Научная статья на тему 'Массовая культура: современные западные исследования / пер. С англ. , отв. Ред. И предисл. В. В. Зверевой; послесл. В. А. Подороги - М. : фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - 339 с'

Массовая культура: современные западные исследования / пер. С англ. , отв. Ред. И предисл. В. В. Зверевой; послесл. В. А. Подороги - М. : фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - 339 с Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
1005
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовая культура: современные западные исследования / пер. С англ. , отв. Ред. И предисл. В. В. Зверевой; послесл. В. А. Подороги - М. : фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - 339 с»

Библиография

Н.С. Егорова

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ/ Пер. с англ., отв. ред. и предисл. В.В. Зверевой; послесл. В.А. Подороги - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - 339 с.

Данное издание представляет собой сборник статей, в которых обсуждаются феномены и процессы массовой культуры. Авторы, исследователи из Великобритании, США, Канады и Австралии, принадлежат к разным академическим традициям и представляют различные области гуманитарного знания. Тексты для сборника, по словам переводчика, ответственного редактора и автора предисловия Веры Зверевой, были выбраны так, «чтобы читатель мог составить представление о том, как в настоящее время выглядит конвенциональное знание о массовой культуре» (с. 12).

В. Зверева в предисловии дает следующее определение массовой культуры: «Пространство массовой культуры образуют различные тексты, представляющие собой доступные "послания", передаваемые по каналам массовой коммуникации и рассчитанные на "средний" уровень смыслов. Такие тексты строятся на повторах, серийности, устойчивых клише. Они предполагают легкое узнавание, часто ориентированны на дидактику, на адаптацию к привычному порядку вещей. Определение "массовая" относится не только к тем или иным культурным продуктам, связанным со средствами их трансляции, - к телепередачам, музыке, или виртуальным сайтам, - но и к распространенным социокультурным практикам, таким как туризм, шопинг, походы на спортивные шоу и танцевальные вечеринки, смыслы которых соответствуют описанным выше критериям» (с. 12).

Если обобщить суждение авторов о «человеке массовой культуры» начала XXI века, то это активный потребитель (причем акцент делается именно на его творческой активности, способности вчитывать свои смыслы и преобразовывать то, что ему предлагает индустрия). Кроме того, это индивид эпохи информационных технологий, неотъемлемыми чертами которого становятся анонимность, бестелесность.

Авторы отмечают, что отличительной и наиболее пагубной чертой массовой культуры является ее свойство создавать (в основном средствами массовой информации) образы и замещать ими у потребителей продуктов этой культуры представление о реальности, определяя смысл жизни и представления о счастье индивида. Крис Гибсон и Ребекка Паган1 в статье «Рейв-культура в Сиднее: картографирование

молодежных пространств в дискурсе средств массовой информации»

отмечают роль, которую играют СМИ в конструировании нормативных социальных ограничений. «Усилия газет по репрезентации и непрерывному производству социальных пространств очень важны, поскольку предполагается, что "публичная сфера" формирует основу нравственного отношения к конкретным событиям в городе» (с. 248).

Статья Лоры Гриндстафф2 «"Реальное телевидение" и политика социального контроля» посвящена обзору критики современного американского «трэш-телевидения»3, которое стирает привычные границы между действительностью и иллюзией, сбивая таким образом аудиторию с толку и манипулируя ее чувством реальности.

Недорогое в производстве и достаточно популярное, чтобы участвовать в рейтинговой игре, «трэш-телевидение» охватывает широкий диапазон современной телепродукции, основанной на «реальных событиях». К ней относятся шоу о работе полиции и службы спасения, выпуски таблоидных4 новостей, дневные ток-шоу, такие передачи, как «Я очевидец» и «Самое смешное любительское видео Америки». Передача «Их разыскивает Америка» предлагает зрителям испытать острые ощущения от стоп-кадров и замедленного произведения сцен изнасилований, перестрелок, резни и т. п. Л. Гриндстафф замечает, что изучение феномена «реального телевидения» пока не вызывает пристального интереса у исследователей, в то время как критики и более авторитетные средства массовой информации его осуждают как угрозу моральным устоям общества и противопоставляют «трэш-телевидение» серьезной телевизионной журналистике.

При этом Л. Гриндстафф в какой-то мере оправдывает феномен «трэш-телевидения»: «Оно выражает то, чего не хватает нашей культуре, а следовательно, и то, в чем она нуждается: мир, в котором раса, гендер и сексуальная ориентация не имеют никакого значения, где сложные социальные проблемы имеют индивидуальные, терапевтические решения, где отклонение легко узнается и быстро и справедливо наказывается. Или, возможно, еще глубже: где желание соединиться с другими людьми на разных уровнях приводит к возникновению сложного мифического электронного пространства, в котором нет столь незначительной детали, чтобы она не заслуживала описания, нет такой личной истории, чтобы она не могла быть рассказана для всех» (с. 86).

Ричард Джулианотти5 («Футбол и средства информации в Великобритании как объект культурных исследований») констатирует бурный рост в Великобритании футбольных средств массовой информации, вызванный в основном модой на футбол. Наряду со специализированными журналами для взрослых Р. Джулианотти также отмечает появление футбольных фэнзинов6, которые сегодня стали частью британской футбольной культуры и которым посвящена статья. Фэнзины существуют для того, чтобы дать возможность высказаться тем болельщикам, которые считают, что их взгляды не находят выражения в других, более традиционных средствах информации. Фэнзины играют активную роль в культурной политике футбола. Они, как правило, за-

Массовая культура: современные западные исследования

нимают левоцентристскую или либеральную позицию по важнейшим вопросам, таким как расизм в футболе, сексизм, футбольное хулиганство, коммерциализация игры и охранные меры, принимаемые полицией во время матчей, новые законы и законопроекты по футболу. В некоторых случаях фэнзины могут обеспечивать поле свободной дискуссии, в рамках которой футбольные болельщики создают или выражают особое чувство культурной идентичности (с. 164-165).

Фэнзины, утверждает Джулианотти, также оказали сильное воздействие на средства массовой информации. Сегодня многие футбольные программы, идущие на национальном телевидении и радио, имеют свободный формат и воспроизводят стилистику фэнзинов. Они включают в себя забавные скетчи и комментарии по поводу футболистов и администрации. Существует множество «телефонных шоу», в которых болельщики могут позвонить и высказать свое мнение по вопросам, связанным с футболом. Явное влияние фэнзинов заметно в местной и национальной прессе. Некоторые газеты регулярно проводят интервью с авторами фэнзинов, интересуясь их мнением и точкой зрения. Форматы ряда газет, содержащих спортивные репортажи, заметно стали ориентироваться на фэнзины: они содержат больше рисунков, юмора и критики в адрес футбольных институтов (с. 170).

Большая часть статей сборника носит социологический характер и предоставляет интересные сведения. Однако назвать некоторые из них полноценными научными исследованиями можно только с натяжкой. Скорее они похожи на газетные статьи, где автор хочет экспромтом высказать некие соображения по любимой теме. Ответственный редактор сборника Вера Зверева высказала надежду, что «читатель сможет составить представление о том, как в настоящее время выглядит конвенциональное знание о массовой культуре». Но эту надежду можно считать оправдавшейся лишь в том смысле, что читатель может представить саму западную массовую культуру 1990-2000-х гг., для которой характерна забота о повсеместном гендерном и расовом равенстве, о чем не устает упоминать автор почти каждой статьи.

Примечания

Крис Гибсон - преподаватель Университета Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия); читает курс по городской и региональной географии. Ребекка Паган - сотрудник Австралийского Национального университета. Лора Гриндстафф - профессор социологии Калифорнийского Университета, автор публикаций о современном телевидении.

Трэш (англ. trash, буквально, «мусор») - направление в современном искусстве (литература, кино, музыка), характеризующееся декларативной вто-ричностью и вульгарностью. Обязательными и желательными элементами трэша являются: использование большого количества штампов, затасканных идей, «модного» содержания и неоригинальных сюжетных линий (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

1

2

3

Таблоид - рассчитанная на широкий круг читателей малоформатная газета, публикующая сенсационные, низкопробные сообщения со множеством иллюстраций (Словарь по экономике и финансам - http://www.glossary.ru/). Ричард Джулианотти - старший преподаватель факультета социологии университета Абердина (Шотландия).

Фэнзин (англ. «fanzin», образовано от «fan» - фанат, любитель и «magazine» - журнал) - «любительский журнал».

4

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.