МАРЦИАН КАПЕЛЛА И СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ
Арсеньев В.И.
Арсеньев Василий Иванович - аспирант, направление подготовки: исторические науки и археология, профиль: всеобщая история (соответствующего периода), Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
Аннотация: в статье исследуется происхождение системы «свободных искусств», получившей распространение в Средние века в качестве учебной программы. Особый вклад в ее разработку внес Марциан Капелла, который написал педагогический трактат «О бракосочетании Филологии и Меркурия». И есть основания считать именно его родоначальником системы, состоящей из «семи свободных искусств».
Кроме того, в статье представлен краткий обзор этих дисциплин в соответствии с трактатом Марциана Капеллы, который не только изложил основы всей совокупности научного знания, но и внес собственный вклад в античную культуру.
Ключевые слова: Марциан Капелла, античная культура, образование, свободные искусства.
MARTIAN CAPELLA AND THE SEVEN FREE ARTS
Arseniev V.I.
Arseniev Vasiliy Ivanovich - post-graduate Student, FIELD OF STUDY: HISTORICAL SCIENCES AND ARCHEOLOGY, PROFILE: GENERAL HISTORY (CORRESPONDING PERIOD), KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY, KAZAN
Abstract: the article examines the origin of the system of "liberal arts", which became widespread in the Middle Ages as a curriculum. A special contribution to its development was made by Marcian Capella, who wrote a pedagogical treatise "On the marriage of Philology and Mercury". And there are reasons to consider him the ancestor of the system consisting of the "seven liberal arts".
In addition, the article presents a brief overview of these disciplines in accordance with the treatise of Marcian Capella, who not only outlined the basics of the whole body of scientific knowledge, but also made his own contribution to ancient culture.
Keywords: Marcian Capella, ancient culture, education, liberal arts.
УДК 94
«Свободные искусства» (лат. artes liberalis) - изобретение эпохи античности, когда физический труд как удел рабов и простонародья не пользовался почтением. Сенека в письме к Луцилию пишет так: «Они названы свободными, потому что достойны свободного человека» [1, с. 191]. Свободные искусства в эпоху античности противопоставлялись ремеслам или механическим искусствам (лат. artes mechanicae).
Гиппий Элидский, современник Сократа, считается основателем системы «свободных искусств» [2, p. 36]. Из тех мыслителей, которые внесли наибольший вклад в разработку этой системы, можно назвать Марка Теренция Варрона (его трактат «Дисциплины» в 9 книгах, который не сохранился), Никомаха Герасского («Введение в арифметику», «Введение в геометрию», «Руководство по гармонике»), Секста Эмпирика («Против ученых»).
Марциан Капелла упоминает Варрона в своем сочинении «О бракосочетании Филологии и Меркурия» и, возможно, предложенная им система семи свободных искусств повторяет его дисциплины, за исключением медицины и архитектуры, которые были «с презрением отвергнуты», так как «их искусство посвящено земному» [3, с. 321].
Античность не знала неизменного перечня «свободных искусств»: разные авторы насчитывали их разное количество. Так, у Варрона было 9 дисциплин (искусств), у Никомаха - 4 математические науки: арифметика, геометрия, гармоника и сферика (астрономия). У Секста Эмпирика - 6 отдельных дисциплин, расположенных в том же порядке, что и в произведении Марциана Капеллы.
Некоторые авторы связывают окончательный список из семи свободных искусств с именем Августина Аврелия (354-430). В своей работе «О порядке» тот называет следующие дисциплины: 1) грамматика (здесь упоминается также история), 2) диалектика, 3) риторика, 4) музыка, 5) геометрия и 6) астрология. Об арифметике Августин специально не говорит, но замечает, что «во всех этих науках встречал всё подчиненным числам» [4, с. 64-71].
Как видим, этот христианский богослов и философ выделяет всего 6 свободных искусств (неясен статус истории и арифметики). Кроме того, Марциан Капелла, скорее всего, жил примерно на сто лет
ранее Августина, а потому есть основания считать именно его родоначальником системы, состоящей из «семи свободных искусств».
Образование для Марциана по форме принимает письменный характер (слушать учителя или читать, делая записи при этом), а по содержанию представляет собой обучение свободным искусствам.
Начиная с третьей книги своего сочинения, Марциан Капелла дает слово семи служанкам, подаренным Меркурием невесте Филологии: те олицетворяют семь научных дисциплин или свободных искусств. Каждая из них излагает основы своего учения, - в таком порядке: 1) грамматика, 2) диалектика, 3) риторика; 4) геометрия (и география), 5) арифметика, 6) астрономия и 7) гармония (музыка). Эта последовательность дисциплин почти полностью повторяет порядок из труда Секста Эмпирика «Против ученых» [5].
Первой выступает Грамматика, обладающая "искусством врачевания... пороков речи", занятие которой «состоит в том, чтобы исследовать природу и употребление речи». Непосредственные источники данной книги неизвестны. Учение грамматики включает разделы - о буквах, слогах и словах.
Вторая - Диалектика, которая описывается как дева бледного вида с проницательным взглядом и змеей в левой руке. Диалектика состоит из 6 разделов: 1) слова, 2) предложения, 3) высказывания, 4) сочетание высказываний (умозаключения - силлогизмы), 5) критика (поэтов) и 6) речи (риторика).
В целом, учение Диалектики, по-видимому, восходит к «Органону» Аристотеля.
Третье искусство - Риторика. В Древнем Риме умение произносить речи высоко ценилось: обучение грамматике и диалектике можно рассматривать как подготовку к овладению ораторским искусством. В книге 5 рассматриваются, какими бывают вопросы, статусы (имел ли место поступок, в чем он состоял и каким был), способы ведения судебного дела, фигуры речи и т.д.
Основной источник для М. Капеллы при написании данной книги - Цицерон («О нахождении», «Об ораторе»).
Четвертая дисциплина - Геометрия, "наставница прочих искусств" (§586), которая начинается с географии как краткого описания известных автору земель и народов, живущих в Европе, Африке (Ливии) и Азии, доходя даже до Индии, Шри-Ланки (остров Тапробана) и Китая.
Собственно проблемам геометрии посвящен небольшой раздел - заключительная часть книги 6 (§§706-723). Именно в этой книге автором приведены наиболее интересные научные открытия эпохи античности, в том числе доказательство шарообразности Земли. И хотя не Марциан Капелла является автором этой идеи, а Дикеарх, он не просто с ней соглашается, но и приводит собственное обоснование: «Такие различия во времени доказывают, если я не ошибаюсь, что Землю следует считать шаром, имеющим округлую и выгнутую форму» [3, с. 227].
Источники данной книги: «Естественная история» Плиния Старшего, «Начала» Евклида.
Пятой появляется Арифметика, которая суть "родительница всевышних"(§803). Еще последователь Платона - Ксенократ некогда утверждал, что душа - это число. В арифмологии Марциана Капеллы «одушевленность чисел» претворяется в особое учение, связанное с его «астральной религией», когда каждому из десяти первых чисел соответствует собственное небесное божество. Возможно, эту идею Капелла заимствовал у Никомаха Герасского («Теология арифметики»).
В общем, арифметике Капелла придает большое значение и даже, - наряду с философией, - отводит ей роль в воспитании (Пайдейя сопровождает арифметику - §728), что, видимо, связано с сакрализацией чисел.
Шестая дисциплина - Астрономия, которая объявлена "сестрой" Геометрии (§581). В целом учение, изложенное в книге 8, соответствует доктрине «геоцентризма». Еще ранее, в книге «О геометрии», М. Капелла написал, что Земля "неподвижно пребывает в центре мироздания" (§599). Теперь же он уточняет, что "три планеты вместе с Солнцем и Луной движутся вокруг Земли, а Венера и Меркурий. совершают вращение вокруг Солнца"(§857). Эта модель - геоцентризм с элементами гелиоцентризма, -вероятно, восходит к ученику Платона - Гераклиту Понтийскому.
Сочинение М. Капеллы «О бракосочетании Филологии и Меркурия» венчает книга 9 - «О гармонии», что органично вписывается в авторский замысел свадьбы, которая не обходится без музыки. Однако искусство музыки здесь, прежде всего, понимается как некое «звучание небесных сфер», которых может достичь всякий, кто мыслью устремится ввысь (по пути Филологии).
Как и в других книгах, в заключительной части своего сочинения М. Капелла не только приводит выдержки из трудов античных авторов (в данном случае - Аристида Квинтилиана), но и дополняет текст собственными новациями (например, теория пентахордов).
Таким образом, Марциан Капелла в книгах 3 -9 своего сочинения «О бракосочетании Филологии и Меркурия»:
1) Одним из первых представил программу «семи свободных искусств».
2) Обобщил и систематизировал основы всей совокупности научного знания, которое является наследием эпохи античности.
3) Внес собственный вклад в античную культуру, дополнив чужие разработки своими исследованиями.
Список литературы /References
1. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М.: Издательство «Наука», 1977. 384 с.
2. CurtiusE.R. European Literature in the Latin Middle Ages. New York, 1953. 338 p.
3. Капелла Марциан. Бракосочетание Филологии и Меркурия: пер. Ю.А. Шахова. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив. Петроглиф, 2019. 400 с.
4. Августин А. О порядке. М: Харвест, 1999. 81 с.
5. Секст Эмпирик. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1975. 399 с.