Научная статья на тему 'Маркетинговое сегментирование рынка угольной энергетики России'

Маркетинговое сегментирование рынка угольной энергетики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурчаков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговое сегментирование рынка угольной энергетики России»

СЕМИНАР 9

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА -2001"

МОСКВА, МГГУ, 29 января - 2 февраля 2001 г.

© В.А. Бурчаков, 2001

УДК 658:621.31:552.574

В.А. Бурчаков

МАРКЕТИНГОВОЕ СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА УГОЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ

Г

осударственная политика России в отношении угля сегодня недооценивает этот вид сырья для подъема российской экономики. В то же время вектор приоритетов в мировой энергетике поворачивается к углю. В этой ситуации особо актуально геополитическое значение угля, поскольку основные его запасы сосредоточены в Китае, США и России. Уголь в России выгодно рассредоточен по территории страны, а технико-экономические характеристики отечественных месторождений являются лучшими в мире.

Переориентация мировой энергетики преимущественно на уголь - путь неизбежный, ведь конкурирующие с углем такие энергоносители как газ, нефть имеют весьма ограниченные запасы, величина которых несоизмерима с запасами угля. Экологическая безопасность и экономическая эффективность угольной энергетики будет решена при переходе от сжигания в топках к технологиям глубокой переработки угля. Передовые страны мира вкладывают в разработку данного направления значительные средства, наращивают научно-технические достижения и апробируют их на практике.

Великобритания осуществляет политику сооружения топливно-энергетических станций на угле мощностью не ниже 1,0 ГВт для электроотопления.

Германия создает новое поколение ТЭС на основе угольной комбитехнологии. Цели энергетической политики ее правительства следующие: энергосбережение и эффективное расходование энергии; диверсификация структуры энергобаланса страны с постепенным вытеснением богатых углеродом топлив «малоуглеродными» и в перспективе водородным топливом.

США начиная с 1994 г. в рамках 15-летней программы развития энергетики с объемом финансирования свыше 800 млрд долл. ведет поиск новых концепций экологически безопасных технологий переработки угля.

Растет спрос на энергию в Азии. К 2015 году прогнозируется удвоение потребления электричества. Регион обладает 30 % мировых запасов угля, 7 % природного газа и 4 % нефти. Уже сегодня основная роль в энергопроизводстве Азии принадлежит углю. В топливно-энергетическом балансе Китая уголь составляет 75 %. Япония пересматривает свою энергетическую политику - от нефти к диверсификации источников энергии, в частности к более широкому использованию угля. Суммарная мощность угольных ТЭС Японии в 1980 году составляла 5,5 ГВт, а в 1998 году - 19,0 ГВт. Япония стимулирует интенсивные исследования по созданию крупных энергоблоков, приспособленных к переработке разных сортов и видов углей.

Ситуация в угольной отрасли России сегодня является отражением макроэкономических процессов, происходящих в экономике страны. Сложные горногеологические условия, запущенное горное хозяйство, малопроизводительные технологии, низкая степень надежности горно-шахтного оборудования, опережающий рост тарифов железнодорожного транспорта, цен на электроэнергию, топливо, неплатежи, отсутствие оборотных средств стали причинами кризисного положения многих предприятий отрасли. Было много проектов по реструктуризации угольной отрасли, выделялись финансовые ресурсы на ее поддержание. Но несмотря на это, все меры оказались неэффективными. С 1988 года по 1999 год добыча угля снизилась почти в два раза (С 425 млн т до 232 млн т в год). Производительность труда сократилась со 100 тонн в месяц (в 1988 году) до 64 т в месяц (в 1999 году). Разработанная программа реструктуризации угольной отрасли, направленная на развитие и поддержание только предприятий с лучшими горно-геологическими условиями и технико-экономическими показателями, в первую очередь разрезов, оказалась неоправданной. Такой односторонний и тенденциозный подход привел к тому, что сегодня мы имеем в большинстве бассейнов падающие объемы добычи. Угольные займы, полученные от МБРР (950 млн долл.) использованы неэффективно - все мероприятия (по требованиям МБРР) свелись к тому, чтобы закрывать старые шахты. На реконструкцию предприятий и ввод новых мощностей инвестиций не предусматривалось. В результате одновременного закрытия большого количества угольных шахт без ввода новых мощностей, которые могли бы компенсировать значительные потери угля в энергобалансе страны, возникший дисбаланс между потребностью электроэнергетики в угле и объ-

емом предложения энергетического угля на рынке, стал причиной кризисной ситуации в электроэнергетике многих регионов Европейской части России и на Дальнем Востоке в 1999-2001 гг.. Тогда как угольная промышленность - источник получения дешевой электроэнергии. В США 56 % электроэнергии вырабатывается из угля, в Германии - 58 %. Россия вырабатывает из угля 29 % электроэнергии. При этом, вся остальная электроэнергия для нужд российских потребителей производится из более дорогих энергоносителей, в частности из газа.

По мнению большинства экспертов, увеличив долю угля в выработке электроэнергии, Россия может существенно сократить потребление газа на эти цели, и соответственно, увеличить его экспорт. А экспорт газа - основной источник поступления валюты в бюджет России.

России нужна концепция динамичного развития угольной энергетики в рамках финансовых возможностей страны и на основе достижений отечественной науки и техники. В этих условиях особо возрастает роль маркетинга и маркетингового сегментирования в угольной отрасли при определении и формировании спроса на уголь и сбыта для электроэнергетики.

Маркетинговое сегментирование рынков нацелено на узкую специфическую группу потребителей (сегмент рынка) через единый специализированный план маркетинга, который основывается на потребностях этого сегмента. Стратегия рыночного сегментирования обычно не максимизирует сбыт. Наоборот, цель фирмы - эффективность, привлечение значительной доли одного рыночного сегмента при управляемых издержках. Важно, чтобы компания лучше приспосабливала маркетинговую программу к своему сегменту, чем конкуренты. Сегментирование рынка может позволить компании максимизировать прибыль на единицу продукции, а не совокупный доход, поскольку происходит ориентация на один сегмент. Оно также позволяет компании с небольшими ресурсами эффективно конкурировать с фирмами больших размеров на специализированных рынках.

Планирование стратегии сегментирования включает шесть этапов, показанных на рис. 1

Устанавливая общую область своей деятельности, нужно определить характеристики и требования потребителей. Конкретные товары и услуги не должны определяться до исследования потребителей. Первый этап -сбор данных.

Затем анализируются отдельные сходства и различия потребителей. В

тех случаях, когда существует сходство, компания понимает, что она должна реагировать на них в своем плане маркетинга независимо от выбранных сегментов. Когда между потребителями имеются различия, выбор рыночного сегмента определит, как компания будет разрабатывать план маркетинга, как можно создать отличительное преимущество.

После этого компания в состоянии разработать профили потребителей. Они определяют рыночные сегменты, агрегируя потребителей со схожими характеристиками и потребностями.

На этапе выбора потребительских сегментов компания должна принять два решения: какие сегменты создают наибольшие возможности для компании? На сколько сегментов компания должна ориентироваться? При этом компания должна учитывать свои цели, сильные стороны, уровень конкуренции, размер рынков, отношения с каналами сбыта, прибыль.

Как только компания определила сегмент рынка, она должна изучить свойства и цены продуктов всех конкурентов и определить положение своего товара на рынке.

Последним этапом процесса сегментирования для компании является разработка плана маркетинга. Совокупный план маркетинга включает следующее: товар, распределение, цену, продвижение.

По мере того как компания разрабатывает свой целевой рынок, она должна прогнозировать краткосрочный (1 год) и долгосрочный (5 лет) сбыт своей продукции или услуг на этом рынке. Прогноз сбыта показывает, какой объем конкретного товара или услуги компания собирается реализовать определенной группе потребителей в течение указанного периода времени при хорошо определенной программе маркетинга.

Этапы планирования стратегии сегментирования

Рис. 1

Точно прогнозируя сбыт, компания способна выделить области роста, разработать бюджет маркетинга, распределить маркетинговые ресурсы, измерить успех, проанализировать производительность продаж, следить за внешней средой, конкуренцией и модифицировать планы маркетинга.

Эффективность аналитической работы по сегментированию зависит от того, в какой мере получаемые сегменты поддаются замерам, оказываются доступными, солидными и пригодными для проведения в них целенаправленных действий.

При определении спроса на угли тепловых электростанций (ТЭС) России сегодня, в первую очередь, оцениваются качественные характеристики углей, которые должны соответствовать стандартным требованиям конкретных предприятий-потребителей по их хранению, подготовке к сжиганию, процессу сжигания, способу золошлакоудаления и оборудованию по улавливанию вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. При этом следует отметить, что сегодня требования по экологической безопасности электроэнергетических установок становятся более жесткими во всем мире.

Другой группой факторов, влияющих на спрос тепловых электростанций на твердое топливо, являются его стоимостные параметры - цена и транспортные тарифы. Эти факторы, учитывая калорийность топлива, содержание золы, летучих, влаги и других параметров, определяют конкурентоспособность энергетических углей как между отдельными марками углей, позволяющими осуществлять взаимозамену, так и между углем и природным газом.

Все эти факторы требуют комплексного и детального контроля на соответствие их технологическим условиям стационарных котельных установок.

Очевидно, что ТЭС предпочитают работать на проектном топливе, а с учетом их ограниченности в выборе топлива, переход на другие марки углей имеет существенные ограничения.

Это следует учитывать как при маркетинговом анализе спроса и оценке конкуренции, так и при прогнозе конъюнктуры на рынке углей для тепловых электростанций. В обоих случаях необходимо осуществлять предварительное сегментирование рынка, так как даже однородные марки углей не всегда могут взаимно конкурировать. Так, к примеру, угли марки Б, добываемые в КАТЭКе, пригодны для сжигания не на всех электростанциях, где используются угли марки Б, так как в минеральной части этих марок углей находятся соединения кальция, которые только при заданных специальных технологических режимах не оседают на стенках коллекторных труб, которые могут от этого выходить из эксплуатации. Все эти технологические особенности использования углей на тепловых электростанциях

необходимо учитывать при определении спроса на угли для электроэнергетики.

Максимальное количество добытого в 2000 г. угля в России было использовано на энергетические нужды (70 %), минимальная часть (25 %) - на технологические и остальная часть на другие нужды.

Приблизительно до 45 % энергетического угля сжигается в топках со слоевым процессом и 25 % - в пылеугольных топках.

Топочные устройства стационарных котельных установок по способу сжигания угля делятся на три основных типа: топки для сжигания угля в слое, камерные топки для сжигания в пылевидном состоянии и факельно-слоевые топки (смешанное сжигание, камерно-слоевое).

В существующей топочно-котельной установке наиболее эффективно могут быть использованы лишь угли, на которые она спроектирована. Угли с качественными параметрами, сильно отличающимися от расчетных, могут повлечь существенное снижение экономичности и производительности котельной установки.

В зависимости от способа сжигания и рода топочных устройств стандартами на угли по видам потребления устанавливается применение углей по маркам, зольности, размерам кусков, влажности и другим параметрам. Кроме того, для шахтно-мельничных топок угли должны иметь определенный минимальный выход летучих веществ (V) не более 27 %.

Несмотря на то, что качественные характеристики углей известны и используются при заключении договоров на поставку углей конечным потребителям, те не менее новые рыночные отношения поставили новые задачи перед угледобывающими предприятиями, которые сегодня должны знать все потребительские параметры своей продукции.

Сегодня угледобывающие предприятия должны не только добыть уголь в определенном объеме, но и обеспечить добычу угля именно тех марок, которые пользуются на рынке повышенным спросом и довести качество этого угля до нужных кондиций, в соответствии с международной системой обеспечения качества 1Б0-9000. В конечном итоге, нужно еще найти потребителей этих углей, у которых есть потребность именно в этих марках углей и реализовать уголь по конкурентным ценам. Из этого следует, что угледобывающему предприятию необходимо иметь оперативную информацию о конкурентах, о качественных характеристиках их углей, объемах и ценах реализации продукции конкурентов. Решать комплекс этих задач, стоящих перед угледобывающими предприятиями должны соответствующие маркетинговые службы угольных компаний.

Для того, чтобы поддерживать на рынке конкурентоспособность своей продукции, угледобывающие предприятия вынуждены постоянно контролировать и улучшать качественные показатели своей продукции снижая зольность угля, содержание серы, влаги, летучих и повышая калорийность угля и другие характеристики, которых может быть слишком много. В этой ситуации поддерживать стабильное качество товарных углей оказывается очень сложно, и возникает опасность вытеснения этих углей другими конкурирующими углями, более высокого качества и менее дорогими.

Исходя из вышеизложенного, учитывая специфику работы угольной отрасли, при маркетинговом анализе и

прогнозе спроса на угли тепловых электростанций могут быть приняты к использованию следующие качественные показатели товарного угля для электростанций (табл. 1).

Спрос на однородном товарном рынке определяется объемом товара и ценой. Но для такого товара как уголь, этих параметров недостаточно. Необходимо в анализе учитывать еще их качество. Исходя из этого, прежде чем анализировать спрос тепловых электростанций на угли, следует определить существующие на российском рынке группы однородных углей.

Для этого следует провести анализ всех котлоагре-гатов, действующих ТЭС и использующих уголь для выработки электро- и теплоэнергии. Но выполнить такой анализ практически невозможно, так как ТЭС, работающих на угле сегодня в России 191 электростанция. Большинство станций имеет срок службы более 20 лет с момента ввода в эксплуатацию. Многие ТЭС пережили уже по несколько реконструкций и модернизаций топливных режимов. От проектных заданных параметров действующие ТЭС значительно отличаются .

Реально сегодня классифицировать ТЭС по техническим характеристикам сжигаемых марок углей - это провести анализ фактической структуры потребляемых топлив, и методом сопоставлений установить возможные уровни изменения качественных параметров углей, которые уже были использованы на данных электростанциях.

Итогом этого анализа может служить таблица технологических требований электростанций по качественным характеристикам углей, использующимся на работающих типах котлоагрегатов (табл. 2).

В ходе сбора и маркетингового анализа информации по соответствию технических показателей действующих котлоагрегатов ТЭС качественым параметрам марок энергетических углей

определяются реальные сегменты рынка для конкури-

Таблица 1

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТОВАРНОГО УГЛЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

Показатель качества угля

Принятое обозначение

Единица измерения

Примечание

Среднее содержание влаги

W

%

Рабочая влага, определяется по ГОСТ 11014-70

Средняя зольность

Ас

%

Зольность углей, определяется по ГОСТ 11022-64

Среднее содержание серы

Боб

%

Содержание общей серы в топливе, определяется по ГОСТ 8606-72

Выход летучих веществ аблица 3

%

..Динамика потребления элек 1 еплота сгорания

тростанциями-угляккамкгкш

Выход летучих для каменных и бурых углей, определяется по ГОСТ 6382-65 по весовому методу, а для антрацитов- по ГОСТ 7303-67- по объемному методу_

Теплота сгорания низшая на рабочую массу определяется по ГОСТ-147-74

Наим

Тем

мено-

Постав

за плавлен и

>пл-й№о

ка

Об^ем пот ления угля

1Сб"

Т-Цена у потребителя, ру

Т емператураплавлеппи' золы опреде

емперату

вдие жиидк

ния)_

тыс. тут

На т.у.т.

Цена про- Ж.д.

Полная

еляется по ГОСТ 2057 7-

Цена про- Ж.д. та-

натонну

нт цШЗД/гопослосДЩости о пред еи^тся пИа ГОС

Полная це-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэфф

ици 'нт

раз

зм олоспо-

рс

% давца

КРэ,

собности

15489-70

С

с. т

рующих товарных углей, т.е. группируются энергогене-рирующие мощности с однотипными техническими требованиями к поставляемым углям. Чтобы определить емкость этих сегментов рынка проводится анализ реальных поставок углей, с их разбивкой по поставщикам и маркам. Данные этого анализа отображены в табл. 3.

В этой сводной таблице необходимо указывать конечную цену у потребителя на данном сегменте рынка, включая налоги и железнодорожный тариф. На основании этих данных можно построить кривую спроса за анализируемый период.

Предложение энергетических углей, поставляемых на рынок угледобывающими компаниями, имеет несколько особенностей, которые следует учитывать при исследовании этого показателя. Непоследовательность проведения государственной политики по отношению Таблица 4

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ДОБЫЧИ УГЛЕЙ МАРКИ Б

1 2

"аблиц

4 ТЕХ

НЧеШНЙНЕСкуШЯВЕБОВАНИЯ К КАЧЕ

Компания

Красноярскуголь Востсибуголь афиморскуголь

:ТВУ УГЛЕЙ, ИСПОЛ эЗУЕМЫХ на ОСНОВНЫХ ТЭС

Доля, %

45 25 8

Находясь в перманентном состоянии реструктуризации производства, а также под влиянием общей экономической нестабильности работа угледобывающих предприятий становится по существу непрогнозируемой. При этом, следует отметить, что происходит ухудшение финансово-хозяйственного состояния предприятий.

Принимая положение угольных компаний на рынке в 1999 г. за базовое, можно проанализировав определить долю каждой из компаний на сегментах рынка однородных групп марочного состава углей. Приведем некоторые результаты маркетингового сегментирования по определенным группам взаимозаменяемых марок.

Около 80 % бурых углей в России добывают три угольные компании:

• АО «Красноярскуголь» - 45 %;

• АО «Востсибуголь» - 24 %;

• АО «Приморскуголь» - 10 %.

В целом бурый уголь в России разрабатывают 11 угольных компаний, доля которых показана в табл. 4. Сегмент рынка углей марок Д-ДГ со стороны производи-

Тр°!

:т^ЙЦЙЙпевуолУгля Тулауголь

олМ арк

Q

Ас

Тз

Крс

Примечание

Э8 С

9

Башкируго. [ь Сахалинуг(

Способ удаления

золо-шлако-

Северт бозначения:

„ 1Г Якутуг

Поставщик угля

Северовостокуг оль

^ - теп

0,5

0,5

чен

Якутуголь

^а .сгорания, Ккал/кг; S об - сод ;ержанир00еры общей, %; Ас

"' Крс киэффищиеш работоспособности, %; Wр - среднее содержание влаги.

.того

выход лету чих,

к угольной отрасли, и другие макроэкономические факторы создали неблагоприятные условия для работы угольных компаний России. Многие предприятия переживают тяжелый период экономического спада и последствия процесса преобразования собственности. Размыты интересы между корпорациями и отдельными ее членами. Такая неопределенность влияет на осуществление единой программы экономического поведения угольных компаний на рынке.

По-прежнему актуальна проблема с железнодорожным транспортированием угля, которая связана с государственной политикой по поддержке отечественных угледобывающих предприятий. Постоянные изменения МПС РФ железнодорожных тарифов создают нестабильность в предложении угля на отдельных сегментах рынка. Особенно негативно это отражается на работе угледобывающих предприятий КАТЭКа, Кузбасса и Якутии, которые добывают рентабельные угли, но многие рынки сбыта которых удалены более чем на 2500-3000 км. При установлении определенных льготных железнодорожных тарифов эти угли могут вытеснить традиционные марки углей на отдельных региональных сегментах рынка в Европейской части России, а также на Дальнем Востоке.

средняя зольность, %; Тз - темпрература плавления

%

телей представлен 15 российскими угольными компаниями, из которых следующие 4 компании занимают примерно 70 % от предложения:

• АО «Востсибуголь» - 22 %;

• АО «Интауголь» - 18 %;

• АО «Хакасуголь» - 14 %;

• АО «Кузбассразрезуголь» - 13 %.

Эти четыре ведущие компании будут в перспективе определять предложение на данном сегменте рынка, в том числе по качеству углей и объемам поставок.

Структура добычи 10 ведущих производителей угля марок Д-ДГ представлена в табл. 5

Сегмент рынка углей марок Г - ГЖО формируют 16 угледобывающих компаний, из которых 4 компании занимают более 70 % предложения угля на рынок , в том числе:

• АО «Ленинскуголь» - 40 %;

• АО «Кузбассразрезуголь» - 13 %;

• АО «Ургалуголь» - 9 %;

• АО «Кузнецкуголь» - 9 %.

Структура добычи углей Г-ГЖО 10 ведущих производителей приведена в табл. 6

Сегмент рынка углей марок СС и ТС определяют 10 угольных компаний, из которых 2 компании занимают около 70 % от предложения:

• АО «Кузбассразрезуголь» - 50 %;

• АО «Якутуголь» - 17%.

Эти две ведущие компании будут в перспективе формировать предложение на данном сегменте рынка по всем основным параметрам.

Примерная структура предожения углей марок СС И ТС приведена в табл. 7: Таблица 7

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ДОБЫЧИ УГЛЕЙ МАРОК СС И ТС

Сегмент рынка углей марок Ж и ГЖ формируют 9 угольных компаний, их которых 3 компании занимают около 80 % от общего предложения: • АО «Воркутауголь» -30 %; Таблица 5

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ДОБЫЧИ УГЛЕЙ МАРОК Д И ДГ

• АО «Кузнецкуголь - 28 %;

• АО «Ш.Распадская» - 20 %.

Структура предложения углей марок Ж и ГЖ представлена в табл. 8 Таблица 8

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ДОБЫЧИ УГЛЕЙ МАРОК Ж И ГЖ

№ Компания Доля, %

1 2 3 4 5 Табли 8 ПРИ Воркутауголь Кузнецкуголь Ш.Распадская Ш.Воргашорская Беловоуголь Киселевскуголь 'Кизелуголь МЕРНАЯ СТРУКТУРА ДОБЫЧИ УГЛЕ1 Северокузбяссл/голь 30 28 20 13 4.5 1.5 1.5 1 МАРОК Г И^ГЖО

№ Шярвнаяь Дол»2%

1 ЪИйШкуголь 40 100

2 3 4 5 6 7 8 9 10 Кузбассразрезуголь Ургалуголь Кузнецкуголь Киселевскуголь Красноярскуголь Арктикуголь Прокопьевскуголь Сахалинуголь Северовостокуголь 12,5 9.5 9.4 7.7 3.5 3.1 3.0 2.0 2.0

При проведении анализа предложения угледобывающих компаний требуется некоторое преобразование исходных данных в новый перечень параметров. Для этого необходимо :

1. Добычу угля скорректировать с расчетной величиной выпуска товарной продукции :

Qт = Qдоб Ч Кт, т

где Qт и Qдоб - соответственно объемы выпуска товарной продукции и добычи, т; Кт - коэффициент выхода товарного угля из добытой горной массы. Примерное значение Кт:

• Для концентратов коксующихся углей - 0,65 -075;

• Для сортовых углей - 0,75-0,85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Себестоимость 1 т добытого угля необходимо скорректировать с себестоимостью 1 т товарного угля :

Сдоб Qдоб (1 + D об)

Стов =-, руб./т

Q доб Кт

где Стов и Сдоб - соответственно себестоимость 1 т добытого и товарного угля; Кт - коэффициент выхода товарного угля из добытой горной массы; Dоб - коэффициент, учитывающий затраты на обогащение или сортировку фоб= 0,1-0,15)

3. Цены отгруженного товарного угля со склада продавца должны корректироваться по фактическому качеству и отклонениям от принятых стандартов.

Подводя итог вышеприведенному маркетинговому сегментированию и анализу рынка энергетических уг-

№ Компания Доля, %

1 Кузбассразрезуголь 50

2 Якутуголь 17

3 АО "Черниговец" 10

4 Южный Кузбасс 9

5 Прокопьевскуголь 6

6 Северокузбассуголь 3

7 Киселевскуголь 1.5

8 Приморскуголь 1.5

9 Ростовуголь 1

10 Р.Междуречье 1

Итого 100

№ Компания Доля, %

1 Востсибуголь 22

2 Интауголь 18

3 Хакасуголь 14

4 Кузбассразрезуголь 13

5 Ленинскуголь 7

6 Ш.Западная 6.5

7 Беловоуголь 5.5

8 Северовостокуголь 2.9

9 Сахалинуголь 2.5

10 Прокопьевскуголь 2.5

лей можно выделить основные проблемы современного этапа развития этого рынка:

• резкое сокращение государственной поддержки и отсутствие четкой государственной политики относительно угольной отрасли;

• несовершенство проводимой программы реструктуризации угольной отрасли с ориентацией на неоправданное закрытие многих шахт без соответствующей компенсации выбывающих мощностей;

• низкая конкурентоспособность углей по отношению к газу и мазуту (цена, качество, затраты на обогащение, выбросы);

• отсутствие оптимального регулирования цен на виды котельно-печного топлива на региональном и федеральном уровне;

• недогрузка мощностей тепловых электростанций, работающих на угле;

• отсутствие эффективного механизма регулирования рынка угля.

В маркетинге рынка энергетических углей важную роль играют процессы нарастания конкуренции между

тепловыми электростанциями, работающими на природном газе. В связи с этим, актуальность маркетинга в угольной отрасли, работающей в условиях падающего объема добычи угля, острого дефицита финансов, оборотных средств и платежного кризиса существенно возрастает.

Ожидаемый рост промышленного производства в стране должен способствовать повышению уровня использования имеющихся в угольной отрасли производственных возможностей. Устранение имеющихся диспропорций в уровне цен на основные конкурирующие в энергетике виды топлива: газ, уголь, мазут будет способствовать росту конкурентоспособности угля на энергетическом рынке страны. По мере приближения сложившегося в России соотношения между уровнем цен на эти энергоносители к установившемуся соотношению между ними на мировых рынках, степень конкурентоспособности угольного топлива будет расти.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.