Научная статья на тему 'Марокко и США к вопросу двусторонних отношений во второй половине XX века.'

Марокко и США к вопросу двусторонних отношений во второй половине XX века. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
662
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРОККО / США / ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИКА / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / MOROCCO / THE USA / BILATERAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фаязова С. С.

В статье рассматривается развитие двусторонних отношений между Марокко и США в политической, экономической и военной сферах начиная с 70-х гг. XX в. Автор анализирует причины ослабления французского влияния на Рабат и Магриб в целом. В статье использованы отечественные исследования и источники на арабском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morocco and the USA: the question of bilateral relations in the second half of the 20th century

The article presents the development of bilateral relations between Morocco and the USA in political, economical and military spheres from 1970. The author analyses the reasons for reducing of the French influence on Rabat and Maghrib. The article is based on Russian researches and Arabic sources.

Текст научной работы на тему «Марокко и США к вопросу двусторонних отношений во второй половине XX века.»

С. С. Фаязова

МАРОККО И США: К ВОПРОСУ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Работа представлена кафедрой стран Ближнего и Среднего Востока Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Н. Н. Дьяков

В статье рассматривается развитие двусторонних отношений ме^ду Марокко и США в политической, экономической и военной сферах начиная с 70-х гг. XX в. Автор анализирует причины ослабления французского влияния на Рабат и Магриб в целом. В статье использованы отечественные исследования и источники на арабском языке.

Ключевые слова: Марокко, США, двусторонние отношения, политика, Ближний Восток.

The article presents the development of bilateral relations between Morocco and the USA in political, economical and military spheres from 1970. The author analyses the reasons for reducing of the French influence on Rabat and Maghrib. The article is based on Russian researches and Arabic sources.

Key words: Morocco, the USA, bilateral relations.

Вторая половина XX в. совпала с кардинальными политическими изменениями на мировой арене, которые затронули практически все области. Страны и регионы мира оказались втянутыми в процессы международных экономических отношений и глобализации. С конца 1950-х гг. система международных отношений развивалась в направлении мягкой биполярной модели. Количество нейтральных стран увеличилось за счет новых независимых государств Азии и Африки, многие из которых составили движение неприсоединения. Результативность деятельности ООН и других международных организаций повысилась, но в то же время соперничество противоборствующих блоков «в третьем мире» усилилось, что вызывало появление региональных конфликтов.

В 70-е гг. XX в. политическая стратегия США в Африке претерпевает ряд существенных изменений, в результате возрастает приоритетность данного направления в целом (прежде рассматривалось как сугубо периферийное). Американской дипломатии приходится вырабатывать новые подходы в решении африканских проблем в рамках приспособления к изменившейся

международной ситуации, росту роли развивающихся стран в мире.

«Война в песках» 1963 г. между Марокко и Алжиром послужила началом тесного сотрудничества Марокко и США. Вашингтон с первых дней конфликта занял четкую позицию в вопросе поддержки одной из противоборствующих сторон в отличие от Франции, другого важнейшего экономического и политического партнера Рабат. При этом правительство США преследовало две цели: создание противовеса социалистическому Алжиру и закрепление своих позиций на марокканском рынке. Достаточно быстрое урегулирование конфликта не вполне удовлетворяло интересам США, однако экономические связи, налаженные именно в этот период, оказались весьма прочными и перспективными.

С середины 1970-х гг. Франция и США являлись основными поставщиками вооружения для марокканской армии, главенствующие позиции удалось занять Америке. С этого момента мароккано-американ-ские отношения начинают интенсивно развиваться, Марокко становится одним из наиболее важных и надежных союзников США на Ближнем Востоке. Некоторые

Марокко и США: к вопросу двусторонних отношений во второй половине XX века

исследователи обозначают этот процесс как часть общеафриканской политики США, чей торговый оборот со всеми странами Африки с 1970 по 1975 г. увеличился в 6 раз и составил 1,1 млрд долл.1 Марокко входит в число «привилегированных» получателей американской помощи, взамен американское руководство требует от Рабата проводить его внешнеполитической курс в регионе. Отечественный исследователь В. А. Кременюк характеризует эту ситуацию следующим образом: «В Египте, Кении, Тунисе, Заире, Сенегале, Габоне, Марокко - этих давних и не столь давних союзниках США - установка на блокирование с "умеренными" режимами осуществляется в основном по линии укрепления военных связей. Именно на эти страны падает основной объем четырехкратного увеличения американской военной помощи - с 36,2 млн долл. в 1974 г. до 125,4 млн долл. в 1978 г. США добивались активного сотрудничества названных стран в коллективных жандармских акциях в Африке, в частности путем перевода "межафриканских сил" на постоянную основу под эгидой НАТО »2.

В 1977-1978 гг. марокканские войска принимали участие в подавлении восстания в заирской провинции Шаба, Хасан II поддержал военные акции США в Ливане, агрессию Вашингтона против Анголы. После исламской революции в Иране в 1979 г. Марокко стало второй страной после Египта, предоставившей свергнутому шаху свое гостеприимство.

После неудачной политики в Иране администрация США взяла курс на поддержку наиболее стабильного монархического режима в Северной Африке, развивая связи в политической, экономической и военной областях. Однако их военная помощь носила дозированный характер и, как правило, была направлена на развитие определенной инфраструктуры, нужной американцам, что не всегда отвечало марокканским интересам. Рабат выказывал недовольство договоренностями между Францией и США об оказании Марокко военной помощи и поставках оружия в количестве, не

нарушающем баланс сил между Марокко и Алжиром. Тем не менее благодаря использованию ситуации в Западной Сахаре и координации своих действий с Францией США смогли привязать к себе Марокко в военно-политическом плане.

В начале 1980-х гг. в связи с ростом напряженности в регионе Марокко увеличивает закупки оружия в США. В 1982 г. был создан мароккано-американский военный комитет, были подписаны два соглашения об оказании экономической помощи Марокко, была образована совместная комиссия по экономике, сессии которой проводятся ежегодно. В соответствии с военным соглашением, подписанным в мае 1982 г., США получают право использовать марокканские военные базы в качестве перевалоч -ных пунктов для переброски сил на Ближний Восток и в зону Персидского залива3.

Внешняя политика Хасана II уже в начале его правления ориентирована на Запад. Хотя Рабат пытался предстать перед арабской общественностью в качестве поборни-ка общеарабских и мусульманских интересов, он явно шел в фарватере западной политики на Ближнем Востоке, сделав ставку на сотрудничество с США и другими союзниками Вашингтона по блоку НАТО.

В свою очередь, Соединенные Штаты активно развивали связи с Марокко. В 19871988 гг. Рабат вел переговоры о переводе американских военных баз из Испании на территорию Марокко. Известный российский исследователь М. С. Сергеев объясняет активность США в Марокко следующим образом: «Почему США заинтересованы в стабильном Марокко? По американским взглядам, любое нарушение безопасности королевства будет иметь серьезные последствия для стратегических интересов США во всей Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке»4. Данная точка зрения в первую очередь связана с тем, что именно через Марокко проходили и до сих пор проходят морские и воздушные транзитные маршруты, которые активно используются американским военным командованием при переброске и развертывании группировок

50 1

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

как на Ближнем Востоке, так и в Западной Азии. США чрезвычайно зависят от морских коммуникаций, проходящих между Гибралтарским проливом и Суэцким каналом.

Усиление американского военного присутствия в Марокко постепенно ослабляло французское влияние на Рабат и на Магриб в целом. Со временем Париж утратил безоговорочное политическое лидерство в реги-оне, и ему пришлось вести равную конкурентную борьбу с США и отчасти - с Италией.

Подобное соперничество стран Запада в Магрибе предоставило марокканскому правительству теоретическую возможность преследовать свои интересы, играя на противоречиях двух держав. Однако такие стремления в политике Хасана II, безусловно логичные и оправданные, не принесли ожидаемых результатов, и Марокко не смогло ослабить влияние своих патронов как внутри страны, так и в регионе в целом.

По мнению Ю. С. Мальцева, «независимый курс», основанный на использовании конкурентной борьбы между двумя империалистическими державами за влияние в регионе, на деле приводит Марокко к двойной зависимости как в политическом, так и военном планах от США и Франции»5.

В марте 1995 г. принят план противодействия исламскому терроризму в странах Северной Африки, разработанный США, Францией, Германией и Италией, первый в своем роде проект в военной сфере. Согласно данному договору, Марокко предоставляет свою инфраструктуру в распоряжение вооруженных сил западных государств, что еще раз подтверждает взгляды американского руководства, согласно которым это государство «является одним из основных партнеров Соединенных Штатов в Северной Африке»6. В частности, этот план предполагал непосредственное военное вмешательство в дела государств североафриканского региона, в которых «со стороны воинствующих фундаменталистов под угрозой находятся американские или европейские интересы»7. В случае перехода власти в руки фундаменталистов в одной из стран региона участники проекта

смогут совместно использовать военно-морские базы Марокко для высадки десанта для быстрого реагирования на события в Северной Африке.

Состояние мароккано-американских отношений прежде всего характеризует ста -бильность, поддерживаемая путем традиционных и регулярных контактов на высоком уровне. В сентябре 1991 г. Хасан II посетил Вашингтон с официальным визитом, что послужило развитию нового этапа в отношении стратегического партнерства между странами, внесло существенный вклад в координацию усилий двух сторон в вопросе ближневосточного урегулирования.

Начиная с 90-х гг. XX в. внешнеполитический вектор Марокко все больше направлен на Соединенные Штаты. Примером этому служит позиция Марокко, принятая в ходе войны в Персидском заливе, когда, несмотря на многие факторы, включая общемусульманскую солидарность и исламистские настроения внутри страны, Хасан II все же поддержал США и смог выдержать линию антииракской коалиции. Рабат поддерживал и поддерживает политику Вашингтона в ближневосточном вопросе путем оказания американцам различных посреднических услуг в отношении Палестины и Израиля. Следует отметить, что в Марокко сильна и многочисленна еврейская община (около 400 тыс. чел.), примерно такое же число марокканских евреев проживает в Израиле. Немало евреев-выходцев из Марокко - до 100 тыс. чел. - проживает в США и составляет немалую часть «израильского лобби» в американском конгрессе8.

Экономическое сотрудничество США и Марокко не получило ощутимого развития. По-прежнему слабым звеном в этом процессе является нежелание американского частного капитала вкладывать денежные средства в марокканскую экономику (инвестиции частного американского капитала составляют более 50 млн долл.).9 В то же время США продолжают регулярно оказывать Марокко финансовую помощь, выделяя кредиты и займы как по правительственной линии, так и через различные государствен-

ные организации. Большое значение для Марокко имеет поддержка Вашингтона при получении кредитов и займов по линии различных международных банковских организаций, а также при отсрочках платежей и предоставлении финансовых льгот. Определенное значение в деле развития экономического сотрудничества между странами имел упоминавшийся выше визит Хаса-на II в Вашингтон, в ходе которого ему было обещано увеличить размер вложений в марокканскую экономику со стороны крупнейших американских корпораций.

На сегодняшний день американские нефтяные компании крайне заинтересованы в нефтеразведке и эксплуатации нефтяных месторождений в малоизученных районах Западной Сахары. После прихода к власти Мухаммеда VI подобное положение дел сохраняется, сотрудничество между двумя государствами продолжается в том же ключе.

Подводя итоги рассмотрения отношений Марокко и США, можно утверждать, что уровень этих двусторонний отношений позволяет Вашингтону рассматривать Рабат как своего надежного партнера в Маг-рибе и арабском мире в целом, на поддержку и авторитет которого можно рассчи-тывать при проведении своей внешней политики. С этой точки зрения США весьма заинтересованы в продолжении и укреплении своих позиций в Марокко. Рабат, в свою очередь, также заинтересован в Соединенных Штатах как в сильном геополитическом союзнике и серьезной опоре в мировых финансовых кругах. Учитывая новую фазу проникновения США в регион Ближнего Востока, которая началась в третьем тысячелетии, роль Марокко как одного из самых ста -рых и надежных союзников Вашингтона может существенно возрасти как в Магри-бе, так на международной арене в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 США и развивающиеся страны (70-е годы) / Кременюк В. А., Лукин В. И., Червонная С. А. и др.; Отв. ред. В. А. Кременюк и др. М., 1981. С. 211.

2 Там же. С. 228-229.

3 Fougerouse M. La Maroc: Vocations et Realites. Paris, 1987. P. 74.

4 Сергеев M. С. История Марокко. XX век. M., 2001. С. 255.

5 Мальцев Ю. С. Страны Магриба в региональной и мировой политике. М., 1994. С. 100.

6 СергеевМ. С. Указ. соч. С. 255.

7 Там же. С. 256.

8 Мальцев Ю. С. Указ. соч. С. 129.

9 Абдалла бен Абд ал-Азиз. Расул ал-Фикр Бейн ал-Магриб ва ал-Машрик. Рабат, 1999. С. 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.