Научная статья на тему 'Мария антонова и исполнительское искусство народной песни (к 90-летию со дня рождения)'

Мария антонова и исполнительское искусство народной песни (к 90-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
144
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мария антонова и исполнительское искусство народной песни (к 90-летию со дня рождения)»

Финно-угорский мир. 2016. № 3-

МАРИЯ АНТОНОВА И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОЙ ПЕСНИ

к 90-летию со дня рождения

В2016 г. известная мордовская певица Мария Антонова отмечает юбилей - 90 лет. Ее вклад в вокальное искусство необычайно значителен. В числе первых профессиональных певцов она закладывала основы вокального исполнительства народной песни в Мордовии, создала десятки исполнительских версий и тем самым способствовала популяризации и сохранению произведений фольклора. Антонова, создавшая неповторимый концертный стиль исполнения мордовской народной песни, который отличается сохранением традиционных элементов музыкального интонирования, органично входит в плеяду выдающихся мордовских певцов И. М. Яу-шева, Д. И. Еремеева, Р. М. Беспаловой; ее достижения сродни их свершениям. Ей присуще глубокое проникновение в образную сферу произведений фольклора; мягкость и теплота тембра ее голоса сочетаются с ярким, динамически насыщенным звучанием; она чрезвычайно артистична и создает убедительные, запоминающиеся слушателям музыкально-сценические образы. Творчество Антоновой, принципы интерпретации ею народных песен в наши дни вызывают интерес современных певцов, педагогов и методистов по народному пению.

Мария Николаевна Антонова родилась 24 августа 1926 г в песенном селе Левжа ныне Ру-заевского района республики, которое вошло в историю национальной музыки как ярчайшее явление традиционной культуры. С малых лет Мария впитывала чарующую силу интони-

рования песен и плачей, которые, исполняясь в традиционных стилях вокального искусства в быту одиночно и различными хоровыми ансамблями, достигли высочайшего художественного уровня. Об этом неоднократно писали крупнейшие ученые и деятели культуры: Е. В. Гиппиус, один из основоположников современной этно-музыкологии, И. И. Земцовский, профессор Стенфордского университета, И. Жордания, руководитель кафедры народной музыки Мельбурнского университета, а также многие финно-угорские специалисты, в том числе Т. Лейсиё, заведующий отделом музыкальной антропологии университета Тампере, П. Вапаавуори, ректор Музыкальной Академии Сибелиу-са, И. Рюйтел, известный эстонский этномузыколог, и др.

Профессор Гиппиус познакомился с музыкальной традицией Левжи еще в 1930-е гг. через Ленинградский ансамбль мордовской музыки, возглавляемый его другом известным лингвистом М. В. Учватовым, уроженцем села, а в 1937 г. направил туда экспедицию. Гиппиус считал, что творчество Антоновой представляет собой уникальное явление не только в финно-угорском мире, но и в российском исполнительстве в целом. Именно так он говорил в телевизионной передаче «Песня - душа народа», посвященной выходу в свет первого тома фундаментальной антологии «Памятники мордовского народного музыкального искусства», в котором значительное место занимают образцы музыкального фольклора, записанные в с. Левжа.

Антонова застала классические формы исполнения народных песен в быту. Еще в детстве она познакомилась с развитой жанровой системой, в которой фольклорные произведения составляли органичную часть народных праздников и обрядово-зрелищных форм и исполнялись с сопровождением музыкальных инструментов или без него. Она общалась с такими корифеями музыкальной традиции, как Агриппина Тимофеевна Антонова, от которой записано более 150 мокшанских и русских народных песен, с выдающимися хранителями левженской песенной традиции В. В. Барыче-вой, О. Ф. Лоскутовой, М. М. Руз-мановой, а также со скрипачами П. Н. Рузмановым, Н. И. Учва-товым и др. Их искусство было широко известно в Финляндии, Эстонии и Германии, куда они выезжали с концертами.

Музыкальностью отличалась вся семья Антоновых. Формированию ее способностей, как считает сама певица, содействовали мать (М. В. Волгутова) и, особенно, отец (Н. П. Антонов), который, обладая сильным низким голосом, часто пел на свадьбах, в церковном хоре и в домашней обстановке.

Профессиональное образование певица получила в Саратовской государственной консерватории им. В. Л. Собинова (1943-1945 гг.). Большое влияние на развитие и становление ее таланта оказали известный музыкант и просветитель Н. С. Рузавина, возглавлявшая в 1945-1948 гг. Государственный ансамбль песни и танца «Умари-на», и Л. П. Кирюков, руководивший хором Мордовского радио.

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

Основная исполнительская деятельность Антоновой связана с ансамблем «Умарина» (1948-1955 гг.) и Мордовской государственной филармонией (1955-1993 гг.). Первые успехи в исполнении народных песен относятся к 1957 г, когда певица блестяще выступила на трех фестивалях: Зональном смотре творческой молодежи (г Горький), где получила звание лауреата и диплом II степени, Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей (г. Москва) и Всемирном фестивале молодежи и студентов (г. Москва), где была удостоена диплома I степени. В ее творческой биографии сотни концертов. Она выступала не только во всех районах Мордо-

вии и республиках Советского Союза, но и во многих зарубежных странах (Финляндии, Болгарии, Чехословакии, Польше, ГДР и др.).

В репертуаре певицы не только мордовские песни самых разных жанровых видов (включая, например, веснянки, редко исполняемые на современной эстраде), но и русские народные, песни народов СССР, а также произведения композиторов Мордовии и России, созданные специально для нее на основе народного мелоса.

Искусство Антоновой представлено и на грампластинках, и в фильмах («Во поле березка», по названию песни «Луга-няса келунясь» из репертуара

певицы, «Мне песни люди подарили» и др.). Певица отмечена почетными званиями: заслуженная и народная артистка Мордовии и России, лауреат Государственной премии Мордовии, Почетный гражданин Республики Мордовия, награждена орденами «Знак Почета», Дружбы народов, ее имя занесено в «Книгу трудовой доблести и героизма». Сценический образ Марии Антоновой запечатлен на полотне художника Е. А. Ноздрина. С 1996 г. проводится республиканский фестиваль-конкурс народной песни имени М. Н. Антоновой. О ее творчестве писали Т. Кириченко, А. Терёшкин, Н. Воронина, Н. Еремеева и др.

Л. Б. Бояркина,

кандидат искусствоведения, профессор кафедры народной музыки

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ: функционирование русского языка в полиэтничном (финно-угорском) регионе

Повышение квалификации преподавателей русского языка и литературы в МГУ им. Н. П. Огарёва

С 21 по 30 июня 2016 года на базе филологического факультета и факультета дополнительного образования Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва при финансовой поддержке Фонда «Русский мир» прошли курсы повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы по программе «Русский язык как иностранный: функционирование русского языка в полиэтничном (финно-угорском) регионе» в

объеме 72 ч. Курсы были задуманы как научно-методический проект, призванный объединить усилия ученых, преподавателей-филологов и учителей русского языка и литературы в поисках путей совершенствования качества языкового и литературного образования в условиях полиэт-ничной среды. Цель программы состояла в том, чтобы через обсуждение проблем, связанных с преподаванием русского языка как родного, неродного, иностранного, особенно остро стоящих сейчас в Мордовии, рас-

крыть некоторые существенные стороны современного культурного процесса в России. Для организаторов курсов было важно, чтобы обучение русскому языку как иностранному (РКИ) в средней и высшей школе происходило наиболее продуктивно и интересно, поскольку посредством русского языка воспитывается интерес к русской литературе, культуре, истории, региону и русскому миру в целом.

Слушатели курсов - преподаватели вузов из Саранска, Пензы, Москвы, учителя школ из Ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.