Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПОТРЕБИТЕЛЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ВАРИКОЗНОЙ БОЛЕЗНИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ'

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПОТРЕБИТЕЛЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ВАРИКОЗНОЙ БОЛЕЗНИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ТЯЖЕЛЫХ НОГ / ТРОМБОЗ ГЛУБОКИХ ВЕН / СТАТУС ПОТРЕБИТЕЛЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белоусова О. В., Карасев М. М., Белоусова Е. А.

Варикозная болезнь нижних конечностей (ВБНК) в настоящее время распространена повсеместно и имеет тенденцию к росту количества страдающих этой патологией людей. В статье представлены результаты социологического исследования с помощью анкетирования покупателей ЛП для профилактики и лечения ВБНК на локальном фармацевтическом рынке. Проведены исследования по половой принадлежности, возрастным показателям, наличию семьи, уровню образования, принадлежности к определенной социальной группе, доходам на 1 члена семьи, уровню среднемесячных трат на медицину, оценке собственного здоровья, наличию хронических заболеваний, наличию признаков ВБНК, обращению за консультациями в ЛПУ, наличию вредных привычек и борьбы с ними, частоте обращения в аптечную организацию, причинам и целям посещения аптеки. По результатам исследования построена лепестковая диаграмма. Сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белоусова О. В., Карасев М. М., Белоусова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING STUDY OF SOCIAL PORTRAIT OF THE CONSUMER OF MEDICINES FOR PREVENTION AND TREATMENT OF VARICOSIS OF THE LOWER LIMBS

Varicose veins of the lower extremities (VLDV) is now widespread and tends to increase the number of people suffering from this pathology. The article presents the results of a marketing study of buyers of medicinal products (MP) for the prevention and treatment of VBLK in the local pharmaceutical market. Studies have been carried out on gender, age, family, educational level, belonging to a particular social group, income per family member, the level of average monthly spending on medicine, assessing one's own health, the presence of chronic diseases, the presence of VBLK signs, seeking medical advice. employees, the presence of bad habits and the fight against them, the frequency of contacting the pharmacy organization, the reasons and purposes of visiting the pharmacy. A radar diagram was constructed based on the results of the study. Conclusions are made.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПОТРЕБИТЕЛЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ВАРИКОЗНОЙ БОЛЕЗНИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ»

ЭКОНОМИКА

УДК 339.138

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПОТРЕБИТЕЛЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ВАРИКОЗНОЙ БОЛЕЗНИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

1 2 Белоусова О.В. , Карасев М.М. , Белоусов Е.А.

белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород 2Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл

Варикозная болезнь нижних конечностей (ВБНК) в настоящее время распространена повсеместно и имеет тенденцию к росту количества страдающих этой патологией людей. В статье представлены результаты социологического исследования с помощью анкетирования покупателей ЛП для профилактики и лечения ВБНК на локальном фармацевтическом рынке. Проведены исследования по половой принадлежности, возрастным показателям, наличию семьи, уровню образования, принадлежности к определенной социальной группе, доходам на 1 члена семьи, уровню среднемесячных трат на медицину, оценке собственного здоровья, наличию хронических заболеваний, наличию признаков ВБНК, обращению за консультациями в ЛПУ, наличию вредных привычек и борьбы с ними, частоте обращения в аптечную организацию, причинам и целям посещения аптеки. По результатам исследования построена лепестковая диаграмма. Сделаны выводы.

Ключевые слова: синдром тяжелых ног, тромбоз глубоких вен, статус потребителя, социологическое исследование

Введение. По данным Всемирной организации здравоохранения различные формы венозной патологии встречаются у 60-75% населения. Статистика говорит о том, что в той или иной степени данным заболеванием страдают от 53% до 74% населения планеты. В Российской Федерации венозной патологией нижних конечностей страдает более 15% мужчин, в то время как женщины подвержены данному заболеванию в значительной степени больше, более 30%. Данные цифры говорят об отнесении данной патологии к «заболеваниям цивилизации». Данная патология широко распространена среди людей среднего возраста, как правило, работающих, однако всё чаще венозные патологии диагностируются у более молодого поколения, в том числе учащихся и студентов [1,2,3].

Значительная часть больных обращается к врачу-специалисту уже при начинающихся осложнениях варикозной болезни, когда явно проступают признаки тромбофлебита, которыми являются тромбирование верхних вен и возможное продвижение патологии в более глубокие вены, что чревато очень серьёзным осложнением - тромбозом глубоких вен.

При продолжительно измененных варикозно-расширенных венах постепенно происходит наступление хронической стадии, то есть переход в хроническую венозную недостаточность (ХВН), которая непосредственно связана с патологией оттока крови из конечностей, что сопровождается серьезными болями, отёками, быстрой утомляемостью, судорожными явлениями, образованиями трофических изменений и в конечном итоге - трофическим язвам[2].

Варикозное расширение вен определяется развитием варикозных узлов и появлением неровных просветов вен. ВБНК есть у 20% мужчин и более чем 30% женщин. Более 50% трудоспособных людей страдают синдромом тяжелых ног, являющимся явным признаком варикоза. При данном состоянии наружные вены конечностей набухают и становятся явно видимыми в форме синих жгутов. При этом разрушается клапанная система сосудов, в том числе и в прилегающих отделах, нарушается система тока крови в конкретной конечности, что, в конце концов, может повлиять на систему общего кровотока [1,2].

На сегодняшний день основными причинами преждевременного развития ВБНК считаются: генетическая предрасположенность, недостаточность клапанного аппарата вен, в том числе приобретенная и врожденная, слабость венозной стенки, длительное пребывание человека в сидячем и стоячем положении, травмы конечностей, прием гормональных препаратов,

повышенная нагрузка, излишняя масса тела и другие патологические состояния[3.4].

На современном фармацевтическом рынке России наблюдается значительное увеличение лекарственных средств для профилактики и лечения ХВН в виде самых разных лекарственных форм мазей, гелей, кремов, капсул, таблеток, инъекционных растворов. Данные препараты способны благотворно повлиять трофику сосудов, улучшить кровообращение в прилегающих тканях, снять болевые ощущения, воспаление, снизить отечность [4.5].

Методы исследования: социологический, аналитический, графический, структурный..

Результаты и их обсуждение. Для составления медико - социального портрета респондентов с помощью специально разработанной анкеты, проведен опрос 254 посетителей аптечной организации «Фарма 2+». Анализ анкет распределил клиентов аптечной организации по гендерной принадлежности следующим образом (рис.1).

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Рисунок 1 - Распределение посетителей по гендерному признаку, %

Выявлено, что варикозной болезнью вен нижних конечностей болеют женщины 87%, мужчины 13%. Исследование по возрастным показателям выявило следующие данные (рис. 2).

1

45 и старше 30%

34-45 лет 49%

25-34 лет 17% 17% Уо

17-24 17-24 4% 4%

лет _

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 2 - Распределение респондентов по возрастному признаку, %

Респонденты в возрасте от 17 до 24 лет составляют наименьшую часть всего - 4%, респонденты в возрасте 25-34 лет определяют 17%, наибольшую группу потребителей ЛП для лечения ВБНК составляют клиенты от 35-45 лет - 49%, люди старше 45 лет 30%.

На следующем этапе проведено исследование по семейному положению интервьюируемых людей (рис. 3).

имеют семью

не состоят в браке

разведены

67%

22%

11%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рисунок 3 - Сегментирование по семейному положению, %

80%

Ответы респондентов выявили, что семейными являются 67%, не состоят в браке 22%, разведены 11%.

Анализ уровня образования показал следующие результаты (рис. 4).

среднее 13% образование

среднее спец. 22%

высшее

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 4 - Сегментирование по уровню образования, %

70%

Установлено, что высшее образование имеют 65% , среднее специальное - 22%, среднее - 13%. На следующем этапе проведено исследование, учитывающее социальное положение посетителей аптечной организации.

5%

13%

17

%

44%

21%

0% 10% 20% 30% 40% 50%

Рисунок 5 - Сегментация по принадлежности к той или иной социальной группе, %

Определено: служащие составляют 17%, рабочие специальности - 44%, не имеющие работы 13%, студенты 5%, пенсионеры 21%.

Исследование по уровню доходов определил следующие показатели (рис. 6).

до 20 тысяч

10-15 тысяч

до 10 тысяч рублей

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50% Рисунок 6 - Сегментация среднемесячного дохода на одного члена семьи, %

При анализе ответов респондентов на вопрос об их платежеспособности установлено, что доход на одного члена семьи до 10 тысяч рублей 44%, от 10 до 15 тысяч 41%, до 20 тысяч - 15%.

Следующее исследование позволило сегментировать клиентов по уровню готовности тратить денежные средства на медицину (рис. 7).

более 15% 10-15% 5-10 % 5% респондентов

7%

11%

37% Уо

45%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% Рисунок 7 - Сегментирование среднемесячного уровня трат на медицину, %

50%

Определено, что до 5% от дохода могут тратить 45% респондентов, от 5 до 10% - 37% опрошенных, от 10 до 15% - 11%, более 15 - 7%, участвующих в исследовании.

Анализ оценки своего здоровья посетителями, участвующими в исследовании показал следующие результаты (рис. 8).

1_I

плохое

удовлетворительное

хорошее

16%

46%

38%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50% Рисунок 8 - Сегментация самооценки здоровья %

Исследование выявило, что только 38% опрошенных оценивают свое здоровье хорошим, 16% считают состояние своего здоровья плохим, а самую многочисленную группу 46% составляют респонденты, оценивающие свое здоровье, как удовлетворительное.

Следующее исследование показало наличие хронических заболеваний у них, по мнению самих анкетируемых (рис. 9).

не обследовались

нет хронических заболеваний имеют хроничекие заболевания

12%

39%

49%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Рисунок 9 - Сегментация по наличию хронических заболеваний, %

Опрос показал, что хронические заболевания имеются у 49% опрошенных, отсутствуют у 39%, не обследовались 12%.

На следующем этапе проведено исследование по наличию признаков варикозной болезни нижних конечностей у интервьюируемых (рис. 10).

нет признаков ВБНК

есть признаки ВБНК

39%

6"

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Рисунок 10 - Сегментация по наличию признаков ВБНК,%

70%

При исследовании выяснено, что признаки варикозной болезни нижних конечностей имеются у 61%, отсутствуют - 39%. Таким образом можно сделать вывод, что более половины опрошенных могут страдать ВБНК.

По частоте обращения к медицинским работникам получены следующие результаты среди участвующих в исследовании (рис. 11).

1 раз в год

1 раз в неделю

2 раза в месяц 1 раз в месяц

2 раза в год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 11 - Сегментация по частоте обращения за медицинской помощью, %

Установлено что 57% участвующих в анкетировании посещают поликлинику не чаще 2 раз в год, один раз в месяц обращаются за медицинской помощью 10% респондентов, два раза в месяц 12% и один раз в неделю 3%, 18% не чаще 1 раза в год.

Следующее исследование выявило наличие вредных привычек у респондентов (рис.

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 12 - Сегментация по наличию вредных привычек, %

70%

На следующем этапе исследования установлено, что вредные привычки имеют 37%, ведут здоровый образ жизни 63%.

Следующий этап исследований установил способы борьбы с вредными привычками (рис.

13).

самостоятельное решение советы друзей рекомендация фармацевта рекомендация врачя

41%

11%

26%

22%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% Рисунок 13 - Сегментация методов борьбы с вредными привычками, %

При анализе борьбы с вредными привычками выяснено, что борются сами 41%, прибегают к помощи врача 22%, пользуются рекомендациями фармацевтов 26%, слушают советы родственников и друзей 11%.

Анализ частоты посещения аптеки выявил следующие результаты (рис. 14).

1 раз в неделю чаще 1 раза в неделю

1 раз в месяц

2 раза в месяц

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50% Рисунок 14 - Сегментация по частоте посещения аптеки, %

На вопрос о частоте посещения аптек респонденты ответили следующим образом: посещают 2 раза в месяц 46%, 1 раз в месяц 31%, 1 раз в неделю 15%, чаще, чем 1 раз в неделю 8%.

Выбор респондентами данной аптечной организации обусловлен следующими причинами (рис. 15).

случайно

по рекомендации

живу рядом

работаю рядом

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50% Рисунок 15 - Сегментация причин посещения аптеки «Фарма 2+», %

Данную аптечную сеть выбирают потому, что работают рядом 44%, живут рядом 21%, по рекомендации знакомых 28%, случайно зашел 7%.

На следующем этапе выявлены причины посещения аптечной организации (рис. 16).

недомогание

42%

профилактика заболеваний

за консультацией

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% Рисунок 16 - Сегментация целей посещения аптеки «Фарма 2+», %

Целью посещения аптечной сети «Фарма 2+» является: недомогание 33%, профилактика заболеваний 42%, приходят к фармацевту за консультацией по применению лекарственных препаратовв том числе для профилактики и лечения ВБНК 25%.

На основе максимальных значений исследований, построена лепестковая диаграмма (рис. 17).

женщины

ходят с целью профил 100 35-45 лет

работа рядом с аптекой

посещ.аптеку 2 раза месяц

борятся с вредн...

имеют вредн. привычки

обращаются за мед.пом..

признаки ВБВНК

семейные

высшее обр

рабочие

до 10 т.р.на 1 чел

до 5% от дохода

сост.здор.удовлетв.

имеют хрон.забол.

Рисунок 17 - Сегментирование основных признаков социального портрета потребителя ЛП для профилактики и лечения ВБНК, %

Заключение. В ходе социологического исследования был составлен медико-

социальный портрет потребителя препаратов для профилактики и лечения ВБНК. Проведя анализ построенной лепестковой диаграммы, можно сделать выводы, что женщины страдают от ВБНК в 87% случаев. Наиболее уязвимым возрастом является 35-45 лет. Большинство 65% респондентов имеют высшее образование, состоят в браке 67%. Люди рабочих специальностей составляют 44%, 44% имеют среднедушевой доход до 10 тысяч рублей и 45% готовы тратить на поддержание здоровья не более 5% от дохода. Удовлетворительным свое здоровье считают 46%, хронические заболевания 49%, признаки ВБНК 61%, обращаются за медицинской помощью не чаще 2 раз в год 57% опрошенных, вредные привычки наблюдаются у 63%, самостоятельно борются с вредными привычками 41%, посещают аптеку 2 раза в год 46% по причине расположения рядом с местом работы в 44% случаев, с целью профилактики заболеваний 42%.

Более детальное изучение потребителя в сегменте «профилактика и лечение ВБНК» позволит фармацевтической организации более точно определять ассортиментную и ценовую политику, улучшить обслуживание клиентов, привлечь дополнительных покупателей, что в свою очередь положительно отразится на прибыльности и имидже аптечной организации.

Список литературы

1. Богданов А.Е. Практическое значение инструментальных методов диагностики хронической венозной недостаточности нижних конечностей // Грудн. и сердечно - сосуд. хир. 1993. №2. С. 23-28.

2. Акименко А.Б., Бобровников А.Э., Максимов М.Л. Лечение ХВН и трофических язв. Возможности применения Актовегина в амбулаторной практике //Русский медицинский журнал, №30 от 24.12.2014 стр. 2140-2144.

3. Карасёв М.М, Белоусова О.В., Белоусов Е.А. Определение медико - социального статуса потребителей средств для похудения в аптечных организациях // Медицинское образование сегодня. КировскийГМУ. Июнь 2(6) 2019. г. Киров. С.15-26.

4. Пономарева А.В., Виноградова Ю.Г., Попов А.В. Структура ассортимента средств для лечения варикозного расширения вен. Современные проблемы науки и образования.

2015. № 2 (часть 2).

5. Задорожная Л.И., Чеснокова Н.Н. Ассортимент лекарственных препаратов для лечения и профилактики варикозной болезни нижних конечностей. Ремедиум. №3(143) апрель

2016, с.37-39.

Сведения об авторах

Белоусова Ольга Викторовна - кандидат фармацевтических наук, преподаватель медицинского колледжа ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; e-mail: belousovaov31@mail.ru.

Карасёв Михаил Михайлович - кандидат фармацевтических наук доцент кафедры фармакологии, клинической фармакологии и фармации Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева; e-mail: mikhailkarasev@yandex.ru.

Белоусов Евгений Александрович - кандидат фармацевтических наук e-mail: belousovea@mail. ru.

UDK 316.61

MARKETING STUDY OF SOCIAL PORTRAIT OF THE CONSUMER OF MEDICINES FOR PREVENTION AND TREATMENT OF VARICOSIS OF THE LOWER LIMBS

1 9

Belusova O.V.1, Karasev M.M.2, Belousov Е.А.

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

2 Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel

Varicose veins of the lower extremities (VLDV) is now widespread and tends to increase the number of people suffering from this pathology. The article presents the results of a marketing study of buyers of medicinal products (MP) for the prevention and treatment of VBLK in the local pharmaceutical market. Studies have been carried out on gender, age, family, educational level, belonging to a particular social group, income per family member, the level of average monthly spending on medicine, assessing one's own health, the presence of chronic diseases, the presence of VBLK signs, seeking medical advice. employees, the presence of bad habits and the fight against them, the frequency of contacting the pharmacy organization, the reasons and purposes of visiting the pharmacy. A radar diagram was constructed based on the results of the study. Conclusions are made..

Key words: heavy leg syndrome, deep veins thrombosis, consumer status, sociological research.

References

1. Bogdanov A.E. Prakticheskoe znachenie instrumental'nyh metodov diagnostiki hronicheskoj venoznoj nedostatochnosti nizhnih konechnostej // Grudn. i serdechno - sosud. hir. 1993. №2. S. 23-28.

2. Akimenko A.B., Bobrovnikov A.E., Maksimov M.L. Lechenie HVN i troficheskih yazv. Vozmozhnosti primeneniya Aktovegina v ambulatornoj praktike //Russkij medicinskij zhurnal, №30 ot 24.12.2014 str. 2140-2144.

3. Karasyov M.M, Belousova O.V., Belousov E.A. Opredelenie mediko - social'nogo statusa potrebitelej sredstv dlya pohudeniya v aptechnyh organizaciyah // Medicinskoe obra-zovanie segodnya. KirovskijGMU. Iyun' 2(6) 2019. g. Kirov. S.15-26.

4. Ponomareva A.V., Vinogradova YU.G., Popov A.V. Struktura assortimenta sredstv dlya lecheniya varikoznogo rasshireniya ven. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 2 (chast' 2).

5. Zadorozhnaya L.I., CHesnokova N.N. Assortiment lekarstvennyh preparatov dlya lecheniya i profilaktiki varikoznoj bolezni nizhnih konechnostej. Remedium. №3(143) aprel' 2016, s.37-39.

Author's information

Belousova Olga Viktorovna - PhD in Pharmaceutical Sciences, lecturer of the medical college, Belgorod State National Research University; e-mail: belousovaov31@mail.ru.

Karasev Mikhail Mikhailovich - PhD in Pharmaceutical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Pharmacology, Clinical Pharmacology and Pharmacy of the Orlovsky State University named after I.S. Turgenev; e-mail: mikhailkarasev@yandex.ru/

Belousov Evgeny Alexandrovich - PhD in Pharmaceutical Sciences, e-mail: belousovea@mail .ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.