Научная статья на тему 'Массовые информационные технологии как фактор аномизации сознания молодежи'

Массовые информационные технологии как фактор аномизации сознания молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
429
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АНОМИЯ СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ АГРЕССИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СИМУЛЯКР / MASS INFORMATION TECHNOLOGY / ANOMIE CONSCIOUSNESS OF YOUTH / CONSUMER SOCIETY / SOCIAL VALUES / INFORMATION ENVIRONMENT / INFORMATION AGGRESSION / INFORMATION MECHANISM / SOCIALIZATION / SOCIAL SIMULACRUM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Музафина В.М.

Рассматриваются проблемы аномизации сознания современной молодежи под влиянием массовых информационных технологий. Отмечается, что культура превращается в особый вид бизнеса и не столько потребляется человеком, сколько использует его в качестве потребителя, погруженного в сферу демонстрационного времяпровождения, что и является причиной аномизации сознания широких молодежных конгломераций. Аномия сознания молодежи понимается как результат чужеродной информационной экспансии как состояние, при котором субъект находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции с традиционными ценностными институциями, что существенно снижает его адаптивный потенциал и возможность для него адекватной социализации. Доказывается, что современные массовые информационные технологии, отражая специфические черты жизнедеятельности общества, способствуют созданию новых социокультурных установок, так как являются продуктивным механизмом навязывания массовым социальным конгломерациям определенной системы ценностей. Подчеркивается, что образ, создаваемый массовыми информационными технологиями, это всегда некая имитация социального события, которая направленно конструируется в определенном, уже существующем, реальном пространстве взаимодействий. Поэтому современные массовые информационные технологии рассматриваются в статусе институции, выполняющей функцию регуляции развития «общества потребления». Благодаря им многомерный человек замещается линейно детерминированным субъектом, демонстрирующим столь же линейное социальное поведение, которое легко регулируется средствами информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass information technologies

The paper considers the problems of anomization of modern youth mind under the influence of mass information technologies (MIT). It is underlined that the culture is becoming a new sort of business and consumed not by men but uses humans as a consumers, immersed in the sphere of demonstrational time spending, and it leads to anomization of wide youth conglomerations’ mind. Anomias of youth mind is considered as a result of “alien” information expansion; it is a state when a subject is in position which is characterized by serious lack of integration with traditional value institutes, and it reduces significantly their adaptive potential and abilities of adequate socialization. It is proved that modern MIT, reflecting specific traits of society’s life, promote creation of new socio-cultural set-ups, being a productive mechanism of intrusion for mass social conglomerations of exact system of values. It is underlined that the image created by MIT is some sort of social being imitation, which is constructed directly in exact existing real space of interrelations. That is why the modern MIT are considered in the status of institutes with a function of regulation’s development of “consumer society”. Due to them, “diversified human” is substituted by straight determine subject with the straight social behavior and can be easily controlled by means of information technologies.

Текст научной работы на тему «Массовые информационные технологии как фактор аномизации сознания молодежи»

В.М. Музафина, соискатель, кафедра социальной работы, Башкирский государственный университет, г. Уфа, Россия, venera.myzafina@mail.ru

МАССОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР АНОМИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Рассматриваются проблемы аномизации сознания современной молодежи под влиянием массовых информационных технологий. Отмечается, что культура превращается в особый вид бизнеса и не столько потребляется человеком, сколько использует его в качестве потребителя, погруженного в сферу демонстрационного времяпровождения, что и является причиной аномизации сознания широких молодежных конгломераций. Аномия сознания молодежи понимается как результат чужеродной информационной экспансии - как состояние, при котором субъект находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции с традиционными ценностными институциями, что существенно снижает его адаптивный потенциал и возможность для него адекватной социализации. Доказывается, что современные массовые информационные технологии, отражая специфические черты жизнедеятельности общества, способствуют созданию новых социокультурных установок, так как являются продуктивным механизмом навязывания массовым социальным конгломерациям определенной системы ценностей. Подчеркивается, что образ, создаваемый массовыми информационными технологиями, - это всегда некая имитация социального события, которая направленно конструируется в определенном, уже существующем, реальном пространстве взаимодействий. Поэтому современные массовые информационные технологии рассматриваются в статусе институции, выполняющей функцию регуляции развития «общества потребления». Благодаря им многомерный человек замещается линейно детерминированным субъектом, демонстрирующим столь же линейное социальное поведение, которое легко регулируется средствами информационных технологий.

Ключевые слова: массовые информационные технологии, аномия сознания молодежи, общество потребления, социальные ценности, информационная среда, информационная агрессия, информационный механизм, социализация, социальный симулякр.

гЧ

Информационное пространство, окружающее человека, является мощным фактором формирования его сознания и социального поведения. Аргументов в пользу этого утверждения множество. Все они строятся на следующих методологических аксиомах. Во-первых, любой субъект коммуникации вынужден ориентироваться на правила «игры», существующие в рамках того или иного информационного поля. Во-вторых, данное пространство принуждает1 каждого

актора к определенным действиям, степень целеосознанности и рациональности которых зависит от уровня коммуникационной культуры человека. Любое информационное пространство является в большей или меньшей степени агрессивной средой, навязывающей определенные стереотипы поведения. И, наконец, современное коммуникативное пространство представляет собой социальную среду обитания человека, во многом определяющую его сознание, а следователь-

но, и образ жизнедеятельности. Эти и многие иные факторы наличной информационной среды оказывают существенное влияние на ценностные ориентации и поведение, в первую очередь, моло- -

дежи, что уже сегодня становится актуальной проблемой, требующей комплексного научного анализа и разработки социальных механизмов ее решения.

Итак, ни для кого не секрет, что современные информационные технологии, построенные по определенным стратегиям, являются не только атрибутом коммуникационного пространства, но и одним из самых мощных инструментов формирования образа жизни людей, адекватного внешнезаданным приоритетам бизнеса и политики2. В фокусе рассматриваемого информационного прессинга оказывается в первую очередь молодежь, которая в большей степени подвержена процессам массо-визации. Одной из целей информационных технологий как раз и является инициация названных процессов. Последние способству-

Современные информационные технологии, построенные по определенным стратегиям, являются не только атрибутом коммуникационного пространства, но и одним из самых мощных инструментов формирования образа жизни людей.

ют формированию массовых форм культуры, унифицирующих ценностные критерии духовной и материальной жизни человека. В силу этого существенно облегчается продвижение идей, товаров и услуг, что стимулирует потребительские преференции молодежи в широком спектре наличного товарного и духовного предложения. Так формируется массовая культура, стимулирующая потребление преимущественно развлекательно-компенсаторного функционала, заложенного не только в многочисленных информационных предложениях рынка, но и в материальных объектах потребления, облеченных статусом китча.

Такая культура во многом лишена внутреннего источника развития и функционирует в силу внешнезаданных социальных факторов. В результате она превращается в особый вид бизнеса, ибо не столько потребляется человеком, сколько использует его в качестве банального потребителя, отягощенного консюмеризмом и погруженного

в сферу демонстрационного времяпровождения, заслоняя от него другие пласты культуры, вводящие человека в мир полносубъектных социальных связей. В результате происходит аномизация сознания широких молодежных конгломераций, не оставляющая им ничего, кроме дрейфа по течению, направляемому внешними субъектами коммуникативного воздействия.

Таким образом, массовые информационные технологии (МИТ), отражая специфические черты жизнедеятельности общества, способствуют созданию новых социокультурных установок, являясь тем самым вполне продуктивным механизмом информационной агрессии - навязывания массовым социальным конгломерациям определенной системы ценностей и, как следствие, стереотипов поведения.

Именно так МИТ, воздействуя на сознание молодежных групп, пытаются вписать их в общество и легитимизировать их пове-дение3. Но здесь же и возникает трагический парадокс: реальные социальные связи и факторы их развития, механизмы статусных перемещений в обществе оказываются радикально отличными от тех, которые кульми-нированы в технологиях информационного прессинга. Этот диссонанс и обусловливает состояние аномии сознания молодежи. Оно, по Дюркгейму, обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии социальных общностей, «когда прежние боги стареют или умирают, а новые не родились»4. Главная причина этого состояния - в дисгармонии между привнесенными в сознание молодежи целями и легальными (институциональными) средствами, с помощью которых эти цели можно реализовать. Например, в то время как общество поддерживает усилия молодежи в стремлении к повышению благосостояния, реальные средства достижения этой цели весьма ограничены. В данном случае парадокс состоит

в том, что неравенство, существующее в обществе, заставляет молодых людей искать иные средства целедостижения, то есть отклоняться от общепринятых социокультурных образцов. В итоге ценностный вектор в сознании молодого человека переводится не в сторону, например, развития собственного интеллектуально-знаниевого и профессионального потенциала, а в направление потребления образовательных услуг сомнительного качества, гарантирующих, тем не менее, получение вожделенного диплома. Этот парадокс в данном случае обусловлен банальной формулой современности: носитель диплома далеко не всегда является специалистом и потому не в состоянии претендовать на желаемый социальный статус. Так происходит не только аномизация сознания молодежи, но и нивелировка социальных функций среды, субъекты которой исповедуют жизненный принцип «мини-макса», продвигаемый средствами информационных технологий.

Еще одна предпосылка формирования аномии сознания молодежи, постоянно воспроизводимая средствами массовой коммуникации и рекламой, состоит в создании прочных ассоциаций высокого социального статуса со столь же высокими доходами субъекта. Эта ассоциация навязывается в многочисленных рекламных образцах, продвигающих дорогостоящие (а значит, статусные) бренды, <шр-формы» отдыха, развлечений и др. Так кульминируется значимость монетарной составляющей жизни, высоких доходов, достижение которых, как широко известно, отнюдь не всегда соотносится с какими либо морально-нравственными императивами в целом и социальной ответственностью в частности5.

Еще одним результатом развития современных МИТ явилась тотальная деинтеллектуализация молодежи. Аргументов в пользу этого печального вывода более чем достаточно. Так, реформация отечественной системы образования за по-

Массовые информационные технологии способствуют созданию новых социокультурных установок, являясь вполне продуктивным механизмом информационной агрессии - навязывания массовым социальным конгломерациям определенной системы ценностей и, как следствие, стереотипов поведения.

следние годы с очевидностью обусловила трагический результат: существенное снижение интеллектуально-знаниевого потенциала молодежи. И это, что парадоксально, произошло в исторический период, когда появились невиданные ранее возможности для образования, развития профессиональных потенций личности, ее социокультурного уровня и реализации компетенции человека в самых разных сферах деятельности. В итоге такая нивелировка интеллектуального и социокультурного тезауруса молодежи обусловила достижение открыто провозглашеной чиновниками Минобра цели: «... система образования должна готовить профессиональных потребителей». Это и явилось предпосылкой изменения формата работы средств массовой коммуникации и использования ими технологий интеллектуальной разгрузки молодых акцепторов, культивирования в их сознании примитивных прагматических целей и ценностей, ориентированных лишь на потребление товаров и услуг, нарциссизма на фоне присвоенных брендов, выступающих в статусе социальных симулякров6, и праздного образа жизни.

В силу этих причин феномен современного потребления превращается чуть ли не в главный фактор, обусловливающий изменения в образе жизни молодежи и динамике их статусных претензий. Более того, именно потребление превращается сегодня в один из основных механизмов социального позиционирования субъекта, культивируя отчуждение от всех иных социальных преферен-ций7.

Тотальное продвижение МИТ потребления как ценностного тренда в центр целевой матрицы субъекта не может не вызвать аномии сознания молодежи как результата чужеродной информационной экспансии. Это состояние, при котором субъект находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции с традиционными ценностными институциями,

Молодежь начинает ограничиваться нормами отдельных групп и субъектов, транслирующих собственные преференции. В результате молодые люди теряют ощущение стабильной перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать жизненные решения.

что существенно снижает его адаптивный потенциал и возможность адекватной социализации. Наиболее «...характерной реакцией на это состояние является ненадежность ... социального поведе-ния»8. Согласно данному подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Молодежь начинает ограничиваться нормами отдельных групп и субъектов, транслирующих собственные преференции. В результате молодые люди теряют ощущение стабильной перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать жизненные решения. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора иллюзорного восприятия действительности при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества.

В завершение подчеркнем, что мы попытались дать теоретико-аналитическое обоснование проявляющейся тенденции аномизации сознания молодежи. Средствами инициации данного процесса являются массовые информационные технологии, проникающие во все сферы и на все уровни современной коммуникативной среды. Они организуют структуру пространства по принципу направленной нивелировки традиционных жизненных императивов, тем самым разгружая сознание людей. Последнее, с очевидностью, является серьезной социальной проблемой, связанной с самой возможностью воспроизводства социальности человека, способного к про-дуктивиой целеосозиаиной деятельности.

Литература

1. Бурдье П. Социология политики. М.: SocioLogos, 1993. С. 97.

2. Курлов А.Б., Петров В.К. Методология информационной аналитики. М.: Проспект, 2014. С. 39.

3. Панарин А.И. Глобализация. М.: Гардарики, 1999. С. 17.

4. Durkheim E. Les forms elementariness de la vie religious. Parish, 1912. P. 610-611.

5. Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. М.: АСТ: Транзиткнига, 2004. С. 208.

6. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2006.

7. Курлов А.Б., Суханов В.М., Шкель С.Н. Социо-динамика политических приоритетов электората в условиях регионального самоуправления: монография. Уфа: Изд-во Башкир. гос. ун-та, 2003. С. 48.

8. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. С. 126.

MASS INFORMATION TECHNOLOGIES

V.M. Muzafina, Fellow Applicant, The department of social work, Bashkir State University, Ufa, Russia, venera.myzafina@mail.ru

The paper considers the problems of anomization of modern youth mind under the influence of mass information technologies (MIT). It is underlined that the culture is becoming a new sort of business and consumed not by men but uses humans as a consumers, immersed in the sphere of demonstrational time spending, and it leads to anomization of wide youth conglomerations' mind. Anomias of youth mind is considered as a result of "alien" information expansion; it is a state when a subject is in position which is characterized by serious lack of integration with traditional value institutes, and it reduces significantly their adaptive potential and abilities of adequate socialization. It is proved that modern MIT, reflecting specific traits of society's life, promote creation of new socio-cultural set-ups, being a productive mechanism of intrusion for mass social conglomerations of exact system of values. It is underlined that the image created by MIT is some sort of social being imitation, which is constructed directly in exact existing real space of interrelations. That is why the modern MIT are considered in the status of institutes with a function of regulation's development of "consumer society". Due to them, "diversified human" is substituted by straight determine subject with the straight social behavior and can be easily controlled by means of information technologies.

Key words: mass information technology, anomie consciousness of youth, the consumer society, social values, information environment, information aggression, information mechanism, socialization, social simulacrum.

References

1. Bourdieu P. Sotsiologiia politiki [Sociology of politics]. Moscow, SocioLogos Publ., 1993. 336 p.

2. Kurlov A.B., Petrov V.K. Metodologiia informat-sionnoi analitiki [Methodology of information analysis]. Moscow, Prospekt Publ., 2014. 384 p.

3. Panarin A.I. Globalizatsiia [Globalization]. Moscow, Gardariki Publ., 1999.

4. Durkheim E. Les forms elementariness de la vie religious. Parish, 1912, pp. 610-611.

5. Galbraith D. Novoe industrial'noe obshchestvo [New industrial state]. Moscow, AST: Tranzitkniga Publ., 2004. 602 p.

6. Baudrillard J. Simvolicheskii obmen i smert' [Symbolic exchange and death]. Moscow, Dobrosvet Publ., 2006. 387 p.

7. Kurlov A.B., Sukhanov VM., Shkel' S.N. Sotsio-dinamika politicheskikh prioritetov elektorata v uslovi-iakh regional'nogo samoupravleniia: monografiia [So-ciodynamics political priorities of the electorate in the context of regional self-government: monograph]. Ufa, Izd-vo Bashkir. gos. un-ta Publ., 2003. 215 p.

8. Parsons T. O sotsial'nykh sistemakh [About social systems]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2002. 832 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.