Научная статья на тему 'Маски Дамаска'

Маски Дамаска Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яшлавский Андрей

"Московский комсомолец", М., 19 сентября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маски Дамаска»

смертная казнь, что облегчило приговор лидеру турецких курдов Оджалану. ПНД упорно сопротивлялась принятию этих решений, имея большинство в правительстве и самую крупную фракцию в парламенте. Это сопротивление удалось сломить лишь совместными усилиями правых и правоцентристских партий, на что потребовалось более года.

Неудачная экономическая и социальная, в том числе антикурдская, политика, негативное отношение к вступлению Турции в ЕС, которое в начале 2000-х годов поддерживало свыше половины населения страны и за которое выступало большинство политических партий и общественных организаций, — все это привело к падению влияния ПНД. На досрочных парламентских выборах 3 ноября 2002 г. ПНД получила 2622 тыс. голосов избирателей против 5607 тыс. голосов в 1999 г., или более чем в два раза меньше. Это не позволило ей преодолеть 10%-ный проходной барьер и получить места в парламенте.

Уроки, полученные националистами, естественно, не означают уход в прошлое национализма, как определяющего направления политики Турции, но они могут помочь ему избавиться от экстремистских черт и утопических иллюзий, стать более цивилизованным.

"Ближний Восток и современность", М., 2003 г., с. 351-359.

Андрей Яшлавский,

журналист

МАСКИ ДАМАСКА

Один из пророков (кто-то говорит, что это Авраам, а кто-то — что Мухаммед), увидав впервые с отдаленной горы Дамаск, так восхитился, что... не захотел войти в город. Ибо для человека существует только один рай — надземный, и пророк не пожелал иметь рай на земле. С тех древних пор утекло много воды, цивилизация принесла свои плоды, и Дамаск растерял немало своей райской прелести. И все-таки он прелестен, этот город контрастов. Полистайте Библию: "город славы, город радости" — вот что сказано там о Дамаске, самой древней в мире живой столице.

Сегодня Дамаск выглядит вполне мирно. Здесь то бурлит толпа и беспрерывно гудят бесконечные автомобильные реки, то, наоборот, зависает какая-то сонная одурь. И все-таки ощущение того, что нахо-

дишься в "горячей точке" планеты под названием Ближний Восток, не покидает. Страна начинается с границы — так вот, если в паспорте есть хоть какие-то пометки о пребывании в Израиле, — все, дорога в Сирию заказана. Которое уж десятилетие между Сирией и Израилем продолжается война. На улицах полно людей в униформе с автоматами и очень много полицейских. На сирийских картах нет государства Израиль — только Палестина. В одной из поездок по горным селениям показывают: "Вон там можно видеть Голанские высоты". С их утратой в Сирии мириться не собираются. "Рано или поздно мы вернем себе Голаны, — говорили мне сирийцы. — Либо добром, либо...". И все-таки не хочется думать о том, что на этой земле вновь может пролиться кровь. Между тем такой вариант событий не исключен. Не случайно же американцы, опьяненные успехами в Ираке, начали было обвинять Сирию и Иран во всех смертных грехах. Казалось, что американская военная машина попытается тут же задавить и Дамаск. "Американская политика в Афганистане потерпела крах — мира этой стране США не принесли. Тогда они напали на Ирак, но и здесь ничего у американцев не получается. Где гарантия, что они не захотят отвлечь внимание от своих проблем в Ираке, напав на Сирию?" — это уже говорит встреченный в Дамаске дипломат.

Дамаск — это самый настоящий Восток. Большинство женщин носят хиджабы, полностью скрывающие волосы и шею. Многие дамы так закутаны в покрывала, что видны одни лишь глаза. Впрочем, порой встречаются девушки, принаряженные вполне по-европейски. Мужчины тоже выглядят весьма живописно. Местные облачены в широкий белый балахон — галабию, на босу ногу — шлепанцы. На голове многие носят клетчатые платки — "арафатки". Самое интересное в сирийской столице, пожалуй, старый город, окруженный древней крепостной стеной. Бесконечные рынки, маленькие ресторанчики, исламские мечети, христианские церкви, орущие во всю глотку уличные торговцы, снующие туда и сюда толпы — здесь намешано всего понемногу.

В Дамаске спокойно можно гулять по вечерним улицам и не бояться за свой карман. Оставленный ночью в холле гостиницы рюкзак, к примеру, был найден утром на том же месте — в целости и сохранности. Хотя преступность, конечно же, в Сирии есть — рядом с Дамаском на горе стоит большое "пятизвездочное" тюремное заведение. Практикуется в стране и смертная казнь через повешенье — за умышленное убийство, например, или за изнасилование несовер-

шеннолетней. Чистильщики обуви — вот кого надо опасаться приезжим в Дамаске. "Эй, мистер, мсье, слющай!" — поначалу они просто кричат. Стоит прореагировать на зазывания дамасского пролетария — и все! Он будет бежать за жертвой квартал, другой. В итоге, болтая на смеси пяти языков, он любовно начистит башмаки, нежно подвернет отвороты на брюках — а затем потребует расплаты. Ну а поскольку цену заранее никто не оговаривал — полет фантазии чистильщика не знает границ. Народ здесь в общем-то небогатый. До нефтяных монархий сирийцам далеко. В среднем зарплата государственных служащих (учителей, врачей, офицеров) составляет 150 долл. С одной стороны, стабильно, с другой — немного, если учесть, что жизнь в Дамаске не такая уж дешевая. Но, похоже, что особых комплексов по этому поводу они не испытывают. Люди держатся с чувством собственного достоинства — и это их украшает.

Сирия — это, конечно, не Турция с ее вывесками на русском языке, пением Шуфутинского, доносящимся из ювелирных лавок, и сплошь русскоязычными торговцами. Хлынувший в прошлое десятилетие в Сирию вал "челноков" из России почти сошел на нет. Но "приветы с родины" все равно чувствуются в Дамаске чуть не на каждом шагу. "Сюда? Сюда?" — несколько раз переспрашивал нас молодой таксист по имени Усама (когда он представился, мы не удержались и ляпнули: "Бен Ладен?" — парень смущенно улыбнулся), когда мы попросили завезти нас в какую-то тьмутаракань. Самое удивительное — доехали! Проезд в такси по московским меркам просто даром. Так вот, рядом с выкрашенными в желтый цвет машинами такси "Киа", "Мицубиси" и "Фольксвагенами" по улицам снуют наши "семерки", "девятки" и "десятки". Частенько в уличных пробках мелькнет "Иж", прогромыхает грузовой "ЗИЛ" или "ГАЗ". В магазинчиках, торгующих компакт-дисками, полно пиратской продукции, наштампованной с российских оригиналов. А в одной мечети в горах обнаружился "постер" позапрошлого века с русской надписью "Общш видъ города 1ерусалима" ... Впрочем, от некоторых следов, оставленных соотечественниками, приходится краснеть. В глубоком горном каньоне, ведущем к монастырю святой Феклы, можно лицезреть выведенные краской аршинные граффити типа "РОССИЯ-2002" и всякое такое. Правда, и местная публика тоже постаралась: склоны гор расписаны арабской вязью и латиницей.

В Сирии на каждом шагу висят портреты президента. Молодое красивое лицо Башара Асада всюду: в аэропорту, в школе, в больни-

це, в отеле, в магазине, в парикмахерской, на заднем стекле машины... Иногда портрет нынешнего президента соседствует с изображением его покойного отца Хафеза Асада, а кое-где с лицом старшего брата, погибшего в автокатастрофе. В Сирии — как и в Ираке при Саддаме — правит партия Баас, пришедшая к власти 40 лет назад. Собственно, эта арабская партия и возникла в 1947 г. в Дамаске. Полностью она называется "Хизб аль-Баас аль-Араби аль-Иштираки", что значит Партия арабского социалистического возрождения (а баас по-арабски — " возрождение"). Основные партийные лозунги: единство (создание единого арабского государства), свобода (освобождение всех арабских стран от господства империализма, а сознания людей — от пережитков эпохи колониального угнетения), социализм (построение "единого арабского демократического социалистического общества"). В 1971 г. представитель гонимой алавитской общины Хафез Асад становится президентом Сирийской Арабской Республики. Потом его переизбирали еще четыре раза — фактически безальтернативно. Задолго до своей смерти Хафез Асад решил обеспечить себе преемника. В престолонаследники все прочили старшего сына Басиля, пользовавшегося большим авторитетом в обществе и, что особо важно, — в армейских кругах. Но он погиб в автокатастрофе. В конце концов выбор пал на Башара, особо не помышлявшего о политической карьере. Он выучился в Англии на офтальмолога. Никакого опыта в делах политических у него не было, немного было и связей с армией — одним из столпов сирийского общества. Сразу после гибели старшего сына отец-президент отозвал Башара из Лондона и взялся за подготовку почвы для его восхождения на вершину власти. В руководстве страны была устроена чистка "в рамках борьбы с коррупцией, взяточничеством, хищениями госсобственности, использованием служебного положения в личных целях" — на самом деле, чтобы расчистить место для продвижения наследника. Башар прошел ускоренную военную подготовку, закончив курс обучения в военной академии, где защитил диссертацию. Официальных постов наследник не занимал, разве что возглавлял Сирийское компьютерное общество (с именем Башара связывают распространение в стране Интернета и мобильников), но участвовал вместе с отцом в решении ежедневных вопросов жизни страны.

Три года назад президент Хафез Асад умер. Чтобы выполнить его волю и обеспечить молодому Асаду президентский пост, в тот же день на специальной сессии сирийского парламента была принята

поправка к Конституции — возрастной ценз претендента на пост президента был снижен с 40 лет до 34. Теперь Башару ничего формально не препятствовало на пути к власти. Впрочем, желающих не допустить его до престола хватало. Не успел Хафез Асад оставить этот мир, как его брат Рифаат, живущий в эмиграции, выступил с обещанием устроить в Сирии "демократическую революцию". Выступая против молодого Башара как преемника своего брата, Рифаат, естественно, называл себя наилучшим кандидатом в президенты. На это претенденту было сказано: если он появится в Сирии, будет тут же арестован. Но ничто уже не могло остановить офтальмолога, пришедшего к кормилу власти. Буквально сразу руководство Баас выдвинуло кандидатуру Башара Асада на пост президента, заодно он сделался дивизионным генералом и главнокомандующим Вооруженными силами. Остальное было уже проформой — президентство Башару было обеспечено. Народ даже резал себе пальцы, дабы собственной кровью проголосовать за нового президента. Свершилось — Башар Асад сменил Хафеза Асада. Правительственные династии — ничего особенного, кругом полно прецедентов. Но, похоже, что Сирии приход Башара пошел на пользу. Молодой президент заявивший о себе как о стороннике рыночных преобразований и политического плюрализма, делает попытки обуздать коррупцию. Другое дело, насколько удастся ему продвинуться в области реформ: уж очень много помех.

Клан Асадов принадлежит к религиозному меньшинству — к шиитской секте алавитов. Большинство верующих сирийцев — мусульмане-сунниты. Алавиты составляют весьма небольшую часть сирийского населения и испокон веков пользуются среди ортодоксальных мусульман недоброй славой. Они поклоняются звездам, не соблюдают постов, не признают обрезания, празднуют Пасху и Рождество, едят свинину и пьют вино, читают Евангелие. Естественно, секта, давшая Сирии президента, пользуется определенными преимуществами. Зато в глазах приверженцев традиционного ислама, коих в стране большинство, алавиты выглядят еретиками. Впрочем, властям удается держать религиозную ситуацию в стране под контролем. Проявления исламского экстремизма в Сирии подавляются очень жестко.

Вообще, что поражает в Сирии, — так это насколько мирно уживаются разные конфессии. Мусульманские мечети спокойно соседствуют с христианскими храмами (а христиан в стране много — и православные, и католики, и армяне). Огромная, фантастически красивая мечеть Омейядов в старом Дамаске хранит в роскошном мавзо-

лее голову Иоанна Крестителя — и ей приходят поклониться и христиане, и мусульмане. Один из минаретов этой мечети называют минаретом Иисуса. Люди верят, что именно здесь Иисус спустится на грешную землю... А немного вдали — Прямая улица ведет к древней церкви Святого Анания. В ней был крещен святой апостол Павел. Знаменитое обращение гонителя христиан Савла в одного из столпов христианства Павла произошло именно здесь, на сирийской земле, на пути в Дамаск. "Кто, по-вашему, был Иисус по национальности? Еврей?" — спрашивают сирийцы и тут же отвечают: "Нет, он происходил из евреев только по религии, но по национальности он арамеец! Получается, наш человек!". В горной деревне Маалула, где в основном живут христиане, до сих пор народ говорит на арамейском языке — языке, на котором говорил Христос. "Вон, видите, на горе стоит одинокая постройка? Там есть пещера. В ней Каин убил Авеля". Подняться на гору, где впервые человек убил человека, можно, наняв маленький открытый грузовичок "Сузуки". Машина под визг и крики пассажиров смело штурмует подъем градусов этак в пятьдесят по узкой витой дороге, умудряясь к тому же разъезжаться со встречными машинами...

Целый сонм сногсшибательных памятников древности — библейской, античной, средневековой — и так мало туристов. Это очень бросается в глаза. Увы, туристическая инфраструктура не развита. Трудно сказать, в чем дело, — то ли местные власти недоработали, то ли старания американской пропаганды, выставляющей Сирию как спонсора террористов, не пропали втуне. Если сюда вложить деньги и устроить грамотную рекламную кампанию, то Сирию ждет такой взлет за счет туризма, что Турции и не снилось. Ну, а пока даже такая тривиальная вещь, как ценники, — чаще всего только на арабском языке, даже сумма указана арабским шрифтом, а не нашими цифрами, которые мы почему-то называем арабскими.

При молодом президенте много нового проникает в жизнь сирийцев. В этом месяце под Дамаском открылся новый выставочный центр, там прошла традиционная — юбилейная, 50-я по счету — Дамасская международная выставка. Накануне открытия дорога к выставочному центру была буквально через каждые 100 м уставлена молодыми людьми в штатском. С виду обычные сирийские парни — кто в джинсах и футболке, кто в спортивном костюме. Но у каждого на плече висел "калашников". Молодые серьезные ребята в строгих темных костюмах, при галстуках и тоже с автоматами, по периметру

окружали и российскую экспозицию. Несколько автоматчиков прохаживались даже по крыше нашего павильона. Сумеречное небо патрулировал вертолет — ждали приезда президента Башара Асада. Даже вырубили сотовую связь. В сирийской столице жара стоит страшная. Поэтому настоящая жизнь в Дамаске начинается ближе к вечеру. Где-то часов с пяти и до самой ночи на выставку народ начинал валить валом. Для сирийцев, конечно, это настоящий праздник: не каждый год открывается новый выставочный комплекс вроде нашего ВДНХ! В российский павильон шли целыми семьями, даже с грудными детьми, и респектабельные бизнесмены, и простые сирийцы, и даже бедуины... Некоторые сирийцы подходили к россиянам только для того, чтобы поговорить по-русски и поностальгировать по Одессе, Москве или Киеву, где они когда-то учились. Многие из них привезли в Сирию из бывшего Союза жен. И, сдается, ни те, ни другие об этом не жалеют. "У меня жена — хохлушка, из Одессы. Теща как узнала, что дочь выходит замуж за иностранца, да еще араба, пришла в ужас. Времена были еще советские! — рассказывает сирийский "одессит" Зухер (или Захар, как он сам себя называет). — А теперь самый любимый зять для нее это я, Захар!"

Россию на выставке в Дамаске представляли до пяти десятков предприятий: оренбуржцы и самарцы, туляки и тверяки. И конечно же, показала себя столица. Организатором российской экспозиции по поручению Минэкономразвития России выступило объединение "Машиноимпорт". Народ на выставку приехал бывалый. У многих за плечами Ирак. Кое-кого вывозили эмчеэсовцы последним рейсом из Багдада за несколько дней до войны. Разные люди, не сговариваясь, все время сравнивали Багдад и Дамаск. Смысл сводился к одному: Дамаск — это не Багдад. В Ираке почти все было "нельзя", здесь — "можно". К примеру, у приезжих в Ираке прямо на границе отбирали мобильники, в Сирии же салоны сотовой связи повсюду. "Иракские ветераны" жалуются, что с Интернетом в саддамовском Ираке дело было швах, здесь — пожалуйста. Правда, раз, придя в Интернет-кафе, корреспондент наткнулся на то, что во всем здании вырублен свет: извините, мол, зайдите через часок. "Даже выпить в Багдаде в ресторане спокойно не давали — тут же налетали секьюрити и изымали спиртное. Отберут у нас виски, мы нальем минералку и чокаемся, стража тут как тут — меняют воду". В Дамаске с этим полегче — соскучившийся по родине народ без проблем получил в ресторане бутылку "Вшитой", правда, за 30 долл.

Но что общего между Ираком и Сирией — так это то, что к России здесь относятся очень хорошо. Стоит сирийцам услышать, что ты из России, — лица расплываются в улыбках: "Русия — гуд, Сурия — гуд". Нас здесь любят. И это не та любовь, какой американцы пытаются добиться от иракцев за бесплатную кока-колу. Кстати, о кока-коле: в Сирии за все время пребывания нам не удалось увидеть не то что банки, но даже рекламы этой газировки. Вспоминается забавный эпизод: на прогулке в горы недалеко от Дамаска слышу детские голоса: "Тони Блэр, Тони Блэр!". Стайка местных гаврошей тащит за собой на цепочках двух собачонок. Интересно, как звали вторую — Джордж Буш?

Кто-то из европейских мыслителей сказал, что у каждого человека две родины: своя собственная и Сирия. Может, великий хватил через край, но что-то родное в Дамаске — при всем его экзотическом колорите — точно есть. Конечно, приятно было вернуться в Москву, но очень хочется еще и еще побывать в стране, где нас любят. "Массаламе, Димашк! — До свидания, Дамаск!"

"Московский комсомолец", М., 19 сентября 2003 г.

Григорий Померанц,

философ

СПОР ОБ ИЕРУСАЛИМЕ. БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Я убежден, что войны схлынут, и рано или поздно Иерусалим, этот город, святой для нескольких общин, обречен стать городом диалога религий. Но слово "диалог" может означать слишком много. Бу-бер, теоретик диалога, привел пример самого тонкого, самого глубокого значения слова. Однажды он заспорил с коллегой, христианином, кто лучше понимает Христа. Бубер считал Христа великим еврейским пророком. Христианин думал иначе. Спор зашел в тупик. Вдруг оппонент встал. Бубер тоже поднялся со своего кресла. Они посмотрели друг на друга и братски обнялись. В этот миг, писал Бу-бер, совершился диалог.

Попробую втиснуть этот пример в определение. Диалог — такой обмен мыслей, в котором дух целого витает над столкновениями реплик. И этот дух, охватывающий участников, подымает над логикой, зашедшей в тупик, над инерцией спора и гасит полемический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.