Научная статья на тему '"Марш" Э. Л. Доктороу: история и художественный вымысел'

"Марш" Э. Л. Доктороу: история и художественный вымысел Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
225
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э. Л. ДОКТОРОУ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США / "МАРШ К МОРЮ" / У. Т. ШЕРМАН / АВРААМ ЛИНКОЛЬН / E. L. DOCTOROW / THE CIVIL WAR IN THE UNITED STATES / "MARCH TO THE SEA" / W. T. SHERMAN / ABRAHAM LINCOLN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сираева Гульзира Разамировна

Статья посвящена осмыслению специфики соотношения истории и вымысла в романе Э. Л. Доктороу «Марш». Несмотря на частое упоминание историзма как ключевой особенности творчества Доктороу, это единственный роман, определенный самим прозаиком как исторический. Детальное описание пейзажей, образов солдат и мирных граждан наряду с передачей исторической действительности упоминаемого периода является особенностью индивидуального стиля автора произведения. В работе впервые сопоставляется содержание романа с данными исторических трудов о периоде Гражданской войны в США, учитываются образы исторических личностей и элементы их биографий, детали событий, факты истории, упомянутые Э. Л. Доктороу в «Марше».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE MARCH” BY E. L. DOCTOROW: HISTORY AND FICTION

The article is devoted to the comprehension of the specificity of relationship between history and fiction in E. L. Doctorow’s novel “The March”. Despite the frequent mentioning of historicism as a key feature of the creativity of Doctorow, this is the only novel defined by the prose writer as historical. A detailed description of landscapes, images of soldiers and civilians along with the rendering of the historical reality of the mentioned period is a feature of the writer’s individual style. For the first time the study compares the content of the novel with the data of historical works about the period of the Civil War in the USA. The images of historical personalities and elements of their biographies, details of events, historical facts mentioned in the novel are taken into consideration.

Текст научной работы на тему «"Марш" Э. Л. Доктороу: история и художественный вымысел»

Сираева Гульзира Разамировна

"МАРШ" Э. Л. ДОКТОРОУ: ИСТОРИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ

Статья посвящена осмыслению специфики соотношения истории и вымысла в романе Э. Л. Доктороу "Марш". Несмотря на частое упоминание историзма как ключевой особенности творчества Доктороу, это единственный роман, определенный самим прозаиком как исторический. Детальное описание пейзажей, образов солдат и мирных граждан наряду с передачей исторической действительности упоминаемого периода является особенностью индивидуального стиля автора произведения. В работе впервые сопоставляется содержание романа с данными исторических трудов о периоде Гражданской войны в США, учитываются образы исторических личностей и элементы их биографий, детали событий, факты истории, упомянутые Э. Л. Доктороу в "Марше". Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^^СИв/З^/в.^т!

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 3(81). Ч. 2. C. 252-254. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/3-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

252

^БЫ 1997-2911. № 3 (81) 2018. Ч. 2

УДК 82.091

Статья посвящена осмыслению специфики соотношения истории и вымысла в романе Э. Л. Доктороу «Марш». Несмотря на частое упоминание историзма как ключевой особенности творчества Доктороу, это единственный роман, определенный самим прозаиком как исторический. Детальное описание пейзажей, образов солдат и мирных граждан наряду с передачей исторической действительности упоминаемого периода является особенностью индивидуального стиля автора произведения. В работе впервые сопоставляется содержание романа с данными исторических трудов о периоде Гражданской войны в США, учитываются образы исторических личностей и элементы их биографий, детали событий, факты истории, упомянутые Э. Л. Доктороу в «Марше».

Ключевые слова и фразы: Э. Л. Доктороу; Гражданская война в США; «Марш к морю»; У. Т. Шерман; Авраам Линкольн.

Сираева Гульзира Разамировна

Казанский (Приволжский) федеральный университет gulzira-s@yandex. ги

«МАРШ» Э. Л. ДОКТОРОУ: ИСТОРИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ

Э. Л. Доктороу, американский писатель второй половины XX - начала XXI века, в своих произведениях поднимает серьезные социальные и философские проблемы, описывает события политической и культурной жизни общества, воспроизводит образы известных людей и демонстрирует возможности художественной интерпретации истории. В романах Доктороу прослеживаются индивидуально-авторские особенности стиля писателя: специфическая композиция, переплетение множества сюжетных линий, детализация в изображении героев, выбор их имен, исторические вставки, детальное описание места действия - все это является отражением уникальности творческого метода Доктороу. «Марш» не является исключением.

В основе сюжета лежат события Гражданской войны в Америке (1861-1865 гг.). Роман посвящен кровопролитному, жестокому и разрушительному периоду Гражданской войны, получившему название «Марш к морю», под командованием генерала Уильяма Т. Шермана. Примечательно, что целью похода генерала Шермана были не просто завоевания и битвы, но разрушение и опустошение Юга.

Образ Уильяма Шермана является центральным в романе. Автор ярко отразил как внешность, так и характер выдающегося генерала армии Севера. Шерман описан как человек, по виду которого нельзя было определить его отношение к армии. У него был совсем не военный вид, запыленный френч наполовину расстегнут, шея повязана платком, на голове старая помятая шляпа, а во рту окурок сигары, торчащий из рыжей, тронутой сединой бороды... <... > Выправкой и одеждой он совсем не походил на бравого офицера [2, с. 93]. Исходя из описания внешности генерала в исторических источниках, облик его в романе соответствовал действительности. Его характер дополняется автором на протяжении всего романа. Так, сначала читатель узнает, что он скромен в одежде, неприхотлив в еде, не нуждался в армии слуг и обходился единственным денщиком, обладал лишь одной лошадью. В романе он выступает не просто успешным и талантливым генералом, но «человеком, способным служить примером» [Там же, с. 95]. Прозаик уточняет, что комфорту, тишине и спокойствию он предпочитает суету марша и постоянное движение. Позже генерал изображен в числе солдат, занятых тушением загоревшегося хлопка: полуодетый, он усердно трудится, причем не отдавая приказы, а подчиняясь им, как рядовой солдат [Там же, с. 217], что характеризует его как патриотичного человека, болеющего за общее дело и благополучие нации. Еще одним доказательством близости генерала к солдатам является и факт наличия особого к нему обращения. Среди солдат его называли «Дядюшка Билли» (сама возможность подобного отношения к командующему генералу удивляла, кстати, корреспондента лондонской газеты). Однако в романе Шерман весьма честолюбив, доказательством чего является его показательное безразличие к «горам писем, восхищенным рукоплесканиям и всеобщему преклонению, доходящему до экзальтации». Присуще ему было и некоторое «самодурство» [Там же, с. 97]. При всей своей простоте и непритязательности он не уверен в правильности отмены рабства и относится к идее равенства весьма настороженно: Шерман не мог принять идею равного положения «белых» и «негров», что со всей очевидностью было обусловлено его воспитанием (он являлся уроженцем Юга, его Родина - штат Огайо) [Там же, с. 150]. Генерал с возмущением воспринял желание министра Стэнтона спросить мнение негров о генерале. Кроме того, Шерман отказывался зачислять бывших рабов в ряды своей армии до тех пор, пока не получил приказ самого президента, о чем свидетельствуют исторические источники [1] и косвенно упоминается в романе. Доктороу дополнил исторический образ генерала элементами его биографии. Так, в романе повествуется о трагических событиях смерти сначала одного из его сыновей, а затем и другого. Из переписки генерала с женой читателю становится известно ее имя - Эллен. Вероятно, речь идет об Эллен Юинг Шерман, родной дочери приемного отца генерала Томаса Юинга. Кроме того, в романе упомянуто об учебе генерала в Вест Поинте - кузнице американских офицеров, - где он познакомился со своим будущим военным соперником генералом Харди, образ которого также присутствует в романе. Их духовная близость отражена в повороте сюжета романа, связанном с трагической гибелью шестнадцатилетнего сына южного генерала (Харди). Шерман воспринял это как личную трагедию [2, с. 374].

Литературоведение

253

Кроме образа самого Уильяма Т. Шермана, в романе присутствуют и другие исторические личности, среди которых генерал федеральной армии Улисс Грант, генерал пехотных войск Генри Слокам, генерал кавалерии Джадсон Килпатрик, генерал конфедеративных войск Джозеф Джонстон и генерал Роберт Ли и сюжетно упоминаются Джефферсон Дэвис и министр Стэнтон. Особое место в произведении занимает личность президента Авраама Линкольна, который незримо присутствует в ходе всего сюжетного развертывания, а в финале появляется перед читателем. Э. Доктороу описывает президента как истощенного, изможденного и измученного человека с нездоровым видом. Примечательно, что представший перед читателями президент никак не соответствовал образу решительного, харизматического лидера нации, чьи фотопортреты развешаны по всей стране [Там же, с. 390]. К свойствам характера Линкольна прозаик относит мягкость, учтивость, почтение в общении с генералами. Историки полагают, что в последние месяцы жизни Линкольн боролся с серьезными проблемами со здоровьем, о чем и свидетельствует сюжет романа [3, с. 244].

Э. Л. Доктороу детально демонстрирует стратегию генерала У. Шермана, попавшую в историю как тактика «выжженной земли» [4]. Автор описывает, как северяне безжалостно разрушают железные дороги, сжигают за собой города своей собственной страны. Они уничтожают все продовольственные запасы юга, угоняют скот, сжигают хлопок - делают все, чтобы подорвать экономическую независимость Юга.

Роман аккумулирует как исторические персоналии, факты и события, так и художественные образы. Так, немаловажное место занимает образ старого фотографа Кальвина Харпера, запечатляющего моменты войны на первых в истории фотографиях. Этот образ, на наш взгляд, является художественной интерпретацией исторической личности Мэттью Брэди, известного своими фотографиями времен Гражданской войны [6]. Роман искажает события его жизни и смерти, однако демонстрирует трагичность судеб и героя романа, и реальной исторической личности.

Ввиду того, что роман «Марш» является художественным произведением, нельзя умалять роль художественных образов в романе, которые способствуют пониманию сюжета и композиции, высвечивают образы исторических личностей. Кроме того, учитывая, что любая война сопровождается потерями и лишениями, писатель насыщает текст образами, довершающими картину войны.

Символом материнской тревоги и скорби становится образ Мэтти Джеймсон, жены южного плантатора из города Филдстоун, штата Джорджия. Оставив имущество на растерзание северной армии, отправив двух сыновей на защиту интересов Юга, Мэтти с мужем бежит от армии Шермана. Настигнутые в городе Мил-леджвиль, Джеймсоны теряют остатки имущества, спрятанного на складе, результатом чего становится помутнение рассудка мужа Джона и его смертельная травма от солдата северян. Мэтти, страдающая периодическими нервными срывами, в одночасье потерявшая все, остается на попечение пятнадцатилетней падчерицы-негритянки Перл, с которой у нее ранее сложились весьма неблагожелательные отношения.

Если Мэтти является символом лишения и материнской тревоги, то Перл, безусловно, - символ помощи и самоотречения. В начале романа белокожая негритянка демонстрирует отчужденность, гордость и высокомерие, но тяготы, выпавшие на ее долю, и добрые люди, попавшиеся ей на пути, способствовали становлению ее характера и в конечном итоге - обретению героиней женского счастья. В ходе развития сюжета очевиден процесс духовного взросления Перл. В ее образе присутствует конфликт противоборствующих сторон одного характера: с одной стороны, она ощущает необходимость своей причастности к культуре и образу жизни своих афроамериканских соотечественников, с другой стороны, не может не принять роль белых людей в ее жизни. Введение автором образа белокожей негритянки весьма символично в связи с описанием событий отмены рабства и появлением нового члена американского социума - свободного негра с присущими ему правами. Кульминацией взросления и становления характера Перл становится спасение ею некогда ненавистного сводного брата и пожертвование ему с мачехой бесценных для нее золотых монет.

Символом стойкости, самоотверженного труда и преданности своему делу является образ военного хирурга-новатора полковника Сбреде Сарториуса. Немногословный, хладнокровный и ответственный Сарториус поражает не только молодую южанку Эмили Томпсон, но и самого генерала Шермана. Однако его отношение к работе и самоотречение становятся одновременно и преградой для обретения персонажем личного счастья. Он без лишних мыслей и эмоций отпускает влюбленную в него Эмили Томпсон; без малейшего сожаления уезжает в Вашингтон, когда того требует долг. Случайная смерть подопытного пациента с гвоздем в черепе, обреченного на скорую смерть, вызывают у него больше эмоций, нежели отъезд любимой женщины.

Согласно историческим данным, в период Гражданской войны было зафиксировано множество случаев дезертирства. В обеих армиях число дезертиров насчитывало около 10% солдат [3, с. 243]. Это происходило по различным причинам, моральным или политическим, а иногда и материальным (за вступление в армию полагались «подъемные»). Этот факт не остался без внимания Доктороу и нашел отражение в романе в образах двух дезертиров Арли и Уилла, то и дело попадающих в передряги. Чужие среди всех, они находятся в постоянном поиске собственной «роли» в театре военных действий. Призванные в Конфедеративную Армию, они вскоре попадают в тюрьму за неисполнение приказа. Волей случая Арли и Уилл были освобождены из тюрьмы, в ходе марша им приходилось неоднократно менять военную форму с серой на синюю. Казалось бы, со сменой формы менялись и их политические взгляды, однако с завершением их истории (смертью Уилла и покушением Арли на жизнь генерала Шермана) читатель видит свершившийся окончательный выбор в пользу Конфедерации.

Роман завершается окончанием Гражданской войны и трагической гибелью президента Линкольна. Генерал Улисс Грант позднее писал в своих мемуарах: «Война окончена - мятежники снова стали нашими согражданами» [5]. Об исторических событиях романа повествует немного исторических трудов, но, даже

254

ISSN 1997-2911. № 3 (81) 2018. Ч. 2

учитывая их, становится очевидно, что в «Марше» этот период Гражданской войны описывается весьма противоречиво. Подход Э. Л. Доктороу уникален тем, что прозаик передает историю, не принимая определенной стороны, сохраняя нейтралитет, тем самым убеждая читателя в полной объективности и правдивости описываемых событий. При этом автор романа сумел гармонично синтезировать историю и художественный вымысел, наполнив реальные исторические образы и события глубочайшей философской идеей ценности мира гражданского, политического и духовного.

Список источников

1. Гражданская война в США (1861-1865) [Электронный ресурс]: статья, посвященная 150-летию со дня начала Гражданской войны в США от 12.04.2011. URL: https://ria.ru/spravka/20110412/363307586.html (дата обращения: 11.12.2017).

2. Доктороу Э. Л. Марш. М.: Флюид, 2010. 432 с.

3. Иванян Э. А. История США. М.: Дрофа, 2008. 571 с.

4. Тактика выжженной земли [Электронный ресурс] / пер. Т. Шостак. URL: http://ru.wikiyours.com/статья/тактика-выжженной-земли (дата обращения: 04.01.2018).

5. Улисс Грант [Электронный ресурс] // Библиотека ВВМ. URL: http://velib.com/read_book/bez_avtora/vsemirnaja_ istorija_v_izrechenijakh_i_citatakh/g/grant_uliss/ (дата обращения: 06.01.2018).

6. Фотографии Гражданской войны в США [Электронный ресурс]. URL: https://picturehistory.livejournal.com/1346460.html (дата обращения: 05.01.2018).

"THE MARCH" BY E. L. DOCTOROW: HISTORY AND FICTION

Siraeva Gul'zira Razamirovna

Kazan (Volga Region) Federal University gulzira-s@yandex. ru

The article is devoted to the comprehension of the specificity of relationship between history and fiction in E. L. Doctorow's novel "The March". Despite the frequent mentioning of historicism as a key feature of the creativity of Doctorow, this is the only novel defined by the prose writer as historical. A detailed description of landscapes, images of soldiers and civilians along with the rendering of the historical reality of the mentioned period is a feature of the writer's individual style. For the first time the study compares the content of the novel with the data of historical works about the period of the Civil War in the USA. The images of historical personalities and elements of their biographies, details of events, historical facts mentioned in the novel are taken into consideration.

Key words and phrases: E. L. Doctorow; the Civil War in the United States; "March to the Sea"; W. T. Sherman; Abraham Lincoln.

УДК 8; 811.163.2

В статье описываются возможности расширения значений слова в поэтическом дискурсе болгарской поэтессы Елисаветы Багряны, а также способы эксплицитного и имплицитного выражения индивидуально-авторских ключевых смыслов. Основные проблемы, рассматриваемые в статье, касаются индивидуально-авторских доминантных смыслов, возникающих в результате перехода культурных концептов под влиянием мировоззрения автора. Получены выводы об индивидуально-авторской картине мира Елисаветы Багряны как продукте сознания одного индивида.

Ключевые слова и фразы: поэтический дискурс; поэтический текст; ключевые смыслы; индивидуально-авторская картина мира; национальная картина мира; концепт.

Филиппова Анастасия Александровна

Кубанский государственный университет, г. Краснодар asiafll@yandex. ги

КЛЮЧЕВЫЕ СМЫСЛЫ РАННЕГО ПОЭТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ЕЛИСАВЕТЫ БАГРЯНЫ

В поэтической речи слово не ограничено значениями, зафиксированными в словаре, границы его понимания и употребления расширяются, и оно приобретает дополнительные смыслы, порой становящиеся доминантными. Под доминантными смыслами мы понимаем центральные образы и концепты, находящиеся в фокусе внимания поэта. Семантические доминанты - фундаментальные идеи, наиболее часто употребляющиеся, имеющие разнообразные формы реализации в отдельном языке, а также характеризующиеся затрудненностью их понимания [6]. Выражение таких семантических доминант, или ключевых смыслов, часто становится скрытым коммуникативным намерением поэта и формирует подтекст.

Индивидуально-авторские доминантные смыслы в поэтическом дискурсе возникают в результате перехода культурных концептов под влиянием особенностей мировоззрения поэта. В поэтическом тексте подобные смыслы выражаются имплицитно или эксплицитно. Эксплицитно смысл репрезентируется в тексте с помощью лексемы, совпадающей с общепринятым значением концепта. «Языковыми маркерами имплицитной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.