образования (баз исследования); 2) использования авторского принципа договорной маркетинговой франшизы, т.е. предоставления определенного процента аккордной скидки на образовательный продукт для департаментов образования муниципалитетов, государственных или частных образовательных учреждений, желающих массово и постоянно проводить обучение своих педагогов
исследования) путем расширения собственной доли рынка услуг в сфере последипломного обучения самих работников российского образования; 4) маркетинговом прогнозе кратко- и среднесрочной рыночно-сегментарной привлекательности отдельных видов продукта факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов высшей и
рыночных проблем, т.е. сбытовой перспективности будущей ассортиментной и тарифной политики конкурентов.
Литература
1. Аганбегян А.Г. Экономика факультетов профессиональной переподготовки различных контингентов российских специалистов с высшим образованием./ / Научный вестник ВШЭ. - 2005. - №1. - 9-14 с.
2. Завьялов П.С. Формула успеха: Маркетинг. -М.: Международные отношения. -2001. -285с.
Наука. - 1996.-305 с.
4. Пармези А.Р. Экспертные суждения в маркетинговых программах. - М.: Мысль. -2009. -319 с.
5. Хруцкий В.Е, Корнеева И.В. Актуализация маркетинговых технологий в сфере последипломного образования.// Научный вестник Воронежск. гос. Ун-та. - 2008. - №3. - 68-71с.
Новые исследования молодых учёных
Богославский А.Г.
Маркетинговые информационные системы при эвристическом ценообразовании на реализуемое имущество предприятий-банкротов
Как отмечает один из основоположников отечественного маркетинга, академик Международной академии информатизации, доктор экономических наук, профессор Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации
информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой
информационной системы (МИС), являющейся частью информационной системы управления организацией. МИС - это совокупность (единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений (рис. 1). Иногда говорят, что МИС - это способ продумывания решений по поиску необходимой менеджерам маркетинговой информации. Общепризнанно, что руководители и специалисты по маркетингу испытывают потребность в специфической информации и методах ее получения. Таким образом, МИС - это концептуальная система, помогающая решать как задачи маркетинга, так и задачи стратегического планирования». По свидетельству А.П. Нечаева (2010), «концепция МИС возникла в США, где и началась ее практическая реализация в начале 70-х годов, спустя несколько лет после разработки концепции автоматизированной системы управления (АСУ) применительно к отдельным организациям. МИС трансформирует данные, полученные из внутренних и внешних источников, в информацию, необходимую для руководителей и специалистов маркетинговых служб. МИС распределяет информацию среди руководителей и специалистов маркетинговых служб, принимающих соответствующие решения. Кроме того, МИС, взаимодействуя с другими автоматизированными системами организации, поставляет нужную информацию руководителям других служб (производственных, НИОКР и др.). Внутренняя информация содержит данные о заказах на продукцию, объемах продаж, отгрузке продукции, уровне запасов, об оплате отгруженной продукции и др. Данные из внешних источников получаются на основе проведения маркетинговой разведки (из подсистемы текущей внешней информации) и маркетинговых исследований». Одним из постоянных ингредиентов МИС является маркетинговая разведка, которая (по свидетельству П.П. Галоян, 2010) осуществляет «перманентную деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и корректировки маркетинговых планов. В то время, как внутренняя информация фокусируется на полученных результатах, маркетинговая разведка исследует то, что может произойти во внешней среде. Источники получения текущей внешней информации могут быть самого различного характера, для ее сбора используются формальные и
Рис. 1 Маркетинговая информационная система (адаптивная схема по материалам Е.П. Голубкова, 2010)
неформальные процедуры. Подобная информация получается путем изучения книг, газет, публикаций торговли, отчетов фирм-конкурентов; в результате бесед с потребителями, поставщиками, дистрибьюторами и другими внешними по отношению к организации лицами, которых следует эффективно мотивировать на сбор и предоставление нужной информации; на основе бесед с другими менеджерами и сотрудниками, например, сотрудниками сбытовых служб данной организации; путем проведения промышленного и коммерческого шпионажа (хотя в зарубежных книгах много пишут об этических проблемах маркетинговых исследований)». Как отмечает уже известный вам Е.П. Голубков (2010), «маркетинговые исследования в отличие от маркетинговой разведки предполагают сбор и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям, с которыми организация столкнулось на рынке. Подобная информация не собирается в двух ранее рассмотренных системах. Такая деятельность осуществляется периодически, а не непрерывно, по мере появления определенных проблем, на основе использования специальных методов сбора и обработки собранных данных. В МИС также входит подсистема анализа маркетинговых решений, в которой с помощью определенных методов (например, моделей корреляционного анализа, расчета точки безубыточности) на основе созданной базы маркетинговых данных осуществляется доступ к информации, необходимой руководителям для принятия решений, и осуществляется ее анализ в заданном направлении. В подсистему анализа маркетинговых решений может входить набор процедур и логических алгоритмов, основанных на опыте экспертов и называемых экспертными системами. Идея экспертной системы состоит в следующем. В то время, как традиционные счетные программы имеют дело лишь с фактами, экспертные системы опираются на «профессиональную культуру». Говоря о профессиональной культуре, имеют в виду всю совокупность
делать выводы, которые трудно анализировать явным образом, но которые, по сути дела, и составляют основу квалификации эксперта, приобретаемой им на протяжении всей его профессиональной деятельности. Знания, используемые в такой системе, получаются от специалистов данной области в виде правил, обычно многих сотен правил, которые в совокупности создают «базу знаний» компьютера. Экспертная система состоит из базы знаний и механизма «вывода» - программы, которая способна находить логические следствия из всей совокупности имеющихся в системе правил». С точки зрения процессов сбора и переработки информации МИС можно представить следующим образом (рис.2).
Комментируя данные рис. 2, один из ее авторов (А.П. Нечаев, 2010) указывает, что «подсистемы входа (обработки данных маркетинговых исследований и маркетинговой разведки) собирают данные из внешних и внутренних источников и вводят их в базу данных. Подсистемы выхода (продукта, цены, распределения и продвижения) обрабатывают данные, переводя их в затребованную менеджерами информацию. Подсистема «Стратегии комплекса маркетинга» помогает менеджерам разрабатывать стратегии на основе
Рис.2 Маркетинговая информационная система как инструмент сбора и переработки информации (экономический коллаж исследований А.П. Нечаева, 2010; Е.П. Голубкова 2010; П.П. Галоян, 2010)
Кп'|!М)<~г1Нки11 ни н ггпде1Кг1 i:\iw
iJj.ii.i iиле ПЩСВС1 ^.чи
¿Шрктяш вивдш
НП.К'ИГГКЧЛ ОИАБОТКН ..цннш
шшсисткмл
нся система
\М№£|'ИНГОбЫХ
нссльдинлиий
н
БАЗЫ
ДАЛИ ЫХ
\
ВЫ!- 1РШИИ1 1 ВЁГОЧЕНКВ I
V У
ГЕП1ГЯГ ГШ*
■■иг|]и*
ПСЩСИСГЕМА ГЕДЕЛЕНИЕ"
ГОД^ЦСГЕМА !'Л 51Ш)1
[ЮДСПСТЕМА М1Р1>ДН11®ЬНИЕ"
Чу
1 ПОДСНСЖЙА
"(ТГЛТЕГИИ
МРЙИМКк'ГЛ
%Ш[ККТК11ГЛ::
и
единого типового образца МИС не существует. Руководство организации и ее маркетинговых служб предъявляет к информации свои специфические требования, оно руководствуется своими собственными представлениями как о собственной организации, так и о ее внешней среде; у него существует своя собственная иерархия потребностей в информации и свой индивидуальный стиль руководства, зависящий от личных и деловых качеств сотрудников управленческого аппарата и сложившихся между ними взаимоотношений. Кроме того, эффективная МИС может быть результатом лишь постепенного развития первоначальной системы. Различные компании организуют выполнение функции проведения маркетинговых исследований по-разному. Некоторые имеют специальный отдел маркетинговых исследований, другие - только одного специалиста, ответственного за маркетинговые исследования. Имеются организации, в структуре которых формально не отражена функция маркетинговых исследований. Эти данные отличаются для различных отраслей, однако в целом для всех компаний США можно привести следующие цифры: имеют специальный отдел маркетинговых исследований 75% компаний, 15% компаний имеют только одного специалиста и 10% компаний, в которых отсутствуют лица, осуществляющие маркетинговые исследования». Обсуждая проблему задействования МИС в качестве прогност-маркетинга распродажи имущества предприятий-банкротов, надлежит обратиться к технологии, так называемого, эвристического ценообразования. По мнению одной из ведущих аналитиков в сфере изучения олигополистического поведения предприятий на рынке услуг в Южном федеральном округе В.И. Борщевской (2003), «.. .эвристическое ценообразование - это метод ценообразования, при котором «нормальная» или желаемая предельная норма доходности или процент дохода от реализации имущества
предприятий-банкротов, прибавляется к оценочным средним издержкам для расчета цены этого имущества. Если у всех участников отрасли одинаковые издержки и они придерживаются одинаковых правил, или, если лидер предлагает формулу, а все остальные принимают ее, тогда сокращение цены реализуемого имущества остается ниже уровня полных издержек, т.е. минимизируется, а поведение конкурентов становится более предсказуемым, чем было бы в противном случае, поскольку эффективно действующие производители уверены в получении по крайней мере нормальных прибылей. Предложенная система маркетинговых мероприятий позволяет планировать использование имущества любых коммерческих предприятий-банкротов так, что совокупные средние издержки (АС) минимизируются при нормальном или среднем выпуске их конечного продукта. Когда прибыли максимизированы, предельные издержки МС равны предельному доходу (МЯ) и (Р-МС)/Р = 1/ Е. Поскольку МС = АС, тогда АС минимальны, и мы получаем условия равенства (Р-АС)/Р = 1/ Е, когда предельная норма доходности, выраженная как процент от цены, является величиной, обратной эластичности спроса. Таким образом, максимизация прибыли от реализации имущества предприятий-банкротов в долгосрочном периоде не противоречит правилу ценообразования по полным» издержкам. Максимизация прибыли вполне возможна, если при прочих равных условиях при ценообразовании на продукты, имеющие близкие заменители, т.е. при высокоэластичном спросе, фирмы будут добавлять меньше наценки, чем когда спрос относительно неэластичен. Более сложной представляется проблема поддержания соответствия цен и предельных норм доходности изменениям условий спроса и издержек в краткосрочном плане. Когда спрос нечувствителен к изменениям цены, фирма, максимизируя прибыли в краткосрочном плане, будет снижать цены в период спада (для повышения предельных издержек) или держать цены постоянными (если предельные издержки постоянные). Следует обратить внимание на еще одно следствие из правил ценообразования на основе полных издержек, Установление цены, возвещающей получение лишь небольшой предельной нормы доходности, может не максимизировать прибыль немедленно. Однако, поскольку существуют барьеры для вступающих в отрасль, высокие цены и прибыли могут привлечь новых участников, чей дополнительный, продукт окажет воздействие на рост будущих прибылей и цен. Таким образом, прибыль в долгосрочном периоде будет выше, если фирма соблюдает правила ценообразования, позволяющие получать в каждый данный период доход ниже максимального, но одновременно предохраняющий от вторжения новых участников». В этой связи надлежит констатировать, что эвристический тип ценообразования на маркетинговые услуги при реализации имущества предприятий-банкротов позволяет проводить эволюционные преобразования сложившегося в ряде стран (в т.ч. в России) олигополистического рынка маркетинговых услуг в более совершенный рынок. На практике это оборачивалось возможностью для любого пользователя, например, через Интернет, радио, телевидение, газеты получить развернутый анализ рыночных преимуществ
конкретного вида предлагаемой маркетинговой услуги на основании добровольного участия в, так называемой, диалоговой маркетинговой информации, т.е. регулярно отвечая на социологические опросы или маркетинг-тесты по почте, телефону или через СМИ. Это обеспечивало надежность маркетинговых источников и статистическую достоверность предоставляемых потребителю информационных моделей консультативного продукта.
Литература
1.
2. 3.
Галоян П.П. Баланс взаимоотношений конкурсных управляющих и участников рынка распродаж имущества предприятий-банкротов. // Бюллетень Адвокатской палаты Московской области. -2010. -№3. -50-51 с. Голубков Е.П. Основы маркетинга. - М.: Финпресс. - 2010. - 328 с. Нечаев А.П. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности. -М.: ИУНХ Фин. Ун-та -2010.- 193 с.
Нисковских М.А.
Warn-маркетинг как инструментарий экспертизы безопасности энергооснащения жилых и промышленных объектов
Говоря о методологии экспертизы безопасности технического перевооружения жилых и промышленных объектов на территории России, следует обратиться к рыночно-перспективным научным приемам оповещения
мировой практике (A.W.Kupter, 2009) носит название предостерегающего (warn) маркетинга. Как пишет названный исследователь, «warn-маркетинг представляет собой систему сбытовых символов, предостерегающих потребителя о
Таблица 1. Цель и задачи маркетингового проекта «Энергоэффективный социальный сектор» (продукт Рабочей группы по Энергоэффективности Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, май 2010)
I .íji i,
> Повышение мкргоэффекшвноеш объектов социального сектора (шкод и больниц'! за счет: слилс-елил .затрат па оплату э\шргапга^тле:иая, повышпптя качества и надеантоши энергоснабжения. снижения энергонагрузки на городскую инфраструктуру и бюджет города за счет энергосбережения в социальном сзкто;>е, формирования нормативов энергсоффективиогти для новых объектов сонналъного сектора, внедрения инновационных подходов и технологий знерго-эффективности социа льно™ сектора с целью ипоследуюшейст.щваэтизациии популяризации.
Задачи:
• Снижение расходов коневлидирипапвого бюджета и и. оплату эисргорсеуреив шкод » больниц в среднем на 15 -20% в сопоставимых условиях.
• Снижение общего потребления iHepropecypcoB объевст^ми социального сектора на 20-30% к уровню 2009 года.
• Распространение не менее чем в 50% шшш и боныищ типовых ргшентгй.
• Созданий более иомфор! ныл условий для пациентов больниц. ученишшгаи, сотрудников.