Научная статья на тему 'Машиностроительная индустрия как основа технологического обновления российского промышленного производства'

Машиностроительная индустрия как основа технологического обновления российского промышленного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ / КОНВЕРСИЯ / СОБСТВЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Адик Тагирович, Слепов Владимир Александрович, Маршавина Любовь Яковлевна

Рассматривается необходимость формирования в стране инновационной модели экономического развития в соответствии поставленными задачами в майском Указе Президента. Одним из путей их решения является технологическое обновление отечественной машиностроительной отрасли, отвечающей современным требованиям инновационной модели экономики. В качестве основы такого обновления предлагается использовать механизм конверсии оборонно-промышленного комплекса для обеспечения ускоренного развития наукоемких, технологичных, ресурсосберегающих отраслей современных обрабатывающих производств. Успешность реализации программы современного технологического обновления российского машиностроения во многом определяется надежным финансовым обеспечением, что потребует мобилизации средств из всех источников инвестиционного финансирования. Однако проводимая жесткая денежно-кредитная политика ЦБ, которая поддерживает высокий уровень процентных ставок, затрудняет доступность предприятий машиностроительной отрасли к долгосрочным банковским кредитам, снижает инвестиционную активность и выступает препятствием для прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиев Адик Тагирович, Слепов Владимир Александрович, Маршавина Любовь Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MACHINE-BUILDING INDUSTRY AS A BASIS FOR TECHNOLOGICAL RENOVATION OF RUSSIAN INDUSTRIAL PRODUCTION

The necessity of forming an innovative model of economic development in the country in accordance with the tasks set in the May presidential decree is considered. One of the ways to solve them is the technological renewal of the domestic machine-building industry that meets the modern requirements of the innovation model of the economy. As a basis for this update, it is proposed to use the mechanism of conversion of the military-industrial complex to ensure the accelerated development of science-intensive, technological, resource-saving branches of modern manufacturing industries. The success of the program of modern technological renovation of Russian engineering industry is largely determined by reliable financial support, which will require the mobilization of funds from all sources of investment financing. However, the strict monetary policy pursued by the Central Bank, which maintains a high level of interest rates, makes it difficult for enterprises in the machine-building sector to access long-term bank loans, reduces investment activity, and impedes the country's breakthrough scientific, technological and socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Машиностроительная индустрия как основа технологического обновления российского промышленного производства»

2.3. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Алиев Адик Тагирович, д-р экон. наук, профессор

Место работы: ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

alievadik@yandex. ru

Слепов Владимир Александрович, д-р экон. наук, профессор, руководитель научной школы «Финансы», заслуженный деятель науки РФ

Место работы: РЭУ им. Г.В. Плеханова

vslepov@yandex.ru

Маршавина Любовь Яковлевна, д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник научной школы «Финансы» Место работы: РЭУ им. Г.В. Плеханова

Nalogovayapolitika@ yandex.ru

Аннотация: рассматривается необходимость формирования в стране инновационной модели экономического развития в соответствии поставленными задачами в майском Указе Президента. Одним из путей их решения является технологическое обновление отечественной машиностроительной отрасли, отвечающей современным требованиям инновационной модели экономики. В качестве основы такого обновления предлагается использовать механизм конверсии оборонно-промышленного комплекса для обеспечения ускоренного развития наукоемких, технологичных, ресурсосберегающих отраслей современных обрабатывающих производств. Успешность реализации программы современного технологического обновления российского машиностроения во многом определяется надежным финансовым обеспечением, что потребует мобилизации средств из всех источников инвестиционного финансирования. Однако проводимая жесткая денежно-кредитная политика ЦБ, которая поддерживает высокий уровень процентных ставок, затрудняет доступность предприятий машиностроительной отрасли к долгосрочным банковским кредитам, снижает инвестиционную активность и выступает препятствием для прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Ключевые слова: инновационная модель, технологическое обновление, конверсия, собственные финансовые ресурсы, рентабельность, банковское кредитование, денежно-кредитная политика ЦБ.

THE MACHINE-BUILDING INDUSTRY AS A BASIS FOR TECHNOLOGICAL RENOVATION OF RUSSIAN INDUSTRIAL PRODUCTION

Aliev Adik T., Doctor of Science in Economics, Professor Work place: Academy of public administration

alievadik@yandex.ru

Slepov Vladimir A., Doctor of Science in Economics, Professor, Head of the Finance School, Honored Scientist of the Russian Federation Work place: the PRUE G.V. Plekhanov

vslepov@yandex.ru

Marshavina Lyubov Ya., Doctor of Economics, Professor, Chief Researcher of the Finance School Work place: the PRUE G.V. Plekhanov

Nalogovayapolitika@ yandex.ru

Annotation: the necessity of forming an innovative model of economic development in the country in accordance with the tasks set in the May presidential decree is considered. One of the ways to solve them is the technological renewal of the domestic machine-building industry that meets the modern requirements of the innovation model of the economy. As a basis for this update, it is proposed to use the mechanism of conversion of the military-industrial complex to ensure the accelerated development of science-intensive, technological, resource-saving branches of modern manufacturing industries. The success of the program of modern technological renovation of Russian engineering industry is largely determined by reliable financial support, which will require the mobilization of funds from all sources of investment financing. However, the strict monetary policy pursued by the Central Bank, which maintains a high level of interest rates, makes it difficult for enterprises in the machine-building sector to access long-term bank loans, reduces investment activity, and impedes the country's breakthrough scientific, technological and socio-economic development.

Keywords: innovation model, technological renewal, conversion, own financial resources, profitability, bank lending, monetary policy of the Central Bank.

Проблемы экономики и юридической практики

5'2018

В Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлены амбициозные задачи - прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны на основе ускорения технологического развития и увеличения количества организаций, осуществляющих инновации до 50 процентов, а также ускоренного внедрения цифровых технологий [1]. Решение этих задач - это наше будущее, единственно возможный путь сохранения национального суверенитета России в мировом сообществе. Это стратегическое направление, при реализации которого возможно добиться достойного, полноценного места в международном экономическом разделении труда.

Однако проблема в том, что для осуществления поставленных Президентом задач необходимо создать новую не сырьевую модель экономики - инновационную модель экономического развития. На пути её формирования серьёзным препятствием является усиливающее внешнеполитическое и санкционное давление западных зарубежных «партнеров» в целях не только обострения внутриполитических и социальных проблем в стране путем нанесения масштабного ущерба национальной экономике, но и устранения потенциального конкурента на глобальных международных рынках - наших отечественных высокотехнологичных, инновационных товаропроизводителей.

Между тем, как показывает мировой опыт наиболее развитых стран, в условиях нарастания глобальной конкуренции занять достойное место в современном международном разделении труда возможно только путем инновационного развития (непрерывного, постоянного обновления технических и технологических решений, процессов управления и схем организации производства и т. д.). На основе этого - создание принципиально новых продуктов и услуг, нового качества жизни. Поэтому с инновациями связываются трансформационные изменения и нововведения, в том числе и развитие цифровых технологий, в результате которых образуется совершенно новое качество во всех секторах и сферах экономики и управления.

Следует учитывать то обстоятельство, что модель инновационной экономики формируется не стихийно (сама по себе), а в определенной последовательности, регулируемом управленческом процессе - вначале посредством создания отдельных адекватных институтов, которые затем, постепенно количественно увеличиваясь, затрагивают структурные основы экономической системы и переводят ее в новое качественное состояние с инновационным технологическим укладом.

Для прорывного научно-технологического развития экономики страны и внедрения цифровых технологий требуется глубокая диверсификация промышленности. В ней главная роль отводится конкурентоспособным высокотехнологичным отраслям производства как основы развития современной обрабатывающей промышленности и её основы - машиностроения. Об этом свидетельствует исторический опыт стран мира, который показывает, что локомотивом становления современной модели инновационной экономики ведущих развитых стран явилось ускоренное развитие наукоемких, технологичных, ресурсосберегающих отраслей обрабатывающей промышленности.

Для этого необходимо как обновить действующие производственные предприятия, так и создать новые производственные мощности с отечественным высокотехнологич-

ным оборудованием. И здесь ключевую роль может сыграть модернизация конкурентоспособной машиностроительной индустрии в недрах оборонно-промышленного комплекса как основы ускоренного развития наукоемких, технологичных, ресурсосберегающих отраслей современных обрабатывающих производств.

Уже сейчас оборонно-промышленный комплекс (ОПК) демонстрирует создание и внедрение принципиально новых вооружений, основанных на современных технологических решениях. Это важно не только в целях укрепления национальной безопасности страны, но и для стратегического социально-экономического развития России.

Ещё в 2011 году Правительство РФ приняло Программу развития вооружений на 2011 - 2020 годы в размере 23 трлн. рублей. При этом предусматривалось, что к 2020 году предприятия ОПК, опираясь на свои мощности, должны найти им гражданское применение на основе диверсификации производства. В сентябре 2016 года Глава государства собрал специальное совещание по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения, конкретизировав свои требования к ОПК - «увеличить долю продукции гражданского назначения до 50% к 2025 году». И отметил, что для этого «ее объем должен увеличиться раз в шесть за это время». И вслед за ОПК такой же разворот придется совершить отраслям промышленности, обслуживающим ОПК [3].

В конце мая 2018 года Президент завершил в Сочи серию совещаний, посвященных Вооруженным силам, на которых подтвердил, что успешные исследования и разработки в области оборонных технологий имеют исключительное значение не только для обеспечения военной безопасности, но и формирования мощного потенциала для развития в гражданской сфере. Новые решения для энергетики, промышленности, инфраструктуры, повышение конкурентоспособности России в науке, подготовке кадров, создании передовых производств будущего и цифровой экономики. При этом инновации должны «перетекать» между гражданскими и оборонными секторами экономики [8].

Механизмом трансформации технологий в области вооружений и реализации их в гражданском секторе экономики может послужить конверсия. В строгом смысле слова под конверсией понимается превращение, существенное преобразование. Как показывает мировой и прошлый советский опыт, конверсия военного производства может осуществляться в различных формах, среди которых выделяются следующие:

- жесткая (полноценная) конверсия;

- мягкая (диверсифицированная) конверсия;

- псевдоконверсия; создание новых производств на базе военных технологий.

Жесткая (полноценная) конверсия используется при выпуске военной продукции, имеющая двойное назначение и общую базовую технологию, то есть может применяться, в том числе и для создания гражданской продукции. В большей степени это касается приборостроения, связи, оптики, навигации и систем управления, в меньшей - судостроения, авиастроения, ракетостроения, медицинской техники и химии.

Мягкая (диверсифицированная) конверсия - это многопрофильные диверсифицированные крупные оборонные предприятия, выпускающие большой ассортимент гражданской продукции.

Псевдоконверсия представляет собой переориентированные оборонные предприятия на производство побочной гражданской продукции не связанной с основным выпуском базовой технологии в связи с сокращением оборонного заказа.

Новые производства на базе военных технологий в рамках действующих оборонных предприятиях в процессе своей деятельности создают различные второстепенные технологии для выпуска гражданской продукции.

Таким образом, мировой опыт в ведущих странах, а также и прошлый советский опыт, показывают, что большинство крупнейших оборонных предприятий представляют многопрофильные диверсифицированные конгломераты, производящие значительное количество гражданской продукции. Видимо и в нашей современной постсоветской стране нужно идти по этому пути.

Уже сейчас осуществляется такая конверсия на многих отечественных оборонных предприятиях страны.

Госкорпорация «Ростех» инвестирует 460 млн. рублей в создание станкостроительного кластера на базе Ковровского электромеханического завода (КЭМЗ). Этот кластер нацелен на максимальную локализацию производства киберзащищенных высокоточных токарных, токарно-фрезерных и горизонтально-фрезерных станков, которые станут основой для формирования «цифровых фабрик». В настоящее время на КЭМЗ собирают десять моделей таких станков, доля российских компонентов в которых сейчас составляет 50-60процентов, а к 2026 году должна превысить 90 процентов. Для расширения станочного производства строится новый корпус площадью 5 тыс. кв. м., который будет введен в эксплуатацию в 2019 году. С учетом новых площадей кластер планирует производить около 650 станков в год [4].

Фонд развития промышленности выделяет три займа по программе «Конверсия» на сумму 1,4 млрд. рублей на проекты стоимостью 3,7 млрд. рублей. Из них заем на 433 млн. рублей получит СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» (Санкт-Петербург) для создания импортозамещающего производства металлического порошка из нержавеющей стали для 3Р-печати, а также металлических деталей сложных геометрических форм из порошка собственного производства. Компания «ИТО-Туламаш» получит заем на 200 млн. рублей для создания импортозамещающего производства мерительного и высокоскоростного режущего инструмента для машиностроения. Заем 750 млн. рублей получит компания ПОЗиС (Татарстан) на модернизацию мощностей для выпуска бытовой и медицинской холодильной техники с высоким классом энергоэффективности и электронным управлением [5].

«Роснефть» с 2013 года реализует колоссальный по меркам отечественной машиностроительной отрасли проект развития судостроительного комплекса «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края стоимостью в 200 млрд. рублей. В отличие от деятельности преимущественно «военной» Объединенной судостроительной корпорации этот проект ориентирован на гражданский сегмент, в том числе на танкеры большой вместимости [6] и т.д.

Толчком в развитии и расширении ключевых отраслей машиностроительной индустрии может стать производство оборудования для энергетических станций в рамках масштабного специального инвестиционного инструмента так называемых договоров на поставку мощностей (ДПМ), нацеленного на строительство и модернизацию энергетической инфраструктуры страны.

Проблема заключается в следующем. По итогам 2017 года в РФ практически реализована первая программа ДПМ-1 (в 2018 году будут введены в эксплуатацию последние объекты), которая даст ощутимый эффект устранения дефицита электроэнергии, в том числе и для отраслей промышленности. По результатам реализации этого масштабного инвестиционного проекта (по данным Минэнерго размер инвестиций по всем видам энергетики составил 3,6 трлн.руб.), ориентированного на новое строительство, в стране построено 130 новых генерирующих блоков суммарной мощностью 27 ГВт. Это более 10% всей имеющейся у нас в стране установленной мощности.

Сейчас активно обсуждается долгосрочная программа до 2025г. новой модернизации теплоэнергетики, так называемый проект ДПМ-2, одобренный Президентом. Первоначальная оценка инвестиций в этот проект составляет 1,5 трлн. руб. В отличие от ДПМ-1 новая инвестиционная программа мощностей ДПМ-2 будет нацелена не на новое строительство, а на модернизацию старых мощностей, в том числе с сохранением технологий.

Строительство объектов по ДПМ-1 ориентировалось на технологии производства газовых турбин большой мощности (более 100МВт) для парогазовых установок. На эти же технологии ориентировалась и ДПМ-2.

В мире всего четыре крупных компаний имеют технологии выпуска газовых турбин большой мощности - Siemens, General Electric (GE), Mitsubishi Heavy Industies и Ansaldo. В нашей стране такие турбины производило совместное предприятие Siemens и «Силовые машины» под контролем немецкой компании. Вдобавок к этому поставщиками оборудования парогазовых установок в рамках ДПМ-1 помимо Siemens выступали американская GE и французская Alstom, что обеспечило критическую зависимость турбин от зарубежных компаний, которая у нас до сих пор остается из-за отсутствия оформленных договоренностей на передачу технологий. Кроме того сервисное обслуживание и капитальный ремонт турбин после девальвации рубля стали очень дорогими (по сравнению с ремонтом отечественного оборудования). Однако после присоединении Крыма были введены санкции с запретом на импортные поставки газовых турбин большой мощности. Поэтому возникла необходимость импортозамещения газовых турбин большой мощности. За счет освоения технологии производства и обслуживания этих турбин для парогазовых установок можно устранить зависимость от западных технологий и одновременно придать импульс развитию современного отечественного производства энергетического оборудования.

Успешность реализации программы современного технологического обновления российского машиностроения во многом определяется надежным финансовым обеспечением. Это потребует мобилизации средств из всех источников инвестиционного финансирования.

Речь идет, прежде всего, о собственных финансовых ресурсах предприятий машиностроения, но их недостаточно из-за сложившегося низкого уровня рентабельности в целом по отрасли (5-7%), который не обеспечивает получение необходимой величины прибыли для финансирования модернизации производства, технического перевооружения отрасли и технологического обновления основных фондов, иначе говоря - расширенного воспроизводства на инновационной основе. По предварительной оценке, для того, чтобы обеспечить требуемый размер рентабельности на машиностроительную продукцию необходимо установить его на уровне как минимум

Проблемы экономики и юридической практики

5'2018

25% от собственных затрат. При этом не менее одной трети части полученной чистой прибыли необходимо направлять на финансирование производственных капитальных вложений инновационного назначения, а другую часть этой прибыли - на развитие социальной инфраструктуры (в том числе и на жилищное строительство).

Ещё одним из основных источников инвестиционного финансирования предприятий машиностроения является долгосрочное банковское кредитование. Однако в настоящее время большинство коммерческих банков не способны осуществлять кредитное финансирование реальных инвестиций в форме капитальных вложений в инновационные проекты машиностроительной индустрии и обеспечить их необходимым денежным потоком. Причины в этом следующие.

В настоящее время банковский сектор предоставляет инвестиционные кредиты в основном крупнейшим заемщикам, причем по высоким процентным ставкам (в среднем 15-25%). Но для инвестиционного финансирования, как показывает зарубежный опыт, процентная ставка по кредитам не должна превышать 5-7% при умеренной инфляции в 2-3% в год.

К тому же сдерживающим фактором банковского кредитования инвестиций в машиностроительную индустрию является срок предоставления кредитов. Основным источником формирования банковских ресурсов для последующего кредитования инвестиционных проектов являются депозитные ресурсы со средневзвешенным сроком привлечения 1,5-2 года. В то же время вложения в проекты по технологическому обновлению машиностроительных предприятий требуют финансовых инвестиций от 5 до 10 лет и более. Таким образом, источники для долгосрочного кредитного финансирования машиностроителей у национальной банковской системы сейчас практически крайне ограничены.

В первом полугодии 2018 года в целом по промышленности структура источников финансирования инвестиций сложилась следующим образом: увеличилась доля собственных средств -с 56 до 59,7%; в составе привлеченных средств сократилась доля бюджетных ассигнований - с 13,4 до 12,1%; а особенно заметно уменьшилась доля банковских кредитов - с 11,5 до 8,0%, в том числе доля кредитов зарубежных банков сократилась в три раза (с 6,2 до 1,9%).

С учетом такой тенденции с привлеченными средствами со стороны государства необходим комплекс мер по стимулированию банковского сектора для формирования долгосрочных банковских пассивов и за счет этого - роста банковского долгосрочного кредитования на технологическое обновление промышленного производства. Одновременно нужны экономические стимулы для предприятий машиностроительного комплекса для увеличения размера их рентабельности и, прежде всего, за счет снижения себестоимости путем регламентирования порядка отнесения затрат по обслуживанию долгосрочных банковских кредитов на себестоимость машиностроительной продукции.

Это одна сторона проблемы. Другая - это проводимая жесткая денежно-кредитная политика ЦБ, которая поддерживает

высокий уровень процентных ставок, несмотря на то, что правительство, по заявлению премьера-министра, планирует добиваться снижения стоимости кредитов, чтобы создавать условия для более уверенного роста экономики в целом [7].

Больше того, проблема усугубляется повышением с 14 сентября текущего года ключевой ставки с 7,25 до 7,5%, что вызовет их рост и окажет негативное влияние на финансовое обеспечение развития не только машиностроительной отрасли, но всей реальной экономики. А необходимость такой меры ЦБ обосновал сдерживающим воздействием на курс, инфляцию и долларизацию, а также повышением привлекательности вкладов в рублях и гособлигаций. Однако он проигнорировал отрицательные последствия, которые несёт за собой возврат к жесткой денежно-кредитной политике. Это переток финансовых ресурсов из промышленного производственного оборота на срочные депозиты предприятий в банках. Значительное влияние будет оказано на строительство и другие отрасли нефинансового сектора экономики с большой зависимостью от кредитов. Для многих предприятий обслуживание ранее взятых кредитов повлечет за собой их удорожание и усложнит возможности привлечение новых. Для банков дальнейшее повышение ставок приведет к снижению качества кредитных портфелей. Бюджетной системе при повышении ставок будет дорого привлекать средства через ОФЗ, что сократит объемы государственных заимствований. А это, в свою очередь, может обусловить сокращение бюджетных расходов, сузить маневренность бюджетов, затруднить финансирование национальных проектов. Исходя из всего этого, а также с учетом эскалации санкций, проведения политики импортозамещения, а также намеченных целевых ориентиров в текущих условиях и на перспективу было бы нецелесообразно повышать сейчас ключевую ставку, поскольку будет препятствием для прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Нужно развивать малый и средний инновационный бизнес в машиностроительном комплексе. Для этого, в частности, он должен получить максимальный режим налоговых льгот (или вовсе освобожден от налогообложения) при условии технологической модернизации своей производственной базы и создания инновационно-ориентированных производств.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 76,14%.

Список литературы:

1. Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах

развития Российской Федерации на период до 2024 года»

2. Сайты: Росстата, ФНС, Минфина, ЦБ, Минэнерго

3. Эксперт № 9, 2017, с. 13

4. Эксперт № 34, 2018, с. 5

5. Эксперт № 36, 2018, с. 4

6. Эксперт № 37, 2018, с. 22

7. Эксперт № 38, 2018, с. 13

8. РГ, 21 мая 2018, № 107, с 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.