Научная статья на тему 'Машинстроение Курганской области в XXI веке'

Машинстроение Курганской области в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
595
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / СТРУКТУРА / STRUCTURE / МАШИНОСТРОЕНИЕ / MECHANICAL ENGINEERING / МЕТАЛЛООБРАБОТКА / METAL WORKING / ОБЪЁМ ПРОИЗВОДСТВА / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / PRODUCTION VOLUME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семакин Анатолий Иванович

Показаны особенности развития промышленности Курганской области, её структура, роль и место машиностроения и металлообработки в промышленном комплексе области. Дан краткий анализ развития регионального машиностроения, показаны его состояние, динамика и тенденции развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANICAL ENGINEERING OF THE KURGAN REGION IN THE TWENTY-FIRST CENTURY

The article shows the peculiarities of Kurgan region industry development, its structure, the role and place of mechanical engineering and metal working in the industrial complex of the region. The article gives a brief analysis of the regional mechanical engineering development, shows its state, dynamics and tendencies of its development.

Текст научной работы на тему «Машинстроение Курганской области в XXI веке»

УДК 62 (470.58) (09) А.И. Семакин

Курганский государственный университет

МАШИНСТРОЕНИЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В XXI ВЕКЕ

Аннотация. Показаны особенности развития промышленности Курганской области, её структура, роль и место машиностроения и металлообработки в промышленном комплексе области. Дан краткий анализ развития регионального машиностроения, показаны его состояние, динамика и тенденции развития.

Ключевые слова: промышленность, структура, машиностроение, металлообработка, объём производства, предприятие.

A.I.Semakin

Kurgan State University

MECHANICAL ENGINEERING OF THE KURGAN REGION IN THE TWENTY-FIRST CENTURY

Abstract. The article shows the peculiarities of Kurgan region industry development, its structure, the role and place of mechanical engineering and metal working in the industrial complex of the region. The article gives a brief analysis of the regional mechanical engineering development, shows its state, dynamics and tendencies of its development.

Index Terms: industry, structure, mechanical engineering, metal working, the production volume, enterprise.

Кто из нас не помнит со школьной скамьи крылатую пророческую фразу «Богатство России Сибирью прирастать будет», сказанную нашим великим учёным М.В. Ломоносовым почти 300 лет назад? Много лет спустя пришло время указанными богатствами активно пользоваться, а для этого нужно было осваивать эту территорию. Классическое активное освоение территории предполагает следующий сценарий: строительство дорог и другой инфраструктуры, развитие промышленности, в первую очередь энергетики и машиностроения. Энергетический потенциал Сибири во многом заключается практически в неисчерпаемых энергоресурсах её многочисленных рек. Однако вплоть до конца XIX века в Сибири не было ни железных дорог, ни гидроэнергетики, ни машиностроения.

Известно, что освоение новых территорий начинается, как правило, c географических зон, сопредельных с уже освоенными экономическими территориями. Активное освоение Сибири началось со строительства Транссибирской железнодорожной магистрали (1891-1916 годы). Энергетический потенциал сибирских рек и строящаяся железная дорога требовали технической поддержки, вызванной необходимостью развития гидроэнергетики и машиностроения. На волне этих исторических вызовов и возникли первые машиностроительные предприятия Зауралья, Курганский уезд которого относился тогда к Сибири. Именно Курганскому уезду Сибирь стала обязана развитием своей гидроэнергетики и машиностроения [1].

В самом начале XX века именно в Кургане был пущен в эксплуатацию машиностроительный завод инженера Сергея Балакшина (ныне - ОАО «Кургансельмаш»), основной продукцией которого были гидротурбины для

малых рек. Вслед за ним открылись Петуховские ремесленные мастерские (ныне - ОАО «Петуховский литейно-механический завод»), которые начали работать на нужды строящейся железной дороги. Два этих предприятия и положили начало машиностроению зауральского края.

Развитие машиностроения Зауралья можно образно сравнить с жизнью человека: рождение и довольно длительный период детства и юношества, когда реальная отдача обществу невелика; период активной производительной деятельности с максимальной отдачей; период старения и болезней, когда ещё есть желание многое сделать, но оно уже не подкреплено реальными физическими возможностями.

Так же можно представить и развитие зауральского машиностроения. Первый период развития машиностроения региона продолжался вплоть до начала 40-х годов прошлого века, когда существовали только два названных машиностроительных предприятия.

Второй, самый насыщенный и продуктивный период его развития, - 1941-1990 годы. Машиностроение края получило резкое развитие в начале Великой Отечественной войны, когда в 1941-1942 годах в Зауралье был эвакуирован ряд промышленных предприятий из европейской части Советского Союза, в том числе 15 предприятий машиностроения [2].

Следующим периодом активного развития машиностроения Курганской области стала вторая половина прошлого столетия, вплоть до 1990 года. В это время быстрыми темпами стали развиваться производственные мощности существующих заводов, вводились в строй многие ныне действующие машиностроительные предприятия. Интенсивно росли объём выпуска и номенклатура промышленной продукции, особенно продукции машиностроения. Курганская область стала активно пробиваться в ряды промышленных регионов СССР На рубеже 60-х и 70-х годов объём промышленного производства в Курганской области превысил объём производства сельскохозяйственной продукции, и аграрная область превратилась в промышленно-аграрную [2;3]. В это же время стала формироваться современная структура её промышленности. По данным статистики, за период 1960-1985 годов объём выпуска промышленной продукции увеличился почти в 15 раз, а производительность труда выросла в 4 раза.

С 1991 года в машиностроении области начался современный период, период «болезней» и резкого спада промышленного производства. В связи с начавшейся перестройкой экономики страны и распадом СССР промышленность Зауралья оказалась парализованной и длительное время находилась в состоянии глубочайшего кризиса. В конце 90-х годов прошлого столетия промышленность Курганской области практически находилась в состоянии стагнации. Резкий спад производства, начавшийся с 1992 года, носил всеобщий характер и затронул все отрасли промышленности. К 1997 году, когда спад прекратился, объём выпуска промышленной продукции в области сократился в 3 раза (рисунок 1). А производство продукции предприятий машиностроения и металлообработки сократилось в 3,8 раза [2]. В результате несколько крупных машиностроительных предприятий области перестало существовать. Среди них ОАО «Русич»-КЗКТ», ОАО «Курганский завод деревообрабатывающих станков», Шадринский завод «Полиграф-маш». Экономика Курганской области оказалась в крайне тяжёлом состоянии, что отбросило её по экономическому рейтингу в конец списка субъектов Российской Федерации: некогда процветавшая область стала дотационной.

После 1997 года наметился медленный рост промышленного производства, который продолжался до 2000 года. Дефолт 2001-2002 годов прервал этот рост. В результате

индекс промышленного производства в 2002 году по сравнению с 1990 годом упал до рекордно низкой отметки за всю историю развития промышленности Курганской области и составил 31,8% (таблица 1).

Таблица 1 - Индекс промышленного производства, в % к 1990 году

Годы 1990 1997 2000 2002 2009 2012

Индекс 100 34,1 37,6 31,8 34,0 44,1

Начиная с 2003 года производство продукции стало снова расти, однако положительная динамика была остановлена финансово-экономическим кризисом, начавшимся в 2008 году (рисунок 1). В 2009 году индекс производства снизился до уровня 1997 года и составил 34%. К началу 2013 года индекс производства по сравнению с 2000 годом вырос почти в 1,5 раза, однако к уровню 1990 года он составил всего 44,1%, то есть объём выпуска промышленной продукции за указанный период времени сократился более чем в 2 раза. 160 140 120 100

о

М

й 80

14 141,6 9,9 1 9 14 5,2 1 9,1

115,9 118,5 1 13 5,8 2,5 13 1169 3,3

100 10 4,9

60 40 20 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Годы

Рисунок 1 - Индекс промышленного производства, в % к 2000 году

В нынешнем веке тенденция развития машиностроения и металлообработки совпала в целом с тенденцией развития всей промышленности области (рисунок 2).

140

120

; 100

60

40

136 138 139 137 М0

118^ Ш- 1354. \Ц-/ 118/

/110 116 "Шч '108 111 "П6

\95 V/ \ 91

М 68

63

♦ 43

изводства области, являясь его основой.

Как указывалось ранее, за 1960-1985 годы объём выпуска промышленной продукции в Курганской области увеличился почти в 15 раз, а за аналогичный отрезок времени постсоветского периода он в 2 раза сократился.

Сократившийся объём производства привёл к адекватному снижению численности работающих на промышленных предприятиях области, которая уже в 1997 году составляла только 92 тысячи человек, а к 2013 году сократилась до 58 тысяч. Несмотря на то, что в нынешнем веке объём выпуска промышленной продукции значительно вырос, численность работающих продолжает ежегодно сокращаться (рисунок 3).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

71,7 69,9 706 69,6

^ 60,4 6071 58ТТ

123 12,8 14,2 16,1 18,5

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Годы

—♦—Производство транспортных средств и оборудования —■—Прозводство машин и оборудования

—А—Металлургическое производство и готовые металлоизделия

Рисунок 2 - Динамика промышленного производства, в % к 2002 году

Такая корреляционная зависимость вполне объяснима, так как машиностроение и металлообработка играют решающую роль в общей структуре промышленного про-

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

♦ Среднесписочная численность работающих, тыс.чел.

—■— Среднемесячная зарабтная плата, тыс. руб.

Рисунок 3 - Динамика кадрового потенциала и заработной платы по годам

Следует отметить, что при этом ухудшилась возрастная структура работников, кадровый потенциал промышленности продолжает «стареть». По результатам анкетирования предприятий, проведённого отделом науки, инноваций и развития перспективных производств департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области совместно с кафедрой «Технология машино-стро ения, металлорежущие станки и инструменты» Курганского государственного университета в 2012 году на основе представительной выборки, молодые кадры составили всего 25% от общей численности работающих, в том числе в возрасте до 25 лет 9%; до 30 лет - 16%.

Численность работающих в возрасте свыше 45 лет составила около 40%. При этом численность рабочих составила 72%, а специалистов - 15%. За 5 последних лет численность рабочих сократилась на 24%, специалистов - на 22%.

Курганская область в отличие от добывающих (рентных) регионов является производительным регионом с высокой долей промышленности и сельского хозяйства. Так, доля добычи полезных ископаемых в 2012 году составила всего 3% от общего объёма промышленного производства области (рисунок 4), тогда как машиностроение составляло (без ОПК) 25%, а вместе с металлообработкой - около 40% (рисунок 4). С учётом ОПК доля машиностроения и металлообработки будет существенно больше.

Доля машиностроения и металлообработки в структуре промышленности области за последние 10 лет достигла максимума в 2007 году и составила соответственно 40 и 56% (рисунок 5).

Курганская область имеет самую прогрессивную структуру промышленности в Уральском федеральном округе, значительно превосходит общероссийскую и сопоставима со структурой промышленности экономически развитых стран. Об этом красноречиво свидетельствуют данные отдела науки, инноваций и развития перспективных производств департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области, приведённые в таблице 2.

Казалось бы, при такой структуре промышленности

80

Курганская область должна процветать, однако она является дотационным регионом. Налицо парадокс: причиной низкого уровня социально-экономического развития области является производительный характер её экономики и прогрессивная структура промышленности. Этот парадокс является следствием существующей в стране экономической политики и системы налогообложения, в соответствии с которой в производительных видах экономической деятельности риски значительно выше, рентабельность гораздо ниже, а налогообложение в 10 раз больше, чем в добывающей сфере [3]. Поэтому добывающие регионы, имея сверхдоходы от природной ренты, «жируют», а производительные - еле сводят концы с концами.

3,0%

24,3% " " 14,2%

13,2%

■ Машиностроение (без ОПК) - 25,0%

□ Металлургия и металлоизделия - 14,2%

■ Пищевые продукты - 13,2%

□ Прочие обрабатывающие производства - 24,3%

□ Добыча полезных ископаемых - 3,0%

■ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 20,3%

Рисунок 4 - Структура промышленности Курганской области в 2012 году

Рисунок 5 - Динамика структурной доли машиностроения

Таблица 2 - Доля производств в структуре промышленности в 2008 году, в %

Категории Экономические территории

Курганская область Российская Федерация США Германия

Доля машиностроения в промышленности 39 14 27 40

Доля обрабатывающих производств в про мышленности 82 68 79 91

Доля машиностроения в обрабатывающих производствах 47 20 34 44

По мнению учёных [3], все виды ренты, особенно природной, необходимо научно определять, законодательно изымать и распределять между обществом, гражданами, государством и предприятиями, которые используют при-

родные ресурсы, что уже давно и успешно делается практически всеми странами, располагающими природной рентой. Чтобы изменить тяжёлое социально-экономическое положение в производительных регионах, необходимо осуществить приватизацию природной ренты в пользу государства и всего общества с целью равноправного деления её между всеми регионами. Тогда производительные регионы будут получать из государственного бюджета средства на развитие производительных сил и всего экономического потенциала не единицы процентов природной ренты, а все причитающиеся им по справедливости рентные доходы. В этом случае добывающие регионы, потеряв значительную долю доходов от утраченной части природной ренты, будут заинтересованы в развитии обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроения. Обрабатывающие же регионы получат дополнительные средства на социально-экономическое развитие в целом и на развитие промышленности в частности. Тогда Курганская область как производительный регион станет не дотационной, а донором. Невольно возникает вопрос, не по этой ли причине сравнение, например, продукции отечественного машиностроения с машиностроительной продукцией промышленно и экономически развитых стран складывается не в нашу пользу.

Думается, пора перенять огромный мировой положительный опыт использования природной ренты для подъёма экономики и уровня жизни в самых разных странах. В этом видится одно из решений возрождения отечественной промышленности в целом и машиностроения в частности.

В мире существует обширная практика использования рентных доходов в качестве источника формирования государственного бюджета. Этот механизм действует в целях оптимизации налоговой системы и стимулирования экономического роста во многих странах, таких как Венесуэла, Норвегия, США, Канада, Китай, Финляндия, Чили, Саудовская Аравия, Йемен, Кувейт и другие [3].

В настоящее время промышленность Курганской области постепенно наращивает объём выпуска продукции. Промышленность области, образно выражаясь, развивается вширь за счёт создания небольших предприятий. На протяжении последних 15 лет появилось около 40 новых предприятий, это: ООО «БАУЭР Машины-Курган», ЗАО «ВА Курган», ЗАО «ПКФ «Внедрение», ООО «Завод цветного литья Передовые технологии», ООО «Зауральский кузнечно-литейный завод», ЗАО «Курганспецарматура», ООО «Курганский завод нестандартного оборудования», «ЗАО «КурганШпунт», ООО «НПФ» СТЭК», «ООО «НПФ «МКТ», ООО «НПФ «ЭКСИ», ООО «Новые технологии» ООО «ПО высокоточных сплавов и лигатур», ООО «Про-мснаб-ЗАТЭ», ООО «РТМТ», ОАО «Техоснастка» и ряд других. Большинство из них относится к машиностроению и металлообработке.

Современное состояние машиностроения и в целом промышленности Курганской области характеризуется рядом ключевых проблем: относительно низкий уровень рентабельности; высокий уровень накладных расходов, металлоёмкости и энергоёмкости; значительная доля физически и морально устаревшего оборудования [4]; малая доля инновационных технологий и продукции; невысокий престиж инженерной профессии; разрыв в кадровой преемственности; острый дефицит квалифицированных инженерных кадров и рабочих большинства массовых профессий.

Представляется, что в дальнейшем, по крайне мере в ближайшей перспективе, промышленность Курганской области будет развиваться по прежнему сценарию, с преобладанием машиностроения и металлообработки в общей

25.0%

структуре промышленного производства. Создание крупных промышленных предприятий маловероятно. По-видимому, будут возникать новые сравнительно небольшие предприятия. Предприятия машиностроения и металлообработки в значительной степени будут работать на нужды следующих видов экономической деятельности: развитие нефтегазового и топливно-энергетического комплекса; переработку сырья и продукции сельского хозяйства; строительство и ремонт дорог; жилищное строительство.

В заключение стоит остановиться на одной непреложной истине, так сказать, жизненной аксиоме: любой вид деятельности не может эффективно и планомерно развиваться без наличия цели, задач и стратегии. Развитие отечественной промышленности не является исключением, поэтому не нужно особенно доказывать крайнюю необходимость национальной промышленной политики, на базе которой адекватно формировалась бы и региональная промышленная политика.

Ещё в тяжёлые 90-е годы минувшего столетия приходилось констатировать, что в нашей стране нет реальной, сколько-нибудь обоснованной и последовательной государственной промышленной политики [5]. К сожалению, приходится утверждать, что цельной и прагматичной национальной промышленной политики у нас нет до настоящего времени. Пока что издавались лишь отдельные законодательные и подзаконные акты, принципиально не решавшие проблемы развития промышленности страны.

В 2008 году была предпринята первая попытка решить эту проблему. Группа депутатов Комитета по экономической политике внесла в Государственную Думу Российской Федерации два законопроекта: «О развитии промышленности» и «О национальной промышленной политике». Пока судьба этих документов остаётся неизвестной. А в стране так и нет единого комплексного закона, определяющего государственную промышленную политику с учётом перехода отечественной экономики на инновационный путь развития. А ведь давно всем понятно, что без развития промышленности, особенно машиностроения, не может произойти существенного ускорения экономического роста, не может быть большого и успешного будущего России и нашей стране грозит вероятность перспективы превращения в сырьевой придаток экономически развитых стран.

В связи с этим уместно и весьма полезно ещё раз [2] напомнить об одном историческом факте более чем столетней давности, не потерявшем актуальности и в наше время. Ответ на вопрос, стоит ли развивать отечественную промышленность, был блестяще сформулирован выдающимся политическим деятелем России, министром финансов Сергеем Юльевичем Витте ещё в феврале 1900 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В своей докладной записке Николаю II Витте писал: «При сложившемся ныне строе политических и экономических международных отношений ... страна, не имеющая своей собственной промышленности, не может почитать свою мощь непоколебимой, не может достигнуть настоящей экономической независимости, а опыт всех народов наглядно показывает, что только хозяйственно самостоятельные народы оказываются в силе проявлять в полной мере и своё политическое могущество. Англия, Германия и США, прежде чем стать влиятельными державами в международной политике, напряжёнными усилиями и всесторонней системой мероприятий насаждали и развивали у себя промышленность. .В настоящее время. даже боевая готовность страны определяется не одним уровнем её военной организации, но и степенью развития её промышленности».

Витте настойчиво напоминал царю: «Международное

сотрудничество не ждёт Если ныне же не будет принято энергичных и решительных мер к тому, чтобы в течение ближайших десятилетий наша страна оказалась в состоянии своими продуктами покрывать потребности России и азиатских стран, которые находятся или должны находиться под нашим влиянием, то быстро растущая иноземная промышленность сумеет прорваться через наши таможенные преграды и водвориться как в нашем Отечестве, так и в сказанных азиатских странах, а укоренившись в глубинах народного потребления, она может постепенно расчистить пути и для более тревожных иноземных политических влияний».

Какое проницательное и точное высказывание!

Список литературы

1 Бубнов, В. А. Развитие машиностроения в Зауралье [Текст]/

В. А. Бубнов. - Курган: Изд-во «Зауралье», 2000. - 478 с.

2 Семакин, А. И. Состояние и перспективы развития

промышленности Курганской области [Текст]: монография / А. И. Семакин. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. -179 с.

3 Стратегия приоритетного социально-экономического развития

Зауралья [Текст]/ под ред. А. И. Татаркина, В. И. Ефименкова. -Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2004. - 382 с.

4 Техническое перевооружение промышленности Курганской области

[Текст]/под ред. А. И.Семакина. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. - 54 с.

5 Промышленная политика Курганской области [Текст]/ под ред.

А. И. Семакина. - Курган : МУП «Курганская городская типография», 2000. - 48 с.

УДК 621.9.658.011.56

А.С. Пухов, И.А. Иванова

Курганский государственный университет

СТРУКТУРНЫЙ СИНТЕЗ ОПТИМАЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрен синтез системы управления окрасочного комплекса.

Ключевые слова: синтез, автоматизированная установка, контроль.

A.S. Pukhov, I.A. Ivanova Kurgan State University

STRUCTURAL SYNTHESIS OF OPTIMUM CONTROL SYSTEMS

Abstract. The paper studies the synthesis of the automated system of the painting unit.

Index Terms: synthesis, automated system, control.

Введение

Решение сложных творческих задач при создании новых объектов, технологий базируется на итеративных последовательностях процедур анализа и синтеза.

Итеративный процесс «анализ-синтез» формирует создаваемый объект, базируясь на философских диалектических категориях «часть и целое», характеризующих общее движение познания, которое начинается с нерас-члененного представления о целом, затем переходит к анализу - расчленению целого на части - и завершается воспроизведением (синтезом) объекта в форме конкретного целого.

При такой постановке решение проблемы создания нового объекта целесообразно представить в виде трех взаимосвязанных этапов [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.