Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования рынка медицинских услуг г. Хабаровска'

Маркетинговые исследования рынка медицинских услуг г. Хабаровска Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
169
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ФАКТОРЫ / ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Чимитдоржиев Ж.Ж., Бевзенко А.Ю., Крапивина И.В., Кузьменко К.Г.

This paper provides the medical marketing of Khabarovsk. The authors traced the customer groups, which differed from each other in behaviour pattern in the market, depending on subjective significance of individual marketing factors. Among them the price level, recommendations, and image of medical organization were of importance. Using a basic components method allowed showing the groups of «innovative», «conservative» and «caring for health». The authors stated there was a division of medical service consumers into two groups: those who had price guidepost, and those who considered the service price to be of no importance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING RESEARCH OF MEDICAL SERVICES IN KHABAROVSK

This paper provides the medical marketing of Khabarovsk. The authors traced the customer groups, which differed from each other in behaviour pattern in the market, depending on subjective significance of individual marketing factors. Among them the price level, recommendations, and image of medical organization were of importance. Using a basic components method allowed showing the groups of «innovative», «conservative» and «caring for health». The authors stated there was a division of medical service consumers into two groups: those who had price guidepost, and those who considered the service price to be of no importance.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования рынка медицинских услуг г. Хабаровска»

УДК 616-082+615.1+614.255](571.62) Ж.Ж. Чимитдоржиев, А.Ю. Бевзенко, И.В. Крапивина, К.Г. Кузьменко

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ г. ХАБАРОВСКА

Хабаровская государственная академия экономики и права,

Дальневосточный государственный медицинский университет (г. Хабаровск), консультационная фирма «Хабаровская школа управления»

Ключевые слова: маркетинговые исследования, медицинские услуги, факторы, поведение потребителей.

Важнейшей задачей здравоохранения является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в услугах по профилактике и лечению заболеваний. При новых отношениях, складывающиеся в нашем обществе и экономике, здравоохранение вынужденно пересмотреть свой подход по оказанию услуг медицинской помощи населению. Система управления производством и реализацией продукции, основанная на анализе требований рынка (маркетинг), является, на наш взгляд, действенным инструментом в арсенале современного менеджера в социальной сфере.

Основным элементом маркетинга являются исследования, позволяющие получить достоверную и необходимую информацию о рынке, где планируется предоставлять услуги, а также определить адекватные механизмы реализации потенциала управления [2, 3, 11]. Естественно, осуществить столь сложное и в значительной мере еще необычное для отечественного здравоохранения исследование силами отдельного лечебно-профилактического учреждения невозможно. Как показывает зарубежная практика, наибольший эффект в такого рода проектах дает сотрудничество с консультантами в области маркетинга. Авторами данной статьи была предпринята попытка объединения усилий специалистов в области здравоохранения и консалтинга.

Целью работы послужило определение характера поведения потребителей на рынке медицинских услуг в г. Хабаровске.

Необходимость описания проблемной области связана с тем, что поведение потребителей на рынке медицинских услуг явно отличается от их поведения на рынке потребительских товаров и других услуг. Это связано прежде всего со специфическим характером медицинских услуг: продавец формирует спрос в силу своего положения так называемого «предписанта», то есть лица, обладающего специфическими знаниями [6, 7, 9, 10, 12]. При подготовке проведения исследования нами была сформулирована следующая рабочая гипотеза: поведение потребителей на рынке ме-

дицинских услуг зависит от цены, рекламных усилий и характера субъекта, предлагающего услуги.

Согласно классификации Г.А. Черчилля [11], выделяют три вида маркетинговых исследований: разведочное (зондажное), описательное и казуальное. Предпринятое нами изучение рынка медицинских услуг г. Хабаровска относилось к категории зондажных, поскольку в настоящее время фактически нет достоверной статистической информации о состоянии этого рынка, в то время как в подавляющем большинстве методики исследования предполагают наличие именно такого рода информации. Мы попытались описать основные параметры рынка медицинских услуг, а также проверить ряд гипотез, имеющих отношение к характеру поведения отдельных групп потребителей.

Сегментация проводилась по демографическому, поведенческому и психографическому (искомые выгоды) принципам. При использовании такого разделения в определенной степени удалось достичь выделения тех сегментов потребителей, на которые следует обращать внимание при планировании медицинских услуг. По разработанной анкете методом случайной выборки было опрошено 115 респондентов. Полученные данные обрабатывались по методам описательной и многомерной статистики в пакете прикладных программ Statgraphics 5.

На вопрос, должны ли быть медицинские услуги платными, 72% респондентов ответили: «Да, некоторые», указывая прежде всего на стоматологические услуги. Полученные результаты свидетельствовали об изменении психологии потребителей. На вопрос: «Из каких источников вы узнали о медицинской услуге?» — 33,9% респондентов ответили: «От друзей». Данный показатель уступал только информации, полученной от просмотра телепередач (34,8%). Таким образом, в выборе источника информации о медицинских услугах очень высоким оказался удельный вес субъективной составляющей.

Такой фактор, как цена, не оказывал существенного влияния на поведение потребителей при выборе лечебно-профилактического учреждения. Это могло свидетельствовать не только о том, что в сознании населения сложилось устойчивое представление о платном характере медицинских услуг, но и представление о том, что здоровье имеет определенную ценность.

Наиболее распространенный метод оплаты, по данным опроса, — через кассу, остальные респонденты оплачивали услуги через систему добровольного страхования и комплексного медобслуживания. Лично врачу оплачивали услуги всего 6,1% опрошенных. Однако в то же время по другим данным известно, что в 1998 г. население России выплатило в «теневую систему медицинских услуг» 8,8 млрд рублей [1]. По всей видимости, этот вопрос требует отдельного изучения.

При анализе тесноты взаимосвязи между профессиональной принадлежностью и факторами привлекательности того или иного платного медицинского учреждения выяснилось, что вне зависимости

Таблица 1

Классификация потребителей медицинских услуг с использованием метода

главных компонент

Группа

от профпринадлежности все потребители во главу угла ставили наличие гарантий (значение ранговых корреляций Спирме-на — 0,969; оценка статистической значимости — 0,0036). Выявлены также группы потребителей, реагирующих на цену, на рекомендации, группа, для которой важен имидж медицинского учреждения. Далее очень плотно идут группы, реагирующие на квалификацию врача, уровень сервиса.

Использование метода главных компонент позволило разбить всех потребителей на 3 основные группы (табл. 1). Первую образовали лица, большее вни- Выделенные курсивом «веса» послужили основанием для определения групп.

мание уделявшие имиджу медицинского учреждения

Фактор «новаторы» «консерваторы» «заботящиеся о здоровье»

Имидж учреждения 0,526549 -0,305245 -0,0069095

Уровень цен 0,162315 —0,625608 -0,33775

Уровень сервиса 0,36213 0,41887 -0,155403

Новые технологии 0,496879 0,276434 0,0127417

Гарантии 0,334469 0,260586 -0,539936

Квалификация врача 0,319952 0,0822818 0,736733

Рекомендации 0,322698 -0,434623 0,165101

и вооруженности его новыми технологиями, что позволило классификацировать их как «новаторов», «революционеров» [4, 5]. Для второй группы потребителей («консерваторы») был важен уровень сервиса, для третьей («заботящиеся о здоровье») — уровень квалификации врача [8].

Внутренние взаимосвязи среди компонент представлены на рис. 1. Овалом обведены факторы, имеющие между собой тесную взаимосвязь. Как видно, уровень сервиса и уровень цен в результате анализа разнесены в противоположные позиции, т.е. потребители заранее определяли, что для них важнее — сервис либо цены на услуги. В то же время уровень сервиса, использование новых технологий и гарантии в представлении потребителей привязаны друг к другу очень тесно.

Отдельными факторами представлялись уровень цен, рекомендации, имидж учреждения, т.е. проявлялось расслоение потребителей на тех, кто имел ценовую доминанту, и тех, для кого цена услуги была не важна. В последней группе доминировал уровень обслуживания и степень оснащенности медицинского учреждения современными технологиями.

Проведенное зондажное исследование позволяет утверждать, что потребители на рынке медицинских услуг разделяются на группы в зависимости от субъективной важности отдельных маркетинговых факторов.

- 2,8 со ' f-ж

<L>

Я о в г

£ 0,8

1,8

-0,2

-1,2

-2,2

-3,2

П ° / УРт 1ень сервиса

- гаран miu

° п ° Л / ^ новые технологии

п □ □ □

фикация врача

□ ° и

□ \ Dv

П □ \ \

" □ D° \ \ ° □ \ \ □ имидж учреждения

- \ \ рекомендации □ \

\уровень ценD

-0,3

2,3

4,3 6,3

Компонента 2

Рис. 1. Система внутренних взаимосвязей факторов выбора услуг.

Литература

1. Бойков В.Э., Фили Ф., Шейман И.М., Шишкин С.В. // Здравоохранение. — 2000. — №2. — С. 32-46.

2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Финпресс, 1998.

3. Демьяненко А.Н., Ивашкин М.В.//XXIвек: Проблемы подготовки маркетологов в России и за рубежом: Сб. мат. межд. конф./Под ред. Г.Л. Багиева. — СПб., 1999. — С. 315-316.

4. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. — СПб.: Питер Ком, 1999.

5. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. — М.-СПб.-Киев: Вильямс, 1998.

6. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. — М.: Книжный мир, 1998.

7. Мартынчик С.А., Худяков М.Б. Организация медицинской помощи в сфере платных услуг. — М.: Международный центр финанс.-эконом. развития, 1999.

8. Назарова И.Б.// Здравоохранение. — 1999. — № 12. — С. 159-168.

9. Портер М.Э. Конкуренция. — М.: Вильямс, 2000.

10. Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. — М.: Финансы и статистика, 1998.

11. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследование. — СПб.: Питер, 2000.

12. Энджел Д.Ф., Блэкуэл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. — СПб.: Питер Ком, 1999.

Поступила в редакцию 11.09.02.

MARKETING RESEARCH OF MEDICAL SERVICES IN KHABAROVSK

Zh. Zh. Chimitdorzhiev, A.Yu. Bevzenko, I.V. Krapivina, K.G. Kuzmenko

Far-Eastern State Medical University (Khabarovsk) Summary — This paper provides the medical marketing of Khabarovsk. The authors traced the customer groups, which differed from each other in behaviour pattern in the market, depending on subjective significance ofindividual marketing factors. Among them the price level, recommendations, and image of medical organization were of importance. Using a basic components method allowed showing the groups of «innovative», «conservative» and «caring for health». The authors stated there was a division of medical service consumers into two groups: those who had price guidepost, and those who considered the service price to be of no importance.

Pacific Mwdical Journal, 2003, No. 4, p. 33-34.

УДК 613.292:[547.918:593.96]:[591.465.31:599.323.4 В.С. Каредина, В.Г. Зенкина

ДЕЙСТВИЕ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК «ТИНГОЛ-1» И «ТИНГОЛ-2» НА ЯИЧНИКИ КРЫС

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: эстральный цикл, яичник, тритерпеновые гликозиды.

На базе ТИНРО-Центра г. Владивостока созданы биологически активные добавки «Тингол-1» и «Тин-гол-2», содержащие в своем составе тритерпеновые гликозиды (ТГ) из кукумарии (Cucumaria japónica). ТГ голотурий проявляют широкий спектр биологической активности [1, 3, 4, 8]. Доказаны иммуномодулирую-щие и противоопухолевые свойства этих соединений, гемолитический, нейротоксический и антигрибковый эффекты. ТГ влияют на транспорт веществ через биологические мембраны, усиливают репаративные процессы [4, 9-11]. Некоторые из ТГ проявляют контрацептивную активность [5]. Настоящая работа проведена с целью изучения влияния этих соединений на морфофункциональное состояние яичников крыс.

Исследование проводили на 30 беспородных белых крысах, возраст которых к началу опыта составлял 3 мес., масса — 180-200 г. Животные 1-й группы (10 крыс) получали обычный рацион (контроль). 2-й группе (10 крыс) ежедневно дополнительно скармливали по 3 мл/кг массы тела «Тингол-1» (гидролизат мышечной ткани кукумарии, содержащий в своем составе 250 мкг/мл ТГ). 3-й группе (10 крыс) ежедневно добавляли в пищу по 0,03 мл/кг «Тингол-2» (спиртовый экстракт из внутренностей кукумарии, содержащий 650 мкг/мл ТГ). Функциональное состояние яичников оценивали путем исследования эстрального цикла, изучая вагинальные мазки. Крыс, находившихся на разных стадиях эстрального цикла, под легким эфирным наркозом забивали декапитацией через 8 недель от начала введения биологически активных добавок. Извлекали оба яичника, фиксировали в 10%-ном формалине, готовили тотальные парафиновые срезы толщиной 10 мкм [12], которые окрашивали гематоксилином и эозином.

На срезах подсчитывали количество примордиальных фолликулов, фолликулов с двумя и более слоями клеток гранулезы, количество зрелых фолликулов (граафо-вы пузырьки), атретических фолликулов, желтых тел и общее число генеративных элементов [2]. При количественной оценке микроструктуры яичника считали только те фолликулы, яйцеклетка в которых содержала ядро и ядрышко. Все цифровые данные обрабатывали статистически с использованием критерия Стьюдента.

Было установлено, что у контрольных самок продолжительность эстрального цикла составляет 115,00+1,55 часов: диэструс — 60,00+1,20 часов, про-эструс — 17,00+1,35 часов, эструс — 28,00+1,00 часов и метаэструс — 10,00+0,35 часов. У крыс во 2-й и 3-й группах продолжительность эстрального цикла не изменилась.

Морфологический анализ показал, что количество примордиальных фолликулов в яичниках в эструсе было незначительно выше во 2-й группе по сравнению с контролем. В стадию диэструса отмечено снижение количества примордиальных фолликулов в обеих экспериментальных группах по сравнению с контролем, но эти различия оказались недостоверны. Выявлено, что число растущих фолликулов (с двумя и более слоями клеток гранулезы) практически одинаково у экспериментальных и контрольных животных в эструсе, но снижено в диэструсе в обеих опытных группах (табл. 1).

Наиболее достоверные изменения наблюдались у экспериментальных животных в отношении фолликулов, подвергшихся атрезии. Так, у крыс во 2-й и 3-й группах выявлено снижение количества атретических фолликулов (практически в 2 раза) как в эструсе, так и в диэструсе по сравнению с контролем (табл. 1). Ат-резия происходила чаще в антральных и поздних пре-антральных фолликулах яичников крыс контрольной и опытных групп в фазе метаэструса. По мнению разных авторов, атрезия антральных фолликулов происходит путем апоптоза [6, 7]. Атретичные фолликулы имели меньшее количество клеток теки-гранулезы по сравнению с растущими фолликулами аналогичного размера. Известно, что свойственная апоптозу фрагментация ДНК в клетках гранулезы осуществляется с помощью Ca2+/Mg2+-зависимой эндонуклеазы, которая активируется возрастающим уровнем этих ионов [6, 7]. В связи с тем, что ТГ голотурий влияют на транспорт Са2+ через

Таблица 1

Количество генеративных элементов в яичниках крыс после введения «Тингол-1» и «Тингол-2»

Элементы Эструс Диэструс

контроль 1-я группа 2-я группа контроль 1-я группа 2-я группа

Примордиальные фолликулы Растущие фолликулы Граафовы пузырьки Желтые тела Атретические фолликулы Всего: 2930+227 228,0±48,2 4,6+0,5 7,4+0,5 539,0+11,8 3709+231 3006+235 212,0+22,7 4,4+0,5 6,4+0,2 317,0+16,2* 3546+240 2790+157 185,0+13,3 4,6+0,5 6,0+0,4 283,0+20,7* 3268+229 3502+242 284,0+19,8 6,2+0,8 6,8+0,4 580,0+17,8 4379+275 3092+292 228,0+15,8 6,0+0,5 6,0+0,3 311,0+22,7* 3643+248 3222+179 233,0+13,7 6,0+0,4 6,0+0,3 284,0+20,7* 3751+256

* Различие статистически достоверно по сравнению с контролем.

мембраны [11, 13], уменьшение количества атретичес-ких фолликулов в яичниках экспериментальных животных, вероятно, связано с недостаточной активностью фермента, усиливающего апоптоз (атрезию). Согласно литературным данным, процесс атрезии может начинаться и с овоцита, который фрагментируется, вследствие чего нарушается физиологический баланс между гранулезой и овоцитом, а также гранулезой и внутренней тека-тканью [2].

Количество зрелых фолликулов, желтых тел у экспериментальных животных коррелировало по стадиям с контролем. Подсчет общего числа генеративных форм показал, что в опыте оно было несколько ниже, чем в контроле (и в эструсе, и в диэструсе), очевидно, вследствие уменьшения количества двух- и многослойных фолликулов, а также атретических фолликулов, но эти различия оказались недостоверны.

Таким образом, при введении крысам-самкам биологически активных добавок «Тингол-1» и «Тин-гол-2», содержащих в своем составе ТГ, отмечено, что продолжительность эстрального цикла и его стадийность не нарушались. Морфологический анализ показал, что биодобавки вызывали достоверное уменьшение количества атретических фолликулов (замедление процесса апоптоза) в яичниках крыс, при этом общее количество генеративных элементов не изменялось.

Литература

1. Авилов С.А., Калинин В.И., Дроздова О.А. и др.//Химия природ. соедин. — 1993. — № 2. — С. 49-52.

2. Гольдберг Е.Д., Боровская Т.Г., Фомина Т.И., Смирнова М.Е.// Бюлл. эксперим. биол. и медицины. -1996. - Т. 122, № 11. - С. 571-573.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дроздова О.А., Авилов С.А., Калиновский А.И. и др.// Химия прид. соедин. - 1993. - № 2. — С. 242-248.

УДК 616.98:579.842.23]-036.82-053.2 С.Н. Бениова, А.В. Гордеец

ИСХОДЫ ПСЕВДОТУБЕРКУЛЕЗА У ДЕТЕЙ

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: псевдотуберкулез, исходы, дети.

Несмотря на то, что псевдотуберкулез у детей в большинстве случаев заканчивается благоприятно, в 13,6-43,5% случаев заболевание приобретает рецидивирующее течение [2, 3, 9]. Более того, в литературе последних лет обсуждается возможность хрониза-ции псевдотуберкулеза. Считается, что у 2,5-7,2% больных псевдотуберкулез принимает хроническое течение [1, 8, 11]. Доказана триггерная роль возбудителя псевдотуберкулеза в формировании таких состо-

4. Лебская Т.К., Двинин Ю.Ф., Константинова Л.Л. и др. Химический состав и свойства гидробионтов прибрежной зоны Баренцева и Белого морей. — Мурманск: ПИНРО, 1998.

5. Мац М.Н., Корхов В.В., Степанов В.Р. и др.//Фармакология и токсикология. — 1990. — № 2. — С. 45-47.

6. НовиковВ.С., ЦыганВ.Н.//Российский физиол. журнал им. И.М. Сеченова. — 1997. — Т.83, № 4. — С. 13-23.

7. Сухих Г.Т., Дементьева М.М., Серов В.Н. и др.//Акушерство и гинекология. — 1999. — № 5. — С. 12-14.

8. Турищев С.Н., Большакова Г.Б., Сакандели-дзе О.Г.//Известия академии наук СССР: Серия биологическая. — 1991. — Т. 1-3. — С. 306-310.

9. Шарова Л.В., Седов А.М., Стоник В.А.// Фармакология и токсикология. — 1991. — Т. 54, № 2. — С. 45-47.

10. Kitagawa I.// Yakugaku Zasshi. — 1988. — Vol. 108, No. 5. — С. 398-416.

11. Miamoto T., Togawa K., Higuchi R., Komori T.//Liebigs Ann. Chem, 1990. — P. 453-460.

12. Meredith S., Dudenhieffer G., Jackson K.// J. Reprod. en Fert. — 1999. — Vol. 117, No. 2. — P. 339-343.

13. Rodriguez J., Castro R., Rigueza R.// Tetrahedron. — 1991. — Vol. 47, No. 26. — P. 4753-4762.

Поступила в редакцию 08.09.03.

ACTION OF FOOD ADDITIVES «TINGOL-1» AND «TINGOL-2» UPON OVARIES OF RATS V.S. Karedina, V.G. Zenkina Vladivostok State Medical University

Summary - As is shown in the paper, while introducing the biologically active additives «Tingol-1» and «Tingol-2» composed of triterpene glycosides to the she-rats, the duration of estral cycle and its vicissitude have not been disturbed. According to the morphological analysis, the biological additives make for reducing the quantity of atretic follicles inside the ovaries of rats.

Pacifuc Medical Journal, 2003, No.4, p. 35-36.

яний, как реактивный артрит, гломерулонефрит, патология щитовидной железы, синдром Рейтера и других хронических системных заболеваний соединительной ткани [10, 13]. Но большинство клинических описаний хронических форм инфекции выполнены при наблюдении взрослых больных, тогда как описания случаев неблагоприятных исходов иерсиниозов в детском возрасте немногочисленны [6, 12].

В данной работе приведены итоги клинико-лабора-торных исследований 520 детей в возрасте от 10 месяцев до 16 лет с верифицированным диагнозом «псевдотуберкулез», госпитализированных в клинику кафедры детских инфекционных болезней ВГМУ: детские инфекционные отделения № 1 и 2 Городской клинической больницы № 2 Владивостока в 1992-2002 гг. Исследования проводились в динамике, в том числе в процессе диспансерного наблюдения через 1, 2, 3, 6 и 12 месяцев после начала заболевания.

Диагноз псевдотуберкулеза выставлялся на основании клинико-эпидемиологических данных, выделения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.