Научная статья на тему 'Маркетинговый патронат как механизм внедрения энергоаудита жилых и административных зданий'

Маркетинговый патронат как механизм внедрения энергоаудита жилых и административных зданий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПАТРОНАТ / MARKETING PATRONAGE / ЭНЕРГОАУДИТ / ENERGY AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинин В. П.

В статье представлен контекстный анализ энергоаудита и авторский вариант научного приема «маркетинговый патронат», что при энергоаудите жилых и административных зданий может расцениваться как аналитическая ежеквартальная курация индивидуальной потребительской выгоды от внедрения энергосберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вершинин В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing patronage as a mechanism for the implementation of energy audit residential and office buildings

The paper presents the contextual analysis of energy audit and the author’s version of the scientific method «marketing patronage» that the energy audit of residential and office buildings can be regarded as an analytical quarterly Curation individual consumer benefits from the introduction of energy-saving technologies.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый патронат как механизм внедрения энергоаудита жилых и административных зданий»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Вершинин В.П.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПАТРОНАТ КАК МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ЭНЕРГОАУДИТА ЖИЛЫХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЙ

Обсуждая проблему маркетингового патроната в сфере энергосбережения, необходимо охарактеризовать прогрессивный методологический инструментарий государственного контроля и надзора за принятием и осуществлением энергоэффективных хозяйственных решений. В качестве одного из ведущих маркетинговых приемов аналитики эффективности мероприятий энергосбережения выступает программа комплексного обследования объектов энергопотребления, которую принято обозначать в мировой и российской практике как энергоаудит.

Основными задачами энергоаудита в сфере энергосбережения являются:

- сбор необходимой информации об объемах энергопотребления искомым объектом;

- реализация существующих правил и норм в сфере энергосбережения искомым объектом;

- разработка для искомого объекта комплексной программы энергопотребления.

В ст. 12 ФЗ «Об энергосбережении» закреплено, что федеральный орган исполнительной власти по статистике в порядке, определяемом Правительством РФ, осуществляет сбор данных в сфере энергосбережения. При этом надо отметить, что порядок сбора информации в сфере энергопотребления и энергосбережения так и не установлен, и статистическая отчетность за потребление энергетических ресурсов и их эффективное использование (в большинстве субъектов РФ) отсутствует на достоверном уровне. Поэтому на практике подобная статистика по потреблению энергоресурсов собирается регионами только по бюджетным организациям, согласно письму Минфина от 28.01.2010г. и другим рекомендательным актам профильных министерств и ведомств РФ.

Поэтому необходимо на законодательном уровне разработать и установить общие требования по статистике, для всех субъектов правоотношений в сфере энергосбережения, которые устанавливают порядок взаимодействия как федеральных органов исполнительной власти с уполномоченными органами в сфере энергосбережения в субъектах РФ, так и взаимодействия последних с конечными потребителями энергетических ресурсов РФ. Эти взаимоотношения могут быть определены в виде подзаконных актов, распоряжений, соглашений и других договорных конструкций.

Возвращаясь к процессу маркетингового аудита жилых зданий, следует остановиться на системных исследованиях А.Г. Нехайчик, который пишет, что «на долю коммунально-бытового сектора приходится до трети всех потребляемых энергоресурсов. Обеспечить масштабное энергосбережение в каждой квартире достаточно проблематично в силу различных причин, однако с введением института управляющих компаний этот вопрос можно решить через стимулирование, соответственно, управляющих компаний, которые в свою очередь должны транслировать требования по энергосбережению конечным потребителям. Такое стимулирование станет возможным, если обеспечить прямую финансовую заинтересованность управляющих компаний в мероприятиях подобного рода. Это возможно посредством следующих вариантов:

33

ISNN 1029-3388

- через налоговые льготы (снижение части налога на прибыль, снижение местных налогов, ускоренная амортизация);

- поддержкой со стороны органов власти мероприятий по повышению энергоэффективности (дотации и субсидии на мероприятия по повышению энергоэффективности);

- стимулирование непосредственно жителей, и наделение контролем за этим управляющих компаний (например, через установление социальной нормы и повышенных тарифов, а управляющая компания материально заинтересована в полноте и своевременности оплаты через % в платежах);

- применение штрафных санкций к жителям за неэффективное или чрезмерное энергопотребление с выделением части санкций в адрес управляющей компании для стимулирования выявления таких случаев;

- введение жестких штрафных санкций за самовольное подключение к общедомовым системам энергоснабжения третьих лиц (палатки, гаражи и т.д.).

Свою роль может сыграть конкурс на самую энергоэффективную управляющую компанию региона (по удельному энергопотреблению) с последующим предоставлением компаниям-победителям преференций, а наихудшим - предписание об устранении замечаний с возможным расторжением договора на управление. Контроль - через статистическую отчетность и данные Энергосбытов по потребленным энергоресурсам».

Из вышеизложенного контекстного анализа энергоаудита были сформулированы два его основных ингредиента: первый - это рыночная сущность научного приема «маркетинговый патронат» при энергоаудите жилых зданий, и второй - это экономическое обоснование обязательной маркетинговой составляющей экспресс-энергоаудита административных зданий, что представлено в таблице 1.

Обсуждая данные таблицы 1, необходимо раскрыть рыночную сущность научного приема «маркетинговый патронат», что при энергоаудите жилых и административных зданий может расцениваться как аналитическая ежеквартальная курация индивидуальной потребительской выгоды от внедрения энергосберегающих технологий. Эти энергосберегающие технологии в конкретных жилых помещениях в рамках нашего исследования чаще всего базировались на:

- регулярно экономящей до 20% от уровня стандартного электропотребления общедомовой резонансной системе электроосвещения лестничных пролетов в подъездах;

- инновационной схеме освещения жилищ с помощью светодиодов;

- формировании маркетинговых программ ресурсосбережения при модернизации наружного освещения придомовой территории.

В свою очередь, сам маркетинговый патронат при энергоаудите жилых зданий в рамках научного исследования был идентифицирован как специфический алгоритм управленческих мероприятий, направленный на выполнение по результатам электроаудита отдельных жилых зданий и Управляющих компаний ЖКХ (в рамках осуществления дополнительных аудиторских услуг, разрешенных п.6 ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2001г.) маркетинговых исследований по проблеме возможного использования на обследуемых жилых объектах:

- двухтарифного энергоучета (в дневное и ночное время);

- приборов ультразвуковой расходометрии вместо устаревших типов общедомовых приборов учета электро- и теплоэнергии;

- автоматизированных интеллектуальных энергосберегающих тепловых систем микроклимата жилых зданий, включая инновации в оборотном теплоснабжении и новые технологии применения теплоаккумулирующих строительных материалов.

34

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2013

Таблица 1. Маркетинговый патронат деятельности фирм при рыночном внедрении энергетического экспресс-аудита жилых и административных зданий

Рыночная сущность научного приема «маркетинговый патронат» при энергоаудите жилых зданий Маркетинговые составляющие экспресс-энергоаудита административных зданий

1. Выполнение по результатам электроаудита отдельных жилых зданий и Управляющих компаний ЖКХ (в рамках осуществления дополнительных аудиторских услуг, разрешенных п.6 ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2001г.) маркетинговых исследований по проблеме возможного использования на обследуемых жилых объектах: - двухтарифного энергоучета (в дневное и ночное время); - приборов ультразвуковой расходометрии вместо устаревших типов общедомовых приборов учета электро- и теплоэнергии; - автоматизированных интеллектуальных энергосберегающих тепловых систем микроклимата жилых зданий, включая инновации в оборотном теплоснабжении и новые технологии применения теплоаккумулирующих строительных материалов. 2. Маркетинговый патронат (аналитическая ежеквартальная кура-ция индивидуальной потребительской выгоды) энергосберегающих (в конкретных жилых помещениях) технологий, базирующихся на: - регулярно экономящей до 20% от уровня стандартного электропотребления общедомовой резонансной системе электроосве-щения лестничных пролетов в подъездах; - инновационной схеме освещения жилищ с помощью светодиодов; - формировании маркетинговых программ ресурсосбережения при модернизации наружного освещения придомовой территории. А. Обязательность расшифровки энергоаудитором (в соответствии со ст. 32 Федерального Закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности») экономических просчетов организаций в изначально составленном бизнес-плане по содержанию административных помещений, включая аспекты нерационального энерго- и теплоснабжения, негативно отражающихся на объеме совокупных затрат аудируемого юридического лица при оплате им использованных в течение календарного года энергетических ресурсов. Б. Научно обоснованная маркетинговая мотивировка разработки и внедрения энергосберегающих мероприятий после обязательного (письмо Минфина от 28.01.2010г.) энергетического обследования административных зданий бюджетных организаций: - необходимость снижения пиковых нагрузок электропотребления при одновременном включении (в начале рабочего дня или после обеденного перерыва) компьютерной или вычислительной техники, кондиционеров; - уменьшение офисного потребления электроэнергии при установке централизованного (автоматизированного) внутриучрежденческого частотноуправляющего электропривода; - внедрение механизма самоинвестирования прибыли от реализации внутрифирменных мероприятий по энергосбережению.

35

ISNN 1029-3388

К тому же, предложенный нами алгоритм управления энергоэффективностью научно обоснованных хозяйственных решений содержал расширенное экономическое обоснование рыночной сущности маркетинговой составляющей экспресс-аудита административных зданий, что предусматривало обязательность расшифровки энергоаудитором (в соответствии со ст. 32 Федерального Закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности») экономических просчетов организаций в изначально составленном бизнес-плане по содержанию административных помещений, включая аспекты нерационального энерго- и теплоснабжения, негативно отражающихся на объеме совокупных затрат аудируемого юридического лица при оплате им использованных в течение календарного года энергетических ресурсов. При этом научно обоснованная (в рамках данного научного исследования) маркетинговая мотивировка разработки и внедрения энергосберегающих мероприятий после обязательного (письмо Минфина от 28.01.2010г.) энергетического обследования административных зданий бюджетных организаций содержала:

- необходимость снижения пиковых нагрузок электропотребления при одновременном включении (в начале рабочего дня или после обеденного перерыва) компьютерной или вычислительной техники, кондиционеров;

- уменьшение офисного потребления электроэнергии при установке централизованного (автоматизированного) внутриучрежденческого частотноуправляющего электропривода;

- внедрение механизма самоинвестирования прибыли от реализации внутрифирменных мероприятий по энергосбережению.

Последнее состояло в прямой корреляционной связи с идентификацией рыночных преимуществ экономического стимулирования потребителей, активно участвующих в мероприятиях по энергосбережению при использовании маркетингового патроната в сфере энергосбережения. При этом маркетинговая сущность предложенных нами программ экономического стимулирования участников (юридических и физических лиц) рынка энергосбережения представлена в таблице 2.

Таблица 2. Маркетинговая сущность программ экономического стимулирования

участников (юридических и физических лиц) рынка энергосбережения

1.1. Разработка и реализация отечественных аналогов маркетинговых программ Ehergy Star с престижным российским логотипом на различных категориях товара (технических устройств) со средним энергопотреблением на 20-30% ниже стандартных образцов.

2.1. Добровольная маркировка товаров, осуществляемая производителем в рамках маркетингового контроля за процессом энергосбережения с обязательным информированием потребителя: о величине энергоресурсов, которые возможно сэкономить в результате покупки инновационного оборудования; об уровне затрат электроэнергии на производство 1 усл.ед. продукта, что составляет в США 18% от общей структуры расходов на производство данного продукта, в Китае - 19%, а в России - 40% (А.В.Фадеев, 2010).

3.1. Маркетинговые приемы массовой информации населения о предоставлении Управляющим компаниям в сфере ЖКХ: налоговых льгот, устанавливаемых для них местными ветвями власти в части снижения муниципального налога на при-

36

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2013

быль при маркетинговой сопоставимости статистической отчетности этих компаний о динамике фактически потребляемых (и планируемых к потреблению) энергетических ресурсов в кратко- и среднесрочных периодах; законодательной реализации права муниципальных образований по снижению сроков амортизации устаревшего энергооборудования (в случае его досрочной замены в многоквартирных домах на энергосберегающее).

4.1. Использование Интернет-ресурсов для создания обстановки общественной нетерпимости к практике несанкционированного подключения незарегистрированных в полномочных органах строений (торговых палаток, гаражей и т.д.) с ужесточением порядка и размера взыскания муниципальных штрафов за отдельные виды правонарушений, которые влекут за собой непроизводительное расходование энергетических ресурсов.

Все вышеизложенное рассматривается нами как прогрессивный методологический инструментарий государственного контроля и надзора за принятием и осуществлением энергоэффективных хозяйственных решений в сфере энергосбережения жилых и административных зданий.

Библиографический список

1. Нехайчик, А.Г. Маркетинговый аудит жилых зданий // Маркетинговый вестник ЖКХ России. -2010. - №1. - С.42-44.

2. Фадеев, А.В. Структура маркетинговых расходов на активацию энергоубыточных промышленных предприятий // Официальный бюллетень Минэкономразвития РФ. - 2010. - №3. - С.84-88

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.