Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования отношения женщин к лечению и профилактике заболеваний щитовидной железы'

Маркетинговые исследования отношения женщин к лечению и профилактике заболеваний щитовидной железы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
385
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФАРМАЦИЯ / ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА / ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / MARKETING RESEARCH / PHARMACY / THYROID GLAND / CONSUMER BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Преснякова Виктория Валентиновна, Рогуля Ольга Юрьевна

Подтверждена актуальность маркетингового исследования отношения женщин к лечению и профилактике заболеваний щитовидной железы, результаты которого свидетельствуют о том, что 89,6% опрошенных женщин знают о негативном влиянии на состояние здоровья патологии щитовидной железы, но при этом только 53,3% считают необходимым регулярно проходить обследование у врача-эндокринолога. Определены поведенческие аспекты женщин при выявлении проблем со щитовидной железой, в частности, проанализированы факторы, влияющие на выбор и покупку лекарственных препаратов, и установлены источники информации о лекарственных средствах для лечения и профилактики заболеваний щитовидной железы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Преснякова Виктория Валентиновна, Рогуля Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing research of the women''s attitude to treatment and prophylaxis of thyroid gland diseases

Relevancy of marketing research of women's attitude to the treatment and prophylaxis of thyroid gland diseases is proved, the results of which testify of the fact that 89.6% of the women asked know of negative influence on health of thyroid gland pathology, but at the same time only 53.3% consider it necessary to undergo examination by the thyroid specialist. Behaviour aspects of women are discovered when problems with thyroid gland are revealed, in particular, factors influencing the choice and acquisition of medicines are analyzed and sources of information on medicines for the treatment and prophylaxis of thyroid gland diseases are established.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования отношения женщин к лечению и профилактике заболеваний щитовидной железы»

▲1

УДК 616.44-08-084-055.2:339.13

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ЖЕНШИН К ЛЕЧЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

В.В. Преснякова1, О.Ю. Рогуля2,

1ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», Национальный фармацевтический университет МЗО Украины, г. Харьков

Рогуля Ольга Юрьевна - e-mail: rogulya74@mail.ru

Подтверждена актуальность маркетингового исследования отношения женщин к лечению и профилактике заболеваний щитовидной железы, результаты которого свидетельствуют о том, что 89,6% опрошенных женщин знают о негативном влиянии на состояние здоровья патологии щитовидной железы, но при этом только 53,3% считают необходимым регулярно проходить обследование у врача-эндокринолога. Определены поведенческие аспекты женщин при выявлении проблем со щитовидной железой, в частности, проанализированы факторы, влияющие на выбор и покупку лекарственных препаратов, и установлены источники информации о лекарственных средствах для лечения и профилактики заболеваний щитовидной железы.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, фармация, щитовидная железа, поведение потребителей.

Relevancy of marketing research of women's attitude to the treatment and prophylaxis of thyroid gland diseases is proved, the results of which testify of the fact that 89,6% of the women asked know of negative influence on health of thyroid gland pathology, but at the same time only 53,3% consider it necessary to undergo examination by the thyroid specialist. Behaviour aspects of women are discovered when problems with thyroid gland are revealed, in particular, factors influencing the choice and acquisition of medicines are analyzed and sources of information on medicines for the treatment and prophylaxis of thyroid gland diseases are established.

Key words: marketing research, pharmacy, thyroid gland, consumer behaviour.

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Введение

Функционирование щитовидной железы влияет на общий потенциал здоровья человека, и на данное время заболевания железы достаточно распространены: по данным ВОЗ патология щитовидной железы встречается более чем у 200 млн человек, а в структуре патологии эндокринных органов болезни железы находятся на втором месте после сахарного диабета. За последние годы тиреопатии имеют постоянную тенденцию к росту: в эндемичных по зобу регионах, где проживает около трети населения Земли, этот показатель превышает 50,0%. В структуре заболеваний щитовидной железы, входящих в официальную статистику, выделяют диффузный эутиреоидный зоб, узловой зоб, тиреотоксикоз, гипотиреоз, тиреоидиты, рак щитовидной железы. Следует отметить, что их распространенность среди женщин в десять раз больше, чем у мужчин, и проявляются они чаще в молодом, репродуктивном возрасте. Только за последнее время абсолютный прирост числа впервые выявленных заболеваний в экономически развитых странах составил 51,8% среди женщин и 16,7% среди мужчин. Одна из причин заключается в очень низкой осведомленности женщин о существовании йододе-фицита и его последствий. 37,3% женщин детородного возраста не знают о значении йода для собственного здоровья и здоровья будущего ребенка. О необратимых изменениях в развитии головного мозга ребенка вследствие дефицита йода во время беременности знают только 1% беременных и молодых мам (по данным UNICEF) [1, 2].

Минимизировать количество патологий позволит как информирование населения о необходимости обследования щитовидной железы и тщательное выполнение рекомендаций врача, так и целевая государственная поддержка программ, направленных на выявление больных с патологией щитовидной железы и улучшение состояния их здоровья. В основном государственные системы здравоохранения нацелены на лечение выявленных и функционально значимых заболеваний щитовидной железы, а вопросы диагностики данной группы заболеваний остаются не решенными. Приоритетом должны стать национальные проекты, охватывающие обследование всех категорий населения (престарелые, взрослые, подростки и дети) и предусматривающие применение современных методик и методов обследования. На сегодняшний день разработаны и внедрены «Клинические рекомендации по диагностике и ведению узлов щитовидной железы Американской ассоциации клинических эндокринологов, Итальянской ассоциации клинических эндокринологов и Европейской тиреоидной ассоциации» (2010), Клинические рекомендации Американской тиреоидной ассоциации «Диагностика и лечение заболеваний щитовидной железы во время беременности и послеродовом периоде» (2011), Рекомендации Французского общества эндокринологов по ведению узлов щитовидной железы» (2011). Рекомендации такого плана могут быть внедрены в систему здравоохранения стран, в которых аналогичные разработки отсутствуют, что в свою очередь будет способствовать обеспечению качества здоровья женщин [3-5].

Таким образом, существует необходимость в комплексном изучении отношения женщин к лечению и профилактике заболеваний щитовидной железы и в дальнейшей

разработке научно-обоснованных рекомендаций по рациональному лекарственному обеспечению населения препаратами для лечения патологии щитовидной железы.

Целью исследования является маркетинговое исследование и оценка отношения женщин к лечению и профилактике заболеваний щитовидной железы.

Материал и методы

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы исследований: системный, с элементами ретроспективного анализа - для проведения анализа литературных источников; сравнительного анализа для обобщения полученных результатов, в том числе методы описательного и абстрактного моделирования, графические средства наглядного представления данных. Исследование основывается на анализе данных отечественных и зарубежных информационных источников, на результатах сбора и обработки маркетинговой информации (анкеты) и использования принципов изучения поведения потребителей.

Результаты и их обсуждение

Данные научной литературы свидетельствуют, что заболевания щитовидной железы особенно негативно отражаются на состоянии здоровья женщин и детей и приводят к снижению интеллектуального потенциала населения. Так, патология железы влияет на репродуктивную систему женщин, может негативно воздействовать на овуляцию и вызвать проблемы с фертильностью, преждевременный климакс, сопровождаться депрессией. Проблемы со щитовидной железой у детей могут привести к кретинизму, в подростковом возрасте - к задержке роста скелета и созревания центральной нервной системы. Патология щитовидной железы является потенциальной угрозой для матери и плода. Возникает ряд тяжелых осложнений, среди которых у женщин отмечаются следующие: артериальная гипертония или транзиторное повышение уровня артериального давления, преэклампсия; преждевременная отслойка плаценты; нарушение функции сердечнососудистой системы; самопроизвольные выкидыши или преждевременные роды; послеродовое маточное кровотечение, тиреотоксический шок и инфицирование. Неконтролируемый гипертиреоз у матери может быть причиной развития у плода задержки внутриутробного развития, гипертиреоза, неонатального гипертиреоза, малого веса для гестационного возраста, недоношенности, мертворождения, центрального гипотиреоза [6]. Вышеизложенное обусловило выделение в качестве объекта исследования сегмента женщин фертильного возраста, которые приобрели лекарственный препарат для лечения или профилактики заболеваний щитовидной железы.

Для достижения поставленной цели было проведено маркетинговое исследование с использованием метода анкетирования, в котором приняли участие 230 клиентов аптек г. Харьков (Украина). Для формирования репрезентативной выборки были отобраны 212 анкет женщин в возрасте до 49 лет. Анализ выполнен за период 2013-2014 г. Сегментирование потребителей проведено по демографическому принципу (деление потребителей по полу, возрасту, уровню дохода, роду занятий) [7].

Установлено, что контингент опрошенных - это женщины разного возраста (подавляющее большинство - в возрасте

▲1

от 21 до 30 лет (45,1%), также 6,5% - до 21 года, 27,4% - в возрасте 31-40 лет, 10,8% - 41-49 лет), разного социального положения и рода занятий (26,0% - служащие, 23,0% - студенты, 19,0% - рабочие, 35% - другое (предприниматели, домохозяйки и др.)). Среди опрошенных 59,4% приобрели препарат для лечения и профилактики заболеваний щитовидной железы для себя, остальные -для членов семьи.

Болезни щитовидной железы имеют различные симптомы, и их диагностика относится к компетенции врача. Так, 89,6% опрошенных женщин, отвечая на вопросы анкеты, указали, что им известно о негативном влиянии на состояние здоровья заболеваний щитовидной железы, но при этом только 53,3% считают необходимым регулярно проходить обследование у эндокринолога. В результате анкетирования установлено, что 85,4% респондентов были на приеме у эндокринолога. В основном это женщины в возрасте от 31 до 40 лет (67,7% ответивших). Также была проанализирована частота обращений женщин к врачу. Согласно результатам исследования, среди положительно ответивших на вопрос о посещении врача-эндокринолога, 44,3% - проверяются у врача-эндокринолога один раз в год, 32,1% - иногда посещают врача и 14,6% - ни были у врача-эндокринолога никогда. Только 8,9% проверяются у врача один-два раза в полгода.

В процессе исследования определено, что к врачу-эндокринологу чаще рекомендует обратиться терапевт (отметили 61,3% опрошенных). В целом специализация врачей, которые рекомендуют проконсультироваться у врача-эндокринолога, по данным опроса следующая: 19,8% респондентам посоветовал семейный врач, 7,1% - невропатолог, 5,2% - хирург и 3,8% - гинеколог. 2,8% респондентов приняли решение посетить эндокринолога самостоятельно.

Следующим этапом было определение действий опрошенных женщин при появлении признаков заболевания щитовидной железы. Как свидетельствуют данные опроса, в случае возникновения жалоб 85,8% - проконсультируются с врачом, 7,6% - воспользуются советом родных, 3,8% - будут искать ответы в интернет-сети и 2,8% - обратятся за советом к фармацевту. 91,9% опрошенных не рискуют принимать препараты для лечения и профилактики заболеваний щитовидной железы без предварительной консультации и назначения врача. В то же время десятая часть опрошенных готова заняться самолечением. Учитывая, что ответственное самолечение предполагает знание пациентом основных лекарственных препаратов для профилактики и лечения заболеваний, возникает необходимость активизации консультационной работы по информированию потребителей о важности регулярного обследования щитовидной железы и лечения ее заболеваний под присмотром медицинского персонала.

На следующем этапе были определены факторы, влияющие на выбор лекарственных препаратов для лечения заболеваний и профилактики заболеваний щитовидной железы, и факторы, имеющие решающую роль при приобретении препарата в аптеке. Оценка проводилась по пятибалльной шкале, согласно которой: 5 баллов - критерий имеет решающее значение, 3-4 балла - имеет определенное значение, 1-2 балла - имеет незначительное значение,

0 баллов - не имеет значения. Полученные данные представлены на рисунке.

Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что для потребителей важно, чтобы препарат был прежде всего эффективным и качественным, также важными являются цена и отсутствие побочных эффектов препарата. Наименее важны для опрошенных дизайн упаковки и популярность препарата.

Установлено, что на принятие решения о покупке лекарственных препаратов для лечения и профилактики заболеваний щитовидной железы больше всего влияют следующие факторы: соотношение цена/эффективность (92,9%), назначение врача (82,5%), опыт использования (45,6%), удобство лекарственной формы (33,0%) и рекомендации провизора (26,9%).

В современных условиях формирования информационного пространства потребители имеют неограниченный доступ к любой информации о лекарственных средствах, неконтролируемый прием которых может привести к негативным последствиям. Респондентам был задан вопрос об источниках информации о лекарственных средствах и правила их приема. Установлено, что основными источниками получения информации для лечения заболеваний щитовидной железы являются: информация от врача (62,7%), инструкции к применению лекарственных препаратов (25,0%), интернет-ресурсы (7,0%), совет фармацевта (2,8%), реклама (2,3%).

Имидж фирмы-производителя 11 19 59 34

Цена препарата 2 28 51 69

II

Реклама препарата 18 22 34 29

III

Отечественный препарат 5 16 20 37

III

Препарат зарубежного производства 10 ?1 42 63

III

Качество препарата 9 92

III

Эффективность препарата 5 98

III

Побочные эффекты препарата 1 12 30 77

Лекарственная форма 3 9 46 50

III

Популярность препарата 10 30 39 19

Дизайн упаковки препарата 44 23 36 ■

Противопоказания к применению 18 71 56

Удобство применения 14 28 58

0% 20% 40% 60% 80% 100%

■ не имеетзначения

■ имеет незначительно значение имеет определенное значение

■ имеет решающее значение

РИС.

Оценка характеристик лекарственных препаратов для лечения и профилактики заболеваний щитовидной железы.

Актуальным в системе лекарственного обеспечения является создание эффективно действующей системы доступности лекарственных препаратов, что предусматривает их физическую, экономическую и маркетинговую доступность. Установлено, что 80,6% сталкивались с отсутствием в аптеке необходимого препарата для лечения и профилактики заболеваний щитовидной железы, так как в аптеках редко представлены в ассортименте все зарегистрированные на рынке страны препараты данной группы.

Потребителям было предложено ответить, насколько они довольны терапевтическим эффектом от лекарственных препаратов для лечения и профилактики щитовидной железы. 73,5% опрошенных полностью удовлетворены полученным эффектом от применения препаратов, 8,9% -

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

неудовлетворены, остальные респонденты (17,6%) затруднились ответить. Во время исследования было установлено, что главным фактором отказа от покупки лекарственного препарата является высокая цена (90,1%), незнание потребителем фирмы-производителя (33,0%) и отсутствие достаточной информации о лекарственных средствах (23,6%). Недоверие к рекомендации врача и страх перед побочными эффектами (соответственно по 7,5%) обусловлены существующим мнением о негативном влиянии гормональных лекарств на состояние здоровья.

Заключение

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что женщины проинформированы о негативном влиянии патологии щитовидной железы на собственное здоровье и здоровье потомства. В то же время выявлена тенденция, демонстрирующая несвоевременное обращение женщин за консультацией к врачам при появлении симптомов заболевания щитовидной железы. Вышеизложенное доказывает необходимость проведения консультационной работы медицинскими и фармацевтическими работниками о целесообразности регулярного посещения врача-эндокринолога, что в конечном итоге будет способствовать сохранению здоровья нации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каджарян В. Г., Мельник А. И., Бидзиля П. П., Соловьюк А. О. Оценка состояния липидного обмена при дисфункции щитовидной железы. Запорожский медицинский журнал. 2014. №1. С. 20-22.

Kadzharyan V.G, MelnikA.I., Bidzilya P.P., Solov'yukA. O. Ocenkasostoyania lipidnogo obmena pri disfunkcii shchitividnoy zhelezi. Zhaporozhskiy medicinskiy zhurnal. 2014. №1. S. 20-22.

2. Бруно Де Б., Швец О.В. Устранение дефицита йода — одна из ключевых задач здравоохранения. Международный эндокринологический журнал. 2011. №6. С. 9-17.

Bruno DeB. ShvetsA.V. Ustraneniedeficitayoda-odnaizklyichevihzadach zdravoohranenia. Mezhdunarodniy endokrinologicheskiy zhurnal. 2011. №6. S. 9-17.

3. Gharib H., Papini E., Paschke R., Duick D. S., Valcavi R., Hegeds L. et al. American Association of Clinical Endocrinologists, Associazione Medici Endocrinologi, and European Thyroid Association Medical Guidelines for Clinical Practice forthe Diagnosis and Management of Thyroid Nodule. Endocr. Pract. 2010. Vol.16 (Suppl 1). 43p.

4. Stagnaro-Green A., Abalovich M., Alexander E., Fereidoun A., Mestman J., Negro R. et al. Guidelines of the American Thyroid Association for the Diagnosis and Management of Thyroid Disease During Pregnancy and Postpartum The American Thyroid Association Taskforce on Thyroid Disease During Pregnancy and Postpartum. Thyroid. 2011. Vol. 21. № 10. P. 1081-1127.

5. Guidelines of the French society of endocrinology for the management of thyroid nodules Wmeau J.L., Sadoul J.L., d'Herbomez M., Monpeyssen H., Tramalloni J., Leteurtre E. et al. Annales d'Endocrinologie. 2011. №72. P.P. 251-281.

6. Давидова Ю.В., Булик Л.М. Захворювання щитовидно!' залози i ваптысть. Ж|ночий лкар. 2012. №2. С.36-38.

Davidova Yu.V, Bulik L.M. Zahoryuvannya shchitividnoi zalozi i vagitnist'. Zhinichiy iikar. 2012. №2. S.36-38.

7. Мнушко З. Н., Пестун И. В. Теория и практика маркетинговых исследований в фармации: моногр. Харьков: Издaтельство НФаУ. 2008. 288 с.

Mnushko Z.N., Pestun I.V. Teoriya i praktika marketingovih issledovaniy v farmacii : monogr. Har'kov : Izdatel'stvo NFaU. 2008. 288 с. гучв

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.