Научная статья на тему 'МАРГИНАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: МЕТАФИЗИКА РАЗВРАТА'

МАРГИНАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: МЕТАФИЗИКА РАЗВРАТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маргинальность / метафизика / трансгрессия / разврат / русская философия / кризис европейской метафизики / marginality / metaphysics / transgression / debauchery / Russian philosophy / crisis of European metaphysics

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вячеслав Тависович Фаритов

Статья посвящена исследованию разврата как маргинального феномена человеческого бытия. Основная задача статьи заключается в разработке метафизического подхода к осмыслению маргинальных феноменов половой сферы человеческого бытия. В соответствии с поставленной задачей автор опирается не на идеи фрейдистов и постструктуралистов, но на наследие отцов церкви и представителей русской религиозной философии. Основным результатом исследования является представление разврата в качестве метафизического феномена. Опираясь на концептуальные разработки представителей русской религиозной философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева), автор обосновывает тезис о том, что разврат характеризуется направленностью на отрицание именно метафизической, сверхчувственной сферы бытия человека. Разврат как метафизический феномен представляет собой попытку утвердить природное, животное, инстинктивное, связанное с чистой сексуальностью начало в качестве приоритетной области человеческого существа. Поскольку разврат ориентирован на отрицание метафизической сферы бытия, тем самым он обнаруживает свою обусловленность данной сферой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARGINAL PHENOMENA OF HUMAN BEING: METAPHYSICS OF DEBAUCHERY

The article is devoted to the study of debauchery as a marginal phenomenon of human being. The main objective of the article is to develop a metaphysical approach to understanding the marginal phenomena of the sexual sphere of human life. In accordance with the task, the author relies not on the ideas of Freudians and poststructuralists, but on the heritage of the church fathers and representatives of Russian religious philosophy. The main result of the study is the representation of debauchery as a metaphysical phenomenon. Based on the conceptual development of the representatives of Russian religious philosophy (N.A. Berdyaev, S.N. Bulgakova, B.P. Vysheslavtseva), the author substantiates the thesis that debauchery is characterized by a tendency to deny precisely the metaphysical, supersensible sphere of human being. Debauchery as a metaphysical phenomenon is an attempt to establish the natural, animal, instinctive, pure sexualityrelated principle as a priority area of a human being. Since debauchery is focused on the negation of the metaphysical sphere of being, thereby it reveals its conditionality with this sphere.

Текст научной работы на тему «МАРГИНАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: МЕТАФИЗИКА РАЗВРАТА»

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Вячеслав Тависович ФАРИТОВ / Vyacheslav FARITOV

| Маргинальные феномены человеческого бытия: метафизика разврата / Marginal Phenomena of Human Being: Metaphysics of Debauchery |

Вячеслав Тависович ФАРИТОВ / Vyacheslav FARITOV

Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия Профессор кафедры философии Доктор философских наук

Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia Professor of Philosophy Department Doctor of Sciences in Philosophy vfar@mail.ru

МАРГИНАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: МЕТАФИЗИКА РАЗВРАТА*

Статья посвящена исследованию разврата как маргинального феномена человеческого бытия. Основная задача статьи заключается в разработке метафизического подхода к осмыслению маргинальных феноменов половой сферы человеческого бытия. В соответствии с поставленной задачей автор опирается не на идеи фрейдистов и постструктуралистов, но на наследие отцов церкви и представителей русской религиозной философии. Основным результатом исследования является представление разврата в качестве метафизического феномена. Опираясь на концептуальные разработки представителей русской религиозной философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева), автор обосновывает тезис о том, что разврат характеризуется направленностью на отрицание именно метафизической, сверхчувственной сферы бытия человека. Разврат как метафизический феномен представляет собой попытку утвердить природное, животное, инстинктивное, связанное с чистой сексуальностью начало в качестве приоритетной области человеческого существа. Поскольку разврат ориентирован на отрицание метафизической сферы бытия, тем самым он обнаруживает свою обусловленность данной сферой.

Ключевые слова: маргинальность, метафизика, трансгрессия, разврат, русская философия, кризис европейской метафизики.

154

MARGINAL PHENOMENA OF HUMAN BEING: METAPHYSICS OF DEBAUCHERY

The article is devoted to the study of debauchery as a marginal phenomenon of human being. The main objective of the article is to develop a metaphysical approach to understanding the marginal phenomena of the sexual sphere of human life. In accordance with the task, the author relies not on the ideas of

Freudians and poststructuralists, but on the heritage of -

the church fathers and representatives of Russian religious philosophy. The main result of the study is the representation of debauchery as a metaphysical phenomenon. Based on the conceptual development of the representatives of Russian religious philosophy (N.A. Berdyaev, S.N. Bulgakova, B.P. Vysheslavtseva), the author substantiates the thesis that debauchery is characterized by a tendency to deny precisely the metaphysical, supersensible sphere of human being. Debauchery as a metaphysical phenomenon is an attempt to establish the natural, animal, instinctive, pure sexuality-related principle as a priority area of a human being. Since debauchery is focused on the negation of the metaphysical sphere of being, thereby it reveals its conditionality with this sphere.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19011-00910 «Маргинальные феномены человеческого бытия (Антропология ad Marginem)».

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Вячеслав Тависович ФАРИТОВ / Vyacheslav FARITOV

| Маргинальные феномены человеческого бытия: метафизика разврата / Marginal Phenomena of Human Being: Metaphysics of Debauchery |

Key words: marginality, metaphysics, transgression, debauchery, Russian philosophy, crisis of European metaphysics.

З;

1 адача настоящей статьи заключается 'в разработке метафизики разврата как маргинального способа бытия человека. Разврат представляет собой метафизический феномен: это отрицание высшей природы человека, трансгрессия моральных запретов и утверждение низшего, животного начала самого по себе. Указания на метафизическую природу разврата дает Н.А. Бердяев: «Разврат есть соблазн небытия, уклон к небытию. Стихия сладострастия - огненная стихия. Но когда сладострастие переходит в разврат, огненная стихия потухает, страсть переходит в ледяной холод»1. Подход к разврату как к явлению метафизического порядка укоренен в традициях русской религиозной философии и в святоотеческом наследии. Однако в ХХ столетии эта традиция фактически была предана забвению в связи с монополизацией исследования сексуальных феноменов психоанализом и постструктурализмом. Последователи Фрейда и Лакана выработали антиметафизический дискурс о сексе и сексуальных извращениях. В предлагаемой вниманию читателей работе осуществлена попытка возобновления метафизической и религиозной трактовки маргинальных феноменов половой сферы человека.

1. Экспозиция проблемы: разврат как трансгрессивный способ бытия

Кризис метафизики, заявивший о себе в период со второй половины XIX столетия,

приводит к высвобождению и автономизации различного рода маргинальных феноменов существования человека. Низшие, пограничные сферы бытия, такие как пьянство и разврат, начинают перемещаться с периферии культурного пространства в его центр. Эстетизация разврата осуществляется в творчестве поэтов-декадентов: Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, О. Уальд, Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Блок. Ко второй половине-исходу ХХ столетия тенденции элитарной культуры проникают в массовое искусство. Половая распущенность и сексуальные извращения становятся излюбленной тематикой рок-культуры2. 155

Тем не менее, разврат не перестает быть маргинальным, трансгрессивным, по существу, феноменом. Трансгрессия возможна только там, где есть границы. Отсутствие границ означает невозможность трансгрессии как нарушения этих границ. Трансгрессия имеет эффект обратного действия: она служит одним из наиболее действенных способов указания на то, что границы есть, что они обладают не только этическим и юридическим, но и онтологическим статусом. Такой способ обнаружения значимости границ является одновременно и наиболее драматическим. У Ф.М. Достоевского в «Бесах», в не вошедшей в окончательную редакцию романа главе «У Тихона» совращенная и доведенная Ставрогиным до самоубийства десятилетняя девочка говорит: «Я

1 Бердяев Н.А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М.: Издательство «Э», 2016. C. 141.

2 Фаритов В. Т. Этика нигилизма: жажда небытия // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2018. № 1 (23). С. 21-34.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Вячеслав Тависович ФАРИТОВ / Vyacheslav FARITOV

| Маргинальные феномены человеческого бытия: метафизика разврата / Marginal Phenomena of Human Being: Metaphysics of Debauchery |

Бога убила». Достигая пределов нравственного падения, переступая пределы, человек уничтожает божественную инстанцию, эти пределы полагающую. Он совершает абсолютную трансгрессию, от которой гибнет как Бог, так и он сам.

В «Житии преподобной Марии Египетской» представлена экспозиция разврата в качестве этапа жизненного пути, завершившегося покаянием и святостью: «Я, святой отец, родилась в Египте, но будучи двенадцати лет от роду, когда были живы еще мои родители, я отвергла их любовь и отправилась в Александрию. Как я потеряла свою девическую чистоту и стала неудержимо, ненасытно предаваться любодеянию, - об этом без стыда я не могу даже помыслить, не только пространно рассказывать; скажу только кратко, чтобы ты узнал о неудержимой моей похоти. Семнадцать лет, и даже больше, я совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть. Не думай, что я была богата и оттого не брала, - нет, я жила в нищете, часто голодная пряла охлопья, но всегда была одержима желанием еще более погрязнуть в тине блуда: я видела жизнь в постоянном бесчестии. Однажды, во время жатвы, я увидела, что много мужей - и египтян, и ливийцев идут к морю. Я спросила одного встречного, куда спешат эти люди? Тот ответил, что они идут в Иерусалим на предстоящий в скором времени праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста. На мой вопрос, возьмут ли они и меня с собой, он сказал, что если у меня есть деньги и пища, то никто не будет препятствовать. Я сказала ему: «Нет, брат, у меня ни денег, ни пищи, но все-

таки я пойду и сяду с ними в один корабль, а они меня пропитают: я отдам им свое тело за плату». - Я хотела пойти для того, чтобы, -прости меня, мой отец, - около меня было много людей, готовых к похоти. Говорила тебе я, отец Зосима, чтобы ты не принуждал меня рассказывать про мой позор. Бог свидетель, я боюсь, что своими словами я оскверняю самый воздух»3.

С метафизической точки зрения разврат представляет собой самый верный и действенный способ поставить себя вне божественного света, погасить в себе образ Бога. Разврат в своей метафизической основе утверждает антикартезианский принцип: «Я хочу, следовательно, я не существую». В автономизирован-ной похоти «Я» раздробляется, растворяется, подводится к горизонту самоуничтожения. Для 156 углубления этой темы необходимо обратится к опыту христианских святых и наследию русской религиозной философии.

2. От аскетики к семиотике: сексуальность как знак

Задолго до появления психоанализа, уже в христианской аскетике сексуальная сфера была семиотизирована, наделена функцией знака: «Отцы-пустынники, принявшие на себя ношу духовного наставничества, - в особенности Евагрий и Иоанн Кассиан, его латинский толкователь, - рассматривают сексуальное поведение как лучший индикатор духовного состояния монаха. Сексуальные фантазии, проявление сексуального влечения во сне и ноч-

3 Великий покаянный канон. Творение святого Андрея Критского, читаемый в понедельник, вторник, среду. С прибавлением жития преподобной Марии Египетской. М.: Сибирская Благозвонница, 2016. С.209-211.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Вячеслав Тависович ФАРИТОВ / Vyacheslav FARITOV

| Маргинальные феномены человеческого бытия: метафизика разврата / Marginal Phenomena of Human Being: Metaphysics of Debauchery |

ные семяизвержения подвергаются такому скрупулезному самоанализу, который раньше был бы невообразим, но без которого эти проявления считались бы нечаянным, неосознанным контактом с противоположным полом. Взгляд на сексуальность с этой точки зрения явил собой перемену вполне революционную. После того как сексуальность стала рассматриваться в качестве источника «страсти», возбужденной в доселе гармоничной и благовоспитанной личности каким-либо соблазнительным партнером, женщиной или мужчиной, которые превратились для этой личности в объект сексуального желания, она трактуется, скорее, как симптом, обнаруживающий и другие душевные изъяны. Сексуальность становится особым окошком, сквозь которое монах может проникать взглядом во все самые сокровенные уголки своей души. В традициях Евагрия сексуальные фантазии изучаются со всей тщательностью, поскольку они выявляют присутствие в душе монаха конкретных (пусть даже и постыдных!) порывов, еще более губительных от того, что их труднее распознать: леденящих укусов гнева, гордыни и жадности. Поэтому снижение числа сексуальных фантазий и даже качественное изменение ночных выделений рассматривались едва ли не как показатель прогресса, которого монах достиг на пути к полной прозрачности сердца, предназначенного для любви к Богу и к ближнему своему... Постепенное исчезновение из снов сугубо личных сексуальных переживаний знаменует изгнание из души чудовищ еще более страшных, таких как гнев и гордыня, монстров, тяжкая поступь которых эхом отдается в сексуальных фантазиях. Это означает, что монах ликвидировал последнюю трещину, узкую,

как лезвие бритвы, которая еще оставалась в его «простом сердце»4.

В монашеской аскетике сексуальность рассматривается, таким образом, не сама по себе, но выступает в качестве знака, симптома, «окошка». Половая сфера наделяется статусом видимого проявления невидимого, она есть внешнее указание на внутреннее состояние души. Поскольку именно блудная страсть является одной из наиболее сильных и имеет достаточно яркие проявления, постольку она оказывается наиболее подходящим феноменом для наделения знаковой функцией. Означаемым здесь выступают другие страсти, укорененные в глубинах человеческой души и сокрытые от сознания. Разжегание плоти, обуре-ваемость блудными помыслами свидетельствуют о внутренней уязвленности, порабо- 157 щенности другими страстями, такими как гордость и гнев.

Согласно святому Августину, блудная страсть есть свидетельство внутреннего разлада, исток которого коренится в разрыве между волей и инстинктом: «Обладая тонким чутьем древнего ритора и будучи способным представить свои умозаключения в виде очевидных фактов, понятных уму и сердцу как христиан, так и язычников, Августин раскрывает некоторые стороны полового акта, обнаруживающие глубокий разрыв между волей и инстинктом. Он заостряет внимание на эрекции и оргазме как на явлениях, которые, что вполне очевидно, с человеческой волей никак не связаны: ни импотент, ни фригидная женщина не могут вызвать этих ощущений усилием воли, если же

4 История частной жизни: под общей ред. Ф. Арье-

са и Ж. Дюби. Т. 1: От Римской империи до начала второго тысячелетия. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 340-341.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Вячеслав Тависович ФАРИТОВ / Vyacheslav FARITOV

| Маргинальные феномены человеческого бытия: метафизика разврата / Marginal Phenomena of Human Being: Metaphysics of Debauchery |

они появляются, то уже не контролируются никакими волевыми усилиями. ... Вожделение плоти, этот бесформенный фантом, без возраста и без лица, готовый в любой момент проявиться через явственно видимые и ощущаемые симптомы в сексуальных отношениях женатых пар, и заставляющий постоянно быть начеку людей целомудренных, сам по себе есть признак фатального разрушения внутренней гармонии, которая некогда господствовала в отношениях между человеком и Богом, мужчиной и женщиной, душой и телом, и которой наслаждались Адам и Ева в свою бытность в раю»5.

Исток разврата, таким образом, следует искать в метафизической области. Извращение коренится в нарушении отношения человека к Богу, в трансгрессии иерархического онтологического порядка, согласно которому божественное несоизмеримо выше земного, телесного. Правильная позиция заключается отнюдь не в том, чтобы отрицать земное и телесное в пользу божественного. Чрезмерный аскетизм сам является оборотной стороной извращения, поскольку представляет собой реакцию на извращение, радикальный способ борьбы с развратом. Низшие сферы бытия подлежат не устранению, но просветлению высшим, божественным. Низшее должно ценится не само по себе, но постольку, поскольку оно получает свой смысл от высшего, имеет в высшем свой исток и свою цель. Нарушение этой иерархической модели ведет к извращению. Разврат происходит от предпочтения низшего высшему, от наделения низшего собственной, авто-

номной ценностью. Разврат есть полагание предела своего блага, предела своего бытия в низших сферах существования: «Но когда душа делает что-либо для достижения того, что ощущается посредством тела, ради того, чтобы испытать это, отличиться и завладеть этим так, что полагает в нем предел своего блага, тогда, что бы она ни делала, она поступает постыдным образом и предается разврату, греша против собственного тела (1Кор.6, 18). [Тогда], выхватывая изнутри ложные видения телесных вещей и слагая их в суетном представлении таким образом, что ей уже ничто не кажется божественным, если оно не такого рода, из-за себялюбивой жадности она плодится ошибками, а из-за себялюбивой расточительности она теряет силы»6.

Святой Августин разграничивает во- 158 жделение и любовь. Любовь распространяется на Бога и на творение, поскольку оно полагается как создание Бога. Вожделением является предпочтение творения самого по себе, вне его связи с высшим, божественным началом: «Итак, [это слово зачинается] либо вожделением (сир1ёа1е), либо [собственно] любовью (саг^е). И [дело] не в том, что не следует любить творение, но [в том, что] если эта любовь относится к Творцу, то она будет не вожделением, но [собственно] любовью. Ибо, когда любят творение само по себе, тогда это вожделение. И тогда оно не помогает тому, кто им пользуется, но вредит наслаждающемуся им. Так как творение либо равно нам, либо ниже

5 История частной жизни: под общей ред. Ф. Арье-са и Ж. Дюби. Т. 1: От Римской империи до начала второго тысячелетия. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С.348-349.

6 Августин Аврелий Блаженный. О Троице. М.: РИПОЛ-Классик, 2018. С. 308.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Вячеслав Тависович ФАРИТОВ / Vyacheslav FARITOV

| Маргинальные феномены человеческого бытия: метафизика разврата / Marginal Phenomena of Human Being: Metaphysics of Debauchery |

нас, то следует пользоваться низшим ради Бога, а наслаждаться равным в Боге»7.

Сам Августин в молодости переживал это уводящее от подлинного бытия «безумство похоти», о чем свидетельствует в своей «Исповеди»: «В шестнадцатилетнем возрасте своем, прервав по домашним обстоятельствам школьные занятия, жил я вместе с родителями на досуге, ничего не делая, и колючая чаща моих похотей разрослась выше головы моей; не было руки выкорчевать ее. Наоборот, когда отец мой увидел в бане, что я мужаю, что я уже в одежде юношеской тревоги, он радостно сообщил об этом матери, словно уже мечтал о будущих внуках, радуясь опьянению, в котором этот мир забывает Тебя, упиваясь невидимым вином извращенной, клонящейся вниз воли»8.

Таким образом, семиотическая модель разврата представляет собой нарушение распределения ценностей в оппозиции высшего и низшего, божественного и тварного. Поскольку данная оппозиция носит метафизический характер, разврат представляет собой метафизический феномен. Разврат немыслим вне этой метафизической оппозиции. Даже доведенное до крайних пределов падение, попрание божественного в человеческом существовании сохраняет свою ориентацию на высшее. Ю.М. Лотман отмечал, что даже кощунство является формой богопочитания9. Животный мир не знает разврата, так как не будучи образом Бога, не обладает и возможностью для попирания

7 Августин Аврелий Блаженный. О Троице. М.: РИПОЛ-Классик, 2018. С. 242.

8 Блаженный Августин. Исповедь. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006. С. 28.

9 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Пб.: Аз-

бука, 2014. С. 311.

этого образа. Для человека разврат выступает в качестве предельной, маргинальной бытийной возможности. Трансгрессия возможна только при условии существования границ. Соответственно, трансгрессия божественного есть негативное признание и утверждение божественного. По ту сторону метафизической оппозиции божественного и тварного уже нет разврата.

3. Метафизика разврата в русской философии

Углубление метафизических толкований разврата мы находим в русской религиозной философии. Именно здесь феномену разврата уделяется достаточно большое внимание. В той или иной форме данная тема была затронута в творчестве Ф.М. Достоевского, 159 Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, Н.О. Лосского, Б. П. Вышеславцева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. В. Розанова. В настоящем исследовании мы остановимся на фигурах Бердяева и Булгакова.

Для Бердяева метафизический смысл разврата заключается в разъединении. Как метафизический феномен разврат есть либо утверждение разъединения, либо неудавшаяся попытка соединения. В философии Бердяева и культура, и искусство, и творчество определяются как «великие неудачи». Половая сфера человека не исключается из этого ряда, она тоже оказывается неудачей, провалом изначального творческого устремления к единству: «Что такое разврат в глубоком смысле этого слова? Разврат прямо противоположен всякому соединению. Тайна разврата - тайна разъединения, распада, раздора, вражда в поле. Тайна соединения не может быть развратна. Где соединение достигается, там нет разврата.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Вячеслав Тависович ФАРИТОВ / Vyacheslav FARITOV

| Маргинальные феномены человеческого бытия: метафизика разврата / Marginal Phenomena of Human Being: Metaphysics of Debauchery |

В сексуальном акте есть неустранимый элемент разврата потому, что он не соединяет, а разъединяет, что в нем есть реакция, что он чреват враждой. Семья не предохраняет от этой развратности сексуального акта, от этой поверхностности, внешности касания одного существа к другому, от этого бессилия внутреннего проникновения одного существа в другое, бессилия слить все клетки мужа и жены. Разврат есть разъединение, и он всегда превращает объект полового влечения в средство, а не в цель»10. По мысли Бердяева, соединение и проникновение одного в другое (мужского в женское) должно быть тотальным и непрекращающимся. Но в половом акте именно этого и не удается достичь. Даже в супружестве сексуальные отношения сохраняют этот элемент разврата.

В разврате половая сфера автономизи-руется, отделяется от целого, от космоса, от бытия: «Пол как бы отделяется от человека и от космоса, становится замкнутым, погруженным в себя. Всякое размыкание пола в космос прямо противоположно разврату. То уединение, сокрытие пола, отдифференцирование его от цельной сущности жизни, которое мы видим в природном мире, всегда есть уже разврат. Только возвращение полу универсального значения, воссоединение его со смыслом жизни побеждает разврат»11.

Таким образом, Бердяев квалифицирует в качестве разврата половую жизнь в целом: «По обыденным представлениям развратом называются недозволенные формы соединения полов, в то время как развратно именно отсут-

ствие соединения. Сексуальный акт развратен потому, что недостаточно глубоко соединяет. Также поверхностны ходячие представления о развратности аномалий половой жизни. Наша половая жизнь есть сплошная аномалия, и иногда самое «нормальное» может оказаться развратнее «ненормального». Разврат совсем не может быть запрещен, он должен быть онтологически преодолен иным бытием»12. Преодоление разврата осуществляется посредством любви и экстаза: «Любовь - одно противоядие против разврата. Другое противоядие - высшая духовная жизнь. Сладострастие само по себе еще не развратно. Развратно лишь сладострастие разъединения, и свята сладкая страсть соединения. Развратно сладострастие, не проникающее в объект, погружающее в себя, и свят оргийный экстаз любви, сливающий с 160 любимым»13.

В таком подходе Бердяева к проблеме сексуальности явно ощущается ницшеанский элемент: «Сладострастие: великое подобие-счастье более высокого счастья и наивысшей надежды. Ибо многому обещан был брак и больше, чем брак, - многому, что более чуждо друг другу, чем мужчина и женщина, - а кто понял вполне, как чужды друг другу мужчина и женщина!»14. («Wollust: das große GleichnisGlück für höheres Glück und höchste Hoffnung. Vielem nämlich ist Ehe verheißen und mehr als Ehe, - Vielem, das fremder sich ist, als Mann und Weib: - und wer begriff es ganz, wie fremd sich

10 Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 429.

11

Там же. С.429-430.

12 Там же. С. 430.

13 Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 430.

14 Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 то-

мах. Т. 4: Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Культурная революция, 2007. С. 194.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Вячеслав Тависович ФАРИТОВ / Vyacheslav FARITOV

| Маргинальные феномены человеческого бытия: метафизика разврата / Marginal Phenomena of Human Being: Metaphysics of Debauchery |

Mann und Weib sind!»)15. Подобно Ницше, Бердяев не признает кастрирующего и отрицающего жизнь аскетизма всех «потусторонников» (Hinterweltlern). И подобно Ницше, не признает он пошлости и цинизма всякого рода свиней и гуляк (die Schweine und Schwärmer). Вслед за немецким философом Бердяев видит в сексуальности лишь подобие (Gleichnis) будущего соединения, брачного союза - того, что более чуждо друг другу, чем муж и жена. Но что может быть более чуждым? Трансцендентный и имманентный мир, божественное и земное. И Ницше, и Бердяев ориентированы на устранение метафизического разрыва высшего и низшего мира. Половая жизнь есть разврат лишь в нынешнем состоянии человечества. Но это состояние не окончательно, оно должно быть преодолено, превзойдено в жизни будущего века, в провозвещенной Бердяевым творческой эпохе. В этой установке Бердяев исходит одновременно из христианской традиции и из философии Ницше. Эрос должен быть просветлен и преображен. До тех пор, пока этого не произошло, мы все еще находимся между крайностями аскетизма и разврата.

В отличие от Бердяева Булгаков опирается преимущественно на христианскую традицию: «Это сочетание духовного и плотского единения вытекает из духовно-телесной природы человека, как воплощенного духа. Здесь сохранена связь с животным миром, который в то же время превосходится наличием духовного начала в человеке и его гармонирующей, одухотворяющей силой. Однако это задание гармонизации пола и духа, столь существенное для человека, оказалось и наиболее трудным, а

соотношение их неустойчивым, что и следует из факта совершившегося грехопадения. Последнее оказало влияние на всю жизнь человека, а в нем и всего мира, но с наибольшей интимностью оно коснулось именно взаимоотношений мужского и женского начала в человеке. Эту перемену можно выразить так: в человеке пробудился пол, как не подчиненная духу, самочинная стихия, как влечение и страсть, не только не подчиненная духу, но его себе подчиняющая: «и к мужу твоему влечение твое» (3,16), и таково же стало и влечение мужа к жене. Жизнь пола в человеке утратила изначальную гармонию и приняла трагический характер. Пол в человеке есть воплощенная антиномия: он делает человека животным, но в то же время человек не может до конца стать животным, иначе как в последних глубинах 161 падения, как бы расчеловечения, о чем говорится в Библии по поводу предпотопного растления: «суть плоть». В животной стороне пола человек трагически стоит и выше животного, и ниже него, ибо животный мир, не имея духа, остается невинен в половой жизни, между тем как в человеке половая жизнь переживается как утрата «невинности»»16. Метафизическая природа разврата заключается, таким образом, в его расчеловечивающем аспекте. Расчеловечение - полюс, противоположный обожению. Это две крайние и предельные потенции человеческого бытия. Человек находится между этими крайними возможностями, его существование носит антиномический характер. Булгаков отмечает: «Половая распущенность и утонченные формы блуда в христианских странах распространены, вероятно,

15 Nietzsche F. Gesammelte Werke. Köln: Anaconda Verlag GmbH, 2012. S. 504.

16 Булгаков С. Утешитель. О Богочеловечестве. Часть II. Paris: YMCA Press, 1936. С. 369.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вячеслав Тависович ФАРИТОВ / Vyacheslav FARITOV

| Маргинальные феномены человеческого бытия: метафизика разврата / Marginal Phenomena of Human Being: Metaphysics of Debauchery |

даже более, чем в нехристианских. Нередко наблюдается, напр., что нравы дикарей-язычников или мусульман, живущих рядом с христианами, чище и строже, чем последних. Несовершеннолетние чужды пороков, свойственных взрослым, но зато они не могут достигнуть и их добродетелей»17. До тех пор, пока обожение остается предельным горизонтом бытия человека, всегда будет иметь места другой крайний горизонт: расчеловечение, проявляющееся, в том числе, в различных формах половой распущенности.

4. Ницше против Фрейда

Ницше описывает подобную ситуацию антиномизации в притче о дереве на горе: «С человеком происходит то же, что с деревом. Чем больше стремится он в высоту, к свету, тем глубже устремляются корни его в землю, вниз, во мрак и глубину, - к злу»18. («Je mehr er hinauf in die Höhe und Helle will, umso stärker streben seine Wurzeln erdwärts, abwärts, ins Dunkle, Tiefe, - ins Böse»)19. Антиномичность человеческого существования разрешается упразднением противоположностей: «Теперь ждет оно и ждет, - чего же ждет оно? Оно живет слишком близко к облакам; оно ждет, вероятно, первой молнии?»20. («Nun wartet er und

17 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. СПб.: Издательство Олега Абышко; Пальмира, 2017. С. 469.

18 Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 4: Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Культурная революция, 2007. С. 43.

19 Nietzsche F. Gesammelte Werke. Köln: Anaconda Verlag GmbH, 2012. S. 390.

20 Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 то-

мах. Т. 4: Так говорил Заратустра. Книга для всех и

ни для кого. М.: Культурная революция, 2007.

С. 44.

wartet, - worauf wartet er doch? Er wohnt dem Sitze der Wolken zu nahe: er wartet wohl auf den ersten Blitz?»)21. Человек для Ницше есть переход и гибель (ein Übergang und ein Untergang), Übermensch как горизонт этого перехода и есть эта молния («der ist dieser Blitz»). Ницше ориентирован на преодоление существующего порядка бытия и ценностей, на творческое преобразование и преображение человека. В этом плане у Ницше гораздо больше общего со святоотеческим наследием, чем с психоанализом. Так, у Иоанна Златоуста мы читаем слова, проливающие свет на сокровенные глубины ницшевской философии: «все видимое нами не пребудет всегда одинаковым, а примет другой вид. И небо, и земля, и море, все изменится»22. «Если так будет, говорит Он, то дольнее ничем не будет различествовать от горнего, хотя по 162 свойству они и различны; тогда земля покажет нам других ангелов»23. И у Ницше критика метафизики направлена на будущее преобразование, в котором разрыв трансцендентного и имманентного будет снят: имманентное будет возвышено до трансцендентного. Из этой установки вытекает ницшевская критика аскетизма. В своих выродившихся, извращенных формах аскетизм есть бегство от задачи будущего. Но и вульгаризация libido, его обособление от высших сфер бытия приводит в конечном итоге лишь к перспективе расчеловечения.

Во фрейдизме сексуальность из знака превращается в означаемое, причем, в означаемое универсального характера, являющееся

21 Nietzsche F. Gesammelte Werke. Köln: Anaconda Verlag GmbH, 2012. S. 391.

22 Златоуст Иоанн, святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах. Книга первая. М.: Сибирская Благозвонница, 2016. С. 526.

23 Там же. С. 338.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Вячеслав Тависович ФАРИТОВ / Vyacheslav FARITOV

| Маргинальные феномены человеческого бытия: метафизика разврата / Marginal Phenomena of Human Being: Metaphysics of Debauchery |

ключом ко всем знакам. Сексуальность становится здесь «трансцендентальным означаемым». Р. Сафрански в своей интеллектуальной биографии Ницше высказывает предположение, что в школьные годы юный ученик Шульпфорты мог быть соблазнен или изнасилован неким бродячим поэтом Э. Ортлеппом. О сексуальности философа еще при его жизни ходили различные толки. Ницше рано потерял отца, воспитывался в окружении женщин, никогда не был женат - обстоятельства вполне достаточные, чтобы представлять философа в качестве гомосексуалиста или хронического онаниста (подобные предположения высказывал о Ницше Рихард Вагнер). Но Сафрански предупреждает о бесплодности всяких попыток сделать из этой сферы ключ к пониманию жизни и философии Ницше: «Однако при этом чудовищно-беспредельное жизни, к которому обращено мышление Ницше, будет редуцироваться к тайной истории его сексуальности. Ее пытаются сделать привилегированным местом события истины. Сексуальности придается статус личностной истины. Это, быть может, самая значительная выдумка об истине ХХ столетия, но возникла она еще в XIX столетии. Ницше страдал от грубости и скрытой агрессивности подобной воли к истине, которая делает заключение о личности, исходя из ее сексуальности. И хотя он тоже исследовал сферу инстинктов, он обнаруживал в ней бесконечное многообразие - в этом отношении он был политеистом и не признавал лишенного всякой фантазии монотеизма сексуальных детермини-

стов»

24

Эрос должен быть преображен, высшее должно быть раскрыто в низшем, а низшее возведено к высшему. Такова основная интенция русской религиозной философии: «Субли-

25

мация есть возведение низшего к высшему»25. Полемизируя с Фрейдом, Вышеславцев отмечает: «Сказать, что статуя есть только сублимированный мрамор; любовь и религия -только сублимированная сексуальность; наука, искусство, культура - только сублимированное хозяйство (марксизм) - значит повторить классическую ошибку. Именно не только! Настоящая сублимация есть творчество, т.е. создание совершенно новой, ранее не бывшей ступени бытия»26.

Понимание эроса как личностного экстаза, выхода за пределы возможностей человека как тварного существа, творческой мощи единения и слияния представлено у современного философа и богослова Х. Яннараса. Разврат и распутство представляют собой, согласно Яннарасу, проявление отчуждения эроса. Однако и в этом отчужденном эросе сохраняется его истинная, экстатическая природа: «Критерий причастности Благу, то есть жизни, - тяга к единению и дружбе. И эта тяга сохраняется во всяком страстном желаний жизни, пусть даже самой дурной жизни. Она сохраняется именно потому, что вожделение всегда соотносительно и потому удерживает, в большей или меньшей степени, динамику личностного эк-стаза, выхода за пределы бытийной самодостаточности природы. Вожделение есть желание и жажда полноты, а следовательно -осознание неполноты, которая может быть

163

24 Сафрански Р. Ницше: биография его мысли. М.: Издательский дом «Дело», 2016. С. 302-303.

25 Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. С. 110.

26 Там же. С. 111.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Вячеслав Тависович ФАРИТОВ / Vyacheslav FARITOV

| Маргинальные феномены человеческого бытия: метафизика разврата / Marginal Phenomena of Human Being: Metaphysics of Debauchery |

восполнена только кем-то или чем-то «другим», внешним по отношению к индивидууму. Именно к этой, пусть недостижимой, полноте нас «влечет», толкает вожделение»27. Такое понимание эроса ближе к философии жизни Ницше, нежели фрейдистские попытки абсолютизации сексуальной сферы.

Кризис европейской метафизики имеет своим последствием утрату этого направления творческой энергии на преображение Эроса. Уже у А. Шопенгауэра становится явным это соскальзывание метафизической проблематики к тому вульгарному натурализму, который впоследствии проявится с полной силой в психоанализе: «То, что вслед за актом служения роду, т. е. за оплодотворением, у каждого мгновенно наступает истощение и ослабление всех сил, а у большинства насекомых даже смерть, вследствие чего Парацельс сказал: «Seminis emissio est partis animae jactura» («Извержение семени есть утрата части жизни» (лат.)); то, что у человека утрата возможности оплодотворения свидетельствует о приближении смерти; то, что неумеренное пользование этой силой в любом возрасте сокращает жизнь, а воздержание, напротив, способствует росту сил, особенно мускульных, чем и пользовались греческие атлеты; что такое воздержание может продлить жизнь насекомого даже до следующей весны - все это указывает на то, что жизнь индивида, в сущности, только взята взаймы у рода и что жизненная сила - это как бы искусственно сдерживаемая сила рода»28. Шопенгауэровская «Метафизика половой

27 Яннарас Х. Хайдеггер и Ареопагит, или об отсутствии и непознаваемости Бога. М.: Директ-Медиа, 2014. С. 58.

28 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. Минск: ООО «Попурри», 1998. С. 503.

любви» сохраняет метафизику лишь на уровне формы. В содержательном плане от метафизики здесь уже практически ничего не остается, поскольку высшее редуцируется к низшему. Последнее и есть разврат, что было показано нами на предыдущих страницах.

Список литературы

1. Августин Аврелий Блаженный О Троице. М.: РИПОЛ-Классик, 2018. 429 с.

2.

Бердяев Н.А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М.: Издательство «Э», 2016. 512

с.

3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С.254-581.

4. Блаженный Августин Исповедь. - Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006. 336 с.

5. Булгаков С. Утешитель. О Богочеловечестве. Часть II. - Paris: YMCA Press, 1936. 445 с.

6. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. СПб.: Издательство Олега Абышко; Пальмира, 2017. 631 с.

7. Великий покаянный канон. Творение святого Андрея Критского, читаемый в понедельник, вторник, среду. С прибавлением жития преподобной Марии Египетской. М.: Сибирская Бла-гозвонница, 2016. 237 с.

8. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. 368 с.

9. Златоуст Иоанн, святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах. Книга первая. М.: Сибирская Благозвонница, 2016. 734 с.

10. История частной жизни: под общей ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби. Т. 1: От Римской империи до начала второго тысячелетия. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 800 с.

11. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. СПб.: Азбука, 2014. 416 с.

164

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Вячеслав Тависович ФАРИТОВ / Vyacheslav FARITOV

| Маргинальные феномены человеческого бытия: метафизика разврата / Marginal Phenomena of Human Being: Metaphysics of Debauchery |

12. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 4: Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Культурная революция, 2007. 432 с.

13. Сафрански Р. Ницше: биография его мысли. М.: Издательский дом «Дело», 2016. 456 с.

14. Фаритов В. Т. Этика нигилизма: жажда небытия // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2018. № 1 (23). С. 21-34.

15. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. Минск: ООО «Попурри», 1998. 832 с.

16. Яннарас Х. Хайдеггер и Ареопагит, или об отсутствии и непознаваемости Бога. М.: Директ-Медиа, 2014. 121 с.

17. Nietzsche F. Gesammelte Werke. Köln: Anaconda Verlag GmbH, 2012. 972 S.

References

1. Aurelius Augustinus Hipponensis Confessiones. CreateSpace Independent Publishing Platform. 2014 Publ., 2010. 244 p. (In Latin).

2. Aurelius Augustinus Hipponensis De Trinitate. Mediatrix Press Publ., 2015. 306 p. (In Latin).

3. Berdjaev N.A. Russkaja ideja. Mirosozercanie Dostoevskogo (Russian idea. World outlook of Dostoevsky). Moskow.: Izdatel'stvo «Je» Publ., 2016. 512 p. (In Russian).

4. Berdjaev N.A. Smysl tvorchestva (The meaning of creativity). Moskow: Pravda Publ., 1989. pp. 254581. (In Russian).

5. Bulgakov S. Uteshitel'. O Bogochelovechestve. Chast' II (Comforter. About God-manhood. Part II). Paris: YMCA Press Publ., 1936. 445 p. (In Russian).

6. Bulgakov S.N. Svet Nevechernij (Light Non-Evening). St. Petersburg: Izdatel'stvo Olega

Abyshko; Pal'mira Publ., sian).

2017. 631 p. (In Rus-

7. Chrysostom St. J. The Homilies On The Gospel Of St. Matthew. Jazzybee

8. Faritov V.T. Jetika nigilizma: zhazhda nebytija (Ethics of nihilism: thirst for nothingness) Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija «Filoso-fija. Filologija» (Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series «Philosophy. Philology»). 2018. no. 1 (23). pp. 21-34. (In Russian).

9. Histoire de la vie privée, tome 1 : De L'Empire romain à l'an mil. Seuil Publ., 1999. 668 p. (In French).

10. Lotman Ju.M. Vnutri mysljashhih mirov (Inside the thinking worlds). Sankt-Peterburg: Azbuka Publ., 2014. 416 p. (In Russian).

11. Nietzsche F. Gesammelte Werke. Köln: Anaconda Publ., 2012. 972 p. (In German). Publ., 2012. 1177 p. (In English).

12. Safranski R. Nietzsche. Biographie seines Denkens. FISCHER Taschenbuch. Publ., 2016. 456 p. (In German).

13. Schopenhauer A. Die Welt als Wille und Vorstellung. Hofenberg Publ. 2016. 866 p. (In German).

14. Velikij pokajannyj kanon. Tvorenie svjatogo An-dreja Kritskogo, chitaemyj v ponedel'nik, vtornik, sredu. S pribavleniem zhitija prepodobnoj Marii Egipetskoj (The Great Penitential Canon. Creation of St. Andrew of Crete, read on Monday, Tuesday, Wednesday. With the addition of the life of St. Mary of Egypt). Moskow: Sibirskaja Blagozvon-nica Publ., 2016. 237 p. (In Russian).

15. Vysheslavcev B.P. Jetika preobrazhennogo Jerosa (Ethics of the Transformed Eros). Moskow: Respublika Publ., 1994. 368 p. (In Russian).

16. Yannaras Ch. On the Absence and Unknowability of God: Heidegger and the Areopagite. CONTIN-NUUM 3PL Publ., 2006. 136 p. (In Greek).

165

| 1 (38) 2020 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.