Научная статья на тему 'Массовая мода как одна из форм символической социальной реальности'

Массовая мода как одна из форм символической социальной реальности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1141
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / МАССОВАЯ МОДА / «ПОРТРЕТ КУЛЬТУРЫ» / ЦЕННОСТНЫЙ МИР / “PORTRAIT OF CULTURE” / SYMBOLIC REALITY / SOCIAL SUBJECT / MASS FASHION / WORLD OF VALUE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кознова Наталья Петровна

В статье исследуется феномен массовой моды, который сопряжен с процессом воспроизводства символической социальной реальности. Мода проявляется как процесс воздействия знаково-символической сферы на сам социальный субъект. При этом сама массовая мода влияет на существующие ценности. Мода стабилизирует ценностный мир индивидов. Массовая мода есть предпосылка вступления человека в открытый диалог с другими людьми. Массовая мода созидает некий «портрет» культуры; она выступает в качестве диапазона становления ее смыслов. В связи с этим массовая мода выступает жизненной основой существования культуры, формой символической активности социальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass fashion as one of the form symbolical social reality

This article focuses on the phenomenon of mass fashion, which involves the process of reproduction symbolic social reality. The fashion is showed as the process of influence the sign-symbolic sphere on a social subject. A special attention is paid to the affects of mass fashion on the existing values. The fashion stabilizes individual’s system of values. Mass fashion is considered as a prerequisite for a person to be engaged in an open dialogue with other people. Mass fashion creates a “portrait” of culture; it acts as a formation of its range of meanings. In this connection, the mass fashion serves a vital basis for the existence of culture, it is considered as a farm of symbolic activity of social reality.

Текст научной работы на тему «Массовая мода как одна из форм символической социальной реальности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 13 (304). Философия. Социология. Культурология. Вып. 29. С. 41-43.

Н. П. Кознова

МАССОВАЯ МОДА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СИМВОЛИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В статье исследуется феномен массовой моды, который сопряжен с процессом воспроизводства символической социальной реальности. Мода проявляется как процесс воздействия знаково-символической сферы на сам социальный субъект. При этом сама массовая мода влияет на существующие ценности. Мода стабилизирует ценностный мир индивидов. Массовая мода есть предпосылка вступления человека в открытый диалог с другими людьми. Массовая мода созидает некий «портрет» культуры; она выступает в качестве диапазона становления ее смыслов. В связи с этим массовая мода выступает жизненной основой существования культуры, формой символической активности социальной реальности.

Ключевые слова: символическая реальность, социальный субъект, массовая мода, «портрет культуры», ценностный мир.

Мода есть конкретная форма символической реальности. Думается, что определить символическую реальность можно как сферу деятельности человека и социума, в фундаменте которой лежит деятельность по производству и воспроизводству символов, по формированию духовного пространства, в основе которого находится символическая потенция бытия, которая «мерцает» смыслами.

К теме моды обращались мыслители различных эпох. Великая французская революция привнесла демократизирующие тенденции, и, в конце концов, внешность человека постепенно становится достаточной свободной, в том числе, и от приоритетов художественной культуры.

О массовой моде вполне логично вести речь в двух основных смыслах. Во-первых, эта мода, как правило, реализуется как процесс освоения «естественной среды» в знаково-символической форме, т. е. как фундаментальный способ существования самой культуры. Во-вторых, сама мода находит свое проявление в качестве процесса «воздействия знаково-символической сферы на субъект, на его восприятие мира объектов»1. Общественная массовая мода, в данном плане, проявляется как социокультурный процесс воздействия на существующие ценности. Мода укрепляет, стабилизирует ценностный мир индивидов.

Объекты, вещи и социальный мир в целом не даны человеку непосредственным образом. Между социальным субъектом и миром выстраивается символическая реальность. Необходимо заметить, что символы как бы «пронизывают» массовую моду, насыщая

ее все новыми и новыми смыслами, дают «толчок» в ее становлении. Мир моды весьма условен. Поднимая многие сферы жизни человека, мода становится для человека, так сказать, «второй натурой».

По мнению Э. Кассирера, основой существования человека выступает деятельность по воспроизводству символов. Сама культура и массовая мода основана на символической активности человека. Ведь сама философия, выступая в качестве критики познания и цивилизации, предстает как символическая активность второго плана, которая заключается в процессе индивидуализации духовного, нравственного содержания символической активности. Поэтому задача исследователя состоит в обнаружении структурных связей индивида с некими «надличностными» духовными и культурными формами. Вместе с тем, необходимо указать на специфические черты, делающие событие, в том числе, и события моды, неповторимым.

Мода составляет саму основу и содержание культуры человека. Уже в Древнем Риме «боги самофракийских таинств» носили имя «могущественных богов», чистых духовных потенций, противоположных материальным богам. Поэтому они, зачастую, и изображались только в виде «масок», то есть модных знаково-символических форм2.

Маска затемняет личность. Она есть всего лишь некая личина, под которую прячется человек. Ориентируясь на массовую моду, человек надевает на себя «маски», а тем самым нивелирует свое «Я». Возможно, поэтому только «в одну часовню Диониса в Афинах была вы-

пущена маска, кроме того, еще на остров Лесбос»3. В дальнейшем же «маски» мыслились в своей неразрывной связи с самой знаково-символической деятельностью человека.

Массовая мода есть культурный феномен, способный формировать сам образ жизни людей, а также отражать изменения, происходящие в самом обществе. Такая мода, в силу этого, заключает в себе основные черты и поэтому объясняет основные тенденции современной нам эпохи. Мода выступает своеобразным «индикатором» социокультурных, духовных изменений. «Моде, - пишет М. Ю. Биктуганова, - подвластны и предметы, используемые человеком дома, и идеи, доминирующие в разные периоды времени»4.

Настоящее исследование феномена массовой моды позволяет осмыслить сущность той или иной эпохи, сами смысловые формы культуры. Мода есть некий язык, благодаря которому сама культура вполне оказывается способной «рассказать» о самой себе.

Стиль моды, характеризующий процесс самоидентификации культуры, выступает «механизмом» самоопределения культуры в ее целостности. Мода есть поэтому способ «самоидентификации» субъектов культуры. В данном отношении одной из глобальных проблем понимания сущности массовой моды и модного стиля выступает проблема целостности и границ самой массовой моды. Мода выявляет структурную основу определенности культуры и стиля и, одновременно, ее соотнесенности с определенностями иного типа. Массовая мода, как культурная целостность и, одновременно, как субъект культуры, принадлежит к символической реальности - сфере выражения смыслов. Мода, как видим, находится во взаимосвязи с духовной, социальной реальностью, т. е. со сферой устойчивых и объективных социальных и духовных структур5.

Массовая мода есть характеристика особого способа бытия человека в мире. Мода -это определенный образ жизни человека. Стремясь носить модный образ, человек демонстрирует свое желание выделяться среди других людей, а тем самым мода способствует желанию индивида выделяться.

Внешний облик указывает, разумеется, на принадлежность человека к определенной социальной группе. Сама закономерность развития стиля моды определяется при этом не какой-то универсальной причиной, а самим типом организации субъектности. Одежда

символизирует душевные силы (потенции) индивидуума. Но она как «личина» человека есть некая символическая ценность, детерминированная социально-исторической основой его бытия, именно благодаря одежде, человек постепенно понимает, что «вещи» не так долговечны, как они кажутся. Сама логика моды состоит в постоянно «увеличивающейся» скорости оборота вещей и процессов. Общественная мода быстро меняется, так как сам человек постоянно ищет нечто новое, а сама мода отражает данные стремления к постоянному и неуклонному изменению6.

В настоящее время мы наблюдаем ускорение модных тенденций. Сегодня идет процесс взаимного проникновения культур, постоянно рождаются все новые и новые смыслы. Массовая мода перестает передавать информацию об эпохе, она, в принципе, сама предстает как некий «открытый текст», который приобретает все новые и новые смыслы и значения. Мода формирует такую социокультурную и символическую реальность, в которой, на наш взгляд, рождаются новые смыслы, благодаря которым человек познает созидаемый им мир.

В данном отношении массовая мода, сопряженная с процессом самоидентификации социального субъекта, включает в себя «само-рефлексию», процесс «самоконструирования», т. е. выстраивания определенной упорядоченности своих соотнесенностей с миром идеального. В моде человек хочет быть до конца выясненным, проясненным. Человек стремится к тому, чтобы выстроить определенную упорядоченность своих «соотнесенностей».

Основная идея массовой моды сопряжена с темой культурной идентификации и, по существу, является незавершенным процессом выяснения социального статуса общественного субъекта. Границы моды неявны и взаимоотносительны, а сам характер коллективных ожиданий модных решений не является неукоснительным для самого субъекта. Само культурное, духовное самоопределение субъекта предполагает вполне активную интерпретацию моделей духовного и душевного развития. При этом отношение к иным культурным и духовным общностям и ярким индивидуальностям является определенным шагом на пути у основной цели - постижению «самости», внутреннего мира субъекта. При этом сам «стержень» культурной идентификации «красной чертой» проходит через индивидуальность, которая творческим об-

Массовая мода как одна из форм..

43

разом «осваивает» культурный и духовный мир. Мода требует, взывает к «самости», «личине» культуры.

Массовая мода есть (в этом смысле) - некая «квинтэссенция» культуры, субъектности индивида и индивидуума. Мода состоит в осознании высшей степени заинтересованности человека миром. Она составляет его экзистенциально-общественную основу. Индивидуальная самость - некая разновидность такого значения моды.

Основа для социально-философского осмысления феномена массовой моды появляется там и только тогда, где и когда социальное и культурное бытие перекрещиваются в самом человеке, причем на экзистенциальном уровне существования. Мода - это вполне возможный проект экзистенциальной целостности субъекта. Массовая мода проявляется в смысложизненных альтернативах. Ее сфера -«жизненный мир», пронизанный не только индивидуальными, но и коллективными эмоциональными переживаниями. Мода увлекает, прежде всего, такого субъекта, который заинтересован в обнаружении и осуществлении своей культуры, духовной самостоятельности.

Благодаря массовой моде культура обретает свои исконные формы, становится реальностью, данной социальному восприятию ее субъектов. Нам думается поэтому, что сам процесс самоидентификации субъекта в социокультурном пространстве совершается посредством обработки символических границ, имеющих решающее значение для «Я». Далеко не случайно мода выражает это «Я». Человек очень боится, испытывает страх нарушить запреты, продиктованные модой.

Массовая мода выступает как креативная сила символизирующей деятельности, как сама основа, базис культуры, как некая форма обнаружения (самообнаружения) ее субъектности. Массовая мода, на наш взгляд, наделяет избирательную активность поиска жизненных основ бытия субъекта телесностью, которая уже затем существует как культурный смысл и символ. Мода, в связи с этим, может приобрести смысл духовного, культурного образца, на который ориентируется сам социальный субъект в процессе собственной идентификации.

Субъект при этом может принимать или, напротив, отвергать моду. Но ясно одно, что массовая мода весьма активным образом «артикулирует» интерпретационную деятель-

ность субъекта, направленную на установление им своей «самости», своей сущности. Отсюда можно заключить, что мода есть не только статусный, формально-закрепляю-щий, но и творческий, проективный процесс, свидетельствующий о наличии живой личности, то есть той, которая мыслит, а не посредством которой мыслят и говорят. Аккумулируя разностороннее отношения субъекта к миру сквозь «призму» основополагающих бытийных смыслов, массовая мода «интегрирует» субъекта как культурную целостность и выступает основой его идентичности. Массовая мода при этом оказывается не только внутренним достоянием субъекта, но и рассчитана на признание и прочтение образа «самости» человека в культурном мире. Мода есть предпосылка вступления в открытый диалог человека с другими людьми.

Массовая мода, сопряженная с различным содержание «самости» человека, степенью ее выраженности в формах жизнедеятельности, приоткрывает путь к дальнейшей интерпретации стилевых систем жизни. Мода, как коммуникация, имеет, в связи с этим, выходы в мировоззренческие или поведенческие, знаковые или символические формы культуры. Она, таким образом, позволяет диагностировать содержание и формы субъектности в самых различных культурных традициях. Мода созидает некий «портрет» каждой культуры, выступая в качестве диапазона формирования ее смыслов. В связи с этим массовая мода является жизненной основой существования культуры, формой символической активности социальной реальности.

Примечания

1 Биктуганова, М. Ю. Мода как одна из форм символической реальности // Наука. Философия. Общество : материалы V Рос. филос. конгресса. Т. 2. Новосибирск : Параллель, 2009. С. 265.

2 Schelling, F. W. J. Philosophie der Jffenbarnng 1841-42 / herausqeqeben und einqeleitet von M. Frank. Frankfurt am Main, 1977. S. 236.

3 Биктуганова, М. Ю. Указ. соч. С. 236.

4 Там же. С. 265.

5 Там же. С. 187.

6 Устюгова, Е. Н. Стиль как самоидентификация субъекта культуры // Первый Российский философский конгресс. Т. 6. СПб., 1997. С.265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.