Научная статья на тему 'Massive Open Online Courses как актуальная модель самообразования информационной эпохи'

Massive Open Online Courses как актуальная модель самообразования информационной эпохи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES (MOOCS) / OPEN EDUCATION / DISTANCE LEARNING / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуклина Елена Анатольевна

В статье ставится проблема осмысления роли, места и перспектив Massive Open Online Courses в развитии современного образования. Показана их значимость как актуальной модели самообразования информационной эпохи, актуализирован вопрос о необходимости дальнейшего теоретического и прикладного исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASSIVE OPEN ONLINE COURSES AS ACTUAL MODEL OF SELF-EDUCATION OF INFORMATION ERA

The author discusses the role, place and perspectives of Massive Open Online Courses in modern education development. She depicts the importance of MOOCs as a part of selfeducation model in the information era, actualizes the question of their theoretical and empirical research.

Текст научной работы на тему «Massive Open Online Courses как актуальная модель самообразования информационной эпохи»

YAK 301:37 ББК 60.561.9

E.A. ШУКЛИНА

E.A. SHUKLINA

MASSIVE OPEN ONLINE COURSES КАК АКТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАУИОННОЙ ЭПОХИ

MASSIVE OPEN ONLINE COURSES AS ACTUAL MODEL OF SELF-EDUCATION OF INFORMATION ERA

В статье ставится проблема осмысления роли, места и перспектив Massive Open Online Courses в развитии современного образования. Показана их значимость как актуальной модели самообразования информационной эпохи, актуализирован вопрос о необходимости дальнейшего теоретического и прикладного исследования.

The author discusses the role, place and perspectives of Massive Open Online Courses in modern education development. She depicts the importance of MOOCs as a part of self-education model in the information era, actualizes the question of their theoretical and empirical research.

Ключевые слова: открытое образование, дистанционное образование, самообразование, Massive Open Online Courses (MOOCs).

Key words: open education, distance learning, self-education, Massive Open Online Courses (MOOCs).

Для информационной эпохи характерно требование перехода к принципиально новому уровню доступности образования и оптимизации условий для всех форм самообразовательной деятельности, что даст возможность обществу удовлетворить стратегические социальные потребности в образовании и развитии знания.

Самообразование в социологической литературе до недавнего времени не являлось предметом специального анализа, поэтому его определения встречаются редко. Вместе с тем, объективное развитие самого феномена самообразования стало своего рода «социальным заказом» для его социологической рефлексии.

Изучение встреченных в зарубежной научной литературе (философской, педагогической, психологической, социологической) дефиниций самообразования их анализ и интерпретация в рамках социологического подхода позволили выделить сущностные характеристики данного феномена:

- самообразование - это вид свободной, творческой деятельности;

- самообразование - внеинституциональная деятельность;

- самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонентом образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности;

- самообразование - вид непрерывного образования;

- самообразование - способ самоконструирования личности [5, 6].

Социолога самообразование интересует как реальный феномен жизни людей и социальных групп в системе общественных отношений. Социологический подход касается определения социальной роли и социальных функций самообразования, его места среди основных форм деятельности, субъект-объектных характеристик и др.

В рамках социологического подхода особое значение приобретает проблема социального субъекта самообразования в условиях информационной эпохи. Более того, именно в связи с этой проблемой и возникает вопрос о «социологичности» самого понятия «самообразование», о его сопряжен-

ности с таким субъектом, как группа (страта) людей. Социолога в случае исследования самообразования интересует не конкретный индивид, выступающий в роли «самообразующейся» личности, не ее индивидуальные, неповторимые потребности и интересы, связанные с этой сферой, а типическое, массовое, повторяющееся, присущее целой группе людей, занимающихся самообразованием. Речь идет о тенденциях, характерных для социальных общностей, включенных в этот вид деятельности, и его месте в образе жизни людей в условиях становления информационного общества.

В социологии самообразование рассматривается как определенный тип социального взаимодействия. Специфика данного взаимодействия заключается, во-первых, в том, что механизм его разворачивания осуществляется исключительно в сознании и деятельности субъекта самообразования. Во-вторых, самообразование выступает как «взаимодействие» индивида с потребностью общества в сформированном субъекте социальной деятельности, поскольку любая социальная деятельность включает самообразование в качестве своей составляющей. Характер деятельности и ее субъекта определяются мерой и уровнем развития в ней самообразования. Самообразование придает завершенный характер любой деятельности и является источником ее развития. В-третьих, специфика самообразования как вида социального взаимодействия индивида с потребностью общества в субъекте социальной деятельности очерчивается, ограничивается исключительно сферой знания.

Новые информационные технологии меняют принципы организации и функционирования самообразования. Самообразовательной деятельности в условиях информационной эпохи свойственны специфические формы управления и социального контроля. Это связано с тем, что базовая система образования перестает играть прежнюю роль, сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются, а акцент с образовательной деятельности переносится на самообразовательную.

В информационном обществе, которому свойствен иной уровень организации духовного производства, управление самообразованием становится нормой его существования и видом профессиональной деятельности. Это происходит благодаря продолжающимся процессам институционализации самообразования, появлению новых форм его организации и взаимодействия с иными видами образования, прежде всего формальным, выступающим в дистанционной форме, а также неформальным и информальным. Реализация этих видов образования в модели lifelong learning, определяет границы управления и контроля в сфере самообразования [4, 7, 9, 10, 12, 13].

Однако управление и социальный контроль самообразовательной деятельности в условиях информационного общества и господства компьютерных технологий несет в себе и негативные аспекты. Так, самообразование может рассматриваться как вид информационной зависимости, углубляющей процессы отчуждения личности, поскольку в рамках информационного общества, «давления» на человека новой техники и технологии предполагается значительное ослабление самоидентификации и сведение личности к набору ролей в сфере производства, обмена и потребления знаний.

Общественные структуры, имеющие доступ к контролю за системами социальной коммуникации, узурпируют (либо могут узурпировать) власть над информацией и соответственно контролируют (могут контролировать) процессы духовного производства (самообразовательные, в частности). Куль-туротворческая составляющая информационного общества обретает не индивидуально-личностные, а групповые черты, обладая способностью подавлять и стандартизировать сознание и деятельность человека. В силу этого основным пафосом самообразовательной деятельности становится борьба за самоопределение человека перед лицом глобальных социальных структур.

С учетом высказанных суждений о самообразовании важно представлять его противоречивую природу, особенно при переходе к информационному обществу. С одной стороны, этот вид деятельности свободен и демокра-

тичен, поскольку он является следствием действительного выбора субъекта самообразования, оказывающегося наедине лишь с информацией и не испытывающего никаких иных воздействий извне. С другой стороны, самообразовательная деятельность не свободна в полной мере от информационной зависимости, поскольку существует такое явление как власть и контроль над информацией.

Информационные технологии трансформируют способы реализации самообразования, обеспечивая доступность информации, облегчая ее поиск и в то же время предоставляя соответствующие инструментальные средства работы с ней: логические, математические, статистические и др. Благодаря совмещенному, комплексному использованию этих средств создаются условия для творчества, оптимизируются возможности и расширяются границы самообразовательной деятельности.

Диверсификация самообразования в условиях информационного общества осуществляется во многом через его связь, взаимодействие и взаимопересечение с другими видами образования. Здесь мы рассмотрим такую его форму, актуализированную в информационную эпоху, как открытое образование, реализующееся в концепции lifelong learning («A Memorandum of Lifelong Learning»)1 и обретающее новое звучание с переходом на дистанционные формы.

Открытое образование выступает институционализированной формой самообразовательной деятельности, поскольку претендует на доступность любому желающему, вне зависимости от базового уровня знаний. Оно предполагает открытость доступа к учебной информации, гибкость в выборе цели, содержания, способа, места, формы, времени и ритма обучения, обеспечивает выстраивание (планирование) процесса обучения в соответствие с индивидуальной траекторией обучающегося. Особенностью организационных условий открытого образование является использование технологий и методик дистанционного обучения. В целом вся система открытого образования - это аналог идеальной формы образования для информационного общества.

Развиваясь и трансформируясь, открытое образование в настоящее время перерастает из традиционной сети открытых университетов в мировой рынок массовых открытых онлайн-курсов - Massive Open Online Courses (MOOCs) с массовым интерактивным участием и открытым доступом, предназначенных для масштабного и бесплатного использования2. Если до 2010 года о них было мало кому известно, то в настоящее время проблемы MOOCs обсуждаются на государственном уровне в ряде стран (например, таких как Норвегия, Великобритания и др.). По прогнозам исследователей количество студентов MOOCs увеличится с 150 миллионов в 2009 году до 250 миллионов в 2025 году3.

1 European Council Presidency Conclusions. Lisbon, 2000. - 63 p. Стратегия ее реализации до 2010, а затем до 2020 гг. в странах Европейского Союза конкретизировалась в ряде документов: Progress towards the Lisbon Objectives in Education and Training. Analysis of Implementation at the European and National Levels. - Brussels, 2009. - 263 p.; European Council Conclusions of 12 May 2009 on a Strategic Framework for European Cooperation in Education and Training («ET 2020») // Official Journal of European Union. -2009. - C. 119. - May 28.

2 Если учебные видеозаписи активно выкладывались в интернет образовательными учреждениями разного уровня с конца 90-х годов XX века, то онлайн-курсы предполагают еще и открытость доступа к учебным материалам разного типа, интерактив, сдачу экзаменов в режиме онлайн.

3 См. отчет Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании о международной конференции «MOOCs в интересах развития: потенциал в основании пирамиды», Университет Пенсильвании (Филадельфия, США), 10-11 апреля 2014 г. MOOCs4D: Potential at the Bottom of the Pyramid. Conference Report. April 10-11.2014. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iite.unesco.org/files/news/639173/MOOC-s4D_ConfReport_July2014.pdf.

Европейская комиссия, опубликовавшая в 2014 г. исследование, посвященное анализу потребностей аудитории, структуре спроса и предложения, оценке эффективности MOOCs, констатировала высокий уровень информированности о них (75% опрошенных знают, что это такое, осведомлены о системе обучения, 64% когда-либо записывались на дистанционные курсы в интернете). Был выявлен стремительный рост аудитории MOOCs. Доминирующей мотивацией их использования является независимость от места расположения учебного заведения, бесплатность обучения, возможность изучать новые науки, получать знания из незнакомой ранее сферы1. Был отмечен также и рост предложения, увеличение количества альтернативных программ обучения по всем направлениям, что дает возможность студенту выбирать наиболее качественные и подходящие его индивидуальным запросам курсы, даже на одной МООС-платформе [1].

Наиболее известными массовыми открытыми онлайн курсами в настоящее время являются: Academic Earth, Alison, CheckiO, China Open Resources for Education, Codecademy, Coursera, Duolingo, EduKart, Edulanka, edX, Futurelearn, Hexlet, Instructure, Khan Academy, Lingualeo, MIT Open Course Ware, MongoDB University, OpenHPI, Peer to Peer University, Stanford Online, Udacity, Udemy, Wikiversity, Younico и др. Многие из этих проектов уже осуществляют обучение на русском языке. Сугубо российскими проектами являются ИнтернетУрок, Интуит, Лекторий МФТИ, Лекториум, Онлайн-МФТИ, Универсариум и др.

Анализ сайтов MOOCs показал, что, несмотря на разнообразие и специфичность задач этих проектов, констатируемая ими миссия - это удовлетворение потребности в профессиональном и общекультурном самообразовании, а также углубление, коррекция и компенсация формального (школьного и вузовского) образования.

Изучение сайт-статистики проектов MOOCs показал, что обучающиеся используют их для реализации самых разных видов самообразовательной деятельности, но прежде всего это профессиональное самообразование и самообразование как дополнение к формальному образованию.

Рассмотрим в качестве примера сайт-статистику MIT Open Course Ware (MIT OCW) - проект Массачусетского технологического института [2]. Среди потребителей его услуг 43% - занимающихся самообразованием, обучающиеся самостоятельно (self-learners), 42% - студенты (students), 9% - представители сферы образования, преподаватели (educators), 6% - другие (other).

Факт большого количества обучающихся самостоятельно свидетельствует о сформированной потребности и готовности достаточно широкой аудитории к самостоятельной работе, это демонстрирует хотя бы тот факт, за второе десятилетие 21 века MIT OCW планирует достигнуть миллиарда посетителей, в той или иной мере включенных в образовательный процесс [11]. При этом нужно учитывать, что изначально проект MIT OCW планировался как набор ресурсов исключительно для преподавателей (в настоящее время эта группа обучающихся оказалась в меньшинстве). Общая концепция проекта трансформировалась и оформилась под влиянием массовой потребности в самообразовании.

Мотивацией обращения к MIT Open Course Ware для преподавателей является повышение уровня знаний (31%), знакомство с новыми методами обучения (23%), включение OCW-материалов в курсы (20%), поиск справочных материалов для студентов (15%), разработка программ для факультетов, школ (8%). Студенты, в свою очередь, стремятся расширить знания (46%), дополнить текущий курс (34%), спланировать обучение (16%).

1 Исследование основано на анализе более чем 200 платформ для МООС и онлайн-опросе 3000 респондентов из разных стран мира. Выборка включает студентов, разработчиков онлайн-курсов, предпринимателей, лидеров инновационных программ поддержки, корпоративных менеджеров и ИТ-специалистов.

Группа студентов, ориентированных на самостоятельное обучение, расширяет знания за рамками профессиональной области (40%), знакомится с базовыми концепциями в своем профессиональном поле (18%), осуществляет подготовку к будущим курсам обучения (18%), стремится быть в курсе событий в своей области (17%), завершает работы, связанные с конкретным проектом или задачей (4%) [2].

Поскольку MIT Open Course Ware не выдает пользователям документы о завершении образования (сертификаты, дипломы), то здесь исключена мотивация получения формального статуса для профессионального продвижения. Самообразовательная активность связана, прежде всего, с удовлетворением потребности в знаниях, наращивании профессиональных компетенций.

В целом, открытое дистанционное образование - мощный фактор реализации и развития самообразовательной деятельности массовой аудитории, включающей самые разнообразные социальные группы и слои с ярко выраженными социокультурными, социально-экономическими, территориальными, этнонациональными различиями.

В настоящее время открытое дистанционное образование является одним из инструментов формирования социально-профессиональной структуры развитого общества. Так, Европейская комиссия инициирует создание новой сети поставщиков MOOCs, ориентированных на распространение знаний и навыков сфере информационно-коммуникационных технологий. Ввиду прогнозируемой к 2020 году потребности в web-навыках для 90% рабочих мест по всей Европе эти открытые онлайн-курсы должны будут сформировать необходимый кадровый потенциал. По словам Вице-президента Европейской Комиссии Neelie Kroes, данный проект - «стартап Европы» позволит выявить проблемы и заполнить имеющиеся пробелы в цифровой повестке дня [3].

С учетом того, что обучение в системе MOOCs осуществляется бесплатно (или почти бесплатно) и зависит исключительно от желания, интересов и личного выбора субъекта, самообразовательная деятельность в такой форме способствует формированию новых профессиональных компетенций, расширению адаптационных возможностей личности и социальных групп в условиях информационного общества, созданию базы для их профессиональной мобильности, а также повышения уровня конкурентоспособности. Социальный эффект массового самообразования может иметь как прямой непосредственный, так и отложенный характер, поскольку приобретенные знания и навыки могут быть актуализированы в ситуации кризиса, любых возникающих изменений в социально-профессиональной сфере.

Таким образом, открытое дистанционное образование, активизируя самообразовательную активность широких групп населения через создание условий для нее, в конечном счете, обусловливает воспроизводство и развитие социально-профессиональной структуры общества, динамику его социально-экономического и социокультурного развития.

Исследований социальной роли MOOCs пока не так много. Вместе с тем, интерес к ним как сфере образования будущего проявляется на государственном уровне. Так, с целью формирования дальнейшей политики развития современного открытого образования Департамент образования Великобритании осуществил всестороннее исследование феномена MOOCs. В специальном докладе Департамента были осмыслены их перспективы и дан подробный анализ выявленных проблем [8]. К ним эксперты отнесли следующие:

- MOOCs в целом остается пассивным методом обучения, при этом лишь небольшая доля глубоко продуманного и качественного контента способна развивать навыки решения проблем;

- MOOCs, как правило, удовлетворяют потребности людей с выраженной и оформленной мотивацией обучения, интеллектуально и профессионально сформированных. Несмотря на детально разработанные средства оптимизации открытых курсов для нужд различных потребителей, автори-

тетные эксперты (даже в Стэнфорде, где накоплен большой опыт в решении данных проблем) признают, что MOOCs не ориентированы на все группы потребителей, в частности остается нерешенной проблема привлечения к образованию детей;

- MOOCs не является чем-то принципиально новым в обучении, рост интереса к ним обусловлен тем, что системе массовых дистанционных курсов удалось привлечь к себе внимание и, соответственно, инвестиции. Кроме того, в системе MOOCs стало возможным предельно уменьшить расходы на одного студента и сделать курсы бесплатными (или минимально платными). PR, изменив образ современного студента, способствовал привлечению еще большего внимания к данному проекту;

- существует иллюзия полной бесплатности MOOCs. Для студентов лишь несколько проектов имеют концепцию бесплатного доступа к обучению. Чаще всего слушателями оплачивается литература, DVD диски, сертификат и пр. Бизнес-модель MOOCs будущего - предмет дискуссий и активного обсуждения. В силу того, что для их создателей каждый элемент системы имеет свою цену (платформа, контент, услуги сотрудников), проблема финансирования стоит остро. В настоящее время проекты MOOCs существуют на пожертвования, за счет спонсорской помощи, совмещают свою деятельность с бизнесом, выступают формой благотворительности и т.д.

В исследовании британского Департамента образования выявлена тенденция дальнейшей институционализации открытого образования через его использование формальным образованием. В частности, поставлена проблема перспектив внедрения технологии MOOCs в систему школьного образования. Если раньше этот вопрос даже не ставился, то проведенный опрос учителей и экспертов позволил выделить 13 приоритетных направлений использования моделей MOOCs, среди которых поддержка одаренных детей, курсы дополнительного образования учителей, подготовка учащихся к вступительным экзаменам, повышение привлекательности предметов с низкой посещаемостью и т.д.

Анализ проблем и перспектив развития самообразования в информационном обществе показал что, выступая в своей институционализированной форме открытого дистанционного образования, оно сталкивается с рядом проблем: организационными проблемами доступа к информационным ресурсам, связанными с особенностью бизнес-моделей тех или иных платформ MOOCs и использованием авторских прав на транслируемый в свободном доступе контент, проблемами соответствия потребностей аудитории спектру предложений, языковыми барьерами (поскольку лишь некоторые проекты предоставляют широкий спектр языковых возможностей для обучения), проблемами ориентации на массовость, с одной стороны, и необходимость узкой специализации в профессиональной сфере - с другой, и т.д.

Основными направлениями социологического анализа открытого дистанционного образования в настоящий момент является анализ соотношения глобального и локального в его развитии. Без сомнения открытое образование - есть яркая демонстрация глобализации образования, вместе с тем, сохранение локальных социокультурных (территориальных, общностных) контекстов является одним из базовых принципов непрерывного образования.

Постоянно актуальной задачей будет социологические изучение особенностей целевой аудитории открытого дистанционного образования, динамики ее потребностно-мотивационных и ценностно-нормативных характеристик.

Анализ взаимодействия открытого и формального, открытого и неоформального видов образования, динамики и перспектив его развития обладает важным научным и управленческим потенциалом, определяющим архитектонику будущего образования в информационном обществе.

Исследования коммуникативных взаимодействий в процессе обучения, эффективности интерактива, форм и методов обучения, изучение социальной

эффективности открытого образования в целом, разработка способов и процедур ее оценки - эти и многие другие проблемы постоянно остаются в поле исследовательского интереса социологов.

В основе концептуализации наиболее актуальных современных проблем самообразования лежит комплекс теорий информационного общества и представлений о социальной роли и перспективах развития информационных технологий, в разработку которых внесли существенный вклад крупнейшие социологи мира. В сфере образования - это, прежде всего, концепция и политика непрерывного образования. На этой теоретической базе в настоящее время актуализирована потребность в теоретических разработках, а также поиске инновационных подходов к организации самообразовательной деятельности в условиях новых вызовов современности: определение путей развития открытого образования, обеспечивающего массовость и эксклюзивность/индивидуализированность самообразования, выявление направлений дальнейшего развития дистанционного образования, и его оптимального сочетания с формальным образованием. Уровень теоретизирования в данной области пока невысок и требует особого внимания, поскольку разработка этой проблематики, предельно приближенная к повседневным практикам человека во всех сферах деятельности, во многом определит архитектонику будущего образования.

Литература

1. В чем эффективность MOOCs в Европе? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newtonew.com/blog/posts/47.

2. Сайт-статистика проекта MIT OpenCourseWare [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ocw.mit.edu/about/site-statistics.

3. European Commission launches network to foster web talent through Massive Open Online Courses (MOOCs). Brussels, 27 March 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-14-335_en.htm.

4. Findsen, B. Lifelong Learning in Later Life. A Handbook on Older Adult Learning [Text] / В. Findsen, М. Formosa. - Rotterdam : Sense Publishers, 2011.

5. Francis, R. The Decentring of the Traditional University: The Future of (Self) Education in Virtually Figured Worlds [Text] / R. Francis. - London and New York : Routledge, 2010/2012.

6. Hosmer, W. Self-education: or the Philosophy of Mental Improvement [Text] / W. Hosmer. - Havana, N.Y., W.H. Ongley; Geneva, N.Y., Derby: Wood & Co., 1847. (Воспроизведено в 2011 г. в оригинальной авторской орфографии издания 1847 года).

7. Jeffs, T. and Smith, M.K. Informal Education. Conversation, democracy and learning [Text] / T. Jeffs and M.K. Smith. - Ticknall : Education Now, 2005.

8. MOOCs: Opportunities for their use in compulsory-age education. Research report. June 2014. Cairneagle Associates [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.uk/government/publications/moocs-opportunities-for-their-use-in-compulsory-age-education).

9. Nikoll, K. Flexibility and Lifelong Learning. Policy, discourse and politics [Text] / K. Nikoll. - N.Y. : Routledge, 2006.

10. Lifelong Learning in Europe: Equity and Efficiency In the Balance [Text] / S. Riddell [eds.]. - Chicago : Policy Press, 2012.

11. The Next Decade of Open Sharing: Reaching One Billion Minds [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ocw.mit.edu/about/next-decade/initiatives.

12. Veletsianos, G. Emerging Technologies in Distance Education [Text] / G. Veletsianos. - Athabasca University : AU Press, 2010.

13. Trends and issues in distance education: International perspectives [Text] / Y.L. Visser [eds.]. - Greenwich, CT: Information Age Publishing, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.