Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ В КОНТЕКСТЕ УЛУЧШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОНДИЦИЙ'

МАРКЕТИНГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ В КОНТЕКСТЕ УЛУЧШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОНДИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
маркетинг территорий / маркетинг энергетической инфраструктуры / маркетинговый механизм / маркетинговая деятельность / инфраструктурная привлекательность территорий / имидж территорий. / marketing of territories / marketing of energy infrastructure / marketing mechanism / marketing activities / infrastructure attractiveness of territories / image of territories.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костенников Андрей Иванович

В статье представлены концептуальные подходы и организационно-методические рекомендации по совершенствованию элементов маркетингового механизма повышения инфраструктурной привлекательности территорий. Показано, что инвестиционная привлекательность территории, как целевой критерий результативности применения подходов территориального маркетинга к реализации конкурентных преимуществ местности, находится в диалектической взаимосвязи с уровнем инфраструктурной насыщенности и благоприятности местности. Обоснована целесообразность применения системно-трансформационного подхода при решении задач проектирования и прикладного использования компонентов маркетингового механизма повышения инфраструктурной привлекательности территорий. В исследовании предложено для улучшения характеристик инфраструктурной привлекательности региона использовать маркетинговые характеристики энергорайонов как системообразующих элементов инфраструктурного обеспечения территорий. При этом обосновано, что для достижения необходимых маркетинговых эффектов позиционирования территории важно осуществлять комплекс долгосрочных мероприятий по формированию и развитию имиджа региона как инфраструктурно- привлекательной местности. Представленные результаты исследования вносят вклад в теорию и методический базис территориального маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing Mechanism for Increasing the Infrastructural Attractiveness of Territories in the Context of Improving their Socio-economic Dynamics and Investment Conditions

The article presents conceptual approaches and organizational and methodological recommendations for improving the elements of the marketing mechanism of increasing the infrastructural attractiveness of territories. It is shown that the investment attractiveness of the territory, as a target criterion of the effectiveness of the application of territorial marketing approaches to the implementation of competitive advantages of the area, is in a dialectical relationship with the level of infrastructural saturation and favorability of the area. The expediency of applying the system-transformation approach in solving the problems of designing and applied use of components of the marketing mechanism of increasing the infrastructural attractiveness of territories is substantiated. The study proposes to use marketing characteristics of energy districts as systemforming elements of infrastructure provision of territories to improve the characteristics of infrastructural attractiveness of the region. It is substantiated that in order to achieve the necessary marketing effects of the territory positioning it is important to implement a set of longterm measures to form and develop the image of the region as an infrastructurally attractive area. The presented research results contribute to the theory and methodological basis of territorial marketing.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ В КОНТЕКСТЕ УЛУЧШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОНДИЦИЙ»

УДК/ UDC 338.24: 620.9

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-6324-69-76

МАРКЕТИНГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ В КОНТЕКСТЕ УЛУЧШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ

И ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОНДИЦИЙ

Marketing Mechanism for Increasing the Infrastructural Attractiveness of Territories in the Context of Improving their Socio-economic Dynamics and Investment Conditions

Костенников Андрей Иванович,

соискатель кафедры менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; г. Белгород, Россия, ул. Победы, 85 Kostennikov Andrey Ivanovich,

Applicant at Management and Marketing Department, Belgorod State National Research University; 85 Pobeda St., Belgorod, Russia KostennikovAI@bsu.edu.ru https://orcid.org/0000-0002-1587-0741

В статье представлены концептуальные подходы и организационно-методические рекомендации по совершенствованию элементов маркетингового механизма повышения инфраструктурной привлекательности территорий. Показано, что инвестиционная привлекательность территории, как целевой критерий результативности применения подходов территориального маркетинга к реализации конкурентных преимуществ местности, находится в диалектической взаимосвязи с уровнем инфраструктурной насыщенности и благоприятности местности. Обоснована целесообразность применения системно-трансформационного подхода при решении задач проектирования и прикладного использования компонентов маркетингового механизма повышения инфраструктурной привлекательности территорий. В исследовании предложено для улучшения характеристик инфраструктурной привлекательности региона использовать маркетинговые характеристики энергорайонов как системообразующих элементов инфраструктурного обеспечения территорий. При этом обосновано, что для достижения необходимых маркетинговых эффектов позиционирования территории важно осуществлять комплекс долгосрочных мероприятий по формированию и развитию имиджа региона как инфраструктурно-привлекательной местности. Представленные результаты исследования вносят вклад в теорию и методический базис территориального маркетинга.

Ключевые слова: маркетинг территорий; маркетинг энергетической инфраструктуры; маркетинговый механизм; маркетинговая деятельность; инфраструктурная привлекательность территорий; имидж территорий.

The article presents conceptual approaches and organizational and methodological recommendations for improving the elements of the marketing mechanism of increasing the infrastructural attractiveness of territories. It is shown that the investment attractiveness of the territory, as a target criterion of the effectiveness of the application of territorial marketing approaches to the implementation of competitive advantages of the area, is in a dialectical relationship with the level of infrastructural saturation and favorability of the area. The expediency of applying the system-transformation approach in solving the problems of designing and applied use of components of the marketing mechanism of increasing the infrastructural attractiveness of territories is substantiated. The study proposes to use marketing characteristics of energy districts as system-forming elements of infrastructure provision of territories to improve the characteristics of infrastructural attractiveness of the region. It is substantiated that in order to achieve the necessary marketing effects of the territory positioning it is important to implement a set of long-term measures to form and develop the image of the region as an infrastructurally attractive area. The presented research results contribute to the theory and methodological basis of territorial marketing.

Keywords: marketing of territories; marketing of energy infrastructure; marketing mechanism; marketing activities; infrastructure attractiveness of territories; image of territories.

Вступление (Introduction)

Современные направления развития маркетинга инфраструктуры проистекают из его сопряжения со стратегическими векторами-компонентами территориального маркетинга [1]. Инфраструктура в этом контексте является факторной переменной и одновременно инструментом конкурентной борьбы территорий за инвестиционные, человеческие и производственные ресурсы.

Различные отрасли инфраструктуры по-разному формируют маркетинговые черты территории в единстве их имиджево-репутаци-онных характеристик и, по сути, территориального бренда. Транслируемый инфраструктурой нар-ратив «инфраструктурно-насы-щенная территория» является собирательным образом, в котором сочетаются свойства-характеристики инфраструктурно-транспор-тной и жилищно-коммунальной

развитости, информационно-телекоммуникационной обеспеченности, финансово-инфраструктурной насыщенности, производственно-инфраструктурной функциональности, социально-инфраструктурной полноценности и т.п. Следовательно, посредством выражения инфраструктурных доминант представляется возможным исследовать и обосновывать перспективные направления совершенствования территориального маркетинга.

Игнорирование маркетинговых аспектов инфраструктурного насыщения территорий приводит к долгосрочным, накопительным эффектам негативно-разрушительного плана. К такому выводу приходит Ф. Котлер, при изучении практик развития отдельных территорий, когда им в составе группы исследователей зафиксировано недополучение экономических эффектов от мобильности трудовых ресурсов, притока туристов и скорости движения товаров, развития новых секторов экономики, предпосылки к которому были образованы вследствие запаздывающего режима обеспечения инфраструктурными благами [2].

Если же рассматривать маркетинг инфраструктуры как часть маркетинга территории, то релевантными в этом контексте будут категории «инфраструктурно-привлекательная» и «инфраструк-турно-непривлекательная» территория.

Под инфраструктурно-привле-кательной территорией мы подразумеваем местность в её административной градации и границах, обладающей и предоставляющей для различных категорий потребителей уникальное ценностное предложение инфраструктурного характера, способствующее реализации конкурентных преимуществ за счет раскрытия собственного человеческого, предпринимательского и ресурсного потенциала укоренившимися резидентами и привлекаемыми рыночными агентами с перспективой укоренения. Инфраструктурно-при-влекательная территория демонстрирует миграционный прирост, активизацию экономико-хозяй-ственной,селитебной, предпринимательской деятельности и увеличение количества инвестиционных

проектов. Она воспринимается как место с комфортными условиями проживания, реализации креативного, социального и демографического капитала, ведения бизнеса и размещения инвестиций, способных дать прирост капитализации в будущих периодах.

В то же время инфраструктур-но-непривлекательная территория выступает антагонистом. Имеющееся состояние инфраструктурных сегментов способствует выработке мнения рыночных агентов, потребителей и заинтересованные стороны о такой территории как неперспективного территориально-рыночного сегмента осуществления рыночных транзакций, ведения экономико-хозяйственной, предпринимательской и социальной деятельности, места с низкими жизненными и инвестиционными возможностями в настоящем и в будущих периодах.

Исходя из этого проблема повышения инфраструктурной привлекательности территорий в контексте улучшения их социально-экономической динамики и инвестиционных кондиций является актуальной и значимой и требует обоснования модифицированных маркетинговых механизмов своего разрешения в русле использования территориально-маркетинговых подходов и парадигм.

Материалы и методы (Materials and Methods)

Чтобы проследить взаимосвязь и взаимозависимость активизации маркетинговой деятельности и развития маркетингового инструментария стимулирования сферы энергетической инфраструктуры с процессами формирования лояльности потребителей к территории и на этой основе повышения её инвестиционной привлекатель-

ности обратимся к методической платформе системного анализа и моделирования экономических систем.

Для верификации предполагаемой диалектики мы будем использовать эвристический потенциал системного анализа, а конкретно — метод построения системных диаграмм [3]. Методика построения системных диаграмм, или если быть точнее — системных архетипов, позволяет на более высоком уровне системного обобщения устанавливать совокупность связей «причинности» при объяснении тех или иных явлений и процессов в экономике. Использование метода построения системных диаграмм при изучении диалектики повышения инвестиционной привлекательности территории на основе активизации маркетинговой деятельности позволяет осуществить экспликацию системных факторов и их взаимосвязей. При этом построенный системный архетип изучаемой диалектики обладает высокой степенью универсальности и может быть использован в любых регионах при изучении маркетинговой деятельности в сфере энергетической инфраструктуры.

В результате нами реализована попытка построить системную диаграмму (системный архетип) изучаемой причинно-следственной связи повышения инвестиционной привлекательности территории на основе активизации маркетинговой деятельности в сфере энергетической инфраструктуры (рис. 1). Особое внимание в диаграмме нами уделяется контурам.

1) Усиливающие контуры «Генерирующие компании — Сетевые компании»; «Сетевые компании — Сбытовые компании»; «Сетевые компании —

Маркетинговая деятельность»; Сетевые компании — Реализация энергии потребителям; «Генерирующие компании — Сбытовые компании»,«Генерирующие компании — Маркетинговая деятельность», «Генерирующие компании — Реализация энергии и мощности оптовым потребителям»; «Сбытовые компании — Реализация энергии и мощности розничным потребителям»; «Сбытовые компании — Маркетинговая деятельность»; 2) Уравновешивающие контуры «Маркетинговая деятельность — Условия деятельности»; «Рынок товаров и услуг энергоинфраструктуры — Реализация энергии и мощности». На основании представленного системного архетипа далее производилось обоснование маркетингового механизма повышения инфраструктурной привлекательности территорий.

Перспективы повышения инвестиционной привлекательности территорий в рамках реализации подходов территориального маркетинга и его проблемно-тематической области, отвечающей за маркетинговую деятельность инфраструктурного сектора территории, могут быть связаны с поиском новых, эффективных с позиций потребителей и территории форм и сочетаний объектов и узлов энергетической инфраструктуры, имплементация которых позволяла бы позиционировать местность как инфрастуктурно-благо-приятную. В данном аспекте «чистые» маркетинговые аспекты тесным образом переплетаются с технико-технологической составляющей. Практика инфра-структуро-насыщения территорий объектами энергетической инфраструктуры показывает, что

Рис. 1. Системная диаграмма повышения инвестиционной привлекательности территории на основе активизации маркетинговой деятельности в сфере энергетической инфраструктуры Fig. 1. System diagram of increasing the investment attractiveness of the territory based on the activation of marketing activities in the field of energy infrastructure

Условные обозначения, использующиеся в системной диаграмме: Символ Значение

■ вектор прямых и обратных связей между участниками рынка + усиливающий тип связей

- уравновешивающий (ослабляющий) тип связей > усиливающий контур

= уравновешивающий (ослабляющий) контур А временная задержка

в настоящее время выработано несколько действенных вариантов улучшения имиджевых характеристик местности посредством решения проблемы инфраструктурных дефицитов. Это энергетические кластеры, парки альтернативной энергетики и энергорайо-

ны (ЭР) [4]. И если энергетические кластеры и парки альтернативной энергетики, рассматриваемые в качестве рыночных объектов с уникальным сочетанием маркетинговых аспектов, являются достаточно распространенными участниками рынка услуг

энергетической инфраструктуры, то ЭР до этого момента не были рассмотрены в качестве единиц инфраструктурной обеспеченности территорий с выделением и описанием новых маркетинговых аспектов, влияющих на конкурентное позиционирование территории и улучшение её инвестиционно-привлекательных характеристик. В этой связи целью исследования будет идентификация энергорайонов как единиц инфраструктурной обеспеченности территорий с новым составом маркетинговых аспектов, описание этих аспектов с позиций их определяющего влияния на прирост инвестиционной привлекательности территорий,а также разработка организационно-методического обеспечения процессов формирования благоприятного имиджа региона как инфраструктурно-насыщенного ЭР. Все это в совокупности позволит модифицировать и дополнить маркетинговый механизм повышения инфрастук-турной привлекательности региона для улучшения социально-экономической динамики и инвестиционных кондиций.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

1. Энергетические районы как системообразующие единицы инфраструктурной обеспеченности регионов

Энергетические районы как единицы инфраструктурной обеспеченности региона или его отдельных внутрирегиональных территорий (в таком случае мы будем говорить о «локальных энергорайонах») позволяют одновременно подойти к использованию территориально-технологической близости объектов энергетической инфраструктуры в целях как развития рынков соответствующих

товаров и услуг, так и территорий их функционирования. Это обеспечивается за счет имманентных преимуществ, которые несет в себе ЭР как единица инфраструктурной обеспеченности территории:

♦ использование общей инфраструктуры сетевых и сбытовых компаний при обеспечении новых или труднодоступных конечных потребителей в энергодефицитных региональных инфраструктурных системах;

♦ приближение источников генерации к конечным потребителям за счет включения в инфраструктуру ЭР источников альтернативной генерации (солнечные и ветропарки, модульные биоэнергетические установки, геотермальные станции и т.д.);

♦ территориальная привязка при проектировании новых инфраструктурных объектов социальной, производственной и сервисной направленности, новых производственных субъектов и зон жилой застройки, а также временных и новых населенных пунктов к имеющимся объектам энергетической инфраструктуры;

♦ возможности гибкого использования механизмов частно-государственного и корпоративно-государственного партнерства при решении задач повышения инфраструктурной привлекательности территорий;

♦ потенциал рыночной мобильности различных организационно-правовых форм создания и деятельности генерирующих, сетевых и сбытовых участников энер-го-инфраструктуры в рамках ЭР, обеспечивающийся за счет активного учреждения и вывода на рынок энерго-инфраструктур-ных услуг малых предприятий;

♦ отсутствие институциональных, информационных и иных ограничений на использование бренда энергорайона, а также его имиджа и репутации для позиционирования территории как ин-фраструкурно-благоприятной и привлечения населения, бизнеса и инвесторов к реализации будущих инфраструктурных и иных проектов.

Модельный регион — Белгородская область, как показал маркетинговый анализ её обеспеченности объектами энергетической инфраструктуры, относится к энергодефицитным субъектам — в самом регионе генерируется незначительная доля потребляемой энергии. Кроме того, регион характеризуется инфраструктурной тупиковостью и пограничностью, что накладывает ряд ограничений на модернизацию и развитие Белгородского энергорайона как единицы инфраструктурной обеспеченности. Следовательно, при решении маркетинговой проблемы повышения инвестиционной привлекательности Белгородской области за счет улучшения характеристик её энерго-ин-фраструктурной обеспеченности требуется научно-методическое обоснование решения следующих задач:

♦ выработка маркетингового обеспечения для реализации регионального проекта формирования энергорайона как агрегированной единицы инфраструктурной обеспеченности;

♦ формирование благоприятного имиджа региона как инфра-структурно-насыщенного энергорайона, что позволит закрепить и усилить релевантные параметры инвестиционной привлекательности территорий.

Далее представим результаты решения обозначенных задач.

Непосредственно формирование ЭР в свете концепции территориальной продуктовой мульти-полезности мы предлагаем осуществлять на базе рыночно-про-дуктового подхода. Он отвечает основным постулатам концепции территориального маркетинга. При этом, под маркетинговым обеспечением проекта формирования энергорайонов мы предполагаем обоснование объективной необходимости его создания и модернизации,определение ры-

ночных границ деятельности его основных инфраструктурных участников, а также всесторонее маркетинговое сопровождение этого проекта. Основные предлагаемые компоненты и стадии маркетингового обеспечения рыночно-инф-раструктурного проекта по формированию ЭР представлены в таблице 1.

Для создания ЭР как новой единицы инфраструктурной обеспеченности региона необходим специальный порядок действий, логика реализации которых должна обладать конечностью, результа-

тивностью и универсальностью в такой степени, чтобы их можно было применить в различных регионах при решении аналогичной задачи, тем самым повышая практическую значимость нашего предложения. Подобного рода логический порядок действий можно представить в виде сетевого графа (рис. 2).

Представленный сетевой граф формирования ЭР уникален тем фактом, что логика и содержание его процедур отталкиваются от результатов предварительного маркетингового анализа и основаны на

Компоненты Процедуры Маркетинговый результат

Маркетинговые исследования общего плана Маркетинговое исследование рыночных предпосылок и потребностей рынка по формированию энергорайона Обоснование объективной необходимости принятия решения о формировании ЭР

Маркетинговое исследование производственного потенциала ЭР Сегментация инфраструктуры внутри ЭР, выявление связей

Маркетинговое исследование ресурсной базы энергорайона Обоснование зонального расположения объектов ЭР

Изучение конкурентной среды Рыночная сегментация деятельности ЭР, систематизация конкурентных преимуществ ЭР, его позиционирование в регионе

Идентификация запросов рынка и продуктовых предпочтений основных категорий потребителей (населения, бизнеса, инвесторов)

Маркетинговый анализ Анализ рыночных параметров территории Разработка маркетинговой концепции ЭР, маркетинговое обоснование его структуры и основных модулей (производство-передача-сбыт)

Анализ потребительского поведения

Анализ бизнес- и инвестиционной активности

Маркетинговый анализ рынка труда

Анализ стратегических факторов конкурентной среды Сценарное прогнозирование перспективного развития

Анализ конкурентоспособности продуктов и услуг Формирование концепта продуктовой линейки ЭР

Анализ инфраструктурных дефицитов на рынке Разработка проектов сопутствующих инфраструктурных «инъекций»

Анализ рыночных потребностей в разрезе групп потребителей Спецификация продукта, оценка маржинальности сбыта продуктовых позиций

Анализ потребительских ожиданий

Анализ эффективности программ и мероприятий по повышению лояльности Разработка комплекса маркетинга для ЭР

Комплекс маркетинга Разработка товарно-ассортиментной политики ЭР Формирование пакета предложения

Разработка ценовой политики в отношении основных категорий клиентов Ценовое стимулирование потребителей

Обеспечение сбыта и формирование условий для заключения сделок Доведение продукта до конечного потребителя

Разработка коммуникационной политики взаимодействия с основными группами потенциальных потребителей Разработка целостной инструментальной стратегии продвижения товаров и услуг ЭР, организация вовлечения новых клиентов и обеспечения условий для удовлетворения потребностей потребителей

Маркетинг персонала

Организация текущего сопровождения потребителей, клиентской поддержки, разработка программ сервиса и т.д.

Таблица 1

Структура маркетингового обеспечения рыночно-инфраструктурного проекта по созданию энергорайонов и его стадии Table 1. Structure of marketing support of market-infrastructure project on creation of energy districts

and its stages

рыночно-продуктовом подходе к обоснованию товарной концепции рыночной ориентации энергорайона и его генерирующих, сетевых и сбытовых компонентов.

При этом реализация представленного сетевого графа предполагает важный этап — определение структуры ЭР и создание новых объектов энерго-инфрастуктурно-го обеспечения. Для рациональной компоновки поэлементной структуры ЭР рекомендуем использовать следующие критерии отбора инфраструктурных компонентов:

♦ географическая и технологическая близость;

♦ необходимая мощность (для генерирующих элементов) и потенциал производственной технико-технологической модернизации;

♦ эффективность текущей деятельности и рыночная активность;

♦ позитивный или нейтральный имидж и репутация как надежных агентов энерго-инфра-структурного обеспечения территории.

Рекомендуемая рыночно-ориен-тированная структура энергорайона как единицы инфраструктурной обеспеченности территорий представлена на рисунке 3.

2. Маркетинговая стратегия формирования и развития благоприятного имиджа региона как инфраструктурно-насы-щенного ЭР

Разработка любой маркетинговой стратегии улучшения имиджа предусматривает маркетинговое целеполагание, формулировку принципов формирования и реализации её направлений, использование сценарного подходак моделированию желаемого «образа будущего»,

обоснование механизмов реализации и маркетингового контроля за промежуточными и конечными результатами, определение хронологических и рыночных границ влияния [5, 6]. При этом, мы исходим из того обстоятельства, что доминантным энергоинфраструктурным базисом при формировании имиджа территорий региона как инфраструктур-но-благоприятной местности бу-

дет являться предложенный нами энергорайон с пакетом инвестиционных предложений по его структурной модернизации в сегменте генерации энергии.

Разработка стратегии формирования и развития благоприятного имиджа региона как инфраструк-турно-насыщенного энергорайона в нашем представлении это не только логическая последовательность реализации определенного

О

о

©

Рис. 2. Унифицированный сетевой граф формирования энергорайонов как новых единиц инфраструктурной обеспеченности

территорий региона Fig. 2. Unified network graph of formation of energy districts as new units

of infrastructure provision of the region's territories Семантика цифровых ярлыков: 1 - Маркетинговые исследования; 2 - Маркетинговый анализ; 3 - Идентификация типа региона по достаточности собственных энергоресурсов; 4 - Идентификация энергоинфраструктурных дефицитов; 5 - Принятие решения о создании (модификации) ЭР; 6 - Обоснование структуры участников энергорайона в единстве генерирующих, сетевых и сбытовых компаний; 7 - Создание новых объектов энергетической инфраструктуры; 8 - Проектирование модифицированной производственно-технологической цепочки; 10 - Расчет показателей рыночной эффективности ЭР; 10 -Включение ЭР в состав инфраструктурного комплекса региона; 11 - Позиционирование региона как территории с имиджем инфрастрктурно-благоприятной местности.

Региональные органы власти и управления территориями Структуры координации потребительского рынка территорий Производственно-социальные отрасли инфраструктурного обеспечения территорий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+ +

Традиционное производство электроэнергии Альтернативное производство электроэнергии Рынок ресурсов для генерирующих компаний

t

Генерация Рынок электрической энергии и мощности

-► Рынок электрооборудования

t

Распределение

Реализация

Управление и диспетчеризация энергорайона

Рынок сервисных услуг

* А 4- 4

Население как ключевой потребитель Бизнес как хозяйствующий агент рынка Инвесторы территории как потребитель Прочие потребители энергоресурсов

Рис. 3. Блочно-матричная модель энергорайона как единицы инфраструктурной обеспеченности территорий региона Fig. 3. Block-matrix model of the energy district as a unit of infrastructure provision of the region's territories

набора действий, но и процесс, обладающий, с учетом его цели, «маркетинговой технологичностью», содержательно наполняющей сущность имиджевой стратегии новыми существенными условиями (маркетинговыми клаузулами), ведущими к легализации экспериментальной практики управления имиджевыми параметрами объектов энергетической инфраструктуры.

Непосредственно рамочный порядок разработки маркетинговой стратегии формирования и развития благоприятного имиджа региона как инфраструк-турно-насыщенного энергорайона представлен на рисунке 4.

Конкретизируя содержание рисунка 4, укажем, что целью маркетинговой стратегии формирования и развития благоприятного имиджа региона как инфраструк-турно-насыщенного ЭР по нашему замыслу должно являться создание и поддержание в перспективно-пролонгированном временном периоде таких имиджево-ре-путационных характеристик энергетической инфраструктуры, которые бы способствовали привлечению потенциальных потребителей и резидентов на территорию, деятельность которых, в свою очередь, приводила бы к ускорению территориальной социально-экономической динамики, что в сочетании с конструированием образа региона как инфраструк-турно-благоприятной местности позволяла бы выстраивать долгосрочные отношения с отраслевыми и институциональными инвесторами.

Очерчивая временные и рыноч-но-уровневые границы проекта стратегии, мы предполагаем, что горизонт планирования может составить 5 лет (до 2028 года) с возможностью пролонгации до

2030 года. При этом мы отталкиваемся от инерционно-накопительного характера видимых и осязаемых эффектов (маркетинг-плюсов) реализации стратегии, когда действие полученных непосредственно в период осуществления плана целевых мероприятий результатов будет ощущаться и в дальнейшем уже после завершения срока пред-

полагаемого выполнения маркетинговых императивов.

Рыночно-уровневые границы целевого воздействия мероприятий стратегии формирования и развития благоприятного имиджа региона как инфраструктурно-насыщенного энергорайона мы предлагаем сегментировать по трем стратам:

Рис. 4. Авторский алгоритм разработки стратегии формирования и развития благоприятного имиджа региона как инфраструктурно-насыщенного энергорайона Fig. 4. Author's algorithm for developing a strategy of formation and development of a favorable image of the region as an infrastructure-

rich energy district

A) 1-й уровень — зона целевого воздействия — 2026 год (представлена совокупностью объектов энергетической инфраструктуры, потребителей их услуг в пределах территории технологического охвата);

Б) 2-й уровень — зона ощутимого влияния — 2028 год (вторичные потребители, заинтересованные стороны и прочие контактные аудитории в границах территории технологического охвата);

B) 3-й уровень — зона формирования отклика — 2030 год (агенты рынка, потребители и стейкхол-деры в смежных территориях).

Заключение (Сопс!из1оп)

Подводя итог, отметим, что комплексная задача совершен-

ствования механизма повышения инфраструктурной привлекательности территорий в контексте улучшения их социально-экономической динамики и инвестиционных кондиций предполагает периодический пересмотр в дальнейшем концептуальных положений общей теории территориального маркетинга, которые являются основой для обоснования направлений проведения маркетинговых преобразований в сфере инфраструктурной обеспеченности регионов. К ним отнесены: 1) маркетинговое обоснование, кампания по продвижению и сопровождение проектов в сфере развития энергетической инфраструктуры;

2) маркетинговое обоснование новых энергорайонов как новых единиц инфраструктурной обеспеченности с новым составом маркетинговых аспектов;

3) целенаправленное формирование благоприятного конкурентного имиджа региона как инф-раструктурно-привлекательной территории.

Реализация этих направлений на практике в совокупности формирует предпосылки по привлечению инвестиционных агентов в регион, повышению его инфраструктурной привлекательности для населения и бизнеса.

ИСТОЧНИКИ (References)

1. БоталоВа, М. Е. Маркетинг инфраструктуры как самостоятельное направление маркетинга территорий: Ключевые теоретические подходы, определения и проблемы / М. Е. Боталова // Экономика устойчивого развития. — 2021. — № 3(47). - С. 31-41. - DOI 10.37124/20799136_2021_3_47_31. - EDN GCGGTA.

2. Котлер, Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы: монография / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. - СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. - 376 с.

3. Braun, W. The System Archetypes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.albany.edu/faculty/gpr/ PAD724/724WebArticles/sys_archetypes.pdf (дата обращения: 12.11.2023).

4. Анисимов, С. М. Разработка системы маркетингового обеспечения проектов создания кластеров на основе продук-тово-рыночной специализации / С. М. Анисимов // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 3(22). - С. 5. -EDN STRHXP.

5. Бачерикова, М. Л. Маркетинговые технологии формирования благоприятного имиджа территории: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Бачерикова Мария Леонтьевна, 2018. - 328 с. - EDN UCZTSN.

6. Висторобская, Е. Н. Маркетинг территорий как основа повышения стратегической привлекательности муниципального образования / Е. Н. Висторобская, М. В. Емельянова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2021. - № 1(86). - С. 207-216. - DOI 10.21295/2223-5639-2021-1-207-216. - EDN DJEAQU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.