Научная статья на тему 'Маска в западно-европейской театральной педагогике'

Маска в западно-европейской театральной педагогике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
374
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МАСКА / МАСКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АКТЕРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Толшин Андрей Валерьевич

Маска как средство обучения актера, как инструмент развития его выразительности появилась в западно-европейской театральной педагогике сравнительно недавно в начале ХХ века. Какие методические приемы и принципы лежат в основе применения маски в театральной педагогике? Какие специфические качества психотехники артиста можно развивать с помощью маски? Возможно ли, говорить о дополнении метода К. С. Станиславского методикой, где используется маска? Какие примеры использования маски в западно-европейской театральной педагогике ХХ века представляются полезными для современной театральной школы России? Эти темы освещены в статье артиста Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии им. Н. П. Акимова, кандидата искусствоведения, доцента Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства Толшина Андрея Валерьевича.A mask as means of teaching an actor, as an instrument of his/her expressiveness development appeared in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маска в западно-европейской театральной педагогике»

А. В. Толшин

МАСКА В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Маска как средство обучения актера, как инструмент развития его выразительности появилась в западно-европейской театральной педагогике сравнительно недавно — в начале ХХ века. Какие методические приемы и принципы лежат в основе применения маски в театральной педагогике? Какие специфические качества психотехники артиста можно развивать с помощью маски? Возможно ли, говорить о дополнении метода К. С. Станиславского методикой, где используется маска? Какие примеры использования маски в западно-европейской театральной педагогике ХХ века представляются полезными для современной театральной школы России?

Эти темы освещены в статье артиста Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии им. Н. П. Акимова, кандидата искусствоведения, доцента Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства Толшина Андрея Валерьевича.

58

Маска в западно-европейской театральной педагогике

жизнь в персонаж, актер должен двигаться от объективного к субъективному началу. М. Сен-Дени полагал, что постоянный конфликт и взаимодействие объективного и субъективного начал определяет качество создания роли. Актерская интерпретация в таком случае соединяет бережное отношение к драматическому тексту и живое его воплощение. «Двойное сознание» помогает исполнителю преодолеть зависимость от собственной субъективности и двигаться в сторону художественной высоты наиболее сложных драматургических текстов.

Еще один последователь Ж. Копо — французский театральный исследователь, теоретик и педагог Ж. Лекок вводит в театральную педагогику понятие «нейтральной маски». Он полагает, что «лицо, которое мы зовем нейтральным, есть совершенная и гармонично сконструированная маска, которая дает физическое ощущение спокойствия»5. Такая маска предоставляет актеру возможность посредством упражнений выработать ощущения нейтрального тела и испытать особое состояние нейтральности или нейтрального сознания. Это психологическое состояние свободного, неконфликтного восприятия окружающего мира. Нейтральная маска Ж. Лекока и художника А. Сар-тори не склонялась ни к одному чувству или состоянию, она отражала баланс между ними. Для Ж. Лекока нейтральная маска является из глубин «я». «Она как дно моря: спокойна и неподвижна. Экспрессивная маска как волны; под ней нейтральная маска»6. В этом принципиальное различие двух типов масок. У экспрессивной маски есть характер, есть конфликт, она имеет свою историю, прошлое, страсти. В свою очередь, у нейтральной маски нет характера, только нейтральное общее бытие.

В 90-е годы ХХ века американский исследователь и педагог С. Элдридж, комментируя практику Ж. Лекока, писал о том, что концепция нейтрального явля-

ется в определенной мере интеллектуальной и воображаемой конструкцией, но она позволяет увидеть вещи такими, какими мы их обычно не видим. Концепция и техника маски и контрмаски, по мнению С. Элдриджа, — фундаментальный творческий принцип анализа и развития характеров. Такой принцип связан с игрой с текстом и против него. Это текст и подтекст, Эго и Альтер Эго персонажа. Он дает актеру возможность создавать разные персонажи в одной маске, или соединять контрастные характерности в одном персонаже7.

Еще одно важное понятие, которое использует Ж. Лекок — понятие «контрмаски». Контрмаска — это наличие двух контрастных качеств в одной масочной персоне. Например, актер, «оживляя» маску, выражение которой говорит о тупости и неразвитости персоны, первоначально создает образ действия согласующегося с внешностью тупицы. На втором этапе работы Ж. Лекок просит создать под маской те параметры личности, которые не характерны для внешних особенностей маски. Допустим, что у этой же персоны есть знание, ум, рафинированная интеллигентность. В этом случае, полагает Ж. Лекок, мы можем говорить о контрмаске. Конфликтность внутренних и внешних черт, контрастность поведения придает масочной персоне глубину и многозначность.

На основе работы с нейтральной маской Ж. Лекок сформулировал принципы работы с характерной и контрмаской, маской клоунской, разработал приемы игры в жанрах мелодрамы, комедии дель арте, буффонады, трагедии. Если нейтральная маска для Ж. Лекока — это своего рода общий знаменатель или знак, нейтрализующий индивидуальность выражения, то клоунская маска провоцирует выявление индивидуальности в ее неповторимом своеобразии. Она противоположна по своему характеру нейтраль-

ной маске

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.