ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Вершинин В.П.
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПАТРОНАТ КАК МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ЭНЕРГОАУДИТА ЖИЛЫХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЙ
Обсуждая проблему маркетингового патроната в сфере энергосбережения, необходимо охарактеризовать прогрессивный методологический инструментарий государственного контроля и надзора за принятием и осуществлением энергоэффективных хозяйственных решений. В качестве одного из ведущих маркетинговых приемов аналитики эффективности мероприятий энергосбережения выступает программа комплексного обследования объектов энергопотребления, которую принято обозначать в мировой и российской практике как энергоаудит.
Основными задачами энергоаудита в сфере энергосбережения являются:
- сбор необходимой информации об объемах энергопотребления искомым объектом;
- реализация существующих правил и норм в сфере энергосбережения искомым объектом;
- разработка для искомого объекта комплексной программы энергопотребления.
В ст. 12 ФЗ «Об энергосбережении» закреплено, что федеральный орган исполнительной власти по статистике в порядке, определяемом Правительством РФ, осуществляет сбор данных в сфере энергосбережения. При этом надо отметить, что порядок сбора информации в сфере энергопотребления и энергосбережения так и не установлен, и статистическая отчетность за потребление энергетических ресурсов и их эффективное использование (в большинстве субъектов РФ) отсутствует на достоверном уровне. Поэтому на практике подобная статистика по потреблению энергоресурсов собирается регионами только по бюджетным организациям, согласно письму Минфина от 28.01.2010г. и другим рекомендательным актам профильных министерств и ведомств РФ.
Поэтому необходимо на законодательном уровне разработать и установить общие требования по статистике, для всех субъектов правоотношений в сфере энергосбережения, которые устанавливают порядок взаимодействия как федеральных органов исполнительной власти с уполномоченными органами в сфере энергосбережения в субъектах РФ, так и взаимодействия последних с конечными потребителями энергетических ресурсов РФ. Эти взаимоотношения могут быть определены в виде подзаконных актов, распоряжений, соглашений и других договорных конструкций.
Возвращаясь к процессу маркетингового аудита жилых зданий, следует остановиться на системных исследованиях А.Г. Нехайчик, который пишет, что «на долю коммунально-бытового сектора приходится до трети всех потребляемых энергоресурсов. Обеспечить масштабное энергосбережение в каждой квартире достаточно проблематично в силу различных причин, однако с введением института управляющих компаний этот вопрос можно решить через стимулирование, соответственно, управляющих компаний, которые в свою очередь должны транслировать требования по энергосбережению конечным потребителям. Такое стимулирование станет возможным, если обеспечить прямую финансовую заинтересованность управляющих компаний в мероприятиях подобного рода. Это возможно посредством следующих вариантов:
33
ISNN 1029-3388
- через налоговые льготы (снижение части налога на прибыль, снижение местных налогов, ускоренная амортизация);
- поддержкой со стороны органов власти мероприятий по повышению энергоэффективности (дотации и субсидии на мероприятия по повышению энергоэффективности);
- стимулирование непосредственно жителей, и наделение контролем за этим управляющих компаний (например, через установление социальной нормы и повышенных тарифов, а управляющая компания материально заинтересована в полноте и своевременности оплаты через % в платежах);
- применение штрафных санкций к жителям за неэффективное или чрезмерное энергопотребление с выделением части санкций в адрес управляющей компании для стимулирования выявления таких случаев;
- введение жестких штрафных санкций за самовольное подключение к общедомовым системам энергоснабжения третьих лиц (палатки, гаражи и т.д.).
Свою роль может сыграть конкурс на самую энергоэффективную управляющую компанию региона (по удельному энергопотреблению) с последующим предоставлением компаниям-победителям преференций, а наихудшим - предписание об устранении замечаний с возможным расторжением договора на управление. Контроль - через статистическую отчетность и данные Энергосбытов по потребленным энергоресурсам».
Из вышеизложенного контекстного анализа энергоаудита были сформулированы два его основных ингредиента: первый - это рыночная сущность научного приема «маркетинговый патронат» при энергоаудите жилых зданий, и второй - это экономическое обоснование обязательной маркетинговой составляющей экспресс-энергоаудита административных зданий, что представлено в таблице 1.
Обсуждая данные таблицы 1, необходимо раскрыть рыночную сущность научного приема «маркетинговый патронат», что при энергоаудите жилых и административных зданий может расцениваться как аналитическая ежеквартальная курация индивидуальной потребительской выгоды от внедрения энергосберегающих технологий. Эти энергосберегающие технологии в конкретных жилых помещениях в рамках нашего исследования чаще всего базировались на:
- регулярно экономящей до 20% от уровня стандартного электропотребления общедомовой резонансной системе электроосвещения лестничных пролетов в подъездах;
- инновационной схеме освещения жилищ с помощью светодиодов;
- формировании маркетинговых программ ресурсосбережения при модернизации наружного освещения придомовой территории.
В свою очередь, сам маркетинговый патронат при энергоаудите жилых зданий в рамках научного исследования был идентифицирован как специфический алгоритм управленческих мероприятий, направленный на выполнение по результатам электроаудита отдельных жилых зданий и Управляющих компаний ЖКХ (в рамках осуществления дополнительных аудиторских услуг, разрешенных п.6 ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2001г.) маркетинговых исследований по проблеме возможного использования на обследуемых жилых объектах:
- двухтарифного энергоучета (в дневное и ночное время);
- приборов ультразвуковой расходометрии вместо устаревших типов общедомовых приборов учета электро- и теплоэнергии;
- автоматизированных интеллектуальных энергосберегающих тепловых систем микроклимата жилых зданий, включая инновации в оборотном теплоснабжении и новые технологии применения теплоаккумулирующих строительных материалов.
34
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2013
Таблица 1. Маркетинговый патронат деятельности фирм при рыночном внедрении энергетического экспресс-аудита жилых и административных зданий
Рыночная сущность научного приема «маркетинговый патронат» при энергоаудите жилых зданий Маркетинговые составляющие экспресс-энергоаудита административных зданий
1. Выполнение по результатам электроаудита отдельных жилых зданий и Управляющих компаний ЖКХ (в рамках осуществления дополнительных аудиторских услуг, разрешенных п.6 ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2001г.) маркетинговых исследований по проблеме возможного использования на обследуемых жилых объектах: - двухтарифного энергоучета (в дневное и ночное время); - приборов ультразвуковой расходометрии вместо устаревших типов общедомовых приборов учета электро- и теплоэнергии; - автоматизированных интеллектуальных энергосберегающих тепловых систем микроклимата жилых зданий, включая инновации в оборотном теплоснабжении и новые технологии применения теплоаккумулирующих строительных материалов. 2. Маркетинговый патронат (аналитическая ежеквартальная кура-ция индивидуальной потребительской выгоды) энергосберегающих (в конкретных жилых помещениях) технологий, базирующихся на: - регулярно экономящей до 20% от уровня стандартного электропотребления общедомовой резонансной системе электроосве-щения лестничных пролетов в подъездах; - инновационной схеме освещения жилищ с помощью светодиодов; - формировании маркетинговых программ ресурсосбережения при модернизации наружного освещения придомовой территории. А. Обязательность расшифровки энергоаудитором (в соответствии со ст. 32 Федерального Закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности») экономических просчетов организаций в изначально составленном бизнес-плане по содержанию административных помещений, включая аспекты нерационального энерго- и теплоснабжения, негативно отражающихся на объеме совокупных затрат аудируемого юридического лица при оплате им использованных в течение календарного года энергетических ресурсов. Б. Научно обоснованная маркетинговая мотивировка разработки и внедрения энергосберегающих мероприятий после обязательного (письмо Минфина от 28.01.2010г.) энергетического обследования административных зданий бюджетных организаций: - необходимость снижения пиковых нагрузок электропотребления при одновременном включении (в начале рабочего дня или после обеденного перерыва) компьютерной или вычислительной техники, кондиционеров; - уменьшение офисного потребления электроэнергии при установке централизованного (автоматизированного) внутриучрежденческого частотноуправляющего электропривода; - внедрение механизма самоинвестирования прибыли от реализации внутрифирменных мероприятий по энергосбережению.
35
ISNN 1029-3388
К тому же, предложенный нами алгоритм управления энергоэффективностью научно обоснованных хозяйственных решений содержал расширенное экономическое обоснование рыночной сущности маркетинговой составляющей экспресс-аудита административных зданий, что предусматривало обязательность расшифровки энергоаудитором (в соответствии со ст. 32 Федерального Закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности») экономических просчетов организаций в изначально составленном бизнес-плане по содержанию административных помещений, включая аспекты нерационального энерго- и теплоснабжения, негативно отражающихся на объеме совокупных затрат аудируемого юридического лица при оплате им использованных в течение календарного года энергетических ресурсов. При этом научно обоснованная (в рамках данного научного исследования) маркетинговая мотивировка разработки и внедрения энергосберегающих мероприятий после обязательного (письмо Минфина от 28.01.2010г.) энергетического обследования административных зданий бюджетных организаций содержала:
- необходимость снижения пиковых нагрузок электропотребления при одновременном включении (в начале рабочего дня или после обеденного перерыва) компьютерной или вычислительной техники, кондиционеров;
- уменьшение офисного потребления электроэнергии при установке централизованного (автоматизированного) внутриучрежденческого частотноуправляющего электропривода;
- внедрение механизма самоинвестирования прибыли от реализации внутрифирменных мероприятий по энергосбережению.
Последнее состояло в прямой корреляционной связи с идентификацией рыночных преимуществ экономического стимулирования потребителей, активно участвующих в мероприятиях по энергосбережению при использовании маркетингового патроната в сфере энергосбережения. При этом маркетинговая сущность предложенных нами программ экономического стимулирования участников (юридических и физических лиц) рынка энергосбережения представлена в таблице 2.
Таблица 2. Маркетинговая сущность программ экономического стимулирования
участников (юридических и физических лиц) рынка энергосбережения
1.1. Разработка и реализация отечественных аналогов маркетинговых программ Ehergy Star с престижным российским логотипом на различных категориях товара (технических устройств) со средним энергопотреблением на 20-30% ниже стандартных образцов.
2.1. Добровольная маркировка товаров, осуществляемая производителем в рамках маркетингового контроля за процессом энергосбережения с обязательным информированием потребителя: о величине энергоресурсов, которые возможно сэкономить в результате покупки инновационного оборудования; об уровне затрат электроэнергии на производство 1 усл.ед. продукта, что составляет в США 18% от общей структуры расходов на производство данного продукта, в Китае - 19%, а в России - 40% (А.В.Фадеев, 2010).
3.1. Маркетинговые приемы массовой информации населения о предоставлении Управляющим компаниям в сфере ЖКХ: налоговых льгот, устанавливаемых для них местными ветвями власти в части снижения муниципального налога на при-
36
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2013
быль при маркетинговой сопоставимости статистической отчетности этих компаний о динамике фактически потребляемых (и планируемых к потреблению) энергетических ресурсов в кратко- и среднесрочных периодах; законодательной реализации права муниципальных образований по снижению сроков амортизации устаревшего энергооборудования (в случае его досрочной замены в многоквартирных домах на энергосберегающее).
4.1. Использование Интернет-ресурсов для создания обстановки общественной нетерпимости к практике несанкционированного подключения незарегистрированных в полномочных органах строений (торговых палаток, гаражей и т.д.) с ужесточением порядка и размера взыскания муниципальных штрафов за отдельные виды правонарушений, которые влекут за собой непроизводительное расходование энергетических ресурсов.
Все вышеизложенное рассматривается нами как прогрессивный методологический инструментарий государственного контроля и надзора за принятием и осуществлением энергоэффективных хозяйственных решений в сфере энергосбережения жилых и административных зданий.
Библиографический список
1. Нехайчик, А.Г. Маркетинговый аудит жилых зданий // Маркетинговый вестник ЖКХ России. -2010. - №1. - С.42-44.
2. Фадеев, А.В. Структура маркетинговых расходов на активацию энергоубыточных промышленных предприятий // Официальный бюллетень Минэкономразвития РФ. - 2010. - №3. - С.84-88
37