Научная статья на тему 'Маркетинговый анализ реализации "зеленых" кейсов в регионах России'

Маркетинговый анализ реализации "зеленых" кейсов в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"зеленые" кейсы / проекты / вовлеченность / барьеры / экологический маркетинг. / "green" cases / projects / engagement / barriers / environmental marketing.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадаян Н.А.

Цель исследования – идентификация существующей активности регионов в реализации "зеленых" проектов и шагов по переходу на "зеленую" модель хозяйствования, ориентированную на экологические и социальные эффекты. Уточнены проявляющиеся в регионах России барьеры в осуществлении "зеленых" проектов, связанные с недостатком средств, технологий, инициатив и понимания значимости перестройки региональной экономики со стороны властей и бизнеса. Делается вывод о том, что для нивелирования указанной барьерности, необходимо повышать вовлеченность бизнеса, локализованного в регионе. Результат: определено, что вовлеченность бизнеса может быть повышена на базе централизованных усилий в рамках прямой реализации концепции экологического маркетинга со стороны властей в регионе, посредством выпуска "зеленых" облигаций, и опосредовано, за счет повышения вовлеченности местного населения в процессы экологизации, что усилит запрос потребителей на экологические преобразования компаний – товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing analysis of the implementation of "green" cases in the regions of Russia

Purpose of the study to identify the existing activity of the regions in the implementation of "green" projects and steps to transition to a "green" management model focused on environmental and social effects. The barriers to the implementation of "green" projects in the regions of Russia, related to the lack of funds, technologies, initiatives and understanding of the significance of the restructuring of the regional economy on the part of the authorities and business, have been clarified. It is concluded that in order to level this barrier, it is necessary to increase the involvement of businesses localized in the region. Result: it is determined that the involvement of business can be increased on the basis of centralized efforts within the framework of the direct implementation of the concept of environmental marketing by the authorities in the region, through the issuance of "green" bonds, and indirectly, by increasing the involvement of the local population in the processes of greening, which will strengthen consumer demand for environmental transformations of commodity companies.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый анализ реализации "зеленых" кейсов в регионах России»

Marketing analysis of the implementation of "green" cases in the regions of Russia

Dadayan Narine Arkadievna, Associate Professor, Department of Marketing and Advertising, Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don

Purpose of the study to identify the existing activity of the regions in the implementation of "green" projects and steps to transition to a "green" management model focused on environmental and social effects. The barriers to the implementation of "green" projects in the regions of Russia, related to the lack of funds, technologies, initiatives and understanding of the significance of the restructuring of the regional economy on the part of the authorities and business, have been clarified. It is concluded that in order to level this barrier, it is necessary to increase the involvement of businesses localized in the region. Result: it is determined that the involvement of business can be increased on the basis of centralized efforts within the framework of the direct implementation of the concept of environmental marketing by the authorities in the region, through the issuance of "green" bonds, and indirectly, by increasing the involvement of the local population in the processes of greening, which will strengthen consumer demand for environmental transformations of commodity companies.

Keywords: "green" cases; projects; engagement; barriers; environmental marketing.

Цитировать: Дадаян Н.А. Маркетинговый анализ реализации "зеленых" кейсов в регионах России // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 23-28. EDN: BQKZRX. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.4

Дадаян Наринэ Аркадьевна, доцент кафедры Маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону

Цель исследования - идентификация существующей активности регионов в реализации «зеленых» проектов и шагов по переходу на «зеленую» модель хозяйствования, ориентированную на экологические и социальные эффекты. Уточнены проявляющиеся в регионах России барьеры в осуществлении «зеленых» проектов, связанные с недостатком средств, технологий, инициатив и понимания значимости перестройки региональной экономики со стороны властей и бизнеса. Делается вывод о том, что для нивелирования указанной барьерности, необходимо повышать вовлеченность бизнеса, локализованного в регионе. Результат: определено, что вовлеченность бизнеса может быть повышена на базе централизованных усилий в рамках прямой реализации концепции экологического маркетинга со стороны властей в регионе, посредством выпуска «зеленых» облигаций, и опосредовано, за счет повышения вовлеченности местного населения в процессы экологизации, что усилит запрос потребителей на экологические преобразования компаний – товаропроизводителей.

Ключевые слова: «зеленые» кейсы; проекты; вовлеченность; барьеры; экологический маркетинг.

УДК 339.138

5.2.3

Дадаян Н.А.

Маркетинговый анализ реализации «зеленых» кейсов в регионах России

Введение

В настоящее время, в рамках принятия целевых установок устойчивого развития [8], сопряженных с осознанием обновленного понимания экономического роста (который предполагает уход от расширенного потребления в сторону экономики замкнутого цикла) в российских регионах реализуются различные проекты, включающие экологическую направленность во благо территории локализации, и сочетающие в своих целевых индикаторах функционирования социальные и экономические приоритеты. Например, часть из них именуется промышленными симбиозами, в рамках которых, помимо бизнес-целей, получают разрешение задачи экологического и социального порядка, связанные, например, с очисткой воды, ростом ресурсоэффективности, переработкой и использованием мусора и т.д. Важным представляется то, что это не разрозненные бизнес-проекты, а мероприятия, способствующие, в конечном итоге, переориентации всего региона к функционированию на новых принципах и в новом качестве [7].

Учитывая высокую актуальность осуществления таких инициатив, считаем актуальным исследовать реализуемые «зеленые» кейсы в регионах страны, а также уточнить возможные барьеры, препятствующие их реализации в нацеленности на поиск решений по их преодолению.

Материалы и методы

В исследовании вопроса маркетингового анализа осуществления «зеленых» кейсов в регионах России мы опирались на данные, представленные в специализированных отраслевых обзорах, демонстрирующих опыт осуществления промышленных симбиозов, мнения экспертов, отраженные в открытых источниках относительно, как реализуемых «зеленых» проектов, так и факторов сдерживания в их интенсификации; мнения ученых, исследующих проблематику реализации «зеленых» проектов в стране, их присутствия в стратегических документах по развитию региона и динамике «зеленых» инвестиций. Использованы методы поиска информации, сравнения статистических данных, анализа и синтеза полученной информации, формулирования обоснованных выводов.

Основная часть

Наличествующие результаты исследований говорят о том, что есть сложности в реализации «зеленых» проектов в регионах, и такая практика затруднена, ввиду того, что население и бизнес на местах не в полной мере вовлечены в решение территориальных проблем и экологических, в том числе [1], а также в программных документах развития регионов отсутствуют связанные с экологической повесткой цели, задачи, индикаторы, свидетельствующие о достижении успеха в проектных «зеленых» инициативах [6].

Согласно аналитическим данным, экологические вопросы не в полном объеме представлены в документах по стратегическому развитию экономики территорий, формирующих собой южный макрорегион [2].

Так, исследователи отмечают, что цель, задачи, индикаторы, механизмы, включающие экологические преобразования, и т.д. стратегиях развития регионов присутствуют не в полном объеме или их просто нет (рис. 1).

Рисунок 1 – Включение элементов экологического развития программы стратегического развития в регионах Южного Макрорегиона (приведено на основе данных источников [2, 6]

Как видим, механизмов для оценки экологических инициатив нет практически во всех регионах, равно как и использования SWOT-анализа для данных целей не вовлечено в стратегический управленческий оборот. Полагаем, что в других регионах страны характерными являются те же проблемы, в чем с нами солидарны другие исследователи [10].

Тем не менее, в регионах России осуществляются проекты, именуемые «зелеными» кейсами. Одним из подобных примеров является деятельность ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», который реализует программу по высокотехнологичной очистке сточных вод и снижению выбросов азота в атмосферу. Одним из значимых проектов в 2020 г. выступает строительство Охтинского коллектора, позволяющего достигнуть доли очищаемых сточных вод до 99,5% и снизить нагрузку на р. Охту, которая влияет на качество воды в р. Нева [5].

Другим достаточно показательным примером является деятельность АО «Монди Сыктывкар ЛПК», который за счет перехода на «зеленое» производство осуществил снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 70%, сброс сточных вод - на 23%, вовлек в эксплуатацию «зеленой» энергии на 15% больше (40% вместо 25%) при колоссальном росте производства продукции с 0,65 млн тонн в 2003 г. до 12 млн тонн в 2020 г. Отмеченные усилия компании являются чрезвычайно значимыми для г. Сыктывкар, который входит в список 50 городов России с самым высоким уровнем загрязнения атмосферы [5].

Отметим также, что переход на «зеленую» модель производства с традиционной позволил ООО «Южно-Уральская горнодобывающая компания» снизить потребление электроэнергии с 8,97 кДж до 5,76 кДж, а также сократить выбросы углекислого газа в атмосферу с 1,6 млн т. до 0,75 млн т. без снижения объемов производства.

В качестве еще одного примера можно привести Красноярский алюминиевый завод, который в настоящее время реализует программу, позволяющую при существующих объемах производства – 22 млн ГДж и 1 млн т алюминия, 13 млн ГДж отправлять на теплоснабжение города, снизить сбросное тепло с 34 млн ГДж до 21 млн ГДж и 28% снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.

Показательным в данном плане является также «Экотехнопарк Новокузнецк», поскольку ранее предприятие выступало одним из ведущих загрязнителей атмосферы, снижая качество жизни и множа риски для здоровья населения. Однако, согласно реализуемым мероприятиям, связанным с коренной перестройкой производства, существенно сократятся шлакоотвалы с 342 тыс. т. до 68 тыс. т., что существенно снизит наличие вредоносной пыли в атмосфере [5].

В качестве масштабного проекта, вовлекающего в свой ареал несколько регионов страны, можно назвать создание экотехнопарка «Приуралье», включающего в себя предприятия в Республике Башкортостан, Республике Удмуртия, Курганской области, Оренбургской области, Пермском крае, Свердловской и Челябинской областях. Данный экотехнопарк нацелен на использование вторичных ресурсов в производстве, таких как золошлаки, металлургические шламы, сера и пр. и одновременное снижение экологической нагрузки от технологического перевооружения производств, повышения их энергоэффективности и ресурсоэффективности [5].

Другим масштабным проектом является создание экотехнопарка «Ижора», который предполагает возможности решения серьезной для г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области экологической проблемы, связанной с необходимостью утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО). Предполагается организация производства флексов, гранул, хлопьев, резиновой крошки, цементных блоков, инертных строительных материалов и т.д. из вторичных ресурсов (600 тыс. тонн вторичных ресурсов), а также существенное снижение; сокращение выбросов вредных веществ более, чем на 40% и снижение выбросов парниковых газов более чем на 20% [5]. Большое значение в реализации «зеленых» проектов имеет нацеленность на инновации и их выведение на рынок [3].

Однако, несмотря на значимость реализуемых проектов, уже показавших свою результативность или начинающих переориентацию на «зеленую» модель хозяйствования, они оказывают влияние на региональную экономику, могут выступать доминантами в ее функционировании, но не демонстрируют комплексного перехода на «зеленый» формат жизнедеятельности, что предполагает общий пересмотр в рамках комплексной региональной политики, в том числе на основе управленческой концепции экологического маркетинга.

Вместе с тем, для успешной реализации кейсов по экологическому переустройству регионов целесообразно, чтобы они носили комплексный характер. Одним из пилотных примеров такого рода может служить создание экологически ориентированного района в Сахалинской области, в котором реализуется задача добиться углеродной нейтральности. Также к 2030 г. в регионе планируется строительство специализированного компактного экопоселения «Экополис», в строительстве которого будут применятся только новые экологически ориентированные технологии, а само поселение будет реализовывать идею гармоничного сосуществвования с природой региона (снижение антропогенной нагрузки) без потери качества жизни и потребления [4].

Однако, подобные практики в регионах России пока являются достаточно редкими, так как, несмотря на осознание необходимости изменений и готовности к ним, регионы сталкиваются с барьерами, которые можно визуализировать следующим образом (рис. 2).

Рисунок 2 – Проявления барьерности в осуществлении экологических инициатив в региональном развитии (согласно экспертному мнению директора дивизиона АСИ «Экология» М. Евдокимов) [4]

Так, согласно экспертному мнению Евдокимова М., экологические проекты предполагают вовлечение дополнительных инвестиций, поиска соответствующих источников, тогда как далеко не все субъекты имеют возможность самостоятельного финансирования таких инициатив. Это предполагает пересмотр механизма поддержки для вовлечения региональных властей и, главное, бизнеса, выделяющего средства на «зеленое» переустройство.

Одним из инструментов, который может способствовать активизации в регионе «зеленых» проектов на основе привлечения средств, можно считать «зеленые» облигации. Согласно мировой практике, этот инструмент оправдал себя, поскольку по «зеленым» облигациям положены налоговые льготы, правительства выплачивают по ним 70%, что делает для эмитентов выгодным осуществление экологически ориентированных проектов [9]. В ряде стран мира выпускают также, так называемые, социальные облигации и облигации устойчивого развития. Начиная с 2020 г., крупные зарубежные государственные корпорации и региональные власти также вовлеклись в указанный процесс. 80% «зеленых» облигаций в мире распределяется на такие сектора, как: энергетический, строительство и транспорт (рис. 3).

Рисунок 3 - Распределение эмиссии «зеленых» бумаг по секторам мировой экономики [9]

Распределение «зеленых» облигаций по регионам мира в 2020 г. выглядело следующим образом (рис. 4).

Рисунок 4 – Распределение «зеленых» инвестиций по регионам мира в 2020 г., млрд долл. США [9]

Среди стран в выпуске таких ценных бумаг лидируют США, Китай, Германия и Нидерланды. Россия не входит в ТОП стран по выпуску «зеленых» облигаций. Вместе с тем, данная деятельность тоже стала активизироваться, так в России первый выпуск «зеленых» бондов был осуществлен в 2018 г., а в 2019 г. был реализован первый выпуск таких ценных бумаг ОАО «РЖД», ориентированный на внешний рынок [9].

Возвращаясь к вопросу проявления такого барьера, как недостаток частной экологической инициативы, эксперт также выражает мнение, согласно которого именно инициативы со стороны бизнеса, встраиваемые в общую модель развития региона, могут способствовать «зеленому» переходу. В качестве инструментов стимулирования таких частных «зеленых» инициатив могут и должны выступать грантовые программы, субсидии, льготы по кредитным продуктам.

Вопрос недостаточности технологий, готовых решений также является не простым и требующим разрешения. Предполагается, что первоначально необходима оценка того, какие именно проблемы в экологическом плане наиболее остро проявляются в регионе и какие потенциальные возможности есть для реализации успешных «зеленых» кейсов.

Серьезным барьером выступает также недостаточная мотивация управленцев в регионе и местного бизнес-сообщества, поскольку, традиционно, одни, в первую очередь, мыслят категориями дополнительного дохода для региона, а другие, дополнительного дохода для своего бизнеса. Здесь важно осознание смены приоритетов и единовременного эффекта для экономики, социума и экологии территории. Данный вопрос актуализирует проблематику вовлечения бизнеса в реализацию экологических инициатив.

Заключение

Можно отметить явную активность регионов в осуществлении «зеленых» проектов, вместе с тем, в их практике проявляются сложности, проявляющиеся барьеры, связанные с недостатком средств, технологий, инициатив и понимания значимости перестройки региональной экономики со стороны властей и бизнеса.

Учитывая выявленные закономерности, отметим, что необходим поиск направлений, способствующих преодолению барьерности в осуществлении в регионах «зеленых» проектов, их переустройстве в формате «зеленой» модели функционирования, что требует мер, в том числе, и по повышению вовлеченности бизнеса на местах. Такая вовлеченность может быть повышена за счет, с одной стороны, централизованных усилий в рамках прямой реализации концепции экологического маркетинга со стороны властей в регионе, посредством, например, выпуска «зеленых» облигаций, а, с другой стороны, опосредовано, за счет повышения вовлеченности местного населения в процессы экологизации, что усилит запрос потребителей на экологические преобразования компаний – товаропроизводителей. Данные обстоятельства позволяют нам выбрать вектор дальнейшего научного поиска - исследование вовлеченности потребителей в экологические преобразования и их запроса на экологически ориентированные действия компаний и соответствующую продукцию.

Литература:

1. Бондаренко В.А., Иванченко О.В., Калиева О.М. Исследование социальной идентичности жителей российских регионов с точки зрения формирования регионального бренда // Практический маркетинг. - 2017. - № 7 (245). - С. 30-40.

2. Боталова М.Е., Галазова С.С., Морусов С.А., Романишина Т.С. Вопросы устойчивого развития территории на основе зеленых маркетинговых стратегий // Вестник РГЭУ РИНХ. - 2021. - №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-ustoychivogo-razvitiya-territorii-na-osnove-zelenyh-marketingovyh-strategiy (дата обращения: 23.01.2023).

3. Бондаренко В.А., Кундрюков С.С. Инновации в сфере продаж как фактор привлечения потребителей // Концепт. - 2015. - № 4. - С. 166-170.

4. Города будущего и банки еды: какие экопроекты реализуют регионы и бизнес [Электронный ресурс] Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/green/cmrm/633590189a7947802c28cb59 (Дата обращения: 22.01.2023)

5. Зеленые кейсы / под ред. Д. О. Скобелева; ФГАУ «НИИ «ЦЭПП». - М.: Деловой экспресс, 2020. - 160 с.

6. Фролов Д.П., Стрекалова А.С. Стратегическое планирование экологического развития регионов Юга России: принципы, анализ, предложения // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - №19(395). - С. 2–11.

7. Хачатуров А. Е., Лукутина М. В., Белковский А. Н. Необходимость новых подходов к стратегическому планированию при переходе к шестому и седьмому технологическим укладам // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - № 2. - С. 3–22.

8. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 22.01.2023)

9. Что такое «зеленые» облигации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/green/60ddcae59a79476590c44ef6 (дата обращения: 23.01.2023)

10. Bondarenko V.A., Botalova M.E., Morusov M.A. Marketing solutions of the sustainable development of territories based on the environmental component // International scientific forum on sustainable development of socio-economic systems. 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.