УДК 615.451.13(574)
Камалова Б.Е.
студент кафедры фармации, Казахский национальный медицинский университет им С.Д. Асфендиярова
(г. Алматы, Республика Казахстан)
Досжанова Б.А.
магистр технических и технологических наук, начальник отдела производства ТОО «Келун-Казфарм» (г. Алматы, Республика Казахстан)
МАРКЕТИНГОВАЯ ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА ИНФУЗИОННЫХ РАСТВОРОВ
Аннотация: целью настоящего исследования была маркетинговая оценка и анализ фармацевтического рынка инфузионных растворов.
Маркетинговая оценка и анализ фармацевтического рынка инфузионных растворов получены по оценке специалистов BusinesStat и через список Евразийской экономической комиссии, то есть Реестр. В последнее время на основе результатов исследований, полученных в различных странах мира, разработаны и внедрены в клиническую практику новые комплексные подходы к лечению и профилактике многих нозологических форм заболеваний с использованием инфузионных растворов с учетом уровня и степени имеющихся нарушений в организме.
Рынок инфузионных растворов продолжает расти, несмотря на то, что список представленных на мировом фармацевтическом рынке инфузионных растворов насчитывает более 100 международных непатентованных наименований и около 400 торговых наименований.
Следовательно, своевременность и успешность лечения многих заболеваний, связанных с нарушениями, в послеоперационном периоде, чтобы исправить потерю жидкости при обезвоживании различного генеза, чтобы компенсировать дефицит, во многом зависят от того, достаточно ли насыщен фармацевтический рынок инфузионными растворами.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, инфузионные растворы, клиническая практика, патент.
Цель исследования: маркетинговая оценка и анализ фармацевтического рынка инфузионных растворов.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования послужили специалисты BusinesStat фармацевтической продукции и список Евразийской Экономической Комиссии.
В настоящее время неуклонно растет число случаев потери жидкости при обезвоживании различного генеза, рвоты, диареи, послеоперационного периода, коллапса, шока (как компонента различных кровезамещающих и противошоковых жидкостей), потери объема плазмы крови во время операции, аллергических, аутоиммунных, эндокринных, онкологических и других заболеваний. Инфузионные растворы выполняют важную функцию поддержания стабильности внутренней среды организма. Эта его функция осуществляется путем распознавания и уничтожения инородных тел эндогенного характера и экзогенного проникновения в организм. Кроме того, их цены растут на рынке продаж и использования. В связи с изложенным актуальным вопросом стало проведение всестороннего рыночного анализа инфузионных растворов.
Важно отметить, что продажи на рынке инфузионных растворов не совпадают с фактическим потреблением. Это связано с тем, что больницы и медицинские центры, которые являются их основными потребителями, имеют собственные запасы инфузионных растворов, необходимых для непредвиденных обстоятельств. Фактически, продукты продаются на рынке, но также находятся на больничном складе и не потребляются в отчетном году.
Самыми популярными инфузионными растворами являются хлорид натрия и глюкоза, на которые приходится около 80% продаж. На рынке имеются
дорогие импортные инфузионные растворы для лечения тяжелых заболеваний, не имеющие аналогов среди казахстанской продукции, но их доля на рынке невелика.
Инфузионные лекарственные препараты занимают 2,2% среди зарегистрированных в Республике Казахстан лекарственных препаратов и представлены 164 наименованиями. Список лекарственных средств для инфузий и остальных показан на рисунке 1.
О Раствор для инфузий Другие лекарства
Рисунок 1. Список лекарственных средств для инфузий и остальных, зарегистрированных в Государственном реестре.
Как показано на рисунке выше, объем инфузионных растворов среди лекарственных средств, зарегистрированных в Республике Казахстан по анализу 2021 года, составил 2,2%. В том числе количество зарегистрированных инфузионных растворов - 36, количество зарегистрированных инфузионных растворов хлорида натрия - 2. это показано на рисунке 2 ниже. Динамика регистрации инфузионных растворов на казахстанском фармацевтическом рынке представлена в таблице 1.
□ Регистрируемая объемная доля раствора для инфузий хлорида натрия,
□ Регистрируемая объемная доля других инфузионных растворов
Рисунок 2. Инфузионный раствор хлорида натрия, зарегистрированный в Государственном реестре, и объемная доля остальных инфузионных растворов.
Таблица 1. Динамика регистрации инфузионных растворов на фармацевтическом рынке Казахстана
№ Год регистрации Зарегистрированные лекарства
Все Yлес, %
1 2016 6 17,1
2 2017 5 14,3
3 2018 9 25,7
4 2019 5 14,3
5 2020 3 8,6
6 2021 7 20,0
Заключение: 35 100,0
По данным, большинство инфузионных растворов на рынке Казахстана -25,7 % (9 инфузионных растворов) зарегистрировано в 2018 году. На рынке в 2017, 2019 годах зарегистрировано 14,3 % (5 инфузионных растворов), в 2020 году - 8,6 % (3 инфузионных раствора), в 2021 году - 20 % (7 инфузионных растворов).
Среди отечественных предприятий по производству инфузионных растворов хлорида натрия количество зарегистрированных производителей 2.это: Kelun-Kazpharm; ТОО (Келун-Казфарм), ТОО "НУР-МАЙ ФАРМАЦИЯ".
По данным «анализа рынка инфузионных растворов в Казахстане», подготовленного BusinesStat в 2021 году, в 2016-2020 годах их продажи в стране выросли в среднем на 2,3% в год. Объем продаж в 2020 году составил 544,9 млн флаконов, что на 10,6% превышает значение 2016 года. Наибольший рост продаж наблюдался в 2020 году - на 3,8% по сравнению с уровнем 2019 года, что связано с пандемией коронавируса. В 2020 году число госпитализаций в стране увеличилось на 1,6% к уровню 2019 года и составило 48,1 млн случаев. Из-за пандемии правительство страны выделило средства на открытие инфекционных больниц и расширение коечного фонда для пациентов с коронавирусом. В дополнение к стандартным инфузионным растворам, используемым во время госпитализации, в 2020 году увеличился спрос на инфузионные растворы антибиотиков, рекомендованные для лечения covid-19 - это растворы левофлоксацина, линезолида, моксифлоксацина. Также в 2020 году на треть возросла закупка препаратов с ацетаминофеном в стационаре, часть из которых была приобретена в виде раствора для инфузий.
Currently, the number of cases of fluid loss due to dehydration of various genesis, vomiting, diarrhea, postoperative period, collapse, shock (as a component of various blood-substituting and antishock fluids), loss of blood plasma volume during surgery, allergic, autoimmune, endocrine, oncological and other diseases is steadily increasing. Infusion solutions perform an important function of maintaining the stability of the internal environment of the body. This function is carried out by recognizing and destroying foreign bodies of an endogenous nature and exogenous penetration into the body. In addition, their prices are rising in the sales and use market. In connection with the above, a comprehensive market analysis of infusion solutions has become an urgent issue.
It is important to note that sales on the infusion solutions market do not coincide with actual consumption. This is due to the fact that hospitals and medical centers, which are their main consumers, have their own stocks of infusion solutions necessary for unforeseen circumstances. In fact, the products are sold on the market, but they are also in the hospital warehouse and are not consumed in the reporting year.
The most popular infusion solutions are sodium chloride and glucose, which account for about 80% of sales. There are expensive imported infusion solutions for the treatment of serious diseases on the market that have no analogues among Kazakh products, but their market share is small.
Infusion medicines occupy 2.2% of the medicines registered in the Republic of Kazakhstan and are represented by 164 names. The list of medicines for infusions and others is shown in Figure 1.
D Solution for infusion Other medicines Figure 1-List of medicines for infusions and others registered in the State Register.
As shown in the figure above, the volume of infusion solutions among medicines registered in the Republic of Kazakhstan according to the analysis of 2021 was 2.2%. Including the number of registered infusion solutions - 36, the number of registered infusion solutions of sodium chloride - 2. This is shown in Figure 2 below. Dynamics of registration of infusion solutions in the Kazakhstan pharmaceutical market is presented in Table 1
□ The registered volume fraction of the solution for sodium chloride infusions
■The registered volume fraction of other infusion solutions Figure 2-the infusion solution of sodium chloride registered in the State Register, and the volume fraction of the remaining infusion solutions.
Table 1-dynamics of registration of infusion solutions in the pharmaceutical market of Kazakhstan
№ Year of registration Registered medicines
All Share, %
1 2016 6 17,1
2 2017 5 14,3
3 2018 9 25,7
4 2019 5 14,3
5 2020 3 8,6
6 2021 7 20,0
Conclusion: 35 100,0
According to the data, the majority of infusion solutions on the market of Kazakhstan - 25.7% (9 infusion solutions) were registered in 2018. In 2017, 2019, 14.3% (5 infusion solutions) were registered on the market, in 2020 - 8.6% (3 infusion solutions), in 2021 - 20% (7 infusion solutions).
Among the domestic enterprises for the production of sodium chloride infusion solutions, the number of registered manufacturers is 2.These are: Kelun-Kazpharm; LLP (Kelun-Kazpharm), NUR-MAY PHARMACY LLP.
According to the "analysis of the infusion solutions market in Kazakhstan" prepared by Businessstat in 2021, in 2016-2020 their sales in the country increased by an average of 2.3% per year. Sales in 2020 amounted to 544.9 million bottles, which is 10.6% higher than in 2016. The largest increase in sales was observed in 2020 - by 3.8% compared to the level of 2019, which is associated with the coronavirus pandemic. In 2020, the number of hospitalizations in the country increased by 1.6% compared to 2019 and amounted to 48.1 million cases. Due to the pandemic, the Government of the country allocated funds for the opening of infectious diseases hospitals and the expansion of the bed fund for patients with coronavirus. In addition to the standard infusion solutions used during hospitalization, in 2020 the demand for infusion solutions of antibiotics recommended for the treatment of covid-19 increased - these are solutions of levofloxacin, linezolid, moxifloxacin. Also in 2020, the purchase of drugs with acetaminophen in the hospital increased by a third, some of which were purchased in the form of an infusion solution.
Заключение
В данной работе предпринята попытка маркетинговой оценки и анализа отечественного фармацевтического рынка инфузионных препаратов.
Маркетинговая оценка и анализ отечественного фармацевтического рынка инфузионных растворов за 2016-2022 годы по оценке специалистов BusinesStat и по списку Евразийской экономической комиссии были проведены определения и исследования. В результате в 2021-2025 годах по списку Евразийской экономической комиссии и прогнозу BusinesStat продажи инфузионных растворов на рынке Казахстана будут продолжать увеличиваться на 2,0-3,5% в год, что в первую очередь будет связано с увеличением спроса со стороны госпитального сектора. При этом в связи со снижением численности населения темпы роста будут постепенно замедляться. В 2025 году продажи инфузионных растворов в Казахстане достигли 622,7 млн бутылок, что на 14,3% превышает значение 2020 года.
Таким образом, это обзорное исследование, представленное в качестве основной цели, представляет собой тревожную потребность в информировании различных слоев общества, правительства, сектора экономики и системы здравоохранения о непредвиденной необходимости действий для создания более эффективных инфузионных препаратов. Информация, представленная вместе с анализом в данном исследовании, вносит большой вклад в рост фармацевтического рынка, потребительских тенденций пандемии COVID-19 в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, но стоит отметить о вреде пандемии.
Conclusion
In this paper, an attempt is made to market evaluation and analysis of the domestic pharmaceutical market of infusion drugs.
Marketing assessment and analysis of the domestic pharmaceutical market of infusion solutions for 2016-2022 according to the assessment of Businessstat specialists and according to the list of the Eurasian Economic Commission, definitions and studies were carried out. As a result, in 2021-2025, according to the list of the Eurasian Economic Commission and the forecast of Businessstat, sales of infusion solutions in the market of Kazakhstan will continue to increase by 2.0-3.5% per year, which will primarily be due to an increase in demand from the hospital sector. At the same time, due to the decline in the population, the growth rate will gradually slow down. In 2025, sales of infusion solutions in Kazakhstan reached 622.7 million bottles, which is 14.3% higher than in 2020.
Thus, this review study, presented as the main goal, represents an alarming need to inform various segments of society, government, the economy sector and the health care system about the unforeseen need for action to create more effective infusion drugs. The information presented together with the analysis in this study makes a great contribution to the growth of the pharmaceutical market, consumer trends of the COVID-19 pandemic in the short, medium and long term, but it is worth noting about the harm of the pandemic.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Новикова Н. Маркетологи призвали участников фармрынка объединиться. - Аптечный Вестник - №42 (489), 25.12.2018 г
2. Медицина и фармацевтика Узбекистана-Госпитальный рынок Республики Казахстан за I кв. 2017 г.
3. ФармЭксперт-Центр маркетинговых исследований-Переломный момент: обзор фармрынка Казахстана по итогам 2019-2020 г.
4. Аптечный рынок Казахстана: итоги I квартал 2020 г. Раздел: Фармакология и фармация — Опубликовано 21.06.2021.
5. https://www.google.com/url?sa=i&url=https3A2F2Fmarketing.rbc.ru&source= images&cd.
Kamalova B.E.
student of the Department of Pharmacy, Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov (Almaty, Republic of Kazakhstan)
Doszhanova B.A.
Master of Technical and Technological Sciences, Head of the Production Department of Kelun-Kazpharm LLP (Almaty, Republic of Kazakhstan)
MARKETING EVALUATION AND ANALYSIS OF DOMESTIC PHARMACEUTICAL MARKET OF INFUSION SOLUTIONS
Abstract: the purpose of this study was marketing evaluation and analysis of the pharmaceutical market of infusion solutions.
Marketing assessment and analysis of the pharmaceutical market of infusion solutions were obtained according to the assessment of Businessstat specialists and through the list of the Eurasian
Economic Commission, that is, the Register. Recently, based on the results of studies obtained in various countries of the world, new integrated approaches to the treatment and prevention of many nosological forms of diseases using infusion solutions have been developed and introduced into clinical practice, taking into account the level and degree of existing disorders in the body.
The infusion solutions market continues to grow, despite the fact that the list of infusion solutions presented on the global pharmaceutical market includes more than 100 international nonproprietary names and about 400 trade names.
Consequently, the timeliness and success of the treatment of many diseases associated with disorders in the postoperative period, in order to correct fluid loss during dehydration of various genesis, in order to compensate for the deficit, largely depend on whether the pharmaceutical market is sufficiently saturated with infusion solutions.
Keywords: pharmaceutical market, infusion solutions, clinical practice, patent.
The purpose of the study: marketing evaluation and analysis of the pharmaceutical market of infusion solutions.
Materials and methods of research
The materials of the study were the specialists of the Businessstat of pharmaceutical products and the list of the Eurasian Economic Commission.