Научная статья на тему 'Масштабы семейного бизнеса и эмоциональное восприятие'

Масштабы семейного бизнеса и эмоциональное восприятие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / МАСШТАБ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ / FAMILY BUSINESS / SCALE OF FAMILY BUSINESS / EMOTIONAL OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Д. А.

В статье рассматривается роль и масштабы семейного бизнеса в современной экономике. Приводятся данные о ключевых показателях семейного бизнеса в различных странах и его отраслевой специализации. Рассматриваются исследования «эмоционального владения» в семейном бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCALES OF FAMILY BUSINESS AND EMOTIONAL PERCEPTION

In article the role and scales of family business in modern economy is considered. Data on key indicators of family business are provided in the various countries and its branch specialization. Researches of «emotional possession» in family business are considered.

Текст научной работы на тему «Масштабы семейного бизнеса и эмоциональное восприятие»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 334.722.24

Д.А. Волков

канд. экон. наук, выпускник программы DBA, Высшая школа корпоративного управления, ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

МАСШТАБЫ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация. В статье рассматривается роль и масштабы семейного бизнеса в современной экономике. Приводятся данные о ключевых показателях семейного бизнеса в различных странах и его отраслевой специализации. Рассматриваются исследования «эмоционального владения» в семейном бизнесе.

Ключевые слова: семейный бизнес, масштаб семейного бизнеса, эмоциональное владение.

D.A. Volkov, cand. of econ. sci., DBA Programme Graduate, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Entrepreneur

SCALES OF FAMILY BUSINESS AND EMOTIONAL PERCEPTION

Abstract. In article the role and scales of family business in modern economy is considered. Data on key indicators of family business are provided in the various countries and its branch specialization. Researches of «emotional possession» in family business are considered.

Keywords: family business, scale of family business, emotional ownership.

Проблемное поле семейного бизнеса является мультидисциплинарным по своей природе [1], процесс согласования и контроля зависит от взаимного влияния размера, частоты и восприятия стрессовых событий, и развивается настолько, насколько хватает ресурсов [2]. Большинство исследователей концентрируются на экономической составляющей семейного бизнеса, например, относительно применимости теории издержек, связанных с передачей бизнеса в различных условиях [3,4]. Недавно начали развиваться исследования семейного бизнеса на стыке психологии и социологии [5,6].

Опыт Западной Европы, США и Канады свидетельствует, что подавляющее число предприятий являются семейными. В число семейных входят как крупные, так и средние и мелкие предприятия. Согласно статистике, среди семейных предприятий в странах Западной Европы, США и Канады в количественном отношении доминируют предприятия с отсутствием (что более характерно для стран Западной Европы) либо минимальным количеством (1-3 человека) наемного персонала. Основная причина такого явления заключается в высокой стоимости наемной рабочей силы: высокая заработная плата, налоги и социальные гарантии делают крайне рискованным и затратным наем малыми предприятиями персонала. Однако существует также достаточно большое количество средних и крупных семейных фирм, в том числе являющихся акционерными обществами, акции которых могут даже котироваться на бирже, несмотря на практически полный контроль со стороны семьи-владельца контрольного пакета. В каком случае говорят именно о семейном бизнесе? Для разных стран критерии различны. Необходимым условием является сохранение контроля над компанией со стороны семьи.

№ 12 (16) - 2012

47

Проблемы экономики и менеджмента

Таблица 1 - Рейтинг крупнейших семейных компаний мира

№ Название компании Страна (основание) Прибыль, млрд $ Количество сотрудников, чел Акции котируются на биржах

1 Wal-Mart Stores 1 США 217,8 1 380 000 Да

2 Ford Motor Co США 162,4 354 431 Да

3 Samsung Group Южная Корея 98,7 175 000 Да

4 LG Group (ранее Lucky Goldstar) Южная Корея 81,0 130 000 Нет

5 Carrefour Group Франция 61,6 382 821 Да

6 Ifi Istituto Finanziario Industriale S.p.A. Италия 59,2 198 000 Да

7 Fiat Group Италия 54,7 198 000 Да

8 Cargill [1] Inc США 50,8 97 000 Нет

9 PSA Peugeot Citroen S.A. Франция 45,8 192 500 Да

10 Koch [2] Industries США 40,0 11 500 Нет

11 BMW (Bayerische Motoren Werke AG) Германия 34,1 97 275 Да

12 SCH (Banco Santander Central Hispano S.A.) Испания 32,7 114 927 Нет

13 Robert Bosch GmbH ФРГ 30,143 218 377 Нет

14 Motorola США 30,004 111 000 Да

15 ALDI Group ФРГ 30,0 нд Нет

16 Pinault-Printemps Redoute Франция 24,6 107 571 Да

17 J Sainsbury Великобритания 24,5 174 700 Да

18 Viacom США 23,2 122 770 Да

19 Auchan Франция 23,196 136 000 Нет

20 Tengelmann Group ФРГ 22,6 186 000 Нет

21 Ito-Yokado Япония 22,4 106 911 Да

22 Loew's США нд нд Да

23 Novartis Group Швейцария 19,3 нд Да

24 Bouygues Франция 18,1 125 000 Да

25 Hyundai Motor Южная Корея 17,0 50 000 Да

26 Mars США 16,5 30 000 Нет

27 News Corp Австралия 16,3 30 000 Да

28 Otto Group Германия 15,6 75 962 Нет

29 Publix Super Markets США 15,4 126 000 Нет

30 Weyerhaeuser Co. США 14,5 а 44 800 Да

При этом контроль может осуществляться при различных вариантах распределения долей. Например, в Германии и США, где есть развитой фондовый рынок и в

48

№ 12 (16) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

компаниях традиционно может быть много миноритарных акционеров, компания является семейной и в том случае, если семья владеет, к примеру, 25%, а все остальное распределено между миноритариями, доля каждого из которых существенно меньше. Для Скандинавии более характерны фирмы, в которых семья владеет пятьюдесятью и более процентами.

Исследователи Thomson Financial для журнала Newsweek сравнивали семейный бизнес с конкурентами по шести ключевым финансовым индексам в Европе. Разработали специальные критерии индексирования для сравнения, которое длилось более 10 лет. В Германии семейный бизнес достиг среднего индекса успешности в 206%, а несемейный бизнес 47%. Во Франции 203% и 76% соответственно. Семейный бизнес также обошел конкурентов из несемейных организаций в Швейцарии, Испании, Великобритании, Италии. Тем не менее, подобные высокие показатели (рис. 1) не снижают остроту проблемы преемственности семейного бизнеса вне зависимости от его отраслевой специализации (рис. 2), т.к. в процессе его передачи зачастую существующая организационно-экономическая структура оказывается нежизнеспособной.

Крупнейшие семейные компании мира

□ 2 ■ 5

□ США D Южная Корея □ Франция □ Италия ■ Германия

□ Испания D Великобритания □ Швейцария ■ Австралия □ Япония

Рисунок 1 - Крупнейшие семейные компании мира на основании рейтинга

Семья отличается от корпорации неограниченностью своего интереса в бизнесе, подспудным решением иных задач: самореализации, обеспечение интересов членов семьи [7]. С точки зрения классического подхода к управлению, такая практика является порочной, поскольку цели управления компанией оказываются экстраполированы в некоторые, не свойственных бизнесу плоскости. И это позволяет нам сделать вывод о том, что у семейного бизнеса вообще своя логика развития, «особый» жизненный цикл, связанный с преемственностью поколений.

В неоднозначных ситуациях, таких как основание нового бизнеса, эмоции сильно влияют на стратегическое суждение людей, фактически, эмоции «могут иногда пе-

№ 12 (16) - 2012

49

Проблемы экономики и менеджмента

ревешивать рациональные соображения в принятии решения и других познавательных процессах» [8].

Рисунок 2 - Отраслевая специализация семейного бизнеса на основании рейтинга

крупнейших семейных компаний мира

Концепция «эмоционального владения» [9], выдвинутая в исследовании 2008 г. (A. Bjornberg & N. Nicholson), как ресурс для происхождения семейного капитала (семейных активов) позволяет определить, каким образом семья может достичь более высоких результатов в управлении семейным бизнесом в долгосрочной перспективе посредством разработки эффективной стратегии управления и преемственности.

Проведенный анализ теоретических и эмпирических исследований позволил сделать вывод о том, что развитие теории семейного бизнеса обусловлено существующей «доминантой семейного бизнеса» в современной экономике. В контексте впечатляющих масштабов семейного предпринимательства в «новейших исследованиях» развитие теории семейного бизнеса направлено на изучение и оценку эмоционального компонента в управлении семейным бизнесом, при этом, в российской теории семейного предпринимательства данный контекст проблемы остается малоисследованным.

Список литературы:

1. Pieper, T.M. The bulleye: A systems approach to modeling family firms / T.M. Pieper, S.B. Klein // Family Business Review. - 2007. - Vol. 20, № 4. - P. 301-319.

2. Aldwin, C. M. Stress, coping, and development: An integrative perspective. - 2nd ed. - New York: Guilford Press, 2009.

3. Jaskiewicz, P. The impact of goal alignment and board composition on board size in family firms / P. Jaskiewicz, S.B. Klein // Journal of Business Research. - 2007. - Vol. 60. -

P. 1080-1089.

50

№ 12 (16) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

4. The effects of parental altruism on the governance of family-managed firms / M.H. Lubatkin [etc.] // Journal of Organizational Behavior. - 2005. - Vol. 26. - P. 313-330.

5. Bjornberg, A. The family climate scales-Development of a new measure for use in family business research / A. Bjornberg, N. Nicholson // Family Business Review. - 2007. -Vol. 20, № 3. - P. 229-246.

6. Kellermanns, F.W. Feuding families: When conflict does a family firm good / F.W. Kellermanns, K.A. Eddleston // Entrepreneurship Theory and Practice. - 2004. - Vol. 28, №

3. - P. 209-228.

7. Шило, П. Семейный бизнес в контексте корпоративного управления // Top-Manager. - 2003. - №10 (32).

8. Baron, P.A. The role of affect in the entrepreneurial process // Academy of Management Review. - 2008. - Vol. 33, № 2. - P. 328-340.

9. Bjornberg, A. Emotional Ownership the Critical Pathway Between the Next Generation and the Family Firm / A. Bjornberg, N. Nicholson. - Published by the Institute for Family Business, 2008. - 48 р.

List of references:

1. Pieper, T.M. The bulleye: A systems approach to modeling family firms / T.M. Pieper, S.B. Klein // Family Business Review. - 2007. - Vol. 20, № 4. - P. 301-319.

2. Aldwin, C. M. Stress, coping, and development: An integrative perspective. - 2nd ed. - New York: Guilford Press, 2009.

3. Jaskiewicz, P. The impact of goal alignment and board composition on board size in family firms / P. Jaskiewicz, S.B. Klein // Journal of Business Research. - 2007. - Vol. 60. - P. 1080-1089.

4. The effects of parental altruism on the governance of family-managed firms / M.H. Lubatkin [etc.] // Journal of Organizational Behavior. - 2005. - Vol. 26. - P. 313-330.

5. Bjornberg, A. The family climate scales-Development of a new measure for use in family business research / A. Bjornberg, N. Nicholson // Family Business Review. - 2007. -Vol. 20, № 3. - P. 229-246.

6. Kellermanns, F.W. Feuding families: When conflict does a family firm good / F.W. Kellermanns,

K.A. Eddleston // Entrepreneurship Theory and Practice. - 2004. - Vol. 28, № 3. - P. 209-228.

7. Shilo P. Family business in a context of corporate governance // Top-Manager. - 2003. - № 10 (32).

8. Baron P.A. The role of affect in the entrepreneurial process // Academy of Management Review. -2008. - Vol. 33, № 2. - P. 328-340.

9. Bjornberg, A. Emotional Ownership the Critical Pathway Between the Next Generation and the Family Firm / A. Bjornberg, N. Nicholson. - Published by the Institute for Family Business, 2008. - 48 р.

№ 12 (16) - 2012

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.