Научная статья на тему 'Маршрутная технология поэтапного формирования процедур поддержания лётной годности воздушных судов'

Маршрутная технология поэтапного формирования процедур поддержания лётной годности воздушных судов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕРЖАНИЕ ЛЁТНОЙ ГОДНОСТИ / CONTINUING AIRWORTHINESS / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУР ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЁТНОЙ ГОДНОСТИ / FORMATION OF PROCEDURES OF CONTINUING AIRWORTHINESS OF AIRCRAFTS / КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / COMPLEX TECHNOLOGY / МАРШРУТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ROUTE TECHNOLOGY / МАРШРУТНАЯ КАРТА / ROUTE CHART

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексанян Армен Размикович

Введены и приняты следующие термины и определения: формирование процедур поддержания лётной годности воздушных судов; современные информационные технологии; комплексная технология формирования процедур поддержания лётной годности воздушных судов Разработана маршрутная карта маршрутной технологии с поэтапным формированием процедур поддержания лётной годности воздушных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексанян Армен Размикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROUTING TECHNOLOGY OF STAGE-BY-STAGE FORMATION OF PROCEDURES OF CONTINUING AIRWORTHINESS OF AIRCRAFTS

Following definitions and terms was entered and accepted: formation of procedures of continuing airworthiness of aircrafts; are modern information technology; the complex technology of formation of procedures of continuing airworthiness of aircrafts. The route chart of route technology with stage-by-stage formation of procedures of continuing airworthiness of aircrafts was made.

Текст научной работы на тему «Маршрутная технология поэтапного формирования процедур поддержания лётной годности воздушных судов»

УДК 629.735.017.083

МАРШРУТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУР ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЁТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

А.Р. АЛЕКСАНЯН

Статья представлена доктором технических наук, профессором Ицковичем А.А.

Введены и приняты следующие термины и определения: формирование процедур поддержания лётной годности воздушных судов; современные информационные технологии; комплексная технология формирования процедур поддержания лётной годности воздушных судов Разработана маршрутная карта маршрутной технологии с поэтапным формированием процедур поддержания лётной годности воздушных судов.

Ключевые слова: поддержание лётной годности, формирование процедур поддержания лётной годности, комплексная технология, маршрутная технология, маршрутная карта.

Тенденции развития гражданской авиации (ГА) характеризуются повышением требований к летной годности воздушных судов (ВС).

В международных и федеральных, межотраслевых, отраслевых и региональных нормативных документах содержатся требования к процедурам поддержания летной годности (ПЛГ) ВС, процедурам системы менеджмента качества, процедурам сертификации АТ и организаций по ТОиР [1, 2]. В авиакомпаниях и организациях по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) разрабатываются документы авиапредприятий по процедурам ПЛГ ВС [3, 4, 5-8, 9]. Однако научно-методические основы и руководящие методические документы по формированию процедур ПЛГ ВС до настоящего времени не разработаны. Отсутствуют установленные понятия, термины и определения и единый подход к формированию процедур ПЛГ ВС. Возникает необходимость в создании единого методического обеспечения формирования процедур ПЛГ ВС с целью повышения их эффективности путём сокращения простоев и снижения затрат на ПЛГ ВС при заданном уровне безопасности полётов.

Для решения этой актуальной научной задачи целесообразно использовать современные информационные технологии. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования процедур ПЛГ ВС на основе современных информационных технологий, решению которой посвящена настоящая статья.

Формирование процедур ПЛГ ВС - совокупность взаимосвязанных операций синтеза (поэтапного формирования) процедур на основе применения современных информационных технологий [10].

Современные информационные технологии (ИТ) - технологии компьютерной обработки информации и моделирование процедур по современным алгоритмам и программам.

Комплексная технология формирования процедур ПЛГ ВС - совокупность взаимосвязанных технологий поэтапного формирования процедур на основе применения современных информационных технологий:

1) маршрутной технологии формирования процедур ПЛГ ВС;

2) технологии структуризации и алгоритмизации процедур ПЛГ ВС;

3) технологии функционального формирования процедур поддержания летной годности ВС;

4) технологии имитационного формирования процедур поддержания летной годности ВС;

5) технологии сетевого планирования и оперативного управления процедурами поддержания летной годности ВС.

Маршрутная технология поэтапного формирования процедур ПЛГ ВС - последовательное выполнение взаимосвязанных операций синтеза с сокращённым их описанием в маршрутной карте и указыванием входов и выходов на каждом этапе.

Маршрутная карта маршрутной технологии поэтапного формирования процедур ПЛГ ВС представлена на рис. 1.

На основе выполненного анализа требований нормативных документов и обобщения опыта эксплуатации ВС в Российских авиакомпаниях произведена структуризация процедур ПЛГ ВС. В результате получена следующая структура процедур [10]:

• регламентные работы;

• нерегламентные непланируемые работы;

• нерегламентные планируемые работы;

• обеспечение ЗПЧ, расходными материалами, оборудованием, инструментом;

• сертификация экземпляра ВС;

• управление уровнем эксплуатационной надёжности и режимами ПЛГ ВС;

• менеджмент качества и эффективности процессов ПЛГ ВС.

После структуризации процедур ПЛГ ВС проведена их алгоритмизация. Разработаны условные алгоритмы процедур ПЛГ ВС, которые показывают последовательность и способы их реализации.

Для получения иерархической структуры процедур ПЛГ ВС, отражающих организационно-техническую структуру и качественные характеристики, произведён переход к функциональному формированию процедур ПЛГ ВС. Разработаны функциональные модели процедур ПЛГ ВС с использованием информационных технологий функционального моделирования IDEF0 на основе программного продукта CA ERWin Process Modeler [11].

Функциональная модель принципиально не может ответить на вопросы о том, как протекают процессы в системе во времени и в пространстве, каковы их характеристики, в этом случае для отражения количественных оценок вероятностно - статистических характеристик функциональных моделей произведён переход к имитационному формированию процедур ПЛГ ВС.

Разработаны имитационные модели процедур ПЛГ ВС с использованием информационных технологий имитационного моделирования АРЕНА, описывающие процессы в функциональных блоках IDEF0 - модели, учитывая продолжительность, трудоёмкость, стоимость выполнения операций и их вероятностно - статистические характеристики [12].

Если имитационные модели соответствуют требованиям заказчика, то переходим к сетевому планированию и оперативному управлению процедурами ПЛГ ВС. В противном случае возвращаемся к функциональному формированию процедур ПЛГ ВС и редактируем их.

Применение MS Project для решения задач сетевого планирования и оперативного управления процедурами ПЛГ ВС обеспечит возможность реализации процедур ПЛГ ВС и поможет определить насколько реально воплощение данного проекта, какие работы необходимо выполнить для достижения его целей, какой состав исполнителей и какие ресурсы потребуются, какова стоимость проекта, кто должен отвечать за те или иные виды работ [13]. Если план проекта не удовлетворяет требованиям заказчика, то целесообразно перейти к имитационному формированию процедур ПЛГ ВС для последующего редактирования.

В случае удовлетворения плана проекта требованиям заказчика план проекта утверждается.

На рис. 2 - 4 представлены маршрутные карты маршрутных технологий функционального формирования процедур ПЛГ ВС, имитационного формирования процедур ПЛГ ВС, сетевого планирования и оперативного управления процедурами ПЛГ ВС соответственно.

Иерархическая структура процедур ПЛГ ВС; исходные данные (формы выполняемого ТО длительность количество форм, трудоёмкость, стоимость)

Иерархическая структура процедур ПЛГ ВС; исходные данные (формы выполняемого ТО, длительность, количество форм, трудоёмкость, стоимость)

Формирование процедур ПЛГ ВС

Нормативные документы: международные, государственные, ЭиРД

Структуризация процедур ПЛГ ВС

Алгоритмизация процедур ПЛГ ВС

Процедуры ПЛГ ВС; документация и стандарты; организации по ТОиР

Функциональное

формирование процедур ПЛГ ВС

Регламентные работы. Нерегламентные неплани-руемые работы. Нерегламентные планируемые работы. Обеспечение ЗПЧ, расходными материалами, оборудованием,инструментом. Сертификация экземпляра ВС. Управление уровнем эксплуатационной надёжности и режимами ПЛГ ВС. Менеджмент качества и эффективности процессов ПЛГ ВС

Функциональные модели, обеспечивающие иерархическую структуру процедур ПЛГ ВС, отражающих организационно-техническую структуру и качественные характеристики

Имитационные модели процедур ПЛГ ВС, отражающих количественную оценку вероятностно -статистических характеристик функциональных моделей

План проекта

Нет

Окончание формирования процедур ПЛГ ВС

Рис. 1. Маршрутная карта маршрутной технологии формирования процедур ПЛГ ВС

Процедуры ПЛГ ВС; выполняемые работы для их реализации

Процедуры ПЛГ ВС; выполняемые работы для их реализации, где каждая работа может иметь одну или несколько дочерних работ

Построение дерева узлов

Вход (материал или информация, которые

используются или преобразуются работой для получения результата ). Управление (правила, стратегии стандарты, которыми руководствуется работа). Механизм (ресурсы, которые выполняют работу). Выход (материал или информация, которые производятся работой)

Входы, управляющие воздействия, механизмы, выходы

Нумерация процедур ПЛГ ВС и выполняемых работ для их реализации (нумерация по узлам)

Дерево узлов, входящих в функциональную модель, которая представляет собой иерархическую зависимость работ, но не взаимосвязи между работами

Дерево узлов, входящих в функциональную модель, которая представляет собой иерархическую зависимость работ, но не взаимосвязи между работами

Функциональные модели, обеспечивающие иерархическую структуру процедур ПЛГ ВС, отражающих организационно-техническую структуру и качественные характеристики

С Окончание функционального формирования процедур ПЛГ ВС

Рис. 2. Маршрутная карта маршрутной технологии функционального формирования процедур ПЛГ ВС

При формировании процедур ПЛГ ВС в данной работе решаются задачи выбора рациональных способов организации выполнения, установленных разработчиком ВС режимов ПЛГ ВС, по критерию минимальных затрат времени (труда и средств) на выполнение работ по ПЛГ ВС при заданном уровне безопасности полетов (безотказности АТ), обеспечиваемом выполнением установленных разработчиком ВС режимов ПЛГ ВС.

Имитационное формирование про цедур ПЛГ ВС

Процедуры ПЛГ ВС; выполняемые работы для их реализации; система массового

обслуживания (СМО); исходные данные для анализа; постановка задачи

Разработка математической модели формирования процедур ПЛГ ВС с использованием систем массового обслуживания

Процедуры ПЛГ ВС; выполняемые работы для их реализации; исходные данные

Разработка имитационных моделей формирования процедур ПЛГ ВС и их проигрывание

Сравнение полученных результатов путём аналитического решения и имитационного моделирования

Утверждение результатов, полученных путём имитационного моделирования

Определение характеристик СМО: среднее число ВС в системе, средняя продолжительность пребывания ВС в системе, среднее число ВС в очереди, средняя продолжительность пребывания ВС в очереди и т.д.

Отчёт о количестве ВС: введённых в модель, находящихся внутри модели за период моделирования, выведенных из модели за время симуляции. Средняя продолжительность пребывания самолётов в системе или время

простоя. Средняя продолжительность пребывания самолётов в очереди. Средняя продолжительность проведения работ

Нет

Окончание имитационного формирования процедур ПЛГ ВС

Рис. 3. Маршрутная карта маршрутной технологии имитационного формирования процедур ПЛГ ВС

Рис. 4. Маршрутная карта маршрутной технологии сетевого планирования и оперативного управления процедурами ПЛГ ВС

В заключение следует отметить, что приведенная маршрутная технология поэтапного формирования процедур ПЛГ ВС может быть использована в авиапредприятиях при разработке инструкций по поддержанию лётной годности ВС в полном объёме, в том числе по процедурам продления ресурсов и сроков службы ВС и их компонентов, сертификации экземпляра ВС, управлению надёжностью авиационной техники и качеством процессов поддержания лётной годности ВС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ицкович А.А., Смирнов Н.Н. Управление эффективностью процесса технической эксплуатации самолётов гражданской авиации: учеб. пособие. - М.: МИИГА, 1993.

2. Петров А.Н. Методология поддержания лётной годности воздушного судна на основе управления эффективностью системы его технического обслуживания и ремонта // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Аэромеханика и прочность, поддержание лётной годности воздушных судов. - 2008. - № 130 (6). - С. 33-40.

3. Авиационные правила. Часть 21. Процедуры сертификации авиационной техники. - М.:МАК, 1999.

4. Лётная годность воздушных судов. Международный стандарт. Приложение 8 к Конвенции о международной гражданской авиации. ICAO, 2001.

5. Руководство по лётной годности. - Т. 1. Организация и процедуры. - Т. 2. Сертификация конструкции и сохранение лётной годности. Doc 9760 AN/967/ICAO, 2001.

6. Руководство 145 - 1А. Процедуры сертификации ремонтных организаций. - М.: Авиарегистр МАК, 2007.

7. Руководство по организации поддержания лётной годности ВС иностранного производства ОАО. CAME. Issue 1. Revision 1. - Аэрофлот, 2007.

8. Руководство по организации технического обслуживания ВС ОАО. CAME. Issue 1. Revision 1. - Аэрофлот, 2007.

9. Чинючин Ю.М., Гипич Г.Н., Смирнов Н.Н., Ицкович А.А., Концептуальные положения системы сохранения лётной годности воздушных судов // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полётов. - 1999. - № 20. - С. 7-16.

10. Алексанян А.Р. Формирование процедур поддержания лётной годности воздушных судов // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2011. - № 173. - С. 52-60.

11. Алексанян А.Р., Ицкович А.А., Файнбург И. А. Мониторинг процессов поддержания лётной годности воздушных судов на основе применения методов моделирования IDEF0 // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2011.

- № 162. - С. 51 - 58.

12. Алексанян А.Р., Киселев Д.Ю, Файнбург И.А. Формирование процедур выполнения регламентных работ с применением информационных технологий имитационного моделирования // Научный Вестник МГТУ ГА.

- 2011. - № 173. - С. 98-108.

13. Алексанян А.Р. Планирование процедур поддержания лётной годности воздушных судов с применением информационных технологий сетевого планирования // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2011. - № 173. - С. 65-69.

ROUTING TECHNOLOGY OF STAGE-BY-STAGE FORMATION OF PROCEDURES OF CONTINUING AIRWORTHINESS OF AIRCRAFTS

Aleksanyan A.R.

Following definitions and terms was entered and accepted: formation of procedures of continuing airworthiness of aircrafts; are modern information technology; the complex technology of formation of procedures of continuing airworthiness of aircrafts. The route chart of route technology with stage-by-stage formation of procedures of continuing airworthiness of aircrafts was made.

Key words: continuing airworthiness, formation of procedures of continuing airworthiness of aircrafts, the complex technology, route chart, a route technology.

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алексанян Армен Размикович, 1976 г.р., окончил МАИ (2007), аспирант кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор 12 научных работ, область научных интересов - поддержание лётной годности воздушных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.