Научная статья на тему 'Маркетинговая политика в новых экономических реалиях'

Маркетинговая политика в новых экономических реалиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / СОВОКУПНЫЙ СПРОС / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / AGRO-FOOD MARKET / MARKETING POLICY / MARKET CONJUNCTURE / DOMESTIC FINAL DEMAND / IMPORT SUBSTITUTION INDUSTRIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверьянова В.Ф.

Маркетинговая политика это инструмент успешного моделирования отношений потребителей и производителей. Цель исследования состоит в научном анализе различных подходов при формировании маркетинговой политики в новых экономических реалиях и их моделирование в рамках агропродовольственного рынка. Объектом исследования является агропродовольственный рынок, в том числе северо-западные субъекты хозяйствования рынка мясной продукции. Последствия санкций и антисанкций открыли объективную возможность для развития агропрома. Российский агропродовольственный рынок в режиме импортоблокирующей ситуации способен побороться за потребителя. Результаты исследования говорят о том, что для обладания преимуществами перед конкурирующими сторонами в агропромышленной сфере необходима маркетинговая политика, обеспечивающая постоянный динамичный рост и развитие, повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Маркетинговая политика в современном конъюнктурном режиме агропродовольственного рынка это симбиоз нужд потребителя и продавца. Переход на траекторию эффективного развития хозяйствующих субъектов аграрного рынка возможен при формировании правильной маркетинговой политики. Включение инноваций в процесс формирования маркетинговой политики, положительные изменения в производственно-торговом процессе, совершенствование технологий, моделирование отношений потребителей и производителей определяют конкурентные преимущества субъектов агропродовольственного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing policy is a tool for successful modeling of relations between consumers and producers. The purpose of the research is to scientifically analyze the features of the development of the agro-food market and to simulate different approaches to the formation of marketing policy in the new economic realities. The object of the research is the agro-food market, including the northwestern economic entities of the meat market. The consequences of sanctions and anti-sanctions opened a fair opportunity for the development of the agro-industry. Within the mode of import-blocking situation Russian agro-food market is able to compete for the consumer. The results of the research indicate that in order to have advantages over competing parties in the agro-industrial sphere the marketing policy ensuring a constant dynamic growth, development and increasing the competitiveness of economic entities is highly required. Marketing policy within the current market conditions of the modern agro-food market is a symbiosis of the needs of the consumer and the seller. Transition to the trajectory of the effective development of economic entities of the agrarian market is possible when the correct marketing policy is created. Inclusion of innovations into the process of marketing policy development, positive changes in the production and trade process, improvement of technologies, modeling of relations between consumers and producers determine the competitive advantages of the economic entities of the agro-food market.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая политика в новых экономических реалиях»

УДК 339.138

Канд. экон. наук В.Ф. АВЕРЬЯНОВА (СПбГАУ, avios4@mail.ru)

МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ

Агропродовольственный рынок представляет собой систему экономических отношений и институциональных форм по обеспечению агросырьевой и продовольственной продукцией. Покупатели приобретают продовольственные продукты, чтобы удовлетворить свои потребности в пище, а их выбор определяет и направления и динамику развития агропродовольственного рынка. Осознание потребностей и стремление их удовлетворить предопределяют маркетинговую политику. Маркетинговая политика в новых экономических реалиях - это инструмент успешного моделирования отношений потребителей и производителей.

Цель исследования состоит в научном анализе различных подходов при формировании маркетинговой политики в новых экономических реалиях и их моделирования в рамках агропродовольственного рынка.

Материалы, методы и объекты исследования. Материалами исследования послужил накопленный научный опыт в трудах отечественных и зарубежных ученых. Информационную основу исследования составили правовые и нормативные документы, материалы и отчеты государственных органов и научных учреждений, специальная литература, а также результаты монографических и социологических исследований. В ходе исследования приметались информационно-аналитический метод, а также метод моделирования. Объектом исследования является агропродовольственный рынок, в том числе северо-западные субъекты хозяйствования рынка мясной продукции.

Современный агропродовольственный рынок - динамичный, с быстро меняющейся конъюнктурой и составом участников. Экономические санкции, введенные в марте 2014 г. странами ЭС и США против РФ, и ответное эмбарго России на поставки продуктов с Запада привели к изменению конъюнктуры рынка и пониманию, что в сложившейся ситуации нашей стране необходимы инновационные технологии. В этих условиях для хозяйствующих субъектов рынка важна способность владеть ситуацией, прогнозировать ее развитие, правильно формировать маркетинговую политику. Маркетинговая политика в новых экономических реалиях должна искать пути прорыва в будущее, а значит, маркетинговые стратегии отечественных производителей должны стать стратегиями товарных инноваций, ориентированными на производство отечественной продукции.

Продовольственное эмбарго активизировало импортозамещение, в том числе в производстве мяса птицы и свинины.

Становится очевидно, что российский агропродовольственный рынок получил возможность побороться за потребителя в настоящей импортоблокирующей ситуации. По подсчетам Минсельхоза, общий объем производства сельскохозяйственной продукции вырос на 3,4%. При этом объем намолоченных зерновых и зернобобовых культур вырос на 21,7% до 101,7 млн тонн. Производство мясного животноводства выросло на 5,2%, птицеводства на - 4,1%, яиц- на 1,9%.

Если рассматривать последствия санкций и антисанкций как объективную возможность для развития агропрома Северо-Запада, то следует видеть перспективы в наращивании собственных мощностей и производства отечественной продукции. Из числа северо-западных субъектов особенно интенсивный рост объемов производства всей продукции АПК в течение 2013 - 2016 гг. наблюдается в Псковской области. Положительные тенденции в Ленинградской и Калининградской областях. Мурманская и Архангельская области, напротив, демонстрируют снижение объемов производства, преимущественно в животноводстве.

5 4 3 2 1 О

Говядина Свинине

млн. т

■ Внутреннее производство

■ Импорт"

"Включая Белоруссию и субпродукты.

Источник ИКАР

Мясо птицы

Рис. 1. Импортозамещение на мясную продукцию, млн.т

Таблица. Индексы производства продукции АПК, в процентах

Субъекты 2013 2014 2015 2016

РФ 105,8 103,5 102,6 104,8

СЗФО 99,9 104,7 104,7 101,2

Псковская обл. 112,9 122,9 115,5 119,3

При своевременной государственной поддержке и правильной маркетинговой политике потенциал Северо-Западного региона способен стать локомотивом импортозамещения.

Между тем рост цен на продовольственные товары накладывает серьезные ограничения в области продвижения сельхозпродукции и снижает покупательную способность. Индекс потребительских цен в Санкт-Петербурге демонстрирует нездоровую динамику, но в сравнении с 2014 г. его показатели улучшились.

кп ......... ■ ■ .

—•—2014

янв фев мар апр ма июн июл

Источник: Росстат

Рис. 2. Индекс цен на продовольственные товары в Санкт-Петербурге, в % к предыдущему месяцу

С индексом цен на продукцию агропромышленного сектора тесно коррелирует покупательная способность. Покупательная способность (товарный эквивалент среднемесячного денежного дохода) в январе - декабре 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. значительно снизилась. Снижение покупательной способности доходов населения привело к снижению потребительского спроса.

Рост цен вследствие экономических санкций и продовольственного эмбарго, снижение денежных доходов и покупательной способности населения означает то, что россияне стали в значительно большей степени экономить на продовольствии и не желают увеличивать свои расходы. Наши исследования дают основания утверждать, что доход покупателя остается решающим фактором, оказывающим своё влияние на потребление продовольствия. В зависимости от того, повышается или понижается уровень реальных доходов населения, формируется тенденция или к улучшению потребления продовольствия или к его ухудшению. Здесь действует зависимость, впервые установленная прусским статистиком Э. Энгелем в 1857г., и получившая силу закона. Суть закона Энгеля заключается в том, что чем уровень семейных доходов в стране выше, тем доля расходов на питание ниже.

В то же время для российских агропроизводителей это ознаменовалось увеличением объемов производства практически во всех отраслях сельского хозяйства. Процесс импортозамещения дает возможность российским хозяйствам завоевать рынок. Санкции и продуктовое эмбарго «впустили» российских аграриев в розничные сети, чья сельхозпродукция заменила многих европейских поставщиков. Российский потребитель готов быть «патриотом» потребления своей национальной продукции при ее соответствующем качестве.

ГЛОБАЛЬНАЯ/МЕЖДУНАРОДНАЯ МАиКА (ПРОИЗВОДИТСЯ ПО ВСЕМУ МИРУ)

МЕСТНАЯ МАРКА (ПРОИЗВОДИТСЯ НА МЕСТНОМ РЫНКЕ) МНЕ НЕ ВАЖНО ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАРКИ

№ КАТЕГОРИИ

О овощи ^^^^ 19%

о МЯСО (ГОВЯДИНА, КУРИЦА. СВИНИНА) ^^^^ 13%

о молоко ^^^^ 11%

о ЙОГУРТ ^^^^ 20%

о ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ^^^^ 22%

Источник: The Nielsen Global Brand-Origin Survey, 2015

Рис. 3. Распределение предпочтений российских потребителей к происхождению

бренда по категориям

Тот факт, что российские покупатели отдают предпочтение российским производителям, объясняется наиболее выгодной ценой и желанием получить качественный продукт и предвещает, в обозримом будущем, обострение внутренней конкуренции. Правильное формирование маркетинговой политики позволит поставлять на рынок такой товар, который способен удовлетворять потребности целевых рынков лучше, чем конкуренты.

Маркетинговая политика, как философия и инструментарий предпринимательской деятельности, является результатом повышения конкурентоспособности субъекта экономической деятельности.

Маркетинговая политика в новых экономических условиях - это конкурентное позиционирование, основанное на повышении качества продукции, положительных изменениях в производственно-торговом процессе, совершенствовании технологий. Включение инноваций в процесс формирования маркетинговой политики необходим для трансформации идей в новые или улучшенные продукты и услуги. Маркетинговая политика формируется в зависимости от сложившейся ситуации и базируется на общей стратегии. Фирма, уверенно закрепившаяся на рынке, скорее всего, реализует иную стратегию, нежели фирма, которая только начинает запуск своей деятельности. Маркетинговые стратегии могут также различаться в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится каждый хозяйствующий субъект. В связи с этим можно рассматривать отдельные классификации, в которые входят как основные или наиболее общие стратегии, так и выделенные по определённым признакам и характеристикам^]. Базовые маркетинговые стратегии, такие как стратегия внедрения на рынок, стратегии рыночного роста, стратегии рыночной зрелости, стратегии, ориентированные на доминирование на рынке, являются вектором в формировании маркетинговой политики, но в современных экономических условиях должны ориентироваться на следующее:

- инновационную товарную политику;

- инновационную сбытовую политику;

- инновации в ценообразовании;

- инновационный коммуникативный подход (К-микс).

Однако, приоритетом являются не столько цели производителя товара, сколько потребности покупателей. В современных условиях инновационная маркетинговая политика несет в себе некую концепцию, в основе которой лежит постоянное совершенствование методов и продуктов маркетинга. Инновации - это непрерывное развитие и совершенствование. Инновации в маркетинге - это особый инструмент воплощения новых идей, расширения ассортимента, повышения конкурентоспособности. Инновация в существующих теории и практике понимается как процесс получения новых идей по поводу имеющегося продукта или услуги, но одновременно следует учитывать, что изменение отношения потребителей к инновационному продукту является важной составляющей всей инновационной активности. Именно потребитель определяет позицию конкурентоспособности продукции на рынке.

Результаты исследования. Последствия санкций и антисанкций открыли объективную возможность для развития агропрома. Российский агропродовольственный рынок в режиме импортоблокирующей ситуации способен побороться за потребителя. Результаты исследования говорят о том, что для обладания преимуществами перед конкурирующими сторонами в агропромышленной сфере необходима маркетинговая политика, обеспечивающая постоянный динамичный рост и развитие, внесение инноваций в деятельность и продукты, постоянное отслеживание потребностей целевых рынков. Маркетинговая политика - это инструмент успешного моделирования отношений потребителей и производителей

Выводы. Маркетинговая политика в современном конъюнктурном режиме агропродовольственного рынка - это симбиоз нужд потребителя и продавца. Переход на траекторию эффективного развития хозяйствующих субъектов аграрного рынка возможен при формировании правильной маркетинговой политики. Включение инноваций в процесс формирования маркетинговой политики, положительные изменения в производственно-торговом процессе, совершенствование технологий, моделирование отношений потребителей и производителей определяют конкурентные преимущества субъектов агропродовольственного рынка.

Литература

1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 573 с.

2. Москалев М.В. Стратегическое развитие экономического потенциала и конкурентоспособности субъектов аграрного сектора региона: Монография. - СПб: СПбГАУ, 2015.-244 с.

3. Create your marketing strategy // Info entrepreneurs. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.infoentrepreneurs.org/en/guides/create-your-marketing-strategy

4. Москалёв С.M. Особенности выбора и освоения эффективных маркетинговых стратегий // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2017. - №1(46).

5. Аверьянова В.Ф., Виноградова Т.Г. Формирование инфраструктуры продовольственного рынка: Монография. - СПб: СПбГАУ, 2010. - 164 с.

Literatura

1. Bagiev G.L., Tarasevich V.M. Marketing: Textbook for universities. Third edition. - SPb: Piter, 2010 - 573pgs.

2. Moskalev M.V. Strategic development of economic potential and competitiveness of the subjects of the agrarian sector of the region: Monograph. - SPb: SPbSAU, 2015. - 244 pgs.

3. Create your marketing strategy // Info entrepreneurs. [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.infoentrepreneurs.org/en/guides/create-your-marketing-strategy

4. Moskalev S.M. The peculiarities of selection and development of effective marketing strategies // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2017. - №1(46).

5. Averianova V.F., Vinogradova T.G. Food market infrastructure development: Monograph.- SPb: SPbSAU, 2010.- 164 pgs.

УДК 332.1

Аспирант P.H. ЛУЧКОВСКИЙ

(СПбГАУ, luch.rodion i7 mail.ru)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения устойчивого стратегического развития отечественного аграрного производства на территориально-отраслевом уровне каждого регионального субъекта.

Цель исследования заключается в системе эффективных инструментов и методов управления стратегического развития субъектов аграрного сектора экономики региона, развивающих их потенциал и повышающих уровень конкурентоспособности в целом.

Материалы, методы и объекты исследования. Объектом исследования были выбраны хозяйствующие субъекты аграрного сектора Ленинградской области и региональные агропродовольственные рынки. Предметом исследования выступают механизмы регулирования стратегического потенциала аграрного сектора экономики.

Теоретической и методологической основой исследования послужил накопленный научный опыт в трудах отечественных и зарубежных экспертов и специалистов по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.