Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «WWF»'

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «WWF» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PR-ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПАБЛИСИТИ / АКЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Недыхалов Л.А.

Актуальность исследования заключается в том, что благотворительные фонды и некоммерческие организации недооценивают качество информационного сопровождения своей основной деятельности, уделяют недостаточно внимания своей целевой аудитории к данным природоохранным проектам. Цель работы: Целью написания работы является исследование теоретических и практических аспектов информационного сопровождения деятельности некоммерческих организаций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать информационное сопровождение, как одну из технологий PR деятельности коммерческих и некоммерческих организаций; выявить особенности информационного сопровождения деятельности благотворительных организаций; изучить инструменты и методы информационного сопровождения деятельности некоммерческих организаций; описать особенности деятельности благотворительного фонда WWF; рассказать о процедурах и технологиях информационного сопровождения деятельности выбранного фонда; провести анализ эффективности информационного сопровождения деятельности фонда; сформировать практические направления в области повышения эффективности информационного сопровождения деятельности фонда WWF. Ведущие методы исследования: в статье использовались общетеоретические методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, табличный метод, моделирование и т.д. Информационной базой исследования являются отечественные и иностранные издания по вопросам маркетинга, продвижения некоммерческих организаций, онлайн-маркетинга, рекламы, интернет - ресурсы, интервью экспертов, исследования российских и зарубежных компаний, бизнес-кейсы рекламных компаний. Теоретическая значимость данного исследования заключается в уточнении и систематизации основных положений в области информационного обеспечения деятельности благотворительных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Недыхалов Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING APPROACH IN RESEARCH INFORMATION SUPPORT OF ACTIVITIES WWF CHARITABLE ORGANIZATION

The relevance of the study lies in the fact that charitable foundations and non-profit organizations underestimate the quality of information support for their main activities, pay insufficient attention to their target audience to these environmental projects. Purpose of the work: The purpose of writing the work is to study the theoretical and practical aspects of information support for the activities of non-profit organizations. To achieve this goal, it is necessary to solve the following tasks: to investigate information support as one of the PR technologies of the activities of commercial and non-profit organizations; to identify the features of information support for the activities of charitable organizations; to study the tools and methods of information support for the activities of non-profit organizations; to describe the features of the activities of the WWF charitable foundation; to tell about the procedures and technologies of information support for the activities of the selected foundation; to analyze the effectiveness of information support for the activities of the foundation; to form practical directions in improving the effectiveness of information support for the activities of the WWF foundation. Leading research methods: the article used general theoretical research methods: analysis, synthesis, deduction, induction, comparison, tabular method, modeling, etc. The information base of the research is domestic and foreign publications on marketing, promotion of non-profit organizations, online marketing, advertising, Internet resources, interviews of experts, research of Russian and foreign companies, business cases of advertising companies. The theoretical significance of this study is to clarify and systematize the main provisions in the field of information support for the activities of charitable organizations.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «WWF»»

УДК: 82; 070; 659.1

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_2_225

Недыхалов Л.А.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ «WWF»

Nedykhalov L.A.

MARKETING APPROACH IN RESEARCH INFORMATION SUPPORT OF ACTIVITIES

WWF CHARITABLE ORGANIZATION

Ключевые слова: информационное сопровождение, PR-технологии, социальные сети, паблисити, акции, информационные партнеры, благотворительные мероприятия, формирование общественного мнения, социальные коммуникации.

Keywords: information support, PR technologies, social networks, publicity, promotions, information partners, charity events, public opinion formation, social communications.

Аннотация: Актуальность исследования заключается в том, что благотворительные фонды и некоммерческие организации недооценивают качество информационного сопровождения своей основной деятельности, уделяют недостаточно внимания своей целевой аудитории к данным природоохранным проектам.

Цель работы: Целью написания работы является исследование теоретических и практических аспектов информационного сопровождения деятельности некоммерческих организаций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать информационное сопровождение, как одну из технологий PR деятельности коммерческих и некоммерческих организаций; выявить особенности информационного сопровождения деятельности благотворительных организаций; изучить инструменты и методы информационного сопровождения деятельности некоммерческих организаций; описать особенности деятельности благотворительного фонда WWF; рассказать о процедурах и технологиях информационного сопровождения деятельности выбранного фонда; провести анализ эффективности информационного сопровождения деятельности фонда; сформировать практические направления в области повышения эффективности информационного сопровождения деятельности фонда WWF.

Ведущие методы исследования: в статье использовались общетеоретические методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, табличный метод, моделирование и т.д.

Информационной базой исследования являются отечественные и иностранные издания по вопросам маркетинга, продвижения некоммерческих организаций, онлайн-маркетинга, рекламы, интернет - ресурсы, интервью экспертов, исследования российских и зарубежных компаний, бизнес-кейсы рекламных компаний.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в уточнении и систематизации основных положений в области информационного обеспечения деятельности благотворительных организаций.

Abstract: The relevance of the study lies in the fact that charitable foundations and non-profit organizations underestimate the quality of information support for their main activities, pay insufficient attention to their target audience to these environmental projects.

Purpose of the work: The purpose of writing the work is to study the theoretical and practical aspects of information support for the activities of non-profit organizations. To achieve this goal, it is necessary to solve the following tasks: to investigate information support as one of the PR technologies of the activities of commercial and non-profit organizations; to identify the features of information support for the activities of charitable organizations; to study the tools and methods of

information support for the activities of non-profit organizations; to describe the features of the activities of the WWF charitable foundation; to tell about the procedures and technologies of information support for the activities of the selected foundation; to analyze the effectiveness of information support for the activities of the foundation; to form practical directions in improving the effectiveness of information support for the activities of the WWF foundation.

Leading research methods: the article used general theoretical research methods: analysis, synthesis, deduction, induction, comparison, tabular method, modeling, etc.

The information base of the research is domestic and foreign publications on marketing, promotion of non-profit organizations, online marketing, advertising, Internet resources, interviews of experts, research of Russian and foreign companies, business cases of advertising companies.

The theoretical significance of this study is to clarify and systematize the main provisions in the field of information support for the activities of charitable organizations.

Человечество в XXI веке не успевает оправиться от одного социально-экономического кризиса, как на пороге уже новый кризис. И вот так по нарастающей. Более того постоянно ухудшающаяся экология, изменение климата на планете, угроза исчезновения некоторых видов животных из-за быстрых темпов уничтожения их естественной среды обитания, истощение природных ресурсов, и в результате этого замена этих ресурсов искусственными заменителями (продукты питания, одежда, лекарства, средства гигиены и пр.), постоянный стресс подрывают здоровье человека, и он не в состоянии противостоять или адапти-роваться ко всему этому. Лучшие ученые и специалисты в природоохранной области заняты тем, как предотвратить нарастающую деградацию естественной среды планеты и достигнуть гармонии человека и природы.

Последние годы наблюдается активный интерес к деятельности различных благотворительных организаций, работаю-щая в сферах, касающихся сохранения, исследования и восстановления окружа-ющей среды. Важно отметить, что деятельность таких организаций чаще всего направлена на решение социальных или экологических проблем, в связи с чем на реализацию природоохранных кампаний требуется колоссальное количество средств. Благотворительные организации все собранные средства направляют на сохранение биоразнообразия, устойчивое лесопользование, устойчивое морское рыболовство, климат и энергетика, «зеленая» экономика, экономическое регулирование, а также средства направляются на просветительские кампании, разработку природоохранных политик и рекомендаций для пра-

вительств. В связи с перечисленными направлениями затрат важно отметить, что наблюдается отсутствие бюджета на продвижение.

Отсутствие финансовых ресурсов на продвижение благотворительных организаций приводит к тому, что информационное сопровождение их деятельности происходит на основе партнерских соглашений с крупными рекламными и производ-ственными компаниями. В связи с этим вопросы формирования и анализа информационного сопровождения деятельности благотворительных фондов становятся достаточно актуальными.

В дополнение к перечисленным проблемам в качестве еще одного аспекта актуальности исследования выбранной темы можно выделить то, что благотворительные фонды и некоммерческие организации ставят своей целью решение наиболее важных проблем и недооценивают качество информационного сопровождения их деятельности, а также повышение внимания целевой аудитории к данным приро-доохранным проектам.

Вопросам исследования процесса информационного сопровождения благотворительной деятельности уделено достаточно большое внимание в работах различных ученых, среди которых можно выделить: Е.А. Пономарёва, С.М. Емельянов, О.Н. Жильцова, И.М. Синяева, Д.А. Жильцов, С.В. Карпова, В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной.

При помощи маркетинговых алгоритмов ниже исследуем типовой подходящий контент.

Всемирному фонду дикой природы, который основали экологи-энтузиасты Питер Скотт, Люк Хоффман и Гай Монфор уже более 60 лет. В Швейцарии, в городе Морж в 1961 году был открыт первый офис фонда, где был подписан знаменитый «Моржский манифест», который определил принципы и цели работы фонда. Миссия фонда заключается в остановке деградации природной среды планеты и создании будущего, в котором люди будут жить в гармонии с природой. Узнаваемый по всему миру логотип с изображением панды возник благодаря легкой руки морского офицера, члена Лондонского королевского общества Питера Скотта.

Однако долгое время фонд не получал развития в связи со сложной и неоднозначной перспективой развития. Первоначальный толчок и динамику развитию фонда придал голландский принц Бернхард из Липпе-Бистерфельда, который стал его первым президентом. Он и его соратники объявили сбор пожертвований среди богатейших людей мира. Миллионеры и королевские семьи не могли проигнорировать миссию милосердия, связанную с природоохранной деятельностью и откликнулись своими вложениями и пожертвованиями. При этом процесс становления и развития был далеко не безоблачным.

В данный момент она не является крупнейшей, но остается наиболее развитой и глобальной международной некоммерческой неправительственной структурой. Сторонники фонда - это пять миллионов людей, проживающих и работающих более чем в сотне странах. Участники и члены WWF не только высочайшие особы королевских семей и представители крупного бизнеса, но и интеллектуалы-прогрессивисты, а также обычные люди, озабоченные острыми проблемами взаимоотношений между человеком и дикой природой.

Важной особенностью в истории фонда является то огромное количество крупномасштабных природоохранных действий, благодаря которым происходит спасение тигров от уничтожения, защита морей от загрязнения, спасение тропических лесов и многое другое.

В этой статье я постараюсь ответить на все основные вопросы о деятельности WWF.

Примечательно, что первые проекты WWF в России начали осуществляться с 1989 года ещё в СССР. Именно тогда проект получил финансирование, и начались работы по созданию заповедника «Большой Арктический». Дальше - больше.

В 1993 году специалист в области международной экологической политики со знанием русского языка Лора Уильямс, являясь представителем Всемирного фонда дикой природы (WWF) начинает проект по оценке состояния биологического разнообразия России. В том же 1993 году она открывает российское представи-тельство фонда в Москве, где набирает на работу российских сотрудников. В тяжелые перестроечные времена (1994-1997 гг.) российский офис WWF привлекает на поддержку российских заповедников более 10 миллионов долларов западных грантов. В 2004 году российское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF) становится национальной организацией.

Российское отделение WWF имеет структуру, аналогичную структурам в других странах. Как указано на сайте1 Совет WWF России является высшим органом управления. Совет назначает и снимает с должности директора фонда, утверждает финансовые и стратегические планы, отчетности, создает филиалы и представительства и решает ряд других первостепенных задач. Именно члены Совета определяют приоритетные направления деятельности WWF России.

Члены совета, а их число может меняется от 5 до 15, исполняют свои обязанности на безвозмездной основе, избираются они один раз в четыре годы и не могут быть избраны более двух сроков подряд. Кроме этого, членами совета не могут быть политические деятели и государственные служащие.

Сегодня, согласно данным на главной странице сайта WWF на февраль 2022 года председателем совета является Татьяна Ни-кульшина. Кроме её в совет входят директор зоологического музея МГУ Михаил Каля-кин, Член правления ITI Group, специалист по финансовым рынкам, совладелец сайта Turbina Николай Донцов, операционный ди-

1 www.wwf.ru

ректор LifeStream Никита Орлов, председатель Совета директоров М.Видео-Эльдорадо, Член Наблюдательного совета X5 Group Александр Тынкован.

Надзор за деятельностью Фонда, принятием Советом Фонда решений и обеспечением их исполнения, использо-ванием средств Фонда, соблюдением Фондом законодательства Российской Федерации осуществляет попечительский совет фонда WWF России. В попечительский совет входят: Елена Абросимова, председатель попечительского совета, доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; Леонид Григорьев, руководитель департамента мировой экономики

Таблица 1 - Структура доходов Фонда

НИУ ВШЭ, главный советник руководителя аналитического центра при Правительстве РФ; Николай Дроздов, советский и российский телеведущий, общественный деятель, ученый-зоолог; Владислав Онищенко, президент фонда "Центр стратегических разработок".

В настоящее время в филиалах и региональных подразделениях работает 133 сотрудника. Ежегодно Фонд поддерживают более 100 компаний, чье участие позволяет вести разнообразные проекты по борьбе за сохранение природных богатств нашей страны и редких видов животных и растений, находящихся на грани исчезновения. Структура доходов Фонда показана в таблице1.

WWF России в цифрах

Более 1000 Число полевых Проектов с 1994г. 47 Регионы РФ, где реализованы проекты 25300 Сторонники -жертвователи Более 100 Компании -партнеры 133 Постоянные сотрудники

Доходы (2020) 1396,7 млн руб., в том числе:

1. Офисы WWF в других странах (46,7%) 2. Фонд президентских грантов (0,7%) 3. Поступления от российских корпоративных доноров (8,9%) 4. Частные пожертвования (7,1%) 5. Международная климатическая инициатива Германии (7,5%) 6. Европейскаякомиссия (5,8%) 7. Другие правительственные организации (2,5%) 8. Зарубежные неправительственные организации и частные фонды (9%) 9. Прочие поступления (11,8%) |^Нд°х°Ды (2020) 1396,7 млнруб"Н

0,7 11,8 8,9 • в 2,5

В целом складывающаяся картина реальных дел Фонда обширна и разнообразна.

- на территории России и Центральной Азии создано более 145 особо охраняемых природных территорий общей площадью свыше 72 млн га, такие как заповедник «Ер-гаки» в Красноярском крае, национальный парк «Зов тигра» на Дальнем Востоке и «Русская Арктика» — первый арктический природный парк;

- сегодня под защитой WWF находятся в Алтае-Саянском экорегионе два флаговых вида — снежный барс и алтайский горный баран (аргали); в лесах европейской части России свободно пасутся около 1300 чистокровных зубров и на Северном

Кавказе насчитывается уже около 165 вольно живущих зубров, которые были на грани исчезновения;

- по инициативе WWF разработана и утверждена государственная стратегия сохранения дальневосточного леопарда: его численность уже увеличена с 30 до 50 особей;

- для сохранения белых медведей и предотвращения конфликта человека и редкого хищника создана сеть «медвежьих патрулей» более чем в 15 населенных пунктах Российской Арктики;

- благодаря работе фонда был изменен маршрут прокладки подводного нефтепровода на Сахалине: первоначальный проект

угрожал популяции китов, но после пересмотра проекта трубопровод проложили в другом месте;

- по инициативе и при активной поддержке и участии WWF в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены важные изменения природоохранного законодательства.

Информационное сопровождение деятельности благотворительных фондов представляет собой одну из наиболее важных частей их деятельности. Это обосновывается тем, что такие организации должны качественно иллюстрировать свою деятельность в различных каналах коммуникации с заинтересованными лицами и общественностью в целом.

В связи с этим актуальным становится исследование процедур и технологий информационного сопровождения деятельности выбранного фонда. Ежегодно в фонде разрабатывается целостная стратегия PR, где информационному сопровождению отводится ведущая роль. Главной целью информационного сопровождения деятельности фонда WWF является формирование привлекательного образа фонда, позволяющего привлекать партнеров, меценатов и других заинтересованных лиц.

Основой информационного сопровождения деятельности исследуемого фонда является собственный сайт, который создается отдельно для каждой страны, где фонд осуществляет свою деятельность. На сайте публикуется наиболее важная информация о деятельности фонда, его анализ позволяет выделить следующие блоки:

- лента новостей, где публикуют наиболее интересные новости фонда, а также различные интервью с известными личностями;

- собственные исследования фонда, включающие в себя не только публикации об эффективности деятельности фонда, но и собственные периодические издания фонда;

- раздел «Позиции по вопросам» отражает ключевые ценности фонда, а также наиболее важные вопросы политики его деятельности;

- блоки «Истории» и «Блоги» созданы с целью информирования партнеров и меценатов о существующих проблемах в области

охраны дикой природы, а также для систематизации экспертных мнений о данных проблемах;

- блок «WEB-проекты WWF» отражает информацию о ключевых проектах фонда в сети Интернет, он содержит в себе информацию о сущности каждого отдельного проекта и позволяет заинтересованным пользователям получить всю необходимую информацию.

Такая структура сайта фонда обеспечивает интерес к его деятельности, поскольку наличие значительного объема информации об основных направлениях деятельности, показателях, достижениях и т.д. привлекает пользователей за счет того, что они понимают возможности взаимодействия с фондом, его цели и другие немаловажные аспекты.

В качестве инструмента информационного сопровождения деятельности фонда выступают личные сообщения от его руководства по наиболее актуальным проблемам, отчетам о деятельности фонда и т.д. Для публикации данных материалов используется собственный канал фонда в социальной сети YouTube, а также различные другие платформы в социальных сетях, достаточно часто публикации размещаются и на собственном сайте фонда.

Немаловажным в информационном сопровождении деятельности фонда являются различные устные сообщения. Проводятся различные пресс-конференции, выступления пред группами общественности и т.д. Данные устные сообщения публикуются на официальном сайте фонда и в его социальных сетях, что позволяет привлечь дополнительное внимание к деятельности фонда.

Также для участия в пресс-конференциях в России и других мероприятиях фонда привлекаются известные личности, среди которых: Генеральный директор ПАО «Мегафон», Генеральный директор ПАО «Альфа банк», представители компании «Касперский», Николай Дроздов, Алексей Кортнев, Антон Комолов, Иван Дорн, Ольга Шелест, группа Uma2rmaH и т.д.1 Привлечение знаменитостей позволяет до-

1 Официальный сайт благотворительного фонда WWF. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wwf.ru (дата обращения: 19.01.2022).

стичь существенного внимания к работе фонда. В качестве примера можно привести выступление Антона Комолова в рамках акции «#Щедрый вторник», публикация которого в социальных сетях набрала более 240 тыс. просмотров.

Достаточно важным инструментом информационного сопровождения деятельности фонда WWF является паблисити, позволяющее привлечь внимание к деятельности фонда за счет контактов с прессой, радио и ТВ с целью размещения информации о деятельности фонда. При этом паблисити проводится по следующим каналам:

- традиционные СМИ - среди которых: «Российская газета», «Известия», «Коммерсант», различные региональные СМИ, федеральные телеканалы: «Рен ТВ», «Звезда», «Россия», «Первый» и другие, радио станции: «Радио Россия», «Радио России Приморье» и т.д. В рамках данного направления фонд предоставляет заинтересованным СМИ информацию о ключевых направлениях его деятельности, новостях и другие важные материалы;

- Интернет-СМИ, среди которых: официальный портал «Известия», «Риа новости», «Рбк.Ру» и т.д.

Взаимодействие с традиционными и Интерент-СМИ осуществляется на безвозмездной основе, в рамках поддержки деятельности фонда. Это позволяет минимизировать затраты фонда на информационное сопровождение и PR-деятельность.

Следующим видом информационного сопровождения, используемым в деятельности фонда WWF, является написание репортажей, пресс-релизов, выпуск статей и информационных для собственного сайта, социальных сетей и других каналов коммуникации и т.д. В рамках данного направления публикуются материалы, описывающие деятельность фонда, ключевые проблемы, характерные для деятельности фонда и т.д. Примером использования данной технологии является Публикация на официальном сайте фонда.

Также фонд публикует репортажи и пресс-релизы о своей деятельности на официальном сайте и в группах в социальных сетях. Данный вид паблисити является достаточно важным для фонда, поскольку поз-

воляет привлечь значительное внимание к его деятельности.

На сегодняшний день деятельность фонда освещается в следующих социальных сетях: Instagram, Twitter, Facebook, «Вкон-такте», «Одноклассники» - наличие собственных групп в социальных сетях позволяет распространить информацию о деятельности фонда среди молодой аудитории. Это позволяет увеличить совокупный объем пожертвований, необходимых для деятельности фонда за счет внимания к проблемам дикой природы.

В рамках подготовки публикаций используются графические и текстовые материалы - особое внимание уделяется подготовке второго элемента, поскольку фотографии не позволяют в значительной степени отразить те или иные проблемы, внимание которым уделяет фонд. Графические и текстовые материалы распространяются не только в социальных сетях и официальном сайте компании, а также в виде различных печатных календарей, сборников фактов и т.д. Данные печатные материалы распространяются среди целевой аудитории не только на благотворительных мероприятиях, но в текущей деятельности фонда - любой желающий поддержать фонд может получить печатные материалы за счет внесения определенного пожертвования.

В качестве еще одного вида информационного сопровождения деятельности WWF можно выделить проведение различных мероприятий. Наиболее известной акцией, реализуемой фондом в России и по всему миру является «Час земли», который проводится ежегодно в определенный день недели. Суть данной акции заключается в том, чтобы люди по всей земле на один час отказались от использования любых видов энергии с целью сохранения природы.

Данная акция достаточно качественно иллюстрируются в различных СМИ - как в сети Интернет, так и в традиционных СМИ. В 2020 году к участию в акции были привлечены не только представители бизнеса и рядовые граждане, но и государственные органы власти - к примеру, 28 марта этого года участие в ней приняла Администрация

Кремля1, погасившая на час все световые огни и приборы, использующие электроэнергию.

Другим мероприятием, реализуемым WWF, является ежегодный день экологического долга. Данное мероприятие проводится фондом совместно с крупнейшими компаниями в России, его суть заключается в том, что ежегодно человечество использует весь объем возобновляемых ресурсов и после даты проведения мероприятия начинает использовать ресурсы планеты. К участию в данном мероприятии привлекаются различные известные личности - в 2018 году Константин Ивлев, Антон Камолов и др.

Последним мероприятием, проводимым фондом, которое хотелось бы отметить в рамках данной работы является «Забег корпораций». Суть данного мероприятия заключается в том, что сотрудники компаний, являющихся партнерами фонда приезжают на групповой тимбилдинг. С целью поддержки деятельности фонда с каждого бегового «слота» собирается 1000 руб., которые направляются на решение проблем в области поддержания дикой природы и охраны вымирающих животных.

Достаточно важной частью информационного сопровождения деятельности исследуемого фонда является сотрудничество с крупными представителями бизнеса. В качестве примера здесь можно привести совместную акцию фонда WWF и ООО «Тендер» (сеть магазинов «Магнит»). Ее суть заключалась в предоставлении подарков при покупке определенного объема товаров. Подарками выступали фирменные пиал и игрушек в форме вымирающих видов животных.

Данная акция позволила не только обеспечить продвижение фонда WWF среди целевой аудитории, но и сформировать определенный объем ресурсов для финансирования его деятельности, поскольку каждый рубль с проданного набора (игрушка и пиала в фирменной упаковке, буклет с информацией о деятельности фонда и о животных) перечислялся на расчетные счета фонда.

1 Официальный сайт благотворительного фонда WWF. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wwf.ru (дата обращения: 19.01.2022).

Взаимодействие крупных представителей бизнеса и фонда осуществляется на условиях взаимного продвижения. Фонд отмечает компанию среди своих партнеров, а компания на своих Интернет-ресурсах, печатных СМИ, корпоративных мероприятиях говорит о деятельности фонда. Такой вид продвижения позволяет достичь высокой эффективности как для самих компаний, так и для фонда, что обосновывается следующем:

- компания за счет взаимодействия с фондом повышает эффективность своей корпоративной социальной ответственности, поскольку фонд имеет устойчивую репутацию в обществе;

- фонд за счет взаимодействия с крупными бизнес-структурами привлекает дополнительный объем финансовых ресурсов, необходимых для решения проблем дикой природы.

Важно отметить, что сегодня у WWF существует и ряд официальных информационных партнеров, которые не только финансово поддерживают деятельность фонда, но и оказывают значительное число услуг в области повышения информированности населения и бизнес-сообщества о деятельности фонда. В качестве основных информационных партнеров фонда можно выделить:

- Ольга Уланова - блогер, телеведущая музыкального канала Russian Musicbox, репортер Fashion TV;

- социальная сеть «Вконтакте», предоставляющая не только возможность информирования целевой аудитории о деятельности фонда, но и предоставляет бесплатные услуги в области таргетированной рекламы отдельных продуктов фонда или акций;

- ADLABS - рекламное агентство, предоставляющее услуги по продвижению фонда на различных платформах в сети Интернет. Специалисты данной компании бесплатно размещают информацию о фонде в Google AdWords, формируют системы аналитики для анализа эффективности проектов фонда;

- Компания LPgenerator предоставляет фонду в рамках благотворительной поддержки услуги в области digital-маркетинга,

а также развивают целевые страницы сайта WWF и др.

Особое место в процессе информационного сопровождения деятельности исследуемого фонда играют email-рассылки, которые осуществляются только для пользователей, указавших свои контактные данные или присоединившихся к группам WWF в социальных сетях.

В рамках таких рассылок раскрывается информация о деятельности фонда, показатели эффективности тех или иных мероприятий, которые он осуществляет и новости, о работе фонда в России и мире. Адресное предоставление информации пользователям позволяет достичь более качественный охват целевой аудитории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не все пользователи и не всегда могут оперативно отслеживать информацию о проведении тех или иных мероприятий и акций компании, а за счет новостных рассылок от официальных представителей фонда создается лишнее напоминание о возможности каждого человека помочь природе как в рамках мероприятия, так и в рамках своей повседневной деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что в процессе информационного сопровож-

дения деятельности фонда WWF применяются достаточно разнообразные и эффективные технологии и процедуры, позволяющие привлекать внимание целевой аудитории к деятельности фонда и проблемам, которые он решает.

Важно также исследовать эффективность данных технологий и процедур информационного сопровождения, в связи с чем проведем их более подробный качественный и количественный анализ в следующем параграфе данной работы.

С целью более качественного анализа деятельности выбранного фонда проведем исследование эффективности применяемых процедур и технологий информационного сопровождения деятельности фонда на основе анализа ключевых показателей того или иного мероприятия.

Обращая внимание на процесс информационного сопровождения деятельности фонда, можно выделить ключевые направления взаимодействия благотворительной организации с другими участниками. Для большей наглядности данные направления проиллюстрированы рисунком 1.

Благотворительные организации

Рисунок 1 - Взаимодействие некоммерческих организаций с другими субъектами в процессе информационного обеспечения

(источник: Официальный сайт благотворительного фонда WWF. URL: https://wwf.ru (дата обращения: 19.01.2022)

Наиболее важной технологией информационного сопровождения деятельности фонда WWF является проведение различных благотворительных мероприятий и акций. Обращая внимание на количественные показатели эффективности их проведения, можно отметить:

- в процессе проведения акции «Час земли» в 2020 году было собрано средств

более чем на 500 млн руб., что позволило реализовать ряд проектов в области поддержки амурских тигров и зубров. Сравнивая данный показатель с прошлогодней акцией, можно отметить увеличение объема пожертвований на 15% больше 2018 года. Увеличение объема пожертвований в фонд говорит об эффективности использования данного мероприятия, как одного из инстру-

ментов информационного сопровождения деятельности WWF;

- ежегодно проводимое мероприятие «Забег корпораций» приносит фонду около 300 тыс. руб. за счет пожертвований со стороны участников забега от различных корпораций, что также говорит об эффективности проведения данного мероприятия, поскольку позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы для решения проблем дикой природы;

- мероприятия, связанные с днем экологического долга в России, также достаточно эффективны для фонда. За счет их проведения в 2019 году было получено более 1,5 млн руб. данные средства были сформированы как за счет реализации сувениров с символикой фонда на таких мероприятиях, так и за счет перечисления части полученной выручки (в 2019 году мероприятие происходило в ресторанах Константина Ивлева) от оказания услуг или потребления продукции клиентами, компаний.

Таким образом, можно говорить о том, что проведение данных мероприятий, как одна из технологий информационного сопровождения деятельности исследуемого фонда является достаточно эффективной, поскольку позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы для решения проблем дикой природы России и мира.

Как уже отмечалось, важной частью информационного сопровождения деятельности исследуемого фонда является взаимодействие с различными информационными

упомянуты раннее. Эффективность данной технологии информационного сопровождения может быть оценена на основе потенциальных затрат, которые потребовались для продвижения деятельности фонда в социальных сетях или сети Интернет.

С целью проведения анализа используем ценовую политику информационных партнеров, связанную с продвижением услуг других компаний в сети Интернет.

Средняя стоимость привлечения подписчиков в социальной сети «Вконтакте» для коммерческих организаций составляет, в соответствии с открытыми данными, представленными разработчиками данной социальной сети, составляет 10-15 руб. в зависимости от особенностей деятельности коммерческой организации, но в соответствии с данными, представленными одним из информационных партнеров - рекламным агентством Biplane, стоимость привлечения одного подписчика в группу WWF в исследуемой социальной сети составляет 10,3 руб.

Поскольку продвижение деятельности фонда осуществлялось в нескольких социальных сетях, систематизируем объем сэкономленных фондом финансовых ресурсов в таблице 2.

Анализируя представленные данные, можно сделать вывод о том, что взаимодействие с информационными партнерами фонда также эффективно, поскольку позволяет снизить уровень его затрат на продвижение своей деятельности в социальных сетях и других каналах коммуникации.

партнерами, ключевые из которых были

Таблица 2 - Затраты на продвижение деятельности фонда, сэкономленные за счет взаимодействия фонда с информационным партнером Biplane1

Социальная сеть Стоимость при- Число привлеченных подписчи- Совокупный

влечения одного ков за счет взаимодеиствия с ин- размер эко-

клиента, руб. формационным партнером,чел. номии, руб.

VKontakte 10,3 1200 12360

Facebook 3,7 3000 11100

Instagram 7,6 1400 10640

Одноклассники 18,4 600 11040

Итого, экономия 45 140

1 Увеличение количества пожертвований для WWF/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tagline.ru/biplane/cases/increasing-the-number-of-donations-for-wwf/ (дата обращения: 18.12.2021)/

Важно также отметить, что представ- месяц взаимодействия, в связи с чем прове-ленные в таблице 1 данные являются итогом дем расчет качественных и количественных взаимодействия только с одним из информа- показателей эффективности в таблице 3. ционных партнеров, а также только за один

Таблица 3 - Показатели эффективности информационного сопровождения деятельности фонда WWF за 2019 год по рекламным агентствам

Информационный Среднегодовая сто- Численность при- Годовая экономия за

партнер имость привлече- влеченных подпис- счет взаимодеиствия с

ния одного подпис- чиков за год во всех информационным

чика социальных сетях партнером

Biplane 11,6 5480 63568

Buzzcraft Media Group 12,4 5678 70407,2

LPgenerator 10,3 4687 48276,1

Медиалогия 12,7 5679 72123,3

Panda Digital 11,5 5978 68747

Итого, экономия 323 121,6

На основе представленных данных можно сделать вывод о том, что для исследуемого фонда взаимодействие с информационными партнерами является эффективным, поскольку позволяет обеспечить не только снижение уровня затрат на продвижение деятельности фонда, которое в 2019 году составляет более 320 тыс. руб., но и привлечь достаточно большое число подписчиков в группы в социальные сети фонда - в 2019 году 27 502 человека во всех социальных сетях фонда.

Все привлеченные подписчики являются активными участниками деятельности фонда - оплачивают благотворительные пожертвования через приобретение продукции с фирменной символикой фонда, что позволяет говорить не только о формировании экономии за счет бесплатного продвижения деятельности фонда в социальных сетях, но о привлечении дополнительной целевой аудитории к деятельности фонда. Даже при условии минимального пожертвования в фонд, которое составляет 200 руб., для деятельности фонда привлечено более 5,5 млн руб.

Качественные же характеристики взаимодействия, связанные с привлечением большего числа целевой аудитории к деятельности фонда, позволяют говорить об увеличении ее охвата информационными материалами фонда. Это также говорит о том, что взаимодействие с информационными партнерами для фонда является достаточно эффективным.

Поскольку основной информационного сопровождения деятельности анализируемого фонда является официальный сайт, необходимо исследовать качественные и количественные показатели, характеризующие эффективность взаимодействия с целевыми группами общественности с помощью данного инструмента.

Одним из ключевых показателей эффективности использования сайта в процессе информационного сопровождения деятельности WWF, является число уникальных посетителей, обративших внимание на информационные материалы. По данным 2021 года число уникальных посетителей сайта, обративших внимание на различные статьи, репортажи и другие информационные материалы составляет 2,5 млн человек, что на 10% выше показателей 2020 года.

Рост числа посетителей, обращающих внимание на информацию, размещенную на официальном сайте фонда, позволяет говорить об увеличении эффективности информационного сопровождения его деятельности. Данный вывод обосновывается тем, что большее число пользователей уделяет внимание исследованию информационных материалов.

В качестве другого качественного показателя, обосновывающего эффективность информационного сопровождения деятельности фонда на основе официального сайта, является длительность нахождения посетителей на сайте. При оценке данного критерия примем, что для прочтения рекламных

материалов необходимо не больше 1,5 минут.

По итогам анализа деятельности сайта фонда в 2021 году, можно отметить, что средняя длительность нахождения посетителя на сайте составляет 0,5-1 минута, что не позволяет достичь должного эффекта от информационного сопровождения, поскольку посетители не получают должного объема информации.

Последний инструмент информационного сопровождения деятельности фонда WWF - email-рассылки, можно отметить, что эффективность его может быть оценена на основе числа новых контактов фонда, подписавшихся на получение такой рассылки. Можно отметить, что рост числа подписчиков наблюдается ежегодно в пределах 510%. Данная динамика позволяет говорить о росте интереса к деятельности фонда.

Качественным показателем эффективности использования данного инструмента информационного сопровождения деятельности фонда является увеличение качества распространяемых материалов. В 2020 году в процессе формирования информационных рассылок о деятельности фонда использовались материалы не только о проблемах, которые фонд решает, но и отчеты о проведении отдельных мероприятий, работах, проводимых для решения отдельных вопросов, сотрудничестве с бизнес-партнёрами и т.д.

Описание данных вопросов в email-рассылках позволят увеличить эффективность информационного сопровождения, поскольку теперь пользователи получают не только информацию о проблемах, решаемых фондом, но и о реальных шагах, которые предпринимаются в рамках его деятельности. Повышение информированности пользователей о деятельности фонда может служить одним из качественных показателей роста эффективности информационного сопровождения деятельности WWF.

На основе проведенного исследования можно говорить о том, что на сегодняшний день в процессе информационного сопровождения деятельности фонда WWF используются эффективные инструменты и технологии информационного сопровождения. Данный вывод обосновывается тем, что за счет реализации отдельных процедур дости-

гается постоянный рост охвата целевой аудитории, повышается уровень ее информированности о деятельности фонда и т.д. Итогом работы в данном направлении стало выделение следующих процедур и технологий информационного сопровождения деятельности фонда WWF:

- собственный сайт, который создается отдельно для каждой страны, где фонд осуществляет свою деятельность. На сайте публикуется наиболее важная информация о деятельности фонда;

- личные сообщения от его руководства по наиболее актуальным проблемам, отчетам о деятельности фонда и т.д. Для публикации данных материалов используется собственный канал фонда в социальной сети YouTube, а также различные другие платформы в социальных сетях, достаточно часто публикации размещаются и на собственном сайте фонда;

- устные сообщения от представителей различных компаний, являющихся партнерами фонда;

- традиционные и Интернет-СМИ, а также социальные сети, где фонд имеет собственные представительства;

- проведение мероприятий, связанных с деятельностью фонда, позволяющих обеспечить приток дополнительных финансовых ресурсов для реализации целей фонда;

- email-рассылки и взаимодействие с информационными партнерами фонда.

Применение данных инструментов и технологий позволяет достичь высокой эффективности информационного сопровождения деятельности фонда, а также создать условия для увеличения объема пожертвований. Данный вывод подтверждается и итогом анализа эффективности применения описанных выше инструментов информационного сопровождения.

Для повышения эффективности информационного сопровождения деятельности фонда WWF предлагаю практические рекомендации, позволяющие увеличить эффективность информационного сопровождения, а также создать условия для увеличения объемов пожертвований:

- организация сотрудничества фонда с Министерством природы и экологии РФ, проведение совместных мероприятий и

обеспечение взаимного размещения материалов на официальных ресурсах;

- применение инструментов геймофи-кации - создание собственного игрового приложения, сотрудничество с разработчиками игр для продвижения деятельности фонда среди пользователей, поддержка ки-бер-спорта и т.д.;

- проведение образовательных лекций для школьников и студентов, конкурсов на

лучшую работу среди них, модных показов с участием победителей и т.д.

Реализация предложенных направлений позволит обеспечить рост качества информационного обеспечения деятельности фонда, а также создать условия для привлечения дополнительного объема пожертвований, направляемых на финансирование его целей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Безвербная, Н.А. Анализ коммуникативных стратегий НКО благотворительной направленности / Н. А. Безвербная // Вестник университета. - 2017. - № 4. С. 162-167.

2. Емельянов, С.М. Теория и практика связей с общественностью: учеб. пособие для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 82 с.

3. Жильцова, О.Н. Связи с общественностью: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. Н. Жильцова, И. М. Синяева, Д. А. Жильцов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 158 с.

4. Карпова, С.В. Рекламное дело: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. В. Карпова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 431 с.

5. Как обратить внимание к проблеме защиты дикой природы с помощью SEO. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://prodvizhenie-bel.ru/projects/wwf/ (дата обращения 18.12.2021).

6. Ленкова, К.С. Социальная сеть как инструмент продвижения некоммерческих проектов. // Бизнес. Общество. Власть. - 2013. - № 14. С. 1-7.

7. Официальный сайт благотворительного фонда WWF. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wwf.ru (дата обращения: 19.01.2022).

8. Пазухина, В.Ю. Событийные мероприятия как инструмент продвижения благотворительных организаций (на примере фонда «Обнаженные сердца») // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 3(3). URL: https://sibac.info/journal/student/3/72123 (дата обращения 17.01.2022).

9. Савченко, Е.А., Макарова, Т.П. PR и PR-технологии: сущность, цели, задачи, функции. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberíenmka.ru/artide/n/pr-i-pr-tehnologii-suschnost-tseli-zadachi-funktsii (дата обращения 20.02.2022).

10. Салынина, С.Ю., Подкопаев, О.А., Домнина, С.В. Особенности PR-Продвижения благотворительных организаций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-3. С. 512-516.

Дата поступления: 12.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.