Научная статья на тему 'Маркеры воспаления и хламидийной инфекции при различных кардиоваскулярных заболеваниях'

Маркеры воспаления и хламидийной инфекции при различных кардиоваскулярных заболеваниях Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
персистирующая хламидийная инфекция / С-РП / ФНОα / кардиоваскулярные заболевания / апостериорные шансы / persistent chlamydial infection / C-reactive protein / tumor necrosis factor-α / cardiovascular diseases / aposterior chances

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — А В. Туев, Н С. Карпунина

Изучена взаимосвязь персистирующей хламидийной инфекции, провоспалительных цитокинов (С-реактивного протеина и фактора некроза опухоли-альфа) и некоторых кардиоваскулярных заболеваний (различные формы ИБС, фибрилляция предсердий, ХСН). Выявлена высокая распространенность сочетания кардиоваскулярной патологии и инфицированности C. pneumoniae, в том числе и при аритмическом варианте ИБС; наличие персистирующей инфекции индуцировало активность тестов воспаления. Рассчитаны концентрации С-РП и ФНО-α, начиная с которых происходит резкое увеличение апостериорных шансов для развития пароксизма ФП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — А В. Туев, Н С. Карпунина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHLAMYDIAL INFECTION AND INFLAMMATORY MARKERS IN CARDIOVASCULAR DISEASES

We studied the interaction between persistent chlamydial infection, inflammatory cytokines (C-RP, TNF-α) and some cardiovascular diseases (different forms of coronary heart disease, atrial fibrillation, chronic heart failure). We evaluated high prevalence of corresponding chlamydial infection and cardiovascular pathology, including arrhythmia; the presence of persistent infection induced the activity of inflammatory tests. We also calculated the concentration of C-RP and TNF-α, after which we fixed rapid increase of aposterior chances for the development of atrial fibrillation paroxism.

Текст научной работы на тему «Маркеры воспаления и хламидийной инфекции при различных кардиоваскулярных заболеваниях»

Туев А.В., Карпунина Н.С. Маркеры воспаления и хламидийной инфекции...

МАРКЕРЫ ВОСПАЛЕНИЯ И ХЛАМИДИЙНОЙ ИНФЕКЦИИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ КАРДИОВАСКУЛЯРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

А.В. Туев, Н.С. Карпунина

Кафедра госпитальной терапии № 1

Лечебный факультет ГОУ ВПО ПГМА им.ак. Е.А.Вагнера

ул. Куйбышева, 39, Пермь, Россия, 614990

Изучена взаимосвязь персистирующей хламидийной инфекции, провоспалительных цитоки-нов (С-реактивного протеина и фактора некроза опухоли-альфа) и некоторых кардиоваскулярных заболеваний (различные формы ИБС, фибрилляция предсердий, ХСН). Выявлена высокая распространенность сочетания кардиоваскулярной патологии и инфицированности C. pneumoniae, в том числе и при аритмическом варианте ИБС; наличие персистирующей инфекции индуцировало активность тестов воспаления. Рассчитаны концентрации С-РП и ФНО-а, начиная с которых происходит резкое увеличение апостериорных шансов для развития пароксизма ФП.

Ключевые слова: персистирующая хламидийная инфекция, С-РП, ФНО- а, кардиоваскуляр-ные заболевания, апостериорные шансы.

Ишемическая болезнь сердца (ИБС), фибрилляция предсердий (ФП), артериальная гипертензия (АГ) и хроническая сердечная недостаточность (ХСН) остаются актуальными проблемами современной клинической кардиологии [1]. По данным Минздравсоцразвития РФ, сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) составляют 56,7% в общей структуре смертности населения России. Около 30% летальных случаев от ССЗ приходится на людей трудоспособного (25—65 лет) возраста. Распространенность стенокардии растет, причем заболеваемость увеличивается с возрастом у мужчин с 2—5% в группе 45—54 лет до 11—20% у лиц старше 65 лет, а у женщин с 0,5—1% до 10—14% в этих же возрастных когортах. Частота встречаемости ФП составляет от 0,5% до 0,9% среди людей в возрасте 50—59 лет, и эта цифра удваивается с каждым последующим десятилетием. Наличие ФП увеличивает риск развития ХСН с 3,2% до 20,6% у мужчин и с 2,9% до 26% у женщин. Ежегодный риск инсульта, ассоциированного с ФП, составляет 3—7% [2].

Известно существенное совпадение факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, таких как возраст, гипертрофия ЛЖ, наличие сахарного диабета, дислипидемии и ряд других [3]. Можно предположить также и общность «новых», менее изученных факторов риска этих процессов, в частности, потенциальной роли инфекционных агентов вирусной и (или) бактериальной природы.

К настоящему времени в литературе накоплено большое количество данных эпидемиологических, патоморфологических и клинических исследований, устанавливающих связь между атеросклерозом и определенными микроорганизмами, такими как Helicobacter pylori, Сytomegalovirus и особенно Chlamydophila pneu-

moniae [4, 5]. Одновременно активно изучается иммунологический статус больных атеросклерозом и, что особенно важно, цитокиновый спектр, ассоциированный с его развитием. В качестве независимых предикторов неблагоприятного течения различных форм острого коронарного синдрома называются такие имму-новоспалительные показатели как С-реактивный протеин (С-РП), фактор некроза опухоли-а (а-ФНО) [6, 7].

Однако трактовка фактов, накопленных к настоящему моменту, далеко неоднозначна, что связано с отсутствием объективных клинических признаков, указывающих на связь хламидийной инфекции с атерогенезом, стандартных методов лабораторной диагностики, подтверждающих ее наличие. Более того, современная практика сталкивается с большим количеством диагностических ошибок при хла-мидиозе, что обусловлено как биологическими особенностями возбудителя, так и своеобразием иммунных реакций, формирующихся при этой инфекции.

Цель настоящего исследования — выявление распространенности сочетаний кардиоваскулярной патологии с перенесенной хламидийной инфекцией, изучение взаимосвязей между уровнем специфических иммуноглобулинов и активностью некоторых показателей воспаления у больных с различными формами ИБС, а также оценка их прогностической значимости для пациентов с ФП.

Материалы и методы. Обследовано 174 пациента с ИБС, в том числе 98 мужчин. Средний возраст больных составил 53,4 ± 0,63 года. Диагноз ИБС верифицирован на основании данных анамнеза и велоэргометрии (ВЭМ). Все больные разделены на группы: первая включает 51 пациента, из них 29 (56,86%) мужчин со стенокардией напряжения I—II ФК в сочетании с пароксизмальной формой ФП. Наличие ФП было подтверждено электрокардиографически, в том числе, с помощью длительного мониторирования ЭКГ. Средний возраст в этой группе составил 53,2 ± 0,71 года, а длительность заболевания — 53,2 ± 4,57 месяца. I ФК стенокардии имели 18 (35,29%) пациентов, II ФК-33 (64,71%). Вторая группа представлена 60 больными со стенокардией напряжения, у которых отсутствовали какие-либо зарегистрированные нарушения ритма сердца, из них 31 (57,69%) — мужчины. Средний возраст в этой группе составил 51,2 ± 1,22 года, а длительность заболевания — 65,1 ± 3,27 месяца. I ФК стенокардии зафиксирован у 21 (35,0%), II ФК— у 39 (65,0%) пациентов. В третью группу вошли 32 пациента с Q-по-зитивным инфарктом миокарда в подостром периоде, средний возраст которых составил 56,1 ± 2,23 года, из них мужчин — 22. Четвертая группа представлена 31 больным с прогрессирующей стенокардией, средний возраст — 51,7 ± 2,27 года. Пятая группа состояла из 60 пациентов с ХСН ПЫУФК (NYHA), обусловленной длительным стажем по АГ в сочетании с ИБС. Средний возраст больных в этой группе составил 55,2 ± 3,17 года. Группа сравнения, сопоставимая по возрасту и полу, состояла из 21-го практически здорового человека.

Определение антител класса Ig G к C. pneumoniae проводили с помощью ИФА (реактивы фирмы ЗАО «Им Ди», Россия, г. Новосибирск). В соответствии с инструкцией при сомнительной реакции величина титра составляла 1 : 20; при поло-

Туев А.В., Карпунина Н.С. Маркеры воспаления и хламидийной инфекции.

жительной реакции — 1 : 40. В качестве показателей, характеризующих активацию воспалительной реакции, определяли уровень С-реактивного белка и ФНО-а в сыворотке крови с использованием соответствующих тест-систем (ЗАО «Век-тор-Бест», Россия, г. Новосибирск). Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием компьютерной программы STATISTICA 6.0.

Результаты и их обсуждение. Количество лиц, серопозитивных к C. pneumo-niae во всех исследуемых группах, оказалось различным (табл. 1). В целом, все группы значимо отличались между собой. Максимальное число положительных находок отмечено в группе пациентов с ИБС и ПФП. Частота встречаемости серо-позитивных лиц в группе контроля соответствовала приводимым в литературе данным о распространенности этого вида хламидийной инфекции в популяции [8].

Таблица 1

Количество лиц, серопозитивных к C. pneumoniae в обследуемых группах

Группа Серо«+», абс.(%) Серо«-», абс.(%)

1-я 30 (58,8%) 21 (41,2%)

2-я 22 (37,4%) 38 (62,6%)

3-я 13 (40,6%) 19 (59,4%)

4-я 14 (45,2%) 17 (54,8%)

5-я 9 (15,1%) 51 (84,9%)

6-я 3 (14,3%) 18 (85,7%)

Все группы обследуемых достоверно отличались между собой по уровню провоспалительных цитокинов. Факт инфицированности C. pneumoniae также оказывал влияние на уровень С-реактивного белка и ФНО-а в сыворотке крови (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь уровня С-РП и ФНО с серопозитивностью к C. pneumoniae

Параметры Серо«+» (n = 91) Серо«-» (n = 83) P

СРП (М±у 3,77 ± 2,724 2,06 ± 2,077 0,0001

ФНО-б(М±у 3,65 ± 3,160 2,27 ± 3,265 0,0027

Несмотря на то, что величина этих показателей не выходила за пределы нормальных значений, у инфицированных больных она была значимо выше, что позволяет нам считать выявление антител к хламидиям в таком случае не просто «анамнестическим», а предполагать наличие у них персистирующей хламидийной инфекции. Более того, отдельный анализ больных с титрами 1 : 20 и 1 : 40 показал, что пациенты с сомнительным титром иммуноглобулинов класса G также значимо отличались от серонегативных по уровню ФНО-а и С-РП (рис. 1). В этой связи вполне уместно рассматривать титр 1 : 20 как достаточный для обозначения персистирующей инфекции у обследуемых, и статистические расчеты вели, считая их серопозитивными.

Рис. 1. Уровни воспалительных маркеров в зависимости от титра Ig G

Анализ прогностической значимости уровня С-РП для развития пароксизма ФП позволил установить, что до уровня 3,9 наблюдается плавное и равномерное возрастание апостериорных шансов, а с уровня 4,2 происходит резкое (более, чем в 3 раза) их увеличение. Что касается концентрации ФНО-а в сыворотке крови, значительный рост апостериорных шансов для развития пароксизма аритмии начинается с уровня 3,1.

Таким образом, выявленные в ходе исследования закономерности подтверждают высокую распространенность сочетания кардиоваскулярной патологии и ин-фицированности C. pneumoniae, в том числе и при аритмическом варианте ИБС; наличие персистирующей инфекции индуцирует активность тестов воспаления. Сочетание хронической инфекции, сопровождающейся дисфункцией эндотелия с активацией каскада воспалительных реакций в сосудистой стенке и кардиомио-цитах, не только является одним из значимых факторов риска коронарного атеросклероза, но и повышает аритмогенную готовность миокарда.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. Вклад сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний в здоровье населения России // Сердце. — 2003. — № 2. — С. 58—61.

[2] Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской федерации в 2001 году // Здравоохранение Российской федерации. — 2003. — № 2. — С. 7—22.

[3] Воробьева Е.Н., Варшавский Б.Я., Тушев А.Н. и др. Взаимосвязь различных факторов риска развития ишемической болезни сердца // Вестник РАМН. — 2001. — № 2. — С. 31—34.

[4] Themeli-Digalaki K., Orkopoulou E. et al. Serological markers of infection with Chlamydia pneumoniae, Helicobacter pylori, cytomegalovirus in patients with acute coronary syndrom // Clinical Microbiology and Infection. — 2001. — Vol. 7. — Supplement 1. — P. 112.

[5] Murat V., Kalayoglu M.D., Libby P., Byrne G. Chlamydia pneumoniae as an emerging risk factor in cardiovascular disease // J. Clin. Microbiol. — 2003. — Vol. 41. — N 5. — P. 1957— 1962.

[6] Ребров А.П., Воскобой И.В. Роль воспалительных и инфекционных факторов в развитии атеросклероза // Тер. архив. — 2004. — № 1. — С. 78—82.

[7] Becker A., Boer O., Allard C. The role of inflammation and infection in coronary artery disease // Circulation. — 2000. — Vol. 102. — P. 2341.

[8] Горовиц Э.С., Тимашева О.А., Карпунина Т.И. К вопросу о диагностике урогениталь-ных хламидиозов // Пермский медицинский журнал. — 1997. — Т. XIV. — № 1. — С. 37—38.

Ульянцев А.С., Успенская Е.В., Сыроешкин А.В. О возможности применения метода лазерной.

CHLAMYDIAL INFECTION AND INFLAMMATORY MARKERS IN CARDIOVASCULAR DISEASES

A.V. Tuev, N.S. Karpunina

Department of Hospital Therapy Medical faculty PSMA, named in honor of E.A.Vagner

Kuibyshev str., 39, Perm, Russia, 614990

We studied the interaction between persistent chlamydial infection, inflammatory cytokines (C-RP, TNF-a) and some cardiovascular diseases (different forms of coronary heart disease, atrial fibrillation, chronic heart failure). We evaluated high prevalence of corresponding chlamydial infection and cardiovascular pathology, including arrhythmia; the presence of persistent infection induced the activity of inflammatory tests. We also calculated the concentration of C-RP and TNF-a, after which we fixed rapid increase of aposterior chances for the development of atrial fibrillation paroxism.

Key words: persistent chlamydial infection, C-reactive protein, tumor necrosis factor-a, cardiovascular diseases, aposterior chances.

О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ЛАЗЕРНОЙ ИНТЕРФЕРОМЕТРИИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОДЛИННОСТИ ВОДНЫХ РАСТВОРОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ БЕЗ ВСКРЫТИЯ УПАКОВКИ

А.С. Ульянцев, Е.В. Успенская

Кафедра фармацевтической и токсикологической химии Медицинский факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8, Москва, Россия, 117198

А.В. Сыроешкин

Кафедра биологии и общей генетики Медицинский факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8, Москва, Россия, 117198

В связи с возрастающей потребностью и появлением широкого ассортимента в аптечных учреждениях водных растворов лекарственных средств (таких как изотонический раствор натрия хлорида, растворы кальция хлорида, магния хлорида, Рингера и др.) актуально экспресс-определение их подлинности для выявления недобросовестных производителей. Нами разработан метод определения подлинности водных растворов лекарственных средств без вскрытия упаковки. В данной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.