Научная статья на тему 'МАРИЙСКО-УДМУРТСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД'

МАРИЙСКО-УДМУРТСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИ / ПОР / УДМУРТЫ / ОДО / ПРЕДАНИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Свечников Сергей Константинович

Вопрос о марийско-удмуртских этнических контактах в средневековье ранее не становился отдельным предметом исследования. Цель статьи - выявить и проанализировать особенности и динамику марийско-удмуртских этнических связей в указанный период. Статья подготовлена на материалах фольклора, археологических и лингвистических исследований. Использованы конкретно-исторический, сравнительно-исторический, ретроспективный методы. На основе исторических преданий, результатов археологических изысканий, топонимических данных прослеживается развитие марийско-удмуртских контактов в VI-XVI вв. Известные по многочисленным сказаниям сражения между предками марийцев и удмуртов были яркими, но эпизодическими и не крупномасштабными, представляя собой несколько кратковременных столкновений. Определяющими были многосторонние контакты мирного характера (экономические, социальные, культурные, брачно-семейные), усиливавшиеся по мере развития исторического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARI-UDMURT ETHNIC CONTACTS IN THE MEDIEVAL PERIOD

The issue of Mari-Udmurt ethnic contacts in the Middle Ages has not previously become a separate subject of research. The purpose of the article - identify and analyze the features and dynamics of the Mari-Udmurt ethnic contacts in the medieval period. The article is written on the basis of folklore materials, the results of archaeological and linguistic research. The research methods: concrete historical, comparative historical, retrospective. Based on historical legends, the results of archaeological research, toponymic data, the development of Mari-Udmurt contacts during the Middle Ages (VI-XVI centuries) is traced. According to numerous legends, the battles between the ancestors of the Mari and the Udmurts were bright, but episodic and not large-scale events, representing several short-term conflicts. The decisive factors were multilateral contacts of a peaceful character (economic, social, cultural, matrimonial), which intensified with the development of the historical process.

Текст научной работы на тему «МАРИЙСКО-УДМУРТСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД»

ЭТНОЛОГИЯ

УДК 94(470.343)

DOI: 10.15350/26191490.2022.1.7 С. К. Свечников

МАРИЙСКО-УДМУРТСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД

Вопрос о марийско-удмуртских этнических контактах в средневековье ранее не становился отдельным предметом исследования. Цель статьи - выявить и проанализировать особенности и динамику марийско-удмуртских этнических связей в указанный период. Статья подготовлена на материалах фольклора, археологических и лингвистических исследований. Использованы конкретно-исторический, сравнительно-исторический, ретроспективный методы. На основе исторических преданий, результатов археологических изысканий, топонимических данных прослеживается развитие марийско-удмуртских контактов в У1—ХУ1 вв. Известные по многочисленным сказаниям сражения между предками марийцев и удмуртов были яркими, но эпизодическими и не крупномасштабными, представляя собой несколько кратковременных столкновений. Определяющими были многосторонние контакты мирного характера (экономические, социальные, культурные, брачно-семей-ные), усиливавшиеся по мере развития исторического процесса.

Ключевые слова: мари, пор, удмурты, одо, предания, этнические контакты.

Введение, изученность проблемы

Проблема марийско-удмуртских контактов в период средневековья (У1—ХУ1 вв.) остается малоизученной и не являлась отдельным предметом исследования. Предания о древних марийско-удмуртских конфликтах и территориальных спорах рассматривались в работах В. А. Акцорина, Ф. Е. Егорова, А. Г. Иванова, С. К. Кузнецова, Н. Г. Первухина, Ю. В. Приказчиковой, И. Н. Смирнова, А. А. Спицына, М. Г. Худякова, К. А. Четкарева, археологические исследования древних марийско-удмуртских связей проведены Г. А. Архиповым, В. Ф. Генингом, Р. Д. Голдиной, М. Г. Ивановой, Т. Б. Никитиной, марийско-уд-муртские контакты в лингвистическом аспекте изучены М. Г. Атамановым, И. С. Галкиным, А. Н. Куклиным, А. Л. Пустяковым, О. В. Смирновым, Т. И. Тепляшиной. В данной статье предпринята попытка рассмотрения данной сложной темы путем анализа всех имеющихся источников.

Марийско-удмуртские взаимоотношения и связи в период средневековья (до XVI в.) не получили отражения в письменных источниках, к тому же оба народа в это время оставались бесписьменными. Однако существующую лакуну отчасти можно восполнить многочисленными устными народными повествованиями мари и удмуртов с учетом результатов археологических исследований и топонимических данных. В основном это предания на одни и те же сюжеты, которые с незначительными разночтениями зафиксированы неоднократно разными лицами и в разное время. Предания мари и удмуртов об их взаимоотношениях в далеком прошлом имеют ясно выраженную историческую основу, фактографичны, связаны с определенным местом и обладают признаками воспоминаний. Вместе с тем, следуя обоснованной и справедливой точке зрения В. К. Соколовой и В. Д. Димитриева, необходимо учитывать, что памятники фольклора на протяжении веков дополнялись творческой фантазией сказителей.

В фабульных преданиях подавляющая часть сюжетов является вымыслом. Однако сюжетный вымысел (точнее, домысел) в большинстве случаев, не противореча исторической правде, способствует обобщению действительности, выявлению в ней наиболее существенного, дает возможность раскрыть на конкретных примерах межэтнические отношения и конфликты эпохи [Димитриев, 1993, с. 9; Соколова, 1970, с. 255-256].

Цель статьи - выявить и проанализировать особенности и динамику марийско-удмуртских этнических контактов в средневековый период.

Материалы и методы

В работе использованы исторические предания марийцев и удмуртов, они сопоставлены с результатами археологических, лингвистических (преимущественно топонимических) исследований и вписаны в исторический процесс в Волго-Камье с учетом информации, почерпнутой из письменных источников. Применены методы исследования: конкретно-исторический и сравнительно-исторический для выяснения исторической последовательности, генетической связи явлений и синхронизации фактов, ретроспективный в целях восполнения недостающей информации в имеющихся источниках.

Результаты

Известно, что удмурты называют марийцев одо, а удмурты марийцев — пор. Если название одо непосредственно связано с эндоэтнонимом удмурт, то экзоэтнонимом пор, по одной из версий, предки удмуртов первоначально обозначали угорские (мансийские) племена, которые, возможно, проживали в северной части современной Удмуртии, и лишь затем - мари, являвшихся, как и манси, чужим для них народом. Поэтому топонимы с компонентом пор (Поргурт, Поркар, Порово, Порпи, Портурнес, Поршур и др.) и ряд археологических материалов в бассейне реки Чепцы на севере Удмуртской Республики было принято связывать не с мари, а с угорскими племенами [Атаманов, 1988, с. 36-37, 95-97; Генинг, 1967, с. 275-276; Иванов, 1992, с. 47, 49; Иванова, 1994, с. 64-76; Тепляшина, 1967, с. 261-264]. Вместе с тем, удмуртские археологи Р. Д. Голдина и А. Г. Иванов, опираясь на результаты своих исследований, отрицают наличие угорского компонента в бассейне Чепцы в I тыс. н. э. [Голдина, 2004, с. 355-356; История Удмуртии, 2007, с. 234-236].

В таком случае единственно возможным остается лишь один вариант значения этнонима пор — мари.

Топонимы с этнонимом одо распространены в междуречье Вятки и Ветлуги, охватывая в основном восточную часть Республики Марий Эл и южные районы Кировской области: деревни Одо, Одосола, Одобеляк, Одоилем, Одинер; гора Одокарман на берегу реки Немды в Сернурском районе; урочища Одо куржмо корно, Одо нур, Одо салма корем [Атаманов, 2015, с. 23-28]. Кроме эт-нотопонимов одо на этой же территории выявлены названия рек, селений и других географических объектов, которые можно расшифровать с помощью удмуртского языка, таких как: река Вочка (левый приток реки Немды) (удм. вочы — чирок (утка); речка Коньга (левый приток реки Немды) и деревня Конганур Куженерского района (Конь-га — воршудно-родовое имя удмуртов или удм. коньы — белка + мар. нур — поле); речка Сюльтинка и деревня Сюльта Мари-Турекского района (Сьолта— воршудно-родовое имя удмуртов), речки Шора (левый приток Илети), Шурминка (правый приток Вятки) (удм. шур - речка) и многие другие [Атама-нов-Эграпи, 2010, с. 350; Воронцова, Галкин, 2002, с. 20, 59, 127, 312, 331-332; Куклин, 1998, с. 69-77; Пустяков, 2014, с. 7-34]. Вместе с тем, топонимист О. В. Смирнов высказал предположение, что выводимые из пермских языков названия местностей в междуречье Вятки и Ветлуги на самом деле сближаются с волжско-финскими языками либо с вымершим языком, переходным между волжско-фински-ми и пермскими языками [Смирнов, 2013; Смирнов, 2014]. Эта точка зрения во многом совпадает с результатами археологических исследований, но не согласовывается с преданиями о проживании предков удмуртов на данной территории.

В Правобережье Вятки, где зафиксированы топонимы предполагаемого удмуртского происхождения, распространены марийские предания о проживании в прошлом на этой территории одо и об их переселении в Левобережье Вятки. В некоторых преданиях говорится, что предки удмуртов были вытеснены марийцами в результате сражений. При этом рассказчики четко локализировали места, где проходили эти вооруженные столкновения: на месте починка Быков Кузнецовского прихода Уржумского уезда; на берегу реки Уржумки в районе Уржума; около деревни Мари-Ернур Оршанского района; на реке Большой Кокшаге недалеко от Санчурска; при этом главной причиной своих побед мари считали использование

ими усовершенствованного лука [Егоров, 2012, с. 35—36; НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 307. Л. 37—38; Спицын, 1893, с. 96, 102, 154, 156—157].

В ряде преданий присутствует сюжет о решающем поединке (по всей видимости, речь идет о разновидности ордалии («божьего суда») — широко распространенном способе разбирательства споров в древности и средневековье) между марийским и удмуртским богатырем, в котором марийский богатырь, применив, как правило, жульнический прием, побеждает своего противника и вынуждает удмуртов переселиться на левый берег Ветлуги. Правда, поединок не носит кровавого характера: богатыри всего лишь должны помериться силой — пнуть болотную кочку дальше своего соперника (мариец скрытно подрезал ее), прострелить насквозь стрелой дуб (мариец ночью просверлил дерево), перебросить через Вятку пень (мариец просто оказался сильнее) [нРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 1047. Л. 56—60; Четкарев, 1951, с. 163—164].

Удмурты в своих преданиях повествуют о развитии противостояния с народом пор (марийцами) в Левобережье Вятки, умалчивая о поражениях своих предков в Правобережье. В то же время в марийских преданиях ничего не сообщается о победах удмуртов в Левобережье (преимущественно в бассейне Кильмези). Из поколения в поколение удмурты пересказывали истории о деяниях своих предков, сумевших дать отпор порам и обратить их в бегство. Указывались точные места сражений — окрестности села Селты (между реками Кильмезь и Ува), урочище Пор-бордон (удм. плач марийца) около деревни Каравай-Пудга (Каравае-во) в верховьях Кильмези, где удмурты захватили крепость Пор-кар, около деревни Поршур-Тукля Увинского района Удмуртской Республики [При-казчикова, 2009б, с. 178—179; Спицын, 1893, с. 100; Худяков, 2008, с. 172—173]. Наиболее подробно описано решающее сражение около села Селты: «Враждующиеся стороны сошлись в лесу, у поляны. Когда черемисы высыпали на открытое место, вотяки подались в лес, и в то время как передние из них мужественно отражали натиск врагов, задние вотяки окружили поляну и навесною стрельбою из луков привели черемис в крайнее замешательство: сыплющиеся сверху стрелы пригвождали обутые в лапти ноги черемис к земле или ранили их в голову, шею и спину. Бросившиеся в бегство черемисы были все перебиты» [Кузнецов, 2009, с. 140]. Захваченные в плен мари были обращены в рабов. Примечательно, что у удмуртов некото-

рых местностей Глазовского уезда сохранились воспоминания о том, что у их предков были рабыни-черемиски [Первухин, 1888, с. 53—54; Худяков, 2008, с. 173]. В урочище Пор-бордон в XIX в. удмурты ежегодно праздновали свою победу, собираясь для поминания павших предков. Победа над порами отмечалась селтинскими, зятцинскими и мултанскими удмуртами в ночь на страстной четверг, которая называлась пор кулон уй (удм. ночь смерти мари) [Кузнецов, 2009, с. 139; Худяков, 2008, с. 172—173]. Вместе с тем удмурты сохранили память и о своем предводителе-богатыре Ядыгаре, который погиб от рук поров в сражении у города Елабуги [Удмуртские, 1970, с. 31—33].

Встречается в удмуртских преданиях и сюжет о поединке, который, правда, выражался исключительно только в пинании кочки через реку. Марийский богатырь в этих преданиях либо, заранее незаметно подрезав кочку, все равно проигрывает, либо даже не может сдвинуть кочку с места, признает свое безоговорочное поражение, после чего марийцы уступают удмуртам спорную территорию [Приказчикова, 2009а].

В целом, анализируя древний марийско-уд-муртский конфликт по материалам преданий, можно прийти к заключению, что столкновения между представителями двух народов происходили на большой территории в Правобережье и Левобережье Вятки, в основном в районе среднего ее течения. Главной причиной напряженных отношений были споры за территорию. Войны не носили истребительного характера, практиковалось обращение пленных в рабов, сражения преимущественно сводились к дистанционному лучному бою. Нередко споры разрешались мирным путем — проведением между предводителями двух народов поединков, напоминающих современные спортивные состязания.

В преданиях вятских мари имеются указания на время, когда одо были вытеснены за Вятку — это период до образования Золотой Орды, то есть до XIII в. [НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 307. Л. 83]. Согласно преданию, записанному А. М. Бердни-ковым в 1940 г. со слов неграмотной марийской крестьянки из деревни Пакшай Уржумского района Кировской области, вскоре после ухода удмуртов на левый берег Вятки марийский парень Шуэт влюбился в удмуртскую красавицу Сави, дочь богатыря Кильмезя, проигравшего в поединке марийскому богатырю. Он пригласил девушку к себе домой, угостил, показал ее своему отцу,

чтобы получить его благословение на женитьбу. Но та отвергла предложение жениха и произнесла пророчество: «Вы, марийцы, недолго будете наслаждаться свободой. Скоро со стороны восхода солнца придут монголо-татары, и у вас наступит тяжелая жизнь» [НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 351. Л. 72-74; Марий калык, 1991, с. 143-144].

Постепенное освоение древними мари Вет-лужско-Вятского междуречья, населяемой ранее предками удмуртов (представителями азелинской (худяковской) археологической культуры и других групп пермского населения) в течение первой половины I тыс. — начале II тыс. н. э. подтверждается археологическими исследованиями Г. А. Архипова и Т. Б. Никитиной. При этом ученые не обнаружили проявлений межэтнического антагонизма. Правда, учитывая наличие в Ветлужско-Вятском междуречье укрепленных, небольших, достаточно разбросанных городищ на начальном этапе проникновения древних мари на эту территорию, археологи допускают возможные столкновения между переселенцами и проживавшим здесь местным населением. По их данным, марийские переселенцы в течение нескольких столетий вступали в активные культурные, торговые и хозяйственные контакты с местным пермским населением, обычным явлением были межэтнические браки. В результате этнических контактов марийская культура приобрела своеобразный колорит, характеризующийся смешением волжско-финских и финно-пермских традиций [Архипов, 1982, с. 63-71; Никитина, 2002, с. 168-199].

На первый взгляд выводы археологов не согласуются с содержанием марийских и удмуртских преданий о взаимной вражде в древние времена. На самом деле никакого противоречия здесь нет. Войны и побоища, являясь яркими, но кратковременными эпизодами в истории, прочнее остаются в памяти народов, нежели столетия, наполненные повседневной практикой мирного сосуществования и взаимодействия. Судя по преданиям, а также учитывая разбросанный характер расселения и малочисленность населения в средневековье, столкновения между предками мари и удмуртов не были крупномасштабными, представляя собой несколько кратковременных стычек. Этим можно объяснить отсутствие археологических свидетельств былых сражений.

Регулярной актуализации преданий о марий-ско-удмуртских столкновениях способствовало своеобразное информационно-идеологическое противостояние двух народов, продолжавшееся на протяжении многих веков. Примечательно, что на

той же территории расселения мари, где встречаются топонимы с компонентом одо и распространены предания о конфликте с удмуртами, существуют топонимы с созвучным компонентом овда и бытуют легенды об овдах — мифических человекоподобных существах женского пола, наделенных чертами ведьм, которых следует остерегаться, чтобы не навлечь на себя их проклятия [Акцорин, 1967, с. 161-163; Тойдыбекова, 2007, с. 176-178]. В предании, записанном в годы Первой мировой войны венгерским ученым Эденом Беке со слов пленного марийца Даниила Лебедева из деревни Петрушино (ныне Уржумского района Кировской области), указывается, что «в местности, называемой Одо-кар-ман, есть темный лес; в этом лесу много-много дремучих сосен; на этих соснах живут овды» [НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 1093. Л. 3]. Среди мари долго ходили ужасающие, но беспочвенные слухи о том, что удмурты якобы практикуют человеческие жертвоприношения и пьют человеческую кровь [НРФ МарНИИЯЛИ. МФЭ—70. № 59. Тетр. № 4. Л. 7; Оп. 1. Д. 1047. Л. 149-150; Приказчикова, 2009б, с. 155]. Такие слухи в свое время ввели в заблуждение даже известных ученых Г. Е. Верещагина и И. Н. Смирнова [Ванюшев, 2000, с. 15-16]. В свою очередь, удмурты во время праздника Пор кулон уй совершали защитные обряды против душ погибших поров: втыкали над окнами, дверями, воротами и под матицами ветки вереска, окуривали помещения вересковым дымом, варили кумышку с добавлением вересковых ягод и пихтовых веток [Кузнецов, 2009, с. 138-139; Худяков, 1917, с. 42-43]. По данным Ф. Е. Егорова, удмурты еще в 1920-х гг. «унимали своих раскапризничавшихся детей угрозой призвать порпи (удм. марийских ребят)» [Егоров, 2012, с. 64].

Ко временам Казанского ханства относится предание зятцинских и мултанских удмуртов о том, что марийцы вместе с татарами «объезжали вотский край для сбора дани мехами, медом и серебряною монетою» [Кузнецов, 2009, с. 140]. В этот же период появляются марийские переселенцы в Прикамье между низовьями Вятки и Белой, где проживали удмурты [Свечников, 2021, с. 81]. Сохранилось марийское предание о древнем марий-ско-удмуртском побоище в районе современных деревень Быргында и Ныргында Каракулинского района Удмуртской Республики, в результате которого марийцам удалось потеснить удмуртов [НРФ МарНИИЯЛИ. МФЭ—70. № 57. Тетр. № 1. Л. 53об.-54]. Вместе с тем, в письменных исторических источниках ХУ—ХУ! вв. нет каких-либо

упоминаний о марийско-удмуртских конфликтах. Наоборот, согласно проведенным исследованиям, марийцы и южные удмурты (последние указывались в качестве «арских людей», к которым относилось также марийское и татарское население Арской стороны (даруги) Казанского ханства) совместно участвовали в военных действиях на стороне Казанского ханства и были союзниками в период Черемисских войн [Бахтин, 2012, с. 176320, 332-459, 528-607; История Удмуртии, 2004, с. 32-53; Свечников, 2014, с. 70-83, 125-253]. Не случайно былина о легендарном марийском князе Полтыше (Болтуше) была сложена удмуртами Мал-мыжского уезда и записана известным удмуртским поэтом и ученым К. П. Чайниковым (Кузебаем Гердом) [Полтыш, 2003, с. 56-60, 83-86].

Не зафиксированы какие-либо марийско-уд-муртские столкновения и в документах последующих лет. В XVI-XVIII вв. в ходе заселения марийцами Прикамья в южной части современной Удмуртии появились марийские, смешанные марий-ско-русские, марийско-татарские и марийско-уд-муртские поселения. Марийцы вместе с удмуртами посещали священную рощу Булда в удмуртской деревне Вотское Гондырево (ныне д. Гондырево Алнашского района Удмуртской Республики), где

организовывалось одно из наиболее многолюдных и важных молений для жителей нескольких селений округи [Попова, 2015, с. 30; Марийцы Удмуртии, 2021, с. 25—39, 152]. О дружной (мар. татун) жизни мари и удмуртов в Прикамье, межэтнических браках, совместных молениях в священных рощах сообщается и в преданиях мари, проживающих в южных районах Удмуртской Республики [НРФ МарНИИЯЛИ. МФЭ—70. № 57. Тетр. № 1. Л. 46]. Добрососедские отношения между мари и удмуртами развиваются также на территории компактного проживания удмуртов в Республике Марий Эл — в деревне Карлыган и ее округе [Мари-Турекский, 2003, с. 40—68].

Выводы

Таким образом, упоминаемые в многочисленных преданиях конфликты, имевшие место между предками мари и удмуртов на начальном этапе межэтнических контактов, были лишь эпизодическими, но яркими событиями в развитии взаимоотношений между двумя родственными финно-угорскими народами. Определяющими все же были многосторонние контакты мирного характера, усиливавшиеся на более поздних этапах истории. Не случайно удмурты говорят: «Марийцы и удмурты — из одного корня выросшие деревья» [Иванов, 1992, с. 49].

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

НРФ МарНИИЯЛИ - Научно-рукописный фонд Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В. М. Васильева.

Акцорин, 1967 - Акцорин В. А. Этногенез марийского народа по данным фольклора // Происхождение марийского народа. Материалы научной сессии, проведенной Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории (23-25 декабря 1965 года). Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1967. С. 159-164.

Архипов, 1982 - Архипов Г. А. Марийско-удмуртские этнокультурные связи (к вопросу об азелинском компоненте в марийском и удмуртском этносе) // Материалы по этногенезу удмуртов. Ижевск, 1982. С. 63-71.

Атаманов, 1988 - Атаманов М. Г. Удмуртская ономастика. Ижевск: Удмуртия, 1988. 168 с.

Атаманов, 2015 - Атаманов М. Г. Удмуртско-марийские этнические контакты на примере этнотопонимов одо в Волго-Уральском регионе // Ежегодник финно-угорских исследований. 2015. Вып. 4. С. 19-28.

Атаманов-Эграпи, 2010 - Атаманов-Эграпи М. Г. Происхождение удмуртского народа. Ижевск: Удмуртия, 2010. 576 с.

Бахтин, 2012 - Бахтин А. Г. Марийский край в XIII-XVI веках: очерки по истории. Йошкар-Ола: МарГУ, 2012. 660 с.

Ванюшев, 2000 - Ванюшев В. М. Мултанское дело: история и современный взгляд // Мултанское дело: история и современный взгляд: Материалы научно-практической конференции. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. С. 9-19.

Воронцова, Галкин, 2002 - Воронцова О. П., Галкин И. С. Топонимика Республики Марий Эл: Истори-ко-этимологической анализ. Йошкар-Ола: Изд-во Марийского полиграфкомбината, 2002. 424 с.

Генинг, 1967 — Генинг В. Ф. Этногенез удмуртов по данным археологии // Вопросы финно-угорского языкознания. 1967. Вып. IV. C. 271-278.

Голдина, 2004 — Голдина Р. Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2004. 422 с.

Димитриев, 1993 - Димитриев В. Д. Чувашские исторические предания: Очерки истории чувашского народа с древних времен до середины XIX века. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993. 446 с.

Егоров, 2012 - Егоров Ф. Е. Материалы по истории народа мари. Йошкар-Ола, 2012. 176 с.

Иванов, 1992 - Иванов А. Г. Историческая основа героических преданий удмуртов // История, историография и источниковедение Удмуртии. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1992. С. 41-59.

Иванова, 1994 - Иванова М. Г. Истоки удмуртского народа. Ижевск: Удмуртия, 1994. 192 с.

История Удмуртии, 2004 - История Удмуртии: Конец XV — начало ХХ века. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. 552 с.

История Удмуртии, 2007 - История Удмуртии: С древнейших времен до XV века. Ижевск, 2007. 304 с.

Кузнецов, 2009 - Кузнецов С. К. Святыни. Культ предков. Древняя история. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2009. 704 с.

Куклин, 1998 - Куклин А. Н. Топонимия Волго-Камского региона (историко-этимологический анализ). Йошкар-Ола: МГПИ, 1998. 204 с.

Марий калык, 1991 - Марий калык ойпого. Марийский фольклор: Мифы, легенды, предания / сост. В. А. Акцорин. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1991. 288 с.

Марийцы Удмуртии, 2021 - Марийцы Удмуртии: историко-этнографические очерки. Ижевск: Монпора-жен, 2021. 244 с.

Мари-Турекский, 2003 - Мари-Турекский район: Сборник документальных очерков. Йошкар-Ола, 2003. 320 с.

Никитина, 2002 - Никитина Т. Б. Марийцы в эпоху средневековья (по археологическим материалам). Йошкар-Ола: МарНИИ, 2002. 432 с.

Первухин, 1888 - Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 1: Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях. Вятка, 1888. II. 104 с.

Полтыш, 2003 - Полтыш — князь черемисский. Малмыжский край. Йошкар-Ола, 2003. 440 с.

Попова, 2015 - Попова Е. В. Марийцы Удмуртии: краткие историко-этнографические сведения // Марийцы Удмуртии: история, традиции и современность: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 6 декабря 2015 года, г. Ижевск. Ижевск: Монпоражен, 2015. С. 20—37.

Приказчикова, 2009а - Приказчикова Ю. В. Мотив «пинания кочки», или Решение земельных конфликтов в исторических преданиях Вятского края // Традиционная культура в изменяющемся мире: Материалы VIII международной школы фольклориста «Традиционная культура в изменяющемся мире» и семинара «Пермистика: язык и стиль фольклора» (Ижевск, 19—21 июня, 12, 13, 15 ноября 2009 г.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2009. С. 184—189.

Приказчикова, 2009б - Приказчикова Ю. В. Устная историческая проза Вятского края: Материалы и исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2009. 392 с.

Пустяков, 2014 - Пустяков А. Л. К проблеме разграничения марийских и пермских топонимов в Ветлуж-ско-Вятском междуречье // Вопросы ономастики. 2014. № 2. С. 7—34.

Свечников, 2014 - Свечников С. К. Присоединение Марийского края к Русскому государству. Казань: Изд-во «ЯЗ», 2014. 268 с.

Свечников, 2021 - Свечников С. К. Этническая история агрызских мари // Калейдоскоп культур: сборник материалов по результатам научных экспедиций по изучению культуры народов Республики Татарстан. Казань: Изд-во АН РТ, 2021. С. 80-93.

Смирнов, 2013 - Смирнов О. В. К вопросу о пермском топонимическом субстрате на территории Марий Эл и в бассейне среднего течения реки Вятки (в свете этнической интерпретации археологических культур) // Вопросы ономастики. 2013. № 2. С. 7-59; 2014. № 1. С. 7-33.

Смирнов, 2014 - Смирнов О. В. Об этнической интерпретации археологических культур I тыс. н. э. в бассейне среднего течения р. Вятки (по топонимическим данным) // Археология евразийских степей. Вып. 20. Ананьинский мир: истоки, развитие, связи, исторические судьбы. Казань: Отечество, 2014. С. 90-105.

Соколова, 1970 - Соколова В. К. Русские исторические предания. М., 1970. 288 с.

Спицын, 1893 - Спицын А. А. Приуральский край. Археологические розыскания о древнейших обитателях Вятской губернии / Материалы по археологии восточных губерний России. Вып. 1. М.: Имп. Моск. археолог. общ-во, 1893. XIII. 192 с.

Тепляшина, 1967 - Тепляшина Т. И. К вопросу об этнониме пор // Происхождение марийского народа. Материалы научной сессии, проведенной Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории (23—25 декабря 1965 года). Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1967. С. 261-264.

Тойдыбекова, 2007 - Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология. Этнографический справочник. Йошкар-Ола, 2007. 312 с.

Удмуртские, 1970 - Удмуртские народные сказки. Ижевск: Удмуртия, 1970. 324 с. Худяков, 1917 - Худяков М. Г. Древности Малмыжского уезда. Вятка, 1917. 68 с.

Худяков, 2008 - Худяков М. Г. История Камско-Вятского края: Избранные труды. Ижевск: Удмуртия, 2008. 416 с.

Четкарев, 1951 - Четкарев К. А. Марийские предания о родо-племенных богатырях // Ученые записки МарНИИ. Вып. IV. Литература, фольклор, искусство. Йошкар-Ола, 1951. С. 151-172.

REFERENCES

NRF MarNIIYALI - Nauchno-rukopisnyj fond Marijskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta yazyka, literatury i istorii im. V. M. Vasil'eva [Scientific and Manuscript Fund of the Mari Research Institute of Language, Literature and History named after V. M. Vasiliev]. (in Russian)

Akcorin V. A. Etnogenez marijskogo naroda po dannym fol'klora [Ethnogenesis of the Mari people according to folklore]. In: Proiskhozhdenie marijskogo naroda. Materialy nauchnoj sessii, provedennoj Marijskim nauchno-issledo-vatel'skim institutom yazyka, literatury i istorii (23-25 dekabrya 1965 goda) [The origin of the Mari people. Materials of the scientific session held by the Mari Research Institute of Language, Literature and History (December 23-25, 1965)]. Joshkar-Ola: Marijskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1967. Pp. 159-164. (in Russian)

Arhipov G. A. Marijsko-udmurtskie etnokul'turnye svyazi (k voprosu ob azelinskom komponente v marijskom i udmurtskom etnose) [Mari-Udmurt ethno-cultural relations (on the question of the Azel component in the Mari and Udmurt ethnos)]. In: Materialy po etnogenezu udmurtov [Materials on the ethnogenesis of the Udmurts]. Izhevsk, 1982. Pp. 63-71. (in Russian)

Atamanov M. G. Udmurtskaya onomastika [Udmurtonomastics]. Izhevsk: Udmurtiya Publ., 1988. 168 p. (in Russian) Atamanov M. G. Udmurtsko-marijskie etnicheskie kontakty na primere etnotoponimov odo v Volgo-Ural'skom regione [Udmurt-Mari ethnic contacts on the example of ethnotoponyms of odo in the Volga-Ural region]. In: Ezhe-godnik finno-ugorskih issledovanij [Yearbook of Finno-Ugric Studies]. 2015. Issue 4. Pp. 19-28. (in Russian)

Atamanov-Egrapi M. G. Proiskhozhdenie udmurtskogo Naroda [Origin of the Udmurt people]. Izhevsk: Udmurtiya Publ., 2010. 576 p. (in Russian)

Bakhtin A. G. Mariyskiy kray v XIII-XVI vekakh: ocherki po istorii [Mari Territory in the XII-XXVI centuries: essays on history]. Yoshkar-Ola, 2012. 660 p. (in Russian)

Vanyushev V. M. Multanskoe delo: istoriya i sovremennyj vzglyad [The Multan case: history and modern view]. In: Multanskoe delo: istoriya i sovremennyj vzglyad: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii [Multan case: history and modern view: Materials of the scientific and practical conference]. Izhevsk: UdmFIC UrO RAN Publ., 2000. Pp. 9-19. (in Russian)

Voroncova O. P., Galkin I. S. Toponimika Respubliki Marij El: Istoriko-etimologicheskoj analiz [Toponymy of the Republic of Mari El: Historical and etymological analysis]. Joshkar-Ola: Izdatel'stvo Marijskogo poligrafkom-binata Publ., 2002. 424 p. (in Russian)

Gening V. F. Etnogenez udmurtov po dannym arheologii [Ethnogenesis of the Udmurts according to archeology]. In: Voprosy finno-ugorskogo yazykoznaniya [Questions of Finno-Ugric linguistics]. 1967. Issue 4. Pp. 271-278. (in Russian)

Goldina R. D. Drevnyaya i srednevekovaya istoriya udmurtskogo naroda [Ancient and medieval history of the Udmurt people]. Izhevsk: Udmurtskii universitet Publ., 2004. 422 p. (in Russian)

Dimitriev V. D. Chuvashskie istoricheskie predaniya: Ocherki istorii chuvashskogo naroda s drevnih vremen do serediny XIX veka [Chuvash Historical Legends: Essays on the history of the Chuvash people from ancient times to the middle of the XIX century]. Cheboksary: Chuvashskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1993. 446 p. (in Russian) Egorov F. E. Materialy po istorii naroda mari [Materials on the history of the Mari people]. Joshkar-Ola, 2012. 176 p. (in Russian)

Ivanov A. G. Istoricheskaya osnova geroicheskih predanij udmurtov [The historical basis of the heroic traditions of the Udmurts]. In: Istoriya, istoriografiya i istochnikovedenie Udmurtii [History, historiography and source studies of Udmurtia]. Izhevsk: UdmFIC UrO RAN Publ., 1992. Pp. 41-59. (in Russian)

Ivanova M. G. Istoki udmurtskogo Naroda [The origins of the Udmurt people]. Izhevsk: Udmurtiya Publ., 1994. 192 p. (in Russian)

Istoriya Udmurtii: Konec XV - nachalo XX veka [History of Udmurtia: Late XV - early XXcentury]. Izhevsk: UdmFIC UrO RAN Publ., 2004. 552 p. (in Russian)

Istoriya Udmurtii: S drevnejshih vremen do XV veka [History of Udmurtia: From ancient times to the XV century]. Izhevsk, 2007. 304 p. (in Russian)

Kuznecov S. K. Svyatyni. Kul't predkov. Drevnyaya istoriya [Shrines. The cult of ancestors. Ancient history]. Joshkar-Ola: Marijskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 2009. 704 p. (in Russian)

Kuklin A. N. Toponimiya Volgo-Kamskogo regiona (istoriko-etimologicheskij analiz) [Toponymy of the Volga-Kama region (historical and etymological analysis)]. Joshkar-Ola: MGPI Publ., 1998. 204 p. (in Russian)

Marij kalyk ojpogo = Marijskij fol'klor: Mify, legendy, predaniya [Mari folklore: Myths, legends, traditions]. Joshkar-Ola, Marijskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1991. 288 p. (in Mari, in Russian)

Marijcy Udmurtii: istoriko-etnograficheskie ocherki [Mari Udmurts: historical and ethnographic essays]. Izhevsk: Monporazhen Publ., 2021. 244 p. (in Russian)

Mari-Turekskij rajon: Sbornik dokumental'nyh ocherkov [Mari-Turek district: Collection of documentary essays]. Joshkar-Ola, 2003. 320 p. (in Russian)

Nikitina T. B. Marijcy v epohu srednevekov'ya (po arheologicheskim materialam) [Mari People in the Middle Ages (based on archaeological materials]. Joshkar-Ola: MarNII Publ., 2002. 432 p. (in Russian)

Pervuhin N. G. Eskizy predanij i byta inorodcev Glazovskogo uezda. Eskiz 1: Drevnyaya religiya votyakov po ee sledam v sovremennyh predaniyah [Sketches of legends and everyday life offoreigners of the Glazovsky district. Sketch 1: The ancient religion of the Votyaks in its footsteps in modern legends]. Vyatka, 1888. II. 104 p. (in Russian) Poltysh - knyaz' cheremisskij. Malmyzhskij kraj [Poltish is the prince of the Cheremis. Malmyzh region]. Josh-kar-Ola, 2003. 440 p. (in Russian)

Popova E. V. Marijcy Udmurtii: kratkie istoriko-etnograficheskie svedeniya [Mari Udmurs: brief historical and ethnographic information]. In: Marijcy Udmurtii: istoriya, tradicii i sovremennost': materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 6 dekabrya 2015 goda, g. Izhevsk [Mari Udmurs: history, traditions and modernity: materials of the interregional scientific and practical conference with international participation, December 6, 2015, Izhevsk]. Izhevsk: Monporazhen Publ., 2015. Pp. 20-37. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Prikazchikova Yu. V. Motiv «pinaniya kochki», ili Reshenie zemel'nyh konfliktov v istoricheskih predaniyah Vyat-skogo kraya [The motive of "kicking the hummock", or the Solution of land conflicts in the historical legends of the Vyatka Region]. In: Tradicionnaya kul'tura v izmenyayushchemsya mire: Materialy VIII mezhdunarodnoj shkoly fol'klorista «Tradicionnaya kul'tura v izmenyayushchemsya mi re» i seminara «Permistika: yazyk i stil' fol'klora» (Izhevsk, 19-21 iyunya, 12, 13, 15 noyabrya 2009 g.) [Traditional Culture in a Changing World: Materials of the VIIIInternational School ofFolklorist "Traditional Culture in a changing world" and the seminar "Permistics: the language and style offolklore" (Izhevsk, June 19-21, November 12, 13, 15, 2009)]. Izhevsk: UdmFIC UrO RAN Publ., 2009. Pp. 184-189. (in Russian) Prikazchikova Yu. V. Ustnaya istoricheskaya proza Vyatskogo kraya: Materialy i issledovaniya [Oral historical prose of the Vyatka region: Materials and research]. Izhevsk: UdmFIC UrO RAN Publ., 2009. 392 p. (in Russian) Pustyakov A. L. K probleme razgranicheniya marijskih i permskih toponimov v Vetluzhsko-Vyatskom mezh-durech'e [On the problem of distinguishing between Mari and Perm toponyms in the Vetluga-Vyatka interfluve]. In: Voprosy onomastiki [Questions of onomastics]. 2014. No 2. Pp. 7-34. (in Russian)

Svechnikov S. K. Prisoedinenie Marijskogo kraya k Russkomu gosudarstvu: monografiya [Annexation of the Mari Territory to the Russian state]. Kazan': YAZ Publ., 2014. 268 p. (in Russian)

Svechnikov S. K. Etnicheskaya istoriya agryzskih mari [Ethnic history of the Agryz Mari]. In: Kalejdoskop kul'tur: sbornik materialov po rezul'tatam nauchnyh ekspedicij po izucheniyu kul'tury narodov Respubliki Tatarstan [Kaleidoscope of cultures: a collection of materials based on the results of scientific expeditions to study the culture of the Republic of Tatarstan peoples]. Kazan': Izdatel'stvo AN RT Publ., 2021. Pp. 80-93. (in Russian)

Smirnov O. V. K voprosu o permskom toponimicheskom substrate na territorii Marij El i v bassejne srednego techeniya reki Vyatki (v svete etnicheskoj interpretacii arheologicheskih kul'tur) [On the issue of the Permian topo-nymic substratum in the territory of Mari El and in the basin of the middle reaches of the Vyatka River (in the light of the ethnic interpretation of archaeological cultures)]. In: Voprosy onomastiki [Questions of onomastics]. 2013. No 2. Pp. 7-59; 2014. No 1. Pp. 7-33. (in Russian)

70

2022. I. 12. № 1 HcropHKO-KyABTypHoe HacAeane HapoaoB YpaAO-noBOAKbH

Smirnov O. V. Ob etnicheskoj interpretacii arheologicheskih kul'tur I tys. n. e. v bassejne srednego techeniya r. Vyatki (po toponimicheskim dannym) [On the ethnic interpretation of archaeological cultures of I AD in the basin of the middle reaches of the Vyatka River (according to toponymic data)]. In: Arheologiya evrazijskih stepej. Anan'inskij mir: istoki, razvitie, svyazi, istoricheskie sud'by [Archeology of the Eurasian steppes. Ananyinsky world: origins, development, connections, historical destinies]. Issue 20. Kazan': Otechestvo Publ., 2014. Pp. 90-105. (in Russian)

Sokolova V. K. Russkie istoricheskie predaniya [Russian historical legends]. Moscow, 1970. 288 p. (in Russian) Spicyn A. A. Priural'skij kraj. Arheologicheskie rozyskaniya o drevnejshih obitatelyah Vyatskoj gubernii. [Ural region. Archaeological research on the most ancient inhabitants of the Vyatka province]. In: Materialy po arheologii vostochnyh gubernij Rossii [Materials on the archeology of the eastern provinces of Russia]. Vyp. 1. Moscow: Imperial Moscow Archaeological Society Publ., 1893. XIII. 192 p. (in Russian)

Teplyashina T. I. K voprosu ob etnonime por [To the question of the ethnonym por]. In: Proiskhozhdenie marijskogo naroda. Materialy nauchnoj sessii, provedennoj Marijskim nauchno-issledovatel'skim institutom yazyka, literatury i istorii (23-25 dekabrya 1965 goda) [The origin of the Mari people. Materials of the scientific session held by the Mari Research Institute of Language, Literature and History (December 23-25, 1965)]. Joshkar-Ola: Marijskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1967. Pp. 261-264. (in Russian)

Tojdybekova L. S. Marijskaya mifologiya. Etnograficheskij spravochnik [Mari mythology. Ethnographic reference book]. Joshkar-Ola, 2007. 312 p. (in Russian)

Udmurtskie narodnye skazki [Udmurt folk tales]. Izhevsk: Udmurtiya Publ., 1970. 324 p. (in Russian) Hudyakov M. G. Drevnosti Malmyzhskogo uezda [Antiquities ofMalmyzhsky district]. Vyatka, 1917. 68 p. (in Russian) Hudyakov M. G. Istoriya Kamsko-Vyatskogo kraya: Izbrannye Trudy [History of the Kama-Vyatka Territory: Selected Works]. Izhevsk: Udmurtiya Publ., 2008. 416 p. (in Russian)

Chetkarev K. A. Marijskie predaniya o rodo-plemennyh bogatyryah [Mari legends about tribal heroes]. In: Uchenye zapiski MarNII. Literatura, fol'klor, iskusstvo [Scientific notes of the Mari Research Institute. Literature, folklore, art]. Issue IV. Joshkar-Ola, 1951. Pp. 151-172. (in Russian)

S. K. Svechnikov

MARI-UDMURT ETHNIC CONTACTS IN THE MEDIEVAL PERIOD

The issue of Mari-Udmurt ethnic contacts in the Middle Ages has not previously become a separate subject of research. The purpose of the article - identify and analyze the features and dynamics of the Mari-Udmurt ethnic contacts in the medieval period. The article is written on the basis of folklore materials, the results of archaeological and linguistic research. The research methods: concrete historical, comparative historical, retrospective. Based on historical legends, the results of archaeological research, toponymic data, the development of Mari-Udmurt contacts during the Middle Ages (VI-XVI centuries) is traced. According to numerous legends, the battles between the ancestors of the Mari and the Udmurts were bright, but episodic and not large-scale events, representing several short-term conflicts. The decisive factors were multilateral contacts of a peaceful character (economic, social, cultural, matrimonial), which intensified with the development of the historical process.

Keywords: mari, por, Udmurts, odo, legends, ethnic contacts.

Свечников Сергей Константинович,

кандидат исторических наук,

ведущий научный сотрудник,

Марийский научно-исследовательский институт

языка, литературы и истории им В. М. Васильева

(Йошкар-Ола, Россия)

[email protected]

Статья поступила в редакцию 11.04.2022

Svechnikov Sergey Konstantinovich,

Candidate of Sciences (History), Leading Researcher,

Mari Research Institute of Language, Literature and History named after V. M. Vasiliev (Yoshkar-Ola, Russia) [email protected]

Received 11.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.