деятельность, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики [4, с. 10]. Мы разделяем точку зрения М. В. Никитского, акцентирующего внимание на работе аниматоров, имеющих профессиональную подготовку, однако хотим дополнить его определение и рассмотреть анимационную деятельность как проявление специфической потребности личности в культуре, творчестве, общении посредством организации и проведения мероприятий государственного и личного характера в рамках системы дополнительного образования.

В исследованиях И. И. Шульга понятие «педагогическая анимация» определяет как часть «культурной и воспитательной системы общества, которая закреплена в виде особой модели организации различных видов социально-одобряемого досуга разных возрастных, социальных и национальных групп» [8, с. 45]. Определение, данное И. И. Шульга, недостаточно, на наш взгляд, раскрывает патриотическую и этническую стороны анимации, не раскрывает анимацию, как творчество, а именно творческая деятельность является важной особенностью анимационной деятельности.

Ключевым моментом при изучении анимационной деятельности выступают работы выдающегося французского социолога и педагога Ж. Дюмазедье. Он одним из первых в начале XX в. изучал вопросы, связанные с анимацией и сделал акцент на следующих признаках анимационной деятельности [1, с. 31]:

1. Организация свободного времени, направленного на выражение собственного «я» личности с целью помощи себе и окружающим, проведение праздников и мероприятий, но отсутствие праздности;

2. Творчество в анимационной и любой другой деятельность есть самоотдача, а не потребительство и удовлетворение низменных пороков;

3. Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социально-профессиональной деятельностью. Организация анимационной деятельности не должна мешать профессиональной и учебной деятельности школьников и педагогов;

4. Педагогический контроль, направленный на образование и самообразование личности школьника.

Ж. Дюмазедье акцентирует внимание на проведении праздников и мероприятий, при организации которых будет происходить опора на коллективную, групповую и индивидуальную форму работы, на различные виды мотивов (внешние мотивы, мотив саморазвития и др.). Также Дюмадезье подчёркивает осуществление особенностей анимационной деятельности только при трёх взаимосвязанных процессах: создание условий для раскрытия личности или группы; установление межличностных отношений; творчество как решение проблем в окружающем мире.

Учёт этих процессов поможет в развитии анимационной деятельности, так как раскрытие личности или группы позволит сплотить коллектив аниматоров, межличностные отношения укрепят взаимосвязи с педагогическим, родительским и админи-

стративным коллективом, а творчество позволит раскрыть мотивационную и коммуникативную стороны каждого аниматора [2, с. 127].

Мы полностью согласны с мнением французского педагога и социолога. Особенно хотим подчеркнуть его высказывания о творчестве как самоотдаче, отсутствии праздности при проведении мероприятий и ненавязчивом педагогическом контроле. Поскольку здесь видим ключевую и главную особенность анимации, заключающуюся в творческом росте своего «Я», победе над негативными сторонами личности и взаимодействии педагогов и воспитанников при организации праздников с целью развития этнических, коммуникативных и мотивационных сторон жизни коллектива.

Характерные особенности анимационной деятельности с подростками в системе дополнительного образования

На основе исследования работ в области анимации, изучения системы дополнительного образования, а также анализа собственной творческой деятельности попытаемся выделить некоторые особенности анимационной деятельности с подростками:

1. Анимационная деятельность является своеобразным педагогическим инструментом, ведущим к объединению членов коллектива. В процессе анимации проявляются такие внутренние состояния как сочувствие, альтруизм, смех, поддержка; анимация побуждает заниматься по-настоящему интересным, необычным видом деятельности; анимация помогает найти друзей благодаря открытой атмосфере общения, быстрому укреплению связей в момент организации творческой деятельности;

2. Анимация - уникальное поле, способное сочетать в себе различные виды искусства. В процессе анимационной деятельности подростки включаются в различные виды творчества: художественное, музыкальное, театральное; используют исторические, творческие, ораторские факты, необходимые при подготовке мероприятий; примеряют различные роли: от сценариста до аниматора. Благодаря этому подростки становятся «гибкими» в творческом плане, так как разнообразная деятельность формирует креативность и побуждает к творческому поиску;

3. Анимационная деятельность способна удовлетворить потребности аудитории релаксационного, профилактического, психотерапевтического характера. Анимация в играх, конкурсах и постановках может помочь физическому и духовному здоровью собравшихся. Все игры праздника должны быть полезными для физического здоровья (благодаря подвижным упражнениям), направить аудиторию на позитивный настрой (благодаря смеху) и помочь в устранении основных фобий участников (например, боязнь выступать публично в момент проведения конкурсов) с помощью положительной и доброй атмосферы, поддержке, советов, помощи;

4. Правильная организация анимационной деятельности способствует изучению фольклорных, этнических, религиозных особенностей нашей страны через демонстрацию праздников и мероприятий. Праздники и мероприятия в основе своей состоят из интересных заданий, творческих упражнений, подвижных игр и различных конкурсов. Также ни один из праздников не обходится без музыкального и танцевального сопровождения. Всё это является неотъемлемой частью народного славянского фольклора повествующего об особенностях нашей культуры. Помимо этого большинство праздников посвящены тому или иному историческому или религиозному событию, соответственно в них проявляются обряды и ритуалы нашего народа. Аниматоры, организующие праздники и мероприятия учитывают этнические, религиозные и исторические аспекты нашей культуры, стараясь раскрыть её в играх, упражнениях и конкурсах;

5. Анимационная деятельность организует свободное время подрастающего поколения, в частности подростков. На сегодняшний момент уровень развлечений достиг своего апогея: компьютерные игры, интернет, современный кинематограф. Всё это зачастую вредно, особенно для подростков. Анимационная деятельность благодаря разнообразию форм организации позволяет заполнить свободное время воспитанни-

ков и отойти от пагубных привычек. Анимация увлекает своей разносторонностью, позволяет разобраться во многих видах творческой деятельности, познакомиться с интересными людьми и при этом узнать много нового и интересного;

6. Анимационная деятельность способна повысить уровень системы дополнительного образования благодаря широкому спектру творческих возможностей. Наряду с дополнительным образованием конкурируют развлекательные центры и современные развлечения. Большинство детей стремится к лёгкому времяпрепровождению, рассматривая занятия в кружках и секциях как продолжение школьных уроков. Анимация позволяет избежать этого стереотипа и предоставляет широкий спектр различных творческих заданий, выражающихся в играх, конкурсах, создании декораций, открыток, плакатов, костюмов, написанию собственных сценариев, приглашению гостей и т.д. Анимационная деятельность видится подростками не как занятие, а как необычное времяпрепровождение. При помощи анимационной деятельности воспитанников можно заинтересовать в различных кружках: театральном, хореографическом, музыкальном и т.д.;

7. Анимационная деятельность положительно влияет на мотивационные стороны подростковой личности, сочетая в себе педагогические приёмы и элементы самоуправления школьников, а также организуя ситуации успеха в моменты подготовки и проведения мероприятий. Зачастую подростки не уверены в себе, критичны, стремятся к самобичеванию. Анимационная деятельность позволит поднять их уровень самооценки. Поскольку здесь любой промах и неудачу можно перевести в шутку или импровизацию. Благодаря тому, что праздник ведут сразу несколько аниматоров, даже если один находится на недостаточно высоком уровне, остальные его поддержат. В отличие от театральной деятельности, где каждый играет свою роль, здесь аниматоры играют общую роль (реплики не строго закреплены за каждым персонажем на празднике, поэтому, если один из аниматоров забывает слова, остальные говорят их, тем самым помогая, и поддерживая друг друга). Критичность к внешности и поведению нивелируется гримом и костюмами, а неуверенность постоянными публичными выступлениями.

Этапы технологии анимационной деятельности с подростками

В процессе поиска новых технологий анимационной деятельности необходимо рассмотреть её основные этапы:

1. Подготовительный: сплочение подросткового коллектива; преодоление фобий и устранение негативных качеств подростков; формирование гуманных качеств личности; обучение ораторским, риторическим, театральным и поэтическим приёмам декламации; изучение подростками психологических и педагогических приёмов и способов общения с аудиторией;

2. Аналитический: изучение истории анимации; изучение основных анимационных, творческих концепций; изучение классификации праздников и мероприятий государственного, этнического, личного характера; изучение структуры организации и проведения анимации; изучение наполнения анимационной деятельности: конкурсов, игр, произведений фольклора (частушки, прибаутки, загадки и т. д.).

На этом этапе педагог дополнительного образования готовит подростков к профессии аниматора: рассказывает о видах и классификациях мероприятий, воспитывает в подростках основные качества будущего аниматора, обучает тонкостям проведения игр и конкурсов;

3. Конструктивный: выбор темы мероприятия; написание сценария; выбор места и времени проведения; приглашение администрации, педагогов, родителей и детей; подбор реквизита; создание костюмов; подбор музыки и аппаратуры; создание и рассылка приглашений; совместное проведение репетиций.

На данном этапе педагог дополнительного образования проводит встречу с администрацией направленную на утверждение сценария и организацию мероприятия.

Осуществляется беседа с родителями и врачами, на которой выявляются особенности психологического и физиологического здоровья участников. Совместно с подростковым коллективом происходит организация мероприятия. Важной особенностью является самостоятельная подготовка подростков к празднику под руководством педагога дополнительного образования;

4. Организационный: проведение мероприятия; объяснение зрителям сюжета праздника; совместное участие подростков и аудитории в играх и конкурсах; проведение фотоссесии; вручение призов и подарков участникам.

На этом этапе педагог дополнительного образования совместно с подростковым коллективом проводит мероприятия, то есть осуществляет анимационную деятельность, состоящую из приветствия, объяснения сюжета, участия зрителей в играх и конкурсах, посредством которых будут достигнуты цели праздника. В завершении анимации осуществляется фотоссесия, вручение призов и прощание. Важными особенностями выступают: участие всех зрителей в празднике; сплочение всех участников в единый коллектив; улучшение физиологического, психологического, духовного состояния; знакомство зрителей через анимационную деятельность с этническими, культурными, творческими сторонами нашего общества и государства;

5. Рефлексивный: обсуждение с подростковым коллективом успехов и неудач проведённой анимационной деятельности; выдвижение предложений по устранению негативных ситуаций в ходе проведения анимационной деятельности, оценка и одобрение участников.

На данном этапе педагог акцентирует внимание подростков на различных сторонах проведённого мероприятия. Подчёркивает успехи и совместно с воспитанниками ищет пути решения из отрицательных событий праздника.

В ходе экспериментальной работы автор статьи, являясь педагогом дополнительного образования в Православной гимназии г. Белгорода, свою цель видит в объединении анимационной деятельности и поэтического искусства через организацию мероприятий и праздников различного характера в подростковом коллективе. При организации анимационной и поэтической деятельности решались следующие задачи:

1. Выработка постоянного устойчивого интереса к поэзии и анимации в процессе разбора стихотворений великих поэтов, публичной декламации произведений, организации и участия в поэтических вечерах и анимационных праздниках; постановка голоса и речи благодаря разнообразным дыхательным и речевым упражнениям, чтение пословиц, поговорок, тавтограмм;

2. Изучение истории поэзии, анимации, ораторства и риторики посредством проведения презентаций, ролевых игр, дискуссий, диалогов; формирование умения грамотно и красиво излагать свои мысли в поэтической и риторической форме, опираясь на опыт поэтов и ораторов, изучаемых в процессе занятий;

3. Формирование единого творческого коллектива благодаря совместной организации поэтических вечеров, проведению игр, совместных мероприятий и праздников;

4. Повышение состояния физиологического, психологического и духовного здоровья воспитанников на занятиях с помощью игр, бесед, праздников.

Для эффективности занятий, вызова интереса к поэзии и анимации, а также для развития творческой деятельности воспитанников на занятиях учитывались следующие организационно-педагогические требования:

1. Поэтические: чтение стихотворений с разным эмоциональным и голосовым оттенком; показ стихотворения с помощью пантомимы и рисунков; чтение стихотворений в различных местах: коридорах, рекреациях, площадках; чтение стихотворений в различном положении корпуса тела; совместное чтение поэтических произведений; чтение стихотворений с музыкальным сопровождением; организация и проведение поэтических вечеров;

2. Ораторские: вербальные, невербальные упражнения, упражнения на пластику, дыхательные упражнения; поэтические и ораторские «битвы» (поочерёдное из-

ложение текстов воспитанниками); чтение текста на публике; чтение текстов в различной атмосфере: при полном шуме, при полной тишине, в мельтешении коллектива, при очень громкой музыке;

3. Оформительские: примерка костюмов; создание и расположение декораций; проведение и участие в играх; совместное исполнение песенных композиций; организация и осуществление конкурсов; проведение репетиций различных праздников: национальных, школьных, религиозных, государственных;

4. Коммуникативные: ролевые игры («побудь поэтом», «я - оратор», «анимационная сказка» и т. д.); психологические беседы; тренинги; индивидуальная помощь каждому воспитаннику; проведение игр на сплочение коллектива («снежный ком», «свечка», «правда и ложь» и т. д.).

Вышеизложенные требования позволили сделать каждое занятие насыщенным, необычным, увлекательным. Включение поэзии в анимационную деятельность положительно влияет на организацию и проведение мероприятий. Сценарии, изложенные в стихотворной форме, быстро запоминаются и заставляют зрителей мыслить творчески и нестандартно. Большинство славянских игр и конкурсов, проводимых в процессе анимационной деятельности, излагаются в стихотворной форме - это благоприятно сказывается на участии всей аудитории в анимации. Благодаря поэзии зрители, присутствующие на мероприятии, лучше запоминают этнические, культурные, творческие стороны нашего общества. В процессе анимационной деятельности самыми распространёнными играми в поэтической форме стали: буриме, загадки, частушки, пословицы, поговорки, «продолжи стихотворение», «смешные рифмы», бесконечное стихотворение и т. д.

От педагога дополнительного образования требуются глубокие знания по русскому языку, литературе, риторике, педагогике и психологии. Подчеркнём - поэтическое искусство является специфическим и подходит не для каждого подростка и зрителя, поэтому некоторые конкурсы не всегда имеют должный успех. Это побуждает нас искать новые творческие пути, направленные на благоприятное взаимодействие анимационной деятельности и поэзии.

Заключение

В нашем обществе есть потребность в анимационной деятельности для детей, но на единой профессиональной основе, которую должны обеспечивать педагоги дополнительного образования. Поэтому мы стремимся не только к объединению подростков в коллектив, раскрытию их творческих способностей и талантов, но также к улучшению состояния физического и психологического здоровья через подвижные игры и смехотерапию. В момент обучения анимации и организации мероприятий подростки узнают этнические и творческие составляющие славянской культуры, знакомятся с поэтическими и ораторскими приёмами, учатся риторике. Прикасаются к трудам великих педагогов, психологов, поэтов.

Таким образом, анимационная деятельность, выступая средством дополнительного образования содержащая в себе элементы поэзии, благоприятно влияет на подростков при профессиональной подготовке педагога дополнительного образования. Школьники в период отрочества при подготовке мероприятия осваивают множество профессий: аниматор, сценарист, поэт, гримёр, костюмер, декоратор, оратор и многие другие. Вышеизложенное даёт нам право подчеркнуть важность анимационной деятельности в современном обществе и заявить о ней, как об актуальном средстве системы дополнительного образования.

Список литературы

1. Дуликов В. З. Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие / В. З. Дуликов. - М.: МГУКИ, 2008. - С. 57.

2. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

3. Мамбеков Е. Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1992.

4. Никитский М. В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности / М. В. Никитский // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. - 2008. - № 3. - С. 28.

5. Петрова М. С. Анимационная деятельность как средство социального воспитания студентов вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Кострома, 2007.

6. Плотникова В. С. Фёдорова Е. Н. Подготовка будущих педагогов-аниматоров в контексте ценностно-смыслового подхода / В. С. Плотникова, Е. Н. Фёдорова // Фундаментальные исследования. - № 3. - 2012.

7. Тишковская М. Г. Тенденции распространения социокультурной анимационной деятельности в муниципальных образованиях современной России. http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/6038.pdf

8. Шульга И. И. Развитие профессионального образования организаторов детского досуга в теории и практике педагогической анимации // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 44 - 51.

9. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие / Н. Н. Ярошенко Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва, 2004.- 108 с.

PECULIARITIES OF ENTERTAINMENT ACTIVITY WITH TEENAGERS: IN SEARCH FOR NEW TECHNOLOGIES

e-mail:

Z-O-V-V@yandex.ru

Belgorod State Research University

P. A. Zverev

The article describes the features of entertainment activities with teenagers. The steps of organization and conduction of entertainment activities are distinguished in the article. This article emphasizes the importance of entertainment activity with teenagers in the system of additional education. It attempts to prove the role of entertainment activities when working with creative teenage team.

Keywords: entertainment activity, creativity, teenagers, system of additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.