Научная статья на тему 'Маркетинговая стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса региона (на материалах Карачаево-Черкесской республики)'

Маркетинговая стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса региона (на материалах Карачаево-Черкесской республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОВОЩЕВОДСТВО ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА / АНАЛИЗ / РЫНОК / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПРОДУКЦИЯ / ПАРТНЕРЫ / ПРОЕКТ / ПРОИЗВОДСТВО / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / AGRICULTURAL ENTERPRISES / VEGETABLE GROWING OF PROTECTED SOIL / ANALYSIS / MARKET / CONSUMPTION / PRODUCTS / PARTNERS / PROJECT / PRODUCTION / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Текеев Магомет Эльмурзаевич, Текеева Халимат Эльмурзаевна

В условиях применения международных санкции строительство новых современных тепличных комплексов и модернизация производства существующих сельскохозяйственных предприятий с применением прогрессивных технологий выращивания овощных культур в каждом регионе может способствовать созданию ценовой стабильности и доступности свежих овощей для населения. В статье рассмотрена маркетинговая стратегия инновационного развития выращивания овощей защищенного грунта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing strategy for innovative development of agro-industrial complex of the region (on the materials of the Republic of Caracas-Circassia)

Under international sanctions, the construction of new modern greenhouse complexes and the modernization of the production of existing agricultural enterprises using progressive technologies for growing vegetables in each region can contribute to the creation of price stability and accessibility of fresh vegetables for the population. The article considers the marketing strategy of innovative development of growing vegetables of protected soil.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса региона (на материалах Карачаево-Черкесской республики)»

Маркетинговая стратегия инновационного развития агропромышленного

комплекса региона (на материалах Карачаево-Черкесской Республики)

Marketing strategy for innovative development of agro-industrial complex of the region (on the materials of the Republic of Caracas-Circassia)

f \ Л московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10048 Текеев Магомет Эльмурзаевич,

д.с-х.н., профессор, Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск

Текеева Халимат Эльмурзаевна, к.э.н., доцент, Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск

Tekeev Magomet Elmurzayevich, Professor, North Caucasus State Academy, Cherssk

Tekeeva Halimat Elmurzayevna, Associate Professor, North Caucasus State Academy, Cherssk

Аннотация. В условиях применения международных санкции строительство новых современных тепличных комплексов и модернизация производства существующих сельскохозяйственных предприятий с применением прогрессивных технологий выращивания овощных культур в каждом регионе может способствовать созданию ценовой стабильности и доступности свежих овощей для населения.

В статье рассмотрена маркетинговая стратегия инновационного развития выращивания овощей защищенного грунта.

Summary. Under international sanctions, the construction of new modern greenhouse complexes and the modernization of the production of existing agricultural enterprises using progressive technologies for growing vegetables in each region can contribute to the creation of price stability and accessibility of fresh vegetables for the population.

The article considers the marketing strategy of innovative development of growing vegetables of protected soil.

Ключевые слова: сельскохозяйственные предприятия, овощеводство защищенного грунта, анализ, рынок, потребление, продукция, партнеры, проект, производство, импортозамещение.

Keywords: agricultural enterprises, vegetable growing of protected soil, analysis, market, consumption, products, partners, project, production, import substitution.

Проведенный анализ потребительского рынка основных видов овощной продукции на территории РФ, ЦФО, ЮФО, СКФО, Карачаево-Черкесской Республики и перспектив его развития позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день площадь защищенного грунта в России составляет порядка 2,9 тыс. га.

Из них площадь зимних теплиц - 2,3 тыс. га, что далеко от реальных потребностей овощного потребительского рынка страны[ 1 ].

Для сравнения площади защищенного грунта составляют: в Польше - 6,3 тыс. га; во Франции - 8,5 тыс. га, в Нидерландах - 10 тыс. га, в Марокко - 10 тыс. га, в Италии - 20 тыс. га, в Турции - 35 тыс. га, в Японии - 42 тыс. га, в Испании -52 тыс. га, в Китае - 80 тыс. га, а вместе с плёночными теплицами - 1,8-2,0 млн. га[3].

Для обеспечения потребности россиян свежими овощами в соответствии с научно обоснованными медицинскими нормами потребления овощей, необходимо построить еще 3 300 га зимних теплиц, увеличив их площадь до 5 280 га, что позволит получать в России 6,8 млн. тонн свежей овощной продукции (потенциальный рынок).

В целях увеличения производства свежих овощей в России Министерством сельского хозяйства РФ разработана и реализуется программа «Развитие овощеводства защищенного грунта Российской Федерации на 2013-2020 годы» [2].

В перспективе увеличение объемов производства свежей овощной продукции произойдет за счет строительства новых современных тепличных комплексов и развития фермерских хозяйств.

Основная тенденция по расширению площадей защищенного грунта в России -строительство новых тепличных комплексов в южных регионах РФ с целью снизить издержки на отопление и обогрев теплиц.

Изучение и анализ потребительского рынка овощной продукции в России и перспективы развития тепличной отрасли сельского хозяйства способствовали принятию решения о реализации крупномасштабного инвестиционного проекта в Карачаево-Черкесской Республике в рамках Государственно-частного партнерства с участием АО «Корпорация развития КЧР» и ООО «Группа Прогресс» [3].

Необходимо отметить выгодное географическое расположение тепличного комплекса, который расположен в VI световой зоне, наиболее благоприятной для выращивания овощных культур в защищенном грунте.

Реализация инвестиционного проекта создает предпосылки для устойчивого развития отрасли овощеводства защищенного грунта в республике и решает задачу создания современных рабочих мест в сельской местности. Тепличный овощной комбинат должен стать ведущим сельхозпредприятием в республике по объему производства и инновациям в промышленное сельскохозяйственное производство[4].

Основными овощными культурами для создаваемого агрокомбината являются огурцы и томаты с годовым объемом производства 3 870 тонн и 2 520 тонн соответственно. На предприятии планируется применять самые передовые технологии с целью производства экологически безопасной овощной продукции при минимальных затратах на ее производство.

Карачаево-Черкесская республика в целом имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности.

В структуре валового регионального продукта большая доля приходится на промышленность-24,8 процента и сельское хозяйство- 18 процентов.

В Карачаево-Черкесской республике реализуется проект в рамках государственной программы импортозамещения.

Рынок реализации готовой продукции - Карачаево-Черкесская Республика, г. Москва, Московская область, с возможным последующим выходом на новые перспективные рынки сбыта ЦФО, СКФО и ЮФО РФ.

Основной целью проекта является создание рентабельного сельскохозяйственного производства по круглогодичному выращиванию овощных культур с применением современных методов гидропоники, что позволит получать стабильно высокий урожай при умеренных затратах[5].

По признанию специалистов, тепличный бизнес в России переживает «вторую молодость».

В 2015-2016 годах отечественные и зарубежные инвесторы проявляли больше интереса к строительству новых тепличных комплексов для выращивания цветов на срез, рассады и производства семян.

Начиная с 2016 года, наметилась заметная тенденция ускоряющегося роста ввода новых тепличных комплексов и реконструкция «старых» теплиц по выращиванию свежей овощной экологически безопасной продукции. Ежегодный прирост площадей защищенного грунта составляет 10-20%.

Основным направлением в строительстве новых тепличных комплексов является использование современного инженерно-технического и технологического оборудования для круглогодичного производства свежей овощной продукции.

Для всех регионов характерны большие сезонные колебания цен на свежие овощи (в 23 раза) и большая доля импортной овощной продукции в межсезонье.

Цены реализации свежих овощей носят сезонный характер, вызванный в основном природно-климатическими факторами и покупательским спросом. Наибольшее колебание цен на свежие овощи потребительского рынка Российской Федерации наблюдаются между зимним и летним периодами.

Максимальные пики цен на томаты достигают в январе-апреле и составляют в среднем от 130 до 160 руб./кг (максимум 180 руб./кг).

Минимальное падение цены реализации на томаты наблюдаются в августе и сентябре опускаясь до 35 - 40 руб./кг. Средняя цена реализации за сезон составляет 90 - 95 руб./кг.

Основными российскими конкурентами для производителей овощной продукции в Карачаево-Черкесии являются личные и фермерские хозяйства республики, Краснодарского края и местные крупные тепличные комбинаты: ОАО Агрокомбинат «Тепличный», ООО «Овощи Краснодарского края», ЗАО «УК «Экогеос».

Всё более заметным игроком на рынке тепличных овощей становится сеть относительно мелких фермерских хозяйств, некоторые из которых ориентированы на выращивание свежих овощей в весенних пленочных теплицах. Начинают также развивать собственные тепличные хозяйства и некоторые крупные торговые сети.

Особенности маркетинга в тепличных хозяйствах предопределяются, с одной стороны, наличием четко выраженных «пиков» потребности в овощной продукции, и с другой невозможностью накапливания больших запасов овощей, являющихся скоропортящимся товаром, что обусловливает необходимость четкой организации процессов производства и реализации, хорошо отлаженных сбытовых и логистических систем, эффективных маркетинговых коммуникаций.

Для сбыта овощной продукции на потребительском рынке присущи немало острых проблем во взаимоотношениях с торгующими компаниями, дорогие «входные билеты» в торговые сети, нерешённость логистического вопроса на государственном уровне.

Для компаний-конкурентов, борющихся за потребителей, принципиальным оказывается открытая, простая демонстрация своих достоинств, производственного процесса и обработки, транспортировки товара, который оказывается свежим, экологичным и готовым к употреблению. Это позволит покупателю «своими глазами» увидеть выгоду, которую он получает, приобретая данный продукт и сделать уже сознательный выбор в пользу определенного бренда. Для анализа диагностики предприятия целесообразно использовать показатели с указанными весовыми коэффициентами для каждого из них [6].

В этих реалиях важную роль играет наличие у производителя собственной торговой марки и запоминающейся упаковки.

Таблица 1 — Й'УУ'ОТ-анализ продвижения продукции

Внутренняя среда

Сильные стороны 1. Высокое качество продукции. 2.Большие производственные площади. 3. Гибкое производство. 4.Контроль технологического процесса опытными специалистами. 5. Широкий ассортимент продукции. 6. Гибкая ценовая политика. 7.Новейшие технологии пронзводств а. Слабые стороны Отсутствие собственных торговых точек.

Внешняя среда

Возможности 1. Привлечение новых клиентов. 2. Увеличение доли рынка. 3. Расширение ассортимента. 4. Создание сети собственной торговой фирменной сети. 5. Слабая насыщенность рынка свежен овощной продукции в регионе. 6. Развитие клиентской базы в соседних регионах. Угрозы 1. Демпинговая ценовая политика региональных конкурентов, конкурентов из прилегающих регионов, зарубежных экспортёров. 2. Внедрение конкурентами новых технологии. 3. Расширение производственных площадей у конкурентов.

План производства и продаж готовой продукции сформирован с учетом производственных мощностей и потенциальной емкости рынка сбыта.

В заключении необходимо отметить, что в современных условиях именно неценовые методы конкурентной борьбы являются главными гарантами роста конкурентоспособности товаропроизводителей и устройство данного агрокомплекса - это один из этапов реализации программы продовольственной безопасности российской Федерации и при этом является важным этапом инновационного развития агрокомплекса Карачаево-Черкесии, СКФО и России в целом.

Список литературы

1. Хубиева М.Д., Текеева Х.Э. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия //Московский экономический журнал-№5-2018, С 181-189.

2. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 01.12.2014 N 384-ФЗ (последняя редакция), Подпрограмма «Развитие

овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».

3. Ендовицкий, Е.А. Анализ инвестиционной привлекательности организации/ Под редакцией Д.А. Ендовицкого - М.: КНОРУС, 2012. - 376 с.

4. Плужников В.Г., Смагин В.Н., Шикина С.А. Анализ существующих методов оценки инвестиционной активности предприятия / Экономический анализ: теория и практика, 2015. № 2 (401). С. 2-10.

5. Текеева Х.Э. Особенности оформления и этапы управления инвестиционными проектами//Материалы II международной научно-практической конференции «Кризис XXI века проблемы и пути решения» Саратов, 2016.

6. Красникова, А.В. Методический подход к оценке инвестиционной привлекательности инновационного проекта / Организатор производства. - 2012. - Т.53. - №2. - С108-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.