Научная статья на тему 'Машиностроительный факультет: этапы становления и развития'

Машиностроительный факультет: этапы становления и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Машиностроительный факультет: этапы становления и развития»

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

В тяжелые послевоенные годы, когда разрушенная войной страна ощущала острую потребность в инженерных кадрах машиностроительного профиля, принимается решение о создании в Саратовском автодорожном институте механико-технологического факультета. На момент открытия факультета в 1946 году в его состав входили всего три кафедры: «Технология металлов», «Дорожные и строительные машины» и выпускающая кафедра «Технология машиностроения».

Спустя три года с целью решения проблемы экономической подготовки производства, на факультете создается кафедра «Экономика и организация производства». В эти годы активизируется научно-исследовательская работа, создаются и оснащаются оборудованием научные и учебные лаборатории, приходят талантливые педагоги и ученые, закладываются фундаментальные основы преподавания технических дисциплин, зарождаются научные школы и направления, которые в последующие годы непрерывного развития превратятся в мощные источники технических идей, способных решить любые проблемы науки и производства.

К 1962 году в состав механико-технологического факультета, преобразованного в 1960 году в машиностроительный, уже входят шесть кафедр. Вновь созданы кафедры «Металлорежущие станки и инструменты» и «Технология электровакуумного машиностроения». Вместо кафедры «Дорожные и строительные машины» организована кафедра «Детали машин».

В 1966 году с созданием кафедры «Автоматизация технологических процессов в машиностроении» на факультете завершается первый этап наиболее значимых структурных преобразований. В таком составе машиностроительный факультет успешно и стабильно работает более 20 лет.

В период становления факультета активно формировался кадровый состав высококвалифицированных педагогов и ученых, заложивших славные традиции преподавания специальных дисциплин и привнесших неповторимый дух энтузиазма и творчества в процесс педагогической работы. Доценты, к.т.н. К.И. Севров, Н.А. Шестериков, Я.М. Довгалевский, А.И. Гильман, профессора, д.т.н. С.Г. Редько, К.М. Писманик, Г.Г. Иноземцев и др. широко использовали в учебном процессе результаты последних научных достижений, в том числе и собственных исследований, что позволяло студентам глубже усваивать материал и постепенно приобщаться к научной работе, ведущейся в исследовательских лабораториях. Такой подход к преподаванию сохранен на кафедрах факультета и по сегодняшний день.

Неоценимый вклад в создание и развитие факультета внес к.т.н., доцент П.И. Гаврилов, проработавший более 20 лет в должности декана. Под его руководством факультет приобрел тот статус, который и в настоящее время позволяет считать его одним из ведущих структурных подразделений нашего университета.

Один из самых тяжелых периодов в жизни факультета приходится на девяностые годы. В это время страна переживала наиболее болезненный и сложный этап фундаментальных изменений в государственном устройстве, которые повлекли за собой катастрофический спад промышленного производства и снижение потребности в инженерных кадрах. Понимая временность подобной ситуации, коллектив факультета активизировал профориентационную работу в школах и средних учебных заведениях. Возникла необходимость поиска новых нестандартных направлений работы с абитуриентами.

Важное значение приобрел анализ реальной потребности действующего производства в кадрах, а также прогнозирование направлений его дальнейшего развития. В этот период на кафедрах факультета открываются новые специальности и специализации, корректируется тематика научных исследований с целью обеспечения более тесной связи с современными народнохозяйственными проблемами. Эффективно решается проблема подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. С этой целью на факультете организованы и активно работают под председательством профессора А.В. Королева и профессора В.Н. Лясникова два совета по защитам докторских и кандидатских диссертаций.

Решению факультетских проблем по всем направлениям значительное внимание уделяют Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой «Технология машиностроения», д.т.н., профессор Королев А.В., Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой «Электронное машиностроение и сварка», д.т.н., профессор Конюшков Г.В., Заслуженный работник высшего об-

9

разования РФ, заведующий кафедрой «Конструирование и компьютерное моделирование технологического оборудования в машино- и приборостроения» д.т.н., профессор Бржозовский Б.М., Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой «Физическое материаловедение и технология новых материалов», д.т.н., профессор Лясников В.Н., заведующий кафедрой «Автоматизация и управление технологическими процессами», д.т.н., профессор Игнатьев А. А., а также профессора кафедры д.т.н. Куранов В.Г., д.т.н. Дрогайцев В.С. и др.

Своевременно принятые меры позволили несколько смягчить объективные трудности и продолжить развитие факультета. Начиная с 1991 года, открыты такие специальности как «Машины и технологии высокоэффективных процессов обработки», «Биотехнические и медицинские аппараты и системы», «Проектирование технических и технологических комплексов», «Оборудование и технология сварочного производства». В этот период защитили диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук Дрогайцев В.С., Бржозовский Б.М., Боровских В.Е., Игнатьев А.А., Мартынов В.В., Давиденко О.Ю., Бочкарев П.Ю., Бекренев Н.В., Таран В.М., Шейко Л.И., Погораздов В.В., Бобырев С.В., Кочетков А.В., Королев А.А., Колокольцев В.А., Решетников М.К., Янкин И.Н., Васин А.Н.

Сегодня на факультете ведется подготовка специалистов по восьми специальностям: «Машины и технологии высокоэффективных процессов обработки», «Биотехнические и медицинские аппараты и системы», «Электронное машиностроение», «Технология машиностроения», «Проектирование технических и технологических комплексов», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Металлообрабатывающие станки и комплексы», «Оборудование и технология сварочного производства».

В соответствии с международными стандартами факультет готовит бакалавров и магистров по восьми направлениям: «Материаловедение и технология материалов», «Металлургия», «Машиностроение», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Технологические машины и оборудование», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Биотехнические системы и технологии», «Электроника и наноэлектроника». По заказу оборонно-промышленного комплекса открыта новая специальность «Проектирование технических машин и комплексов».

Высокий уровень подготовки специалистов обусловлен наличием квалифицированных кадров, а также современного учебно-лабораторного оборудования. На факультете открыты четыре компьютерных класса, работающих на базе высокоэффективного программного обеспечения, межфакультетская учебно-научная лаборатория материаловедения, оснащенная последними образцами компьютерной техники.

Научно-исследовательская работа сотрудников факультета осуществляется в самых различных направлениях техники и технологий. Весомые результаты достигнуты в области совершенствования конструкций и технологий изготовления деталей опор качения и изделий электронного машиностроения, стоматологической имплантологии, триботехники, мониторинга сложных технических систем, автоматизированных систем контроля и проектирования, изготовления зубчатых зацеплений.

В настоящее время эффективно развиваются научно-производственные связи с ведущими предприятиями г. Саратова: ОАО «Саратовский подшипниковый завод», ОАО «СЭПО», ОАО «ТАНТАЛ», ОАО «Саратовский агрегатный завод», ОАО «САПКОН-Нефтемаш», ФГУП «Корпус» и др.

Ежегодно более 200 хорошо подготовленных молодых инженеров-машиностроителей приходят из студенческих аудиторий на промышленные предприятия г. Саратова. Им предстоит решать сложные производственные задачи в самых различных отраслях техники. И, я уверен, они с ними справятся, потому что их этому учили замечательные педагоги нашего факультета.

Декан машиностроительного факультета,

доктор технических наук, профессор О.Ю. Давиденко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.