Научная статья на тему 'Масонское учение и общественные идеалы екатерининской эпохи'

Масонское учение и общественные идеалы екатерининской эпохи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
840
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ / ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / МАСОНСКОЕ УЧЕНИЕ / NATURE OF SOCIAL IDEALS / CHRISTIAN ETHICS / ENLIGHTENMENT PHILOSOPHY / MASONIC TEACHINGS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мисюров Н. Н.

Рассматривается проблема формирования общественных идеалов и их опосредованного отражения в эпохальных явлениях мысли философских и этических системах, религиозных и мистических учениях. Анализируется духовное наследие русского масонства XVIII столетия. Доказывается, что философские и религиозно-этические воззрения «вольных каменщиков» были своеобразной компиляцией просветительских и христианских идей. Констатируется, что на этой основе русские масоны выработали сословную модель морали и социального поведения, отвечавшую потребностям общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Masonic teachings and social ideals of Catherine''s era

The success of educational philosophy in the eighteenth century was due to urgent social reforms and the search for the truth about the world's best minds of Russian society. Masonic teaching spiritual requests satisfy the young forces of the Russian nobility and meet the mentalities of the dominant class. Masonic etiquette debt linked Western European philosophical ideas of upbringing and “improvements”, and the religious experience of orthodoxy is the commandment of brotherly love, of cleansing from sin and overcome the evil in the world with good deeds. On the formation of public values very disparate factors have influenced era: strengthening of the autocracy in Russia and the training of the revolution in France. Spiritual heritage of Russian “free Masons” is blend of noble citizenship and Christian mysticism, “republicanism” and “true religion”. At a crucial period in the history of the fatherland, they sought to achieve “true good” for the whole of mankind.

Текст научной работы на тему «Масонское учение и общественные идеалы екатерининской эпохи»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 38-41.

УДК 130.3 Н.Н. Мисюров

МАСОНСКОЕ УЧЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ

Рассматривается проблема формирования общественных идеалов и их опосредованного отражения в эпохальных явлениях мысли - философских и этических системах, религиозных и мистических учениях. Анализируется духовное наследие русского масонства XVIII столетия. Доказывается, что философские и религиозно-этические воззрения «вольных каменщиков» были своеобразной компиляцией просветительских и христианских идей. Констатируется, что на этой основе русские масоны выработали сословную модель морали и социального поведения, отвечавшую потребностям общественного развития.

Ключевые слова: природа общественных идеалов, христианская этика, просветительская философия, масонское учение.

Французская революция обострила коренной вопрос бытия и сознания: становилось очевидным, что «ничто не может остановить сего ужасного предвозвестника истины» [3, с. 26]. Масонство, бывшее до сих пор «игрушкою праздных умов», обогатившееся достижениями секуляризированной философской мысли, указывало пути достижения великой цели -«истребления зла в мире и обществе». На этой заемной, чужой и чуждой по культуре основе вырабатывались собственные оригинальные, скорее разрозненные и случайные, нежели цельные и последовательные, представления и взгляды на природу, человека и общество. Христианский «свет разума» подменили рассудочным доктринерством деизма, дошли до крайностей вызывающего атеизма. Подвергалась сомнению вера в Бога, оспаривались принципы монархической власти, высмеивались вековые устои, старые обычаи и образы жизни.

Философские, этические и религиозные идеи русского масонства формировались под воздействием западноевропейского просветительства. Обостренно осознавая несовершенство и несправедливость сословного общества, масоны полагали источником зла не порочную систему общественных отношений, а испорченность «натуры» человека. Непонимание причинно-следственных связей между «<должнъш»> и «сущим», неудовлетворенность отдельными сторонами и явлениями реальной действительности зачастую выливались в мистические искания, что объясняется зыбкостью духовных идеалов дворянства (в массе своей малообразованного, систематического образования не имели лучшие его представители). Они страшились революционных преобразований, которые вскоре обрушат старый мир; дворянское воспитание удерживало их от насильственных мер и решений. Масонское вольномыслие отличалось от беспощадного критицизма «вольтерьянцев» и тем более не имело ничего общего с политическим радикализмом «якобинцев». Официальной церковной морали и рационалистической этике Просвещения масоны противопоставили довольно эклектичную, но самостоятельную систему нравственного самосовершенствования и самопознания, одной из главных своих задач они провозглашали «улучшение» человека. Масонское учение привлекло к себе немало передовых людей своего времени.

Философские воззрения масонов - результат своеобразной сакрализации просветительства, где буржуазную идеологию замещает мистическое ««тайное знание». Хранители его - «избранные» люди. Деятельность масонских лож осуществлялась на основе весьма тщательно разработанных «капитулов», обстоятельно продуманных пышных церемоний и сопутству-

© Н.Н. Мисюров, 2014

ющей им красочной символики; «союзы братьев» уподоблялись средневековым рыцарским орденам. В древних установлениях, религиозных культах и мистериях, легендах и баснословных сообщениях историков прошлых веков, порой граничащих с выдумкой, они искали «правды мира сего». «Философия чувства» Ж.-Ж. Руссо (как и основывающаяся на ней оригинальная педагогика) пришлась по душе многим, далеко не равнодушным к тому, что происходило вокруг них и что творилось в головах современников. Природа никогда нас не обманывает, мы всегда сами обманываемся; человеческое мышление имеет свои пределы, число истин столь же неисчерпаемо, как число заблуждений. Все дела, первостепенные и мелкие, и все человеческие работы, физические и духовные, следует оценивать по «осязательному отношению» к пользе самого человека, к его благополучию. Человек не имеет врожденного знания о добре, но, как только разум дает ему первоначальное познание добра, совесть заставляет его любить добро.

Именно эти идеи сформировали своеобразный религиозно-нравственный христианский по духу катехизис русских масонов. Несомненна евангельская основа масонского общественного идеализма: мир есть «тлен и суета», нетленна лишь добродетель, любовь к ближнему, другу есть единственный способ борьбы с пороком. Познание себя, самоусовершенствование, вера в истинного Бога и покаяние - вот практические пути, которым должны следовать «вольные каменщики». Человек, носящий в себе частицу Духа Святого, был тем идеалом, которому доступно проникновение в тайну вселенной и бытия Божьего. Надо любить ближнего, помогать ему, защищать его, просвещать и спасать падшего человека. Нужна внутренняя живая вера, настаивал один из основателей русского масонства И.Г. Шварц, «следование Христу». Мистическое проникновение в тайны бытия разнилось по «степеням»: одни ближе становились к миру духов, другие дальше, но путь к истине, как подчеркивал И.В. Лопухин, один: «дух истинного христианства» [4]. Однако «спасение» человека путем формального обряда - ложное решение этой непомерной задачи. Собственную жизнь надо строить согласно «братскому» идеалу, выражающемуся в любви к людям, помощи ближним, нужно неукоснительно придерживаться и других христианских добродетелей. Предпочтительна гармония души и тела, тогда земная жизнь законна и необходима, ибо цель ее - построение «внутренней Церкви» в самом себе и деятельное участие в «устроении» миропорядка общими усилиями человечества. Таково масонское «предписание».

Русский ум стремится сочетать рассудочность с набожностью, веру со знанием. В

русском характере, отмечалось не раз, сходятся противоположные устремления, не поддающиеся гармоничному соединению и согласованию: предельно чуткое отношение к природному бытию, любование природным миром и одновременно «прозрение» высшей, божественной реальности, определяющей подлинное в человеке и его жизни. Своеобразная религиозно-этическая концепция «вольных каменщиков» основывалась не только на христианской заповеди любви к ближнему своему, призыве к трудам праведным и очищению от грехов покаянием, но и на тезисе о «естественной природе» человека. Этика долга теоретически обосновывала достоинство внутренне свободного человека, сумевшего возвыситься над преходящей повседневностью. Эти «вольнодумные» идеи чрезвычайно увлекали масонов (служилых дворян, тяготившихся службой и светскими обязанностями), колебавшихся в выборе авторитетов и пытавшихся сочетать совсем не схожие принципы стоической и эпикурейской морали.

«Истинная религия», противостоящая атеизму просветителей, явилась результатом глубокого переосмысления традиционных конфессиональных принципов христианского вероучения. Русские масоны надеялись обрести такую веру, которая одновременно противостояла бы церковной ортодоксии и при этом помогала бы бороться против распространения кощунственных идей. Высшим благом провозглашалось достижение внутренней свободы, обеспечивающей полную независимость от внешних условий существования, путем длительного самовоспитания и самосовершенствования, а также перестройки своего внутреннего мира в соответствии с возвышенными идеалами масонского «братства». «Истинное счастье» зависит от нас самих, надо направить человека к добру, развивать разум наукой и просвещением, развивать духовные силы. Подлинная свобода («от страстей, а не от начальства») предполагает возвышение над внешними обстоятельствами, освобождение от власти всяких страстей, способных поработить человека. Преобразования социально-политического характера не имеют решающего значения в силу того, что освобождение от внешних тягот вовсе не дает желанной внутренней свободы; истинно же свободный человек ощущает себя таковым «будучи закован в цепи». Незыблемыми признавались феодальные права крепостного владения и другие дворянские привилегии: как и в природе, в социальном мире должна существовать иерархия подчиненности. Общественное благо означает одинаковое участие к «последнему пастуху» и «первому вельможе». Несчастье, порой выпадающее на долю смертного человека, следует принимать как благоприятный предлог к самосовершенствованию. В масонской

40

Н.Н. Мисюров

среде чрезвычайно ценилась известная книга И. Масона «Познание самого себя», переиздавались ее переводы, всевозможные подражания (««утешение философией») - давняя традиция мысли).

Моральные нормы, подобно общественным институтам и национальным традициям, не могут быть результатом рационального сознания (Д. Юм писал, что правила морали не являются заключениями нашего разума). Система ценностей вырабатывается каждой эпохой, она обусловлена высшими целями национального сообщества и вполне прагматичными целями отдельного индивида, но в основе ее лежат некие «священные принципы» (базовые ценности). В атмосфере надвигавшихся революционных перемен христианство все еще было надежной опорой «пошатнувшемуся рассудку». Переживший ужасы революции, выстрадавший свои убеждения Р. де Шатобриан назвал порвавшего с христианской религией человека «обломком греха и смерти» [6, с. 215]. Французские роялисты найдут прибежище в России, оплоте абсолютизма и самодержавия; русское общество сострадало изгнанникам и разделяло их убеждения. Умонастроения русских масонов сильно изменились (начатые Екатериной гонения на масонов затихнут при ее внуке Александре, поговаривали, что сам император принадлежал к «вольным каменщикам»).

Французская революция, разрушившая до основания привычный «старый порядок», означала распад органического общества, политическую легитимацию интересов «индивидуального разума», следовательно - хаос и террор, беспорядок и беззаконие, произвол и деспотизм разнузданной толпы. Добродетели были отброшены за ненадобностью, «мудрость отцов», высмеянную и оболганную, заменили циничными суждениями и революционными речами самозваных «друзей народа». Вопрос о том, насколько в этом эпохальном «помрачении умов» повинны сами масоны, так или иначе готовившие вместе с просветителями революцию, остается до сих пор открытым. Однако очевиден и тот непреложный факт, что масонство всеми силами противостояло революции. Веками накопленный «капитал народов» противоречил ужасающим принципам индивидуально (буржуазно и демократически) понятого «естественного права».

Французская революция русских масонов ужаснула. Сочинения вольнодумцев, возмущался И.В. Лопухин, очерняют «самого Царя царей» [4, с. 56]. «"Несчастная" Франция, - восклицал М.И. Кутузов, - приносится в жертву ложной философии, она в руках отвратительных чудовищ» [1, с. 199]. Обострился интерес к православию и национальным истокам; теперь «простодушные предки» приводились в пример юношеству, напрасно ищущему добродетели в чужих кра-

ях. Влияние Запада на Россию масоны считали гибельным; они были убеждены, что именно из нашего Отечества «прольется свет истинного просвещения» (этот патриотический тезис станет основополагающим для славянофилов).

Масонские системы реализовывали духовные потребности, не находившие себе удовлетворения в повседневной жизни. Братство «вольных каменщиков» выполняло определенные психотерапевтические функции, сублимируя неудовлетворенность человеческих потребностей и переориентируя их на другие реальные объекты и иллюзорные цели. Масонские ложи были местом общения, мистические «иероглифы» отнюдь не заменяли человеческие связи, взаимопомощь и круговую поруку. Популярность «критического направления» просветительской философии в России после Манифеста 1762 года В.О. Ключевский объяснял так: «У нас было немало умных и благомыслящих людей, которые, становясь у дел, понимали, чем могут воспользоваться из содержания этой философии политика, право и общежитие» [2, с. 57].

Природа ценностей и общественных институтов, их органический характер и опасность небрежного и произвольного отношения к ним - столь очевидные для консервативной мысли вещи не заботили «пылкие» умы просветителей. «Энциклопедизм» означал поверхностное восприятие множества феноменов, фактов и проблем, человеческий ум приучался к пресловутой «оперативности», размениваться по мелочам, не вникая особо в содержание знания. В трактате «Духовный рыцарь» (1791) И.В. Лопухина резко осуждались «духовные сластолюбцы», стремящиеся к наукам. Мировоззрение русских масонов включало в себя столько пережитков «седой старины», что эти элементы явно подавляли другие, заимствованные из просветительских книг. В общественных вопросах русские «вольные каменщики» и «розенкрейцеры» придерживались «обрядности христианской, православной». Различие между двумя главенствующими умонастроениями эпохи - просветительством и масонством - глубоко и принципиально; реконструируемая библиотека русских масонов состоит преимущественно из богословской литературы, догматической, богослужебной и проповеднической, сама фразеология их собственных «писаний» разительно отличается от жанрово-стилевой модели просветительских сочинений. Понятна категоричность императрицы Екатерины в оценке содеянного «кавалером» Радищевым; строгость приговора определена содержанием его книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное к властям уважение» [5, с. 61]. Характерно признание Новикова, что

пострадал он за издаваемые «мерзкие» книги; однако гордился распространением их. Через «труды просвещения», воспитанием «внутреннего человека», работой над «диким камнем» масоны надеялись осуществить исправление всего общества.

Масоны считали, что неразрывно связанная с истиной «божественная мудрость» древних была утрачена потомками; наука же способствует лишь увеличению заблуждений ума, укоренению в мире зла. Масонское учение, существующее «от начала веков», возрожденное «в откровении Спасителя», должно вооружить «вольных каменщиков» необходимыми знаниями и умениями; они же, давши клятву служения истине, возвратят человечество к утраченному «блаженству Эдемскому». В самом человеке заключен и источник наслаждения, и источник страданий; от самого человека зависит, каким он может стать благодаря самопознанию, самосовершенствованию и самовоспитанию. Человек («ветхий Адам», созданный по образу и подобию Божьему) способен переделать собственную греховную природу, более того, он должен помогать в этом нуждающимся в поддержке «братьям».

По прошествии времени наряду с умеренным течением в русском масонстве возникло радикальное движение. Это - будущие декабристы, принадлежавшие к старым масонским ложам и к новообразованным тайным обществам. Основные положения масонской этики в их трактовке обрели совершенно иной характер, прежние религиозно-нравственные идеалы отошли на второй план. Возмужавшие на полях кровопролитных сражений молодые офицеры из заграничных походов привезли моду на <мировую скорбь», равнодушие к вопросам веры. Они бравировали своим «якобинством», готовность к самопожертвованию в борьбе за осуществление политических идеалов рассматривали главным качеством «вольного каменщика» (цареубийство объявлялось гражданским подвигом, семейные и дружеские узы - помехой борьбе, верования народа - заблуждениями, вера - пережитком прошлого). Такое развитие декларируемых идей резко противоречило основам масонской идеологии. Масонское учение «избегания зла» выражало подспудные тенденции общественного развития; эта философия и основывающаяся на ней идеология были своеобразной ответной реакцией здравомыслящих, консервативно настроенных кругов, достаточно близких к верховной власти и при этом не скрывавших своей оппозиционности на успехи распространения в России просветительских идей. Отечественный культурный и религиозный опыт позволял выработать самостоятельные взгляды и независимые суждения по самым

насущным вопросам бытия и человеческого духа.

Русская мысль никогда не останавливалась на «объективных» достижениях; даже в своих «западнических» проявлениях (Чаадаев) критически воспринимала исторически мельчавшие «абсолюты» западной философии, ориентировалась на принципиальные вопросы бытия, ставя и разрешая их глубоко и бескомпромиссно в контексте собственной традиции. Раскрепощенный русский ум устремлен в «высь поднебесную». Русскую ментальность отличают известные противоречия; синтез вовсе не означает «усреднения» этих качеств, тем более взаимного уничтожения, либо торжества одного над другим; целостность, единство парадоксальным образом заключено в обоюдном обострении всех этих «антиномий». Сама русская традиция со своим метафизическим содержанием и мифологическим мышлением преодолевает интеллектуальную энтропию современного мира (однообразие европейской культуры не может «прельстить» наш ум). В нашей истории пересеклись и обнажились наиболее существенные моменты эзотерической истории человечества, скрытые или искаженные в других цивилизациях и культурах. В русской философии православие, «корень и основание» русской культуры (И.А. Ильин), сыграло решающую роль; только благодаря религиозному опыту мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровенный смысл вселенского существования. Россия всегда была «благодатной нивой» для развития философской мысли (трудные времена, необходимость перемен, преследование инакомыслящих, несогласие с идеологией господствующего режима, резкая смена приоритетов развития и общественной парадигмы - все это требовало новой теории, порождало интеллектуальный протест). В сложный, переломный период истории Отечества русские масоны, стремившиеся выправить изъяны личной и социальной жизни, преодолевая «злоупотребления разумом», обращаясь к «премудрости Господней», хотели достичь «вечного благополучия и истинного блага» для себя, «братьев» и целого человечества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Барсков Я. Л. Переписка московских масонов XVIII века. Пг., 1915.

[2] Ключевский В. О. Литературные портреты. М., 1991.

[3] Крылов И. А. Сочинения. М., 1956. Т. 1.

[4] Масонские труды И.В. Лопухина. М., 1913.

[5] Русская журналистика в документах: История надзора. М., 2003.

[6] Шатобриан Р. де. Замогильные записки : пер. с фр. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.