Научная статья на тему 'Маркетинговые факторы управления жизненным циклом товара'

Маркетинговые факторы управления жизненным циклом товара Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
611
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исламиева Е. Н.

В статье рассматриваются маркетинговые факторы управления жизненным циклом товара в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые факторы управления жизненным циклом товара»

система информационно-консультационных услуг, которая могла бы обеспечивать сельскохозяйственные потребительские кооперативы необходимой информацией и оказать им соответствующие консультационные услуги.

Создание краевой информационно-консультационной службы (ИКС) предлагается в виде структурного подразделения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. К преимуществам данной формы ИКС можно отнести большие возможности оказывать влияние на формирование политики государства в аграрном и социальном секторах экономики.

Сложившаяся в сельском хозяйстве ситуация требует комплексного решения вопросов, касающихся развития кооперативов, усиления не только материальной, но и консультационной и информационной поддержки на основе обеспечения их инновационного развития.

Список литературы:

1. Буздалов И. Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственной кооперации в России // Международная сельскохозяйственная жизнь. -2003. - № 2. - С. 3-11.

2. Глухов Ю.В. Организационный механизм создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов / Ю.В. Глухов // Исследование социально-экономических и политических институтов и процессов: материалы Всерос. заоч. Науч. конф. студентов и молодых исследователей, 24 апр. 2008 г., г. Киров. - Киров: Изд-во ВятГГУ 2008. - С. 269-274.

3. Дахов И. Сельская кооперация в системе многоукладной экономики России / И. Дахов // АПК: экономика, управление. - 2003. - № 5. - С. 3-7.

4. Дементьева О.В. Кооперационные объединения в АПК: теория и практика управления // АПК: экономика, управление. - 2008. - № 11. - С. 29-36.

5. Пермский край в цифрах, 2010: краткий стат. сб. / Террит. орган Федеральной службы гос. статистики по Перм. краю. - Пермь, 2010. - 176 с.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ТОВАРА © Исламиева Е.Н.*

Филиал Российского государственного университета туризма и сервиса,

г. Пермь

В статье рассматриваются маркетинговые факторы управления жизненным циклом товара в условиях рыночной экономики.

Концепция жизненного цикла товара является ключевой в деятельности любого предприятия, ориентированного на потребителя. При правильном определении стадии жизненного цикла можно без особого труда выбрать

* Преподаватель кафедры Менеджмента и прикладных информационных технологий.

именно ту стратегию, которая наиболее подходит предприятию и принесет наибольшую прибыль или, в крайнем случае, наименьшие потери.

Организации и предприятия все больше осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанные с этим выгоды. Срок жизни ныне существующих товаров сокращается, и их приходится заменять новинками. Однако новинка может потерпеть неудачу. Риск, связанный с новаторством, велик, но столь же велики и связанные с ним материальные выгоды. Залогом успешной деятельности служит создание добротной организационной структуры для работы с идеями новых товаров, проведения серьезных исследований и принятия обоснованных решений с использованием маркетинговых факторов на каждой стадии жизненного цикла.

Процесс жизни товара включает в себя несколько этапов. Цель каждого этапа состоит в принятии решения о целесообразности или нецелесообразности работы над идеей. Фирма стремится свести к минимуму шансы разработки слабых идей и отсева добротных, т.к. каждому товару, запущенному в коммерческое производство, присущ свой жизненный цикл, отмеченный рядом постоянно возникающих проблем и открывающихся возможностей [3, с. 57-60].

Продукт - это конкретный результат исследований, разработок и производства, несущий в себе определенные свойства, ради которых товар будет кем-то приобретен, а также обладающий качествами, которые характеризуют его предназначение. Продукт должен иметь не столько блестящее качество, сколько положительный образ и уровень качества, сложившийся у потребителя. Формирование этих критериев у различных потребителей на разных рынках является одной из основных задач маркетинга.

Товар (в маркетинговом понимании) - это продукт, как результат труда производителя с присущими ему качествами плюс поддержка как комплекс мер, обеспечивающих эксплуатацию продукта и подготовку к ней на должном уровне, плюс воздействие инструментов маркетинга как средств для выхода на рынок, завоевания потребителей и реализации продукта.

Для того чтобы получить прибыль и существовать, любое предприятие должно произвести свой товар, определить его цену и выйти с ним на внешний или внутренний рынок. Иными словами, товар - это продукция, удовлетворяющая какой-нибудь спрос, имеющая свою цену и предназначенная для продажи на рынке

Жизненный цикл товара (англ. Life cycle product) - это время существования товара на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи [5, с. 32-35].

Жизненный цикл товара характеризует конкретные закономерности развития оборота и прибыли фирмы на конкретном рынке во времени, то есть динамику поведения конкурентоспособного товара на рынке. Жизненный цикл товара в этом случае выступает как идеальная модель реакции рынка на товарное предложение фирмы. Модель жизненного цикла показывает, что всякий товар как продукт труда имеет ограничение по периоду продолжи-

тельности жизни, в процессе которого он проходит несколько этапов (разработку, внедрение, рост, насыщение и спад), каждый из которых открывает перед компанией новые возможности, но ставит достаточно сложные проблемы.

Концепция жизненного цикла товара интересна и полезна для маркетологов; однако хотя она и дает хорошую базу для планирования продукта, но не доказала свою полезность в прогнозировании по следующим причинам. Во-первых, этапы, общая продолжительность и форма жизненного цикла меняются в зависимости от продукта. Во-вторых, внешние факторы, такие, как экономика в целом, уровень инфляции и стиль жизни потребителей, могут оказать большое воздействие на состояние продукта и сократить или удлинить жизненный цикл. В-третьих, компания может быть в состоянии не только управлять жизненным циклом, но и удлинять его. Эффективный маркетинг может привлечь новый сегмент рынка, найти новое применение для продукта или создать большую поддержку дилеров. В-четвертых, некоторые компании могут делать самосбывающиеся предсказания, когда они прогнозируют падение продаж и затем устраняют маркетинговую поддержку. Если бы они этого не сделали, продукты могли бы не потерпеть поражение.

Этап внедрения на рынок. Он начинается с момента поступления товара в продажи. Иногда в виде пробных продаж. На этой стадии товар еще является новинкой. Технология еще недостаточно освоена. Производитель не определился в выборе производственного процесса. Поскольку процесс распределения товара на множестве рынков требует времени, объём продаж в этот период увеличивается медленно. Таким хорошо известным товарам, как растворимый кофе, апельсиновый сок и порошковые сливки, потребовалось несколько лет, прежде чем они вступили в период быстрого роста. В случае с дорогостоящими новинками, такими как телевизоры, с высокой разрешающей способностью, рост объёма продаж сдерживается и рядом других факторов, например незначительным числом потребителей, которые могут позволить купить себе новый товар.

На этапе внедрения компания либо несёт убытки, либо получает незначительную прибыль вследствие небольшого объёма продаж и высоких расходов, связанных с организацией сбыта и рекламой. Соотношение затрат на продвижение товаров и объём продаж в этот период максимально, поскольку необходимо: Информировать потенциальных потребителей о новом, ещё неизвестном товаре [1, с. 12-15].

Основные усилия по сбыту товаров компания направляет на привлечение потребителей, обычно это представители групп с высоким уровнем дохода, так как цены на данном этапе достаточно высоки. Потребителями здесь являются новаторы, готовые идти на риск в апробировании нового товара. На этой фазе очень высока степень неопределенности. Причем: чем революционнее инновация, тем выше неопределенность.

Фаза роста. Если товар требуется на рынке, то сбыт начнет существенно расти. На этом этапе обычно происходит признание товара покупателя-

ми и быстрое увеличение спроса на него. Охват рынка увеличивается. Информация о новом товаре передается новым покупателям. Увеличивается число модификаций продукта. На рынке появляются конкуренты, которых привлекают возможности производства товара в большом объёме и получение высоких прибылей. Они предлагают товар, наделённый новыми свойствами, и находят новые каналы сбыта. Цены остаются на прежнем уровне или немного снижаются по мере увеличения спроса. Компании удерживают затраты на продвижение товара на прежнем уровне или немного увеличивают их, чтобы выдержать конкуренцию, и продолжают привлекать потенциальных потребителей рекламы и других маркетинговых стратегий. Прибыли довольно высоки, так как рынок приобретает значительное число продуктов, а конкуренция очень ограничена. Посредством интенсивных мероприятий по стимулированию сбыта емкость рынка значительно увеличивается.

Конкуренты стремятся найти и занять свободные ниши рынка. Они всё чаще прибегают к продаже товара по сниженным ценам, усиленно рекламируют продукт. Растут ассигнования на исследования и разработки в целях усовершенствования товара, создания их новых модификаций и расширения их ассортиментной группы. Из борьбы выбывают наиболее слабые конкуренты. В итоге на рынке остаются только прочно закрепившиеся конкуренты, основная цель которых - получение конкурентных преимуществ. Г осподствующее положение на рынке занимают несколько гигантов, на долю которых приходится большая часть выпускаемых товаров. Они обслуживают весь рынок и получают прибыль главным образом за счёт большого объёма производства и низких издержек. Этих гигантов окружает множество фирм, занявших различные ниши: компании, специализирующиеся на обслуживании одного сегмента рынка, на производстве одного товара [4, с. 23-25].

Некоторые маркетологи выделяют фазу насыщения, когда рост продаж прекращается, а цена сильно снижается. Но, несмотря на снижение цены и использование других мер воздействия на покупателей, рост продаж прекращается. Охват рынка очень высок. Компании стремятся увеличить свой сектор на рынке. Сбытовая сеть тоже уже не увеличивается. Технология едина. На этом этапе высока вероятность повторного технологического совершенствования товара и технологии. Но этот этап соединяют с этапом зрелости по той причине, что четкого различия между ними нет.

Спад. Спад является периодом резкого снижения продаж и прибыли. Сбыт может упасть до нуля или оставаться на очень низком уровне. Основная причина: появление нового, более совершенного товара или изменение предпочтений потребителей. Многие фирмы уходят с рынка. Ассигнования на стимулирование сбыта уменьшаются или совсем прекращаются. Потребители теряют интерес к товару, а их число сокращается. Основная масса потребителей - консерваторы с низкой платежеспособностью. На этом этапе товар целесообразно снять с производства во избежание больших финансовых потерь. Переход от стадии к стадии происходит без резких скачков. Продол-

жительность цикла и отдельных его фаз зависит от самого товара и конкретного рынка. На жизненный цикл также влияют внешние факторы, такие, как экономика в целом, уровень инфляции, стиль жизни потребителей и т.д.

Управление на этапе внедрения. Компания устанавливает высокие цены на новый товар и усиленно рекламирует его во всех средствах массовой информации. Высокая цена даёт возможность получить соответствующую прибыль на единицу товара. Усиленное продвижение необходимо, чтобы убедить рынок в достоинствах товара, даже при высоких ценах. Данный подход целесообразно использовать в случаях когда: большая часть потенциального рынка ещё не знакома с товаром потребители, которые знакомы с товаром, намерены приобрести его, и могут заплатить запрашиваемую цену фирма сталкивается с потенциальными конкурентами и намерена завоевать лидирующие позиции на рынке.

Управление на этапе роста. Компания на этапе роста должна решить проблему выбора между большой долей рынка и высокими текущими прибылями. Вкладывая деньги в усовершенствование товара, стимулирование его сбыта и распределение, она имеет возможность занять господствующее положение на рынка. Но при этом фирма отказывается от сиюминутной прибыли в надежде получить намного больший доход от внедрения перспективных стратегий.

Стратегия улучшения свойств направлена на придание товару новых свойств (например, размер, добавки, аксессуары), делающих его более универсальным, безопасным или удобным. Периодически модернизируя товар, фирма приобретает имидж компании - новатора и завоёвывает приверженность тех сегментов рынка, которые ценят именно эти свойства. Основной недостаток заключается в том, что новые свойства легко копируются конкурентами, и если фирма не будет постоянно стремиться к лидерству, свойства перестанут приносить прибыль [2, с. 64-66].

Продолжительность жизненного цикла колеблется достаточно сильно для разных товаров. Определенные резервы в удлинении жизненного цикла товара заложены в производстве и реализации не одного, а нескольких товаров. Причем эти товары могут в различных сочетаниях располагаться на различных рынках сбыта. Наиболее рациональными в этом случае являются решения по размещению на рынках сбыта не одного, а совокупности товаров с заранее запланированным сдвигом стадий их жизненных циклов. Формирование такого продуктового портфеля компании позволяет ей осуществлять сбалансированную производственно-сбытовую деятельность, которая обеспечивает постоянное получение прибыли и создает условия для маневренного использования капитала при осуществлении инновационной деятельности.

Список литературы:

1. Алексеева Л.И. Планирование деятельности фирмы: учебно-методическое пособие / Фин. академия при правительстве РФ. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 184 с.

2. Алтыев А.О., Годин А.М. Как организовать работу на предприятии в условиях рынка? - М.: УНПП «Альянс», 2010. - 267 с.

3. Гейлер Г.В. Ассортиментная политика на рынке товаров народного потребления. - КЭкН., 2010. - 327 с.

4. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учеб. для экономических специальностей ВУЗов. - 3 изд., стереотип. - Мн., 2008. - 453 с.

5. Маскон М.Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 2009. - 274 с.

ФИНАНСОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕГИОНОВ © Капицкая О.В.*

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского,

г. Брянск

Для формирования сбалансированной и эффективной системы меж-бюджетных отношений важнейшим институциональным условием можно считать создание демократического, федеративного государства с социально-ориентированной рыночной экономикой. В связи с этим необходимо продолжение демократических преобразований в экономике, политике, обществе в целом, а также укрепление принципов федерализма в государственном устройстве и бюджетной сфере.

Причины, в силу которых расходы эффективнее закреплять за нижними уровнями бюджетной системы, а доходы - за верхними, очевидны. Это позволяет более полно учитывать потребности жителей в получении бюджетных услуг, делает власть подотчетной избирателям и т.д. При этом существует не так много доходных источников, привязанных к местам проживания граждан, а закрепление за нижними уровнями бюджетной системы неравномерно распределенных доходных источников усиливает дифференциацию территорий с точки зрения бюджетных доходов. Можно привести достаточно серьезные аргументы в пользу противоположных решений (закрепления большинства расходов за верхним уровнем, а доходов - за нижними уровнями бюджетной системы). Однако первая группа аргументов обычно пересиливает. Кроме того, центральное правительство должно иметь в своем распоряжении некоторый избыток ресурсов сверх необходимого для осуществления собственных задач, который будет направляться на обеспечение горизонтального выравнивания, преодоление чрезмерной дифференциации бюджетной обеспеченности территорий.

Исключительные свойства общественных благ позволяют считать их еще одним обоснованием федеративной системы государственного устройства. В силу нахождения в непосредственной близости к населению ниже-

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.