МАРКЕТИНГ РОБОТИЗАЦИИ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Синяева И.М.
СИНЯЕВА Инга Михайловна - доктор экономических наук, профессор Департамента менеджмента, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В представленной статье исследуется актуальная проблема формирования целостной системы маркетинга в процессе создания и реализации промышленных и сервисных роботов. Отмечая эволюцию формирования интеллектуального продукта - робота, - автор достаточно подробно раскрывает тенденции современного рынка роботов с выделением развития национального рынка России. Научную новизну представляют теоретические аспекты маркетинга роботизации. Автор правомерно акцентирует внимание на важности использования холистической концепции маркетинга, выделяя при этом ключевое значение современной концепции взаимоотношений и концепции партнерства. Наглядно представлена структура системы маркетинга роботизации.
Ключевые слова: андроид, галактика, концепция, маркетинг, общество, природа, робот, рынок, экономическая система.
Для цитирования: Синяева И.М. Маркетинг роботизации как важный элемент автоматизации бизнес-процессов // Экономические системы. 2018. Том 11. № 4 (43). С. 78-84. DOI 10.29030/2309-2076-2018-11-4-78-84.
Клиент - это самый важный посетитель. Не он зависит от нас. Мы зависим от него. Он не прерывает нашу работу. Он - цель нашей работы. Он не по ту сторону нашего бизнеса. Он - его часть. Мы не делаем ему одолжение, обслуживая его. Он делает нам одолжение, давая возможность это сделать.
Махатма Ганди, идеолог национально-освободительного движения в Индии.
Мысль о создании робота волновала человечество с незапамятных времен, еще до нашей эры, начиная с легендарного древнегреческого бронзового великана Талоса. Знания о механическом человеке появились в I в. н. э. в летописях гениального механика того времени Герона Александровского. Уже в XV в. Леонардо да Винчи создал механического льва, который самостоятельно передвигался. А в конце XVIII в. благодаря работам швейцарских часовщиков Пьера Жак Дро и Анри Дро (отца и сына) «ожили» механические танцоры, музыканты, живописцы.
В начале XX в. в обиход вошло понятие «андроид» - человекоподобный робот, который выглядит и действует как человек. Появились станки с ЧПУ (чис-
ловым программным управлением) и системы АСУТП как программный интерфейс управления техническим процессом. В конце XX в. роботы уже заменяют человека на многих видах трудовой деятельности: погрузке, разгрузке, упаковке.
В современных условиях развиваются новые технологии автоматизации бизнес-процессов - RPA (Robotic process automation). Иными словами, RPA - это система автоматизации бизнес-процессов, основанная на использовании программных роботов и искусственного интеллекта.
Среди инновационных технологий лидируют робототехника, искусственный интеллект, искусственные нейросети. В результате внедрения инновационных технологий наблюдается постепенное восстановление экономики в России. С 2015 г. можно наблюдать тенденцию роста показателя ВВП. Объем ВВП за январь - сентябрь 2018 г. в текущих ценах составил 74 093,3 млрд руб., индекс его физического объема относительно января - сентября 2017 г. - 101,6%. Что касается инфляции, то, по данным Росстата, годовая инфляция в сентябре 2018 г. повысилась до 3,4% [1].
Совершенно очевидно, что программы прорывных технологий роботизации, искусственного интеллекта и нейросетей позволят повысить качество жизни человека и гармонию его развития. Первыми инициаторами новых технологий искусственного интеллекта были известные крупные компании Baidu, Amazon, Microsoft и Google [2]. Эти технологии оказались очень дорогими и сложными в процессе реализации. Наиболее популярными облачными сервисами сегодня являются: AWS от Amazon, TensorFlow от Google, Azure от Microsoft. Инновации искусственного интеллекта позволяют существенно упростить процесс внедрения искусственных нейросетей (ИНС) во все сферы жизни. Аналитики предсказывают, что в ближайшее десятилетие ИНС смогут заменить человека в четверти из всех существующих профессий. В 2018 г. ИНС стали одной из наиболее прорывных технологий.
Основоположниками модели нейронных сетей считаются американские ней-ропсихологи У. МакКаллок и У. Питтс. Существенный вклад в развитие науки нейронных сетей внесли канадский физиолог и нейропсихолог Дональд Хебб (1949 г), американский ученый в области психологии, нейрофизиологии и искусственного интеллекта Фрэнк Розенблатт (1958 г.), в развитие науки многослойных нейронных сетей - британский информатик Джеффри Хинтон (2007 г.).
Трудно переоценить значение роботизации в возрождении промышленного сектора. В последние три года активно набирает обороты процесс производства и внедрения роботов в реальный сектор национальной экономики. Широкое применение роботов в промышленности позволило заменить людей, трудовая деятельность которых сопряжена с повышенными рисками для здоровья, создать ряд новых профессий.
Ключевыми проблемами развития системы маркетинга в роботизации является не только острая конкуренция за рынки сбыта на мировой арене, но и стремление общества минимизировать тяжелый физический труд повышенной опас-
ности с учетом качественного его исполнения, а также оптимизировать затраты на подготовку высококвалифицированных кадров.
Согласно открытым данным аналитической компании Gartner, лидерами мирового рынка производства роботов в 2018 г. были: японская компания FANUC (60-летний опыт разработки оборудования с ЧПУ и оборудования для промышленной автоматизации); немецкая компания KUKA (в ассортименте компании есть много видов роботов, выполняющих различные задачи по сварке, погрузке, паллетизации, упаковке, обработке, сборке); ABB (Asea Brown Boveri Ltd., Швеция, Швейцария, специализация - электротехника, энергетическое машиностроение, робототехника, а также информационные технологии); KAWASAKI (Япония) - универсальные роботы для металлургического производства, функционирующие в агрессивных средах, а также манипуляторы специального взры-вобезопасного исполнения; MOTOMAN(VASKAWA) (Япония, США) - модельный ряд включает 175 роботизированных моделей и 40 полностью интегрированных готовых решений, применимых для специфических задач (в том числе оборудование для безопасности).
Лидерами по продажам мирового рынка роботов по-прежнему остаются Китай, Япония, США. Китай ежегодно увеличивает количество робототехники на своих предприятиях на 20%, а к 2020 г. на континентальной территории страны будет внедрено еще 650 тыс. единиц роботизированных механизмов.
По количеству компаний - производителей промышленной робототехники лидирует Япония. В топ-7 предприятий, выпускающих роботов, входят четыре компании из Японии: Fanuc, Yaskawa, Kawasaki и Nachi. Также в список лидеров вошла швейцарская ABB и немецкая Kuka, принадлежащая китайскому производителю бытовой техники Midea.
Российский рынок промышленной робототехники невелик и составил около 10 млрд руб. в 2018 г. На нем - 10 отечественных производителей роботов. Наша страна имеет хороший потенциал в области сервисной робототехники: соотношение промышленных и сервисных робототехников в нашей стране -1 к 10. Некоторые наши компании (например, «ЭкзоАтлет», «Рекорд-Инжиниринг», «КиберТех Лабс») уже вышли на мировой рынок и успешно конкурируют с зарубежными производителями роботов.
Начиная с 2017 г., заводы во всем мире стали больше покупать робототехнику. Чаще всего ее приобретают автомобилестроительные компании и производители электроники. В докладе Международной федерации робототехники (IFR) «World Robotics 2017» отмечается, что по итогам 2017 г количество установленных промышленных роботов на российских предприятиях выросло на 84% по сравнению с 2016 г. - до 658 единиц. В ближайшие годы тренд по росту рынка робототехники сохранится, рынок соответственно будет увеличиваться примерно на 15% ежегодно. Автомобилестроительные компании внедрили в 2018 г. 103 300 роботов, что на 6% больше, чем годом ранее. Но именно автомобильные компании чаще всего приобретают робототехнику, обеспечивая 35% всех продаж [3].
К основным видам роботов следует отнести: беспилотный пассажирский транспорт; роботы для коммерческих пространств; роботы-собеседники (помощники); логистические роботы и беспилотный грузовой транспорт; кол-лаборативные роботы; промышленные экзоскелеты; роботы для сельского хозяйства. Наиболее распространенными функциями роботов являются: размещение предметов в пространстве (взять предмет и перетащить его на другое место); упаковка и паллетирование (упаковка в термоусадочную пленку и размещение на паллетах); решение контактных задач с использованием программирования (нужный алгоритм работы) в процессе сварки; проверка в цифровом виде качества деталей (САПР) и другие функции.
Маркетинг роботизации представляет комплекс управленческих решений по обоснованию необходимости разработки интеллектуального продукта (робота) с учетом запросов общества и партнерского взаимодействия. В основе роботизированного маркетинга лежат спрос на искусственный интеллект, интернет-реклама и технологии оптимизации корпоративного сайта.
Мировая практика отмечает, что в основе современного маркетинга роботизации большое значение отводится использованию концепции холистического (целостного) маркетинга с практическим использованием инструментов маркетинга взаимодействия (партнерских отношений); интегрированного маркетинга; внутреннего маркетинга; социально-ответственного маркетинга.
Большой вклад в развитие теории холистического маркетинга внесли ученые Ф. Котлер, К. Келлер, Р. Коуз, Ж.-Ж. Ламбен, Д. Норт, М. Олсон и др. Необходимо отметить, что в холистическом маркетинге инноваций доминирует современная концепция взаимоотношений.
Ж.-Ж. Ламбен трактует маркетинг отношений как «систему, создающую необходимые условия для установления длительных и конструктивных связей с покупателями, что в долгосрочной перспективе приводит к высоким коммерческим результатам» [4. С. 672].
Котлер и Келлер идентифицировали понятия «маркетинг взаимоотношений» и «маркетинг партнерских отношений». При этом внимание акцентировалось на том, что «это практика построения долгосрочных взаимовыгодных взаимодействий с ключевыми рыночными партнерами компании в целях установления длительных привилегированных отношений» [5. С. 30].
Модель системы маркетинга роботизации приведена на рис. 1.
При создании системы Srpa необходимо помнить, что, согласно системной теории, схема системы маркетинга роботизации неразрывно связана с такими суперсистемами, как природа, экономика, общество, рынок.
Бгра (как система роботизации) - комплексное выражение целостной совокупности маркетинга роботизации, направленной на ритмичное функционирования программных роботов в сфере бизнес-процессов с учетом запросов общества.
Рис. 1. Схема системы маркетинга роботизации (Srpa) Источник: составлено автором.
Структуру системы маркетинга роботизации (Srpa) можно представить как функциональную зависимость.
Srpa = f (A1, A2, Ip, Mi),
где A1 - исходные составляющие системы (элементы, факторы, участники рынка роботов, поставщики, потребители, посредники, факторы рыночной среды);
A2 - основные элементы автоматизации бизнес-процессов с учетом взаимозависимости и взаимообусловленности процесса RPA (Robotic Process Automation) как новой формы технологии автоматизации бизнес-процессов, основанной на функционировании программных роботов или работников искусственного интеллекта.
Иными словами, А2 обозначает основные элементы автоматизации, которые осуществили вторжение во все стороны жизни человека. Элементы цифровой среды включают информационные технологии, инновационные технологии (SD-печать, массовое внедрение робототехники, автоматизированных линий и экспансии в самые различные производственные процессы и социальные направления);
Ip - информационное поле. Основное пространство информационного поля занимают платформы и технологии, отражающие систему социально-
экономических и организационно-технических отношений участников электронного рынка в целях производства, распределения и потребления информации о субъектах и объектах рыночной деятельности для достижения миссии организации. Сбор и обработка «больших данных» - важное направление данного элемента системы цифрового маркетинга.
Большие данные (от англ. big data) - обозначение структурированных и неструктурированных данных огромного объема и значительного многообразия, эффективно обрабатываемых информационных данных. Инфраструктуру хранения больших данных составляют центры хранения и обработки информационных данных. Дата-центр (от англ. data-centr) или центр (хранения) обработки данных (ЦОД/ЦХОД) - это специализированное здание для размещения (хостинга) серверного и сетевого оборудования и подключения абонентов к каналам сети Интернет;
Mi - маркетинг-интернет (SEO оптимизация, контекстная реклама, тарге-тинг, реклама в мобильных приложениях, E-mail - рассылка, связи с общественностью).
Источники
1. ВВП (в 2018 г. - первая оценка) // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rates/46880c804a41fb53bdc ebf78e6889fb6 (дата обращения: 28.11.2018).
2. Gartner назвал технологии будущего (версия 2018 года). URL: https://www.iidf.ru/media/ articles/trends/gartner-nazval-tekhnologii-budushchego-versiya-2018-goda (дата обращения: 08.11.2018).
3. Бум сервисных роботов в 2018-м: новый отчет IFR. URL: https://robo-hunter.com/news/ bum-servisnih-robotov-v-2018-m-novii-otchet-ifr14581 (дата обращения: 04.11.2018).
4. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Пер. с англ. / под ред.
B.Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2005. 800 с.
5. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг, менеджмент: Экспресс-курс: Пер. с англ. / под ред.
C.Г. Жильцова. 3-е изд. СПб.: Питер, 2012. 480 с.
MARKETING OF ROBOTICS AS AN IMPORTANT ELEMENT OF AUTOMATION OF BUSINESS PROCESSES
Sinyaeva I.M.
SINYAEVA Inga Mikhailovna - doctor of economic sciences, professor the Department of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the actual problem of formation of an integral marketing system in the process of creation and implementation of industrial and service robots. Noting the evolution of the development of intellectual products "work", the car is quite elaborates on the trends of the modern market, robots, highlighting the development of the national market of Russia. Scientific
novelty is represented by theoretical aspects of robotics marketing. The author rightfully emphasizes the importance of using the holistic concept of marketing, highlighting the key importance of the modern concept of relationships and the concept of partnership. With an illustration of the figure, the author clearly represents the structure of the marketing system of robotization.
Keywords: Android, galaxy, concept, marketing, society, nature, robot, market, economy system.
For citation: Sinyaeva I.M. Marketing of robotics as an important element of automation of business processes. Economic Systems. 2018. Vol. 11. No. 4 (43). P. 78-84. DOI 10.29030/23092076-2018-11-4-78-84.
References
1. GDP (in 2018 - first assessment) // Federal state statistics service. URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rates/46880c804a41fb53bdcebf78e6889fb6 (accessed: 28.11.2018).
2. Gartner named future technologies (2018 version). URL: https://www.iidf.ru/media/articles/ trends/gartner-nazval-tekhnologii-budushchego-versiya-2018-goda (accessed: 08.11.2018).
3. Boom of service robots in 2018: new IFR report. URL: https://robo-hunter.com/news/bum-servisnih-robotov-v-2018-m-novii-otchet-ifr14581 (accessed: 04.11.2018).
4. Lamben J.-J. Oriented management market: Ed. by V.B. Kolchanov. Saint-Petersburg: Peter, 2005. 800 p.
5. Kotler F., Keller K.L. Marketing, management: Express course: Ed. by S.G. Zhiltsov. 3nd ed. Saint-Petersburg: Peter, 2012. 480 p.