Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ'

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг / исследование / региональный рынок / промышленные товары / обрабатывающий сектор / конкурентоспособность продукции / marketing / research / regional market / industrial goods / manufacturing sector / competitiveness of products

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П.Х. Азимов, П. Убайдуллои

Целью статьи выступает проведение маркетингового исследования регионального рынка промышленных товаров Хабаровского края. При проведении исследования регионального рынка промышленных товаров использовались методы системного и структурного анализа, применялся графический метод. С помощью данных методов в статье раскрыта доля обрабатывающего сектора в промышленном производстве Хабаровского края и определена структура в разрезе специализации промышленного производства региона по товарным направлениям. Проведен детальный анализ товарной структуры экспорта Хабаровского края и структуры в разрезе специализации промышленного производства. По итогам проведения маркетингового исследования сделан вывод, что на региональном рынке промышленных товаров в аспектах внешнеторговой экспортно-ориентированной деятельности региона наиболее востребована и конкурентоспособна продукция сектора добычи полезных ископаемых, лесозаготовительного комплекса, металлургического и машиностроительного комплексов, сектора производства пищевых продуктов, ювелирной и химической промышленности, при этом продукция нефтеперерабатывающего и энергетического комплекса востребована и конкурентоспособна на территории Дальневосточного Федерального Округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — П.Х. Азимов, П. Убайдуллои

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING RESEARCH OF THE REGIONAL MARKET OF INDUSTRIAL GOODS IN KHABAROVSK TERRITORY

The purpose of the article is to conduct a marketing research of the regional market of industrial goods in Khabarovsk Krai. The methods of system and structural analysis were used in the research of the regional market of industrial goods, the graphical method was applied. With the help of these methods, the article reveals the share of the manufacturing sector in the industrial production of Khabarovsk Krai and determines the structure in terms of specialisation of industrial production in the region by commodity directions. A detailed analysis of the commodity structure of exports of Khabarovsk Krai and the structure in the context of industrial production specialisation is carried out. According to the results of marketing research it is concluded that in the regional market of industrial goods in aspects of foreign trade export-oriented activity of the region the most demanded and competitive products of the mining sector, logging complex, metallurgical and machine-building complexes, food production sector, jewellery and chemical industry, while the products of oil refining and energy complex are in demand and competitive in the regional market of industrial goods.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

П.Х. Азимов, канд. экон. наук, доцент П. Убайдуллои, студент

Комсомольский-на-Амуре государственный университет (Россия, г. Комсомольск-на-Амуре)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-1-13-17

Аннотация. Целью статьи выступает проведение маркетингового исследования регионального рынка промышленных товаров Хабаровского края. При проведении исследования регионального рынка промышленных товаров использовались методы системного и структурного анализа, применялся графический метод. С помощью данных методов в статье раскрыта доля обрабатывающего сектора в промышленном производстве Хабаровского края и определена структура в разрезе специализации промышленного производства региона по товарным направлениям. Проведен детальный анализ товарной структуры экспорта Хабаровского края и структуры в разрезе специализации промышленного производства. По итогам проведения маркетингового исследования сделан вывод, что на региональном рынке промышленных товаров в аспектах внешнеторговой экспортно-ориентированной деятельности региона наиболее востребована и конкурентоспособна продукция сектора добычи полезных ископаемых, лесозаготовительного комплекса, металлургического и машиностроительного комплексов, сектора производства пищевых продуктов, ювелирной и химической промышленности, при этом продукция нефтеперерабатывающего и энергетического комплекса востребована и конкурентоспособна на территории Дальневосточного Федерального Округа.

Ключевые слова: маркетинг, исследование, региональный рынок, промышленные товары, обрабатывающий сектор, конкурентоспособность продукции.

Маркетинговые исследования, по сути, изучают поведение потребителей и тенденции в экономике, результаты которых помогают разработать стратегию развития предприятия в среднесрочном и долгосрочном плане. Исходя из определенных целей и объектов исследования, с использованием методов маркетинговых исследований, ставится задача создания функциональной модели развития бизнеса.

Н.А. Ольмезова раскрывала трактовку содержания понятия «маркетинговое исследование» с позиций систематического сбора, обработки и анализа информации, которое осуществляется в целях решения конкретных маркетинговых задач, стоящих перед субъектами [3].

Н.Е. Антонова и Н.В. Ломакина отмечали, что в настоящее время в научной литературе «все больше закрепляется понимание неоднородности промышленного рынка и рынка товаров народного потребления» [1].

В связи с чем в контексте темы исследования возникает острая необходимость исследования особых характеристик регионального рынка промышленных товаров Хабаровского края в аспектах его сегментирования по направлениям промышленного производства с целью уточнения объемов промышленных товаров на внутреннем и внешнем рынках для выстраивания конкурентной позиции субъекта российской Федерации при развитии экономических отношений. В экономическом отношении Хабаровский край выступает в качестве наиболее развитой территории Дальневосточного Федерального Округа (ДФО). Объем валового регионального продукта (ВРП) Хабаровского края по итогам 2022 года составляет 1,25 трлн рублей, при этом собственный доход бюджета региона составил 125,9 млрд рублей [7].

В общей структуре ВРП Хабаровского края доля промышленного производства, составляет 21% [5] (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура ВРП Хабаровского края (%

Многопрофильная и диверсифицированная экономика Хабаровского края опирается на развитый региональный рынок промышленных товаров, созданный промышленным производством, и формирует финансовую устойчивость и конкурентоспособность субъекта федерации. Доля обрабатывающего сектора в промышленном производстве Хабаровского края составила 73%, при этом по объему произ-

водства готовой продукции на территории Дальневосточного Федерального Округа регион выступает в качестве неоспоримого лидера.

В процессе проведения маркетингового исследования регионального рынка промышленных товаров представим структуру в разрезе специализации промышленного производства Хабаровского края [4] (см. рис. 2).

Водоснабжение и водоотведенне Энергетик*

Оораоатываюшал - прочая продукция 9 2.2 Обрабатывающая - химические и цели» ] 1

Оораипшвиюшля - ншшгкн | 1.7 Обрабатывающая - строительные материалы | 2 6 Обрабатывающая • деревообработки ' 4 J,$ Ооряоатываюптая - питевмс продукты Обрабатывающая - исф1еперерпботкл Оораолгывлюшая - машиностроение Ооряоатываютая • металлургия Дооыча иолммых ископаемых

12,2

14.3

10

12,3 15

20

25

ж,*

.V)

Рис. 2. Структура в разрезе специализации промышленного производства Хабаровского

края

Подводя итоги анализа, следует отметить тот факт, что на региональном рынке промышленных товаров Хабаровского

края с долей отгруженной продукции в 28,8% (в денежном эквиваленте выражается объемом в 75,6 млрд рублей) лидирует

продукция металлургического комплекса. При этом по объему производства готовой металлургической продукции на территории ДФО регион выступает в качестве лидера.

Доля отгруженной продукции машиностроительного комплекса составляет 14,3% (в денежном эквиваленте выражается объемом в 37,5 млрд рублей). По объему производства готовой машиностроительной продукции на территории Дальневосточного Федерального округа регион выступает в качестве лидера.

Сектор добычи полезных ископаемых имеет долю отгруженной продукции 12,3% (в денежном эквиваленте выражается объемом в 32,2 млрд рублей). Хабаровский край входит в первую десятку российских регионов по добыче драгоценных металлов.

Доля отгруженной продукции энергетического комплекса составляет 12,2% (в денежном эквиваленте выражается объемом в 32 млрд рублей).

Нефтеперерабатывающий комплекс с долей отгруженной продукции в 10,6% (в денежном эквиваленте выражается объемом в 27,8 млрд рублей) замыкает ТОП-5 отраслей промышленного обрабатывающего производства. Однако сектор производства пищевых продуктов также имеет значительную долю 8,5% (в денежном эквиваленте выражается объемом в 22,3 млрд рублей) в разрезе специализации промышленного производства Хабаровского края.

Здесь необходимо уточнить, что при объеме ВРП 1,250 трлн рублей доля промышленных товаров составляет 21% от объема ВРП, что в денежном эквиваленте выражается объемом в 262,5 млрд рублей.

Таким образом на региональном рынке промышленных товаров Хабаровского края в контексте аспектов внутреннего и внешнего потребления металлургический и машиностроительный комплексы, сектор

добычи полезных ископаемых, нефтеперерабатывающий и энергетический комплексы и сектор производства пищевых продуктов создают готовой продукции на 227,4 млрд рублей и в совокупности владеют 86,62% долей отгруженной продукции.

Здесь необходимо обратить внимание на такой факт, что доля лесозаготовительного сектора в ВРП Хабаровского края, составляет 2,7% (что в денежном эквиваленте выражается объемом в 33 млрд рублей), однако при доле деревообрабатывающей промышленности 3,8% на региональном рынке промышленных товаров Хабаровского края (что в денежном эквиваленте выражается объемом в 9,9 млрд рублей), становится понятно, что 70% внешней и внутренней торговли осуществляется путем сбыта сырья по результатам лесозаготовок, но не готовой продукции, что подрывает конкурентоспособность субъекта Федерации.

Предприятия промышленного комплекса Хабаровского края связаны с производством высокотехнологичной промышленной продукции авиационного предназначения и судостроения, представленной на региональном рынке промышленных товаров, однако они входят в состав военно-промышленного комплекса Российской Федерации и не раскрывают статистические данные, при этом известна только их доля в ВРП региона, которая составляет 2%, что в денежном эквиваленте выражается объемом в 25 млрд рублей.

В процессе проведения маркетингового исследования регионального рынка промышленных товаров представим товарную структуру экспорта Хабаровского края по итогам 2022 года, общий объем которой в денежном эквиваленте, составляет 2735,1 млн $ США [6] или 187,1 млрд рублей с учетом текущего средневзвешенного курса национальной валюты 68,43 руб./$ по итогам 2022 года [2] (см. рис. 3).

1D IS

Рис. 3. Товарная структура экспорта Хабаровского края (%)

Подводя итоги анализа, следует отметить тот факт, что на региональном рынке промышленных товаров Хабаровского края с долей товарного экспорта отгруженной продукции в 25,7% (в денежном эквиваленте выражается объемом в 48,08 млрд рублей) лидирует продукция сектора полезных ископаемых. Доля товарного экспорта отгруженной продукции лесозаготовительного комплекса (сырье лесозаготовок) составляет 23,3% (в денежном эквиваленте выражается объемом в 43,59 млрд рублей). Доля товарного экспорта отгруженной продукции машиностроительного комплекса (техника, оборудование) составляет 19,1% (в денежном эквиваленте выражается объемом в 35,7 млрд рублей). Доля товарного экспорта отгруженной продукции металлургического комплекса (изделия из металлов и металлы) составляет 14,7% (в денежном эквиваленте выражается объемом в 27,5 млрд рублей). Доля товарного экспорта отгруженной пищевой продукции (продоволь-

нежном эквиваленте выражается объемом в 17,4 млрд рублей). Доля товарного экспорта отгруженной ювелирной продукции (изделия из драгоценных металлов и камней) составляет 3,6% (в денежном эквиваленте выражается объемом в 6,73 млрд рублей). Доли товарного экспорта отгруженной продукции химического производства и производств из других отраслей, составляет по 2%, что в денежном эквиваленте выражается объемами по 3,74 млрд рублей соответственно.

Таким образом, подводя итоги маркетингового исследования, следует отметить тот факт, что на региональном рынке промышленных товаров Хабаровского края в аспектах внешнеторговой экспортно-ориентированной деятельности наиболее востребована продукция сектора добычи полезных ископаемых, лесозаготовительного комплекса, металлургического и машиностроительного комплексов, сектора производства пищевых продуктов, ювелирной и химической промышленности.

ственные товары) составляет 9,3% (в де-

Библиографический список

1. Антонова Н.Е., Ломакина Н.В. Ресурсные отрасли Хабаровского Края в условиях отрицательной динамики экономики // Институт экономических исследований. - 2020. -Т. 7. № 6. - С. 5-22.

2. Курс валют в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kursvaliut.ru/ (дата обращения: 24.05.2024).

3. Ольмезова Н.А. Маркетинговые исследования как фактор разработки эффективной маркетинговой стратегии на рынке // Управленческий учет. - 2022. - №8. - С. 99-106.

4. Структура в разрезе специализации промышленного производства Хабаровского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://khabexport.com/exporter/khabarovsk_region/ (дата обращения: 24.05.2024).

5. Структура валового регионального продукта Хабаровского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://khabexport.com/exporter/khabarovsk_region/ (дата обращения: 24.05.2024).

6. Товарная структура экспорта Хабаровского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://27.rosstat.gov.ru/storage/mediabank (дата обращения: 24.05.2024).

7. 2023 год стал для Хабаровского края годом уверенного роста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prokhab.ru/news/biznes-i-ekonomika/2023-god-stal-dla-khabarovskogo-kraja-godom-uverennogo-rosta-mihail-degtarev-22751.html (дата обращения: 24.05.2024).

MARKETING RESEARCH OF THE REGIONAL MARKET OF INDUSTRIAL GOODS

IN KHABAROVSK TERRITORY

P.Kh. Azimov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor P. Ubaidulloi, Student Komsomolsk-on-Amur State University (Russia, Komsomolsk-on-Amur)

Abstract. The purpose of the article is to conduct a marketing research of the regional market of industrial goods in Khabarovsk Krai. The methods of system and structural analysis were used in the research of the regional market of industrial goods, the graphical method was applied. With the help of these methods, the article reveals the share of the manufacturing sector in the industrial production of Khabarovsk Krai and determines the structure in terms of specialisation of industrial production in the region by commodity directions. A detailed analysis of the commodity structure of exports of Khabarovsk Krai and the structure in the context of industrial production specialisation is carried out. According to the results of marketing research it is concluded that in the regional market of industrial goods in aspects of foreign trade export-oriented activity of the region the most demanded and competitive products of the mining sector, logging complex, metallurgical and machine-building complexes, food production sector, jewellery and chemical industry, while the products of oil refining and energy complex are in demand and competitive in the regional market of industrial goods.

Keywords: marketing, research, regional market, industrial goods, manufacturing sector, competitiveness of products.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.