Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / МАРКЕТИНГ УСЛУГ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юнусов Адам Рамзанович, Малаев Рамзан Ахмедович, Садуева Малика Абдулловна

В статье на основе анализа текущего развития маркетинга банковских услуг в России рассматриваются недостатки маркетинга банковских услуг, даются предложения по развитию данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING ASPECTS IN BANKING

Based on the analysis of the current development of banking services marketing in Russia, the article discusses the shortcomings of banking services marketing and provides suggestions for the development of this area.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_4_373 УДК 336.7

МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ В БАНКОВСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юнусов Адам Рамзанович,

ассистент кафедры бизнес-информатики, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Ayunus200@ mail.ru

Малаев Рамзан Ахмедович,

ведущий специалист отдела закупок, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Malaev.ramzan7 @mail.ru

Садуева Малика Абдулловна,

старший преподаватель кафедры информационных систем в экономике, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, e-mail: Sadueva.m@ mail.ru

В статье на основе анализа текущего развития маркетинга банковских услуг в России рассматриваются недостатки маркетинга банковских услуг, даются предложения по развитию данной сферы.

Ключевые слова: банк; маркетинг услуг; индустриализация; экономика; социальное развитие.

UDC 336.7

MARKETING ASPECTS IN BANKING

Yunusov Adam Ramzanovich,

Assistant of the Department of Business Informatics, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: Ayunus200@mail.ru

Malaev Ramzan Akhmedovich,

Leading Specialist, Procurement Department, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Malaev.ramzan7@mail.ru

Sadueva Malika Abdullovna,

Senior Lecturer, Department of Information Systems in Economics, Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, Grozny, Russia, e-mail: Sadueva.m@mail.ru

Based on the analysis of the current development of banking services marketing in Russia, the article discusses the shortcomings of banking services marketing and provides suggestions for the development of this area.

Keywords: bank; service marketing; industrialization; economy; social development.

С точки зрения отраслевого деления банки относятся к сфере услуг и имеют общие характеристики сферы услуг. Сегодня мировая экономика переходит от индустриальной экономики к экономике услуг, что является тенденцией быстрого экономического и социального развития. Возникновение различных платформ в финансовой индустрии под влиянием информационных технологий представляет угрозу для выживания и развития банков.

Чтобы конкурировать, банкам необходимо привлекать клиентов с помощью дифференцированных инноваций в продуктах и услугах. Это стало главным приоритетом в текущем развитии банков, чтобы улучшить маркетинг своих услуг.

После того как мировая экономика вступила в новый этап развития, постепенно возникла сервисно-ориентированная экономика. В настоящее время большинство коммерческих банков в нашей стране имеют сильную рыночную конкурентоспособность с точки зрения продуктов и услуг и в то же время в полной мере используют свои соответствующие преимущества и характеристики, чтобы удовлетворить большее количество пользователей.

На основе удовлетворения потребностей пользователей банки устанавливают хорошие отношения с клиентами, что стало основной конкурентоспособностью выживания и развития. Со временем маркетинг услуг банков нашей страны постепенно сформировался и превратился в обычную банковскую операционную деятельность [4].

В процессе экономической глобализации служба маркетинга банковских услуг предложили три маркетинговые стратегии: маркетинг, ориентированный на клиента, внутренний маркетинг и дифференцированный маркетинг.

Обычно большинство банков в стране сосредоточены на отношениях с клиентами и дифференцированном маркетинге и применяют методы дифференцированного маркетинга в зависимости от различных ситуаций на практике [3].

Статус электронного банкинга находится на подъеме, и он стал важной опорой для развития городских коммерческих банков, которые уже постепенно заменяют традиционные физические отделения.

При трансформации концепций банковского маркетинга средства современного маркетинга банковских услуг, как правило, совершенствуются, что может решить различные финансовые потребности клиентов, установить хорошие отношения с ними и поставить их потребности на первое место [5].

Диверсификация методов маркетинга услуг являются неизбежным результатом развития банков в современной финансовой индустрии, и в будущем их необходимо постоянно исследовать и совершенствовать.

Выделим проблемы маркетинга банковских услуг:

1. У сотрудников нет глубокого понимания маркетинга услуг.

Как обслуживающая организация банки в основном обращаются к массам, и в процессе фактического осуществления маркетинга услуг им необходимо улавливать реальные потребности клиентов и принимать меры.

Однако в повседневной работе многих банков можно увидеть, что большинство сотрудников имеют относительно поверхностное представление о маркетинге услуг и не применяют свои концепции к маркетинговой деятельности в реальной деловой деятельности.

Маркетинг услуг банка заключается в максимизации преимуществ банка на основе максимального использования клиентов, то есть необходимо понять ценность потребностей клиентов в маркетинге, а затем установить доверительные отношения с ними.

Из-за плохого понимания банковскими работниками маркетинга услуг пользователи не воспринимают ценность, которую может принести банк при консультировании или ведении бизнеса, а также не чувствуют диффе -ренциации и персонализации услуг [1].

Маркетинговые мероприятия, проводимые без глубокого понимания маркетинга услуг, не могут заставить пользователей почувствовать разницу в услугах с разных уровней и, таким образом, сделать маркетинговый эффект банковских услуг неочевидным.

2. Управлению взаимоотношениями с клиентами не хватает научности.

Многие банки еще не разработали научную программу управления клиентами при ведении бизнеса с клиентами. Возможно, большинство банков уделяют больше внимания крупным клиентам, но им не удается

найти некоторых мелких клиентов и потенциальных клиентов, а также не удается эффективно использовать информацию о клиентах.

Лучшим дополнительным методом маркетинга услуг является обслуживание и управление клиентами. Благодаря обслуживанию и управлению старыми клиентами, банк может удерживать состоятельных клиентов и повышать уровень управления услугами. Именно отсутствие позиционирования в этом аспекте в маркетинге банковских услуг создает плохое впечатление о банке у многих клиентов.

В то же время из-за отсутствия поддержания отношений с клиентами банки ежегодно теряют большое количество мелких и средних клиентов, что фактически приносит им большие убытки.

Беспорядочное поддержание отношений с клиентами в маркетинге банковских услуг является одной из текущих проблем, и соответствующим банкам необходимо принимать новые меры в управлении наблюдением за клиентами для постоянного улучшения.

3. Процесс маркетинга услуг нечеткий, а качество услуг низкое.

Конечная цель маркетинга банковских услуг - сделать так, чтобы клиенты чувствовали себя удовлетворенными, и беспрепятственно выполнять связанные с ними дела при установлении удовлетворительных отношений [2].

В настоящее время, хотя банки мало знают о маркетинге услуг, они еще не наладили единый и четкий процесс обслуживания, а удовлетворенность пользователей их услугами относительно низка.

С одной стороны, бизнес осуществляется вслепую на рынке, но нет существенной экономической выгоды в широкомасштабном занятии рынка. Причина в том, что некоторые пожилые пользователи не знакомы со многими функциями при использовании мобильного банкинга, и им даже сложно управлять, а банк не предоставил своевременных инструкций.

В условиях размытого маркетинга банковских услуг пользователи все меньше удовлетворяются банком, что в значительной степени увеличивает затраты на управление банком.

Предложения по развитию маркетинга банковских услуг могут быть следующими:

1. Изменить концепцию маркетинга услуг и усилить обучение персонала маркетинговым навыкам.

Чтобы сделать маркетинг банковских услуг более эффективным, необходимо обновить концепцию маркетинга услуг до фактического маркетинга. Будь то сам банк или сотрудники предприятия, необходимо осознать важность маркетинга услуг для прибыльности банка и проводить унифицированное обучение маркетинговым навыкам сотрудников [7].

При обучении маркетинговым навыкам еще более необходимо научить сотрудников глубокому пониманию маркетинга услуг, не только использовать его в повседневной деловой деятельности, но и установить концепцию маркетинга услуг в банке.

Вступая в новую эру, банки как финансовые институты должны глубоко осознавать реальные потребности людей и использовать новые концепции маркетинга услуг для поиска клиентов.

2. Усилить инновации и сегментацию продукта, соответственно установить отношения обслуживания клиентов.

С популяризацией информационных технологий финансовая индустрия развивается в сторону Интернета, и банковская индустрия также вступила в новую модель развития.

Спрос пользователей на банковские и другие финансовые продукты увеличивается, а потребности разных пользователей имеют определенные различия, поэтому для повышения качества маркетинга банковских услуг необходимо перестраивать и поддерживать отношения с клиентами с точки зрения продуктов.

В эпоху больших данных группы клиентов должны подразделяться и классифицироваться по определенному алгоритму, чтобы продукты, которые банки доводят до каждого пользователя в процессе обслуживания, были уникальными, а удовлетворенность клиентов была более очевидной. При разделении продуктов устанавливаются и поддерживаются отношения с клиентами, а отношения между клиентами и банками также становятся более тесными [6].

3. Уточнить маркетинговое позиционирование, повысить доверие пользователей.

Объектом маркетинга банковских услуг всегда являются клиенты, и только тогда,

когда на рынке будет найдено достаточное количество пользователей, можно будет осуществлять расширение рынка. Банки должны четко позиционировать рынок для маркетинга услуг и повышать доверие клиентов под руководством рыночного позиционирования.

Удовлетворенность клиентов отражается в фактическом обслуживании, это наиболее достоверная оценка маркетинга банковских услуг, а также установление соответствую-

щих отношений с банком в процессе обслуживания.

Подводя итог, можно сказать, что в новую эру банкам необходимо изменить свое традиционное монопольное рыночное позиционирование. Они должны осознавать проблемы, стоящие перед банковским рынком, стремиться быть ориентированными на клиента, повышать эффективность и качество маркетинга услуг и укреплять маркетинг услуг в долгосрочной перспективе.

Список литературы_

1. Бутина О. П., Звонов А. Г Пути развития банковских продуктов и каналов их продвижения в современных условиях // Проблемы экономики, финансов и управления производством. 2016. № 38. С. 7-11.

2. Губин А. В., Мишулин Г М. Эффективная коммуникация и клиентоориентированность в розничном банковском бизнесе // Практический маркетинг. 2019. № 2 (264).

3. Зернова Л. Е., Титаренко К. А. Классификация факторов, влияющих на конкурентоспособность коммерческого банка // Сборник материалов международной научной конференции молодых исследователей. 2017. С. 73-75.

4. Казимагомедов А. А. Банковское дело: организация деятельности центрального банка и коммерческого банка, небанковских организаций. М. : Инфра-М, 2018. 502 с.

5. Маркетинг : учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р. Б. Ноздрева, Г Д. Кры -лова, М. И. Соколова, В. Ю. Гречков. М. : Экономистъ, 2003. 568 с.

6. Моисеенко Д. В. Банковская система России: современное состояние и перспективы развития // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 7. С. 116-121.

7. Философова Т. Г, Быков В. А. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Т. Г Философовой. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 271 с.

References _

1. Butina O. P., Zvonov A. G. Ways of development of banking products and channels of their promotion in modern conditions. Problems of economics, finance and production management. 2016. No. 38. Pp. 7-11.

2. Gubin A.V., Mishulin G. M. Effective communication and customer orientation in the retail banking business. Practical marketing. 2019. No. 2 (264).

3. Zernova L. E., Titarenko K. A. Classification of factors affecting the competitiveness of a commercial bank. Collection of materials of the International scientific conference of young researchers. 2017. Pp. 73-75.

4. Kazimagomedov A. A. Banking: organization of the activities of the central bank and commercial bank, non-banking organizations. Moscow: Infra-M, 2018. 502 p.

5. Marketing : textbook, workshop and educational and methodological complex on marketing / R. B. Nozdreva, G. D. Krylova, M. I. Sokolova, V. Yu. Grechkov. Moscow: Ekonomist, 2003. 568 p.

6. Moiseenko D. V. The banking system of Russia: the current state and prospects of development. Humanitarian Scientific Bulletin. 2020. No. 7. Pp. 116-121.

7. Filosofova T. G., Bykov V. A. Competition and competitiveness: studies. handbook for university students /edited by T. G. Filosofova. Moscow: UNITY-DANA, 2007. 271 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.