Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования рынка потребителей ветеринарных лекарственных препаратов'

Маркетинговые исследования рынка потребителей ветеринарных лекарственных препаратов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
534
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦИЕЙ УПРАВЛЕНИЕ / ВЕТЕРИНАРНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ / MANAGEMENT OF PHARMACY / VETERINARIAN MEDICAL PREPARATIONS / SYSTEM OF MEDICINES SUPPLYING

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Егорова Сб, Лозовая Г. Ф.

С целью разработки методических подходов к формированию рынка ветеринарных лекарственных средств и для оптимизации обеспечения ветеринарных систем лекарственными препаратами в первую очередь необходимо иметь хорошие знания спроса потребителей на данные лекарственные средства. С целью удовлетворения потребности в лекарственном обеспечении животноводческих комплексов в первую очередь были выявлены те группы потребителей лекарственных средств, которые доминируют в данном классе, то есть был выбран целевой рыночный сегмент. Для этого проведены маркетинговые исследования рынка потребителей. Социальная значимость проблем инвазионных заболеваний крупного рогатого скота, определяется тем, что бальные животные чаще всего являются источником заражения людей, в особенности детей. По данным ВОЗ, до 65% заболеваний органов пищеварения вызвано токсическим действием инвазии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Егорова Сб, Лозовая Г. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKETOLOGY RESEARCH OF THE VETERINARIAN MEDICAL PREPARATIONS CUSTOMERS

In order to work out methodical ways to veterinarian medical preparations market forming and to optimize the veterinarian systems supplying with medicines it is necessary to leant the demand at first. To satisfy all the demand of agricultural firms in medicines we at first have found out those groups of customers who dominates in the given class, in other words, the aimed market segment had been chosen. Marketing researches had been done especially on that purpose. The social value of caws invasive disease is defined by the fact that ill cows are the most frequent source of people contamination, especially children. According to WHO data up to 65% disease of digestion organs are caused by toxic invasive activity.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования рынка потребителей ветеринарных лекарственных препаратов»

© СБ. Егорова, Г.Ф. Лозовая, 2006 Щ. 615.1: 619

СБ. Егорова, Г.Ф. Лозовая МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ВЕТЕРИНАРНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

Башкирский государственный медицинский университет, Уфа

С целью разработки методических подходов к формированию рынка ветеринарных лекарственных средств и для оптимизации обеспечения ветеринарных систем лекарственными препаратами в первую очередь необходимо иметь хорошие знания спроса потребителей на данные лекарственные средства.

С целью удовлетворения потребности в лекарственном обеспечении животноводческих комплексов в первую очередь были выявлены те группы потребителей лекарственных средств, которые доминируют в данном классе, то есть был выбран целевой рыночный сегмент. Для этого проведены маркетинговые исследования рынка потребителей.

Социальная значимость проблем инвазионных заболеваний крупного рогатого скота, определяется тем, что бальные животные чаще всего являются источником заражения людей, в особенности детей. По данным ВОЗ, до 65% заболеваний органов пищеварения вызвано токсическим действием инвазии.

Ключевые слова: фармацией управление, ветеринарные лекарственные средства, лекарственного обеспечения системы.

S.B. Egorova, G.F. Lozovaya THE MARKETOLOGY RESEARCH OF THE VETERINARIAN MEDICAL PREPARATIONS CUSTOMERS

In order to work out methodical ways to veterinarian medical preparations marketforming and to optimize the veterinarian systems supplying with medicines it is necessary to leant the demand at first.

To satisfy all the demand of agriculturalfirms in medicines we atfirst have found out those groups of customers who dominates in the given class, in other words, the aimed market segment had been chosen. Marketing researches had been done especially on that purpose.

The social value of caws invasive disease is defined by thefact that ill cows are the mostfrequent source ofpeople contamination, especially children. According to WHO data up to 65% disease of digestion organs are caused by toxic invasive activity.

Key words: management of pharmacy, veterinarian medical preparations, system ofmedicines supplying.

В связи с переходом страны к рыночной экономике и возникновением различных форм собствен-ност животноводческих комплексов оптимизация лекарственного обеспечения животных становится актуальной и важной проблемой ветеринарии (или ветеринарной медицины) - науки о лечении и предупреждении болезней животных, которая была и остается самой близкой наукой к медицине. Издавна в ветеринарии применяли те же лекарства, что и в медицине, так как многие заболевания людей и животных схожи. Поэтому совершенствование и улучшение обеспечения животноводческих комплексов эффективными лекарственными средствами могут оградить человечество от многих заболеваний и вместе с тем повысить качество и количество выпускаемой пищевой продукции.

Изучение рынка представляет собой одну из важнейших особенностей маркетинговой концепции. Углубление исследования рыночных возможностей предполагает необходимость дальнейшего членения рынков в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товаров, что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации.

С целью разработки методических подходов к формированию рынка ветеринарных лекарственных средств и для оптимизации обеспечения ветеринарных систем лекарственными препаратами в первую очередь необходимо хорошо знать спрос потребителей на данные лекарственные средства.

С целью удовлетворения потребности в лекарственном обеспечении животноводческих комплексов нами в первую очередь были выявлены те

группы потребителей лекарственных средств, которые доминируют в данном классе, то есть был выбран целевой рыночный сегмент. Для этого были проведены маркетинговые исследования рынка потребителей.

С целью выбора целевого сегмента для дальнейших исследований нами была изучена динамика заболеваемости животных за 2000- 2004 гг. (рис. 1).

ЖЛошади

• Крупный рогатый скот

• Мелкий рогатый скот

ЖСвиньи

Рис. 1. Динамика заболеваемости животных за 2000-2004 гг.

Как видно из рис. 1, наибольшее количество заболевших относится к крупному рогатому скоту (КРС).

Более детальное исследование этой группы животных показало, что КРС подвержен ряду заболеваний. Как видно из рис. 2, он более всего подвер-

жен инвазионным заболеваниям, поэтому нами был выбран для дальнейших исследований сегмент рынка - КРС с инвазионными заболеваниями.

г) телята от 14 дней до 3 месяцев.

Из вышеназванного перечня, наиболее заражен инвазиями - взрослый скот (коровы, телки старше трех лет, а также коровы-первотелки), кроме того, они представляют опасность - заражают молодняк и телят.

2. С целью изучения зависимости между потреблением лекарственных препаратов и сезонны лечением провели анализ заболевавший КРС за 2000- 2004 гг. по кварталам.

Сезонность заболеваний КРС гельминтозами представлена на рис. 3.

I Инфекционные заболевания (Инвазивные заболевания □ Незаразные заболевания

Ш Инфекционные заболевания ЯИнвазивные заболевания

• Незаразные заболевания

Р*ис. 2 Динамика заболеваемости крупного рогатого скота инвазионными заболеваниями

Среди показателей здоровья КРС особое место занимают инвазионные заболевания.

Социальная значимость проблем инвазионных заболеваний КРС определяется тем, что больные животные чаще всего являются источником заражения людей, особенно детей. По данным ВОЗ, до 65 % заболеваний органов пищеварения вызвано токсическим действием инвазии.

В структуре инвазионных заболеваний КРС: первое место занимают эхинококкоз, фасциолез, дикроцелиоз, диктиокалеоз, альвеококкоз.

Из заболевшего КРС 80-85 % составляют инвазионные больные. Необходимо отметить, что нередко инвазионные заболевания протекают в скрытой форме в виде гельминтоносительства.

С целью разработки медикаментозных стандартов лечения инвазионных больных КРС и формирования ассортиментного перечня лекарственных препаратов, а также для определения потребности в лекарственных препаратах, применяемых при инвазиях, нами были изучены факторы, оказывающие влияние на потребление лекарственных препаратов: возраст, сезонная цикличность потребления лекарственных препаратов, противозоотические мероприятия.

1. Анализ по возрастному фактору показал, что КРС подразделяют на четыре возрастные группы:

а) взрослый скот (быки, коровы, телки старше трех лет, а также коровы-первотелки с приемной массой тела не менее 350 кг);

б) коровы - первотелки в возрасте до трех лет (имеющие две пары постоянных резцов) с приемной массой тела 350 кг и более;

в) молодняк в возрасте от трех месяцев до трех лет (бычки, бычки кастраты, телки);

Рис. 3. Сезонность заболевания крупного рогатого скота гельминтозами

Как видно из рис. 3, наибольшее количество заболеваний приходится на 1-11 кварталы.

3. Изучение противозоотических мероприятий, проведенных у КРС (см. табл.) показало, что изучаемому виду животных проводятся диагностические исследования, прививки, профилактические и дегельминтирующие мероприятия, которые требуют закупки большого количества лекарственных препаратов.

Таблица

Противозоотические мероприятия (2000-2004 гг.)

Годы Диагности- ческие исследования Прививки Мероприятия

профилакти- ческие де гельминта* рующие

2000 4600211 5987594 3277800 2300600

2001 4677300 6334600 3909400 2348500

2002 4870200 6494500 4754200 2048497

2003 4972642 6561839 5308017 1185978

2004 5752398 6823400 5804031 1833591

Таким образом, нами проведены маркетинговые исследования рынка потребителей лекарственных препаратов.

Для дальнейших исследований выбран сегмент рынка КРС с инвазионными заболеваниями.

Изучены факторы, влияющие на спрос и потребление лекарственных препаратов (возраст, сезонность, противозоотические мероприятия).

ЛНТЕМ'УРА--------------------------------------------------------------------------------------

1. Алтухов Н.М., Афанасьев В.И., Башкиров Б.А Краткий справочник ветеринарного врача. - М.: Аг-ропромиздат, 1990. - 574 с.

2. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М: Финансы и статистка, 2001, - С. 320.

3. Демидов Н.В. Гельминтозы животных. М.: Агропромиздат, 1987. - 335 с.

4. Егорова СБ., Лозовая Г.Ф. Потребительский рынок ветеринарных лекарственных препаратов // Человек и лекарство. - М. 2003. - С. 130.

5. Лозовая Г.Ф., Бадакшанов А.Р. Применение компьютерных технологий в управлении лекарственным обеспечением населения: Программа оптимизации лекарственного обеспечения больнык в стационарах Республики Башкортостан // Экономический вестник фармации. - 2002. - № 8. - С. 31-37.

6. Рабинович М.И. Практикум по ветеринарной фармакологии и рецептуре. - М.: Агропромиздат, 1988. -239с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.