Научная статья на тему 'Маркетинг образовательных услуг и проблемы качества подготовки специалистов'

Маркетинг образовательных услуг и проблемы качества подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL SERVICE / COMPETITIVENESS / EDUCATIONAL RESOURCE / EDUCATION QUALITY / EDUCATION RESULT / EDUCATIONAL MARKETING / EDUCATION QUALITY MONITORING / INTEGRATED EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ипатов Юрий Михайлович

В статье показано, что эффективная и конкурентоспособная стратегия деятельности вуза должна строиться на сочетании методов научно обоснованного прогнозирования, гибкого планирования и адаптированных к особенностям российских регионов маркетинговых механизмов. В качестве структурообразующего элемента повышения конкурентоспособности предложена модель оптимизации интегрированной образовательной программы в рамках системы сертификации на региональном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing of Educational Services and Issues of Personnel Training Quality

The article shows that an effective and competitive activity strategy of the of higher education institution has to be based on combination of methods of scientific forecasting, flexible planning and marketing mechanisms adapted to peculiarities of Russian regions. The model of the integrated educational program optimization within the framework of the certification system at the regional level has been offered as the structural element of competitiveness rise

Текст научной работы на тему «Маркетинг образовательных услуг и проблемы качества подготовки специалистов»

Ю. М. Ипатов

(Санкт-Петербург)

МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье показано, что эффективная и конкурентоспособная стратегия деятельности вуза должна строиться на сочетании методов научно обоснованного прогнозирования, гибкого планирования и адаптированных к особенностям российских регионов маркетинговых механизмов. В качестве структурообразующего элемента повышения конкурентоспособности предложена модель оптимизации интегрированной образовательной программы в рамках системы сертификации на региональном уровне

В настоящее время система образования России характеризуется существенными противоречиями. Во-первых, существует дисбаланс между состоянием и развитием бюджетного и платного образования на всех его уровнях. Во-вторых, происходит изменение структуры спроса на различные образовательные услуги, его повышение на получение высшего образования, переподготовку и сокращение на начальное и среднее образование в связи с неблагоприятной демографической ситуацией. В-третьих, наблюдается отсутствие квалифицированных специалистов в области современного маркетинга и отток перспективных специалистов в другие сферы деятельности. В то же время именно сфера образования способна обеспечить подготовку и переподготовку кадров для любой из отраслей экономики. В этих условиях становится актуальной проблемой исследование возможностей развития образовательного маркетинга.

Маркетинг определяется спецификой продукта / услуги. Современная трактовка сущности образовательной услуги охватывает все стороны развития личности, предполагает не только собственно образование в виде усвоения опыта предыдущих поколений в форме знаний, умений и навыков, но и воспитание определенных качеств поведения и их дальнейшую корректировку, физическое и интеллектуальное развитие человека, формирование у него способности к дальнейшему развитию и саморазвитию. С одной стороны, это расширяет возможности образовательных учрежде-

ний по привлечению различных целевых групп потребителей, позволяет увеличить арсенал маркетингового инструментария. С другой стороны, приняв маркетинговую концепцию в своей деятельности, образовательные учреждения вынуждены учитывать все потребности своих клиентов.

Спецификой образовательного маркетинга служит также и то, что финансовоэкономическая деятельность в образовании является преимущественно некоммерческой и может использовать различные источники финансирования. Маркетинговая деятельность образовательного учреждения дифференцируется для непосредственных потребителей (учащихся и их родителей) и доноров (заказчиков), в качестве которых могут выступать различные промышленные и финансовые компании, частные предприниматели, зарубежные и отечественные общественные организации, политические партии, государственные и муниципальные органы власти. Маркетинговая деятельность становится многомерной в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах.

Информационная асимметрия на рынке образовательных продуктов также должна учитываться при определении образовательного маркетинга. В условиях недостаточного финансирования образовательных учреждений маркетинговая деятельность может свестись до интенсификации коммерческих усилий как по отношению к клиентам, так и по отношению к заказчикам. Иногда за респектабельным ви-

дом образовательного учреждения скрывается целевая установка: максимально заработать при низком качестве образовательного процесса.

Формирование многоукладной образовательной системы и становление рынка образовательных услуг поставили перед высшими учебными заведениями страны целый ряд проблем, имеющих как теоретическое, так и организационно-методическое значение и связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям. Особенности управления высшей школой выражаются в необходимости: решения проблем образования на уровне государственной политики; реализации принципов системности и эффективности в управлении образованием на всех уровнях; пересмотра роли и функций государства в организации управления образовательной инфраструктурой в регионах; привлечения к решению проблем воспроизводства квалифицированной рабочей силы различных социальных институтов; изменения соотношения ролей преподавателей и обучающихся в организации образовательного процесса [1].

Необходимость исследования современных подходов к формированию конкурентных стратегий образовательных учреждений и совершенствованию организации образовательного процесса в вузах, выявление и систематизация основных проблем указанных механизмов на уровне региона, а также разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности высшей школы, обусловили актуальность исследования проблемы маркетинга образовательных услуг.

Отсутствие единого теоретико-методологического подхода к измерению качества образовательных услуг обусловливает необходимость разработки следующих общих положений и принципов системы оценки:

1) обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности, что требует учета факторов, влияющих на качество образования, таких как уровень подготовки абитуриентов, квалификация профессорско-преподавательского пер-

сонала, содержание образовательных программ, материальная база образовательного учреждения, уровень организации и управления образовательным процессом. Множественность этих факторов определяет и многообразие показателей, характеризующих качественный потенциал образовательной услуги на всех этапах - входе, процессе, выходе;

2) в процессе обучения происходит увеличение объема знаний и, как следствие, повышение их стоимости. Это означает, что при оценке качества образовательных услуг необходимо определить степень преумножения потенциального ресурса (знаний) и измерить величину его развития;

3) в конечном счете рынок труда определяет критерии и оценивает качество выпускников и их трудоустройство. Исходя из этого, наряду с количественными методами измерения качества образовательных услуг, предлагается использовать экспертные. В качестве экспертов при этом могут выступать работодатели;

4) вопрос о выборе показателей для оценки образовательных услуг на различных уровнях управления пока не решен. Авторы исходят из того, что важнейшей составляющей рыночного хозяйства является конкуренция, а конкурентоспособность как экономическую категорию можно рассматривать в качестве результирующего показателя деятельности хозяйственных субъектов в сфере образования на нескольких уровнях: страна - регион - образовательное учреждение - личность выпускника. Схему проведения сравнительной оценки качества образовательных услуг можно представить в следующем виде (рис. 1).

Использование любого из указанных методов требует целенаправленного наблюдения и восприятия информации, которая позволяет установить фактическое качество образовательной услуги и факторов, создающих её; определить направления повышения качественной основы образовательных ресурсов, процессов и результатов.

Для повышения качества образовательных услуг предлагается создать региональный центр мониторинга и проблем ка-

Рис. 1. Общая схема многоуровневой оценки качества образовательных услуг.

чества, который может быть независимым самостоятельным хозяйственным субъектом или функционировать под патронажем органов управления образованием. Структура центра и его функции представлены на рис. 2.

Стратегия маркетинговой деятельности вуза предусматривает анализ сильных и слабых сторон вуза, возможностей и угроз рынка, конкурентов, их отличительных особенностей и на основе такого анализа формулирование собственных конкурентных преимуществ. Стратегия маркетинга образовательных услуг должна также включать четкое определение целей и задач вуза, описание его потребителей и целевых аудиторий, а также процедур, конкурентных преимуществ образовательных программ, с которыми вуз выходит на рынок.

К основным достижениям в маркетинге высшего образования можно отнести осознание необходимости стратегического подхода к маркетинговой деятельности и её

организационного оформления. Всем известный термин «образовательные услуги» включает целый комплекс продуктов и услуг, предоставляемых вузом в рамках его образовательных программ [5].

Образовательная программа нацелена на изменение образовательного уровня и профессиональной подготовки потребителя и обеспечена соответствующими ресурсами образовательной организации. Она и есть тот товар, с которым вуз выходит на рынок. Ведь свои образовательные программы вуз предлагает как их непосредственным потребителям - студентам и слушателям, так и опосредованно, через своих выпускников, рынку труда и государственным органам. Таким образом, к потребителям образовательных услуг вуза можно отнести, с одной стороны, студентов / слушателей, а с другой - компании и организации. Именно их потребности стремится удовлетворить вуз. Еще одним важным заказчиком (покупателем и потребителем)

Рис. 2. Структура регионального центра мониторинга и проблем качества образования.

образовательных программ является общество, чаще всего представленное государством, устанавливающее свои требования и стандарты, ориентированные не только на подготовку профессиональной рабочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Помимо потребителей для вуза важны и другие целевые аудитории, влияющие на цели и сам процесс образования. Покупате-

лями образовательных программ могут быть родители, оплачивающие обучение своих детей, компании и организации, направляющие своих сотрудников на обучение, сами слушатели вузовских программ, вкладывающие собственные деньги в повышение и/или изменение своего профессионального уровня, наконец, государство, выделяющее определенные бюджетные средства на обучение так называемых бюджетных студентов. Кроме них целевыми аудиториями вуза являются абитуриенты,

СМИ, преподаватели и поставщики (издательства, производители учебной мебели, канцелярских товаров и пр.). Все эти целевые аудитории имеют собственные потребности и ожидания относительно образовательных программ вуза.

Сложность маркетинга высшего образования состоит в необходимости одновременного учета этих порой противоречивых потребностей и ожиданий целевых аудиторий.

Обострение конкурентной борьбы на рынке труда и образовательных услуг объективно приводит к ситуации, когда необходимо решать вопросы децентрализации управления и передачи части полномочий по управлению высшей школой в регионы, корректировки и координации образовательной политики с учетом рыночных, экономических и культурно-исторических особенностей территорий.

Разработка конкурентной политики предоставления образовательных услуг в системе высшего образования региона связана с решением следующих задач:

1) определение места и роли высшего профессионального образования в структуре социально-экономических взаимоотношений; раскрытие особенностей управления образовательной системой в регионе;

2) выявление сущности и специфики образовательной услуги, а также её взаимосвязи с образовательной программой высшего профессионального образования с точки зрения рыночных регуляторов;

3) проведение анализа факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательной услуги в условиях нарастающей сложности и изменчивости окружающей среды;

4) разработка основных требований к процедурам оценки, сертификации и опти-

мизации образовательной программы в решении проблем управления эффективностью образовательной услуги, а также выработка механизмов реализации данных процедур.

Решение указанных проблем следует начинать с обоснования сложной социально-экономической сущности высшего образования и выявления его места на рынке образовательных услуг, сложившегося к началу посткризисного периода.

Анализ методов определения эффективности образования привел к необходимости формализации обобщающих статических характеристик, которые и выявили основные критерии оценки эффективности образовательной услуги для потребителя: сумма приведенных выгод, приведенных затрат, индекс прибыльности, чистая приведенная величина дохода и внутренняя норма отдачи. Решение задач определения вклада высшего профессионального образования в экономический рост на основе системного подхода позволило выявить пути повышения эффективности и качества образования, совершенствования его содержания.

Результаты проведенного исследования позволяют выработать конкретные предложения по формированию конкурентной стратегии вуза, совершенствовать механизм её реализации при внедрении в практику регионального управления образовательной деятельностью в высшей школе инновационных методов образования и эффективных механизмов организации. Это будет содействовать получению качественного и личностно ориентированного профессионального образования широкими слоями населения и достижению вузами региона конкурентных преимуществ.

Литература

1. Афоничкин А. И., Горелик О. М., Волохин С. Б. Повышение конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы в регионе (на примере Самарской области) // Маркетинг образовательных услуг. - М.: МЭСИ, 2002.

2. Костюков А. В. Воспроизводство кадрового потенциала системы управления региона : автореф. ... д-ра экон. наук. - СПб., 2006.

3. Костюков А. В., Большаков С. Н. Региональные аспекты обеспечения повышения конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы // Образование и общество. - 2006. -№3. - С.39-43.

4. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М., 1986. - С.53-57.

5. Сагинова О. В. Маркетинг высшего образования: основные понятия, новые тенденции и перспективы // Маркетинг образовательных услуг : материалы семинара. - М.: МЭСИ. 2002.

6. Багиев Г. Л. Роль дистанционного образования в формировании и развитии рынка образовательных услуг // Маркетинг и проблемы информатизации предпринимательства. Междуна-род. конгр. 18-21 ноября 1996 г. : тез. пленар. докл. - СПб., 1996. -С.71-75.

7. Проблемы высшей школы в транзитивной экономике / Международ. акад. наук высш. шк. ; под науч. ред. Г. Л. Багиева. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 136 с.

8. Развитие рыночных коммуникаций и эффективная динамика системы высшего образования России / под науч. ред. Г. Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 291 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.