МАРИМБОВАЯ ШКОЛА НЕЯ РОЗАУРО Риксиев Д.Р.
Риксиев Джамшид Рахматуллаевич - преподаватель, кафедра ударных инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена важным сферам профессиональной деятельности известного бразильского перкуссиониста Нея Розауро. Освещается просветительская, методическая и учебная работа музыканта. Особое внимание уделяется описанию способа захвата четырех молоточков, предложенного Розауро. Статья адресована исполнителям и педагогам, желающим усовершенствовать технику игры на ударных инструментах, расширить музыкальный кругозор и развить собственный стиль исполнения. Ключевые слова: музыка, искусство, исполнитель, педагог, композитор, пьеса, произведение, маримба.
MARIMBA SCHOOL OF NEI ROSAURO Riksiev J.R.
Riksiev Jamshid Rakhmatullaevich - Lecturer, DEPARTMENT OF PERCUSSION INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to important areas ofprofessional activity of the famous Brazilian percussionist Ney Rosauro. The educational, methodical and educational work of the musician is highlighted. Particular attention is paid to the description of the method of capturing the four hammers proposed by Rosauro. The article is addressed to performers and teachers who wish to improve the technique of playing percussion instruments, expand their musical horizons and develop their own style of performance. Keywords: music, art, performer, teacher, composer, play, work, marimba.
К началу XXI в. в мире сложились авторитетные школы исполнительства на концертной маримбе. Внушительна когорта американских маримбистов, среди которых - Ли Гордон Стивенс, Гордон Стаут, Майкл Баррит, Уильям Мерш, Линда Макси, Нэнси Зелтсман. Не уступает им по влиянию на мировую исполнительскую практику японская школа маримбы во главе с Кейко Абэ. По всему миру гастролируют Момоко Камия, Нэни Мимура и др. В число исполнителей мирового масштаба вошли и европейцы маримбисты. Это немецкие музыканты Петер Садло, Жасмин Кольберг и Бабетта Хааг, французы Эммануэль Сежюрне и Эрик Саммут, англичанка Эвелин Гленни, голландец Роберт ван Сайс, серб Небойша Йован Живкович, польская маримбистка Катаржина Мычка, бельгиец Людвиг Альберт, румын Богдан Бакану, итальянец Филиппо Латтанци, болгарская исполнительница Даниэла Ганева и др.
Исключительная роль в совершенствовании техники игры на маримбе принадлежит бразильскому перкуссионисту и композитору Нею Габриелю Розауро (р. 1952). Одним из любимейших инструментов Розауро была и остается маримба, а маримбовая музыка составляет значительную долю его творческого наследия. Регулярно обращаясь к этому инструменту с 1980-х гг., Розауро создал более сотни произведений для маримбы, среди которых как отдельные пьесы (например «Valencia»), в том числе сочинения для начального уровня обучения («Seven Brazilian Children Songs»), так и более крупные композиции - сюитные циклы («Three moods», «Suite Popular Brasileira») и два концерта для маримбы с оркестром. Розауро использует маримбу чрезвычайно разнообразно - как сольный инструмент и в ансамблях с перкуссией («Serenata for Marimba, Vibraphone and Percussion Ensemble»), духовыми инструментами («A Message to a Friend»), фортепиано («Serenata for Marimba and Piano»), гитарой («Toccata and Divertimento»), арфой («Querido Amigo»), вокалом («A Song for Soprano and Marimba»). Инструментальный состав некоторых произведений включает несколько маримб («Fred no Frevo»). Как сольный исполнитель на ударных инструментах, среди которых важнейшее место занимает маримба, Розауро выступает в десятках стран мира. В 1998 г. он вошел в число участников Всемирного фестиваля маримбы в Осаке. Кроме того, исполнительская и композиторская практика Розауро органично сочетается с его педагогической и методической работой, общественной деятельностью. Началом своей творческой карьеры Розауро считает 1980 г., когда, получив стипендию немецкого правительства для обучения в Германии, он поступает в Высшую школу музыки Вюрцбурга в класс одного из самых известных в мире специалистов в области ударного искусства - профессора Зигфрида Финка. «В Германии передо мной открылся совершенно новый мир ударных инструментов, - отмечает Розауро. - В течение трех лет я узнал столько, сколько за предыдущие десять лет моей учебы.»
Получив диплом исполнителя и преподавателя игры на ударных инструментах, в 1975 г. Розауро возвращается в Бразилию, где играет на литаврах в оркестре Национального театра и преподает игру на ударных инструментах в музыкальной школе Бразилиа (Escola de Musica de Brasilia). В 1985 г., чтобы
получить степень магистра, он вновь направляется в Германию и продолжает обучение у З. Финка. Там Розауро пишет сочинение, которое через некоторое время войдет в традиционный репертуар маримбистов мира - Концерт для маримбы и струнного оркестра op. 12, и сам впервые его исполняет в сопровождении фортепиано на выпускном магистерском экзамене в Высшей музыкальной школе Вюрцбурга. С 1987 г. Розауро возглавляет отделение ударных инструментов в Федеральном университете Санта-Марии - одном из немногих высших учебных заведений Бразилии, где в то время был факультет ударных инструментов. С ним университет Санта-Марии превращается в центр обучения игре на ударных инструментах Бразилии. Здесь Розауро работает более десяти лет, руководя ансамблем ударных инструментов и занимая положение ведущего профессора университета. В 1992 г., защитив диссертационную работу, он получает докторскую степень в Университете Майами в Корал-Гейблс (США, штат Флорида). В это время имя Розауро как композитора, исполнителя и педагога становится все более известным за пределами Бразилии. Именно с ним связывают представление о бразильской школе игры на ударных инструментах. Его композиторское наследие к этому времени включает более тридцати опубликованных произведений для ударных инструментов, а его музыка исполняется повсеместно. В 2000 г. Розауро переезжает в США и до 2009 г. Возглавляет факультет ударных инструментов в Университете Майами, где ранее он получил докторскую степень. В настоящее время Розауро принадлежит к числу самых авторитетных специалистов в своей области, ведет активную исполнительскую, композиторскую, общественную, педагогическую деятельность. Он был включен в состав совета директоров Общества ударного искусства (Percussive Arts Society). Его постоянно приглашают на международные съезды общества (PASIC - 1994, 1996, 1999, 2001, 2002, 2003 гг.), где он выступает с концертами и ведет творческие семинары. Кроме того, Розауро проводит мастер-классы по всему миру (более 50 университетов в США и Канаде, более 20 консерваторий и музыкальных академий в Европе - от Италии и Испании до Финляндии и Литвы, десятки учебных заведений в Латинской Америке, Азии и Океании). Он участник различных фестивалей и член жюри конкурсов исполнителей на ударных инструментах. Розауро увлечен не только практической педагогикой, но и методической работой. Отсутствие методических пособий и доступной для студентов специальной литературы по игре на ударных инструментах побудило композитора к сочинению различных упражнений и этюдов.
В течение шести лет Розауро совершенствовал эти упражнения, работая со студентами различных уровней профессиональной подготовки. Разработки завершились выходом в свет его «Обучающей серии», которая представляет собой собрание методических пособий по перкуссии.
К настоящему моменту «Обучающая серия» включает пять методических пособий, которые освещают наиболее важные проблемы игры на ударных инструментах: «Усовершенствованная методика для малого барабана», «Вводные теоретические и практические упражнения по игре двумя палочками», «10 вводных упражнений для перкуссии», «Этюды и песни для вибрафона» и «Исследования для литавр». Так, «Вводные теоретические и практические упражнения по игре двумя палочками» Розауро предлагает для ежедневной работы студентов над разными видами исполнительской техники. Книга состоит из двух разделов. В первом упражнения составлены так, чтобы у исполнителя в процессе игры на инструменте развивалась кинестетическая память. Второй раздел включает двенадцать этюдов в двенадцати различных тональностях, каждый из которых посвящен отработке определенного вида техники. Этюды расположены по возрастающей степени сложности. Педагогическая цель - помочь студентам освоить новые техники игры на ударных инструментах, а также усовершенствовать навыки чтения с листа. В дополнение к этому пособию Розауро написал Семь бразильских детских песен для начинающих осваивать игру четырьмя палочками. Цель «Обучающих серий» Розауро - представить педагогическую методику, направленную на развитие технических навыков студентов начального уровня профессиональной подготовки и выше.
Несмотря на то, что каждая методика относится к определенному ударному инструменту, технические требования идентичны: работа над положением рук, способами управления палочкам молоточками, подвижность рук, сила мышц и, самое важное, равный баланс обеих рук. Каждая методика усложняется постепенно, поэтому навыки студента в чтении текста и технике применимы при игре на любом из инструментов. Дополнением «Обучающих серий» являются композиции для маримбы, вибрафона, перкуссии, включающие все виды техники, задействованные в вышеупомянутых книгах: Вариации для четырех том-томов (продолжение «10 вводных упражнений для перкуссии»), «Три настроения» (для маримбы или стил-драма продолжение «Вводных теоретических и практических упражнений по игре двумя палочками»/), Семь бразильских детских песен (написаны как вступление к «Игре четырьмя палочками на маримбе»), Десять упражнений для двух литавр, Этюды и песни для вибрафона (для начинающих исполнителей на вибрафоне), Сонатина для малого барабана и др. Успешный преподаватель со стажем работы в 36 лет, Розауро считает, что разработанные им методические пособия не только будут способствовать совершенствованию исполнительской тех-ники студентов, но и помогут каждому из них развить собственный стиль. Стремясь передать музыкантам свой творческий опыт, Розауро регулярно публикует в журнале «Percussive Notes» статьи по вопросам исполнительства на ударных инструментах. На протяжении многих лет техника игры на маримбе четырьмя молоточками являлась центральным вопросом в методических изысканиях Розауро. Поиски наиболее оптимального способа удерживания в ладони двух палочек привели к разработке собственных принципов постановки рук, основы которых он изложил в статье «Crossing Grip Extensions» (1998). В 2011 г. в интернете появился авторский видеокурс «Ney Rosauro Extended Cross Grip Lesson Series», содержащий обоснование и описание методики, а также множество
упражнений для ее практического освоения. Говоря о постановке рук согласно Розауро, нужно подчеркнуть, что она возникла в связи с конкретными техническими задачами. Музыкант стремился избавиться от постороннего шума при взаимном трении рукояток молоточков, а также добиться максимальной независимости молоточков друг от друга, особенно при выполнении одной рукой различных тремолирующих движений.
Вопрос выбора той или иной постановки решается неоднозначно. Студент обычно не выбирает, а использует ту, которую ему рекомендует преподаватель. Что касается преподавателей, то они смотрят на эту проблему по-разному. Некоторые придерживаются авторитарной позиции и, избрав одну из постановок, учат или переучивают студентов держать молоточки единственным, самым оптимальным, по их мнению, способом.
Противоположным является прагматический подход, суть которого в том, что музыкант должен владеть если не всеми, то, по меньшей мере, двумя-тремя постановками и по мере необходимости менять их в зависимости от технических задач. Однако большинство авторитетных педагогов придерживаются иной точки зрения, считая, что лучшей постановкой является та, которая наиболее удобна для исполнителя с учетом его физических и технических возможностей. Не существует идеальной постановки - в каждой можно найти как плюсы, так и минусы. Но искать выход из этого положения, пытаясь постоянно менять постановку, - значит не владеть в совершенстве ни одной из них. Каждый из известных маримбистов выбрал ту постановку, которую посчитал удобной для себя (конечно, не без влияния традиций, присущих той или иной исполнительской школе). Более того, нет никаких причин, которые мешали бы совершенствовать далее традиционную постановку или постановку Розауро, подобно тому, как сам Розауро в расчете на свои задачи совершенствовал постановку Бёртона. Иными словами, любая постановка обеспечивает результат не сама по себе, а только при условии того, что она применяется исполнителем естественно и осознанно, с пониманием ее достоинств, которые следует максимально использовать, и недостатков, которые нужно умело преодолевать.
Список литературы /References
1. Михайленко А. Современная книга о маримбе / А. Михайленко. Новосибирск, 2006.
2. Rosauro N. Crossing Grip Extensions / N. Rosauro // Percussive Notes. [Электронный ресурс], 2004. Режим
доступа: http://www.pas.org/publications/latest-issues/percussivenotes.aspx/ (дата обращения: 02.09.2016).