Научная статья на тему 'Марксистский политический миф как альтернативная модель сакральности'

Марксистский политический миф как альтернативная модель сакральности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Марксистский политический миф как альтернативная модель сакральности»

М.Г. Корн

МАРКСИСТСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МОДЕЛЬ САКРАЛЬНОСТИ

Марксизм для России и российской культуры - отнюдь не рядовое западное философское учение, а скорее политический миф, которым жили миллионы людей. Определить свое отношение к марксизму пришлось каждому в нашей стране - от высоколобого интеллигента до безграмотного крестьянина. Ни одно философское учение до этого времени не было так насущно для России, не соответствовало в такой степени народным чаяниями и идеалам, как религиозно воспринятый марксизм. И это не случайно.

Становление, рост и падение цивилизации связано в первую очередь с логикой функционирования «высших религий» (А. Тойнби). Крушение православной цивилизации русские мыслители В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин и другие усматривали в российской революции. Сами революционеры считали, что революция является началом новой коммунистической цивилизации, новой эры в развитии человечества.

На первый взгляд, марксизм как идеология большевиков проложил себе дорогу с помощью революционного насилия. Однако у российской революции была внутренняя, существенная культурная предпосылка, которая коренилась в цивилизационном надломе, переживаемом Россией в начале ХХ века. Именно российская культура диктовала политику, та самая культура, которая к началу ХХ века носила ярко выраженный про-марксистский и антибуржуазный характер.

Социальный коллективистский пафос и социальная идея были присущи всей российской культуре, более того - ментальности россиян, что нашло отражение в философской и общественной мысли, публицистике Х1Х века, в «святой русской литературе» (Т.Манн) Пушкина и Гоголя, Достоевского, Толстого и Чехова; в творчестве художников-передвижников; в народовольчестве; в духовно-религиозном ренессансе; главное - в Серебряном веке русской культуры с его антибуржуазной направленностью. Вспомним отношение к революции знаковой фигуры Серебряного века А. Блока, призывавшего «слушать музыку революции». Идеи социальной справедливости и устремленность в некое лучшее будущее лежали в основе практически всех серьезных художественных и общественных проектов и начинаний Х1Х века.

Русская культура Серебряного века была пронизана пафосом революционного преображения мира, устремлена в будущее, от которого ждали исполнения надежд и чаяний. Усилиями интеллигенции был создан мифологизированный образ революции, открывающий новые пути развития России. Русская культура характеризовалась многообразием и богатством литературных, философских, религиозных, политических течений и идей, но в целом, по своим основным устремлениям и характеру, она была новаторской, антимещанской и антибуржуазной.

Культура Серебряного века отличалась радикализмом и революционностью, и это хорошо сочеталось в ней с идеализмом и мистицизмом, устремленностью в будущее, к творческому преобразованию во всех сферах деятельности: искусстве, религии, науке, политике и самой жизни. Мифологизм и утопизм нашли в ней свое адекватное преломление.

Поэтому, несмотря на существование в дореволюционной России самых различных политических партии и течений, победа на выборах в конце 1917 года в Учредительное собрание оказалась на стороне доминировавшего социалистически ориентированного политического направления, потому что они дали четкую позитивную социальную программу и проявили политическую волю к завоеванию власти.

Большевистская версия марксизма, казалось бы, была вполне рациональным учением. Маркс отводил решающую роль в общественном прогрессе социальной революции и считал, что с углублением противоречий между буржуазией и пролетариатом, между общественным характером производства и частнособственническим способом его присвоения неминуемо произойдет социалистическая пролетарская революция, знаменующая собой переход к коммунистической общественной формации. Он отмечал: «Пролетарскую революцию совершит громадное большинство в пользу всех. Пролетарская ре-

Вестник МГУКИ. 3 - 2008

волюция будет означать, таким образом, конец классам и антагонистическому характеру капиталистического общества» [4, с. 427]. Маркс, не желая того, бессознательно создал грандиозный миф о коммунизме и пролетариате, который послужит идейной основой для большевиков в России в их борьбе за власть, а затем и для коммунистов в других странах.

Привлекательность марксизма для русского общества заключалась в его безграничном, поистине космическом социальном оптимизме и идеализме возрожденческого титанического типа, который проявлялся в идеализации возможностей человеческой личности, абсолютизации и возвеличивании человека труда. Маркс подчеркивал деятельную сторону в человеческой личности, ее активный творчески преобразующий характер. Учение Маркса было в достаточной степени радикальным и универсальным, «всемирно-историческим», чтобы заинтересовать и российскую интеллигенцию, и народ. Оно касалось не просто выявления неких отвлеченных законов исторического развития общества, не частных или абстрактных философских вопросов, а насущной реальности, практики социального бытия. Не философское объяснение мира пытается представить Маркс, а решить задачу его революционного изменения. И здесь миф вторгается в реальность.

В марксизме выражена мифологическая идея мессианства, в отличие от христианства, спасителем в марксизме выступает не Христос, а пролетариат. Учение Маркса - это не только диалектический и исторический материализм, но и его «научный коммунизм» - учение о коммунистической формации, в котором воплотилась утопическая мечта об идеальном обществе и свободном человечестве. Вот когда «свобода, равенство и братство» воплотятся и станут реальностью общественного бытия.

С одной стороны, марксизм - прогрессистское учение, которое утверждает, что на смену прежней устаревшей формации приходит более передовая, т.е. на смену первобытной общественно-исторической формации приходит рабовладельческая, на смену последней - буржуазная формация и венцом всего является коммунистическая формация, сменяющая капиталистическую. С другой стороны, марксизм имеет ярко выраженную эсхатологическую и мессианскую составляющую, и если более глубоко исследовать это явление, то окажется, что в основе прогрессистского марксистско-ленинского учения лежали архаические в своих истоках мессианские и эсхатологические чаяния, весьма близкие русскому народу, причем коренились они на уровне коллективного бессознательного [1, с. 66].

Каждая революция имеет, как правило, два аспекта: первый, более явный, - это социальный аспект: недовольство народа низким уровнем жизни, гнетом эксплуатации, нуждой и голодом и т.п., а второй аспект - мистически религиозный, духовный, в котором присутствует недовольство господствующей сакральностью и предлагаются модели сак-ральности альтернативной [2, с. 170]. Для того чтобы преодолеть засилье традиции и силу сакрального в образе священной власти правителя, царя, императора, а также сакрализацию строя, необходимо, чтобы в обществе созрело представление об «альтернативной сакральности».

Марксистская идеология, взятая большевиками на вооружение, оказалась близкой и понятной по своим основным посылам народной массе, с ее эсхатологическими чаяниями и мессианскими настроениями.

О том, что революционные чаяния имели очень глубокие архаические корни, гнездящиеся в коллективном бессознательном, свидетельствует творчество поэтов и писателей, чьи произведения описывали и, порой весьма восторженно, революционный энтузиазм и выражали народное отношение к революции. Стоит лишь вспомнить стихи и прозу В. Брюсова, А. Блока, Н. Клюева, С. Есенина, А. Платонова, М. Булгакова, в которых эсхатологические и мессианские настроения проявляются весьма отчетливо.

Мессианские и эсхатологические настроения выражались прежде «в расколе, русских сектах, хилиастических настроениях масс и значительной части "богоискательс-кой" и правдоискательской интеллигенции. На уровне бодрствующего сознания это было рациональное социальное учение, на уровне сна, архетипов, "коллективного бессознательного" - это был эксперимент по построению "волшебного царства"... Это древнее коллективное бессознательное, со своими символами, мифами и представлениями о волшебных измерениях бытия, где все общее принадлежит всем, где нет грани между сном и явью, где можно спокойно из сноведения вернуться в реальность, а из реальности

отправиться в сновидение... - и проявило себя в большевистской революции» [2, с. 66].

Идеи большевизма, стремящегося воплотить в реальности эсхатологические чаяния христианства, идею построения «рая на земле» вполне соотносимы с чаяниями русского сектантства. Историки М. Агурский и А. Эткинд [3], каждый со своей позиции, выявляли эту связь, причем существуют документальные свидетельства, что русские сектанты интересовали большевиков, в частности Ленина, Троцкого, Богданова и др. Так, например, Ленин поручал Бонч-Бруевичу исследовать возможность привлечения сектантов к революционной борьбе, поскольку им также был близок пафос «возврата к истокам» (слово «революция» по-латински означает «возвращение», «вращение» и содержит в себе идею магического преображения мира, поворот к истокам и возврат первоначального гармоничного состояния мира). «Само большевистское стремление построить "рай на земле" было выражением национал-сектантского гетеродоксального христианского импульса. По своей структуре первые коммунистические ячейки были прямыми аналогами эсхатологических сект, крайне радикального воинственного толка», - отмечает А.Г. Ду-гин [4, с. 171].

В атеистической Стране Советов марксизм занял место, которое ранее было закреплено за христианской религией, он превратился в социально-религиозное учение, привлекающее все новых и новых адептов смелой постановкой актуальных социальных проблем. Марксизм обрел статус высшей религии, он обещал исполнение заветных народных чаяний и желаний. Патриархальная Россия, отсталая крестьянская страна, периферия западного мира, взяла на себя смелость сделать цивилизационный скачок к коммунизму, веками вынашиваемому проекту человечества, вобравшему в себя интеллектуальную мощь западной культуры.

Интеллигенция, ждавшая революцию и исподволь ее готовившая, была «поглощена» революцией, новому советскому обществу она была не нужна. Ленин, Сталин и их соратники, примитивно и догматично истолковавшие марксизм, приспособили его для нужд дня. В свободолюбивой и свободомыслящей интеллигенции они видели конкурирующую духовную силу, угрозу собственному превосходству и стремились уничтожить ее. Власть, духовное господство должны были принадлежать только им.

Социальная проблематика будет звучать со всей полнотой и мощью и, в культуре новой Страны Советов, долгое время даже не представлявшей или отрицавшей, что она является прямым восприемником богатых традиций дореволюционной российской культуры, поскольку для культуры характерен механизм преемственности и культурная память несоизмерима богаче и долговечней, чем память индивидуальная, а время все расставляет по своим местам. Поэтому такие непохожие друг на друга писатели и поэты советской эпохи едины в одном - все они социальную идею восприняли от века Х1Х и сберегли единую российскую культуру, достижениями которой стоит гордиться.

Доктрина Маркса была настолько универсальна и многогранна, синтезировала в себе столько вынашиваемых человечеством идей и проектов, что и материалисты, и утонченные идеалистически настроенные натуры смогли найти в нем родственные идеи, за которые можно, если понадобиться, и отдать жизнь.

И все-таки грандиозный проект построения социализма потерпел крах, а вместе с ним марксистский политический миф утратил свою силу. Социальные изменения, охватившие Россию с середины 80-х годов ХХ века, коренные преобразования в экономической и политической сферах общества обусловили появление принципиально нового государства, основанием которого стала рыночная экономика.

Примечания

1. Маркс, К. Соч. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 4.

2. Яковенко, И. Г. От империи к национальному государству [Текст] / И.Г. Яковенко // Полис. - 1996. - №6.

3. См.: Агурский, М. Идеология национал-большевизма [Текст] / М. Агурский. - Париж, 1983; Эткинд, А. Хлыст. Секты. Литература. Революция [Текст] / А. Эткинд. - М., 1998.

4. Дугин, А. Г. Философия политики [Текст] / А.Г. Дугин. - М.: Арктогея, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.