Научная статья на тему 'Масштабы и формы теневого импорта в России'

Масштабы и формы теневого импорта в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1137
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВОЙ ИМПОРТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жуковская В. М., Чертко Н. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Масштабы и формы теневого импорта в России»

Масштабы и формы теневого импорта в России*

В.М. Жуковская

Кандидат экономических наук (Институт мировой экономики и международных отношений РАН)

Н.Т. Чертко

Кандидат экономических наук (Институт мировой экономики и международных отношений РАН)

Ослабление государственного регулирования внешней торговли в 90-е годы в условиях неэффективного действия рыночных механизмов способствовало развитию в этой сфере ряда негативных тенденций, которые до сих пор не изжиты. Одна из таких тенденций - рост теневого импорта товаров и услуг. Наводнение внутреннего рынка дешевыми товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, т.е. не облагаются, или не полностью облагаются таможенными пошлинами и не проходят должного контроля качества, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Условия добросовестной конкуренции на внутреннем рынке России грубо нарушаются, что ведет к вытеснению отечественного производителя с рынка, особенно в таких отраслях промышленности как обувная, кожевенная, текстильная, швейная и др.

Принятие нового таможенного кодекса не привело к кардинальному улучшению ситуации в этой области. Выборочные проверки выявляют широко распространенную практику многократного занижения таможенной стоимости в грузовых таможенных декларациях, ввоз больших партий товаров без всякого оформления на таможне. Хроника работы таможенной системы за последнее десятилетие свидетельствует о

* Статья публикуется в порядке обсуждения.

массовых нарушениях тарифно-таможенного контроля, о широком распространении коррупции.1 Засилье теневого импорта вызывает озабоченность не только в государственных структурах, но и среди самих участников ВЭД, которые инициировали ряд комплексных исследований с целью выявить причины живучести "цветных" схем в сфере импорта.2 Признавая обвинения в коррумпированности таможенной системы, новый глава Федеральной таможенной службы А. Жерихов ссылается на коррумпированность российского бизнеса и низкий уровень правосознания участников внешнеэкономической деятельности.3

Для повышения эффективности таможенного контроля необходимо располагать возможно более полной реальной картиной положения в этой области. Материалы контрольных рейдов и отраслевых исследований не могут дать такой картины, поскольку они выявляют лишь отдельные разрозненные эпизоды деятельности таможенной системы или положение в отдельных отраслях. Оценить общие масштабы теневого импорта, как в целом, так и по товарам и товарным группам, по странам- партнерам, а также по формам фальсификации таможенной стоимости, можно только на основе анализа таможенной статистики внешней торговли, обобщающей и систематизирующей данные

более двух миллионов грузовых таможенных деклараций, заполняемых непосредственными участниками внешнеторговой деятельности. При этом таможенная статистика предоставляет исследователю данные, как о количестве, так и о стоимости всех ввозимых товаров с разбивкой по дробным товарным позициям.

Один из возможных подходов к статистическому анализу проблем теневого импорта

- использование так называемой "зеркальной статистики" экспортно-импортных товаро-потоков, т.е. сопоставление данных таможенной статистики РФ о российском импорте товаров с данными стран-партнеров об экспорте тех же товаров в Россию. Сопоставление позволяет рассматривать каждый отдельный товаропоток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. Расхождения в оценках сверх принятых допущений может указывать на несогласованность статистического учета в странах-партнерах, но чаще всего они свидетельствуют о нарушениях таможенного контроля и учета. Принципы построения таможенной статистики РФ и ОЭСР определены с учетом рекомендаций Статистического бюро ООН, направленных на гармонизацию национальных концепций и процедур таможенного учета. Принята единая товарная классификация, ведется согласование по вопросам определения таможенной территории, охвата товаропотоков и т.п. Вследствие этого данные таможенной статистики РФ и ОЭСР могут в целом рассматриваться как сопоставимые, несмотря на сохранение ряда национальных особенностей таможенного учета.

На макроуровне сопоставительный подход используется Международным валютным фондом для определения суммарного экспорта (импорта) той или иной страны по данным об импорте (экспорте) ее торгового партнера.4 Аналогичный подход на уровне 4х и 6-значных товарных позиций российского экспорта и импорта использован в исследовании ИМЭМО РАН.5 Развернутое сопоставление таможенной статистики РФ с данными статистики международной торговли ОЭСР позволило дать систематизированное количественное описание масштабов расхождений в оценках партнеров по количеству, стоимости и удельной стоимости товаропо-токов, обозначить товарные позиции и страны, где расхождения наиболее велики, а также проследить их динамику.

Возможности сопоставительного подхода иллюстрирует сравнение российского импорта из десяти стран - важнейших торговых партнеров с экспортом этих стран в РФ. На долю этих десяти стран приходится около половины внешнеторгового оборота и 47% импорта России. Сравнение российского импорта по статистике ГТК РФ с экспортом стран-партнеров в РФ по статистике ОЭСР показало, что за четыре года (2000-2003) Россия импортировала из 10 стран товаров на сумму 81,7 млрд долл., тогда как таможни этих стран зарегистрировали экспорт в Россию, равный 119,5 млрд долл., то есть российские импортеры не отразили в таможенных декларациях 37,8 млрд долл., что составляет 46% от учтенного импорта (см. таблицу 1).

Табпща!

Сопоставление импорта РФ с экспортом 10 стран-партнеров в РФ

2000 2001 2002 2003 Сумма за 4 года

1. Импорт в Россию из 10 стран, по данным ГТК РФ, млрд долл. 13,8 18,6 22,1 27,2 81,7

2. Экспорт из 10 стран в Россию, по данным ОЭСР, млрд долл. 19,9 27,2 31,0 41,4 119,5

3. Абсолютное отклонение (1) - (2), млрд долл. -6,1 -8,6 -8,9 -14,2 -37,8

4. Соотношение экспорт/импорт, (2) / (1), % 144 146 140 152 146

Источники: Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Г одовые сборники за 2000, 2001, 2002 и 2003. М.: ГТК;

OECD, ITCS (International Trade by Commodity Statistics). Database 2004.

Предполагается, что оценки стоимости импорта и корреспондирующего экспорта не должны быть абсолютно равными. Расхождения могут быть обусловлены, во-первых, разницей в ценах импорта и экспорта. Внешнеторговая статистика международных организаций исходит из того, что стоимость экспорта товаров на условиях ФОБ в среднем на 10% ниже стоимости импорта на условиях СИФ. Следовательно, с учетом принятого допуска выявленные расхождения между стоимостью российского импорта и экспорта партнеров по международной статистике должны быть увеличены на соответствующую величину.

Во-вторых, разница в оценках импорта и экспорта может быть связана с календарными различиями в отправке и получении груза. Чтобы устранить влияние этого фактора, при сопоставлении наряду с годовыми использовались среднегодовые данные за четырех- и шестилетний период.

В-третьих, сопоставимость оценок товарных потоков в статистике разных стран зависит от согласованности товарных классификаций. Однако выявленные расхождения не могут быть списаны и на этот фактор, поскольку используемая ГТК РФ система агрегирования и кодирования товаров полностью соответствует товарной классификации, принятой в статистике внешней торговли ОЭСР, что обеспечивает сопоставимость статистических данных без какой-либо перекодировки товаров.6

Наконец, столь значительные расхождения в оценках товарных потоков не могут быть хотя бы частично объяснены импортом, осуществляемым физическими лицами,

поскольку ввоз, равно как и вывоз, физических лиц в данные таможенной статистики, как стран импортеров, так и стран экспортеров, как правило, не включается, он учитывается отдельно.7 Наблюдаемые расхождения в оценках импорта РФ и экспорта стран-партнеров в РФ свидетельствуют о нарушениях таможенного контроля с целью неуплаты таможенных платежей и использования внешней торговли в качестве канала незаконного вывоза капитала.

Типичной для России тенденцией в торговле с большинством стран-партнеров является существенное занижение российского импорта относительно корреспондирующего экспорта в Россию. График 1 иллюстрирует эту тенденцию. На графике страны ранжированы по абсолютному отклонению российского импорта от экспорта стран-партнеров в млн долл. США. Полное соответствие между российским импортом и экспортом в РФ в указанный период было характерно только для торговли с Польшей. По США и Японии российский импорт незначительно превышал экспорт. По остальным семи странам наблюдалась обратная закономерность - наличие значительных объемов неучтенного импорта. Лидерами по абсолютным и относительным объемам теневого импорта в Россию являются ее самые крупные поставщики - Германия, Китай, Италия и Финляндия. Из этих стран за четыре года поступило товаров в обход российской таможни на сумму 32,7 млрд долл., или 87% от общего объема неучтенного импорта по 10 странам. Поток теневого импорта из Германии составил за этот период 14,8 млрд долл.

Графк!

Сравнение импорта РФ с экспортом стран-партнеров в РФ.

Среднегодовые данные за 2000-2003, млн долл.

10 000

8 000

6 000

4 000

2 000

-2 000

-4 000

е?

И1.Импорт РФ Н 2.Экспорт партнеров в РФ □ Абсолютное отклонение (1-2)

0

Сравнение данных немецкой таможни с данными ГТК РФ показывает, что за 20002003 гг. наши импортеры закупили за четыре года товаров на 39,2 млрд долл., а на таможенных постах России предъявили только на 24,4 млрд долл. Из Китая в Россию с нарушениями таможенного законодательства, было импортировано товаров на 6,2 млрд долл., из Италии - на 6 млрд, из Финляндии -на 5,7 млрд долл. В отдельные годы теневой

импорт из этих стран в 2-3 раза превышал легальный импорт России. В среднегодовом выражении экспорт из Финляндии и Нидерландов был практически вдвое больше соответствующего российского импорта. На российской таможне было учтено соответственно 49% и 51% общей стоимости экспорта в Россию из этих стран, т.е. около 50% ввозилось без таможенной регистрации (таблица 2).

Таблца2

Расхождения в оценках импорта РФ и экспорта стран-партнеров

(среднелсдовьеданнье)гмяндаял.

Годы Страны—''*^ партнеры * 1996-1999 2000-2003

Импорт Экспорт Экспорт/ импорт, % Импорт Экспорт Экспорт/ импорт, %

Финляндия 1 484 2 402 162 1 399 2 829 202

Нидерланды 955 1 445 151 976 1 901 194

Италия 1 989 3 103 156 1 884 3 375 179

Китай 1079 1 767 164 2 065 3 616 175

Г ермания 5 379 7 532 140 6 088 9 792 161

Великобритания 1 127 1 409 125 1 101 1 526 139

Франция 1 410 1 961 139 1 737 2 276 131

Польша 982 1 494 152 1 170 1 160 99

Япония 809 874 108 1 061 999 94

США 3 365 3 028 90 2 959 2 416 82

Итого по 10 странам 18 579 25 015 135 20 440 29 890 146

Примечание к таблице:

* Страны ранжированы по соотношению экспорт/импорт на 2000-2003г.г.

Источники: Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Годовые сборники за

1 996- 2003 гг. М.: ГТК;

OECD, ITCS (International Trade by Commodity Statistics). Database 2004.

Вопреки прогнозам таможенных служб, масштабы теневого импорта в 2000- 2003 гг. не только не сокращались, но продолжали расти. Если в 1996-1999 гг. расхождение в оценках стоимости российского импорта и корреспондирующего экспорта по 10 странам составляло 35%, то в последующие четыре

года произошло увеличение разрыва до 46%. При этом суммарная стоимость неучтенного импорта за 2000-2003 гг. выросла до 39 млрд долл. против 25,8 млрд долл. за предшествующий период. На графике 2 представлена динамика суммарного импорта и экспорта 10 стран за 8 лет

Графт2

Динамика импорта РФиз 10 стран и экспорта этих стран в РФ, млн долл.

Сопоставление таможенной стоимости импорта и экспорта на уровне стран дает лишь самое общее представление о размерах отклонений и не выявляет истинных масштабов теневого оборота. При агрегировании экспортно-импортных потоков по странам происходит нивелирование объемов нелегального и полулегального импорта, поскольку по одним товарам наблюдается занижение стоимости импорта, а по другим, например, по "товарам прикрытия" - завышение. Так, в 1996-2001 гг. импорт в Россию из США (по учтенной нами выборке из 20 товарных позиций в целом) примерно совпадал с экспортом из США в Россию: соотношение импорт-экспорт составляло 101,7%. Однако, за совпадением по выборке в целом таится большой разброс расхождений по конкретным товарам: по 6 товарным позициям импорт был меньше экспорта на 474,2 млн долл., или на 16,8%, а по 14 позициям наблюдалось превышение экспорта над импор-

том на 520,4 млн долл., или на 18,5%. Таким образом, в сумме общее превышение экспорта по выборке в целом составило лишь 1,7%. Но, как будет показано ниже, масштабы теневого импорта из США, были сопоставимы с объемом "белого" импорта. Такое несоответствие объясняется тем, что отклонение определяется разностью между корреспондирующими импортом и экспортом, т.е. между завышением и занижением встречных оценок, в то время как "серый" импорт суммирует обе составляющие, ибо любое отклонение (как с плюсом, так и с минусом) связано с искажениями в таможенных декларациях.

"Серые" схемы - условное название большого спектра технологий, существенно различающихся по степени отклонения практики от нормативных требований. Прибегая к различным схемам, импортеры находят способы уйти от уплаты таможенных пошлин в полном объеме. С помощью так

называемых товаров прикрытия под видом дешевого ширпотреба провозят товары класса "ЛЮКС", происходит подмена товаров высокой стадии обработки, по которым установлены высокие ввозные пошлины, полуфабрикатами и изделиями начальной стадии обработки с более низкими таможенными ставками. "Серые" схемы - чрезвычайно многообразны, более того, они оперативно изменяются, приспосабливаясь к новациям таможенного контроля. Суть этих схем - искажение таможенных деклараций по следующим направлениям: таможенные коды, количество ввозимых товаров в натуре, инвойсные цены, лжетранзит.8

Чтобы установить масштабы искажения таможенной стоимости, требуется анализ конкретных товаропотоков с учетом их физического объема (в натуре) и цены (удельной стоимости импорта). Такой анализ был проведен на базе выборки из 64 товарных позиций импорта из 10 стран. На выборку приходится в среднем 14% от импорта в РФ из этих стран. По некоторым странам выборка более представительна. Так, по Китаю она включает 19%, по Японии - 24%, по США -25%. В выборке наиболее полно представлены потребительские и продовольственные товары, а из-за несоответствия единиц измерения менее всего - машины и оборудование.

Проведенный расчет исходит из того, что отклонение импорта от экспорта по стоимости есть производная от двух факторов: количества и удельной стоимости. Сопоставив значения этих факторов по данным российской таможни с данными поставщиков, можно вычислить для каждого товарного потока отклонения по количеству и по цене (как в сторону занижения, так и в сторону завышения) и выразить их в стоимостной форме.

Занижение физического объема ввозимых товаров означает сокрытие части товаропотока от таможенного досмотра и должно интерпретироваться как полностью нелегальный импорт с использованием "черных" схем. Завышение физического объема российского импорта относительно данных зарубежных партнеров указывает на применение одной из "серых" схем "оптимизации" таможенных платежей с помощью "товаров прикрытия".

Наиболее распространенные формы "серого" импорта реализуются путем искажения инвойсных цен как в сторону их занижения, так и в сторону завышения. Последняя схема часто используется как канал незаконного вывоза капитала, а также при перекодировке товаров. Для расчета ценовой составляющей искажения таможенной стоимости по каждой товарной позиции вычисляется разность цен экспорта и импорта и умножается на объем импорта в натуре. Зная таможенную стоимость, зарегистрированную экспортерами и ту часть импорта, которая прошла таможню с искажением количества и цены, можно определить стоимость легального импорта.

Наши расчеты по 64 товарным позициям, по которым имеются сопоставимые данные о количестве и удельной стоимости импорта, показали, что серые схемы имеют абсолютный приоритет. Из общего объема поставок в Россию " по белому", то есть абсолютно легально, с соблюдением всех таможенных правил, ввозилось 39% поставок; незарегистрированный ("черный") импорт9 составлял, примерно, 20% и наибольшая часть - 41% проходила по "серым" схемам, то есть легально, но с теми или иными искажениями в декларациях. Различные "цвета" российского импорта по каждой из 10 стран-партнеров представлены в таблице 3.

ТабпицаЭ

Соотношение легального и теневого импорта по странам

(% агполнойсюимости импорта)

Страны-партнеры «Белый» импорт Теневой импорт

«Серый» импорт Незарегистрированный («черный») импорт

Китай 24 11 65

Нидерланды 30 25 45

Финляндия 16 71 13

Германия 31 53 16

Польша 35 46 19

Франция 38 55 7

Великобритания 41 51 8

Италия 50 44 6

США 55 31 14

Япония 57 7 36

Итого по 10 странам 39 41 20

Примечания к таблице:

* За 1 00% принимается таможенная стоимость, зарегистрированная экспортером, и в редких случаях, когда импорт завышен, берется стоимость импорта.

* Рассчитано по данным за 1996-2001 гг. по выборке из 64 позиций.

* Приведенное соотношение " белого", " черного" и "серого" импорта отличается от данных, опубликованных в статье: "Что отражает таможенная статистика" ("Мировая экономика и международные отношения" № 1 2, 2004 г., с. 1 7). Разница в оценках объясняется неодинаковым составом стран (соответственно - 23 и 10 стран). В данный расчет не были включены, как правило, более благополучные страны с лучшими соотношениями различных цветов импорта.

Согласно данным таблицы 3 самый высокий уровень нелегальных поставок (65% всего импорта) зафиксирован в торговле с Китаем. Более 40% всей контрабандной продукции, проникающей в Россию из 10 стран, это - одежда и обувь из Китая. Доля контрабанды в суммарных поставках из Нидерландов в Россию также очень высока -45%, из них около 20% приходится на мясо

домашней птицы и яблоки. Из Японии " по черному" за 6 лет ввезено легковых автомобилей на сумму 430 млн долл., что составило 43% потребительского импорта из Японии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Серый" цвет преобладает в импорте из 5 европейских стран - важнейших торговых партнеров России. Это - Финляндия, Гер-мания, Польша, Франция, Великобритания. Среди них первую позицию по исполь-

зованию "серых" схем занимает Финляндия. Здесь и самый низкий уровень легального импорта (16%) и самый высокий процент "серых" схем, которые наиболее широко используются при ввозе масла сливочного, сыров и творога, нефти и нефтепродуктов из битуминозных материалов, а также проката горячекатаного из углеродистой стали. Товары по этим позициям ввозились с занижением цен в 2-3 и более раз, а масштабы искажения таможенной стоимости за 6 лет составили 864 млн долл.

Самые значительные отклонения (в абсолютном выражении) допускались при ввозе товаров из Германии. Только по четырем из 22 товарных позиций, включенных в расчет, за 6 лет пошлины не были собраны с суммы в 1,9 млрд долл. При этом выявлено занижение таможенной стоимости, как за счет искажения цены, так и количества (в натуре). Более всего нарушений наблюдалось по таким товарам, как сыры и творог (661 млн долл.), шоколад (656млн.), кондитерские изделия, не содержащие какао (270 млн), бумага обойная (268 млн долл.).

С наименьшими отклонениями, согласно данным таблицы 3, осуществлялся импорт из США, Италии и Японии. Здесь "белый цвет" является преобладающим. По США только одна позиция из 20 существенно нарушает равновесие в оценках импорта-экспорта, это - мясо домашней птицы, по которой контрабанда составляет 0,5 млрд долл., или 11% от общей стоимости экспорта США в Россию. По остальным 19 позициям относительно небольшие отклонения в ту или другую сторону в сумме не превышают 1/3 стоимости импорта. В Японии на "белые" схемы приходится 57% всех поставок, это самый высокий показатель для рассматриваемых стран. Однако, и уровень нелегального импорта здесь выше среднего.

Что же касается Италии, то относительное благополучие - всего лишь кажущееся. За высокой долей "белого" импорта (50%) и самым низким уровнем контрабанды (6%) скрывается большое число нарушений. Но из-за несопоставимости единиц измерения и, как следствие, отсутствия по многим позициям данных о физическом объеме товаров, не представляется возможным сделать соответствующие расчеты структуры импорта по формам искажения таможенной стоимости. Однако "зеркальное" сопоставление по показателю таможенной стоимости позволяет предположить, что в торговле с Италией не всё обстоит благополучно. Так, по некоторым потребительским товарам экспорт из Италии в Россию в десятки раз превышал данные ГТК по импорту: по кожаной обуви - в 12,3 раза, женской одежде -27,2, по мужской одежде - 66,6, кухонной мебели из дерева - 68,1, спальной мебели из дерева - 63,2, стиральным машинам автоматам - 63,2, керамическим раковинам и ваннам - в 6,1 раза. В целом по семи перечисленным товарам стоимость импорта за 6 лет составила 66,1 млн долл., а экспорта - 583,6 млн долл., т.е. в 8,8 раза больше.

Возможности "зеркального" сопоставления не ограничиваются определением масштабов легального и теневого импорта. Сравнение данных таможенной статистики РФ и ОЭСР по количеству и удельной стоимости конкретно каждой товарной позиции позволяет сгруппировать импортные потоки по формам фальсификации таможенной стоимости и рассчитать, какая часть теневого импорта связана с занижением и завышением цены, какое количество товаров ввозилось без регистрации в таможенных декларациях и сколько - под фальсифицированным кодом. Такая структура теневого импорта представлена в таблице 4.

Таблица4

Формы фальсификации таможенной стоимости (% к теневому импорту)

Страны- Отклонение таможенной стоимости импорта

партнеры за счет:

занижения физического объема завышения физического объема занижения цен завышения цен

Китай 74 15 4 7

Нидерланды 46 35 18 1

Финляндия 16 38 43 3

Германия 24 21 52 3

Польша 29 19 47 5

Франция 12 51 28 9

Великобритания 13 34 38 15

Италия 12 29 56 3

США 32 28 14 27

Япония 48 37 8 7

Итого по 10 странам 33 26 32 9

Примечание к таблице:

* Расчет выполнен по 64 товарным позициям и 10 странам-экспортерам.

Из таблицы 4 следует, что в среднем 2/3 нарушений при прохождении российского импорта через таможенную границу вызваны занижением цены и количества ввозимых товаров, что означает огромные недоплаты таможенных пошлин и налогов в бюджет страны. Наибольшие потери российского бюджета связаны с импортом из Германии, Китая, Польши и Италии, по которым масштабы занижения таможенной стоимости превышали 2/3 стоимости импорта (среднюю величину по 10 странам).

Сопоставительный анализ импорта позволяет выявить различные формы нарушения таможенного режима, но как уже указывалось выше, таможенная статистика

неполна: она не включает импорт физических лиц. Специфика России переходного периода состоит в том, что этот вид импорта достиг в рассматриваемый период беспрецедентно больших объемов. Нерегистрируе-мый беспошлинный импорт - это товары, ввозимые физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты (до 1000 долл. США и 50 кг) и товары, перемещаемые через таможенную границу в упрощенном (льготном) порядке (от 1000 до 10000 долл. США и от 50 до 250 кг). Размеры этой части импорта определяются путем соответствующего досчета, который осуществляется Центральным Банком России на основе сопоставления розничного товарооборота на

внутреннем рынке и объемов поступления товарных ресурсов по учтенным каналам по данным Госкомстата РФ. Стоимость товаров, ввезенных физическими лицами за 19942001 гг., составила около 1/4 от официальной оценки импорта России по методологии платежного баланса. Самых больших значений эта доля достигла в 1996 г. - 31%, в 1 999 г. она упала до самого низкого уровня

- 23%, в 2001 г. составляла 23,5%10 и оставалась, по нашей оценке, примерно на том же уровне в 2002 и в 2003 гг. Существенного сокращения этой доли не отмечено11 .

Ввоз товаров физическими лицами в пределах установленных беспошлинных квот

- это вполне легальный канал поступления товаров без регистрации таможенными органами. Однако эту часть импорта можно считать законной лишь с определенными оговорками. Дело в том, что импорт физических лиц несколько лет назад составлял подавляющую часть нерегистри-руемого таможенной статистикой импорта. В последние годы объем такого импорта резко сократился, а использование таможенных льгот для физических лиц превратило этот бизнес в один из самых распространенных способов провоза «серого» импорта. Крупные карго-фирмы, организовавшие бизнес на беспошлинном ввозе товаров под видом физических лиц, провозят товары в промышленных объемах, разбивая их на мелкие партии, и каждую партию оформляют по доверенности подставного физического лица. Импортируемые по такой схеме потребительские товары в зависимости от размера партии ввозятся беспошлинно, или облагаются пошлинами по льготным ставкам. На "серый" импорт потребительских товаров приходится, по разным оценкам, 80-90% общего объема этого вида торговли.12. Таким образом, мелкий бизнес превратился в прикрытие «серого» импорта. С учетом "серого" импорта оценка «теневого» импорта существенно возрастает, поскольку при оценке «теневого» импорта должны суммироваться обе составляющие: незарегистрированный таможней импорт (превышение экспорта партнеров над импортом) и «серый» импорт физических лиц.

Масштабы нелегального и полулегального импорта достигли угрожающих размеров. Негативные последствия такого положения сказываются не только в том, что государственный бюджет теряет огромные суммы. Не менее важно и то, что нарушаются условия равноправной конкуренции внутри страны, создаются серьезные препятствия для развития внутреннего производства. «Теневой» импорт затрудняет реализацию регулирующей функции таможенной системы, сводит на нет эффективность тарифной политики государства.

Межстрановые сопоставления импортных потоков помогут точнее определить масштабы потерь, обозначить группы товаров и торговых партнеров, по которым чаще всего происходит нарушение таможенного законодательства и по которым требуется более эффективный контроль. Анализ статистической информации по внешней торговле, которую предоставляют ГТК РФ и статистические органы международной торговли стран ОЭСР, позволяет выявить объем и динамику расхождений в оценках импорта РФ и, как следствие, правильнее оценить состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей Российской Федерации.

Примечания:

1 Газета " Таможня” за 1 999-2005г.г.; Таможенный компьютерный сервис (TKS.RU).

2 Например, проекты"Издержки легализации”, инициированные Ассоциацией торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). См. С.Барсукова. Три цвета импорта. "Свободная мысль”, №6, 2004, с.28-45.

3 В один день всего не отменишь. (Интервью А. Жерихова). "Ведомости”, 20.01.05

4 Direction of Trade Statistics Yearbook. IMF.

2002.

5 Экспортно-импортные потоки РФ (Сопоставление данных таможенной статистики РФ и статистики международной торговли ОЭСР). В.М. Жуковская, И.Н. Трофимова, Н.Т. Чертко. Руководитель проекта - И.С.Королев. М.: ИМЭМО РАН, 2003. - 1 73 С.

6 Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Г осударств (ТН ВЭД СНГ). Издание 2-е. М.: ГТК, 1 996.

7 О масштабах осуществляемого физическими лицами импорта в России см. ниже.

8 Так через страны-участницы Таможенного союза СНГ (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан) и Украину-участницу Ялтинского Соглашения о едином экономическом пространстве, то есть через те страны, в торговле с которыми отменены или отменяются пошлины и другие ограничения, поступает по "беспошлинному коридору" в Россию до половины контрабанды и почти 65% демпингового импорта из дальнего зарубежья (см. "Российская бизнес- газета",

24.08.04 - "Импортеров лишают упрощенки").

9 Здесь учтена только та часть "черного" импорта, которая прошла регистрацию на таможне страны-экспортера, но не зарегистрирована на российской таможне.

10 Ф.А. Тринич. Некоторые особенности статистической информации по внешней торговле РФ. "Внешнеэкономический бюллетень", № 1 0, 2004 г. с. 63.

11 Оценка на основе данных Таможенной статистики внешней торговли РФ. М.: ГТК РФ, 2004, т. 1, с.5 и Российского статистического ежегодника, М.: 2004, с.650.

12 "Коммерсант", 17.01.05.

В Я. Архипов

Австралия в мировой экономике

- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. - 207 с.

Книга написана постоянным и активным автором нашего журнала, ведущим российским экономистом по Австралии, профессором В.Я. Архиповым. Тематика книги затрагивает проблемы, которые входят во многие курсы, читаемые в Академии внешней торговли.

Особый интерес представляет то обстоятельство, что Австралия и Россия имеют во многом сходную структуру экономики и экспорта. Правда, в отличие от России в Австралии не применяют такие пресловутые понятия, как «сырьевой придаток», просто экспортируют во многие страны сырье и продукцию сельского хозяйства, если это экономически эффективно.

В книге восемь глав с такими заголовками:

1. Экономика и внешнеэкономические связи.

2. Курс на либерализацию - основа внешнеэкономической политики.

3. Новые явления в австралийском экспорте.

4. Государственные меры по развитию внешнеэкономических связей.

5. Австралия и международные экономические организации.

6. Страновой и региональный аспекты австралийского экспорта.

7. Инвестиции Австралии за рубежом.

8. Иностранные капиталовложения в Австралии.

Данная публикация ценна не только в связи с относительной редкостью тематики, но и также из-за сложностей информационного порядка, особенно в последние годы.

Тираж книги всего лишь 400 экземпляров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.