Научная статья на тему 'Маркетинговый подход к проектированию инноваций в системе профессионального образования'

Маркетинговый подход к проектированию инноваций в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ИННОВАЦИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ / СТРУКТУРА ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПРОБЛЕМА / ПОТРЕБНОСТИ / ИЗОБРЕТЕНИЕ / MARKETING / INNOVATIONS / DESIGNING / HEURISTIC ALGORITHM OF DESIGNING OF INNOVATIONS / DESIGNING STRUCTURE / PROBLEM / REQUIREMENTS / INVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазур Зиновий Федорович

В данной статье обосновывается необходимость маркетингового подхода к проектированию инноваций в профессиональном образовании, дается структура проектирования инноваций профессионального образования, раскрывается сущность предложенного эвристического алгоритма проектирования инноваций в сфере профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKETING APPROACH OF DESIGNING INNOVATIONS IN VOCATIONAL TRAINING SYSTEM

In the given article the necessity of the marketing approach to designing of innovations in vocational training is proved, the structure of designing of innovations of vocational training is given, the essence of the offered heuristic algorithm of designing of innovations in vocational training sphere is revealed.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый подход к проектированию инноваций в системе профессионального образования»

УДК 338. 46 УДК 378 ББК 65. 012. 2

Мазур З. Ф.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Mazur Z.F.

THE MARKETING APPROACH OF DESIGNING INNOVATIONS IN VOCATIONAL TRAINING SYSTEM

Ключевые слова: маркетинг, инновации, проектирование, эвристический алгоритм проектирования инноваций, структура проектирования, проблема, потребности, изобретение.

Key words: marketing, innovations, designing, heuristic algorithm of designing of innovations, designing structure, problem, requirements, invention

Аннотация

В данной статье обосновывается необходимость маркетингового подхода к проектированию инноваций в профессиональном образовании, дается структура проектирования инноваций профессионального образования, раскрывается сущность предложенного эвристического алгоритма проектирования инноваций в сфере профессионального образования.

Abstract

In the given article the necessity of the marketing approach to designing of innovations in vocational training is proved, the structure of designing of innovations of vocational training is given, the essence of the offered heuristic algorithm of designing of innovations in vocational training sphere is revealed.

На сегодняшний момент результаты инновационной деятельности вузов вносят значительный вклад в развитие экономики страны. С развитием инновационных процессов в образовании и повышением уровня информации образования существенно возрастает роль инноваций в учебном процессе, их коммерциализация и, как следствие, повышение конкурентоспособности учебных заведений на рынке образовательных услуг.

Особую актуальность приобретает проблема создания и использования результатов интеллектуальной деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов, соискателей, студентов и специалистов для инновационной экономики.

Решение этой проблемы неразрывно связано с маркетинговым подходом к проектированию инноваций в вузе.

Проектирование инновационной деятельности в системе профессионального образования рассматривается автором как целенаправленный процесс по ориентированию и организации преобразовательной деятельности студентов и научно-педагогических кадров для прогрессивных изменений как процессов в сфере их деятельности, так и в окружающей среде путем создания инноваций, удовлетворяющих потребности общества.

Известно, что в системе высшей школы образовательные учреждения оказывают образовательные услуги (ОУ) по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов, различные по уровням классификации, глубине и фундаментальности подготовки, ее специализации, сочетания с научными исследованиями различных уровней, что часто проходит на платной основе, т. е. является предметом рыночных отношений.

Университеты, академии, институты, колледжи оказывают ОУ, различающиеся в соответствии с указанными выше особенностями.

Так, в университетах проводятся фундаментальные научные исследования и обучение на всех уровнях высшего и послевузовского образования по наиболее широкому спектру направлений.

Академии специализируются на одной из областей науки, техники и культуры, выступают ведущими научно-методическими центрами в своей сфере, выпускают специалистов высшей квалификации, занимаются переподготовкой руководящих кадров.

Институты реализуют образовательно-профессиональные программы на уровне не ниже базового образования по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляют научные исследования.

Колледжи реализуют образовательно-профессиональные программы высшего образования первого уровня и среднего профессионального уровня.

Определяющим критерием может быть признана степень ориентации на развитие личности обучающегося. По этому критерию могут быть выделены следующие виды услуг:

- услуги по адаптации кадров (включая их подготовку и особенно переподготовку), созданию базы для равного старта;

- опережающая подготовка, ориентированная на кадровые потребности ближайших

лет;

- работа по развитию человеческих ресурсов, включая обучение, несвязанное напрямую с основной трудовой деятельностью обучающегося, а ориентированное на саморазвитие.

Все эти типы услуг ориентированы на обеспечение всестороннего (базового для развития), одностороннего (специального) и разностороннего развивающего образования, причем каждое из этих направлений присуще тому или иному виду ОУ.

Маркетинговый подход в организации и управлении образованием требует анализа особенности продукции в этой сфере экономики [3].

К этим особенностям относятся нематериальность, несохраняемость, непостоянство качества, неотделимость от субъекта, оказывающего услугу и др.

Образовательные услуги по своему содержанию многослойны, представляют собой комплекс блоков учебных дисциплин, каждый из которых в различной степени ориентирован на рынок в целом. Отметим, что различные компоненты образования устаревают с разной скоростью, а соответствующие услуги имеют жизненные циклы различной длительности.

Следующая особенность образовательных услуг - отсроченный характер проявления результатов образования.

Кроме того, отмечавшаяся ранее высокая значимость и необходимость участия государства (в лице федеральных и региональных органов управления) в развитии образования диктует целесообразность тесного взаимодействия коммерческих и некоммерческих ориентаций в менеджменте образовательных услуг.

Как отмечалось выше, заказчиком образовательных услуг (дошкольных, школьных и отчасти вузовских учреждений), главными субъектами выбора выступают не сами потенциальные учащиеся, а их родители, родственники, то есть клиент и заказчик - разные лица, что задает маркетингу дополнительные сложности в отношении анализа потребности и предпочтений потребителей и в ряде других позиций.

Под инновациями в широком смысле слова в системе образования будем понимать использование таких систем новшеств, видов новых педагогических технологий, видов образовательных товаров и услуг, организационно-технических, социально-экономических решений, как производственного, так и педагогического характера, направленного на повышение конкурентоспособности системы образования.

Под конечной целью инновационной деятельности в образовании будем рассматривать становление конкурентоспособной образовательной системы за счет современных новых средств и технологий обучения (информационных,

коммуникационных и т. д.) и путем успешного развития образовательной материальнотехнической базы, кадровой подготовки специалистов в сфере инновационной деятельности.

Для достижения этой цели нужно создать условия для инвестиций в сферу образования и формирования рыночных отношений в этой сфере. Но для привлечения различных инвестиций необходимо создать такие льготные условия, при которых будет создаваться и внедряться конкурентноспособные технологии в педагогическую практику.

Если разработчики (авторы) создают педагогические новшества с юридическим обеспечением, то новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиций - рынок инвестиций, промышленное освоение новых образовательных средств и технологий создают систему товаропроизводителей конкурентоспособных педагогических товаров и услуг, а следовательно, образуют рынок конкурентноспособных образовательных товаров и услуг.

Причем, каждый компонент сферы инновационной имеет свою структуру свои взаимоотношения и организационные элементы. Модель инфраструктуры инновационной деятельности в образовании представляет систему взаимоотношений инноваторов и инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной образовательной продукции или услуг и развитой инфраструктуры. Таким образом построена идеальная модель инфраструктуры инновационной деятельности в образовании.

Образовав взаимосвязи между вышеназванными компонентами, мы получили гипотетическую модель инфраструктуры инновационной деятельности в системе образования, схематически представленной на рис. 1.

Рис. 1 Модель инфраструктуры инновационной деятельности в системе профессионального образования

В практике поддержки инновационной деятельности в образовании возникают различные, преимущество организационные элементы различных структур (фондов), обеспечивающие внедрение результатов созидательного труда педагогов-новаторов, которые не имеют рыночно-ориентированного характера. В связи с этим актуальной является задача построения комплекса систем обеспечения эффективного осуществления инновационной деятельности в образовании, выделения в структуре уровней образования подструктуры, иными словами инфраструктуры инновационной деятельности в условиях рынка.

Понятие инфраструктуры инновационной деятельности в системе образования с рыночно-ориентированньм подходом будет рассматриваться как комплекс взаимосвязанных систем, обеспечивающих все виды инновационной деятельности, включая генерацию новых педагогических идей, технологическую обработку, выпуск конкурентоспобной продукции и реализацию ее на рынке образовательных товаров и услуг.

Становится очевидным, что инфраструктура может рассматриваться как рьночно-ориентированная только при реализации ее способностей обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях современной рыночной экономики и возможности адаптации

образовательной сферы к постоянным динамическим изменениям. Следовательно, целью формирования инфраструктуры деятельности, должно быть как создание субъектам систем образования среды для организации и функционирования инновационной деятельности, так и обеспечение их интегрированной деятельности направленной на расширение ассортимента образовательных товаров и услуг и повышение конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Создание педагогических новаций является конечной целью совместной деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов. К этим инновациям можно отнести: изобретения, полезные модели, программные средства, базы данных, информационные и телекоммуникационные технологии. Все эти новации могут выступать в качестве интеллектуальной собственности [2] .

Для того, чтобы воплотить в жизнь модель совместной деятельности обучающего и обучаемого необходимо создать базу. Такой базой, как говорилось выше, является проект. А так как мы разрабатываем вопросы, связанные с инноватикой, то это - проект инновационной деятельности.

Однако, для такой работы необходим целенаправленный процесс по ориентации и организации преобразовательной деятельности человека, направленной на прогрессивное изменение, нас окружающей среды, процессов в сфере его деятельности и создания инноваций в образовании, удовлетворяющих потребностям общества. В дальнейшем этот процесс в нашей работе будем понимать как проектирование инноваций в профессиональном образовании.

Гипотетически схему, соответствующую процессу проектирования, можно представить следующим образом:

Объект

вход

Профессорско-преподавательский состав, аспиранты, соискатели

’ л Н - е о р п Г 1 тап ирования к

вход

Критерии проектирования

выход

Уровень развития личности; интеллектуальная собственность

Рис. 2. Схема обобщенного представления проектирования инноваций в профессиональном образовании

На «входы» этой системы поступает интеллектуальный потенциал научнопедагогических кадров, соискателей, аспирантов, студентов, нуждающихся в повышении своего интеллектуального и профессионального уровня и критерии проектирования, а на «выходе» достигается соответствующий уровень развития личности и интеллектуальная собственность, как результат проектной деятельности. Характерной особенностью хорошего проекта на этапе проектирования должна являться оптимальность предложенного решения по заданному критерию (или нескольким критериям).

Можно сказать, что на этапе замысла - устанавливающая принципиальная возможность и пути создания изделия (проекта). На этапе же проектирования отыскиваются конкретные пути реализации замысла с учетом реальных возможностей и ограничений. Этап проектирования требует глубоких знаний, умения рассчитывать варианты, качественно находить лучшие конкретные решения и учитывать ряд дополнительных обстоятельств.

Создание какого-либо нового объекта в науке и технике, прежде всего, вызвано возникновением соответствующей потребности. Изучение уровня потребностей общества является одним из условий разработки инноваций. Немаловажное значение имеет изучение потребностей и для этапа последующего проектирования, в том числе и инновационной деятельности. Если рассуждать строго - не изучив спрос (уровень потребностей), мы рискуем остаться без “покупателя”, т. е. наш проект становится не востребованным, а приложенные усилия бесполезными. Поэтому автором предложена структура обучения молодежи и научно-педагогических кадров проектированию инновационной деятельности с учетом потребностей человечества в образовании (рис. 3.) [1].

Рис. 3. Структура проектирования инновационной деятельности

Человечество постоянно нуждается в повышении уровня обучения, интеллекта, обучения молодежи и подготовке кадров, которые бы соответствовали растущим требованиям к профессиональной подготовке специалистов. Отсюда вытекают и потребности человечества в высококвалифицированных специалистах в области образования и инноваткки.

Изучение потребностей той или иной страны в образовании - первый этап структуры проектирования инновационной деятельности. Следующий этап - выделение из всего разнообразия существующих потребностей в образовании двух уровней: удовлетворенных и неудовлетворенных потребностей. На основе изучения этих потребностей производится анализ возможностей будущей проектируемой системы. Причем необходимо внимательно изучать оба уровня. Уровень удовлетворенных потребностей можно рассматривать как готовые примеры решения противоречий в области инноватики с уже разработанными структурами средствами и методами. Этот уровень используется как опорный материал.

Уровень удовлетворенных потребностей рассматривается, прежде всего, как поле для деятельности, источник целей и задач проектирования. Цель специалистов по проектированию на этом этапе - выявление ряда наиболее существенных (актуальных) потребностей, связанных с проблемами в области инновационной деятельности.

Следует отметить, что при выборе одного или нескольких объектов (потребностей) последующей разработки необходимо учесть аспект «вероятности решения проблемы», соизмерив свои силы и возможности. Изучение уровней потребностей должно проводиться в одном комплексе, взаимосвязано.

После того, как потребности определены, мы сталкиваемся с необходимостью отыскания средств их удовлетворения. К таким средствам можно отнести педагогические технологии и средства обучения, существующие и действующие на данный момент. Их изучение - процесс важный и деликатный, так как от выбора применения средств обучения зависит результат проектирования инновационной деятельности.

Частично педагогические технологии, средства обучения исследуются при изучении уровней удовлетворенных потребностей, но это не освобождает от необходимости исследования оставшихся. Набор средств обучения и педагогических технологий примерно подбирается в соответствии с исследуемыми потребностями и наоборот, потребности корректируют с учетом возможности их разрешения имеющимися средствами.

В нашем случае проблема отражает суть последующего проектирования инновационной деятельности. В ней закладываются цели и задачи этого процесса через описание исследуемых противоречий. Для того, чтобы обеспечить решение созданной проблемной ситуации, привлекаются самые разнообразные ресурсы.

Прежде всего необходимо войти в понимание рассматриваемой проблемной ситуации, ее сущности и истоков. В этом случае рекомендуется использовать уже разработанные и апробированные на базе научно-исследовательских институтов системы подготовки и создания технологии патентоспособных решений.

В качестве средств решения проблемы по вопросу организации и развития инновационной деятельности, помимо рассмотренных выше средств обучения и педагогических инноваций, целесообразно будет использовать современные передовые средства и технологии обучения на базе информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих значительно повысить скорость и эффективность деятельности в процессе создания интеллектуальной собственности.

Рассматривая проблему в свете вышеприведенных параметров, анализируя и моделируя различные варианты, специалисты по проектированию выходят на решение, наиболее точно отвечающее уровню исследуемых потребностей в области инноватики. Тем самым создается проект инновационной деятельности, внедрение которого происходит через структуру «обучающий-обучаемый».

Следует отметить, что при проектировании инновационной деятельности основная ориентация была направлена именно на эту систему (обучающий-обучаемый), как на форму, в которой будет протекать проектируемый процесс.

Внедрение проекта в систему «обучающий-обучаемый» и его реализация обеспечивает переход ранее рассматриваемых, изначально не удовлетворенных потребностей в ранг удовлетворенных потребностей, которые, в свою очередь,

взаимодействуя с окружающей средой, создают предпосылки к созданию новых потребностей человечества а образовании, что служит причиной создания новых решений.

Решение подобных проблем продвигает каждый раз человечество на новый, более высокий уровень потребностей и развития, что и обуславливает эволюцию.

Рассматривая процесс проектирования инновационной деятельности, мы не изучили еще, должным образом, главную составляющую инновационной деятельности - процесс создания новаций. С этой позиции проектирование инновационной деятельности является лишь шагом, хотя и очень большим, к главной цели любого инновационного процесса -созданию инноваций. На этой стадии создается структура, база для дальнейшей успешной работы. Для этого, чтобы максимально активизировать творческий процесс строительства инновации в системе образования, в работе предлагается сделать еще один “шаг” -использовать эвристический алгоритм проектирования инноваций, разработанный автором, представленный на рисунке 4.

Социальный заказ

потребность

—► проблема

Методы Т

анализа —► задачи

—► задача

Т ехническое задание

набор функций

Положительные

функции

Отрицательные

функции

Методы проектирования

Генерирование идей

Т ехнические решения -----------ф-----------

Выбор технических решений

Новые технические решения

Защита новых технических решений

г

Внедрение технических решений

I этап

Подготовка к изобретательству

2 этап

Работа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изобретателя

3 этап

Реализация

изобретения

Рис. 4. Эвристически алгоритм проектирования инноваций

Этот алгоритм отражает последовательность принятия технического решения через выявление и изучение основных этапов разработки новшеств.

Нами выделяются три этапа проектирования инноваций на примере изобретения, полезной модели:

1. Этап подготовки к изобретательской деятельности.

2. Этап работы над изобретением.

3. Этап реализации.

Но всем трем этапам предшествует социальный заказ, обусловленный разнообразием потребностей человечества, изучив который изобретатель, в соответствии со своими знаниями и возможностями, выявляет противоречие и ставит проблему.

Решение этой проблемы призвано удовлетворить социальный заказ общества. Проблемы могут быть большими и малыми, глобального и местного значения, кардинально новыми или уже достаточно изученными и т. д.

Методами анализа, основы которых заложены в АРИЗ, из проблемной ситуации исследователь выделяет ряд задач.

Следует отметить, что эта процедура, прежде всего дает статус инновации, разработанному техническому решению и вместе с ним ряд прав и преимуществ. Решение становится частью патентного фонда, является защищенными законом от незаконного применения другими лицами, дает его создателям право собственников и т. д.

Защищенное техническое решение может смело внедряться в производство. Но при условии, что внедрение технического решения вызывает ряд трудностей, так же возможно изменение (корректировка) в процессе его проектирования. Уровень (этапы) корректировки зависит от сложностей, возникающих при внедрении нового технического решения.

Следует так же отметить, что вместе с внедрением нового технического решения, не зависимо от того прошло оно удачно или не удачно, решение уже влияет на общество, способствуя формированию нового социального заказа, новых потребностей человечества.

Маркетинговый подход к проектированию инноваций в профессиональном образовании обеспечивается передовыми технологиями, современными методиками и средствами обучения, а также педагогическими журналами, патентными исследованиями, программными средствами и рядом других информационных источников по заданной теме.

Рыночный подход к созданию и использованию результатов инновационной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных в системе профессионального образования будет способствовать повышению конкурентоспособности учебных заведений на рынке образовательных товаров и услуг.

Библиографический список

1. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер / Пер. с анг. Боброва В.Б.; Общ. ред. и вступ. статья Пеньковой Е.М. - М. : Прогресс, 1990. - С. 734.

2. Мазур, З.Ф. Проектирование инновационной деятельности в образовании [Текст] / З.Ф. Мазур. - М.: Дианисс, 1997. - С. 273.

3. Эванс Дж. Р,Б. Берман. Маркетинг [Текст] : Сокр. пер. с англ. /Автор предисловия и научный редактор. А. А. Горячев. М. : Экономика, 1990. - С. 350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.