Научная статья на тему 'Информационная среда как субстрат современного общества'

Информационная среда как субстрат современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
964
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРЕССИНГ / INFORMATION ENVIRONMENT / MODERN SOCIETY / SOCIAL INFORMATION / COMMUNICATIVE ACTION / INFORMATION RESOURCE / INFORMATION PRESSURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курлов А.Б., Каюмов А.Т.

Задачей статьи является анализ информационной среды и ее структурных компонентов с позиций рефлексии опытного знания с последующей его концептуализацией, т. е. средствами социальной онтологии. Информационная среда представляется как некий объективный феномен носитель социальной информации, которая актуализируется и объективируется субъектом, благодаря чему это пространство и обретает свою структуру. Каждый ее элемент, посредством целеосознанного действия человека, выполняет определенную коммуникативную функцию, координация и субординация которых и определяет социальное место, роль и статус участника данного процесса. Так, в рамках этой среды и формируются социальные связи и взаимодействия индивидных и ассоциированных акторов, а сама она выступает их имманентным информационным субстратом. Доказывается, что информационная среда является важнейшим фактором формирования определенного типа организационного порядка, регламентирующего характер многих форм социальных актов. Раскрываются базовые свойства современной информационной среды: вариативность, свидетельствующая о выраженном антропном характере информационной среды, определяя ее экзистенциальную и социальную наполненность; проективность, благодаря которой созданные в информационной среде образы и представления передают признаки и свойства объективной реальности отнюдь не в формате ее копии, а в виде модели, которая никогда не может быть тождественна прототипу; коммуникативная направленность проявляется, во-первых, в том, что среда не может существовать вне взаимодействия рефлексирующих субъектов, равно как и их взаимодействие не может осуществляться вне информационной среды; элиминарность свидетельствует об относительности наших представлений, то есть фиксируется факт взаимного несоответствия окружающего мира и представлений о нем происходит переосмысление соответствия между насущным и его восприятием, в результате которого либо реальность «подгоняется» под представления, либо изменяется вектор развития наших представлений, корректируются способы рефлексии на основе объективистских принципов, исключающих спекулятивную, конъюнктурную аксиоматику. Рассматриваются также тенденции развития современной информационной среды, которые непосредственным образом связаны с внедрением современных информационных технологий, которые, в свою очередь, способствуют сопоставимо быстрому приращению информационного ресурса социума, составляющего все более заметную и важную компоненту его совокупного (геополитического, экономического, предметно-деятельностного и др.) потенциала. Отсюда и стремление всё более активно использовать этот ресурс в конъюнктурных и конкурентных целях в соперничестве за предпочтительные позиции в мировом сообществе, дающие лучшие шансы на выживание в будущем мире с жесткими ресурсными ограничениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The information environment as substratum of modern society

The aim of the article is the analysis of the information environment and its structural components from positions of reflection of experimental knowledge with its subsequent conceptualization, i.e. means of social ontology. The information environment is represented as a certain objective phenomenon the carrier of social information which is actualized and objectified by the subject so that this space takes shape. Each of its elements, via conscious actions of the subject, carries out a certain communicative function, the coordination and subordination of which defines the social place, role and status of the participant of the process. Thus, the social connections and interactions of individual and associated subjects are formed within this environment, and the environment itself serves as their intrinsic information substratum. It is proved that the information environment is the major factor of formation of the certain type of organizational order, which regulates the character of many forms of social actions. Basic features of the modern information environment are explored: variability, which demonstrates the distinct anthropic character of the information environment, defining its existential and social content; projectivity, through which the images and concepts created in the information environment transfer attributes and properties of the objective reality not in the form of a copy, but of a model which is never identical with its prototype; the communicative focus is reflected, first of all, in the fact that the environment can not exist outside of the interaction of the reflexive subjects, furthermore, this interaction can not be carried out outside of the information environment; elimination demonstrates the relativity of our perceptions, i.e. the discrepancy of the objective world and its perceptions is shown: the correspondence between the objective reality and its perceptions is reframed, and as a result the reality is “adjusted” according to its perceptions, or the vector of development of our perceptions changes, the methods of reflection on a basis of objectivist principles are corrected (which excludes speculative, tactical axiomatics). The article also deals with the patterns of development of the modern information environment which are directly connected to the implementation of modern information technologies which, in its turn, contribute to a relatively fast increment of the information resource of the society, which becomes an increasingly prominent and important component of its cumulative (geopolitical, economical, etc.) potential. It presupposes the desire to use this resource more and more actively in the tactical and competitive purposes in competition for preferable positions in the global community, which provide better chances of survival in the future world with rigid resource restrictions.

Текст научной работы на тему «Информационная среда как субстрат современного общества»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 138.2

А. Б. Курлов, А. Т. Каюмов

Курлов А. Б., доктор социологических наук, профессор философии, профессор каф. экономической безопасности Уфимского государственного авиационного технического университета; е-таЛ: kurLov_@maiL.ru Каюмов А. Т., доктор философских наук, профессор философии, заведующий кафедрой философских наук Московского государственного лингвистического университета; е-та^ atkayum@gmaiL.com

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК СУБСТРАТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Задачей статьи является анализ информационной среды и ее структурных компонентов с позиций рефлексии опытного знания с последующей его концептуализацией, т. е. средствами социальной онтологии. Информационная среда представляется как некий объективный феномен - носитель социальной информации, которая актуализируется и объективируется субъектом, благодаря чему это пространство и обретает свою структуру. Каждый ее элемент, посредством целе-осознанного действия человека, выполняет определенную коммуникативную функцию, координация и субординация которых и определяет социальное место, роль и статус участника данного процесса. Так, в рамках этой среды и формируются социальные связи и взаимодействия индивидных и ассоциированных акторов, а сама она выступает их имманентным информационным субстратом. Доказывается, что информационная среда является важнейшим фактором формирования определенного типа организационного порядка, регламентирующего характер многих форм социальных актов.

Раскрываются базовые свойства современной информационной среды: вариативность, свидетельствующая о выраженном антропном характере информационной среды, определяя ее экзистенциальную и социальную наполненность; проективность, благодаря которой созданные в информационной среде образы и представления передают признаки и свойства объективной реальности отнюдь не в формате ее копии, а в виде модели, которая никогда не может быть тождественна прототипу; коммуникативная направленность проявляется, во-первых, в том, что среда не может существовать вне взаимодействия рефлексирующих субъектов, равно как и их взаимодействие не может осуществляться вне информационной среды; элиминарность свидетельствует об относительности наших представлений, то есть фиксируется факт взаимного несоответствия окружающего мира и представлений о нем - происходит переосмысление соответствия между

насущным и его восприятием, в результате которого либо реальность «подгоняется» под представления, либо изменяется вектор развития наших представлений, корректируются способы рефлексии на основе объективистских принципов, исключающих спекулятивную, конъюнктурную аксиоматику.

Рассматриваются также тенденции развития современной информационной среды, которые непосредственным образом связаны с внедрением современных информационных технологий, которые, в свою очередь, способствуют сопоставимо быстрому приращению информационного ресурса социума, составляющего все более заметную и важную компоненту его совокупного (геополитического, экономического, предметно-деятельностного и др.) потенциала. Отсюда и стремление всё более активно использовать этот ресурс в конъюнктурных и конкурентных целях в соперничестве за предпочтительные позиции в мировом сообществе, дающие лучшие шансы на выживание в будущем мире с жесткими ресурсными ограничениями.

Ключевые слова: информационная среда; современное общество; социальная информация; коммуникативное действие; информационный ресурс; информационный прессинг.

A. B. Kurlov, A. T. Kayumov

KurLov A. B., PhD of SocioLogicaL Sciences, Professor of PhiLosophy,

Professor of Chair of Economic Safety of the Ufa State Aviation

TechnicaL University; e-maiL: kurLov_@maiL.ru

Kayumov А. Т., PhD of PhiLosophy, Professor of PhiLosophy,

Head of the Chair of PhiLosophicaL Sciences of the Moscow State Linguistic

University; e-maiL: atkayum@gmaiL.com

THE INFORMATION ENVIRONMENT AS SUBSTRATUM OF MODERN SOCIETY

The aim of the articLe is the anaLysis of the information environment and its structuraL components from positions of refLection of experimentaL knowLedge with its subsequent conceptuaLization, i.e. means of sociaL ontoLogy. The information environment is represented as a certain objective phenomenon - the carrier of sociaL information which is actuaLized and objectified by the subject so that this space takes shape. Each of its eLements, via conscious actions of the subject, carries out a certain communicative function, the coordination and subordination of which defines the sociaL pLace, roLe and status of the participant of the process. Thus, the sociaL connections and interactions of individuaL and associated subjects are formed within this environment, and the environment itseLf serves as their intrinsic information substratum. It is proved that the information environment is the major factor of formation of the certain type of organizationaL order, which reguLates the character of many forms of sociaL actions.

Basic features of the modern information environment are expLored: variability, which demonstrates the distinct anthropic character of the information environment, defining its existentiaL and sociaL content; projectivity, through which the images and

concepts created in the information environment transfer attributes and properties of the objective reaLity not in the form of a copy, but of a modeL which is never identical, with its prototype; the communicative focus is refLected, first of aLL, in the fact that the environment can not exist outside of the interaction of the refLexive subjects, furthermore, this interaction can not be carried out outside of the information environment; elimination demonstrates the reLativity of our perceptions, i.e. the discrepancy of the objective worLd and its perceptions is shown: the correspondence between the objective reaLity and its perceptions is reframed, and as a resuLt the reaLity is "adjusted" according to its perceptions, or the vector of deveLopment of our perceptions changes, the methods of refLection on a basis of objectivist principLes are corrected (which excLudes specuLative, tacticaL axiomatics).

The articLe aLso deaLs with the patterns of deveLopment of the modern information environment which are directLy connected to the impLementation of modern information technoLogies which, in its turn, contribute to a reLativeLy fast increment of the information resource of the society, which becomes an increasingLy prominent and important component of its cumuLative (geopoLiticaL, economicaL, etc.) potentiaL. It presupposes the desire to use this resource more and more activeLy in the tacticaL and competitive purposes in competition for preferabLe positions in the gLobaL community, which provide better chances of survivaL in the future worLd with rigid resource restrictions.

Key words: information environment; modern society; sociaL information; communicative action; information resource; information pressure.

Рассматривая проблему содержания понятия «информационная среда», выделим два смыслопорождающих момента. Первый задается ее пониманием как обычного метрического поля, на котором осуществляются какие-либо информационные взаимодействия. Второй, который определяет дискурс по поводу сферы коммуникативных отношений между отдельными людьми и общностями с целью воспроизводства социальности.

Наша задача - анализ информационной среды и ее структурных компонентов с позиций рефлексии опытного знания с последующей его концептуализацией, т. е. средствами социальной теории. Поэтому мы берем на вооружение вторую интенцию, для которой информационная среда может быть изначально дефинирована как совокупность определенных структур (индивидов, их групп и организаций), соединенных информационными отношениями, которые имеют свое особое (системное) качество, отсутствующее у самих акторов [Дзяло-шинский 2001].

Необходимо отметить также, что информационная среда весьма неравномерна, ибо включает в свою структуру множество полей

и процессов, пронизывающих ее в разных направлениях, и любой участник информационного взаимодействия может выполнять различные функции одновременно в нескольких из них. Таким образом, статус субъекта этого взаимодействия «...может определяться по его позициям в различных структурах среды, т. е. по уровню и направленности его коммуникативного действия, которое активируется в каждой из них» [Бурдье 1993, с. 57].

В силу этого информационная среда представляется как некий объективный феномен - носитель социальной информации, которая актуализируется и направляется субъектом на определенный объект, благодаря чему это пространство и обретает свою структуру. Каждый ее (среды) элемент, посредством целеосознанного действия субъекта, выполняет определенную коммуникативную функцию, координация и субординация которых и определяет социальное место, роль и статус участника данного процесса. Так, в рамках этой среды и формируются социальные связи и взаимодействия индивидных и ассоциированных акторов, а сама она выступает их имманентным информационным субстратом.

Переходя к уровню осмысления обменной природы информационной среды, мы определяем ее как глобальную динамическую систему данных, в рамках которой реализуется вся совокупность коммуникативных (социальных) взаимодействий различных акторов. Структура этой системы представлена множеством информационных потоков, которые благодаря изменяющейся во времени коммуникативной направленности, обеспечивают динамическую целостность всей среды. Сама же информация здесь выступает как многофакторное явление, содержание и объем которого переменны и во многом зависят от смысловых контекстов данных о тех или иных явлениях, подлежащих рефлексии.

Такой подход к информации с очевидностью вписывается в реляционную концепцию понимания пространственно-временных отношений, который распространяется и на осмысление рассматриваемых сред. Предлагаемое наполнение содержания этого феномена позволяет выделить важные аспекты его понимания, на некоторых из которых, кратко остановимся.

Реляционный характер информационной среды имманентно связывает ее с «источником» и «преемником». Последние, являясь социальными акторами, всегда апеллируют к целям и ценностям, вступая

в те или иные коммуникативные (социальные) связи. Поэтому информационная среда имеет строгую «привязку» к субъекту, ибо она создается людьми, общностями и социальными институтами, отражая не только их природу, внутреннее содержание, но и интересы, социальные установки и цели деятельности.

Такие рассуждения позволяют выйти на понимание природы информации как средства реализации (самореализации) субъекта с использованием внутренних или внешних коммуникационных ресурсов. Здесь информация еще более рельефно выступает в ее инструментальном свойстве, непосредственно включая в себя социальные функции. При этом информационные среды предстают как некоторые топологические пространства, изменяющиеся под влиянием различных социальных акторов.

Информационная среда может рассматриваться и с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации (ресурсный подход). Она в данном случае выступает в качестве объекта и одновременно средства целенаправленной деятельности человека. Но как только она начинает рассматриваться с позиций осуществления коммуникативных связей, не сводящихся только к передаче лишь фактических сведений, она предстает неотъемлемым фрагментом человеческой культуры и должна исследоваться именно в этом качестве. Речь идет об известных феноменах и результатах реализации социальных коммуникаций, таких как наука во всех ее проявлениях, техносфера, организационные (коммуникационные) принципы деятельности и производства в целом, а также различные технологии информационного воздействия (образовательные процессы, пропаганда, PR-прессинг и т. д.).

Всё означенное и обусловливает базовые признаки информационной среды.

Во-первых, она существует для фиксации и направленной трансляции различных форм отражения бытия объективной реальности с целью доведения этих сведений до адресата. Эти информационные формы могут быть представлены самыми разнообразными данными: от знаковых эмпирических презентантов a posteriori и, неизбежно сопутствующих им идеологизмов; до систем символьной концептуализации a priori [подробнее см.: Курлов 2018, с. 89, 109-110].

Во-вторых, она имеет свойство наполнять любое предоставленное ей пространство и сохраняться неизменно в таком состоянии неопределенно долгое время. (Речь идет об инерционности процессов

восприятия реальности и последующей рефлексии его содержания с целью формирования ценностно-целевых программ ее преобразования).

В-третьих, эта среда позволяет сформировать пространственные границы специфического восприятия и представления материального, социального и духовного миров, и сохранить их неизменными, несмотря даже на существенный дрейф миропредставлений за границами определенного этоса.

В-четвертых, она обеспечивает специфический тип информационного взаимодействия и социального поведения рефлексирующих субъектов и их сообществ.

И, наконец, эта среда может быть организована по принципам открытой или закрытой информационной системы. В первом случае она открыта для взаимодействия с внешним пространством и активно использует его информационные ресурсы, что и является одним из условий ее существования и развития. Во втором - вынуждена функционировать в рамках жестких регламентов инфообмена, исключающих множество форм ценностно-целевых взаимодействий, выходящих за границы установленной меры. Именно поэтому информационная среда является важнейшим фактором формирования определенного типа организационного порядка, регламентирующего характер многих форм социальных актов.

Таким образом, информационная среда имеет особую природу, позволяющую считать ее атрибутом социума, служащим для постоянной (ретроспективной и перспективной) трансляции актуальных сведений социокультурного порядка. Благодаря этой среде у субъекта или сообщества появляется возможность активной адаптации к окружающей действительности. Для этого используется ее (действительности) образ, отражающий пространственно-временные очертания соответствующего сегмента бытия, преломленного в представлениях социального демиурга - субъекта информационного взаимодействия. Таким образом оформленная информация может передаваться от одного субъекта к другому (от одного сообщества к другому) во времени и в пространстве, выступая в качестве основания социальных взаимодействий между людьми.

Изложенное позволяет выделить и обосновать базовые свойства информационной среды.

Вариативность заключается в том, что существующая реальность отражается в структуре информационной среды бесчисленное множество раз, что создает бесчисленное множество таких отражений, существующих независимо друг от друга. И только в процессе инфо-обмена крайние формы этих образов несколько сглаживаются. Тем не менее в структуре даже зарегулированной среды всегда присутствуют латентные инфопроцессы, способные разорвать границы указанной выше меры, ибо оказываются за пределами ценностно-целевого регламента взаимодействий. Это свойство свидетельствует о выраженном антропном характере информационной среды, что, соответственно, и обусловливает ее экзистенциальную и социальную наполненность.

Проективность состоит в том, что созданные в информационной среде образы и представления передают признаки и свойства объективной реальности отнюдь не в формате ее копии, а в виде модели, которая никогда не может быть тождественна прототипу. Такие проекции постоянно дорабатываются и воспроизводятся в среде в соответствие с морально-нравственными, политическими, экономическими, конъюнктурными и др. преференциями ее субъектов.

Коммуникативная направленность информационной среды проявляется, во-первых, в том, что она не может существовать вне взаимодействия рефлексирующих субъектов, равно как и их взаимодействие не может осуществляться вне информационной среды. В ходе взаимодействия происходит не только обмен образами (знаками, символами, смыслами) действительности, но и установление степени их относительного соответствия самой реальности. Поэтому инфообмен в среде практически всегда, кроме всего прочего, выполняет и критериальную функцию. Во-вторых, коммуникативная направленность какого-либо инфопроцесса всегда обусловлена ценностно-целевыми ориентация-ми субъекта, рассчитывающего на достижение некоего социального результата, посредством избранной коммуникативной стратегии.

И, наконец, элиминарность1 информационной среды обусловлена следующим. В известные моменты приходит понимание относительности наших представлений, т. е. фиксируется факт взаимного

1 Элиминарность - исключение излишнего разнообразия и отбор необходимой информации для продуктивного познания или адекватного воздействия на объект.

несоответствия окружающего мира и представлений о нем. Вследствие этого и происходит формирование мотивации к переосмыслению способов обеспечения соответствия между насущным и его восприятием. Практически речь идет о «спасении» самого принципа отражения. Оно (спасение) может происходить двумя взаимоисключающими способами: либо реальность «подвинуть» под наши представления и с опорой на конвенцию продолжить жить в иллюзорном мире идеологизмов; либо изменить вектор развития наших представлений, переключив познавательный интерес на коррекцию способов рефлексии на основе объективистских принципов, исключающих спекулятивную, конъюнктурную аксиоматику.

Продолжая рассмотрение оснований и содержания информационной среды, еще раз поясним, что в качестве ее компонентов мы выделяем информационные поля и потоки, ибо именно эти составляющие ее структуры актуализируются в качестве предмета, не столько социальной, сколько социологической теории. Такой переход от концептуализации к практической рефлексии содержания наблюдения, является вполне оправданным и не противоречит посылу «о превращении Логоса в производительную силу» [подробнее см.: Курлов 2018, с. 46-73].

Итак, эти поля и потоки, существуя объективно как атрибут различных по природе социальных явлений, становятся продуктами деятельности и отчуждаются от человека, приобретая не только надличностный, но и надсоциальный характер. Информационные поля, постоянно развиваясь и увеличиваясь в масштабах вследствие деятельности субъектов, в целом иногда представляются абсолютно свободными и хаотическими. Однако это впечатление обманчиво.

Понятно, что каждый объект, отраженный в информации, где зафиксированы его параметры, взаимодействия, процессы, ситуации, их динамика и т. д., несет в себе множество характеристик и черт, проявляющихся во множестве информационных образов реальности. Понятно и то, что объектов, интересующих человека, достаточно много и число их постоянно возрастает. Вся совокупность интересующих человека надличностных характеристик объектов в многообразии взглядов на них и образует общее информационное поле и соответствующую среду вокруг отдельных объектов. Причем, поскольку содержание и форма информации, являясь продуктом человеческой

деятельности, несут в себе элементы объективного (присущего объекту самому по себе) и субъективного (его видения человеком, формирующим и оформляющим ту или иную информацию), то создаются основания для сосуществования различных социальных субъектов, создающих информационные модели реальности. В структуру последних включаются как эмпирические описания, так и априорные оценки объекта. Так формируются информационные блоки, поля и потоки как элементы идеальной реальности. Они транслируются в информационной среде, накапливаются, сохраняются и, если необходимо, утилизируются. Эти акты осуществляются благодаря информационной инфраструктуре, без которой невозможно оптимальное функционирование информационной системы (среды) в целом.

Так, за перемещение информации ответственны различные виды связи: за возникновение и исчезновение - различные субъекты и социальные организации; за накопление и хранение - базы данных, информационные сети и др. Благодаря такой инфраструктуре информационные поля и потоки не просто существуют - они реагируют на внешние воздействия и внутренние процессы. Так происходит изменение самой информационной среды и ее воспроизводство.

Специалисты в определенной степени знают, как влиять на информационные потоки, так и идентифицировать их изменения, которые не только отражают динамику реальных объектов, но и являются результатами рефлексии над их изменяющимся содержанием. Например, большие информационные потоки чрезвычайно чувствительны к появлению новых информационных форм. Аналитик, проводя их мониторинг, даже не вдаваясь в детали происходящего, вполне точно диагностирует появление новых модусов среды, фиксируя тем самым динамику социальных процессов. Вследствие этого появляется возможность влияния на ход последних, управления ими с использованием информационных средств.

Но необходимо учитывать, что профессиональная работа с информационными полями всегда нуждается в наличии четкой концепции и аргументированной цели деятельности. Контакт с множеством информационных полей и потоков может быть конструктивным лишь тогда, когда это не способ первоначального познания мира, а способ углубления знания на основе уже сформированной мировоззренческой и профессиональной базы.

Результатом такой практико-ориентированной информационной деятельности является формирование социальных стандартов на основе единых принципов координации подходов к работе в коммуникативной сфере. В качестве такой координирующей основы мы рассматриваем материалистическую парадигму в ее современных транскрипциях. Полагаем, что только такое основание информационной (социальной) аналитики способной придать, актуализированной субъектом информации, аргументированность, целостность и предметную ориентацию1. Только в этом случае информация приобретает инструментальный смысл и способна стать неисчерпаемым ресурсом социального управления.

После обоснования субстанциональных и функциональных оснований информационной среды кратко рассмотрим признаки и формы ее современного состояния и некоторые общие особенности ее структуры.

Итак, анализ современного этапа развития информационной среды, характеризующийся широким внедрением принципиально новых коммуникационных технологий, что позволяет выделить ряд следующих ее имманентных тенденций.

Расширение субъектности - вовлечение в информационное пространство всё новых акторов.

Повышение однородности структуры информационной среды путем разработки и применения единых стандартов информационно-коммуникационного обмена.

Глобализация и интеграция различных информационных сред, означающие расширение информационного взаимодействия до со-циетального уровня (этому способствует значительное распространение компьютерных сетей на основе телекоммуникационных структур общего использования и глобальной сети Интернет) [Каюмов 2005, с. 48].

1 Например, субъективно-идеалистическая позиция не дает оснований для объективации знаний; позитивистская - не позволяет выйти за пределы сущего в область идеальных конструкций; прагматическая ориентируется на сиюминутную полноту и целостность, игнорируя внутреннюю динамику объектов и неактуальные в конкретный момент срезы реальности; одномерный антропологический материализм не дает оснований для рассуждений об объективности идеально-информационного сущего, сужая спектр возможностей в исследовании информации.

Регионализация информационного пространства - стремление на партикулярном уровне сохранить и приумножить информационные ресурсы (эта тенденция диалектически связана с предыдущей и сохраняется в силу неравномерного социального развития отдельных территорий).

Рост многомерности информационной среды, вычленение в ней все новых подпространств (например, культурно-языковых путем введения в сферу информационного обмена ранее практически не используемых региональных языков, освоение ее микроизмерений и т. д.) [Каюмов 2005, с. 49].

Эпистемологизация информационных сред, связанная с ростом интеллектуальной компоненты информационных взаимодействий, повышением роли знания в жизни общества [подробнее см.: Курлов 2016, с. 7-21, 74-84, 100-106].

Вышеперечисленные тенденции непосредственным образом связаны с развитием и внедрением современных информационных технологий, которые способствуют сопоставимо быстрому приращению информационного ресурса социума, составляющего всё более заметную и важную компоненту его совокупного (геополитического, экономического, предметно-деятельностного и др.) потенциала. Отсюда и стремление всё более активно использовать этот ресурс в конъюнктурных и конкурентных целях в соперничестве за предпочтительные позиции в мировом сообществе, дающие лучшие шансы на выживание в будущем мире с жесткими ресурсными ограничениями.

Особую актуальность имеет и то обстоятельство, что управление информационным ресурсом сегодня для России чрезвычайно существенно из-за возникших в процессе реформирования нашего общества барьеров общения, во многом сокративших мобильность населения. Это ведет к разрыву ранее значимых социальных связей, усилению фрагментарности общества и свертыванию многих социокультурных и профессиональных коммуникаций. Если добавить к этому снижение уровня образования молодежи и уменьшение реальных возможностей непрерывного образования для представителей старших возрастов, а также прогрессирующее замещение традиционных ценностей чуждыми для России ценностями ее геополитических соперников, то становится все более очевидным значительное сокращение духовного, культурного, интеллектуально-знаниевого

и профессионального потенциала информационного пространства России, существенной утрате некогда прочных ее позиций в составе мировой цивилизации.

В связи с этим можно говорить о стремлении наиболее развитых стран обеспечить контроль над «чужим» информационным пространством или возможность его коррекции, достигая тем самым информационного доминирования. Сегодня эта проблема выступает не просто как политическая, но как культурологическая и философская, ориентированная на сохранение и развитие ядра отечественной культуры [Каюмов 2005, с. 49-50].

Если в прошлом информация, лежащая в основе принятия решений и коммуникации, была во многом инвариантна, а сами эти процессы носили замедленный характер, то сегодня их скорость и, соответственно, управление ими соотносимо с реальным масштабом времени, что существенно повышает инструментальную значимость социальной информации. Необходимо отметить и другую особенность сегодняшнего дня: в отличие от прошлого, когда информационные процессы были связаны исключительно с человеком. Сегодня же информация отделена от него и чаще в формализованном виде обрабатывается и хранится в информационных системах. Это в сочетании с обрушившимся на человека огромным потоком сведений делает возможным манипулирование индивидным и массовым сознанием, осуществление информационно-психологических операций.

Существует точка зрения, согласно которой информационное господство геополитического субъекта позволяет ему необратимо обеспечить себе главенствующую, определяющую роль в мировом сообществе. В случае если информационный ресурс некоего субъекта развивается опережающими темпами, то речь может идти и о достижении им существенного превосходства над своими оппонентами. Понятно, что геополитические прорывы и проигрыши имеют серьезнейшие культурологические, цивилизационные последствия. Они приводят к изменениям не только на карте мира, но к доминированию тех или иных мировых ценностей, а значит, к коррекции тенденций мирового развития, той или иной культуры, изменению целей и оценок бытия с ее позиции.

При этом информационная среда, сконструированная в соответствии с чужеродными ценностными императивами, не порождает

ничего, кроме социальных пароксизмов. Очевидно, что она (среда) должна формироваться и воспроизводиться на преемственной основе, ибо социальная информация всегда несет на себе глубокий след общественных отношений, отпечаток потребностей, интересов и ментальных черт тех общностей, ценности и приоритеты которых она отражает. В случае нарушения принципа преемственности, когда внедряемая в среду информация диссонирует с внутренними закономерностями функционирования общества, с содержанием его этоса - она превращается в индуктор социальной деструкции, что чревато массой непредсказуемых последствий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурдье П. Социология политики. М. : Socio-Logos, 1993. 336 с. Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции [Электронный ресурс]. URL : www.ksdi.ru/right/2001dzyaloshinskii78.html. Каюмов А. Т. Социодинамика информационного общества. М. : Изд-во Московского университета, 2005. 212 с. Курлов А. Б. Методология социального познания. М. : Проспект, 2016. 232 с. Курлов А. Б. Современное общество. В поисках оснований Социо-Логоса. М. : Проспект, 2018. 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.