Научная статья на тему 'Массовое поклонение святыням как предмет религиоведческого исследования (на примере Пояса Богородицы в храме Христа Спасителя в Москве 20 октября - 28 ноября 2011 г. )'

Массовое поклонение святыням как предмет религиоведческого исследования (на примере Пояса Богородицы в храме Христа Спасителя в Москве 20 октября - 28 ноября 2011 г. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛОМНИЧЕСТВО / СВЯТЫНИ / ХРИСТИАНСТВО / РПЦ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / РЕЛИГИЯ / ОПРОС / ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовое поклонение святыням как предмет религиоведческого исследования (на примере Пояса Богородицы в храме Христа Спасителя в Москве 20 октября - 28 ноября 2011 г. )»

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ М. С. Сеньчукова

Массовое поклонение святыням как предмет религиоведческого исследования (на примере поклонения Поясу Пресвятой Богородицы в храме христа Спасителя в москве 20 октября — 28 ноября 2011 г.)

1. Паломничество - традиционная религиозная практика, заключающаяся в путешествии в места, имеющие статус сакральных. В статье «Паломничество» в «Энциклопедии религии» под редакцией М. Элиаде (1987, переиздание 2005 под ред. Дж. Линдсея) паломничество связывается с инициатическими обрядами: «Паломничество имеет классическую трехступенчатую форму обряда посвящения: 1) отделение (начало пути), 2) пороговая стадия (само путешествие, пребывание в храме, а также встреча со священным) и 3) воссоединение (возвращение). Оно отличается от инициации тем, что путешествие совершается к центру «нездешнего», а не за порог, знаменующий собой изменение социального статуса человека. Вторая ступень характеризуется осознанием временного характера освобождения от социальных связей и сильным чувством общности... ощущением испытания и размышлениями об основном смысле своей веры»1.

Автор той же статьи приводит классификацию, согласно которой исторически существовали паломничества четырех типов.

Архаические паломничества представляют собой древние паломничества, усвоенные более поздней религией или получившие через нее новую жизнь. К таким относятся паломничества в Мекку в исламе, в Иерусалим на всем Ближнем Востоке, в Исамал в Мексике и др.

Прототипичные паломничества - паломничества, установленные основателем религииилиего непосредственнымиучениками. Как правило, установление данной традиции характеризуется многочисленными чудесами и видениями и привлекает множество паломников, чье поведение сопровождается экзальтацией и спонтанными проявлениями религиозности (молитва, благоговейное прикосновение к предметам).

Прототипичные паломничества описаны в священных текстах и в повествованиях об основателе религии, на месте цели паломничества строятся храмы, устанавливаются места для хранения святынь. Типичными примерами подобных паломничеств являются Иерусалим и Рим в христианстве.

- 1. Turner E. Pilgrimage: An Overview. Encyclopedia of religion.Lindsay Jones, editor in chief. 2nd ed. E-book, 2005. Vol.10. p.7146.

Паломничества Высокого Средневековья - в Средние века распространение ислама в Средиземноморье создает трудности для паломников в Святую Землю. Возникает традиция «заместительных» паломничеств- чаще к иконам и местам видений, чем к мощам, которые оказывались недоступны.

Святыни такого типа хранились в роскошно украшенных реликвариях и в период Реформации уничтожались под влиянием иконоборческих тенденций. Типичным примером является культ Богоматери Уолшинхемской в Англии - при Кромвеле были уничтожены монастыри, увезена почитаемая статуя Девы Марии. Паломничество восстановилось только в 20-х годах XX в.

Паломничества, возникающие аналогичным образом в наше время, чаще всего вызывают критику со стороны официальных религиозных структур.

Современное паломничество. За последние два века возник новый тип паломничества: с использованием современных технологий, но с традиционным отношением к святыне и в этом смысле вступающим в противоречие с современностью. Типичный пример - паломничество в Лурд2.

Паломничество особенно интересно в качестве объекта религиоведческого исследования, так как является живым и изменяющимся феноменом, изначально возникшим за пределами религиозной ортодоксии. Оно представляет собой пример простейшего частного религиозного опыта, доступного для большинства адептов любой религии, что позволяет изучающему это явление ученому делать выводы, применимые к самым широким массам верующих.

2. Почитание мест и предметов, связанных с жизнью, чудесными событиями и явлениями Христа, Богородицы и святых- многовековая практика, существующая в большинстве христианских конфессий. Отношение к святыням во многом подобно иконопочитанию: священные предметы и места выступают в качестве «проводников» благодати - верующие могут получать через них ответы на молитвы, а также назидание и воспитание в вере3.

Наибольшее количество святынь связано с именем Девы Марии, и они являются наиболее почитаемыми4. В их число входят места, в которых Она присутствовала при жизни во время евангельских событий, до или после них

- 2. Там же. С.7147.

- 3. Cм.: Догмат об иконопочитании Трехсот шестидесяти седми Святых Отец Седьмого Вселенского Собора, Никейскаго.

- 4. Конкретно для русской традиции характерно почитание святынь, связанных с Богородицей, даже большее, чем святынь, связанных с Христом. Например, когда на Страстной седмице 2012 года в храме Христа Спасителя вынесли для поклонения гвоздь от Креста Господня и частицу Его ризы, очередь к этим святыням была в разы короче, чем к частице ризы Божией Матери.

(Египет, где, согласно Евангелию от Матфея и преданию, Святое семейство скрывалось от гонений царя Ирода, или Афон, освященный проповедью Евангелия и благословением Богоматери), а также чудесных явлений и указаний (Пюхтицкий монастырь в Куремяэ, Эстония, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь в селе Дивеево Нижегородской области, португальский город Фатима, где с апреля 1915 по октябрь 1917 гг. прошла серия необычных видений, признанных Католической церковь явлениями Девы Марии и т.д.), чудотворные и особо чтимые иконы, а также предметы, относящиеся традицией к Ее жизни5. Среди таких предметов особняком стоит одна из наиболее почитаемых в христианском мире святынь- пояс Пресвятой Богородицы.

Существует несколько принадлежащих различным конфессиям и юрисдикциям фрагментов этого предмета: во Влахернском храме города Зугзиди (Грузия), в Трирском монастыре (Германия), в храме в честь Пояса Пресвятой Богородицы в городе Хомс (Сирия) и других. Самая известная и чтимая в православной традиции частица пояса находится в Ватопедском монастыре на горе Афон.

Особенностью последнего фрагмента является то, что он относительно хорошо сохранился, труднодоступен, крайне редко вывозится за пределы Афона и никогда (до ноября 2011 г.) - за пределы Греции. При этом в Ватопедском монастыре хранится предание о чудесных событиях, связанных со святыней. Книга «Чудеса Святого Пояса» выдержала уже три издания и описывает исцеления и чудесные события, произошедшие в последние двадцать лет, что еще больше привлекает и без того многочисленных паломников6.

Широкое почитание реликвии начало формироваться в V в., но особенно распространилось в X в., после исцеления византийской императрицы Зои (или аналогичного события, зафиксированного в предании как исцеление), что дает основание скептикам высказывать сомнения в ее аутентичности. Впрочем, в задачи настоящей работы не входит установление исторической правды относительно происхождения данного предмета — его почитание в качестве святыни существует уже несколько веков как религиозный факт, и для религиоведа значительно больший интерес представляют различные аспекты этого факта.

- 5. Особенностью традиционной сакральной географии является специальное выделение и уточнение положения Богоматери возле Христа. Так, на знаменитой иерусалимской улице Via Dolorosa (дороге, по которой, согласно средневековому преданию, проходил Крестный путь Иисуса Христа) — одна из остановок посвящена встрече Иисуса с Матерью. В католических церемониях, посвященные Страстям Господним, эта сцена также упоминается. В самом храме Воскресения (Гроба Господня) в десятке метров от Голгофы находится придел Жен-мироносиц, в котором долгое время пребывала особо почитаемая паломниками икона «Скорбящей Божией Матери» - по местному преданию, на этом месте Дева Мария потеряла сознание, видя страдания Своего Сына.

- 6. Священная и Великая обитель Ватопед. Чудеса Святого Пояса. С комментариями и добавлениями. Пер. с греческого. Святая гора Афон, 2011.

В период с 20 октября по 28 ноября 2011 г. Пояс Пресвятой Богородицы в сопровождении братии и игумена Ватопедского монастыря пребывал в различных городах России. «Тур» завершился десятидневным пребыванием святыни в московском храме Христа Спасителя, причем присутствие Пояса в Москве дважды продлевали из-за наплыва желающих поклониться священному предмету.

За дни пребывания святыни в России ей поклонились примерно 3,1 миллиона верующих. Только в Москве их количество достигло миллиона человек. Очередь к храму Христа Спасителя растянулась на несколько километров, в некоторые дни доходя до станции метро «Воробьевы горы» (8 км. до храма). Верующие были готовы стоять (и стояли) к святыне около суток и даже более. Для организации Очереди (именно так, с большой буквы, ее называли в блогосфере и прессе) городские власти обеспечили одновременное присутствие на месте не только сотрудников полиции и скорой помощи, но и теплых автобусов, в которых находились врачи, были развернуты полевые кухни. Уже на подходе к храму Московской Патриархией было обеспечено присутствие рядом с Очередью священников.

В задачи настоящей работы не входит изучение причин массового поклонения святыне верующих, так как они тривиальны и уже названы: это крайне почитаемый предмет, впервые оказавшийся в Москве. Нам кажется лишним вдаваться в конспирологические теории в поисках истинных целей организаторов «гастролей» реликвии (среди них называются: демонстрация актуальности православной веры для коренного большинства в сравнении с приезжими мусульманами7, демонстрация народного единства перед выборами в Государственную Думу 4 декабря 2011 г.8 и даже поздравление с юбилеем Патриарха Кирилла, которому 20 ноября 2011 г. исполнилось 65 лет). Мы считаем необходимым подчеркнуть, что доставка и демонстрация крупных святынь и организация массового поклонения им в современной практике русского православия широко распространены, но не беремся делать выводы об истинных целях подобной организации.

Объектом нашего внимания стали некоторые медиамифы, сложившиеся в результате предпринятых в информационном пространстве попыток как обывательских, так и экспертных оценок феномена массового поклонения Поясу Богородицы, и цель нашей работы мы можем обозначить как полемическую.

- 7. По сообщениям прессы, мусульманский праздник Курбан-байрам 6 ноября 2011 года в Москве отметили около 170 тысяч человек. Из них около 80 тысяч молились на площади перед Московской соборной мечетью.

- 8. На наш взгляд, это предположение поверхностно и нуждается в более серьезных доказательствах, чем простое утверждение. Массовый прилив патриотических чувств гораздо проще обеспечить раскрытием нескольких резонансных преступлений (желательно на национальной почве) и организацией крупных спортивных мероприятий. В то же время религиозные чувства далеко не всегда напрямую связаны с патриотизмом.

К сожалению, во время пребывания Пояса в храме Христа Спасителя комплексного религиоведческого анализа данного феномена не было. Единственной попыткой его изучения стало пилотное исследование, которое проводили сотрудники интернет-портала «Православие и мир» для подготовки материала по соответствующей теме9. Автор настоящей работы был одним из составителей анкеты, по которой опрашивали стоявших в Очереди в рамках указанного исследования (всего 122 участника опроса), а также организатором репортажа, в ходе подготовки которого было опрошено около сорока человек10.

Мы отдаем себе отчет в том, что при генеральной совокупности, составляющей один миллион человек, результаты опроса столь малого количества человек будут нерепрезентативны. Но данное небольшое исследование позволяет, во-первых, проследить некоторые тенденции и, во-вторых, опровергнуть ряд стереотипов, сложившихся даже в профессиональной гуманитарной среде не без влияния СМИ.

3. По своему характеру массовое поклонение любой привозимой святыне является современной альтернативой паломничеству.

В новейшей монографии С. Ю.Житенева «Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве», посвященной исследованию феномена паломничества в мировых религиях, указываются следующие этапы, характеризующие паломничество и отличающие его от обычного путешествия11.

- подготовка к путешествию,

- передвижение к святому месту,

- совершение сакрального ритуала около святыни,

- возвращение на родину12

Эта последовательность действий соответствует поведению паломника. На наш взгляд, первый и последний этапы могут быть сведены к минимуму. Простое благословение у священника или внутреннее принятие решения о совершении паломничества уже является подготовкой к нему, простое внутреннее переживание встречи со святыней - этапом «возвращения» к обыденности.

Тем более это типично для современной религиозности. В современном светском обществе и государстве религия заявляется как дело личное,

- 9. См.: Портрет современного паломника: опрос в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. http://www.pravmir.ru/portret-sovremennogo-palomnika-opros-v-ocheredi-k-poyasu-presvyatoj-

bogorodicy/

- 10. Автор выражает благодарность специалисту по маркетинговым исследованиям, искусствоведу и фотокорреспонденту портала «Православие и мир», Ю.Маковейчук, взявшей на себя основной труд по составлению анкеты, а также студентке 3-го курса факультета социологии НИИ ВШЭ Т.Аржемирской за выполнение статистической обработки данных.

- 11. Житенев С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М., 2012.

- 12. Там же. С.28.

общественно незначимое, поэтому религиозно ориентированные действия характеризуются спонтанностью13. Современный среднестатистический верующий, количество которых, по данным ВЦИОМ, на март 2010 г. составило около 87% от общего числа опрошенных14 (речь идет не о воцерковленных верующих, т. е. людях, регулярно участвующие в церковной жизни: таинствах и/или храмовых богослужениях, доля которых колеблется по различным подсчетам от 4 до 20% населения страны15, а о тех людях, которые просто идентифицируют себя как православных) в значительно меньшей степени ориентирован на календарь (участие в праздничном богослужении) или общепризнанные нормы частной религиозной жизни (необходимость религиозного бракосочетания, воспитания детей в соответствии с существующей религиозной традицией, обрядов, связанных с рождением, смертью и т. д.). Религиозные потребности чаще всего возникают под влиянием личных впечатлений и обстоятельств. Поэтому, на наш взгляд, получение информации о сакральном месте или привезенной святыне, принятие решения и планирование посещения - религиозно мотивированные действия, сами по себе являющиеся частью паломничества.

С тем, что поклонение Поясу Богородицы в Москве является примером такого паломничества, не спорит большинство комментирующих тему экспертов. Так, профессор Московской Духовной академии протодиакон Андрей Кураев на лекции в Общедоступном православном лектории в Центральном доме журналиста 29 ноября 2011 г. подчеркнул, что стояние в Очереди стало альтернативой паломничеству, выродившемуся в наше время в «религиозный туризм»16. Руководитель Центра изучения

- 13. Соответствует ли это реальности, насколько значима религия и религиозность в современных обществе и государстве, можно ли вообще говорить о современных обществе и государстве как о секулярных или эпоха постсекулярности уже наступила - вопросы отдельные и для данной работы интереса не представляющие. Для нас значимо, что официально религия отделена от государства и занимает достаточно небольшое значение в жизни общества.

- 14. Из них: православных - 75%, мусульман - 5%, католиков, протестантов, иудеев и буддистов - по ~1%, верующих, но не относящих себя к определенной конфессии - ок. 3%. См.: Верим ли мы в Бога ? Результаты опроса ВЦИОМ. 30.03.2010. [Электронный ресурс]. http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13365

- 15. В марте 2010 г. на пресс-конференции в РИА Новости «Церковь и молодежь —

проблемное поле» координатор социологической службы Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви (в настоящий момент - руководитель социологической службы «Среда») А.Багрина приводила следующие данные: 72% опрошенных

идентифицируют себя как православных, но только 4% регулярно посещают храм и причащаются (http://www.psmb.ru/aktualnoe/vse_novosti/v_rossii/statja/koNchestvo-

pravoslavnykh-v-strane-uvelichilos-no-proc/). В апреле 2010 г. глава социологического отдела Института общественного проектирования М.Тарусин в интервью интернет-порталу «Православие и мир» предложил считать воцерковленными верующими тех, кто участвует в таинствах исповеди и причастия хотя бы раз в год. По его оценкам, доля таких людей колеблется от 18 до 20%. [Электронный ресурс]. (http://www.pravmir.ru/skolko-pravoslavnyx-v-rossii/).

- 16. [Электронный ресурс]. http://www.pravmir.ru/kuraev-o-poste-krazhe-avtoritetov-zabluzhdeniah/

религий РГГУ Н.Шабуров в интервью изданию «Московские новости» также признает стояние к святыне примером паломничества, правда, сам феномен современного паломничества оценивает скорее негативно (к этой оценке мы вернемся позже) 17.

Приходится не согласиться с профессором В.А. Подорогой, который в интервью журналу «Профиль» заявил: «Паломничество - это несколько другое. Во всяком случае, человек имеет отношение к вере и хотя бы формально готовится к этому акту»18. Во-первых, формальная подготовка к этому акту была (иначе просто не было бы этого многочасового стояния), а во-вторых, люди, стоявшие в очереди, имели самое непосредственное отношение к вере - если они и не ведут регулярную церковную жизнь, то частные проявления религиозности для них естественны. Только 2,5% опрошенных признались, что никогда не молятся. 67% опрошенных постоянно или очень часто задумываются о Боге. Менее чем четверть опрошенных не ходят в храм в принципе или ходят крайне редко.

Так что можно ставить под сомнение характер веры московских паломников к Поясу, но не ее наличие19. Таким образом, можно с уверенностью утверждать: стояние к Поясу Богородицы в Москве - это именно частный случай паломничества в его классическом понимании.

4. Один из самых популярных медиамифов о паломниках к Поясу Богородицы касается степени магизма, которым характеризовалось религиозное чувство людей, стоявших в Очереди. Считалось, что отношение к святыне было преимущественно потребительским, люди верили в ее самостоятельные свойства. В частности, это мнение выразил Николай Шабуров в уже процитированном интервью «Московским новостям»: «Происходящее сейчас в храме Христа Спасителя говорит о глубинном процессе, который лучше анализировать, а не оценивать. Процесс этот довольно печальный — закат рационализма. Об усилении религиозного чувства речь не идет. Мотивация у людей разная, но для значительной части этот феномен можно определить словом «магизм». Это вера в то, что какие-то материальные предметы могут оказать благотворное воздействие, исцелить... в христианстве, в православии и католичестве она признается и культивируется, но у людей думающих не является стержнем их веры. А вот для толпы, которая ночами стоит в очереди за чудом, это главное в религии. Для этих людей религия неотличима от колдовства»20.

- 17. Малкина Т., Шабуров Н. За «поясом Богородицы».// Московские новости». № 161. 27 ноября 2011 г.

- 18. Данилова Е., Мартемьянов М. Очередь.// Профиль. № 744. 2011.

- 19. Заметим, что определить характер веры среднестатистического русского крестьянина XIX в., идущего в паломничество в Киево-Печерскую лавру или к чудотворной иконе, тоже затруднительно. Но невозможно сомневаться в том, что его паломничество - это именно акт веры, даже если эта вера крайне примитивна.

- 20. Малкина Т., Шабуров Н. За «поясом Богородицы» // Московские новости». № 161. 27 ноября 2011 г.

Спорить с этим утверждением сложно, потому что оно далеко не безосновательно. Приведем несколько примеров:

- свидетельство пожилой женщины (ок. 65 лет; отвечала через два месяца после событий), отстоявшей в Очереди трижды: 3, 7 и 13 часов, потому что ей посоветовала «ясновидящая», утверждающая, что на нее наслали порчу;

- комментарий одной паломницы, воцерковленной женщины примерно 50 лет, о вручную сплетенных добровольцами поясках, которые дарили всем паломникам (уже после того, как святыню увезли, в храм приходили люди с просьбой подарить «поясочек»): «Когда мы плели поясочки в Марфо-Мариинской обители, у нас зашел разговор, что Россия погибает. А одна женщина сказала: «А может быть, детки, которые родятся после этих поясков, ее спасут!» Будем надеяться, что пояски эти Россию спасут!»21;

- часто встречающиеся реплики типа: «Мы вообще любим к святыням ходить, в святых источниках купаться, паломничать по святым местам! Это очень полезно для души»;

- около 55% опрошенных на вопрос: «О чем собираетесь молиться?» ответили: «О здоровье». Сам по себе этот ответ не является признаком магического отношения к святыне, но в данном случае необходимо учитывать массированную «рекламу» Пояса как исцеляющего от болезней, в том числе тяжких и неизлечимых, а также от бесплодия.

Однако к магизму интерес к святыне не сводится.

Во-первых, обработка данных показала, что прямой связи между молитвами о здоровье и наличием детей не прослеживается, то есть далеко не все шли к святыне с надеждой на исцеление от бесплодия. Следовательно, наиболее «разрекламированное» свойство Пояса, а именно - давать молящимся детей, вряд ли было определяющим в стремлении поклониться святыне.

Во-вторых, почти треть опрошенных (32%) собирались просить о духовных добродетелях (прощении грехов, терпении, смирении). Интервьюирование стоявших показало, что для многих людей важны не только чудесные свойства пояса, но и возможность прикоснуться к Священной истории. Один из наиболее развернутых комментариев на эту тему: «Не все могут посетить святые места, чтобы прикоснуться к Священной истории, а когда частичка ее сама к нам прибыла- было бы желание, можно постоять и несколько часов»22.

Кроме того, показательно отношение паломников к религиозным реликвиям. Наши интервьюеры задавали вопрос: «Зачем идти к святыне?», предлагая различные варианты ответов. 41% опрошенных согласились с тем, что к святыне стоит идти, потому что она передает благодать. Для более чем 22% важно, что религиозные реликвии являются памятью о святых, а почти 14% признались, что перед ними хочется и удобнее молиться. Правда, то

- 21.Электронный ресурс]. http://www.pravmir.ru/poyas-presvyatoj-bogorodicy-reportazh-iz-ocheredi-foto/. Интересно, что подобный ход мысли показался совершенно естественным именно воцерковленному человеку.

- 22 .Там же.

же количество опрошенных (13,9%) приняли богословски неадекватную формулировку «через святыни передается положительная энергия».

Стоит отметить, что в ответе на этот вопрос прослеживалась связь с уровнем познаний в Священном Писании. Показательно, что среди тех, кто выбирали слово «энергия», не было прочитавших Библию полностью, тогда как среди тех, кто употребляли термин «благодать», число прочитавших Писание целиком весьма велико. Ответ «священные реликвии передают положительную энергию» популярен среди людей, читавших Библию фрагментарно и не систематически.

Интересно, что рядом с храмом Христа Спасителя, в храме пророка Илии в Обыденском переулке частица пояса Богородицы находится постоянно, но регулярных очередей к ней нет. При этом, если опираться на результаты опроса, только треть опрошенных не знали о наличии святыни в соседнем храме, а 90% всех опрошенных сказали, что стояли бы в храм Христа Спасителя в любом случае.

Для подробной интерпретации этих данных необходимы дополнительные исследования. По имеющимся результатам очевидно, что мотивация этих 90% весьма разнообразна, но чаще всего к только примитивному магизму не сводится. Наши респонденты отвечали, что стоят за христианским подвигом (3,3% - всего 4 человека), потому что на Афоне Пояс «более благодатный» (5,7%), более достоверный (6,6%), более намоленный (9%), почти 10% просто никогда не задумывались о фрагменте Пояса из Ильинского храма, а больше всего ответивших (около 22%) заявили, что стоят, потому что с Афона привозят впервые. Однако нам кажутся значимыми отдельные реплики опрошенных как в ходе анкетирования, так и во время интервьюирования в Очереди и опроса после увоза Пояса из Москвы. Приведем несколько примеров.

1. Женщина (55 лет, родственница одного из сотрудников Фонда апостола Андрея Первозванного) отказывается от прохода к Поясу без очереди, но, не имея сил стоять всю очередь, идет в соседний храм. Объяснение: «Каждый служит Божией Матери по своим силам».

2. Монахиня (сотрудница московского храма) проходит один раз без очереди с настоятелем, во второй раз только стоит возле храма Христа Спасителя, читает акафист и сожалеет, что не может отстоять всю очередь: «Мне бы хотелось постоять со всеми, но я не выдержу».

3. Женщина семидесяти лет: «Я с детства хожу в храм и, конечно, знаю, что здесь рядом есть частица Пояса. Но туда можно пройти без очереди, а я хочу послужить Богородице».

Женщина примерно того же возраста, один раз стояла 13 часов, второй - 5: «В первый раз было гораздо лучше! Где еще можно столько времени помолиться?»

Попадались и редкие индивидуальные ответы. Девушка 15 лет: «Я должна была отстоять эту очередь. Мои родители - неверующие, считают, что я сошла с ума. Для меня это свидетельство моей веры». Опрошенных с подобной

мотивацией было совсем немного, но само наличие людей, для которых стояние в Очереди стало актом свидетельством веры перед агрессивно настроенными неверующими близкими - очень показательно. Эта мотивация наилучшим образом демонстрирует, что магическое отношение к святыне было далеко не единственным.

Примеры показывают, что для многих паломников «выстаивание» Очереди рассматривалось как разновидность аскетической практики, как самостоятельной, так и сопровождающей молитву. Указанные примеры также демонстрируют, что для ряда людей было характерно отношение к паломничеству как к заслуге перед Богом, своего рода эквиваленту других видов религиозной практики, частных молитв (можно предположить, что и добрых дел).

Кроме того, наличие данной мотивации, а также прямое указание отвечавших на вопросы анкеты, интервью или просьбу прокомментировать, показывают, что участие в Очереди рассматривалось как своеобразный акт если не инициации, то идентификации себя как православных христиан23. Протодиакон Андрей Кураев в комментарии журналу «Профиль» охарактеризовал это явление как флешмоб - «Это было похоже на флешмоб. Собирались люди определенного склада, интереса. ... Я наблюдал за людьми. У них свой повод для радости - ощущение, что они делают нечто предельно серьезное и значимое для них самих»24.

Флешмоб - это некая массовая акция, в которой участвуют в основном не знакомые между собой люди, выполняют заранее оговоренные действия, после чего расходятся. Основной характеристикой флешмоба является децентрализованность, спонтанность и отсутствие четких целей. Задачи флешмоба чаще всего развлекательные, а также включают в себя самоутверждение и испытание себя, расширение круга общения, самоощущение участников приобщенными к какому-то общему делу. Для внешних наблюдателей флешмоб выглядит нелепо и зачастую бессмысленно, а иногда и шокирующе.

Все эти признаки были характерны для Очереди к Поясу Богородицы25-

- 23. Хотя, будучи по сути паломничеством, Очередь включала элементы инициатического обряда. «Механизм действия этих обрядов обусловлен отделением от прежней среды и постепенным или немедленным включением в новую, по сути, сакральную среду», -определяет инициацию Арнольд ван Геннеп. (А. ван Геннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999, С. 97). Среди паломников встречались люди, для которых стояние к Поясу обозначало переход к церковной жизни: кто-то прямо говорил, что учится читать акафисты, кто-то задумывался об участии в богослужении и таинствах, кто-то рассматривал свое участие в Очереди как приобщение к опыту Священного Предания.

- 24. Данилова Е., Мартемьянов М. Очередь // Профиль. 2011. № 744.

- 25. Отдельно стоит упомянуть, что современная общественная жизнь - не только религиозная, но и политическая - достаточно часто выражается в форме флешмобов. Так, протестные митинги зимы 2011 - 2012 г. со стороны масс были именно спонтанным действием, не ставящим определенных единых для всех целей, не имеющим единого центра и т.д. Реальные руководители протестных движений фактически неизвестны даже спустя полгода после начала их активности.

Отсутствие четкой и единой для всех цели фактически снимает обвинение в магизме: магическое отношение к святыне не было или, по крайней мере, могло не быть определяющим фактором для паломника.

5. Другой распространенный стереотип о паломниках к Поясу касался их общественно-политических взглядов.

По этому поводу высказывались противоположные мнение: что люди, стоявшие в очереди к Поясу - это опора нынешнего российского государства и, напротив, что стоявшие в очереди - люди политически и социально разочарованные. Обе точки зрения выражены в указанной публикации в журнале «Профиль». Первую высказал В.А. Подорога, причем философ оценивает стоящую к святыне публику крайне критически: «Электорат нынешней власти - почему-то самые низшие слои общества. На обочину отбрасываются все те, кто хочет это общество развивать. А ориентируется власть на тех, кто стоит к поясу Богородицы»26.

Подобная критика опровергается простым указанием на то, что абсолютное большинство наших опрошенных - благополучные в социальном плане граждане, с высшим образованием, работающие в частных компаниях и в бюджетной сфере. В принципе совершенно непонятно основание, на котором паломники были охарактеризованы как представители низших слоев общества - никаких данных, подтверждающих данную точку зрения, нигде опубликовано не было, и подобных исследований не проводилось.

Что касается взаимоотношений паломников с государственной властью, то здесь можно согласиться. Учитывая то, что 97,5 % опрошенных положительно оценили организацию Очереди, причем 51% - как очень хорошую, а в СМИ подчеркивалась (в т.ч. и со стороны духовенства) тема участия первых лиц государства в организации доставки святыни, скорее всего, многие паломники настроены по отношению к нынешнему государственному руководству по меньшей мере лояльно.

Второе мнение высказано известным политологом Л. Радзиховским: «Люди как бы пришли на прием к врачу. Но врач не простой, а мировая сверхзнаменитость, которая бесплатно дает выздоровление. На государство люди не надеются. А уповают на чудо»27. Строго говоря, это мнение ошибочным не является: государство, как показали дальнейшие события социальнополитической жизни в крупных городах страны, переживает кризис доверия со стороны населения.

Однако данная интерпретация причин массового паломничества к Поясу значительно упрощает картину: очевидно, что основной мотивацией паломников социально-политические предпочтения не были. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что доля тех, кто планировал молиться о России, составила менее 2% от общего количества опрошенных.

Вообще, по нашим наблюдениям, социальная проблематика была

- 26. Данилова Е., Мартемьянов М.. Там же.

- 27. Там же.

для паломников малоактуальной. Более того: вопрос о социальной несправедливости редко поднимался даже в связи с VIP-пропусками к святыне, которые, если верить прессе, вызывали крайнее возмущение со стороны верующих. По этому вопросу наши интервьюеры опросили 80 человек. Более половины отнеслись к наличию VIP-персон нейтрально («Каждому свое»), с иронией («Проходят же без очереди инвалиды - а тут человек духовный инвалид, пусть проходит!») или даже положительно («Была бы у меня возможность - и я бы прошел!»). Меньше сорока человек отнеслись к этому явлению негативно, причем рост отрицательных и резко отрицательных (респонденты проявляли чувство раздражения, крайнего возмущения, негодования) настроений пошел лишь во второй половине последнего дня пребывания святыни в храме, когда появился риск не успеть пройти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Следует отметить, что агрессивных и негативных настроений в Очереди наблюдалось значительно меньше, чем обычно на подобных мероприятиях. Тем не менее в глазах внешнего наблюдателя Очередь зачастую представлялась потенциально агрессивной толпой. Ярким примером может послужить уже упомянутое интервью Николая Шабурова, в котором вопрос об агрессии поднимается дважды: «В нашем случае плохо то, что это принимает истерический масштаб. Драки, давка» (Шабуров) и сравнение паломников с футбольными болельщиками — правда, и сам Николай Шабуров, и беседующая с ним Татьяна Малкина признают, что погромов, характерных, с их точки зрения, для акций болельщиков, пока наблюдать не приходится, но Малкина постоянно подчеркивает свой страх перед толпой молящихся.

По нашим наблюдениям, в Очереди вообще нечасто замечались проявления слишком сильных эмоций, тем более агрессии. Конкретные ситуации (долгое ожидание на одном месте, некорректное поведение сотрудников правоохранительных органов, частный конфликт с соседом, кража в толпе) вызывали и раздражение, и гнев. Также индивидуальным образом проявлялась религиозная экзальтация, истерическое настроение и т. д. Но в целом настроение паломников было неоднородным, но с небольшой амплитудой.

Разумеется, нельзя отрицать факты наличия и негативных эмоций в Очереди и вокруг храма. Встречались равнодушие, разочарование и раздражение, как вследствие, повторимся, конкретных ситуаций, так и в общем. Но в целом людей в Очереди невозможно описывать как толпу хотя бы потому, что отсутствовали такие значимые признаки толпы, как аморфность, заражаемость и социальная деградация участников28. Здесь, в частности, необходимо отметить высокое качество работы организации Очереди: сотрудники правоохранительных органов разбивали Очередь на группы по 50 - 200 человек, что не дало сформироваться толпе и позволило избежать давки.

- 28. См., например: Психология толпы // Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Учебное пособие. Москва-Новосибирск, 2001. С. 278.

7. На наш взгляд, итоги массового паломничества к Поясу Богородицы в ноябре 2011 г. оказались значительно более важными для религиоведов и социологов (в том числе социологов религии), чем для верующих Москвы и России и Русской Православной Церкви. Однако эти же итоги оказались весьма неутешительными. Отечественные социологи оказались не готовы к оперативному исследованию религиозных феноменов, особенно возникающих спонтанно.

По итогам описанного небольшого исследования на исследовательском семинаре по социологии религии в МГУ, организованном Ю. Синелиной, прошел круглый стол. В ходе обсуждения социолог Л. Блехер заметил: «Оказывается, ни одна социологическая профессиональная организация к тому, что реально происходит в жизни, никогда не готова. ... К сожалению, в нашей научной культуре по разным причинам нет традиции вкуса к реальности. ... Технически такие вещи должны быть религиоведами продуманы. Как исследовать не общины, не структуры общин, а их поведение, развернутое во времени, реакцию на какие-то события. Мы имеем дело с древнейшей российской общественной организацией, которая, при всех изменениях, все равно остается вокруг того, что называют «высшими ценностями». То, что в ней происходит - год на год не похож - все меняется. И подавляющее большинство того, что происходит, остается вне поля внимания исследователей»29.

Утверждение Блехера соответствует действительности. Кроме положенных в основу данной работы журналистских исследований Интернет-портала «Православие и мир», сколько-нибудь серьезного религиоведческого анализа Очереди проведено не было. Именно из-за этого оценки экспертов часто были субъективными, не основанными ни на фактах, ни даже на частных наблюдениях.

Так что одним из основных выводов из работы стало отсутствие какой бы то ни было целостной картины указанного религиозного феномена в научном сообществе.

Более прагматичный и позитивный вывод состоит в том, что, опираясь на опыт проведенной работы, можно было бы и, на наш взгляд, необходимо подготовить подобные исследования в дальнейшем. Феномен массового поклонения святыням не является уникальным - для любой религиозности, в том числе современной российской30.

Для нашего региона подобные исследования могут быть особенно полными

- 29. Очередь к Поясу. Подвиг? [Электронный ресурс]. http://sreda.org/2011/ochered-k-poyasu-podvig/1052 (Некоммерческая исследовательская служба «Среда»).

- 30. Паломничества и почитание святынь типичны для всех традиционных религий, включая те, в которых поклонение материальным предметам доктринально осуждаются. Феномен паломничества существует в буддизме. Почитание Иерусалима (и в более поздний период — Западной стены двора Иерусалимского храма, Стены Плача) существует в иудаизме, паломничества присутствуют в религиозной практике буддизма, Хадж (паломничество в Мекку) является одним из Пяти Столпов ислама, основой веры.

и репрезентативными. Благодаря тому, что Республика Саха (Якутия) не является густонаселенной, в ряде районов можно опрашивать до ста процентов пришедших к святыне. Представляется перспективным исследование в группах верующих, приходящих поклониться святыням, провозимым по приходам Якутской епархии, в частности, во время миссионерских поездок епископа Якутского и Ленского и священников епархии.

Судя по всему, такого рода паломничества (причем, не только к святыням, но и на праздники и торжественные богослужения) будут все более и более распространены именно в России, так как именно в России складываются для них подходящие условия.

Во-первых, возникшая с 2012 г. тенденция к антиклерикализму в ряде СМИ и среди социально и политически активных граждан дает православным, даже только формальным, повод продемонстрировать свои убеждения и тем самым поддержать Русскую Православную Церковь31.

Во-вторых, религиозная проблематика в целом становится актуальной в медиапространстве. Если еще в начале 2000-х гг. основным религиозным инфоповодом были религиозные праздники, то на данный момент представители Русской Православной Церкви (и других религий и конфессий) высказываются по важным социальным и политическим вопросам, внутрицерковные мероприятия и события становятся все более и более «медийными»32. Количество лиц, посещающих массовые религиозные мероприятия, будет расти хотя бы вследствие большей информированности и заинтересованности.

В-третьих, конкретно для Якутии существенной является проблема религиозной самоидентификации. Нередко встречается современное осмысление народных религий народов Севера (шаманизм) как противостоящих «чуждому» христианству. Исследование паломничеств к святыням позволят реально оценить уровень «противостояния» христианства и народных религий.

В любом случае необходимость исследований массовых паломничеств назрела в связи хотя бы с тем, что понимание и оценка крайне распространенного религиозного феномена, позволяющего сделать множество актуальных для социологии и психологии религии выводы, в отечественной науке отсутствуют в принципе.

- 31. В качестве ответа на ряд публичных антицерковных действий и высказываний 22 апреля 2012 г. возле храма Христа Спасителя состоялся «молебен в защиту веры». На богослужение собралось по разным оценкам от 50 до 65 тысяч человек.

-32. Во многомэтаустановкана создание инфоповода является сознательной политикой Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви. Советник председателя отдела Е. Жосул на прошедшей 2 июня в Институте Европы РАН II Всероссийской научно-практической конференции «Религиозный фактор в социальнополитической жизни современной России: восприятие веры и религии в обществе» выступила с докладом «Информационная политика Русской Православной Церкви: в поисках системности», в котором прямо заявила, что информационная работа в Церкви включает в себя PR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.