Научная статья на тему 'Масонское посвящение как синтез древних традиций'

Масонское посвящение как синтез древних традиций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3447
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСОНСТВО / FREEMASONRY / ВОЛЬНЫЕ КАМЕНЩИКИ / ПОСВЯЩЕНИЕ / ИНИЦИАЦИЯ / INITIATION / ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО / SECRET SOCIETY / РИТУАЛ / RITUAL / ОБРЯД / RITE / ДРЕВНЯЯ ТРАДИЦИЯ / ANCIENT TRADITION / ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА / SPIRITUAL PRACTICE / ПИФАГОРЕЙЦЫ / PYTHAGOREANS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Випулис Ирина Викторовна

Инициация одно из древнейших явлений духовной культуры человечества, в определённой степени сохранившееся до наших дней, в частности, в обрядах посвящения в тайных обществах. Масонское посвящение один из наиболее интересных примеров такого рода, в котором сознательно и целенаправленно воспроизводятся различные элементы древних инициаций. В статье показывается, что масонское посвящение несёт черты всех основных типов инициации (возрастной, тайных обществ, конфессиональной и профессиональной), выявляется его связь с пифагорейской духовной практикой, древневосточными и эллинистическими мистериями, христианскими ритуалами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASONIC INITIATION AS A SYNTHESIS OF ANCIENT TRADITIONS

Initiation is one of the most ancient phenomena of the spiritual culture of mankind, to some extent preserved to this day, in particular, in the rites of initiation in secret societies. One of the most interesting examples of this kind is Masonic initiation, in which various elements of ancient initiations are consciously and purposefully reproduced. The article shows that Masonic dedication bears the features of all the main types of initiation (age, secret societies, confessional and professional), its connection with the Pythagorean spiritual practice, the ancient Eastern and Hellenistic mysteries, and Christian rituals.

Текст научной работы на тему «Масонское посвящение как синтез древних традиций»

ТРАДИЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ

МАСОНСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ КАК СИНТЕЗ ДРЕВНИХ ТРАДИЦИЙ

Ирина Викторовна ВИПУЛИС

старший преподаватель кафедры теории, истории культуры, этики и эстетики социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия

e-mail: vipoulis@mail.ru

Инициация - одно из древнейших явлений духовной культуры человечества, в определённой степени сохранившееся до наших дней, в частности, в обрядах посвящения в тайных обществах. Масонское посвящение - один из наиболее интересных примеров такого рода, в котором сознательно и целенаправленно воспроизводятся различные элементы древних инициаций. В статье показывается, что масонское посвящение несёт черты всех основных типов инициации (возрастной, тайных обществ, конфессиональной и профессиональной), выявляется его связь с пифагорейской духовной практикой, древневосточными и эллинистическими мистериями, христианскими ритуалами.

Ключевые слова: масонство, вольные каменщики, посвящение, инициация, тайное общество, ритуал, обряд, древняя традиция, духовная практика, пифагорейцы.

MASONIC INITIATION AS A SYNTHESIS OF ANCIENT TRADITIONS

I. V. Vipoulis, senior teacher of Department of Theory, History of Culture, Ethics and Aesthetics, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: vipoulis@mail.ru

Initiation is one of the most ancient phenomena of the spiritual culture of mankind, to some extent preserved to this day, in particular, in the rites of initiation in secret societies. One of the most interesting examples of this kind is Masonic initiation, in which various elements of ancient initiations are consciously and purposefully reproduced. The article shows that Masonic dedication bears the features of all the main types of initiation (age, secret societies, confessional and professional), its connection with the Pythagorean spiritual practice, the ancient Eastern and Hellenistic mysteries, and Christian rituals.

Key words: freemasonry, initiation, secret society, ritual, rite, ancient tradition, spiritual practice, Pythagoreans.

Инициация - одно из наиболее значительных и устойчивых явлений духовной культуры. По словам Мирчи Элиаде, именно экзистенциальная направленность обрядового посвящения обеспечивает его существование в мета-культурном и транс-историческом измерении [13, с. 320]. Зародившись ещё в первобытном мире, инициация, несколько изменяя свою форму и содержание, продолжает функционировать и на всех последующих этапах развития мировой культуры, в том числе и в современном обществе. Одним из ярких примеров сознательного синтеза древних традиций является масонское посвящение. Основная задача данной статьи состоит в том, чтобы проследить, как элементы древней практики посвящения (архаической, древневосточной и античной) проявляются в масонской инициации.

«Вольные каменщики» придают посвящению особое значение, даже называя себя инициационной школой [9, с. 45]. Это связано с тем, что, согласно официальной идеологии масонства, его главная цель состоит в самосовершенствовании человека, его духовном развитии. По мнению масонов, именно во время инициации, когда создаются условия «обнажения сакрального знания» в виде символов и аллегорий, происходит «мистическое озарение» всех участников ритуала (как неофита, так и ранее посвящённых).

У современных исследователей нет единой позиции относительно времени и обстоятельств формирования масонства. Так, историки С. Е. Кия-сов и А. И. Серков упоминают о существовании нескольких десятков версий возникновения данного течения [3, с. 287-288]. Большинство учёных относит начало формирования масонства к Средневековью - как разновидности профессиональной организации архитекторов (оперативного масонства [5, с. 171-172; 3, с. 468; 9, с. 92]). Значительную роль в развитии идей масонства сыграли герметические учения, развивавшиеся в Европе начиная с эпохи Возрождения [1, с. 91]. Становление идеологии масонства исследователи относят к эпохе Нового времени, когда в ложах стали появляться посвящённые, не имеющие отношения к строительству, или связывают его с представителями английского деизма [8, с. 183-184].

Сами масоны, согласно первому уставу - «Книге Конституций» Джеймса Андерсона 1723 года, возводили масонство к Адаму и библейским патриархам. Позже в этот вариант была включена «рыцарская версия» (о влиянии тамплиеров). Параллельно развивались версии о корнях в прото-масонских организациях (древнеегипетских, античных мистериях, пифагорейских союзах, раннехристианских сектах и т.д.) [1, с. 10].

Так, историк В. И. Уколова во вступительной статье к книге итальянского учёного, писателя и масона М. Морамарко утверждает: «... нельзя не видеть определённых аналогий между масонством и другими известными истории тайными сообществами религиозно-мистического или рели-

гиозно-политического толка, начиная от первобытных военных союзов и древнейших жреческих объединений, подобных зороастрийским магам, вавилонским служителям Астарты, до пифагорейско-орфического братства или сект раннего христианства [9, с. 10]». Как и другие исследователи масонства, М. Морамарко считает, что одними из наиболее значимых предшественников «вольных каменщиков» были пифагорейцы, указывая на ряд общих черт, например, на семиотический и аллегорический характер обеих посвятительных практик, убежденность пифагорейцев в религиозно-катарсическом воздействии науки, афористическую насыщенность речи, «геометрические» мотивы присяги [9, с. 70-71; 6, с. 18-19]. К этому можно добавить пентаграмму и правило молчания кандидатов [6, с. 181-182].

Очевидные взаимосвязи пифагорейской и масонской инициаций заметны в их этических формулах. «Золотое правило» масонов, звучащее в Храме при посвящении, сопоставимо с «Золотым правилом» пифагорейцев и их учением о воздаянии душе. А идеальный образ пифагорейца, который содержал в себе такие требования, как подчинение индивида общему делу, уважение к традиционным обычаям, почитание богов, родителей, наставников и старших, самообладание, строгое отношение к своим обязанностям, верность по отношению к друзьям, доходящая до самопожертвования, физическая выносливость, отвращение к чувственным наслаждениям, простота в одежде, умеренность в пище, а равным образом стремление к одухотворению жизни (через науку и искусство) и к гармоническому развитию физических и духовных сил, - вполне соотносится с масонскими идеалами.

В вопросе об участии женщин в этих сообществах их позиции, на первый взгляд, различаются. Женщины могли быть членами пифагорейского союза, но масоном может стать только мужчина. Масоны объясняют это сугубо солярным характером своей организации, следованием традиции мужской специальности строителя-каменщика, несовместимой с женской природой. Пифагорейцы также учили о превосходстве мужского начала над женским, однако женщины у них, по преданию, были даже главами союза.

Общим остаётся глубоко уважительное отношение к женщине. В ритуале посвящения масонов об этом свидетельствует вручение неофиту второй пары белых перчаток, предназначенных его спутнице жизни. Предполагалось, что масон только одной женщине может преподнести этот дар. Лояльное отношение к женщине привело к распространению с XVIII века женских парамасонских организаций [11, с. 102-105].

Масоном невозможно стать без посвящения. Согласно принципу «нестираемости» масонской инициации, один из их девизов гласит: «Масоном становятся однажды и навсегда [6, с. 190]».

Масонская посвятительная практика имеет сложный характер. В ней можно проследить черты всех основных типов инициации: возрастной, тайных союзов, конфессиональной и профессиональной.

Масонское посвящение характеризуется участием в нём только взрослых людей определенного возраста (21-25 лет). В связи с этим следует упомянуть церемониал по случаю рождения луфтона1, который по ряду признаков представляет собой не что иное, как инициацию младенцев, характерную для ритуалов иудеев, христиан и других. Согласно исследованию Т. О. Соколовской, уже на девятый день жизни новорожденного его мать навещают Великий мастер с надзирателями [12, с. 282]. В их словах благодарности за то, «что она доставила дитя вдовице и тем самым умножила число их [12, с. 283], определено намерение включения младенца в ряды братства. Сама церемония совершается спустя некоторое время в Храме, торжественное убранство которого говорит о начале ритуальных действий. Цель их чётко определяется отцом луфтона в речи, обращённой к братьям, а именно - в просьбе принять сына в масоны. Надзирателям, сопровождающим младенца, определена роль восприемников.

В церемонии, совершаемой над луфтоном в Храме, явно прослеживаются и следы конфессиональной христианской инициации крещения ребенка. С ним явно соотносится и обращение Великого мастера к Предвечному с просьбой о ниспослании божественного пламени на младенца, и возжигание над ним курильницы с благовонием, а также присяга и клятва надзирателей-восприемников за младенца2. Символом воды в данном случае может служить голубой цвет подушки (согласно французскому обряду), на которую возлагается посвящаемый младенец. Знаком принятия новорожденного в масоны является украшение его запоном, передником из белой кожи (подобно христианской белой крестильной рубашке). Впоследствии, в возрасте 17-18 лет, луфтон лишь актуализирует свою присягу, что засвидетельствует его окончательное вступление в ложу.

Важнейший признак инициации при вступлении в тайные союзы - это обязательство по сохранению тайны как самого посвящения, так и всей остальной информации, получаемой в данной организации. Хранить эту тайну масон (как и неофиты древних культур, например, Элевсинских мистерий) обязуется при вступлении в ложу.

Атрибутами ремесленной (профессиональной) инициации в масонском посвящении являются используемые строительные инструменты (мастерок, отвес, угольник и т.д.), элементы костюма каменщика (передник, перчатки, шляпа и другие), профессиональные действия (обработка

1 Луфтон - сын масона, внук или более отдалённый родственник по прямой нисходящей линии.

2 Как отмечает Р. Генон в книге «Масонство и компаньонаж. Легенды и символы вольных каменщиков», в некоторых ложах посвящение называли Крещением [5, с. 155].

камня, рукоплескания как имитация ударов молотка и другие). Подобная маркировка была распространена среди профессиональных строителей Древнего Востока и Античности [11, с. 18-19].

Масонское посвящение может растягиваться на много лет и состоять из разных этапов. Практика кандидатского стажа, начальной стадии посвящения, подобна подготовительной стадии инициаций у пифагорейцев (до 5 лет), у ессеев (до 2 лет), в раннем христианстве (от 1 года). Первоначально в символическом (Иоанновском) масонстве имели место три основные ступени: Ученик - Подмастерье - Мастер. При этом задача кандидата первой ступени определялась как познание самого себя, второй - познание окружающего мира, а на третьей - осознание бренности бытия, условности смерти. Аналогичная целевая последовательность овладения неофитом Истиной представлена в посвятительной практике Элевсинских мистерий [см.: 7; 10]. Позднее в теоретическом (Андреевском) масонстве эти ступени были дополнены.

Для мифологической основы масонского ритуала характерен сплав античных и библейских образов (например, сюжетов о строительстве Вавилонской башни, Храма Соломона, Евангелия от Иоанна и других, а также мифов об умирающих и воскресающих богах). Трагическая легенда об убийстве архитектора Храма Соломона - Мастера Хирама, является центральным сюжетом инициационной драматургии ритуала и реминисценцией мифов об умирающих и воскресающих богах, культурных героях. Посвящаемый Подмастерье идентифицируется с Хирамом, подобно тому, как в других культурах неофит отождествлялся с Осирисом, Адонисом, Дионисом, Орфеем, Христом и другими. По аналогии с египетским ритуалом («мистерия шкуры»), где имело место использование акации (из неё делали переносную барку для статуи Осириса), у масонов её ветка украшает гроб Мастера, что выражает идею «бессмертия и возрождения (реинкарнации) [6, с. 17]».

В масонском посвящении часто синтезируются ветхозаветные и новозаветные образы. Например, кусок хлеба и кувшин воды в начале посвящения соотносятся с пищей пророка Илии, когда он был разбужен Ангелом и подкреплён лепешкой и кувшином воды перед дальним путешествием, а троекратный стук посвящаемого в двери Храма объясняется посредством «Евангелия от Матфея» (7.7): «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». Священные образы перемежаются с рецитацией Библии, наличие которой было обязательным на алтаре Храма.

Библейские образы в масонском ритуале перекликаются с античными. Например, беспорядок в одежде инициируемого, разутая нога объясняются аналогией с образом библейского Моисея, от которого Господь потребовал: «... сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх, 3:5), и с образом античного Ясона, готовящегося

к путешествию за золотым руном и явившегося в Иолк босым на одну ногу. Клепсидру (песочные часы), представленную кандидату в начале ритуала, связывают с образом мифического Хроноса, который, подобно архаическим инициаторам-тотемам, проглатывал своих детей.

Рецепция древних традиций наблюдается и в храмовой символике. Прямоугольная форма Храма, ориентированность портала на запад, а трона председательствующего Мастера - на восток, а также Священная Дельта на восточной стене соотносятся с египетской и с христианской храмовой символикой. Колонны портала с инициалами J и В возвращают к библейской традиции и повторяют имена столбов притвора Храма Соломона. Звёздное небо потолка ассоциируется с египетским святилищем. Находящиеся в Храме статуи Минервы, Геракла и Венеры (символы Знания, Силы и Красоты, призванные просвещать, укреплять, украшать, вдохновлять), как и колонны дорического (мужского) и ионического (женского) ордеров, являются заимствованием из античных храмов. Символическое значение угольника и циркуля, которые лежат поверх алтарной Библии, уходит в глубокую древность Востока. Некоторые исследователи указывают на воплощение в Храме герметических и алхимических традиций, а также на зороастрийское влияние.

Главная тема любой инициации - символическая смерть посвящаемого, его «второе рождение» и «воскрешение». Масонская инициация не является исключением. Тематическая цепь смерть - рождение - воскрешение, с одной стороны, наблюдается на каждой из трёх стадий посвящения, а с другой стороны, распределена по отдельному звену на каждую стадию [6, с. 121]. Так, начало посвящения в преддверии Храма, в «зале размышления», в тёмном, обитом чёрным материалом помещении с атрибутами смерти - черепом и костями на столе [6, с. 40], символизирует пребывание в могиле, утробе Земли. Настенная надпись акроним (аббревиатура) подтверждает это: «У1.Т^.1.0±. ... "Обращаясь к познанию своего внутреннего мира и совершенствуясь, ты найдешь философский камень" [6, с. 7]». Подобная аналогия (темнота - утроба - смерть) встречается практически в любой инициации (в ночных египетских мистериях, в индийской «упанаяне», в античных ночных мистериях и т.д.). Завязанные глаза кандидата, молчание, завещание, которое просят его написать, как бы подготавливают неофита к добровольной смерти. При этом смерть здесь, как и во многих древних посвящениях, связана с темой возвращения в небытие, в Хаос, за черту, от которой начинается новое рождение. «Порядок из Хаоса» - это один из масонских девизов. Присутствует в оформлении Храма и тема прохождения через стихии - распространенный элемент древних инициаций [6, с. 75]. Например, нахождение «в зале размышлений» трактуют как прохождение через стихию Земли, то есть освобождение от материальной зависимости.

Ритуальные эксцессы древних инициаций оставили свои следы и в масонском ритуале. В одном случае это наличие обнаженного меча у алтаря и демонстрация братьями своих устремленных на кандидата мечей (или шпаг), в другом - акколада, удар мечом по плечу, легкое ранение в результате троекратных ритуальных ударов циркулем по груди посвящаемого. Циркуль, как атрибут Бога-Отца-Архитектора, аналогично фетишу архаического инициатора, передаёт творческую, инициирующую силу кандидату через ранение. Как Мастера Хирама, так и посвящаемого символически «убивают» орудиями труда каменщиков - молотком, отвесом и циркулем, когда его «неожиданно сильно ударяли - младший надзиратель масштабом по шее, старший надзиратель - наугольником в левую грудь, а мастер молотком по голове [3, с. 469]».

После всех испытаний происходило «новое рождение» неофита, в знак чего новопосвящённый получал новое имя. Мастер при этом завершал ритуал словами: «Меняю имя Ваше на имя брата, которое должно почитать за священное». Этот элемент ритуала можно рассматривать как имянаречение (один из заключительных элементов древних инициаций), так как в ложе нельзя было именовать друг друга обычным именем. Причём каждый этап посвящения кандидата отмечался его временным имянаречением, отражающим постепенный качественный переход индивида, например, при посвящении в Ученика кандидат последовательно пребывал в ролях: «профан» (немасон), «аспирант» (профан, подготовленный к посвящению), «кандидат» (аспирант во время посвящения), «соискатель» («ищущий Света», «проситель» - кандидат после «зала размышлений»), «страждущий» (кандидат, претерпевающий испытания), «требующий» (проситель перед инвеститурой), «брат» (новопосвященный). Лишь после посвящения его на вторую ступень - Подмастерья, присуждалось имя «вольного каменщика». Знаком совершившейся инициации у масонов служат вручаемые новообращенному атрибуты посвящения - видимые знаки обретённых невидимых качеств: серебряная лопатка, знак ложи, фартук и белые перчатки, которые он будет носить в ложе, и другие.

Анализ структуры также выявляет в масонской инициации «цитирование» целых этапов посвятительных комплексов предшествующих историко-культурных эпох и обращение к их символике. Например, предварительный период аналогичен началу малых мистерий Элевсина (заявление, анкеты, опросы, рекомендации). Ритуальные действия первого периода - прелиминарного, в «зале (кабинете) размышлений» - осуществляют сегрегацию кандидата от профанского мира (погружение в темноту, ритуальное раздевание, написание завещания и другое). Во второй период - лиминарный, в зале Храма совершается символическое путешествие по лабиринту, люстрация «стихиями», допрос, клятва, акколада (ранение), реактуализация драмы «убийство Мастера Хирама», открытие

тайны, имянаречение и другое. В третий - постлиминарный период, происходит включение новопосвящённого (братание, маркировка новой одеждой, агапа - ритуальная трапеза и другое).

Для общей линии исторического развития структуры масонского ритуала, так же как и для посвящений древности, характерно постепенное усиление интеллектуальной нагрузки на содержание ритуала и, как следствие этого, снижение внешнего драматического пафоса, перенос психического напряжения с внешних форм в глубины сознания адепта. Кроме этого, масонская инициация разделила с инициациями прошлого и участь постепенной десакрализации, утраты статуса посвящения как священнодействия, всё большее превращения его в явление игровой культуры. Р. Генон, французский философ-традиционалист, считал, что с самого начала в спекулятивном масонстве развивались материализм и рационализм, всё дальше уводившие адептов от сути инициации, искажались значения ритуалов и символов, происходил отрыв от эзотерических корней.

Подводя итоги нашему исследованию, отметим, что масонская инициация вобрала в себя практически все основные типы посвящений (возрастной, конфессиональный, профессиональный, посвящения в тайное общество), а также характерные элементы ритуальных комплексов многих исторических видов посвящения. Например, архаическая инициация представлена острой необходимостью прохождения ритуала, принципом «нестираемости» посвящения, главной темой - ритуальной смерти и «воскрешения», ритуальными эксцессами, новым имянаречением и т.д.; древневосточные посвящения (египетские мистерии) - в храмовой символике, темой ритуальной смерти и «воскрешения» и т.д.; античные (Элевсинские мистерии, пифагорейские посвящения): эзотеричностью, этической основой, семиотическим и аллегорическим характером, практикой кандидатского стажа, в храмовой символике, мифологической основой, люстрацией «стихиями», в отношении к женщине и т.д.; средневековые (христианское крещение, ремесленные, рыцарские посвящения) - мифологической основой, церемониями над луфтонами, в акколаде, строительными атрибутами и действиями, поэтапной структурой и т.д.

Данный синтез древних традиций посвящения в масонской инициации не случаен, а преднамерен. Масоны как пансофисты, убеждённые в универсализме своего учения, стремились объединить воедино весь предшествующий опыт человечества в своей ритуальной практике. По утверждению М. Морамарко: «Масонство полагает себя вместилищем надысторической и универсальной религиозности [9, с. 45]», утверждая тем самым «единство и всемирность опыта духовного человеческого познания, находящегося как бы за пределами его разнообразных исторических проявлений [9, с. 23]». Р. Генон придавал большое значение «консервирующей» роли масонства в удержании традиции [5, с. 48].

Литература

1. Белявский В. С., Богданов А. В. Происхождение Ордена вольных каменщиков. Масонство в XVII-XVIII веках. Взгляд посвященных. - Москва : Москво-ведение, 2015. - 447 с.

2. Библия. Синодальный перевод. Любое издание.

3. Большая Российская энциклопедия : в 30 томах I председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов ; отв. ред. С. Л. Кравец. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2012. - Том 19. - 767 с.

4. Булгаков С. В. Православие : Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Восточной, Русской и Западной Церквей : (Из «Настольной книги для священно-церковно-служителей») I предисл., сост., подгот. текста и коммент. А. В. Буганова. - Москва : Современник, 1994. - 575 с.

5. Генон Р. Масонство и компаньонаж : легенды и символы вольных каменщиков I [пер., предисл. Д. Зеленцов]. - Воронеж : Terra foliata, 2009. - 190 с.

6. Карпачев С. П. Искусство вольных каменщиков : научно-справочная монография. - Москва : Форпост, 2015. - 475 с.

7. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии I пер. с нем. Н. Федоровой. - Москва : Энигма, 1996. - 367 с.

В. Мень А. Библиологический словарь. Том 2. - Санкт-Петербург : Фонд имени Александра Меня, 2002. - 555 с.

9. Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем I пер. с итал. В. П. Гайдука ; вступ. ст. [с. 5-21] и общ. ред. В. И. Уколовой. - Москва : Прогресс, 1990.

- 291 с.

10. Новосадский Н. И. Элевсинские мистерии : исследование в области древнегреческих мистических культов. - 2-е изд., испр. - Москва : URSS, 2011.

- 182 с.

11. Нодон П. Масонство I пер. с фр. ГГ Мирошниченко. - Москва : Астрель ; АСТ, 2004. - 192 с. - (Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека»).

12. Соколовская Т. О. Статьи по истории русского масонства I Гос. публичная ист. б-ка России. - Москва : Гос. публичная ист. б-ка России, 2008. - 337 с.

13. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. - София : Гелиос, 2002. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.