Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования мотивации потребителей физкультурно-оздоровительных услуг'

Маркетинговые исследования мотивации потребителей физкультурно-оздоровительных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
639
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / МОТИВАЦИЯ / МАРКЕТИНГ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ПОСЛУГИ / МОТИВАЦіЯ / СПОЖИВАЧі / SERVICES / MOTIVATION / MARKETING / USERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смирнова Н. И., Черненко Е. Е., Гордейченко О. А., Сердюк Д. Г.

Определены потребительские свойства физкультурно-оздоровительных услуг, имеющие наибольшее значение для потребителей при выборе места занятий. Проанализирована стабильность членской базы клубов, участвующих в исследовании. Своевременно проведенные комплексные маркетинговые исследования способствуют повышению эффективности управления, позволяют корректировать работу клуба, влияют на мотивацию потребителей, повышают стабильность членской базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing investigation of motivation of the physical-refreshing service consumers

The consumers' peculiarities of the physical-refreshing service, being of great importance for consumers in choosing the place of training. Stability of member base of the clubs participating in research is analysed. In due time lead complex marketing researches promote increase of a management efficiency, allow to correct work of club, influence motivation of consumers, raise stability of member base.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования мотивации потребителей физкультурно-оздоровительных услуг»

следования бегунов экспериментальной группы.

Как видно из таблицы 3 среди бегунов экспериментальной группы уже через 1 месяц после начала исследования практически все показатели функциональной подготовленности их организма были статистически достоверно выше, чем в начале эксперимента. Важно отметить, что для них было характерно не только достоверное повышение общей физической работоспособности (синхронный рост aPWC170 и оPWC170), аэробной емкости, но и повышение их потенциальных анаэробных способностей. Достаточно отметить, что к окончанию исследования, в отличие от представителей контрольной группы, у спортсменов, использовавших в течение месяца биологически активные добавки к пище, было зарегистрировано достоверное повышение алактат-ной и лактатной мощности (значения №лак и №ак возросли соответственно до 3,11 ± 0,20 вт/кг и 3,28 ±

0.23 вт/кг).

Несмотря на убедительный характер представленных материалов мы посчитали необходимым провести сравнительный анализ величин относительного прироста изученных параметров функциональной подготовленности бегунов контрольной и экспериментальной групп к окончанию исследования.

Как видно из результатов, представленных в таблице 4, для бегунов экспериментальной группы были характерны более существенные величины относительного прироста практически всех параметров функциональной подготовленности их организма. По значениям aPWC170 данное соотношение выглядело как 2,85% и 8,39%; оPWC170 - 7,97% и 15,30%; по аМПК - как 1,65% и 6,68%; по оМПК - как 5,28% и 8,56%. Особенно существенные различия были отмечены в отношении параметров функциональной подготовленности, характеризующих способность работы организма в условиях гипоксии или недостатка кислорода.

Так, у спортсменов экспериментальной группы был зарегистрирован гораздо более выраженный рост алактатной мощности (на 27,46% против 3,19% среди спортсменов контрольной группы), а также и лактатной мощности (соотношение по данному параметру выглядело как 19,715 против всего лишь 2,56%).

Выводы.

Таким образом, полученные в нашем исследовании материалы позволили констатировать выраженное положительное влияние биологически активных добавке к пище в повышении физической работоспособности и функциональной подготовленности бегунов и возможность их практического использования в тренировочном процессе спортсменов в данном виде спортивной деятельности.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем использования биологически активных добавок к пище для повышения функциональной подготовленности бегунов-средневиков.

Литература:

1. Мищенко В .С. Функциональные возможности спортсме-

нов. - К.: Здоровье, 1990. - 200 с.

2. Волков Н.И. Биоэнергетика напряженности мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов . - Диссертация докт. биол.-наук, 1990. - 101 с.

3. Мак-Дугалл Дж., Уэнгер Г.Э., Грин Г.Дж. Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса. - К.: Олимпийская литература, 1998. - С.7-47.

4. Савченко В.А., Бирюков А.А. О проблеме восстановления работоспособности в спорте // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 39.

5. Денисенко Ю.П. Механизмы срочной адаптации спортсменов к воздействию физических нагрузок // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. - С. 14 - 18.

Поступила в редакцию 22.05.2007г.

М APKETOTHTQBbTE HCG^GBAH^ MOTИBAЦИИПOTPEБИTEЛEЙ ФИЗKУПЬTУPHG-GЗДGPGBИTEЛЬHЫХ УСЛУГ

Смирнова Н.И., Черненко Е. Е., Гордейченко О. А., Сердюк Д.Г Запорожский национальный университет

Аннотация. Определены потребительские свойства физкультурно-оздоровительных услуг, имеющие наибольшее значение для потребителей при выборе места занятий. Проанализирована стабильность членской базы клубов, участвующих в исследовании. Своевременно проведенные комплексные маркетинговые исследования способствуют повышению эффективности управления, позволяют корректировать работу клуба, влияют на мотивацию потребителей, повышают стабильность членской базы.

Ключевые слова: услуги, мотивация, маркетинг, потребители.

Анотація. Смірнова Н.І., Черненко О.Є., Гордейчен-ко О.А., Сердюк Д.Г. Маркетингові дослідження мотивації споживачів фізкультурно-оздоровчих послуг. Визначені споживчі властивості фізкультурно-оздоровчих послуг, які мають найбільше значення для споживачем при виборі місця занять. Проаналізовано стабільність членської бази клубів, що беруть участь у дослідженні. Вчасно проведені комплексні маркетингові дослідження сприяють підвищенню ефективності керування, дозволяють коректувати роботу клубу, впливають на мотивацію споживачів, підвищують стабільність членської бази.

Ключові слова: послуги, мотивація, маркетинг, споживачі.

Annotation. Smirnova N., Chernenko E., Gordeychenko

O., Serdyuk D. Marketing investigation of motivation of the physical-refreshing service consumers. The consumers’ peculiarities of the physical-refreshing service, being of great importance for consumers in choosing the place of training. Stability of member base of the clubs participating in research is analysed. In due time lead complex marketing researches promote increase of a management efficiency, allow to correct work of club, influence motivation of consumers, raise stability of member base.

Key words: services, motivation, marketing, users.

Bведение.

Тенденции, характеризующие экономическое развитие в мире и Украине, свидетельствуют о возрастании в сфере физкультурно-оздоровительных услуг доли коммерческих спортивных организаций.

Формирование рынка услуг спортивной направленности способствовало становлению такой новой для нас области знаний, как маркетинг спорта.

Специалисты в области маркетинга спорта (М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г Сейранов) подчеркивают, что на качество физкультурнооздоровительных услуг влияет целый ряд факторов, в числе которых: сервис, комфорт, уровень тренировочных программ и т. п. [1].

Вместе с тем, предполагается наличие определенной взаимосвязи между данными факторами и мотивацией членов клуба к регулярным оздоровительным занятиям.

Предвидеть, прогнозировать спрос, можно только постоянно изучая потребителей так, чтобы разрабатывать и предлагать именно то, что они хотят и в чем нуждаются [2, 3].

По мнению С.И. Гуськова и В.Н. Артышевс-кого, управление спросом потребителей в сфере физкультурно-оздоровительных услуг включает стимулирование, содействие и регулирование [4, 5]. Правильное использование этих компонентов определяют конечный результат.

Постоянное проведение комплексных маркетинговых исследований позволяет анализировать, максимизировать и удовлетворять потребительский спрос [6].

Из вышеизложенного вытекает и такая очень важная на сегодня проблема, как разработка востребованных методов и методик, которые были бы наиболее информативными и простыми в проведении. В нашем исследовании мы попытались разработать и апробировать методику определения мотивации потребителей физкультурно-оздоровительных услуг.

Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета

Формулирование целей работы.

Перед исследованием была поставлена цель

- определить влияние потребительских свойств физкультурно-оздоровительных услуг на мотивацию занимающихся фитнесом к регулярным оздоровительным тренировкам.

При проведении нашего исследования использовались следующие методы: ретроспективный анализ литературных источников по теме исследования; анкетирование с использованием опросных листов, разработанных центром социологии ЗНУ в сотрудничестве со спортивным клубом ЗНУ; анализ стабильности членской базы с определением коэффициента потерь [7].

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были определены потребительские свойства физкультурно-оздоровительных услуг, имеющие наибольшее значение для потребителей при выборе места занятий. На втором этапе в работу экспериментальной группы были внесены, с учетом замечаний и пожеланий потребителей, отмеченных при анкетировании, необходимые изменения.

По окончании второго этапа было проведено повторное анкетирование контрольной и эксперимен-

тальной групп, целью которого было - определить влияние потребительских свойств физкультурно-оздоровительных услуг на мотивацию занимающихся фитнесом к регулярным оздоровительным тренировкам. Одновременно с этим была проведена оценка стабильности членской базы.

Всего в исследовании приняли участие 139 человек в возрасте от 17 до 28 лет, занимающихся в группах спортивного клуба: 76 человек - экспериментальная группа (СК ЗНУ), 63 человека - контрольная группа (СК «Мотор-Сич»).

Результаты исследования.

Проведенное в начале эксперимента комплексное анкетирование занимающихся позволило выделить основные составляющие, которые определяют взаимоотношения между клубом и членами спортивных групп.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что наиболее распространенным мотивом, побуждающим к занятиям в спортивных секциях, является для большинства занимающихся возможность улучшить антропометрические показатели. Этот мотив указывается в анкетах 54,5% респондентов. 38,1% респондентов посещают спортивный клуб с целью улучшения физической подготовленности. Наименьший показатель отмечается в таком мотиве как изменение социального окружения (7,4%).

При оценке объективных критериев, рассматриваемых потребителями при выборе оздоровительного центра, наиболее высокий процент опрошенных отметили в качестве самого важного критерия близость оздоровительного центра к месту жительства - 72,1%. Среди остальных критериев, значительно уступая близости к месту жительства, тем не менее, лидируют наличие тренажеров (38,6%) и дополнительных услуг (47,2%).

Результаты анкетирования проведенного на первом этапе исследования в обоих клубах показали сходную картину (табл. 1). Так, среди субъективных показателей оценки эффективности работы оздоровительной организации потребители отметили наибольшее значение к качеству и разнообразию проводимых в клубах физкультурно-оздоровительных программ (50,9% - экспериментальная и 53,3% - контрольная группа), уровню профессиональной подготовки инструкторов (58,1% и 53,3% соответственно), гигиеническому состоянию клуба (32,7% и 33,3). Вместе с тем, что общая ситуация в обоих клубах не имеет существенных различий, можно отметить, что уже на первом этапе посетители экспериментальной группы отметили такие показатели как дружелюбное отношение персонала (41,8%) и уважение тренерского состава (36,3%).

Отстающим же у экспериментальной группы показателем, по мнению потребителей, являлось персональное внимание администрации - 12,7% по сравнению с 40,0% в контрольной группе.

Необходимо отметить, что такие потребительские свойства услуг как спортивное тестирование

Таблица 1 Распределение основных критериев, определяющих субъективную оценку оздоровительного центра (%)

№ п/п Критерий Экспериментальная группа Контрольная группа

1 этап 2 этап 1 этап 2 этап

1. Качество проводимых программ 50,9 59,0 53,3 53,3

2. Разнообразие тренировочных программ 54,5 68,1 56,6 56,6

3. Уровень профессиональной подготовки инструкторов 58,1 68,6 53,3 56,0

4. Качество обслуживания 20,0 23,8 26,6 27,1

5. Круг посетителей 1,8 1,9 6,6 6,9

6. Интерьер 21,8 27,0 33,3 35,6

7. Персональное внимание тренеров 36,3 43,2 26,7 28,6

8. Отношение обслуживающего персонала 41,8 45,6 26,7 29,1

9. Внимание администрации 12,7 14,4 40,0 42,4

10 Спортивное тестирование 3,6 3,9 0 0

11 Индивидуальный подход 10,9 11,0 13,3 13,8

12 Чистота 32,7 35,0 33,3 36,0

13 Интеграция в клубную жизнь (вечеринки, фестивали и т.д.) 7,2 8,5 0 0

14 Постоянное общение 20,1 23,1 20,0 20,8

Таблица 2 Анализ стабильности членской базы

№ п / п Показатель Эксперимент. группа Контрольная группа

1. Общее количество членов клуба 73 61

2. О бщие потери 13 15

3. Неконтролируемые потери 3 2

4. Чистые потери 10 13

5. Коэффициент потерь 13,2 20,6

(3,6% и 0,0%), и проводимые клубом в не тренировочные мероприятия (7,2 и 0,0%) не пользовались на этом этапе высокой оценкой занимающихся обеих групп. Невысокое значение, по мнению занимающихся, в обоих клубах получила такая характеристика как социальное окружение (1,8% и 6,6% соответственно).

Согласно схеме исследования по результатам предварительного анкетирования в работу экспериментальной группы были внесены изменения, целью которых являлось повысить качество оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг, особенно по показателям, получивших невысокую оценку потребителей на первом этапе работы.

Внедрение современных технологий менеджмента и маркетинга позволило руководству клуба уже ко второму этапу значительно улучшить отдельные показатели.

Проведенные повторно комплексные маркетинговые исследования показали изменения некоторых показателей экспериментальной группы более чем на 10%. Так, разнообразие тренировочных программ отметили 68,1% потребителей, столько же (68,6%) отметили в анкетах уровень профессиональной подготовки инструкторов. В показателях, характеризующих субъективную оценку работы спортивного клуба контрольной группы, существенных изменений отмечено не было.

Расчет коэффициента потерь, произведенный в ходе исследования, позволяет утверждать о

наличие различий в показателях, характеризующих стабильность членской базы клубов (табл. 2).

Так, значение коэффициента потерь 20,6% в контрольной группе свидетельствует о низком проценте удержания, что подтверждает высокую текучесть членской базы и низкую приверженность членов клуба к своей спортивной организации. В экспериментальной группе коэффициент потерь составил 13,2%. Этот показатель не является критическим и свидетельствует о высоком проценте удержания.

Выводы.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

- Определены потребительские свойства физкультурно-оздоровительных услуг, имеющие наибольшее значение для потребителей при выборе места занятий.

- Проанализирована стабильность членской базы клубов, участвующих в исследовании.

- Определены потребительские свойства физкультурно-оздоровительных услуг, оказывающие наибольшее влияние на мотивацию занимающихся фитнесом к регулярным оздоровительным тренировкам.

- Полученные результаты позволяют констатировать, что своевременно проведенные комплексные маркетинговые исследования способствуют повышению эффективности управления, позволяют корректировать работу клуба, влияют на мотивацию потребителей, что в конечном

итоге повышает стабильность членской базы. Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем мотивации потребителей физкультурно-оздоровительных услуг.

Литература

1. Настольная книга спортивного менеджера: Справочное пособие / Авторы-составители: Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997. - 518с.

2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Фимпресс, 1998. - 419с.

3. Герасимчук В.Г. Маркетинг: Навч. посібник. - К.: Вища школа, 199б. - 384с.

4. Гуськов С.И. Спортивный маркетинг. - К.: Олимпийская литература, 1995. - 29бс.

5. Артышевский В.Н. Маркетинг физкультурно-оздоровительных услуг и товаров. - К.: НВП «Эпифис», 1993. - 80с.

6. Мічуда Ю.П. Ринкові відносини та підприємство у сфері фізичної культури та спорту: Навчальний посібник. -К.: Олімпійська література, 1995. - 152с.

7. Кутьина И.С. Стратегический маркетинг, направленный на формирование приверженности // Материалы 8-й международной фитнес-конвенции «World Class». - М.: ФиС, 2000. - 97с.

Поступила в редакцию 22.05.2007г.

BmMB IГPOBOЇ ДІЯЛЬ^СИ ha naxGMGTGPHi фушцп ілухих тдаптсто

Сокирко О. С.

Запорізький національний університет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анотація. У статті вплив ігрової діяльності на глухих підлітків, які займаються плаванням. Розроблена оцінка рівня розвитку диференційованої координаційної здатності. компенсаторні можливості рухового аналізатора. Корекційно-розвивальні ігри в воді сприяють створенню близьких відносин між учасниками групи (команди), знімають напруженість, тривожність, страх перед оточуючими, підвищать самооцінку, дозволяють перевірити себе в різних ситуаціях спілкування, знімають небезпеку соціально значимих наслідків у глухих підлітків.

Ключові слова: корекція, глухі юнаки, ігри та ігрова діяльність, мова, міміка, жести, пізнавальна діяльність. Аннотация. Сокирко А.С. Влияние игровой деятельности на психомоторные функции глухих подростков. В статье показано влияние игровой деятельности на глухих подростков, занимающихся плаванием. Разработана оценка уровня развития дифференцировоч-ной координационной способности. Коррекционноразвивающие игры в воде оказывают содействие созданию близких отношений между участниками группы (команды), снимают напряженность, тревожность, страх перед окружающими, повышают самооценку, позволяют проверить себя в разных ситуациях общения, снимают опасность социально значимых последствий у глухих подростков.

Ключевые слова: коррекция, глухие юноши, игры и игровая деятельность, речь, мимика, жесты, познавательная деятельность.

Annotation. Sokirko A.S. Influence of playing activity on the psihomotornie functions of deaf teenagers. This article is about influence of playing activity on the psychomotoric functions of deaf young men. The evaluation of the development level of the differential coordination ability is worked out. Correctional developing games assist in water to creation of close relations between participants of group, remove

intensity, uneasiness, fear before associates, raise a selfestimation, allow to check up itself in different situations of dialogue, remove danger of socially significant consequences at deaf teenagers.

Key words: correction, deaf young men, plays and playing abilities, speech, mimic, gestures, knowledge action.

Вступ.

Виховання та освіта глухих юнаків виходить із завдань, які стоять перед сучасною школою, - підготовка всебічно розвинутої особистості, створення умови для залучення її до життя в суспільстві. Усе це вимагає подальшого удосконалення навчально-виховного процесу, реалізації потенційних компенсаторних можливостей розвитку глухих юнаків. Для цього удосконалюються зміст, методи, форми навчання, активізується їх самостійна навчальна діяльність, вносяться раціональні організаційні зміни в структуру навчального процесу, що передбачається Національною доктриною розвитку освіти України у ХХІ столітті.

У дослідженнях показано, що первинний дефект - глухота - затримує не тільки формування словесної мови, пізнавальної діяльності, але й призводить до затримки розвитку основних рухових якостей (Н.Г. Байкіна [1], І.М.Ляхова [2], М.С.Бесарабов [3], А.В.Романенко [4], Я.В.Крет [5], А.В.Мутьєв,

A.О.Костанян, В.А.Рябичев).

Втрата слуху призводить до порушення розвитку всіх сторін мови, а в низці випадків до повної її відсутності (Н. Г Байкіна, О.М.Мастюков), що обмежує можливості мислення, відображається на особливостях поведінки - замкнутість, небажання вступати в контакт (Я.В. Крет [5], А.В.Мутьєв). Обмежений потік зовнішньої інформації через ураження слуху викривляє сприйняття її смислу, утруднює спілкування, ускладнює умови психомоторного розвитку, викликає негативні емоції і стресові переживання (Ж.І.Шиф, ГВ.Розанова, Я.В.Крет [5]). Втрата слуху часто супроводжується ураженням вестибулярного апарату, що негативно відображається на руховій сфері дитини. Характерними виявами є порушення статичної та динамічної рівноваги, точності рухів, просторової орієнтації, здатності засвоювати завдання, ритм рухів Н.ГБайкіна, І.Н.Бабій.

Слід відмітити, що в процесі навчання відставання глухих юнаків у розвитку основних рухових якостей від їх однолітків, що чують, помітно нівелюється. Проте недоліки в розвитку координації, швидкості, спритності і, не менш важливо, мови зберігаються у глухих юнаків і на даному етапі розвитку. Про це свідчать результати досліджень А.П.Гозової, Н.Г.Байкіної, І.Н.Бабій, А.В.Романенко [4].

Виключення слуху із системи аналізаторів не являє собою ізольованого “випадіння” аналізаторів, а порушує весь хід розвитку даної категорії юнаків (Р.М.Боскіс, Т.А.Власова, Л.С.Виготський,

B.В.Засенко, Ж.І.Шиф). При цьому найбільшою мірою страждає мова. Недостатня мовна діяльність, зменшення через ураження слуху обсягу інформації,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.